Анк марций что сделал
Анк Марций
Мифы древнего Рима
Анк Марций — по преданию, 4-й царь Древнего Рима. Правил в 640—616 до н. э. Внук Нумы Помпилия со стороны матери.
Имя Анка Марция означает «служитель Марса», что во многом определило его судьбу. Царь был похож мудростью и миролюбивым нравом на своего деда. Он покровительствовал земледелию, ремёслам и торговле. Однако соседи Рима, привыкшие видеть в римлянах отважных завоевателей, восприняли его миролюбие как слабину. На Рим поднялись племена латинов и сабинян, этрусков и вольсков. Анк Марций успешно начал войну, взял города Политорий, Теллен и Фиканы, разбил войско противника при Медуллии. Латинское население всех этих городов было переселено на Авентийский холм, став родоначальником плебейского сословия. Тем самым владения Рима были расширены до самого устья Тибра. Затем Анк Марций двинулся навстречу вольскам, которые несколькими отрядами шли на Рим. Он разбил их и с сильным войском осадил их столицу — Велитру. Вольски вынуждены были заключить с Римом наступательный и оборонительный союз. Анком Марцием были захвачены этрусские города Вейи и Фидена.
При Анке Марции в Рим прибыл и получил почётный приём будущий царь Рима Тарквиний Приск. За свои способности он получил должность начальника конницы и участвовал в войне против сабинов.
Анк Марций считается основателем гавани и соляных приисков Остии, расположенной в устье Тибра. Чтобы обезопасить Рим от нападений этрусков, он укрепил крепость Яникул по ту сторону Тибра, а через Тибр построил первый деревянный мост. Он же построил в подошве Капитолия тюрьму.
По мнению некоторых историков, Анк Марций и Нума Помпилий являются одним и тем же лицом. На это указывает второе имя Анка Марция — Нума Марций. Такое раздвоение было сделано затем, чтобы подчеркнуть роль Нумы как мостостроителя.
Анк Марций – четвертый царь Рима
Внук второго древнеримского царя Нумы Помпилия был таким же миролюбивым и рассудительным, как и его дед. Анк Марций, четвертый древнеримский царь, переживал по поводу упадка благочестия в период предыдущего правления и неправильного проведения обрядов, которые и вознамерился возродить по всем правилам. Будущее царствование предвещало мир и согласие – римляне надеялись, что Анк Марций будет руководствоваться принципами правления своего деда. Но обстоятельства заставили четвертого древнеримского царя ввязаться в войну с соседствующими племенами, которые его неагрессивную политику приняли за слабость.
Первыми устраивать набеги на римские земли начали латины. Они угоняли скот и грабили население. Марций не стерпел подобной наглости и, собрав воинов, смог победить врага в результате кровопролитных сражений, разрушив несколько городов противника. Решающая битва была выиграна, а царь вернулся в Рим с огромной добычей.
Также как и альбанцев при Тулле Гостилии, латинян переселили в Рим, предоставив им для расселения Авентинский холм. Именно они стали родоначальниками сословия плебеев, которые считались римскими гражданами, но в политическом управлении в то время не участвовали, хотя и облагались военными и земельными сборами. К городу в период царствования Анка Марция был присоединен и обнесен стеной холм Яникул для того, чтобы на нем не смогли поселиться враги. Он стал крепостью на земле этрусков. Через Тибр пришлось построить первый свайный мост, так как Яникул располагался на другом берегу реки. Сооружение возвели без единого гвоздя и железных креплений, а в работе использовались лишь деревянные нагели. Впоследствии мост часто разрушался, но его быстро восстанавливали.
Со свайным мостом связано много правдивых и выдуманных историй. Одна из них повествует о полулегендарном герое конца 6 века до н.э. – Горации Коклесе, защищавшем мост от нашествия этрусков. В одном изложении легенды говорится о том, что Коклес с двумя воинами вступил в бой с противником, пока римляне разрушали мост на другой стороне Тибра. Как только путь этрускам к городу был отрезан, герой прыгнул в реку и доплыл до своих товарищей в полной невредимости. Другая версия гласит о том, что Коклес оказался в одиночестве против вражеской армии и погиб в водах Тибра. Интересный факт – героем и в этот раз стал один из представителей рода Горациев, которые однажды уже спасали Рим при третьем древнеримском царе Тулле Гостилии.
