Аларих сумел сделать то что не удалось великому полководцу ганнибалу почему
ГДЗ Всеобщая история 10 класс Алексашкина, Головина глава 7
1. Дайте определение понятиям «республика», «империя», «принципат», «доминат». Объясните, в каких исторических условиях они появились.
2. Как строились отношения римского и варварского миров в IV—V вв.?
По-разному. После реформ Диоклетиана Рим долгое время мог позволить себе не обращать на варваров пристального внимания. Император Константин в 332 году без особого труда уничтожил почти 100 тысяч готов, после чего принял оставшихся в число союзников. Готы поставили в римские войска 40 тыс. человек и обязались не пропускать к дунайской границе другие племена, за что римляне выплачивали им ежегодно денежные суммы. Однако начиналось великое переселение народов. Недостаток жизненных припасов и постоянная угроза гуннских набегов заставили готов искать убежища на римской территории. В 369 году императору Валенту пришлось продвинуться вглубь варварских земель, где произошло сражение с готами-тервингами вождя Атанариха. Вскоре готы послали посольство к Валенту с просьбой о поселении на землях империи. Император разрешил переправу варварам через Дунай с намерением использовать их людские ресурсы для укрепления своей армии. Готам должны были предоставить землю для обработки и провиант на первое время. Но вследствие злоупотреблений римского наместника готы не получили продовольствия в достаточном количестве и подняли восстание. В битве под Адрианополем 378 года римляне были разбиты, а император погиб. Адрианопольская битва считается одним из поворотных моментов европейской истории, который изменил баланс сил в пользу германских народов. С тех пор варварские военачальники играли главные роли в римской политике. Франк Арбогаст, вандал Стилихон, вестгот Рицимер фактически правили империей, назначая и смещая императоров. Варвары заняли ряд территорий в Европе и Африке, дважды подвергали разграблению Рим. Сил противостоять им уже не было. В 451 году войска римлян Флавия Эция и вестготов Теодориха в битве на Каталаунских полях нанесли поражение гуннам, но этот успех был последним. В 476 году варвар-скир Одоакр сверг последнего римского императора Ромула и отослал знаки власти в Константинополь.
3. Аларих сумел сделать то, что не удалось великому полководцу Ганнибалу. Почему?
4. В чем главное отличие христианства от религий Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима?
Христианство проповедовало добро и любовь к ближним, не допускало насилия. Христианство на заре существования принимали рабы и беднейшие слои населения. Римляне, лояльно относившиеся к богам разных стран, проводили гонения на христиан, не принимая эту религию.
5. Что способствовало распространению христианства? Кто входил в первые христианские общины?
Причины распространения христианства: глубокий кризис языческих культов, плохо приспособленных для объединения большой, многонациональной империи; не в пользу язычества говорила и стремительно слабеющая языческая мораль, так как римское общество одолевали безнравственность, разврат.
Самыми первыми христианами были обращенные в христианство евреи, впоследствии к ним стали примыкать греки и римляне из низших классов общества. На этом периоде своего распространения христианство было апокалиптической религией, возвещавшей о том, что конец света придет в ближайшее время, и на место безнравственной, рабовладельческой Римской империи придет справедливое Царство божие на Земле. Эти пророчества, как и рассказы о чудесах, давали надежду самым угнетённым слоям населения.
Наконец, на христианство обратили внимание высшие слои общества Римской империи. Император Константин легализовал христианство, и вскоре оно стало официальной религией Римской империи. Это новое, уже не пещерно-катакомбное, а формальное и имперское христианство стало новым способом придания легитимности власти императора: если в языческие утверждения о божественности императоров уже никто не верил, то в христианские проповеди о том, что император благословлен на правление Богом, народ стал верить.
6. Каковы причины падения Западной Римской империи?
Падению Западной Римской империи способствовало довольно много причин. Одной из самых главных была нестабильная ситуация во власти. Не было сильного правителя, который смог бы контролировать ситуацию, а не заниматься разграблением и попытками авторитарно укрепиться во власти. Еще одной причиной были набеги варваров, грабивших провинции, а отсутствие боеготовой армии, только ухудшало ситуацию. Неравномерность распределения экономических ресурсов способствовало упадку торговли.
