Акватория невы что это
Река Большая Нева в Санкт-Петербурге
Большая Нева — левый и основной рукав реки Невы, протекающий по центру и юго-западной части Санкт-Петербурга, и впадающий в Невскую губу Финского залива Балтийского моря. На многих картах Большая Нева не выделяется в отдельную реку, но в лоции обозначена именно так. За границу начала Большой Невы принято считать место ниже Литейного моста, где направо отделяется река Большая Невка. У восточной части Васильевского острова направо от Большой Невы уходит ещё один рукав — Малая Нева. За устье реки Невы (Большой Невы) принимается створ напротив Невских ворот Санкт-Петербургского морского порта у входа в Гутуевский ковш.
Длина Большой Невы 7,5 км, ширина у Дворцового моста — 350 метров. В районе морского порта имеет ширину до 800 метров. Наименьшая глубина Большой — 8,6 метров, а наибольшая — 14,8 метров.
Большая Нева и рукава Невы на карте:
Стрелка Васильевского острова:
Фото: Михаил Архипов, 2019 год.
Большая Нева, Университетская набережная:
Фото: Михаил Архипов, 2019 год.
В 1 миле от устья Большой Невы в нее впадает Фонтанка, вытекающая из той же Большой Невы у Летнего сада, почти напротив истока Большой Невки. Здесь же, несколько ниже устья Фонтанки, из Большой Невы вытекает река Екатерингофка, отделяющая от материка острова Гутуевский, Вольный и другие, на которых расположены причалы и строения Морского порта Санкт-Петербурга.
При впадении рукавов дельты Невы в Невскую губу образовались значительные отмели, между которыми проходят судоходные каналы и фарватеры, ведущие в Невскую губу. В месте впадения Большой Невы в Невскую губу находится Синефлагская мель, где глубина составляет 0,2 — 1,4 метра. Из Невской губы к устью реки Большая Нева, огибая с севера мель Золотой Остров и Синефлагскую мель, ведет Галерный фарватер. Корабельный канал ведет из Невской губы к устью реки Большая Нева и северному входу в порт Санкт-Петербурга — Невским воротам. С северной стороны канала расположена мель Золотой Остров и Синефлагская мель, а с южной стороны — Белая мель.
Фото: Михаил Архипов,2011 г.
Акваторию Большой Невы пересекают два моста — Дворцовый мост и Благовещенский мост, а по берегам проходят Университетская набережная и набережная Лейтенанта Шмидта (правый берег) и Английская набережная (левый берег).
По берегам Большой Невы расположены такие объекты как Адмиралтейство, Кунсткамера, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургская Академия Художеств, Горный институт. В западной части расположены Адмиралтейские судоверфи и Большом морской порт Санкт-Петербурга, а на противоположном берегу — Балтийский судостроительный завод и находящийся на том же берегу выставочный комплекс «Ленэкспо».
«Адмиралтейские верфи». 2018 г. Фото: Михаил Архипов
«Балтийский завод». 2018 г. Фото: Михаил Архипов
Акватория морского порта. 2019 г. Фото: Михаил Архипов
Васильевский остров. 2019 г. Фото: Михаил Архипов
«Ленэкспо». 2011 г. Фото: Михаил Архипов
На Большой Неве нет пассажирских причалов для речных прогулочных судов, но расположены два причала, принимающие небольшие морские круизные суда — «Набережная Лейтенанта Шмидта» на правом берегу и «Английская набережная» на противоположном берегу, а при устье Большой Невы расположен Морской вокзал Санкт-Петербурга. На набережной Лейтенанта Шмидта находится место стоянки грузовых судов, следующих вверх по реке и ждущих разводки мостов, а также следующих в порт сверху.
Морской вокзал. 2019 г. Фото: Михаил Архипов
Смотрите также (рукава, протоки и каналы Невы):
ОБ ИСТОРИИ ПРАЗДНЕСТВ В АКВАТОРИИ НЕВЫ
Акватория Невы в дни крупнейших общегородских торжеств в Санкт-Петербурге.
Водное пространство Санкт-Петербурга практически с самого момента основания города стало неотъемлемой частью его повседневной жизни. Поэтому неудивительно, что река Нева неоднократно становилась местом праздничных торжеств, причем само открытие навигации по Неве на протяжении XVIII-XIX столетий ежегодно сопровождалось тожественной церемонией.
Здесь хотелось бы отметить, что первым крупным морским празднеством в акватории Невы стало прибытие этого Ботика в Санкт-Петербург в мае 1723 г.
