Американский социолог э который считал что общество это объединение людей

Общество

О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.

Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Всё же это общество не сводится ни к своим материальным носителям, что характерно для натурализма (вульгарно-социологической трактовки общества) ни к ментальностям и формам общения («социумам»), что свойственно для феноменологических его интерпретаций. Общество в феноменологическом понимании — это mens intensas (разум, мысль как бы в себе) — множество социальных миров наших ментальностей, миров, запечатлённых в нашем сознании. Общество при натуралистическом подходе — это res extensas (вещи протяжённые) — совокупность тел, физических и биологических, находящихся в реальных объективных отношениях друг к другу.

У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи, накопление материи, воспроизводство). Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой, муравейник и т. д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функций. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть вре́менные сообщества, — стаи, стада, в них, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма.

К. Маркс в своих работах раскрывает сущность общества, которая кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Общество, по К. Марксу, есть совокупность общественных отношений. Родовым понятием по отношению к понятию «общество» является «общность людей». Социальная общность выступает основной формой жизнедеятельности людей. В то же время общество не сводится к социальной общности, то есть это понятие по своему объёму гораздо шире и содержит в себе, прежде всего, социальные механизмы собственного воспроизводства, не сводимые к биологическим. Это значит, что не общность вторична по отношению к обществу, а общество вырастает из социальной общности. В своей одноимённой работе Ф. Тённис, опираясь на анализ работ К. Маркса, показал первичность общины по отношению к обществу. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности людей явилась родовая община. «При ближайшем рассмотрении термина общности — пишет Ф. Тённис, — она может возникнуть 1. из естественных отношений, поскольку они стали социальными. Здесь кровно-родственные отношения всегда оказываются наиболее общими и самыми естественными узами, связывающими людей». [2] В процессе исторического развития общества менялись прежде всего основные формы общности люди — от родовой и соседской общинной, сословной и социально-классовой до современных социокультурных сообществ.

Содержание

Парадигмы интерпретации общества

В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:

Понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей. Уже в древности были осознаны все главные проблемы в понимании сущности общества:

Признаки общества (по Эдварду Шилзу)

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

Признаки общества, характеризующие его как социальную систему

Закрытое и открытое общество

Общество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Общество открытое и закрытое — понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. [4]

Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество). [5]

Открытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией [5] (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. [6] Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству. [6]

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование — члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру. См. «образование» и «социализация».

Современное общество

Общество в литературе и кино

В романе Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту» описано тоталитарное общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению.

Источник

Какова структура общества? Дайте характеристику его элементов.

Понятие общество

1.Охарактеризуйте понятие «общество». Как оно возникло?
Таким образом, общество — это продукт взаимодействия людей. Человек не может существовать вне общества, так же как не существует общества без людей. Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных. С тех пор человек как биологический вид перестал меняться. Наоборот, значительные изменения начало претерпевать человеческое общество.

2.Может ли человек жить вне общества? Представьте себя изолированным от общества. Каким мог быть результат такой ситуации?
Человек — существо общественное. Он не может жить изолированно, не взаимодействуя с другими людьми.
Человек, находясь в изоляции, не имеет общения с людьми, которые были в обществе. Он перестает общаться с людьми, постепенно теряет свои человеческие качества, свойства. У него стираются любые границы морали, пропадают социальные нормы, поскольку не происходит подпитка со стороны общества, он не задействован в социуме и ему не нужно придерживаться норм. Таким образом, человек, который находится в изоляции, постепенно перестает быть человеком.

3.В чем состоит сущность социал-дарвинизма? Почему он опровергается современной наукой?
Социал-дарвинисты считали, что принцип «выживает сильнейший» должен быть перенесен не только на взаимоотношения отдельных людей и их групп, но и на развитие отдельных народов. Подобная точка зрения опровергается современной наукой. Каждый же человек в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения.

