Агриков меч что это такое
Загадочные артефакты древности: Агриков-меч
По преданию, меч этот испускал во тьме голубоватое свечение и имел сверхъестественные свойства: рубил в шепки любые воинские доспехи. В бой с богатырём, вооружённым мечом Агрика, враги даже не вступали, поворачивали вспять. Как меч оказался на Руси?
На этот вопрос нет ответа. В былинах есть только рассказы о том, как меч-кладенец богатыри получают из рук Святогора или находят его в глубокой пещере. Но вот что интересно. Летописи свидетельствуют, что одним из самых бесстрашных полководцев Древней Руси был князь Андрей Боголюбский (род. около 1109 г.).
В 1149 году «обеступленный» (окружённый) врагами, на раненом коне, князь выхватил меч и, просто высоко держа его над головой, сумел прорваться к своим. Очевидно, это был тот самый момент, когда для устрашения врага достаточно было лишь продемонстрировать чудо-оружие.
В Крестовоздвиженском храме князю Петру является отрок и показывает Агриков меч, лежащий в расщелине алтарной стены
Так при каких же обстоятельствах у Андрея Боголюбского появился заветный меч? А вот при каких. Отцом Андрея был Юрий Владимирович Долгорукий, князь Ростовско-Суздальской земли.
До 1149 года летописные источники о жизни молодого князя ничего не говорят. Исследователи А. Рыбалка и А. Синельников в книге «Тайны русских соборов» делают предположение о том, что после смерти жены-половчанки Юрий Долгорукий отправил свадебное посольство во главе со своим сыном-отроком Андреем в Византию, к Елене Комнин.
Сватовство прошло успешно, и невеста увезла на Русь в качестве приданого, кроме прочего, икону Богородицы «Умиление», написанную самим Лукой Евангелистом, прославившуюся впоследствии как икона Владимирской Божией Матери.
Но как после этого сложилась судьба самого Андрея Боголюбского, «основоположника обустроенной русской государственности» (так назвал его известный русский историк СМ. Соловьёв)? По мнению вышеназванных исследователей, Боголюбский принял участие в крестовых походах и вступил в орден тамплиеров.
В подтверждение своей точки зрения эти авторы приводят следующие строки из старообрядского «Жития Андрея Боголюбского»: «Многая леты в Святая Земли Иерушаломе Граде бываху у Святого Гроба в посте и молитве, служа присно дево Марии Богородице вправду и без корысти, премногая мудрости наповняхусь, яко бе Шоло-мон царь, во храме его Святая Святых пребывахом».
Нелишним при этом будет напомнить, что полное название ордена тамплиеров звучит так: «Братство бедных слуг Христовых, всадников Девы Марии, Иерусалимской Богородицы Соломонова храма».
Ну а после убийства князя, с началом усобицы, во время которой любимый князем Андреем град Владимир переходил из рук в руки, меч спрятали в одном из монастырей города Мурома.
Началось всё в Муроме в годы правления князя Павла, старшего брата Петра. У Павла была красавица жена, к которой в отсутствие мужа повадился прилетать крылатый змей, принимавший его облик. Княгиня обо всём поведала мужу. Князь долго думал, как извести «врага рода человеческого», и придумал.
Он повёл Петра в алтарь, где в щели между камнями алтарной стены лежал этот меч. Поговорив с Павлом в его покоях и показав ему меч. Пётр пошёл навестить княгиню. И что же он видит? Рядом с княгиней сидит его брат, которого он только что оставил в дальних покоях.
Удостоверившись, что в покоях княгини оборотень, Пётр поразил его Агриковым мечом. Но в предсмертных судорогах змей забрызгал князя своей кровью, и тот покрылся гноящимися язвами. Ну а дальше — рассказ о выздоровлении князя благодаря врачеванию девы Февронии.
Что же скрыто за этой легендой? Может, в «заповедных и дремучих, страшных муромских лесах» действительно водились крылатые змеи, принимавшие человеческий облик? А может, скрыты в ней вполне земные дела?
И сошлись Хостоврул с Евпатием
В быстротечной схватке отряд Хостоврула был практически весь уничтожен, что озадачило Батыя. Даже если признать, что Евпатий Коловрат был богатырём из богатырей, всё равно как он мог один расправиться с десятками хорошо вооружённых врагов? Может, у Коловрата в руках был Агриков меч? Может, за ним и отлучался он из Рязани, когда узнал о надвигающейся угрозе?