Годы правления Анка Марция пришлись на 640-616-й до н.э. Царский титул он получил не по наследству, а в результате народного избрания, как и два его предшественника. После удачных войн при Марции римляне смогли расширить границы своего влияния до самого моря к западу от Рима. В устье Тибра была основана Остия, где разместились соляные прииски, а позже появился морской порт, хотя этот вопрос остается спорным. Археологи нашли доказательства возникновения Остии лишь в 6 веке до н.э.
Еще одним событием прославился Анк Марций. В многолюдном городе, к сожалению, все чаще стали происходить дерзкие преступления. Поэтому по приказу правителя у подножья Капитолийского холма была сооружена городская тюрьма Рима (Мамертинская) в назидание тем, кто преступил грань дозволенного. Но данный факт не доказан – многие приписывают появление исправительного и карательного заведения шестому древнеримскому царю – Сервию Туллию.
Некоторые исследователи считают, что Анк Марций и Нума Помпилий могут быть одним и тем же легендарным персонажем, хотя четвертый царь считается уже реальной личностью. Противоречия связаны с многочисленными мифами.
ЦАРСКИЙ ПЕРИОД. Часть IV — Анк Марций. (642 — 617 г. до н.э.)
По смерти Тулла вновь, как уже установилось, власть перешла к «отцам». На созванном ими сходе народ избрал царем сабинянина Анка Марция — внука Нумы Помпилия. Отцы утвердили этот выбор. Шел 640 год до н.э.
Соседи же Рима, привыкшие видеть в римлянах бесстрашных завоевателей, восприняли его миролюбие как слабость. На Рим поднялись племена латинов и сабинян, этрусков и вольсков. Однако Анк Марций двинулся с войском на земли латинян, и после многих кровопролитных сражений ему удалось взять их укрепленные города Политорий, Теллен и Фиканы, разрушить их, как ранее была разрушена Альба-Лонга, и переместить всех жителей в Рим.
Латинское население всех этих городов было переселено на Авентинский холм, и пополнило собой плебейское сословие.
В действительности мы должны представить себе плебеев преимущественно как земледельцев этой местности, как свободных людей со свободной землей, но без участия в управлении, без права голоса в народных собраниях и без права на государственные должности, без участия в религиозных обрядах старых или полноправных граждан. Плебеи, следовательно, составляли общину полуграждан, подчиненных полноправным гражданам, или патрициям, без обычных государственных прав, но обязанных военной и поземельной податью. В этом состояло их основное отличие от клиентов (домочадцев, наследственно подчиненных), составной части древнейшего римского населения, тесно связанной с патрициями, распределенной между отдельными патрицианскими родами и состоявшей под их особенным покровительством. Патриций в качестве патрона должен был защищать своего клиента перед судом и в других жизненных ситуациях, а за это клиенты были обязаны службой патрону. Впоследствии клиенты постепенно слились с плебеями, из которых многие стали клиентами.
Затем Анк Марций двинулся навстречу вольскам, которые несколькими отрядами шли на Рим. Разбив их, он с сильным войском осадил их столицу — Велитру, после чего вольски были вынуждены заключить с Римом наступательный и оборонительный союз. После этого Анком Марцием были захвачены этрусские города Вейи и Фидена.
Анк Марций вернулся с огромной добычей, захваченной у врага. По приказанию царя через реку Тибр был построен первый мост на сваях, чтобы соединить заново укрепленный Яникульский холм с городом и обезопасить Рим от нападений этрусков. Этот мост построили только из дерева, так как по каким-то, давно забытым, религиозным причинам для его сооружения было запрещено использовать металл. Ремонт моста возложили на главную коллегию римских жрецов, понтификов (pontifices означает «строители мостов»). Мост часто страдал от наводнений, и его восстановление являлось священной обязанностью. Этот мост просуществовал около тысячи лет. Вероятно, им пользовались даже в 5 веке н.э.
С расширением границ после удачных войн Римское государство достигло моря. Здесь, в устье Тибра, были основаны соляные прииски и построен порт Остия (археологические раскопки показали, что Остия возникла лишь в 4 веке до н. э.)