4.Почему термин «социальные животные» считается условным? В чем состоит отличие общественных животных от человеческого общества?
Человеческое общество более сложно и более развито, чем животное. Человек использует язык для общения, как устный так и письменный. Животные тоже общаются через звуки, но это нельзя назвать языком.
Основные различия:
-Человеческое общество более развито чем животный мир
-У человека есть моральные принципы
Животные действуют согласно инстинктам, общество людей же наоборот, подавляет инстинкты и пытается взаимодействовать с помощью правил, морали.

5.Дайте определение понятия «общество». Какие признаки общества выделил американский социолог Э.Шилз?
Общество — это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Американский социолог Э.Шилз считал, что общество – это объединение людей, которое обладает определенными признаки:

-Не является частью крупной системы;

-Браки заключаются между представителями данного объединения;

-Пополняется за счет детей представителей этого объединения;

-Имеете свою территорию;

-Имеет свое название и даже свою историю;

-Обладает собственной системой управления;

-Существует дольше средней продолжительности жизни индивида;

-Его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и пр.), которые находят выражение в определенной культуре.

6.Раскройте понятия «страна», «государство», «нация». В чем состоит их взаимосвязь?
Страна— определенная территория, имеющая государственную принадлежность.
Государство— политическая организация, которая осуществляет управление населением определенной территории.
Нация— это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований.

7.Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чем состоит их взаимосвязь?
Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отношениями.
Общественные отношения также представляют собой систему связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость. Они имеют несколько разновидностей:

· Производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ;

· Политические отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть;

· Брачно-семейные отношения – личные отношения, связанные с рождением и воспитанием детей;

· Межнациональные отношения – между представителями разных наций;

· Социальные отношения – между различными социальными группами (например, между богатыми и бедными)

Указанные разновидности общественных отношений не могут существовать изолированно. Каждый человек стремится найти более оплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою семью, и в то же время подняться выше по социальной лестнице, — так производственные отношения связаны с социальными и брачно-семейными. Если у человека не получается улучшить свое материальное и социальное положение, он часто винит государственную власть или сам стремится участвовать в осуществлении власти, отдавая предпочтение той или иной политической силе на выборах в государственные органы. Иногда недовольство выливается в обвинения в адрес представителей других наций. Так могут пересекаться производственные, социальные, политические и национальные отношения.

Какова структура общества? Дайте характеристику его элементов.

На основе системы общественных отношений можно охарактеризовать структуру общества, под которой понимается совокупность его составных элементов:

· производство материальных и духовных благ;

· социальные общности — группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков;

· политические организации, главное место среди которых занимает государство;

Источник

Приведите примеры групп людей, одни из которых являются обществами, а другие – нет. Обоснуйте свое мнение.

Учебник 1.7 Понятие общества

Охарактеризуйте понятие «общество». Как оно возникло?

О́бщество, или социум — человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения.Общество обладает некоторыми особенностями, например, целостность – то есть человеческое общество живет как единый организм.

Общество возникло в древние времена, когда люди научились общаться между собой. Именовались общества того времени общинами, племенами. Их связывал между собой общий уклад жизни, стремление выжить, защитить себя, ведь человек без общества выжить не может. Именно общество дает человеку возможность развиваться, стать личностью, оно учит человека жить в мире, знакомит с возможными трудностями, передает опыт.

Может ли человек жить вне общества? Представьте себя изолированным от общества. Каким мог быть результат такой ситуации?

Если изолировать человека от общества,то скорее всего будет постепенная деградация.

В чем состоит сущность социал-дарвинизма? Почему он опровергается современной наукой?

Социал-дарвинизм представляет собой социологическую теорию, которая берет своей сутью естественный отбор и борьбу за существование. Естественный отбор и борьба за существование распространяются на человеческую жизнь в природе, на общество, поэтому эта теория была так популярна до Второй мировой войны.

Социал-дарвинизм отвергается современной наукой, потому что современная наука критикует его за:

— отсутствие политических рекомендаций

— социал-дарвинизм использовался нацистами и фашистами

— борьба заменена сотрудничеством

Почему термин «социальные животные» считается условным? В чем состоит отличие общественных животных от человеческого общества?

