Антигравий или раптор что лучше
Тест полиуретановых покрытий
27 октября 2020, Николай КОРЗИНОВ
«Это мода такая?» — спрашивает приятель. Мы проходим мимо внедорожника Porsche Cayenne, который окрашен черным матовым защитным покрытием. У обывателей такая «мода» обычно вызывает недоумение. Они справедливо считают, что блестящая эмаль выглядит эстетичней, чем зернистая шагрень. И все же, когда любопытствующие узнают, что такое покрытие надежно защищает кузов от царапин и других повреждений — и механических, и химических, — скепсис зачастую сменяется интересом. В этой статье мы расскажем о тесте защитных полиуретановых покрытий, который провели наши партнеры Kuzov Lab. Попытаемся ответить на ключевой вопрос маляра — на продукции каких производителей лучше остановить выбор.
Джип, памперс, ксерокс, раптор
В Kuzov Lab готовятся к тесту. На большом демонстрационном столе стоят 16 банок. Всего на тесте будет восемь защитных покрытий (рис. 1). Банок вдвое больше, так как это двухкомпонентные покрытия. В комплекте с большой банкой с полиуретановым покрытием идет маленькая — с отвердителем. Перед покраской защитное средство и отвердитель надо смешать в пропорции 3 : 1 по объему или просто перелить весь объем отвердителя в большую банку. Время жизни готовой смеси — примерно 60 минут.
Рис. 1. Участники теста: Cobra Bedliner (Novol); Alligator (Jeta Pro); Armata (Solid); Raptor (U-pol); 955 Touch Liner (HB Body); Vanger Antisсratch («Техпромсинтез»); Rangers (Troton) и HAS-9344 (Holex)
По нашим данным, это первый в России обстоятельный и масштабный тест полиуретановых покрытий.
Обращают на себя внимание хищные и боевые названия участников теста. Здесь есть Cobra — это бренд Bedliner польской компании Novol. Есть Alligator — бренд Jeta Pro. Есть Armata — бренд Solid компании «Европроект Групп». Планировался к тесту популярный продукт «Титан», но титанов будто в очередной раз низвергли в Тартар: в Калуге, где проходило тестирование, найти его в автомагазинах мы не смогли.
В основе моды называть свои защитные покрытия такими агрессивными именами, вероятно, лежит имя эталонного продукта. Это Raptor (в переводе с английского «хищник») — продукт британской фирмы U-pol. Название практически стало нарицательным, вроде «ксерокса» и «памперсов». Так что когда клиент сообщает мастеру о желании «покрасить автомобиль раптором», то в 95 % случаев он имеет в виду только тип защитного покрытия, а не конкретного производителя. Другие компании пытаются отъесть у «раптора» долю рынка и для притеснения хищника используют соответствующие имена. От скорее скромных «кобр» и «аллигаторов» до более внушительных «армат» и «титанов».
Хищных названий, впрочем, хватило не всем. Перечислим более «миролюбивых» участников теста. Это 955 Touch Liner: производитель — греческая фирма HB Body. Это Vanger Antisсratch — его производят на заводе «Техпромсинтез» в Подмосковье. Это польский Rangers компании Troton и HAS-9344. Последнее покрытие с плохо запоминающимся названием выпускается под брендом Holex немецкой компании Hoffmann Gruppe.
Когда защитное покрытие нужнее всего
Защитное покрытие особенно целесообразно в тех случаях, когда автомобиль эксплуатируется в экстремальных условиях. Например, в случае внедорожника, на которым часто ездят по бездорожью среди деревьев. Кроме того, полиуретановые покрытия классно подходят для внутренней поверхности кузовов пикапов. Именно она особенно часто царапается при эксплуатации.
Все материалы в сборе, и мы готовы начать тест. В покрасочной камере нас уже ожидают восемь панелей для покраски. Предварительно их покрыли двухкомпонентным эпоксидным грунтом, который выдержали один час. К каждой панели прикреплена маленькая гнущаяся тест-пластина — белая с черной полоской (рис. 2). На первом этапе теста она поможет нам сравнить укрывистость, а на втором — мы с ее помощью проверим покрытия на эластичность.