Всемирная история
Глава 7. РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
1. Ранняя империя (принципат)
Первый император. В 30 г. до н. э. новым правителем Рима стал Октавиан, племянник Цезаря, усыновленный им и выглядевший в глазах армии его законным преемником. После триумфального покорения Птолемеевского Египта он получил от сената почетный титул Август («возвеличенный божеством»), всю полноту власти и на целых 44 года (30 г. до н. э. — 14 г. н. э.) стал императором Цезарем Августом. Территория Римского государства получила название Римской империи.
Несмотря на режим единодержавия, формально император выступал в роли «восстановителя республики». Август утверждал, что властвует лишь как первый (лат. princeps ) из сенаторов и граждан благодаря своему авторитету. По этой причине за ранней империей закрепилось условное название принципата. Фактически это была монархия, которой придавалась видимость республики.
Рим в то время господствовал в Западном и Восточном Средиземноморье. Территория империи простиралась от Атлантического океана до Армении, от берегов Дуная до Африки. Полисно-общинная организация государства, сложившаяся в республике, уже не отвечала требованиям времени. Август заложил основы совершенно новой провинциально-муниципальной системы, в которой центральная роль отводилась административно-чиновничьему аппарату. При нем также оформились начала римского аграрного права, были реформированы армия (ставшая полностью наемной) и финансы, развернулось обустройство линии обороны (лймеса) на границах.
Император Август в виде бога Юпитера. I в.
Вергилий и музы. Римская мозаика
Лозунгом своего правления Август провозгласил возвращение к ценностям предков, суровой простоте и строгой морали. Были приняты законы против роскоши, об укреплении брака. Вместе с тем по всей империи насаждалось поклонение самому Августу: возник официальный культ императора, его гений (дух-защитник) почитался вместе с семейными божествами, его имя использовалось в клятвах, а в одной из провинций день его рождения стал даже началом года.
Век Августа — век «золотой латыни», когда творили великие римские писатели и поэты — Гораций, Овидий, Вергилий. Расцвета достиг «римский миф» — историческая мифология о Риме, избранном богами, чтобы править миром. Мифы создавали писатели, поэты, философы, политики. Они прославляли доблесть римских полководцев, героические деяния и добродетели римлян и римлянок — верность, мужество, презрение к смерти, чувство долга.
Вергилий (I в. до н. э.), «римский Гомер», сочинил «Энеиду», ставшую «национальным эпосом». Он воспевал подвиги героя Энея, участника Троянской войны и мифологического предка римлян (и, считалось, самого Августа), и «предсказывал» великое будущее Риму:
Ты же, о Рим, научись народами править державно,
В этом искусства твои — назначать условия мира,
Милость являть покоренным, смирять войной непокорных.
В правление наследников Августа обнаружились, однако, пагубные стороны единовластия. Деспотизм, произвол и кровавое соперничество претендентов на трон вылились в гражданскую войну 68—69 гг. Судьбой государства нередко распоряжались императорская гвардия и легионы, расположенные в провинциях. Римский сенат превратился в «орган соглашательства», римская аристократия предпочитала праздный досуг государственной службе, главной ценностью в глазах общества стало богатство. Худшими временами считалось правление императоров Тиберия (14—37), Калигулы (37—41), Нерона (54—68).
Правление Антонинов. Высший расцвет принципата пришелся на II в., времена императоров из династии Антонинов. Император-полководец Марк Ульпий Траян (98—11 7) в глазах римлян был лучшим принцепсом. При нем жизнь в Риме и провинциях стала спокойней и зажиточнее: он создал ссудный фонд для неимущих, обязал сенаторов вкладывать треть имущества в италийское хозяйство. Рим вновь начал обеспечивать себя хлебом. Во главе с Траяном армия одержала победу над сильным царством даков (на территории современной Румынии), разгромила парфян и дошла до Персидского залива. Сенат присвоил Траяну титул «Наилучший», эпитет бога Юпитера, и после него императорам обычно желали «быть счастливее Августа и лучше Траяна». В правление Траяна принципат получил в обществе признание как наилучшая форма правления.
Какие достоинства правления Траяна особо подчеркивает Плиний Младший, известный юрист и писатель? Как можно объяснить появление положительного отношения общества этого периода к единовластию?