Потому что человеческое общество более сложно и более развито, чем животное. человек использует язык для общения, как устный так и письменный. животные тоже общаются через звуки, но это нельзя назвать языком.

-Человеческое общество более развито чем животный мир

-У человека есть моральные принципы

Животные действуют согласно инстинктам, общество людей же наоборот, подавляет инстинкты и пытается взаимодействовать с помощью правил, морали.

Дайте определение понятия «общество». Какие признаки общества выделил американский социолог Э.Шилз?

Общество-обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя формы и способы взаимодействия людей

Американский социолог Э.Шилз считал, что общество – это объединение людей, которое обладает определенными признаки:

2) Существует дольше продолжительности жизни одного человека

3) Пополняется за счет детей представителей объединения

4) Браки заключаются между представителями объединения

Раскройте понятия «страна», «государство», «нация». В чем состоит их взаимосвязь?

Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чем состоит их взаимосвязь?

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — это различные формы социальных взаимозависимостей, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе.

• Классовые (феодалы и крестьяне, рабовладельцы и рабы)

• Национальные (между китайцами и уйгурами, между шведами и норвежцами)

• Этнические (между разными этносами, так, между татарами и башкирами)

• Групповые (учебный класс, рабочий коллектив, фанаты футбольного клуба)

• Межличностные (между друзьями или между членами одной семьи)

• Правовые (перед законом)

Какова структура общества? Дайте характеристику его элементов.

1)Классы
2)Люди, города, деревни
3)Представители труда
4)Сословия
5)Национальные общности

Приведите примеры групп людей, одни из которых являются обществами, а другие – нет. Обоснуйте свое мнение.

Общество — это, например, люди, которые вместе работают.

Не общество, например, люди, которые летят в самолёте.

Источник

Задание. Установите соответствие между понятием и определением.

Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Смотреть фото Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Смотреть картинку Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Картинка про Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Фото Американский социолог э который считал что общество это объединение людей Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Смотреть фото Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Смотреть картинку Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Картинка про Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Фото Американский социолог э который считал что общество это объединение людей Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Смотреть фото Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Смотреть картинку Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Картинка про Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Фото Американский социолог э который считал что общество это объединение людей Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Смотреть фото Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Смотреть картинку Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Картинка про Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Фото Американский социолог э который считал что общество это объединение людей

Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Смотреть фото Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Смотреть картинку Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Картинка про Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Фото Американский социолог э который считал что общество это объединение людей

Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Смотреть фото Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Смотреть картинку Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Картинка про Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Фото Американский социолог э который считал что общество это объединение людей

Обществознание

«Общество как динамическая система»

Выполнил: студент гр.21

Учебник 1.7 Понятие общества

«Ответы на вопросы»

Охарактеризуйте понятие «общество». Как оно возникло?

Общество обладает некоторыми особенностями, например, целостность – то есть человеческое общество живет как единый организм.

Общество возникло благодаря тому, что человек развивался, увеличивались его потребности, и в одиночку выживать было уже сложно и люди начали собираться в группы для совместной работы.

Может ли человек жить вне общества? Представьте себя изолированным от общества. Каким мог быть результат такой ситуации?

Человек – существо общественное. Он не может жить изолированно, не взаимодействуя с другими людьми.

Если бы я жил обособленно от общества я постепенно забывал, как общаться с людьми, и начал деградировать в моральном и психическом плане. И в итоге я думаю сошёл бы с ума.

В чем состоит сущность социал-дарвинизма? Почему он опровергается современной наукой?

Социал-дарвинисты считали, что принцип «выживает сильнейший» должен быть перенесен не только на взаимоотшения отдельных людей и групп, но и на развитие отдельных народов.

Подобная точка зрения опровергается современной наукой потому что каждый человек в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения.

Почему термин «социальные животные» считается условным? В чем состоит отличие общественных животных от человеческого общества?

Термин социальные животные считается условным, потому что они не совсем социальные, да они живут все вместе, но при этом общаются с помощью звуков, а не слов как человек.