Рис. 2. К каждой панели, которая покрыта двухкомпонентным эпоксидным грунтом, прикреплена маленькая гнущаяся тест-пластина – с ее помощью проверим покрытия на укрывистость и эластичность
Краску будем наносить стандартным антигравийным пистолетом при давлении 4 бара (рис. 3). Такое давление подходит для всех участвующих в тесте составов.
Рис. 3. Краску будем наносить стандартным антигравийным пистолетом при давлении 4 бара
Полиуретановые покрытия обычно бывают двух видов — черные и колеруемые. Для нашего теста мы выбрали колеруемые материалы. Поэтому перед покраской в банку добавляем не только отвердитель, но и базовую эмаль зеленого цвета. Обычно пигмента должно быть около 10–15 % от защитного покрытия (рис. 4). Но лучше смотреть в инструкцию: у разных покрытий эта цифра может незначительно отличаться.
Рис. 4. Если полиуретановое покрытие колеруемое, то пигмента (базовая эмаль) в нем должно быть около 10–15 % от защитного покрытия
Встряхиваем смесь в течение как минимум одной минуты и приступаем к окраске. Смесь для теста наносим одним слоем (рис. 5). По тому, насколько заметной остается черная полоса на тест-пластине, оцениваем укрывистость.
Рис. 5. Смесь наносим одним слоем. Укрывистость оцениваем по тому, насколько заметной остается черная полоса на тест-пластине
Первые впечатления? Лидерами теста по укрывистости стали Armata и HAS-9344 бренда Holex. Покрытие 955 Touch Liner в итоге оказалось слишком жидким и не смогло дать красивую «шагрень». Вероятно, мы добавили в банку слишком большую долю эмали. Кроме того, в ходе теста мы выяснили, что Vanger Antisсratch на тест попал не колеруемый, а черный. Так что в итоге у нас получилось семь зеленых панелей и одна черная. Попутно заметили, что Vanger оказался самым пахучим среди восьми тестируемых средств.
Поверхности должны высохнуть, и в Kuzov Lab решили дать на это времени с запасом — целый месяц. А когда все высохнет, нас будет ждать самая интересная часть теста — «царапательная».
Стоимость полной покраски автомобиля в кузовном ремонте обычно начинается от 50 000–60 000 рублей.
Не поцарапаешь — не поймешь
Месяц пролетел быстро, и мы снова в Kuzov Lab. Впереди «царапательный» тест. А пока мы осматриваем получившиеся в итоге панели. Цвет у всех панелей практически одинаковый, а вот фактура разная. У одних панелей шагрень крупная, у других — более эстетически привлекательная, мелкая (рис. 6). Кроме того, некоторые образцы получились блестящими, глянцевыми, а другие скорее матовыми.
Самыми сверкающими оказались панели, обработанные покрытиями Cobra и 955 Touch Liner. Их противоположностью стали матовые панели с покрытиями Raptor и Armata. Остальные заняли промежуточное положение.
Несмотря на одинаковые условия и технику окраски, отличалась и фактура поверхностей. Крупная шагрень — Cobra, Raptor и Vanger Antisсratch, а мелкая у Alligator, Armata и Rangers.
Перед царапанием проводим тест на эластичность. Берем гнущиеся тест-пластины, с помощью которых мы месяц назад сравнивали укрывистость, и полностью сгибаем их (рис. 7). Смотрим, держится ли материал. Вопреки ожиданиям, этот тест оказался не показательным. Практически все материалы с ним справились. Исключением стал только HAS-9344 бренда Holex. При сгибе от пластины отломился небольшой кусочек покрытия (рис. 8).
