Алогизм что это примеры
Алогизмы и Афоризмы
Алогизм (A – отрицательная частица, Logicus – “логический”; латынь) – какое-либо высказывание, характеризующееся противоречивостью и априорной абсурдностью смысла.
Афоризм (Aphorismos – “определение”; древнегреческий язык) – какое-либо ёмкое высказывание, в остроумной и зачастую юмористической форме описывающее некоторую взаимосвязь явлений, вещей, людей или событий.
1. Это как раз то, чего вы хотели, – но только наоборот!
2. Она прекрасна, если не смотреть ниже шеи. И выше тоже.
3. Мы с радостью примем в лоно нашей фирмы работников любой национальности, пола, расы и вероисповедания – в особенности белых светловолосых мужчин германского происхождения, исповедующих католицизм.
4. В казино, где не было ни одного окна, всегда ощущалось как-то по-ночному. Особенно ночью.
5. Кашубские националисты силой своего национализма способны гнуть ложки, месить тесто, варить сталь и мешать бетон.
6. Был бы рад согласиться с вами, но тогда мы оба оказались бы неправы.
7. Приятно снова с вами познакомиться!
8. В Мавзолей каждый лечь может!
9. Я русский бы выучил только за то, чтобы посылать на нём русских.
1. Наличие отходов жизнедеятельности – основной признак живости русского языка.
2. Порой храбрец – это просто тот, кто боится признать, что ему слабо.
3. Истории свойственна нелепость, ибо порой она приходит внезапно, настигая нас в неглиже.
4. Истина – это забавно.
5. Истина сложнее, чем вы думаете, но проще, чем вам кажется. Для некоторых – наоборот.
6. Чрезмерное доверие к статистике может привести человека на самое её дно.
7. Главная проблема большинства IQ-тестов – это IQ их создателей.
8. Как правило, самые позорные и достойные стеснения вещи мы делаем именно потому, что стесняемся и боимся позора.
9. Психология – весьма таинственная наука. В особенности – для самих психологов.
10. Никогда не полагайтесь на удачу, если соперничаете с другим человеком. Вдруг он удачливее вас?
11. Люди могут лгать, но их слова не лгут никогда.
12. Сплетни и слухи всегда отчасти правдивы. В противном случае это просто выдумка.
13. Закрученный сюжет – это когда доведение до абсурда обосновывают логически.
14. Гениальность от безумия отделяет та же грань, что отделяет смех от страха и любовь от ненависти.
15. Суди человека по действиям – и увидишь его намерения. Суди человека по намерениям – и увидишь его душу.
16. Если кто-то неправ – это ещё не значит, что он неправ полностью.
18. Добро сильнее, но зло эффектнее.
19. Добро само по себе весьма безрадостно. Сама сущность смешного – в подмечивании закономерных несоответствий.
20. Личность человека – это, как правило, среднее арифметическое всех существующих мнений о нём.
21. Грязь с дороги, грязь тела, грязь ума и грязь души – это четыре разных вида грязи.
22. Любовь выше пола. Будь это не так, мужчины не влюблялись бы в женщин, а женщины – в мужчин.
23. Ничто не меняется, если ничего не менять.
24. Не верьте тем, кто глаголет о конце света. Они сами себе не верят.
25. Не нужно быть обычным. Нужно быть нормальным.
26. Хотите увидеть человека насквозь? Спросите у него, что такое любовь.
27. Не лезьте людям в головы. Обидитесь.
28. Безгрешных нет, но что для нас грех?
30. По всей видимости, в обязанности женщины может входить что угодно, но только не вызывание доверия к себе.
31. Не все безумцы познали истину. Иногда бред – это просто бред.
32. Искусство речи заключается в том, чтобы подбирать правильные слова, не думая.
33. Если человек напоминает гения – скорее всего, он и есть гений.
34. Магия не есть необъяснимое. Магия есть необъясняемое.
35. Нет ничего неестественного, что нельзя было бы устранить.
36. Несчастные люди не могут по-настоящему улыбаться. Их мозг не позволяет им в нужной степени двигать мышцами лица.
37. Ища вдохновения, мы на самом деле стремимся лишь уйти от того, что заглушает его нам.
38. Оптимист надеется. Пессимист боится. Реалист сходит с ума.