Амфитеатр и мавзолей в Древней Остии (Ostia Antica)
Для устрашения преступников, которых много развелось в таком населенном городе, как Рим, была сооружена тюрьма, высеченная в Капитолийском холме со сводами в два этажа. В ее нижней части совершалась смертная казнь. Эта тюрьма (Мамертинская) сохранилась до нашего времени.
Мамертинская тюрьма
Остерегаясь гнева богов, особенно раздражительного и быстрого на расправу Юпитера, Анк Марций в знак благодарности за блестящие военные успехи римлян велел расширить и украсить храм Юпитера Феретрия. Феретрий («несущий победу», «податель военной добычи») — эпитет Юпитера, первый храм которого был воздвигнут на Капитолийском холме царем Ромулом.
Следуя в своей деятельности примеру славного деда, Анк Марций, подобно Нуме Помпилию, устроителю мирных церемоний и обрядов, ввел специальную воинскую церемонию — порядок объявления войны, целый ритуал, которому с этого времени римляне стали неуклонно следовать. Этот обычай был перенят им у древнего народа эквикулов. Введение такого торжественного ритуала снискало в римском народе еще большее уважение к Анку Марцию, поскольку видимость законности снимала с римлян тяготевшее на них со дня основания города клеймо народа с разбойничьими наклонностями, буйного и беззаконного.
При Анке Марции в Рим из этрусского города Тарквиния прибыл и получил почётный приём будущий царь Рима Тарквиний Приск. За свои способности он заслужил должность начальника конницы и участвовал в войне против сабинов.
За время правления Анк Марций:
Анк Марций умер, процарствовав 24 года и оставив по себе славу властителя, умевшего разумно править и в мирные, и в военные времена. Небольшое поселение на Палатинском холме начинало становиться на ноги.
5. Анк Марций.
Жители покоренных городов, силою переселенные в Рим, образовали римскую общину — плебс. Плебеи были лично свободны и пользовались покровительством закона; они могли заниматься ремеслами, торговлей, приобретать собственность, но не принимали никакого участия в управлении. Одни патриции составляли римский народ; они избирали царя, решали вопрос о войне или мире и одни сражались и получали военную славу и добычу. Плебеи не принимали никакого участия и в делах государственной религии ни в общественном богослужени, ни в отправлении должностей жрецов и городских ауспиций (гадание по полету птиц). Так как возведение в любой высший государственный сан нуждалось в освящении ауспициями, то патриции на всякое стремление плебеев занять общественные должности смотрели, как на нечто противное божественным установлениям, как на осквернение святыни. Кроме того, они гордо и строго воздерживались от брачных союзов с плебеями.
Чтобы лучше обеспечить продуктами питания все более возрастающее население Рима, Анк Марций старался завладеть течением Тибра и судоходством на нем. Благодаря удачным войнам с вейями, он завладел устьем этой реки и основал на нем город Остию, который со временем стал крупнейшей торговой гаванью римлян.
При Анке Марции был укреплен находившийся на противоположной стороне Тибра Яникульский холм, чтобы обезопасить город от нападения этрусков. Для большего удобства этот холм был соединен с городом свайным мостом. Этот мост вызывал большое восхищение даже в позднейшие времена своим техническим совершенством. При необходимости его время от времени чинили, соблюдая при этом древние священные обряды, которые совершали высшие жрецы, понтифексы. Так Анк Марций в свое двадцатичетырехлетнее царствование прославил Рим военными подвигами и мирными делами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ГАЙ МАРЦИЙ И АЛКИВИАД
ГАЙ МАРЦИЙ И АЛКИВИАД [Перевод С.П. Маркиша]
Гай Марций
Гай Марций 1. Патрицианский дом Марциев дал Риму многих знаменитых мужей, среди прочих и Анка Марция, внука Нумы и преемника царя Тулла Гостилия. Марциями были и Публий с Квинтом, соорудившие самый обильный и самый лучший из римских водопроводов[1], и Цензорин, которого
Тулл Гостилий и Анк Марций
Тулл Гостилий и Анк Марций В образах двух следующих царей — Тулла Гостилия и Анка Марция — есть моменты дублирования Ромула и Нумы. Тулл Гостилий отличался воинственностью: он разрушил Альбу Лонгу, воевал с Фиденами, Вейями, сабинами. Жителей разрушенной Альбы он
5. Кней Марций Кориолан
5. Кней Марций Кориолан История Кориолана имеет по большей части легендарный характер. Но так как обыкновенный рассказ был принят позднейшим временем за действительную историю, но мы выберем из него самое главное и затем вкратце прибавим то, что по устранении всего
1.4. Анк Марций, Аэций
1.4. Анк Марций, Аэций а. ПЕРВАЯ ИМПЕРИЯ. Эпоха «АНК МАРЦИЙ» по Ливию. См. рис. 5.6.• b. ТРЕТЬЯ ИМПЕРИЯ. Эпоха якобы 423–444 годов н. э. АЭЦИЙ.1а. ПЕРВАЯ ИМПЕРИЯ. После царя Тулла римский престол занял Анк Марций [482]. Однако вскоре в Риме появляется Лукумон, принявший потом имя Л.