Рис. 7. Тест на эластичность: берем гнущиеся тест-пластины и полностью сгибаем их
Рис. 8. Практически все материалы с этим справились. Исключением стал HAS-9344 бренда Holex – при сгибе от пластины отломился небольшой кусочек покрытия
Приступаем к заключительному — самому важному — «царапательному» тесту. Пластину с нанесенным покрытием переворачивают лицом к полу, ставим на нее груз — полную пятилитровую канистру лака на водной основе — и волоком тащим 5 метров по предварительно не вымытому полу цеха (рис. 9). Поднимаем, протираем, смотрим на сохранность. Результаты оцениваем, как в школе, по пятибалльной системе. Сильно поцарапана панель — 1 балл, панель вообще не поцарапана — 5 баллов баллов (рис. 10).
Рис. 9. «Царапательный» тест. Пластину переворачиваем лицом к полу, ставим на нее груз и волоком тащим 5 метров по предварительно не вымытому полу цеха
Рис. 10. После очистки пластин результаты оцениваем по пятибалльной системе. Сильно поцарапана панель — 1 балл, панель вообще не поцарапана — 5 баллов
Итак, «отлично» в нашем тесте не заработал никто. Впрочем, и ни одному покрытию из восьми мы не поставили «кол». Зато выявили трех «хорошистов» и двух «двоечников». Но прежде назовем «троечников» теста. Ими стали Alligator, Vanger и HAS-9344 Holex. А вот наши аутсайдеры: самыми поцарапанными оказались 955 Touch Liner и Cobra. И, наконец, объявляем победителей. Лучше всего с тестом справились Raptor, Armata и Rangers (рис. 11).
Рис. 11. Итак, победители испытания. Лучше
всего с тестом справились Raptor, Armata и
В этой статье мы не приводим цены. Они имеют обыкновение периодически меняться, особенно в такое время, как сейчас. Нам же не хотелось делать быстро устаревающий материал. Поэтому рекомендуем определить своих фаворитов в тесте, а потом посмотреть на цены, пересчитать их в расчете на 1 литр и в результате сделать максимально взвешенный выбор. Надеемся, что наш тест убережет читателя от ошибок и поможет ему быть успешным в автобизнесе.
Технология нанесения защитного покрытия
Павел Никифоров, руководитель учебного центра ООО «Европроект Групп»
Перед окраской автомобиля рекомендуем ознакомиться с инструкцией по применению выбранного вами защитного покрытия. Нюансы и детали могут отличаться. Но ряд моментов остается примерно одинаковым для любых полиуретановых покрытий.
Рис. 12. Наносить продукт необходимо на двухкомпонентные акриловые или эпоксидные грунты
Рис. 14. Можно применять и обычные грунтовочные краскопульты, которые дают более мелкую шагрень
Рис. 15. Защитное покрытие смешивается со стандартным отвердителем (обычно идет в комплекте) в соотношении 3 : 1 по объему
Рис. 16. Если для покраски мы используем грунтовый краскопульт с дюзой, например 1,8 мм, то в смесь надо добавить разбавитель (примерно 10 %).
Защитное покрытие обычно наносится в 2–3 слоя (рис. 17). Обратите внимание, что межслойная выдержка составляет примерно один час. Ориентировочно такой же срок годности смеси. Поэтому покрасив детали один раз, делаем перерыв, а затем повторно смешиваем компоненты для новой смеси. Обратите внимание, что при использовании растворителя срок межслойной выдержки нужно немного увеличить. Рекомендованное давление — 3–4 бара.
Рис. 17. Защитное покрытие обычно наносится в 2–3 слоя, межслойная выдержка составляет примерно один час (компоненты для новой смеси смешиваем повторно)
Таким образом, нанося одно и то же защитное покрытие разными способами, мы можем получать отличающиеся структуры — более крупную шагрень или более мелкую и деликатную. Блеск в основном зависит от самого материала. В ходе нашего теста большинство материалов показали умеренный блеск (полумат). Самыми блестящими оказались Cobra и 955 Touch Liner, а Raptor и Armata практически не блестели.
Высыхание поверхности занимает около 7 суток. В случае использования разбавителя срок стоит увеличить до 9 суток.