39. Когда приходит ненужный гость – целуй его в лицо и запирай дверь.
40. Привнесите в романтичный жанр хотя бы каплю отстранённой логики – и прослывёте извращенцем.
41. Нравиться всем вполне возможно. Но только не одновременно.
42. Возможно всё, но не всегда.
43. Существование в академической науке термина “аномалия” наглядно демонстрирует несовершенство этой науки.
45. Если учиться для тебя – мучение, то зачем ты тогда живёшь в этом мире?
46. Точным аналогом какого-либо слова какого-либо языка может быть только это же слово этого же языка.
47. Парадокс – следствие ошибки.
48. Чрезмерная свобода речи чревата ранней потерей языка, вне зависимости от степени свободы вашего слова.
49. Не забывайте слова “сейчас”. Его отсутствие в некоторых ключевых фразах разрушает жизни и судьбы.
50. Если я замечаю, что человек преступил три нормы, то уже считаю уместным ударить ему по лицу.
51. Не нужно создавать никакого эликсира бессмертия. Точно настройте свои мысли благим образом, и ваше тело само начнёт его вырабатывать.
52. Обилие цифр – признак крепкой психики. Но не ума.
53. Множество естественных явлений и множество природных явлений – это два разных множества.
54. Сверяйся со временем, но не зацикливайся на нём.
55. Лучше доверять людям, чем теориям.
56. В каждом противоречии заключён осколок истины.
57. Весь секрет общественного успеха – в том, чтобы говорить правильные слова правильным людям.
58. Ненавидеть следует только саму ненависть.
62. Крепкая психика – это когда судьба, пиная тебя, ломает себе ногу.
65. Слова спасают миры.
66. Посредственностям свойственно приобретать популярность. Чем усреднённее ведёт себя человек, тем большее число людей считает его своей родственной душой.
70. В давлении рождаются алмазы.
71. Хотите быстро и серьёзно оскорбить человека? Скажите, что у него дурацкое имя.
73. Не нужно паниковать и осуждать порочное общество каждый раз, когда оно ставит перед вами какие-то преграды. Именно так люди становятся ненавистными всем изгоями.
76. Каждый предпочитает свой сорт ушной лапши.
77. Любое новое есть такая рекомбинация старого, до какой ещё никто раньше не додумывался.
78. Идея Бога совершенно безвредна. Опасным может быть лишь неверное её толкование.
80. Страх питает безумие, любовь же исцеляет его.
84. Плохая идея, если её совсем немного огранить, может стать гениальной.
87. Власть всегда презирала ум за неуспешность, ум всегда смеялся над глупостью власти.
88. Если вы не можете понять логику какого-либо человека, то прежде, чем обвинять его в безумии, убедитесь, что вы не узколобый лицемерный кретин без всякого сочувствия к ближнему.
92. Ничто не красит человека сильнее, чем его ум.
94. Всегда старайтесь делать так, чтобы Ваши возможности совпадали с Вашими желаниями, а Ваши желания были при этом максимально безвредны для окружающих.
95. Человеческие общества в большинстве своём состоят из хитрецов, которые придумали идею общества, и глупцов, которые в эту идею поверили.