ГАЙ МАРЦИЙ КОРИОЛАН
ГАЙ МАРЦИЙ КОРИОЛАН Перевод В. АлексееваI. РИМСКИЙ патрицианский дом Марциев насчитывает среди своих членов многих знаменитых людей, между прочим, Анка Марция, внука Нумы, наследовавшего престол после Тулла Гостилия. К роду Марциев принадлежат также Публий и Квинт,
Тулл Гостилий и Анк Марций
Тулл Гостилий и Анк Марций В образах двух следующих царей — Тулла Гостилия и Анка Марция — есть моменты дублирования Ромула и Нумы. Тулл Гостилий отличался воинственностью: он разрушил Альбу Лонгу, воевал с Фиденами, Вейями, сабинами. Жителей разрушенной Альбы он
V Анк Марций — четвертый римский царь
V Анк Марций — четвертый римский царь Анк Марций, внук Нумы Помпилия от его дочери, справедливостью и благочестием был похож на деда; он покорил войной латинян.[18] (2) Он присоединил к городу холмы, Авентинский и Яникул, и обвел город новыми стенами. Он предоставил лес для
XIX Гай Марций Кориолан
XIX Гай Марций Кориолан Гай Марций, прозванный Кориоланом, после взятия города вольсков, Кориолы,[54] получив от Постумия[55] право свободного выбора награды, взял себе — в пример доблести и благочестия — лишь коня и пленника-чужеземца для оказания ему приюта. (2) Став
ИОГАНН ЮСТУС МАРЦИЙ ИЗ МЮЛЬГАУЗЕНА В ТЮРИНГИИ[23]
ИОГАНН ЮСТУС МАРЦИЙ ИЗ МЮЛЬГАУЗЕНА В ТЮРИНГИИ[23] Виттенбергская диссертация, посвященная Степану Разину, указывает дату публичного диспута (29 июня 1674 г.) и называет два имени: председательствовавшего на диспуте Конрада Самуэля Шурцфлейша и выступавшего (респондента)
Легенда о римских царях, ее происхождение и развитие
Совсем другого происхождения вторая группа сообщений, принадлежащая к чисто историческому слою вымысла. В этот разряд сообщений мы ставим следующие деяния: 1) основание Остии, римского морского порта (см. цитаты, собранные Швеглером 1, 600); 2) постройку первого моста чрез Тибр и укрепление Яникула для защиты моста (1, 601); 3) приобретение от вейенцев леса Мезии (silva Maesia или Messia) и других корабельных лесов римской общины (Ливий, 1, 53 silva Maesia Veientibus adempta; Цицерон, Rep. 2, 18, 33 silvas maritimas omnes publicavit quas ceperat; Авр. Викт. Vir. ill. 5, 2 silvas ad usum navium publicavit); 4) приобретение или устройство соляных копей (salinae), принадлежавших с тех пор к имуществу римского народа (Швеглер 1, 600). Эти четыре « деяния » между собой связаны одной общей мыслью, которая, по-видимому, вполне ускользнула от внимания Швеглера. Четыре вещи, прибавленные Анком Марцием к имуществу римского народа: морской порт, мост, корабельные леса и соляные копи, очевидно, соответствуют четырем источникам государственных доходов (vectigalia): 1) с кораблей, входящих в порт, взималась плата в пользу римского государства, а также со всех товаров, привозимых или провозимых через морской порт (portorium maritimum) 10 ; 2) portoria, мостовые сборы, брались также с. 186 за проезд через мосты 11 ; 3) собственностью римского государства были леса (silvae caeduae), из которых продавались строительные материалы, особенно для постройки кораблей; за право устройства в государственных лесах смолокурен, кроме того, взимался известный сбор (vectigal picariarum) 12 ; 4) эксплуатация соляных копей принадлежала государству; оно получало от них vectigal salinarum, отдавая копи в аренду откупщикам (salinatores). Государство при этом заботилось о том, чтобы соль, как предмет самого общего и необходимого потребления, не вздорожала не в меру. История соляного сбора в Риме вопрос довольно запутанный, решаемый различным образом у Марквардта (R. St.