Столкнувшись с невиданным доселе сопротивлением, Батый решил окружить стоянку отряда Коловрата, у которого в живых остались лишь четыреста дружинников, многотысячным войском и подвезти «пороки» (метательные орудия). Не вступая в открытую схватку, монголы забросали отважных русичей камнями. А потом по приказу Батыя воины принесли к нему тело Евпатия Коловрата.
В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится: «И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О, Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».
Знал ли Батый о существовании Агрикова меча? Трудно сказать. По крайней мере, приведённые слова из «Повести о разорении Рязани» внушают надежду, что чудо-меч был вынесен с поля боя оставшимися в живых русскими воинами.
Подтверждением того, что пределов Руси меч не покидал, являются события, случившиеся более чем через семьсот лет после той битвы.
По некоторым данным (материалы засекреченной организации «Аненербе», действовавшей в составе СС), в декабре 1941 года фельдмаршал фон Бок получил директиву Гитлера о запрете обстрелов и бомбёжек пятикилометровой зоны вдоль Оки, от Рязани до Мурома.
В эти места была десантирована группа коммандос из «Аненербе», занимавшейся самыми секретными делами рейха: от создания «техно-магических» дисколётов и другого Wunderwaffe («чудо-оружия») до поиска чаши Грааля и Агрикова меча. Декабрь, конечно, не самый подходящий месяц для поисков и раскопок, тем более в условиях боевых действий.
Но, по всей видимости, гитлеровцы располагали достоверными сведениями о нахождении на Рязанщине чудо-меча. Некоторые исследователи считают, что почерпнуть такие сведения они могли из российского летописного свода, перекочевавшего за границу во время революции 1917 года и гражданской войны.
Надо знать, что идеология фашизма произрастала из оккультно-мистических корней, питаемых всем, чем угодно: от теории превосходства «нордической расы» до «откровений» германских языческих жрецов. Находилось в ней место и артефактам, которые Гитлер хотел «поставить рядом с собой для ощущения вселенской силы и могущества».
Что касается гитлеровских коммандос, засланных в муромские леса, то, говорят, выбраться за линию фронта смогли только двое из них, с обмороженными и пустыми руками.
Из журнала «Чудеса и приключения» (2013)
Меч-кладенец сына Ирода и настоящее кольцо всевластия. Истории сказочных артефактов
Почти библейский богатырь
Тут, конечно, сложно говорить о реальности прототипа. Скорее, можно утверждать, что в древних исторических документах есть эпизоды, которые поражали воображение, могли быть множество раз пересказаны и в конце концов превратиться в сказку.
Что с ним (мечом) происходит в течение следующей тысячи с лишним лет, вообще тайна. А потом он возникает в древнерусских летописях. Во времена Юрия Долгорукова (стало быть, XII век) тамплиеры (представители Ордена бедных рыцарей Христа) провели раскопки на территории храма Соломона в Иерусалиме. И нашли в числе прочего легендарный святой Грааль и тот самый Агриков меч. А сын князя Юрия Андрей Боголюбский, надо сказать, вступил в орден тамплиеров и участвовал в крестовых походах. И рыцари в благодарность наградили его удивительным артефактом. Причём новому владельцу довелось испытать его мощь. Летопись гласит, что в 1149 году во время одного из междоусобных сражений он оказался во вражеском кольце верхом на израненном коне. И в этот момент он поднимает над головой меч. Светился он, нет ли — неясно, а только войска противника в ужасе начали расступаться, и Андрей без всякой драки вышел из окружения и присоединился к своим.
Фото © Public Domain
Эту информацию мгновенно расшифровали. Пётр — это брат мужа. Агриков меч — это Агриков меч. Пётр, правда, не знал, где именно его спрятали. Ермолай-Еразм пишет, что он пришёл в храм молиться, ему было явление: ангел показал, куда идти. Меч лежал в алтарной стене, в щели между камнями. Кладенец, понимаете? Пётр берёт его, идёт домой и заходит в покои брата. Там сидит Павел. Один. Далее Пётр направляется в покои княгини. Там с ней Павел. Младший князь всё понял. Он вернулся обратно, велел брату никуда не уходить, снова пошёл к снохе и со всего размаху этим мечом по подложному князю ударил.