алогизм
Полезное
Смотреть что такое «алогизм» в других словарях:
АЛОГИЗМ — (греч.). В философии так называется отступление от законов и требований логики. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АЛОГИЗМ [ Словарь иностранных слов русского языка
Алогизм — как литературный прием введение в литературную речь всякого рода логически бессмысленных моментов, нелепости в литературной речи, разрушение логических и причинных связей, движение речи по случайным ассоциациям. Из важнейших видов А. отметим:… … Литературная энциклопедия
АЛОГИЗМ — (греч. а отрицательная приставка, logos понятие, разум) ход рассуждения, нарушающий законы логики или правила проведения логических операций. А. всегда содержит в себе логическую ошибку. Ошибка в умозаключении, допущенная преднамеренно, с целью… … Философская энциклопедия
алогизм — см. нелогичность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. алогизм сущ., кол во синонимов: 8 • … Словарь синонимов
АЛОГИЗМ — (от a отрицательная приставка и греч. logismos разум) 1) отрицание логического мышления как средства достижения истины; ррационализм, мистицизм, фидеизм противопоставляют логике интуицию, веру или откровение.2) В стилистике намеренное нарушение в … Большой Энциклопедический словарь
АЛОГИЗМ — АЛОГИЗМ, аллогизма, муж. (от греч. а без и logismos рассуждение) (книжн.). Нечто несовместимое с логическим мышлением, противоречащее логике. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
алогизм — а, м. alogisme m. <гр. 1. Нелогичность, несовместимость с требованиями логики. Крысин 1998. В письме Пушкина вновь оживает веселая словесная игра, насыщенная арзамасскими намеками и алогизмами. РР 1974 5 41. 2. филос.Отрицание логики как… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Алогизм — (алогичность; от др. греч. а отрицательная частица и др. греч. logísmós разум, рассудок) нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления, то, что нельзя… … Википедия
алогизм — (а + греч. logismos разум, суждение) в психиатрии нарушение мышления, при котором суждения не следуют законам логики … Большой медицинский словарь
алогизм — (от греч. а не, logos разум) ход мысли, нарушающий какие то законы и правила логики и поэтому всегда содержащий в себе логическую ошибку. Если ошибка допущена непреднамеренно, то перед нами паралогизм; если же ошибка допущена с определенной целью … Словарь терминов логики
Алогизм
В границах Ошибкариума алогизмом считается любое нарушение логики в предложении или в абзаце. Самые крупные экземпляры — это самопротиворечия. Те, что помельче, озадачивают слабее и провоцируют уточняющие вопросы к автору.
Выводки алогизмов предпочитают держаться поближе к авторам, не любящим перечитывать и редактировать перед публикацией.
Как видите, можно легко и просто научиться красиво говорить. Важно помнить, что для хорошего результата нужна постоянная практика и работа над собой.
Как видите, можно научиться красиво говорить. Важно помнить, что для хорошего результата нужна постоянная практика и работа над собой.
Какое же это «легко и просто», если нужна постоянная практика и работа над собой? Противоречие!
Свободным чувствуешь себя только на своём футбольном поле, где знакомая трава тоскливо услаждает взгляд.
Свободным чувствуешь себя только на своём футбольном поле, где знакомая трава услаждает взгляд.
Как можно тоскливо услаждать? Это оксюморон, как «радостная горечь», и его противоречивость здесь не добавляет никакого художественного смысла, только озадачивает.
Мы, три амбициозных менеджера, мечтали получить повышение в должности и доказать, кто из нас лучший.
Мы, три амбициозных менеджера, мечтали получить повышение в должности и каждому хотелось доказать, что он — лучший.
Мы, три амбициозных менеджера, мечтали получить повышение в должности, и каждому хотелось опередить коллег.
Все мечтали выделить объективно лучшего или каждый мечтал, что его признают лучшим? Одно с другим несовместимо и здесь речь, скорее, о втором варианте. В первой правке появилось «он», не слишком подходящее для менеджера-женщины, второй вариант более нейтрален гендерно.
Все делается через интернет, мобильное приложение и курьеров для доставки карт.
Все делается через веб-сайт, мобильное приложение и курьеров, доставляющих карты.
Разделены Интернет и мобильное приложение, которое без Интернета превратится в тыкву. К счастью, известно, что под «интернет-частью» работники сервисов обычно имеют в виду сайт.
Как ни парадоксально, но наряду с системным мышлением успешный банковский работник сегодня не лишён и творчества.
Банковскому работнику сегодня нужно не только системное, но и творческое мышление.
Парадоксальность подразумевает, что «творцы» и системно мыслящие люди — это две непересекающиеся группы. Однако это не так, многие бизнесмены «творят», придумывая, как решить сложные задачи, а многие художники и фотографы выстраивают свои процессы очень системно.
Как побороть ошибку?
1. Внимательно и без спешки перечитывайте написанное, разыскивая «логические провалы».
2. Научитесь играть роль «критика», который придирается к вашему тексту, указывая на слабые места в изложении и аргументации. Это помогает работать сразу надо многими содержательными ошибками.
Что ещё прочесть?
И. Б. Голуб. Стилистика русского языка. 1.2.3. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. В этой главе приведены отдельные разновидности логических ошибок.
Дополнительные примеры (потренируйтесь на них)
Раньше я считал, что стремиться к идеалу в чём бы то ни было — единственно верная и возможная стратегия.