-Человеческое общество более развито чем животный мир

-У человека есть моральные принципы

Дайте определение понятия «общество». Какие признаки общества выделил американский социолог Э.Шилз?

Общество- это совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их отношения, регулируемые общеобязательными правилами поведения, (нормами), поддерживаемые и охраняемые организованной властью.

Американский социолог Э.Шилз считал, что общество – это объединение людей, которое обладает определенными признаки:

-Не является частью крупной системы;

-Браки заключаются между представителями данного объединения;

-Пополняется за счет детей представителей этого объединения;

-Имеете свою территорию;

-Имеет свое название и даже свою историю;

-Обладает собственной системой управления;

-Существует дольше средней продолжительности жизни индивида;

-Его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и пр.), которые находят выражение в определенной культуре.

Раскройте понятия «страна», «государство», «нация». В чем состоит их взаимосвязь?

Страна- определенная территория, имеющая государственную принадлежность.

Государство- политическая организация, которая осуществляет управление населением определенной территории.

Нация- это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований.

Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чем состоит их взаимосвязь?

Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отношениями.

Они имеют несколько разновидностей:

Производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ;

Политические отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть;

Брачно-семейные отношения – личные отношения, связанные с рождением и воспитание детей;

Межнациональные отношения – между представителями разных наций;

Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Смотреть фото Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Смотреть картинку Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Картинка про Американский социолог э который считал что общество это объединение людей. Фото Американский социолог э который считал что общество это объединение людей

Социальные отношения – между различными социальными группами (например, между богатыми и бедными)

Указанные разновидности общественных отношений не могут существовать изолированно. Каждый человек стремится найти более оплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою семью, и в то же время подняться выше по социальной лестнице, — так производственные отношения связаны с социальными и брачно-семейными. Если у человека не получается улучшить свое материальное и социальное положение, он часто винит государственную власть или сам стремится участвовать в осуществлении власти, отдавая предпочтение той или иной политической силе на выборах в государственные органы. Иногда недовольство выливается в обвинения в адрес представителей других наций. Так могут пересекаться производственные, социальные, политические и национальные отношения.

Какова структура общества? Дайте характеристику его элементов.

На основе системы общественных отношений можно охарактеризовать структуру общества, под которой понимается совокупность его составных элементов:

1) производство материальных и духовных благ;

2) социальные общности — группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков;

3) политические организации, главное место среди которых занимает государство;

4) институты общества.

Приведите примеры групп людей, одни из которых являются обществами, а другие – нет. Обоснуйте свое мнение.

Общество — это, например, люди, которые вместе работают.

Не общество, например, люди, которые едут в метро.

Практикум 1.8 «Сферы общества»

«Ответы на вопросы»

Задание. Установите соответствие между понятием и определением.

Источник

Признаки общества Эдварда Шилза

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

50. Способность и талант – их природа и сущность.
Способности— это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого родадеятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Условия формирования способностей

Способности и индивидуальные различия

Говоря о способностях, надо упомянуть, что они у каждого человека разные. Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и успешность его деятельности определяется наличием того или иного сочетания способностей. Одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности, поэтому, отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой.

Способности и одарённость

Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»[3]. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.

Виды способностей

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

1. учебные и творческие

2. умственные и специальные

8. физические способности

1. вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам)

2. цифровой (характерен для математиков, программистов)

3. слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)

4. пространственный (присущ дизайнерам и художникам)

5. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)

6. личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)

7. межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами)

8. талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).

Свойства долга

Осознание необходимости
Заинтересованность в исполнении
Добровольность принятия

1. углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям (С.Кьеркегор, В.Дильтей, Ф.Ницше);

2. 2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс);

57. Многозначность понятия «общество» и его разн интерпретации в истории соц-философ учений.
Общество —
1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически;
2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.[1]
3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями)[источник не указан 272 дня].
4) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, всё остальные формы считаются не завершившими объединение,т.е. не сформировавшими до конца общество.
В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмыинтерпретации общества:

1. Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. В XX веке концепцияорганицизма утратила популярность;[2]

2. Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (см. Общественный договор, Руссо, Жан-Жак);

3. Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;

4. Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;

5. Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.