Кадр из мультфильма «Сказ о Петре и Февронии»
Кровь змея забрызгала Петра, и его кожа покрылась гнойными струпьями, он заболел проказой. И тут начинается его история любви. Все вокруг развели руками, мол, знахарство тут бессильно. А потом больному приснилось, что его вылечит одна девушка, которая живёт в Рязанском княжестве. И имя во сне назвали — Феврония. И село — Ласково. В общем, чёткое направление. Кстати, не сочтите, пожалуйста, за кощунство, просто удивительный эпизод: Феврония-то Петра, можно сказать, шантажом вынудила жениться! Она выдвинула это как непременное условие излечения. Пётр думал было уклониться, тем более что родня категорически против неравного брака была: он — князь, а она — дочь простого бортника, пчеловода то есть. Так вот, опять женская смекалка сработала: Пётр жениться не стал, но того не знал, что один струп умная девушка ему принципиально не стала долечивать. Легко себе представить, как он, довольный, уезжает, а она загадочно улыбается и машет ему рукой. В общем, вероломный пациент довольно скоро вернулся.
Наверное, настоящего Голлума звали Сильвианом, раз он так горевал из-за этого кольца. Но, судя по всему, ему «его прелесть» даже перед смертью так и не досталась. Итак, знаменитой саги не было бы, если бы не один простой крестьянин из деревни Силчестер в графстве Гэмпшир на юге Великобритании. Однажды в 1785 году он просто вспахивал поле и нашёл в земле кольцо. Вот это самое.
Кольцо Сильвиана в историческом поместье Вайн (Гэмпшир, Великобритания). Фото © Flickr / Richard Turner
Золотое, с печатью и какой-то надписью. Диаметр — 25 миллиметров. Явно на мужскую руку. А надпись такая: SENICIANE VIVAS IIN DE. Нетрудно догадаться, что это латынь. Однако, по мнению специалистов, тут сразу две ошибки: почему-то в слове IIN два раза выгравирована буква I и в конце фразы нет буквы О — для неё, получается, просто места не осталось. То есть должно было быть так: SENICIANE VIVAS IN DEO. Тогда это можно было бы перевести как «Сенициан, живи в Боге». Считается, что это довольно традиционная надпись для римских христиан. Впоследствии было установлено, что в этих местах в своё время действительно было обширное римское поселение. И да, на кольце отпечатано лицо богини Венеры. Во всяком случае, подпись гласит, что изображена она.
Так вот. Казалось бы, любопытно, но не более того. По основной версии, хозяин расположенного неподалёку поместья оказался коллекционером древностей и выкупил эту вещь у фермера. Много лет кольцо просто лежало в доме. Упоминание о нём осталось в фамильных книгах. Вот, собственно, и всё. И вдруг в начале XIX века в 130 километрах к северо-западу от Силчестера, а именно в городке Лидни, начинаются археологические раскопки. На этом самом месте, по мнению учёных, был храм, посвящённый древнему кельтскому божеству Ноденсу. Он был седой, бородатый, вроде Деда Мороза, только более грозный, пожалуй. Покровительствовал охоте, да и сам промышлял ловлей разных, между прочим, страшных и ужасных мифических существ. А ещё ему молились насчёт здоровья. И на руинах этого храма находят свинцовую табличку. Тоже с надписью, тоже на латыни, и содержатся там самые что ни на есть отчаянные проклятия.
«DEVO NODENTI SILVIANVS ANILVM PERDEDIT DEMEDIAM PARTEM DONAVIT NODENTI INTER QVIBVS NOMEN SENICIANI NOLLIS PETMITTAS SANITATEM DONEC PERFERA VSQVE TEMPLVM DENTIS».
Попытаемся перевести так:
Богу Ноденсу. Сильвиан потерял кольцо и жертвует половину (его стоимости. — Прим. Лайфа) Ноденсу. Пусть никому из тех, кто носит имя Сенициана, не будет хорошего здоровья, пока кольцо не вернут в храм Ноденса
Судя по тому, что кольцо нашли не в храме, мы можем сделать вывод, что похищенное так и не вернули. Если это всё так, какой, однако, подлец этот Сенициан: украл и под себя переписал — ни стыда ни совести. Так ещё и малограмотный. Но всё-таки: что ж так убиваться-то? Жаль, конечно, но если у тебя был такой золотой перстень, то, надо думать, ты был вообще человек состоятельный. Что это кольцо могло такого значить для безутешного Сильвиана? Память? О чём? О ком? А может, действительно, символ власти какой-то? Вроде официального документа, подтверждающего, что ты властелин.