Раньше я считал, что обязательно нужно во всём стремиться к идеалу.
Ещё 10 лет назад коллекционеры и спекулянты скупили их по 500-700 долларов за бутылку. Потому что сейчас это вино стоит в 20 раз дороже.
Ещё 10 лет назад коллекционеры и спекулянты скупили их по 500-700 долларов за бутылку. Потому что знали: к 2020 году это вино подорожает в 20 раз.
Неаполитанец, итальянец, миланец — каждый считает себя потомком римлянина.
Неаполитанец, миланец, да вообще любой итальянец считает себя потомком римлян.
Хочу пролистать десять единственных фотографий, на которых запечатлено моё детство, и дать сознанию возможность вспомнить всё остальное.
Хочу пролистать всего десять фотографий, на которых запечатлено моё детство, и дать сознанию возможность вспомнить всё остальное.
Нам нужен тот, кому можно доверить сложные задачи, и не беспокоиться о том, что они будут сделаны своевременно и качественно.
Нам нужен тот, кому можно поручить сложные задачи, и не беспокоиться, насколько своевременно и качественно они будут решены.
Алогизм как понятие, разные толкования и способы употребления
В литературе и повседневной жизни часто приходится сталкиваться с неправильным употреблением различных слов, метафор, эпитетов, некорректным построением предложений и структуры текста в целом, из-за чего воспринимать и оценивать информацию сложно. Для определения такого явления есть специальный термин — алогизм. Что означает это понятие, откуда оно пришло? Что такое алогизм в языке и литературе, его типы и примеры использования? Обо всем этом не помешает узнать не только тем, чья деятельность связана с написанием и зачитыванием текстов, но и всем, кто хочет научиться выражать свои мысли правильно, красиво и содержательно.
Что значит алогизм вообще
Алогизм – слово греческого происхождения, основанное из предлога отрицания «а» (в переводе на русский «не») и корня «логоз», то есть, разум, последовательное мышление, логика. Сопоставив эти две части, несложно понять, что алогизм означает непоследовательное мышление, необъяснимый с точки зрения логики ход мыслей, рассуждений, идущий вразрез с действительностью и поступками.
Часто алогизм вводят с целью скрыть истинные события, для оправдания или объяснения необдуманным действиям. Иногда это факты или формальное определение чего–либо, противоречащие формально установленным стандартам и логической цепочке умозаключений. Алогизм делится на такие типы:
Пример несложно обнаружить, исследуя законодательство, различные кодексы, юридические справки, судебные показания, другую документацию. Очень часто алогизмы фиксируются в экспромтах и спонтанных интервью.
Что означает в русском языке слово «алогизм»
В русском языке понятие «алогизм» — намеренное, осмысленное введение нелепых речевых оборотов, не несущих никакой смысловой нагрузки, не связанных по логике с другими частями текста. Это может быть просто интуитивная форма высказывания, бессодержательная, бессвязная. Если алогизмы выкинуть из текста – суть от этого не пострадает. Но уйдет оттенок гротеска, ироничный тон, сарказм.
Возможно, Вам так же будет интересно узнать что такое аллитерация и ассонанс.
Существует ассоциативный тип алогизмов – рассказ, построенный по принципу «что вижу, то и пишу». Делается это с целью показать читателю комизм, иронию ситуации или нелепость героя произведения, чтобы определить позиции автора – насмешливую, снисходительную или же презрительную.
Алогизмы используются, чтобы вызвать смех, развеселить читателя и слушателя. Скрытая ирония или же раскрывается сразу, в самих словах, или разъясняться потом.
Алогизм – примеры использования в русском языке
В русском языке и литературных произведениях алогизм используется, когда требуется донести до читателя комичность ситуации. Классические примеры алогизма распространены в русском фольклоре, сатирических и иронических рассказах. Есть он в загадках, баснях, современных считалочках и стихах – у Чуковского, Козьмы Пруткова, Пушкина. Иногда с помощью алогизмов заполняются логические пустоты в повествовании.
Яркий пример алогизма: вступления, присказки к народным сказкам, поcловицы и поговорки.
Используя алогизмы в повседневной речи, нужно быть осторожным, чтобы не показаться безграмотным или грубым человеком. Или же отказаться от них и использовать другой речевой стиль.