Следующим крупным общегородским празднеством, сопровождавшимся парадом в акватории Невы, стал 200-летний юбилей основателя города, Петра Великого, праздновавшийся 30 мая 1872 г. В составленной программе снова указывалась желательность участия в данном мероприятии Ботика Петра Великого, однако он отправился в Москву на Политехническую выставку.
Торжественная церемония отправления Ботика Петра Великого в Москву состоялась 28 мая 1872 г. Она носила официальный характер – к Ботному домику, возле которого был поставлен почетный караул (причем два часовых от лейб-гвардии Преображенского и лейб-гвардии Семеновского полков были в форме своих полков петровского времени), прибыл генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич, являвшийся главой военно-морских сил России, и официально известил коменданта крепости Н. Д. Корсакова, что он прислан с членами адмиралтейств-совета, по высочайшей воле, принять Ботик императора Петра I, для отправления на московскую политехническую выставку (причем коменданту была отдана расписка в получении судна). После этого Ботик был перенесен на Невскую пристань и поставлен на приготовленную для него баржу, которую взял на буксир катер генерал-адмирала, после чего началось торжественное следование баржи с Ботиком по Неве, мимо расставленных по реке военных судов и яхт, к памятнику Петру I на Петровской (Сенатской), вокруг которого находились в параде солдаты гвардейских полков. Эту процессию сопровождали катер коменданта крепости, а также катера других начальствующих лиц. На пристани возле памятника Ботик был встречен духовенством и после молебна отправился дальше на Путиловскую пристань для отправки в Москву по железной дороге.
30 мая в официальной части программы вместо Ботика участвовала верейка петровского времени, которая после молебствия в Петропавловском соборе была перевезена к Петровской площади (где состоялись молебствие возле памятника Петру I и затем воинский парад) в сопровождении ряда судов. Обозреватель газеты «Русский инвалид» писал об этом зрелище: «И без того красивая наша Нева представляла в эту минуту зрелище неописанной прелести. В два ряда, вдоль правого и левого берега, тянулась цепь паровых и парусных судов, как военных, так и частных, расцвеченных множеством пестрых флагов, во время шествия процессии, они отдавали ей честь и сопровождали музыкой. Подходя к Николаевскому мосту, суда процессии заворачивали и приставали к двум пристаням: против памятника и у Сената». Кроме того, в тот же день яхт-клубом на Неве была устроена гонка гребных судов.
Большим морским парадом сопровождалось также и празднование 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в мае 1903 г. В нем участвовали суда всех столичных яхт-клубов, количество которых значительно увеличилось к тому времени – Императорского, санкт-петербургских: «речного», «парусного», «шуваловского», «Петровского», «невского» и «гаваньского парусного общества». Вытянувшись в две линии от здания Эрмитажа, они доходили почти до Троицкого моста (всего насчитывалось 87 судов). Кроме того, в церемонии принимали участие три парохода министерства путей сообщения, два судна пограничной стражи, несколько портовых судов, а также императорская яхта «Полярная звезда», яхта наследника престола «Зарница», яхта генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича «Стрела» и пароход управляющего морским министерством «Нева». «Гвоздем» морской программы снова стала верейка петровского времени, установленная на барже. Баржу, как и в случае с Ботиком, сопровождали катера лейб-гвардии Преображенского и лейб-гвардии Семеновского полков, а также катер коменданта Санкт-Петербургской крепости генерала от инфантерии А. В. Эллиса и катера членов адмиралтейств-совета.
Возрождение водных торжеств на Неве в дни рождения Санкт-Петербурга относится уже к началу следующего столетия.
Экспедиция на дно Невы: что скрывает под собой синяя гладь акватории Петербурга
Водолазы внимательно изучают то, что прячется под толстым слоем ила. И уже обнаружено более ста интересных для историков объектов.
Фото, видео: ТАСС / Ковалев Петр; 5-tv.ru
Тайны прошлого отрылись водолазам, которые приступили в Петербурге к исследованию дна Невы. Гидролокаторы обнаружили под толстым слоем ила более ста объектов, среди которых могут быть даже барки петровских времен.
Сергей Хайдаров о первых открытиях.
«Это уже создано исходя из водолазного и аппаратного обследования. То есть нарисована достаточно точная картина того что мы видим на дне».
На эскизе наброски так называемой «барки». На этих деревянных судах в XVIII–XIX и XX веках перевозили товары по торговым путям. Предположительно точно такая же лежит под водой в самом центре Петербурга.