Исследователям очень понравилась эта история. Особенно выдающемуся археологу сэру Мортимеру Уилеру. В 1929 году он побывал на месте раскопок, ознакомился с табличкой, осмотрел кольцо. В какой-то момент он понял, что ему нужна консультация филолога, и обратился к лучшему, на его взгляд, специалисту в стране — профессору Оксфордского университета. И звали этого профессора. Правильно. Джон Рональд Руэл Толкин.
Если он именно чёрный, в форме квадрата или параллелепипеда, да ещё и с какими-то надписями, то сразу возникают прямо-таки многочисленные книжные образы. Тут тебе и «Мифы Ктулху» Говарда Лавкрафта, и «Заповедник гоблинов» Клиффорда Саймака. Да что там, даже в «Космической одиссее» Артура Кларка есть загадочный, правда, идеально ровный чёрный монолит, который прислали инопланетяне, чтобы сделать из полуобезьян разумных людей. Естественно, не стоит утверждать однозначно, но всё-таки это факт: все эти произведения написаны через много лет после того, как знаменитый итальянский археолог Джакомо Бони устроил раскопки на Римском форуме. Этот человек мечтал о новом возрождении Римской империи. Даже интересовался нацистской идеологией — считал, что это ближе к античности. Того, что эти нацисты творили, он увидеть не успел — умер в 1925-м. А в 1899 году он добился снесения нескольких «новодельных» зданий, которые стояли у него на пути, и начал искать. В древних источниках он прочёл, что именно в этом месте, рядом с храмом Антонина и Фаустины, находится некий чёрный камень. И что никто толком не знает, почему он там стоит. В воспоминаниях очевидцев сохранились описания того, как аккуратный, похожий на врача интеллигентный человек копался в траншее, вынимал из земли какую-то гадость. Даже поднимался над местом раскопок на воздушном шаре. И в конце концов нашёл.
Обелиск сделан из чёрного мрамора. Кстати, в Италии находится одно из крупнейших месторождений этого редкого камня, и именно древние римляне начали его добывать. То, что на этом камне написано, представляет собой древнейший образец латинской письменности. Половины слов не видно. Правда, сохранилась, к примеру, фраза о том, что тревожить это место, мягко говоря… да. Не рекомендуется.
Оружие святого змееборца. Тайна агрикова меча
16 сентября – Перенесение мощей блгвв. кн. Петра в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев
По сию пору ученые разгадывают код «Повести о Петре и Февронии Муромских», словно закодированное послание чужой разведки.
Автор как будто ведет через текст диалог с малым кругом таких же высокоумных книжников. Он вставляет в «Повесть» символы, шифры и знаки, которые представляют собой нечто вроде головоломки для начитанных людей.
Он как будто вопрошает с улыбкой: «А вот это, брат мой, знаешь, откуда взято? А это? А вот это слово, что обозначает в третьей позиции пятого смыслового ряда?»
А ведь когда-то любой хороший книжник мог с такой же улыбкой ответить автору: «Знаю, брат мой, знаю. Одни лишь простецы не знают…» Один из самых загадочных эпизодов в «Повести» — добывание Агрикова меча. Что за меч?
В Троицком монастыре древнего города Мурома лежат мощи двух знаменитых святых – Петра и Февронии. Они прославлены как покровители супружества, любви и верности. В Муром приезжают со всех концов России, чтобы припасть к мощам «Небесной двоицы» и попросить доброго жениха для девицы; мира в супружестве для рассорившихся мужа и жены; лада в душе для вдовицы или вдовца. Самое потаенное, самое уязвимое и самое теплое в жизни земной, что есть у человека, — семья, малая общинка, сокрытая от всех нескромных взглядов, — вот вечный удел Муромской четы, вот их власть, заступничество и служение.
Но помимо мощей осталась иная, едва ли не более известная память о жизни и подвигах муромской четы. Это «Повесть о Петре и Февронии Муромских», созданная в XVI веке. Автором ее, скорее всего, был рафинированный книжник-богослов Ермолай-Еразм. Из-под его пера вышло произведение, стяжавшее на Руси едва ли не самую большую популярность изо всего, что было написано до Петра I.
«Повесть о Петре и Февронии» — вещь сложная, многослойная, порой загадочная.
На первом плане – приключения: битва с темным чудовищем-змеем; любовь, побеждающая сословные предрассудки; боярский мятеж и его крах…
Иначе говоря, увлекательная интрига. За нею скрыто христианское поучение. Но если копнуть глубже, обнаруживается еще один пласт.
Автор как будто ведет через текст диалог с малым кругом таких же высокоумных книжников. Он вставляет в «Повесть» символы, шифры и знаки, которые представляют собой нечто вроде головоломки для начитанных людей. Он как будто вопрошает с улыбкой: «А вот это, брат мой, знаешь, откуда взято? А это? А вот это слово, что обозначает в третьей позиции пятого смыслового ряда?»
По сию пору ученые разгадывают код «Повести…», словно закодированное послание чужой разведки. А ведь когда-то любой хороший книжник мог с такой же улыбкой ответить автору: «Знаю, брат мой, знаю. Одни лишь простецы не знают…»
Один из самых загадочных эпизодов в «Повести о Петре и Февронии Муромских» — добывание Агрикова меча. Что за меч? Откуда он взялся на Русской земле, имея явно не русское и даже не славянское имя?
Этот чудесный «артефакт» нигде более не встречается в древней книжности нашей станы. Нет его и в древней устной традиции – былинах, сказках…
История Агрикова меча такова: правил в нем когда-то в Муроме благоверный князь по имени Павел. На него свалилось страшное несчастье: к супруге князя прилетал для блуда крылатый змей, коего посылал сам дьявол, искони ненавидящий род человеческий. Темная магическая сила змея позволяла ему являться княгине в образе мужа. В конце концов исчадие ада распознали. Тогда младший брат князя Павла, Петр (будущий святой преподобный Петр Муромский, во иноках Давид), добыл чудесный «Агриков меч» и насмерть поразил им змея.
Сущность Агрикова меча ученые объясняли по-разному. Из множества гипотез наиболее обоснованную такова: имя Агрика восходит к Дигенису-Акриту — герою древнерусской повести, являющейся переводом византийского эпического сказания.
«Жена Амира-царя приняла плод в утробе, мужеского пола, и родила сына, и нарекли его Акритом. А крестив его божественным крещением, нарекли ему имя “Прекрасный Девгений”».
Акритами назывались воины (легкая пехота или легкая кавалерия), охранявшие границы Византийской империи — наподобие наших богатырей или же более поздних казаков. Главный герой «Девгениева деяния» подвизался на военном поприща у реки Евфрат – на дальней восточной границе Империи.
«Девгениево деяние» завоевало стойкий же интерес у русского читателя.
Некоторые сюжеты «Девгениева деяния» перекликаются с «Повестью…». Например, не раз фигурирует меч. «Преславный Девгений двенадцати лет отроду стал мечом играть, а в тринадцать — копьем, а в четырнадцать лет захотел всех зверей одолеть…».
На охоте Девгений справляется с разными хищными зверями голыми руками, однако против льва и летящего змея (!) употребляет меч. Эта деталь роднит Девгения с змееборцами и львоборцами Священного Писания и Предания (архангел Михаил, святой Феодор Стратилат, великомученик Георгий, Праведный Царь Давид).
«Девгениево Деяние» повествует: «В ручье… сияние было и светилась вода, как свеча.
И не смел никто из храбрецов подойти к той воде, ибо было там много чудесного: в той воде жил огромный змей. Придя к ручью, сели все вокруг Девгения и начали омывать лицо его и руки. Он же сказал: «Моете руки мои, а им еще быть грязными». И не успел юноша договорить, как к ручью прилетел огромный змей, точно человек трехглавый, и хотел пожрать людей. Увидев его, Девгений быстро схватил свой меч, и вышел навстречу змею, и отсек три головы его, и стал мыть руки. И все спутники удивились той удали, что проявил юноша в борьбе с лютым зверем, и начали возносить хвалу Богу».
Роднит Девгения Акрита с Петром Муромским и его благочестие. Вступая в опасные поединки, Девгений уповает не на собственную силу, а на благоволение Господне. Этот мотив повторяется в «Девгениевом деянии» из эпизода в эпизод. Например, он проявляется в сцене битвы со львом: «Внезапно свирепый зверь выскочил из болота… И увидели они (отец Девгения со свитой. – Д.В., И.Л.) юношу, и стали следить, как бы не напал на него зверь. А Девгений в правой руке нес голову лося и двух убитых медведей, а в левой — разодранного лося. И крикнул ему дядя: “Иди, чадо, сюда и брось этих мертвых. Здесь иной зверь, живой, это не то что лося разорвать надвое: это свирепый лев, с великой осторожностью подходи к нему”. Отвечал ему юноша: “Господин мой, дядя! Надеюсь на Творца, и на могущество Божье, и на молитву родившей меня матери”.