Глава 16. Алогизмы
Наряду с посрамлением воли по внешним и внутренним причинам имеются случаи, когда посрамлению подвергается недостаток ума. Глупость, неспособность элементарно правильно наблюдать, связывать причины и следствия вызывает смех.
В литературно-художественных произведениях также, как и в жизни, алогизм бывает двоякий: люди или говорят несуразное, или совершают глупые поступки. Однако при ближайшем рассмотрении такое деление имеет только внешнее значение. Оба случая могут быть сведены к одному. В первом из них мы имеем неправильный ход мыслей, который вызывается словами, и эти слова вызывают смех. Во втором — неправильное умозаключение словами не высказывается, но проявляет себя в поступках, которые и служат причиной смеха
Алогизм бывает явный и скрытый. В первом случае алогизм комичен сам по себе для тех, кто видит или слышит его проявление. Во втором случае требуется разоблачение и смех наступит в момент этого разоблачения.
Для действующего субъекта разоблачение обычно наступает только тогда, когда он испытывает последствия своей глупости на собственной шкуре. Для наблюдателя, зрителя, читателя разоблачение скрытого алогизма может совершиться в форме остроумной и неожиданной реплики собеседника, который своим ответом вскрывает несостоятельность суждения говорящего.
В жизни алогизм, — пожалуй, наиболее часто встречающийся вид комизма. Неумение связывать следствие и причины оказывается очень распространенным и встречается чаще, чем можно было бы думать. Здесь стоит вспомнить уже приведенные слова Чернышевского: «Глупость — главный предмет наших насмешек, главный источник комического» (Чернышевский, II, 187). Есть и другие теоретики, которые подчеркивают значение глупости для определения сущности комизма. Кант считал, что во всем, что должно возбуждать громкий смех, «должно быть нечто, противное разуму» (Кант, V, 352). Жан Поль, наряду с другими объяснениями, определяет комическое как «чувственно воспринимаемое бесконечно неразумное» (Жан Поль, 139). Добролюбов считал глупость действующих лиц основным признаком комедии. Если бы городничий и Хлестаков были умнее, комедии не было бы: «Комедия… выставляет на посрамление хлопоты человека для избежания затруднений, созданных и поддержанных его же глупостью» (Добролюбов, 1, 392). Д. Николаев считает, что Добролюбов здесь ошибается и что дело не в биологической глупости, а в том, что городничий — социально отрицательный тип»». Но глупость есть средство возбуждения смеха, а Гоголь писал комедию, а не трактат. Глупость и социальная вредность не исключают одна другую: глупость есть средство изобличения вредности. Вулис по этому поводу пишет, что «в сущности, веселый юмористический смех — своеобразная защита от дурака, социальный фактор, отсеивающий те на первый взгляд непринципиальные ошибки и пороки, которые, стань они нормой, были бы настоящим бедствием» (Вулис, 19). Конечно, сплошная глупость была бы бедствием, но Гоголь борется не против глупости, а против того общественного уклада, который создает городничих, подобных Антону Антоновичу, и чиновников, помещичьих сынков, подобных Хлестакову; глупость же их есть комедийно-сатирическое средство осмеяния.
Проявление алогизма подчинено тем же законам комического, что и другие проявления его. Ник. Гартман в своей «Эстетике» говорит: «Комично не простое невежество, а такое, которое еще не выяснено» (Гартман, 619). Но это неверно. Скрытое, никому не заметное невежество не может быть комичным. Смех возникает в тот момент, когда скрытое невежество вдруг проявляется в словах или поступках глупца, т, е. становится очевидным для всех, выливается в чувственно воспринимаемые формы, Можно дать и другое определение: комический алогизм можно понять как механизм мысли, преобладающий над содержанием ее.
Этого условия нет, когда, например, ученый допускает ошибку в вычислении или когда врач ставит ошибочный диагноз и т, д, Такие ошибки ума не комичны, так как не представляют собой механического алогизма.
Мы не будем стремиться к строгой систематизации, так как в данном случае она не вскрывает сути дела, а приведем несколько показательных случаев разного характера.
У Гоголя этот вид комизма встречается очень часто. Коробочка, уже готовая уступить Чичикову мертвые души, робко замечает: «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся» — чем совершенно выводит из терпения Чичикова Можно, заметить, что многие из гоголевских персонажей — Хлестаков, Бобчинский и Добчинский, Ноздрев, Коробочка и другие, — не умеют толково связать двух слов и рассказать сколько-нибудь вразумительно, что произошло. Бобчинский, рассказывая, как он впервые увидел Хлестакова, приплетает сюда и Растаковского, и Коробкина, и какого-то Почечуева, у которого «желудочное трясение», и подробно описывает, как и где он встретился с Добчинским («возле будки, где продаются пироги»), что не имеет к делу никакого отношения, Он сплетает целую цепь умозаключений, из которых будто бы с очевидностью явствует, что приезжий, несомненно, ревизор, Рассказ Бобчинского о приезде Хлестакова — образец сбивчивости и бестолковости. Он не умеет выделить главного. Вообще ход рассуждений гоголевских персонажей бывает самый неожиданный. Две дамы думают, что мертвые души означают, будто Чичиков хочет увезти губернаторскую дочку; почтмейстер убежден, что Чичиков — это капитан Копейкин, и толыко потом вспоминает, что Копейкин — инвалид без руки и ноги, а Чичиков совершенно здоров. Алогизм выступает особенно ярко тогда, когда он применяется как попытка оправдать какие-нибудь свои не совсем безупречные поступки.
Комические старухи в комедиях часто наделяются глупостью. В комедии Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше» Мавра Тарасовна говорит о человеке, которого считает умершим, но о котором ей сообщают, что он жив, так: «Никак нельзя, ему живым быть, потому я уж лет двадцать за упокой его души подаю: так нешто может это человек выдержать.
Хотя логика учит, что заключения по аналогии не имеют познавательного значения, в жизни именно такого рода рассуждения встречаются особенно часто. Ребенок мыслит прежде всего аналогиями и только много позже научается задумываться о подлинных причинах окружающих его явлений. Вот пример: бабушка накладывает внуку салат и поливает его растительным маслом, Мальчик спрашивает
— Бабушка, ты и меня маслом польешь?
Чуковский в своей книге «От двух до пяти» собрал материал, относящийся к детскому языковому творчеству. Не менее интересно было бы собрать факты, относящиеся к детской логике. Но то, что в логике детей есть свидетельство каких-то первых, наивных мыслительных поисков, каких-то попыток связать явления, разобраться в мире, то в логике взрослых — только смехотворные ошибки.
Алогизмы широко применяются в клоунадах, Борис Вяткин выходил. на арену со своей маленькой собачкой Манюнечкой, ведя ее на коротком и толстом корабельном канате, что сразу вызывало радостный смех зрителей. Этот случай как бы прямо подтверждает теорию Гегеля: «Комическим… может стать всякий контраст цели и средств». Толстый канат — совершенно непригодное средство для вождения маленькой собачки. Контраст средства и цели вызывает смех,
Во всех подобных случаях алогизм как бы лежит на по. верхности и сам себя раскрывает для зрителя, слушателя или читателя через явно глупые поступки или слом. Но. алогизм может быть скрытым и на первый взгляд совершенно незаметным. Кто-нибудь один его замечает и изобличает в какой-нибудь реплике, которая сразу вскрывает глупость и вызывает смех.
Такие реплики требуют наблюдательности и талантливости. Они — ответ острого ума на проявление глупости. Способность давать такие ответы — один из, видов остроумия, Широко рассказывается следующий случай из жизни Бернарда Шоу, выдаваемый за действительность. Он получил письмо следующего содержания:
«Я — самая красивая женщина Англии, Вы — самый умный мужчина. По-моему, нам следует иметь ребенка».
На что последовал следующий ответ:
«А что, если наш отпрыск наследует мою красоту и Ваш ум?»
Сходный, но все же несколько иной анекдот перепечатан в журнал «Наука и жизнь (1966, № 3).
— Ну знаете, если бы я была вашей женой, я всыпала бы вам в утренний кофе яду!
Алогизм как художественный прием возбуждения комизма особенно часто встречается в фольклоре. Здесь он, можно сказать, система.