Уровень воды в Неве поднялся, ветер не самый сильный — это близко к идеальным условиям для водолазов. На глубине видимость два-три метра. Уже спустя пару минут исследователь подает сигнал — обнаружено деревянное судно, наполовину зарывшееся в грунт.
«Остались конструкции борта, шпангоуты, местами палуба… Такелажи отсутствуют», — поясняет водолаз-исследователь Алексей Дурус.
На данный момент исследовано 80 процентов дельты реки Невы. Обнаружены 150 гидроакустических аномалий. И далеко не факт, что все они представляют из себя культурную или историческую ценность. За долгие годы дно покрылось еще и мусорным слоем который может сбить исследователей с толку.
«Это может быть и шина от автомобиля, и старый холодильник и так далее. Из них объектов мы насчитали порядка 80-ти», — говорит водолаз-исследователь, исполнительный директор центра подводных исследований Сергей Фокин.
Самое сложное для исследователей даже не обнаружить объект, а распознать его. Как правило, сохранность оставляет желать лучшего. Когда судно было выпущено и для каких целей — подсказывают детали. К примеру, на этой барке нашли следы Великой Отечественной.
«Гранитная стенка в этом месте очень сильно повреждена осколками. Либо уже под водой, либо еще на поверхности она была подвержена бомбардировке. Крупный авиационный боеприпас нанес и ей ущерб существенный и стенке набережной», — рассказывает научный сотрудник института археологии РАН и центра подводного археологического наследия Айвар Степанов.
По словам специалистов, сейчас дно реки Невы больше напоминает своеобразное кладбище для судов. Корабли здесь тонули еще во времена Петра Первого Причины для этого были самые разные. От банальной ошибки экипажей из-за которой сталкивались корабли, до погодных условий. Лед покрывал толстым слоем поверхность реки чем сдавливал деревянные корпуса кораблей и тем самым их ломал.
Исследования Невы показали, что сейчас на дне лежат по меньшей мере семь-восемь различных типов судов. Их отдельные детали поднимут на поверхность для научного анализа, но сами корабли так и останутся под водой. Технически — поднять судно можно, но вот сохранить и сделать к примеру экспонатом, учитывая состояние, практически невозможно.
Акватория невы что это
Содержание
Происхождение названия
Финское слово активно употребляются в современном финском языке, в топонимике в том числе, в виде слова neva, означает тип болотистой местности — переходные болота. Не имеет аналогов в финно-угорских языках, что свидетельствует о собственно финском происхождении.
Шведская версия самая слабая — во всех шведских источниках река называется Невой, шведская экспансия в Финляндию началась слишком поздно, когда местность в округе уже была заселена и названия уже были даны.
В древнерусской традиции название Нева к реке впервые применяет «Повесть о житии Александра Невского» (XIII век). До этого название др.-рус. Нево применялось к Ладожскому озеру.
Физико-географическая характеристика
История формирования дельты
В палеозое 300—400 млн лет назад вся территория современной дельты реки Невы была покрыта морем. Осадочные отложения того времени — песчаники, пески, глины, известняки — покрывают мощной толщей (свыше 200 м) кристаллический фундамент, состоящий из гранитов, гнейсов и диабазов. Современный рельеф образовался в результате деятельности ледникового покрова (последнее, Валдайское оледенение закончилось около 12 тыс. лет назад). После отступания ледника образовалось Литориновое море, уровень которого был на 7—9 м выше современного уровня Балтийского моря. По Приневской низменности с востока на запад примерно по современному руслу реки Невы протекала река Тосна, впадавшая в залив Литоринового моря. На севере Карельского перешейка Литориновое море соединялось широким проливом с Ладожским озером. Река Мга в то время текла на восток и впадала в Ладожское озеро в районе современного истока Невы; её бассейн был отделён водоразделом от бассейна Тосны.
В районе Ладожского озера суша поднималась быстрее, и озеро со временем превратилось в замкнутый водоём. Уровень воды в нём стал подниматься, и когда он превысил уровень водораздела, озёрные воды, затопив долину реки Мги, прорвались в долину реки Тосны. В месте прорыва образовались пороги — нынешние Ивановские пороги на реке Неве. Таким образом, 4 тыс. лет назад возник пролив между Ладожским озером и Финским заливом, ставший долиной реки Невы, а реки Тосна и Мга стали её притоками.
Рельеф и гидрография реки
Вытекает из Ладожского озера в районе Шлиссельбурга, протекает по Приневской низине, впадает в Финский залив (Балтийское море). Её длина от Шлиссельбургской губы Ладожского озера до устья, при впадении Большой Невы в Невскую губу у Невских ворот Санкт-Петербургского торгового порта — 74 км. Расстояние от истока до устья Невы по прямой — 45 км.