-V. 2, 160) и у Моммзена (R. St.-R., 2, 440, изд.). По мнению второго, vectigal salinarum государство брало с древнейших времен, а упомянутое у Ливия (29, 37, 3) введение этого сбора в 204 г. до Р. Х. было только повышением номинальной платы до действительной. С этим предположением согласно показание Аврелия Виктора (Vir. ill. 5 salinarum vectigal instituit) о введении сбора уже при Анке Марции. Марквардт, опираясь на слова Ливия vectigal novum, считает слова Виктора лишь неточной передачей факта, сообщаемого Плинием (N. Н. 31, 41, 89 Ancus Marcius rex salis modios VI in congiario dedit populo et salinas primas instituit). Но даровая раздача соли и введение государственного сбора с эксплуатации соляных копей — вещи различные, которые едва ли бы кто-нибудь мог смешать. Зато они прекрасно согласуются между собою. Царь мог раздавать народу известное количество даровой соли, остальное же, добываемое из копей, отдавать в аренду за известную, хотя бы и небольшую плату. Как ни судить об этих подробностях, от этого не изменится общий факт, засвидетельствованный тем же Ливием (1, 33, 9), что в летописном предании приписывалось Анку Марцию приобретение соляных копей близ Остии; эти копи составляли одну часть доходного государственного имущества Рима. Итак, мы полагаем, что автор царской легенды при конструкции истории четвертого царя руководился намерением отнести к этому царю начало государственного хозяйства Рима, или, говоря точнее, древнейшего доходного имущества римского государства. С этой точки зрения вымышленная история Анка Марция не с. 187 лишена некоторого исторического интереса. Она представляет собою сравнительно очень древний памятник по истории римского государственного хозяйства, очень небогатой известиями, памятник древнее второго столетия до Р. Х. Затем ею проливается немного света на сферу интересов, а потому и на личность древнейшего римского летописца. Нам думается, что не всякий, скажем, например, какой-нибудь анналист из понтифексов, заинтересовался бы вопросом, кем впервые введены государственные сборы, портовый, мостовой, лесной и соляной. Думаем, что этим вопросом всего скорее мог заняться специалист по части государственного хозяйства, например, человек, причастный к обязанностям цензора, квестора или эдила. Надеясь возвратиться к этому вопросу в другом месте, мы снова обращаемся к разбору истории Анка Марция.
Итак, мы приходим к общему заключению, что вся государственно-политическая история царствования Анка Марция построена на догадках более чем сомнительного достоинства. Автор их задался главной целью — связать с одним из записанных в жреческой легенде царских имен начало римского государственного хозяйства. Искусственность его соображений не нуждается в особом доказательстве. С одной стороны, государство не могло с. 194 существовать целое столетие, при трех царях, без доходов или без государственного имущества. С другой стороны, совершенно искусственным является и то предположение, что из числа царей только один предавался заботе о государственном хозяйстве, да, сверх того, в продолжительное время царствования ничем другим почти не занимался, кроме приобретения доходного имущества. Построенную на такой искусственной конструкции историю автор прибавил вторым слоем к древнейшей легенде о царе-основателе духовной коллегии фециалов.