Начиная со средних веков и эпохи Возрождения и гуманизма, когда во всей Европе начали издаваться сборники фабльо, жарт, фацеции, шванков, частично переходивших в классическую литературу (Чосер, Боккаччо), и кончая экспедициями, которые по сегодняшний день привозят богатейший материал, этот вид фольклора продолжает жить и оказывается бессмертным. На Востоке была создана фигура Насреддина, веселого остроумца, прикидывающегося про стаком. Фигура. эта обошла все страны Ближнего Востока и жива по сегодняшний день. Не все в фольклоре равно остро умно и комично, но здесь можно найти истинные перлы.
В приведенных случаях дурость — явление, так сказать, коллективное. Она охватывает всех жителей одной местности или вообще нескольких человек одновременно. Другой тип сказок — это сказки о глупых поступках отдельных людей. Жалостливая, но глупая баба, сидя на возу, часть поклажи берет на колени, чтобы лошади было легче. Такие рассказы можно отнести к народным анекдотам. Но есть и более развитые сюжеты.
В одной из сказок братья посылают дурака в город за покупками. «Всего закупил Иванушко: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины». Казалось бы, все хорошо. Но сказочные дураки обладают одним свойством: они жалостливы. Эта жалостливость побуждает их к совершенно неразумным поступкам. В данном случае лошадь худая и выбивается из сил. «А что, думает себе Иванушко, ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре; так стол-от и сам добежит!» Взял стол и выставил на дорогу. В дальнейшем всю провизию он скармливает воронам, горшки он надевает на пни, чтоб не зябли и т. д. Братья его избивают.
Сказка эта во многих отношениях очень интересна. Дурак видит мир искаженно и делает неправильные умозаключения. Этим он смешит слушателей. Но внутренние побуждения его — самые лучшие. Он всех жалеет, готов отдать от себя последнее и тем невольно вызывает сочувствие. Этот дурак лучше многих умников,
Этого не скажешь о сказке «Набитый дурак». Мать говориг сыну: «Ты бы пошел, сынок, около людей потерся, да ума набрался». Он проходит мимо двух мужиков, которые молотят горох, и начинает об них тереться. Они его избивают. Мать учит его: «Ты бы сказал им: бог в помощь, добрые люди! Носить бы вам не переносить, возить бы не перевозить». Дурак встречает похороны и произносит пожелание, которому его учила мать. Его опять избивают. Поучение матери, что надо было сказать «канун да ладан», он произносит на свадьбе (канун = панихида), и его опять избивают. Сказка эта очень популярна и известна во множестве вариантов. Дурак этой сказки услужлив, доброжелателен, хочет всем угодить. Но он всегда опаздывает, прошлое применяет к настоящему и, несмотря на всю услужливость, у всех вызывает гнев и получает только побои. Ленин ссылается на эту сказку для характеристики деятелей, которые не умеют ориентироваться в настоящем и, руководствуясь тем, что уже прошло, все делают невпопад.
Другой пример. Девушка идет на реку выполаскивать швабру. На том берегу — деревня, в которой живет ее жених. Она представляет себе, как у нее родится сын, как он пойдет на лед, провалится и утонет. Она начинает выть и причитать. Приходят отец, мать, дедка, бабка и другие и, выслушав рассказ, начинают тоже выть. На этот вой выходит жених и, узнав в чем дело, уходит по свету искать, найдет ли кого-нибудь глупее своей невесты, — и обычно находит.
Многие сюжеты о дураках сочетаются с мотивами одурачивания. Сказки о дураках, неотделимы от сказок о ловких хитрецах. У старухи помер сын. К ней напрашивается ночевать солдат, который называет себя «Наконец, с того свету выходец» и берется доставить сыну на тот свет рубашку, холста и всяких припасов. Старуха ему верит, и солдат уносит подарки для сына с собой.
Иное явление представляет собой Иван-дурак — герой волшебных сказок. Он дурак только поначалу: он сидит на печи, «в саже и соплях запатрался», и все над ним смеются. Но именно этот-то дурак впоследствии оказывается умнее своих братьев и совершает различные сказочно-героические подвиги. В этом есть своя философия. В герое волшебных сказок есть самое важное: душевная красота и моральная сила.
Впрочем, сказки о глупцах также обладают своей философией. Дураки в конечном итоге вызывают симпатию и сочувствие слушателей, Дурак русских сказок обладает нравственными достоинствами, и это важнее наличия внешнего ума.