Император Марк Аврелий (161—180) согласно античной традиции считался идеальным правителем. Он был одним из образованнейших людей своего времени, поклонником философского учения стоиков, этическим нормам которых следовал в частной и государственной жизни. Этому миролюбивому «философу на троне» пришлось вести тяжелые и затяжные войны с угрожавшими Италии германскими племенами и Парфией — главным врагом Рима на Востоке. В них он проявил себя блестящим дипломатом и полководцем.
Марк Аврелий Антонин.
«Не в переживаниях, а в деятельности добро и зло разумного гражданственного существа. » «Трудись, не жалуйся. И не для того, чтобы (тебе) сострадали, изумлялись — одного желай: (и) двигаться, и покоиться так, как (того требует) гражданственный разум». «Полезно каждому то, что по его строению и природе, моя же природа разумная и гражданственная. Город и отечество мне, Антонину, — Рим, а мне, человеку, — мир; а значит, что этим городам на пользу, то мне только и благо». (Марк Аврелий Антонин. Размышления. М., 1985. С. 34.)
Что вы можете сказать об этом императоре и человеке? Как вы думаете, характерна ли для гражданина Римской империи его последняя мысль?
Во II в. Римская империя включала уже около 40 провинций с населением в 50—60 млн человек. На ее территории ныне размещаются около трех десятков стран. В 212 г. по эдикту императора Каракаллы всем свободным жителям империи (кроме «сдавшихся», т. е. покоренных племен) даровалось римское гражданство, что создало «римский мир». Провинциальное население подвергалось романизации (т. е. воспринимало язык, культы, обычаи римлян, на него распространялось римское право), а римляне заимствовали многое у провинциалов.
Монета с изображением Марка Аврелия. II в.
Вечный город. Центром империи был Рим — Вечный город (Roma aeterna ), или просто Город. Во II в. его население приближалось к 1—1,5 млн человек. В Риме находились самые грандиозные сооружения античного мира: 4-этажный амфитеатр Колоссеум (Колизей), возведенный императорами из династии Флавиев и вмещавший 50 тыс. зрителей; величайшее (вплоть до конца XIX в.) купольное здание — Пантеон (греч. — храм всех богов), построенное при императоре Адриане. Они были не только архитектурным и строительным чудом, но и служили наглядным выражением мощи и величия империи.
В провинциях (в Северной Африке, на Дунае, Рейне, Темзе, Сене) основывалось множество городов, старавшихся подражать Риму. Вырастая на месте военных лагерей, они дали начало многим европейским столицам. Части империи связывала сеть из 372 мощеных дорог общей протяженностью 80 тыс. км.
Рим был символом мировой имперской власти и центром античной цивилизации. Фактически он оставался столицей империи вплоть до ее крушения. Но с начала IV в. политическая жизнь переместилась в приграничные города-резиденции императоров-соправителей (Никомедию в Малой Азии, Антиохию в Сирии, Медиолан (Милан) и др.), а потом в Константинополь. Через несколько веков Рим стал религиозным центром западного христианского мира.
Возникновение христианства. Изо всех многочисленных верований и культов, распространенных в пределах Римской империи, исключительное значение и историческую судьбу имело христианство. Со временем оно стало не только общеримской, но и мировой религией.
Последователи этого учения веровали, что Мессия-Христос (греч. — помазанник, богочеловек) — сын Божий — снизошел на землю в образе человека — Иисуса. Он жил и проповедовал свое учение в Иудее в начале 30-х годов I в. (во времена императоров Августа и Тиберия), чем вызвал неприязнь иудейских священников. Незадолго до праздника Пасхи его выдал гонителям один из его учеников — Иуда. Иисус был осужден в Иерусалиме советом священников и по приговору, утвержденному Понтием Пилатом (римским наместником Иудеи, завоеванной Римом в 63 г. до н. э.), его распяли на кресте как бунтовщика. Но Иисус воскрес и вознесся на небо, обещав своим последователям вернуться на землю для Страшного суда над всеми живыми и мертвыми.
Судьба Христа понималась как жертва, искупившая человеческие грехи. Простые люди обретали в ней пример жизни и смерти, достойный подражания. Учение о достижении человеком Царствия Небесного было притягательно: оно говорило просто и доступно о самом главном — праведной жизни, доброте, справедливости, давало людям надежду.
Христос в виде Доброго пастыря. Мозаика из Равенны. V в.
Зародившись в I в. в Иудее, христианство приобретало все более широкий круг приверженцев. Его первыми харизматическими (т. е. обладающими харизмой, дарованной свыше «благодатью») лидерами стали апостолы (греч. — посланник) — ученики Иисуса. Об истории земной жизни и страданий Иисуса рассказывают Евангелия (греч. — благая весть). Четыре из них, написанные апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, впоследствии были признаны каноническими и образовали ядро Нового Завета — части Библии, продолжившей Ветхий Завет. Она стала священной для христиан.
Первые общины христиан возникли в Иудее, Сирии, Египте, Малой Азии; во второй половине I в. они появились в Риме и других городах Италии. Их участники помогали друг другу, собирались для общей трапезы, имевшей символический смысл. Формы богослужения только зарождались, членов общин объединяло главное — ожидание нового пришествия Христа. В одних общинах Христос почитался как пророк, в других — как Бог. Учение сначала распространялось среди городских низов свободных и рабов. Первые христиане в Риме скрывались в катакомбах — подземных пещерах, где поныне сохранились их могилы.
Общины возглавляли пресвитеры (старейшины) и их помощники диаконы, позднее с укрупнением и усложнением общин — епископы. Во II в. начала создаваться религиозная организация христиан — церковь (греч. — божий дом). Она включала общины, которыми руководили епископы, и объединяла в одно целое духовенство и мирян (рядовых верующих). Основателями христианской церкви считаются апостолы Петр (Симон) и Павел (Савл), ближайшие ученики Иисуса, впоследствии казненные в Риме за распространение своей веры.
Во II—III вв. вырабатывались основы христианского вероучения. Это проходило в яростной полемике между защитниками (греч. — апологетами) христианства и его критиками. Один из христианских богословов говорил уже тогда о существовании двух десятков ересей (греч. — особое учение).
Государство то жестоко преследовало христианство, то не обращало на него внимания, но всегда ощущало исходившую от него опасность: христиане, возлагая надежды на Божье Царство, отделяли себя от государства. Первые жесточайшие гонения на христиан были при императоре Нероне (в 64 г.), последние — при Диоклетиане (в 303 г.). I—III вв. дали христианству много мучеников. Христиан казнили, бросали на растерзание хищникам на аренах цирков, подвергали жестоким пыткам, требуя отступиться от веры. Однако учение уже проникло во все слои общества.
Трагический III век. На это столетие пришелся системный кризис Римской империи, который затронул власть, экономику, идеологию. Он развивался в условиях усиления внешней опасности и грозил империи распадом.
Рабов стало меньше, их цена возросла. Основанные на рабском труде хозяйства разорялись. Шло массовое обнищание мелких собственников. Безземельные крестьяне, поденщики, мелкие арендаторы превращались в колонов: попадая в долговую зависимость от владельцев латифундий, они становились их пожизненными арендаторами.
Торговля сократилась, стремительно взлетели цены, одновременно росли налоги (на содержание армии); «портилась» и обесценивалась монета. В империи царил голод. Вспыхивали волнения рабов и колонов (в римской Африке, Галлии, Испании).
Центральная власть находилась в состоянии хаоса. За столетие сменилось более трех десятков императоров: среди них были и подростки, и необразованные вояки, и выходцы из дальних провинций.
Современники назвали это время «веком солдатских императоров».
Христиане на арене цирка. Мозаика. Тунис. II в.
Провинции делали попытки выйти из-под контроля центральной власти. Жизнь в городах замирала, исчезали остатки самоуправления, горожане разорялись. Повсеместно в империи царили усталость и апатия. Одним из следствий кризиса стало распространение христианства. На границах оживились племена варваров, и над империей нависла реальная угроза распада. Так завершалась эпоха принципата. Создались предпосылки и условия для формирования более жесткого режима управления государством — неограниченной монархии.
Из письма Киприана, епископа Карфагена (III в.).
О каких бедах своего времени пишет автор? Что ему кажется особенно вопиющим?
2. Поздняя империя (доминат)
IV—V вв. — заключительный период римской истории, два столетия, на которые пришелся закат античной цивилизации. Правления двух первых императоров этого времени особенно значительны.
Император Диоклетиан (284—305) полностью порвал с принципатом. Он установил режим абсолютной монархии, который условно называют доминат. Император превратился в «господина и бога» (Dominus et deus) для всех без исключения подданных. Ему воздавались божественные почести, как Юпитеру. Оформление власти обрело восточную пышность (драгоценные одеяния императора, корона, коленопреклонение, целование одежд). Само явление императора обставлялось как особый придворный ритуал.
Размеры империи и масштаб задач заставили императора создать новую модель управления. Он назначил трех помощников-соправителей, создав тетрархию (греч. — четверовластие). «Четверка» состояла из двух старших августов и двух младших цезарей — род «монархической семьи», в которой
Диоклетиан оставался «главным монархом». Каждый из соправителей управлял частью империи. Вынужденная децентрализация власти принесла временный успех, но в ней таился зародыш ожесточенного соперничества будущих императоров-соправителей и, в конечном счете, раздела империи.
Диоклетиан провел «оздоровительные» реформы государства: финансовую (ввел единый налог — поземельный для крестьян и подушный для ремесленников), военную, административную (разделил империю на 12 больших областей, включавших провинции). Был создан огромный аппарат чиновников (в столице и провинциях), разделенных на ранги, которые определяли статус, жалованье и даже форму обращения («Ваша светлость», «Ваше сиятельство» и др.).
Налоговая реформа имела важное последствие. Всех налогоплательщиков внесли в ценз (оценку, перепись) и приписали к определенному местожительству (имению, поселению, общине). Государство было заинтересовано в неподвижности податного населения, что гарантировало полный сбор налогов. Таким образом налоговая реформа Диоклетиана способствовала прикреплению основной массы прежде свободного сельского и городского населения к месту жительства и профессии.
Реформы имели целью усиление контроля над империей и увеличение получаемых налогов. Диоклетиану удалось на время приостановить распад империи. Через 20 лет правления он сложил с себя, как и задумывал при создании тетрархии, императорские полномочия.
Император Константин I Великий (306—337) продолжил государственные преобразования своего предшественника. При нем получили законодательное оформление процессы, имевшие огромное значение для последующей судьбы империи.
Прежде всего был положен конец 300-летнему противостоянию государства и христианства. В 313 г. издается Медиоланский эдикт о веротерпимости.
С этого времени церковь стала союзницей государства.
Из эдикта императоров Константина и Лицимия от 313 г., приведенного в сочинении Евсевия Памфила «Церковная история».
Император Константин I Великий. IV в.
Но сама церковь стояла тогда на грани раскола. Основной спор возник по вопросу понимания центрального христианского догмата — Троицы. Одни понимали Бога как триединство равных ипостасей (греч. — лиц): Бога Отца, Бога Сына (Христа) и Бога Духа Святого, другие (ариане, последователи Ария, пресвитера церкви в Александрии) утверждали, что Бог Сын как рожденный Богом Отцом не равен, но лишь «подобосущен» ему.
В 325 г. по инициативе Константина созвали I Вселенский церковный собор в г. Никее (в Малой Азии). На нем был принят Символ веры — свод догматов христианской ортодоксальной (греч. — правильной) веры, и осуждено арианство. Поддерживавших Ария епископов выслали в западные провинции. Позднее, в 394 г., указ императора Феодосия I запретил все языческие (нехристианские) культы.
В 361—363 гг. император Юлиан (прозванный Апостатом — Отступником), поклонник древнегреческой культуры, сделал последнюю попытку восстановить язычество в качестве государственной религии. Согласно его эдикту жречеству возвращались храмы богов-олимпийцев и возобновлялись религиозные службы и церемонии. Христианам запрещалось занимать высокие посты в армии и преподавать в школах. Но после гибели императора на войне все его постановления были отменены. Христианство стало единственной государственной религией.
В 330 г. Константин перенес столицу в восточную половину империи, на место древней греческой колонии Византий. Город, отстроенный с необычайной роскошью, назвали Новым Римом, позднее — Константинополем (современный Стамбул). Основание новой столицы знаменовало собой фактическое и символическое разделение Римской империи на две части — Восточную и Западную. Окончательно это произошло в 395 г. (согласно завещанию императора Феодосия I империю поделили двое его сыновей).
Наконец, в правление Константина законодательно оформляется колонат — система правовой и социальной зависимости сельского населения. По эдикту 332 г. колоны (подобно рабам) не имели права покидать обрабатываемый участок, в случае нарушения закона они насильственно возвращались и наказывались. Еще раньше, начиная с эдикта 317 г., были прикреплены навечно к своим профессиональным коллегиям ремесленники. Образовались широкие слои законодательно закрепощенного городского и сельского населения. По способу эксплуатации они стали непосредственными предшественниками средневековых крепостных.
Параллельно в западных провинциях шел процесс формирования огромных владений землевладельцев-магнатов. Они владели укрепленными имениями-замками, располагали собственными военными дружинами и стремились к независимости от слабевшего центрального правительства. Так проступали очертания будущих феодальных отношений.
Варвары против Рима. Правление Диоклетиана и Константина лишь отодвинуло надвигавшуюся катастрофу. В дальнейшем в западных провинциях появлялись все новые претенденты на престол, которые для поддержки своих притязаний все чаще использовали варваров.
Лимес, который тянулся вдоль северо-западных границ Римской империи с I в. н. э., разделял два мира. Противостояние между ними, всегда враждебное, насчитывало несколько веков. Вооруженные отряды варваров много раз прорывали линию обороны. Главной целью их набегов был грабеж. Но к IV в. варвары, постоянно жившие на границах империи, были уже в значительной степени романизированы. Многие племена имели союзнические (федератские) договоры с Римом, входили в его армию как вспомогательные войска; их командиры пользовались влиянием при дворе. «Варварская»> знать владела латынью, а ее дети, часто находившиеся у римлян в заложниках, получали римское образование.
На IV—VI вв. пришлась новая эпоха во взаимоотношениях Рима и варварского мира. Началось так называемое Великое переселение народов — массовая миграция варварских племен к границам Римской империи, имевшая целью расселение на ее территории. «Толчком» к переселению, по мнению большинства ученых, послужило перемещение из Центральной Азии кочевников сюнну (после смешения с другими племенами они стали известны в Европе как гунны). Главными врагами римлян оказались племена германцев (готы, вандалы и др.) и гунны.
Готы. В 378 г. произошло столкновение римлян с готами у г. Адрианополя. Римская армия в 40 тыс. человек была уничтожена готской конницей. В 408 г. готы во главе с конунгом Аларихом (бывшим командиром римской конницы) осадили Рим. Получив огромный выкуп, они отступили от города, который также покинули 40 тыс. рабов.
Но в 410 г. Аларих снова подошел к Риму. Рабы открыли ворота, и готы ворвались в город. Впервые за много веков Рим оказался во власти чужеземцев. Они грабили его три дня, оставив почти вымерший город. Лишь в двух христианских храмах — базиликах Петра и Павла — люди находили спасение: арианин Аларих приказал их не трогать. Разграбление Рима повергло население империи в ужас. Готы ушли за Альпы и создали на юге Галлии первое варварское королевство со столицей в Тулузе.
Готский воин. Миниатюра Испания. XII в.
Всадник вандал. Римская мозаика
Гунны. В 451 г. на Каталаунских полях (современная Франция) произошла «битва народов». Римские войска под предводительством полководца Аэция победили полчища гуннов и их союзников во главе с их вождем Аттилой. Согласно преданию битва длилась 7 дней, в ней погибло 300 тыс. человек.
Вандалы. Однако Риму ничто уже не могло помочь. В 455 г. его захватили вандалы. Две недели они грабили и жгли город, превратившийся в руины. Тысячи римлян были убиты, уцелевшие уведены в рабство. Слово «вандал» стало символом разрушителя.
По странной игре случая начало и конец римской истории связаны с двумя мальчиками, носившими одно имя. Последним императором Западной Римской империи оказался 16-летний Ромул Августул (лат. — государик). Его низложил в 476 г. предводитель германских наемников Одоакр. Отослав символы императорской власти в Константинополь, он юридически положил конец существованию Западной Римской империи. Это событие считается хронологическим рубежом эпохи античности. Восточная Римская империя под названием Византия просуществовала еще тысячу лет, будучи одним из могущественных государств Средневековья.
Так завершилась история Древнего мира. Крушение Западной Римской империи ознаменовало собой гибель рабовладельческого строя как в Италии, так и в других странах Западного Средиземноморья и Европы и переход к новой, исторически более прогрессивной системе общественно-экономических отношений. Наступал новый период в развитии всемирной истории — эпоха феодализма, которую обычно называют Средними веками.
Древний Рим сыграл важнейшую роль в мировой истории. Совокупность стран и народов, которые мы сейчас называем Западной Европой, во многом была создана Римом, и ее границы примерно совпадают с территорией Римской империи. Рим так или иначе вобрал в себя основные достижения греческой культуры и эллинизма, а через них в какой-то мере и Древнего Востока. Многие идеи, правовые нормы и духовные ценности, унаследованные от римлян, составляли ядро европейской культуры вплоть до XIX в. Язык римлян, латынь, стал родоначальником романских языков, на которых сейчас говорит население четверти мира, а также объединяющим языком науки.
Вопросы и задания
1. Дайте определение понятиям «республика», «империя», «принципат», «доминат». Объясните, в каких исторических условиях они появились.
2. Как строились отношения римского и варварского миров в IV—V вв.?
3. Аларих сумел сделать то, что не удалось великому полководцу Ганнибалу. Почему?
4. В чем главное отличие христианства от религий Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима?
5. Что способствовало распространению христианства? Кто входил в первые христианские общины?
6. Каковы причины падения Западной Римской империи?
Изучаем источники, решаем проблемы
Задание 1. Из институций (учебника) римского юриста Гая (II в.).
«Рабы находятся во власти господ. Эта власть определяется естественным правом, ибо равно у всех народов мы можем наблюдать власть господ над жизнью и смертью рабов, и то, что приобретает раб, он приобретает для господина. Но в настоящее время ни римским гражданам, ни каким-либо другим людям, находящимся под властью римского народа, не дозволено быть без причины и сверх меры жестокими к своим рабам. Ибо по установлению святейшего императора Антонина тот, кто без причины убьет своего раба, отвечает не меньше, чем убивший чужого раба. Но по установлению того же принцепса карается и большая суровость господ. (он) предписал, чтобы, если жестокость господ окажется непереносимой, их принуждали продать своих рабов. И это справедливо, ибо мы не должны злоупотреблять своим правом, поэтому и расточителям запрещается распоряжаться их имуществом». (История Древнего Рима. Тексты и документы / Под ред. В. И. Кузищина. М., 2004. Ч. 1. С. 300—301.)
О чем говорит упомянутое в тексте распоряжение императора Антонина Пия (138—161)? Обратите внимание на время его правления.
Задание 2. Из конституции (распоряжения) императора Константина I (332 г.). «. Если у кого бы то ни было будет найден [чужой] колон. следует не только возвратить его к месту происхождения, но сверх того взыскать подушную подать за время его отсутствия. Самих же колонов, которые затевают бегство, следует заковать железом в рабское положение, чтобы, получив по заслугам рабский приговор, они исполняли обязанности, которые приличествуют свободным».
Из конституции императоров Феодосия и Гонория (409 г.).
«. Мы привели к покорности нашей империи варварское племя скифов, наибольшее из гуннов, с которыми они соединились. И так как мы даем всем возможность укрепить свои поля с помощью людей указанного рода, то пусть все знают, что они принимают их впредь не иначе как на колонатном праве, поэтому не следует никого из (этих) колонов тому, кому они однажды были распределены, ни уводить обманом, ни принимать бежавших, за это устанавливается наказание. » (История Древнего Рима. Тексты и документы / Под ред. В. И. Кузищина. М., 2004. Ч. 2. С. 263, 26.)
Прокомментируйте отрывки из двух законов о колонах поздней Империи. Как на основании данных документов можно определить правовое положение этого слоя? С какими процессами связано распространение колоната в V в.?
Задание 3. Тацит «О происхождении германцев» (I в. н. э.).
Гораздо труднее убедить их распахать поле и ждать целый год урожая, чем склонить сразиться с врагом и претерпеть раны; больше того, по их представлениям, потом добывать то, что может быть приобретено кровью, — леность и малодушие. Хорошо известно, что народы Германии не живут в городах. » (11—16) (Тацит. Сочинения. Т. 1. Л., 1970. С. 358.)
О каких сторонах жизни германцев пишет знаменитый римский историк? Как можно охарактеризовать их общественный строй? Образ жизни?