Для тех, кто интересуется выбором насадок для полировальной машинки будет интересна статья от наших экспертов «Обзор насадок для полировки кузова автомобиля».
Антигравий или раптор что лучше
Сообщение Tolick » 15 дек 2015, 14:27
Есть желание покрасить Уаз патриот raptor.
Кто нибудь в Тюмени может порекомендовать конторы которые делают это, видел рекламу на московском тракте, но не запомнил адрес.
Пишут что самостоятельно не сложно его наносить и чуть ли не кисточкой, есть опыт?
Сообщения: 37 Зарегистрирован: 10 дек 2015, 12:13 Откуда: тюмень Стаж: 2007 Авто: нива
Рейтинг: 37 |
Репутация: 0 |
Благодарил (а): 5 раз
Покраска raptor’ом
Сообщение dra4un » 15 дек 2015, 15:04
Сообщения: 1579 Зарегистрирован: 18 янв 2010, 00:00 Откуда: страна ЦЫГАНИЯ Стаж: 2005 Авто: GETZ :
Награды: 1
Рейтинг: 2 347 |
Репутация: +4 |
Благодарил (а): 14 раз Поблагодарили: 7 раз
Покраска raptor’ом
Сообщение rais » 15 дек 2015, 18:55
Рейтинг: 10 868 |
Репутация: +10 |
Благодарил (а): 4 раза Поблагодарили: 99 раз
Покраска raptor’ом
Сообщение Тюменский » 15 дек 2015, 22:43
Сообщения: 655 Зарегистрирован: 17 авг 2009, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 2002 Авто: VW Multivan 4×4 :
Награды: 1
Рейтинг: 3 264 |
Репутация: +2 |
Благодарил (а): 86 раз Поблагодарили: 48 раз
Покраска raptor’ом
Сообщение fotobook72 » 16 дек 2015, 08:51
Сообщения: 104 Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 00:00 Стаж: 1999 Авто: Бронто
Рейтинг: 257 |
Репутация: 0 |
Поблагодарили: 3 раза
Покраска raptor’ом
Сообщение Maxfux » 16 дек 2015, 11:19
Tolick писал(а): Есть желание покрасить Уаз патриот raptor.
Кто нибудь в Тюмени может порекомендовать конторы которые делают это, видел рекламу на московском тракте, но не запомнил адрес.
Пишут что самостоятельно не сложно его наносить и чуть ли не кисточкой, есть опыт?
Сообщения: 260 Зарегистрирован: 09 янв 2015, 00:00 Откуда: Аромашево Стаж: 2002 Авто: Ваз 21214
Рейтинг: 1 160 |
Репутация: 0 |
Благодарил (а): 68 раз Поблагодарили: 18 раз
Покраска raptor’ом
Сообщение avtobest » 16 дек 2015, 17:44
Tolick писал(а): Есть желание покрасить Уаз патриот raptor.
Кто нибудь в Тюмени может порекомендовать конторы которые делают это, видел рекламу на московском тракте, но не запомнил адрес.
Пишут что самостоятельно не сложно его наносить и чуть ли не кисточкой, есть опыт?
Сообщения: 104 Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 00:00 Стаж: 1999 Авто: Бронто
Рейтинг: 257 |
Репутация: 0 |
Поблагодарили: 3 раза
Покраска raptor’ом
Сообщение Maxfux » 16 дек 2015, 18:41
Сообщения: 97 Зарегистрирован: 14 апр 2012, 00:00 Откуда: Тюмень (центр) Авто: эскудо
Рейтинг: 197 |
Репутация: 0 |
Поблагодарили: 2 раза
Покраска raptor’ом
Сообщение артембелов » 21 дек 2015, 21:21
Рейтинг: 10 868 |
Репутация: +10 |
Благодарил (а): 4 раза Поблагодарили: 99 раз
Покраска raptor’ом
Сообщение Тюменский » 22 дек 2015, 06:28
Отправлено спустя 1 минуту 45 секунд:
Ну, и все места, с ценамм, для сравнения..