При своей относительно небольшой длине, Нева занимает 6—7 место среди рек Европы по среднегодовому стоку.
Название реки | Средний расход воды в районе устья [10] | Площадь водосборного бассейна | Длина |
---|---|---|---|
Волга [11] | 7710 м³/с [10] | 1 360 000 км² | 3530 км |
Дунай [12] | 6550 м³/с | 801 463 км² | 2780 км |
Печора [13] | 4140 м³/с [10] | 322 000 км² | 1800 км |
Северная Двина [14] | 3490 м³/с [10] | 360 000 км² | 744 км |
Кама [15] | 4100 м³/с | 507 000 км² | 1805 |
Нева [7] | 2500 м³/с | 281 000 км² | 74 км |
Рейн [16] | 2500 м³/с | 224 400 км² | 1320 км |
Подводный Петербург. Что скрывает дно Невы?
О тайнах, которые хранят реки и каналы города, и тех, кто их исследует, – репортаж Натальи Бандуриной.
Все, что Нева забрала себе, то и хранит, укрывает толстым слоем ила. От непрошеных гостей защищается сильным течением, а поэтому ученым пришлось сильно потрудиться, чтобы сделать эти кадры. Уникальная находка – полуразрушенный деревянный остов корабля. Предположительно петровской эпохи. Точнее скажет радиоуглеродный анализ.
Скорее всего, барку раздавил лед. Частое явление для того времени. Погибали корабли во время наводнений или из-за навигационных ошибок – самое интересное, что никто и никогда не пытался исследовать акваторию большой Невы. А ведь именно здесь проходила трансконтинентальная магистраль великого волжского пути, знаменитый маршрут из варяг в греки. Для нас сейчас это красивый пейзаж. А раньше – мощный транспортный и торговый узел.
Работать в Неве, да и во всех городских реках и каналах, сложно. Во-первых сильное течение, воронки и водовороты. Во-вторых, плохая видимость. Водолазы иногда работают практически наощупь. А кроме археологических исследований, необходимо еще ремонтировать опоры мостов, обследовать набережные, прокладывать кабель.
Водолазы работали и на строительстве всех известных городских мостов, самым несчастливым из них считается Литейный.
Однажды во время строительства опора резко осела, и грунт вперемешку с водой рванул прямо в кессон, погибло 5 человек. Уже через год еще катастрофа – тогда кессон просто взорвался, жертв было уже больше 9 человек.
Рискуют они каждый раз, погружаясь в воду. Будь это 3 метра или 300 – неважно. Страховочный трос – или сигнальный конец – обязательно по технике безопасности, если связь выйдет из строя, условными сигналами можно сообщить об опасности.
Готовят водолазов здесь в морской школе ДОСААФ. За всю историю только две женщины были ее выпускниками первая легендарная Нина Соколова. Во время Блокады она наравне с мужчинами ныряла в ледяную воду Ладоги, прокладывала кабель по дну, чтобы в осажденном городе была связь и свет. Вторая – выпускница Анна Григораш – получила удостоверение в этом году. Насколько это тяжелый труд, становится понятно уже на этапе надевания костюма.
Скафандр, или котелок, как его называют, 18 кг, металлические галоши – каждая по 12. В воде все по-другому, но до нее еще дойти надо. В барокамере имитируем погружение на 10 метров. Уши сильно закладывает, с непривычки думаешь только об этом.
В этом космосе мы гости. Хозяева – рыбы. Местная флора и фауна не ограничивается только лишь окушками и плотвой. В Неве ловят щук и даже осетров. Если бы это сказали не ученые, то никогда бы не поверила. Но, оказывается, к нам заплывают даже акулы. Последний раз плавники видели в районе стрелки Васильевского острова, а в 2011 хищника весом 13 кг выловили в районе Володарского моста.
И в том весь Петербург, парадоксальный и иногда очень нелогичный. Подводная его часть, как зеркальное отражение неординарного характера, а поэтому она так заманчива. Она манит искателей приключений от дипломированных ученых, которые исследуют затонувшие корабли, до обычных людей с промышленными магнитами.
Изучать эту вселенную можно бесконечно, ценнейшие артефакты которые еще предстоит отыскать покоятся на дне. Принято считать Петербург – город на воде. Есть еще тот, который скрыт. У них одна история на двоих только у одного немного больше тайн.