И, ответив такими словами дяде, подбежал Девгений, быстро выхватил свой меч и пошел навстречу зверю. Зверь же, увидев идущего к нему юношу, зарычал, и стал бить себя хвостом по бокам, и, разинув пасть свою, прыгнул.
Но Девгений ударил его мечом по голове и рассек на две половины».
Еще один мотив сближает «Повесть о Петре и Февронии Муромских» с «Девгениевым деянием»: знакомство слуги Петра с Февронией началось в отсутствие ее отца; так же и с будущей женой, дочерью стратига, Девгений Акрит знакомится, когда отца ее нет в городе. Правда, Девгений внушает невесте любовь своей отвагой и силой, а в истории муромской четы скрепляющим раствором для брака является мудрость Февронии в соединении с христианским законом. Но невозможно отделаться от впечатления, что русский книжник нарочито «переиграл» сюжет «Девгениева деяния», пожелав придать ему большую сложность: разрушив конструкцию рыцарского романа, добавить черты этического трактата. Скорее всего, автор «Повести…» использовал «Девгениево деяние» именно так, т.е. в качестве строительного материала.
Для этого у него была весьма серьезная причина. Одного Агрика, вовсе не богатыря и ни в коей мере не змееборца, на Руси знали с XII века по переводному сочинению «Чудеса святого архиерея Христова Николы [Мирликийского]». Описание одного из посмертных чудес начиналось так: «Некто по имени Агрик, живший в земле Антиохийской недалеко от сарацин, был очень богат и сильно любил святого Николу, имея единственного сына и творя каждый год память святому Николе: канон, утреню, и литургию; и ставил две трапезы: первую — братии Божией, убогим, а после литургии — родственникам, друзьям, соседям и иным».
В древнем повествовании о чуде нет никакого меча. Агрику, по крепкой вере его, святой Николай Мирликийский чудесным образом вернул сына Василия. Тот оказавшегося пленником сарацин и попал на остров Крит, в услужение к царю Амире. Ни Василий, ни отец его руки не подняли, чтобы защититься от врагов в бою. Христиан пленили без битвы, в результате внезапного нападения. Да и вернулся сын Агрика тоже вне батального контекста: сила небесная моментально перенесла его с Крита домой, рубиться ни с кем не пришлось.
Есть ли во всем этом перекличка с «Девгениевым деянием», нет ли, решать филологам. Но для русского книжника XVI века она, он, скорее всего, существовала — хотя бы из-за имени центрального персонажа.
Пусть Агрик из «Чудес святого архиерея…» и не располагал смертоносным клинком, как Агрик-Акрит из «Девгениева деяния», зато у него был несокрушимый меч веры. И, возможно, автор «Повести о Петре и Февронии Муромских» воспринимал антиохийского благочестивца-богача как постаревшего благочестивца-воина с Евфрата. Город-то Антиохия — взглянем на карту — расположен совсем недалеко от реки Евфрат! И если в прежние времена Агрик-Акрит разгонял врагов мечом, а ныне уже не может, то вера у него осталась, и они служит ему опорой и ограждением от несчастий.
Но история о спасении Агрикова сына Василия – сюжет не рыцарственный, а благочестивый. И ради него одного стоило повернуть приключения змееборца на иной лад, соединить их христианским поучением.
Вероятнее всего, «Агриков меч» снят старомосковским книжником с пояса провинциального византийского аристократа Девгения. История славного богатыря-Акрита с его сверкающим мечом – нечто, рожденное православным миром «греческого царствия» и хорошо известное во «царствии русском». Удалец-Рюрикович из рода муромских князей возобновляет славу древнего христианского змееборчества на Руси. Что может быть яснее?
Бог весть, какими путями добрался клинок византийского воина в земли муромские. Не важно это, ведь тут стоит искать иносказание, а не «вторую часть» рыцарского романа. «Агриков» или «Акритов» клинок представляет собой меч веры, обращенный против исчадий ада, — что на берегах Евфрата, что на берегах Оки.