Рейтинг: 4 114 |
Репутация: +6 |
Благодарил (а): 47 раз Поблагодарили: 30 раз
Покраска raptor’ом
Сообщение vitz_72 » 22 дек 2015, 07:52
Сообщения: 260 Зарегистрирован: 09 янв 2015, 00:00 Откуда: Аромашево Стаж: 2002 Авто: Ваз 21214
Рейтинг: 1 160 |
Репутация: 0 |
Благодарил (а): 68 раз Поблагодарили: 18 раз
Покраска raptor’ом
Сообщение avtobest » 22 дек 2015, 08:48
Покраска raptor’ом
Сообщение Sergo772 » 22 дек 2015, 10:01
Сообщения: 260 Зарегистрирован: 09 янв 2015, 00:00 Откуда: Аромашево Стаж: 2002 Авто: Ваз 21214
Рейтинг: 1 160 |
Репутация: 0 |
Благодарил (а): 68 раз Поблагодарили: 18 раз
Покраска raptor’ом
Сообщение avtobest » 22 дек 2015, 10:30
Покраска raptor’ом
Сообщение Sergo772 » 22 дек 2015, 20:54
Сообщения: 1579 Зарегистрирован: 18 янв 2010, 00:00 Откуда: страна ЦЫГАНИЯ Стаж: 2005 Авто: GETZ :
Награды: 1
Рейтинг: 2 347 |
Репутация: +4 |
Благодарил (а): 14 раз Поблагодарили: 7 раз
Покраска raptor’ом
Сообщение rais » 23 дек 2015, 00:58
Сообщения: 58 Зарегистрирован: 23 июл 2009, 00:00 :
Награды: 2
Рейтинг: 208 |
Репутация: +1 |
Поблагодарили: 1 раз
Покраска raptor’ом
Сообщение Романчик » 23 дек 2015, 20:41
Сообщения: 655 Зарегистрирован: 17 авг 2009, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 2002 Авто: VW Multivan 4×4 :
Награды: 1
Рейтинг: 3 264 |
Репутация: +2 |
Благодарил (а): 86 раз Поблагодарили: 48 раз
Покраска raptor’ом
Сообщение fotobook72 » 23 дек 2015, 21:06
Сообщения: 97 Зарегистрирован: 14 апр 2012, 00:00 Откуда: Тюмень (центр) Авто: эскудо
Рейтинг: 197 |
Репутация: 0 |
Поблагодарили: 2 раза
Покраска raptor’ом
Сообщение артембелов » 23 дек 2015, 21:41
Покраска raptor’ом
Сообщение Sergo772 » 23 дек 2015, 21:51
Сообщения: 655 Зарегистрирован: 17 авг 2009, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 2002 Авто: VW Multivan 4×4 :
Награды: 1
Рейтинг: 3 264 |
Репутация: +2 |
Благодарил (а): 86 раз Поблагодарили: 48 раз
Покраска raptor’ом
Сообщение fotobook72 » 24 дек 2015, 08:48
Сообщения: 97 Зарегистрирован: 14 апр 2012, 00:00 Откуда: Тюмень (центр) Авто: эскудо
Рейтинг: 197 |
Репутация: 0 |
Поблагодарили: 2 раза
Покраска raptor’ом
Сообщение артембелов » 24 дек 2015, 12:09
Сообщения: 655 Зарегистрирован: 17 авг 2009, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 2002 Авто: VW Multivan 4×4 :
Награды: 1
Рейтинг: 3 264 |
Репутация: +2 |
Благодарил (а): 86 раз Поблагодарили: 48 раз
Покраска raptor’ом
Сообщение fotobook72 » 24 дек 2015, 22:41
Вспомни, когда краска толстым слоем где то намазана, то её можно шпателем поддеть и сковырять, а тонкое покрытие как бы в порах сидит и цеплять нечего, и только царапина. вот от царапин раптор хорошо держит.
Всё ИМХО но испорченое покрытие видел, и к сожалению даж имею сейчас