6. Холистический подход. Общество рассматривается как целостная циклическая система, закономерно функционирующая на основе как линейногогосударственного механизма управления с использованием внутренних энергоинформационных ресурсов, так и внешней нелинейной координации определённой структуры (соборного общества) с притоком внешней энергии.[источник не указан 592 дня]

Еще в античности в социально-философских учениях в чем-то оправдано из-за недостаточности знаний и потому в чем-то закономерно, закрепилось мнение, являющееся по существу заблуждением, но которое до сих пор высказывается, а если преодолевается, то формально. Дело в том, что изначально при осмыслении социальных проблем и в решении практических общественных задач опирались на понятие «государство», а не «общество». Это подтверждается использованием фактически всеми философами и политическими деятелями термина «государство» вплоть до XVIII века при фактических рассуждениях об обществе. Философы древности трактуют государство как сословную, классовую или кастовую целостность. Фактически отождествляются государство и общество, поскольку используют термин государство, но ведь, рассуждая об устройстве власти, о праве, о морали, о благе и справедливости говорят, по-сути, об обществе. В том же русле шли и последующие учения о государстве – обществе.
У Платона государство – это совместное поселение людей для взаимопомощи и удовлетворения потребностей. Т.е.общество возникает в силу того, что люди нуждаются в друг друге для удовлетворения своих потребностей Образующая государство функция: защита населения и, прежде всего, территории от внешних врагов и поддержания порядка внутри. Платон выделяет три сословия: правители, воины, свободные граждане. Сословие воинов-стражей у него основа государства и носитель государственности. При этом для него государство – полная аналогия устройства индивидуальной человеческой души, т.к. государство представляется как своего рода громадный человек. Важно заметить, что по Платону в каждом государстве существуют два государства: бедных и богатых. Для ликвидации социальных раздоров, которые возникают из-за имущественного неравенства, он предлагал ликвидировать частную собственность, семью и воспитывать новое поколение чуждое эгоизма.
Так называемые «утопии» разрабатывали идею именно справедливого государства как «общества будущего» (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Согласно Руссо человек в естественном состоянии находился в гармонии с природой. Ему присущи стремление к самосохранению и сострадание, что явно не по Гоббсу. Помимо «потребностей тела» появляются искусственные «потребности духа». Завершается замена естественного, антропологического неравенства неравенством политическим, то есть общественным – установлением частной собственности. По общественному договору человек теряет свою естественную свободу, взамен получая свободу гражданскую и право собственности на все то, чем владеет. Возврат к естественному состоянию невозможен. Но предотвращение неравенства в правах возможно, если обеспечить имущественное равенство и запретить роскошь, что можно сделать, ликвидировав частную собственность. Само государство должно быть небольшим, чтобы обеспечить контроль за правительством и осуществлять непосредственное волеизъявление. В то же время Руссо понимал, что это невозможно среди нравственно несовершенных людей и потому необходимо всеобщее просвещение, но не всеобщее знание науки, т.к. она портит нравы, порождая честолюбие, наука препятствует естественному поведению людей.
С XVIII века стала оформляться экономически-реалистическая тенденция установления основания общества, появилась новое и особое научное учение: политическая экономия.
А. Смит обосновывает и развивает идею общества как трудового и менового союза людей, связанных разделением труда. Он специально подчеркивает, что эта связь особого рода: каждый индивид, работая на себя, вынужден работать на других и наоборот, работая на других, работает на себя. Потому общество есть единство индивидуального и общественного.
Но только с XIX века усиливается понимание того, что государство и общество далеко не одно и то же. И внимание философов стало все больше обращаться на различие государства и общества. Для толкования общества в XX веке характерна своеобразная борьба альтернативных по своей сути направлений: цивилизационного и формационного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *