Аптайм что это в психологии

Часть I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Глава 1. Структура коммуникации

Глава 2. Отключение внутреннего диалога

Состояние первое — аптайм (Uptime)

– А чего тут думать? Прыгать надо!

Состояние аптайма очень и очень интересно само по себе. В частности, оно характеризуется тем, что сразу и полностью отключаются все фильтры восприятия* и наш мозг получает кучу предварительно не отсортированной информации. Соответственно, времени для «думать» совершенно нет. Состояние аптайма тоже нам свойственно и часто встречается, только не все знают, что это было именно оно и именно так называется. Например, я вхожу в аптайм совершенно автоматически на каких-нибудь развалах и рынках, когда прохожу мимо десятков лотков в поисках одной-единственной вещи. А потом ее нахожу и подхожу, причем совершенно неосознанно и сам по себе.

У состояния аптайма есть один существенный минус — в нем нельзя долго находиться. Мозг получает гигантский объем данных, и рано или поздно их надо обработать и «выкинуть» все то, что не нужно и не будет в дальнейшем использоваться. У меня, например, после таких походов по рынкам начинает достаточно ощутимо болеть голова и хочется посидеть и полчаса молча пить кофе.

Прежде чем мы изучим самое ядреное упражнение для вывода своей психики в состояние аптайма, я тебе расскажу две очень старые и очень восточные байки.

Мастер приказал ученику продолжать упражняться. И снова каждое утро ученик выходил на место для стрельбы, клал стрелу на тетиву, натягивал лук и смотрел на цель. И так про-шло еще два долгих года. По прошествии этого времени мастер подошел к ученику и спросил его: «Что ты видишь?» — «Я вижу цель, стол, на котором она стоит, и больше ничего», – ответил ученик.

Мастер приказал ученику продолжать упражняться. И сно-ва каждое утро ученик выходил на место для стрельбы, клал стрелу на тетиву, натягивал лук и смотрел на цель. И так прошло еще два долгих года. По прошествии этого времени мастер подошел к ученику и спросил его: «Что ты видишь?» — «Я вижу только цель, и ничего, кроме цели. Цель заполнила собой все мое поле зрения, она стала гигантской и я не вижу ничего, кроме нее. Такое ощущение, что я сам стал этой целью», – ответил ученик. Мастер попросил выстрелить по цели, и ученик поразил ее в самую середину.

Вторая история пришла к нам из древней Японии, и ей более тысячи лет. К сожалению, я тоже не помню источник информации, так что тебе в очередной раз придется поверить мне на слово. В древней Японии были специально обученные пи технологии «stealth»* воины, которых называли «ниндзя». Они славились тем, что могли проникнуть в самые неприступные крепости, независимо от количества и качества охраны. Что они там внутри делали — не тема этой истории. Наша история о том, как они проникали в эти замки. Одна из версий их необычайного мастерства состоит в том, что эти невидимые воины представляли себя теми предметами, мимо которых они шли. И это мастерство было у них развито настолько, что даже опытные воины видели перед собой не человека, а, например, стену или табуретку.

К чему были эти истории? Просто сейчас мы научимся отключать внутренний диалог, используя способы, которые пришли к нам из древнего Китая и древней Японии.

Источник

Аптайм что это в психологии

«Дух» и «область» Коуч как пробуждающий

• Инструментарий пробуждающего: создание якоря для состояния «аптайм»

• Получение доступа к подсознанию

• Инструментарий пробуждающего: активное мечтание

Упражнение на активное мечтание

• Инструментарий пробуждающего: пробуждение к свободе

Формат пробуждения к свободе

• Инструментарий пробуждающего: выход из двойных связей

• Инструментарий пробуждающего: создание позитивной двойной связи

• Уровни научения и изменения по Бейтсону

Краткий обзор четырех уровней научения

• Инструментарий пробуждающего: обновление стратегий выживания с помощью уровней научения Бейтсона

Человек – часть целого, которое мы называем Вселенной… часть, ограниченная во времени и пространстве. Он переживает свои мысли и чувства как отдельные от всего остальнбго – своего рода оптическая иллюзия сознания. Эта иллюзия – тюрьма, ограничивающая нас личными желаниями и привязанностью к нескольким наиболее близким нам людям. Наша задача должна состоять в том, чтобы освободиться из этой тюрьмы, расширив свой круг сострадания, чтобы охватить все живые существа и всю природу в ее красоте.

В словаре Уэбстера пробуждение определяется как «подъем после сна», «выход из состояния безразличия, летаргии или дремоты» или «возвращение состояния полного сознания, осведомленности и восприимчивости».

Периоды развития и преобразований в нашей жизни обычно сопровождаются таким «пробуждением». Это подобно тому, как если бы мы пробудились от некоего сна, вышли из созданного нами самими оцепенения или внезапно прозрели. Наши ментальные карты, показывающие, кем мы являемся и что для нас возможно в мире, становятся более широкими, и мы воспринимаем старые ограничения совершенно по-новому. При таких переживаниях мы можем сломать наши старые установки и «выбраться из ящика».

Результатом пробуждения часто являются новое ощущение цели и значения, расширенное сознание, очищенное восприятие, а также эмоциональное и физическое оживление.

Пробуждение связано не только с расширением когнитивных или ментальных способностей, но и с сердцем и эмоциями. Пробуждение часто касается воссоединения с мотивацией на самом глубоком уровне. Следовательно, пробуждение обычно сопровождает важные переходные периоды в нашей личной и профессиональной жизни.

Пробуждение выходит за рамки коучинга, обучения, менторства и спонсорства и включает уровень видения, цели и духа. Оно связано с восприятием того, что выходит за рамки нашего я-образа, и включает видение большей системы, окружающей определенные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения. Это связано с тем, кого и что еще мы воспринимаем в мире вокруг нас, и касается вопроса, для кого или для чего был выбран конкретный путь (цель).

Термин духовный используется в модели нейро-логических уровней для обозначения субъективного переживания себя как части большей системы или «области», – того, что простирается за пределы нас самих и связано с семьей, сообществом и глобальными системами. Это понимание того, что антрополог и специалист по теории систем Грегори Бейтсон назвал «паттерном, который соединяет» все вещи вместе в большее целое. Мы, как отдельные люди, являемся подсистемой этой большей системы.

Опыт «духовного» уровня касается того, что можно было бы назвать «я» большей системы, – чувства бытия, выходящего за рамки нашего образа себя, а также ценностей, убеждений, мыслей, действий или ощущений. Это предполагает связь с тем, кто еще и что еще находится в окружающей нас большей системе. Именно этот уровень опыта обычно обеспечивает больший контекст, который придает нашей жизни смысл и цель.

Духовные устремления в форме реализации «видения», «миссии» и «цели» жизни – это мотивация, стоящая за величайшими человеческими достижениями. Многие лидеры и гении признают значение подобного духовного руководства в их жизни и работе. Например, Альберт Эйнштейн так говорил о своих исследованиях: «Я хочу знать, как Бог создал этот мир. Я не интересуюсь тем или иным явлением, спектром того или иного элемента; я хочу знать замысел Божий; все остальное – детали». ш

Понятие духовного в модели нейро-логических уровней можно уподобить тому, что Эйнштейн называл «замыслом Божиим».

С нейро-логической точки зрения процессы духовного уровня имеют отношение к некоей области отношений между нашей собственной нервной системой и нервными системами других людей, формируя своего рода коллективную нервную систему. Результат этой области взаимодействия иногда называют групповым «разумом», групповым «духом» или «коллективным сознанием». Эта область также включает «нервные системы», или сети обработки информации, других существ и даже окружения. Грегори Бейтсон так описал это явление:

Нам присущ индивидуальный разум, но он существует не только в теле. Он присущ путям передачи информации и сообщениям вне тела; и существует больший Разум, подсистемой которого является индивидуальный разум. Этот больший Разум сопоставим с Богом; вероятно, он и является тем, что люди понимают под «Богом», но при этом он присущ всей взаимосвязанной социальной системе и планетарной экологии.

Коуч как пробуждающий

Во многих отношениях коучи, консультанты, врачи, преподаватели и лидеры – это пробуждающие; они открывают новые перспективы и возможности для своих учеников, клиентов и сотрудников, помогая им получить доступ к большему Разуму или к большей области. Пробуждение других предполагает предоставление им помощи в том, чтобы вырасти до уровня видения, миссии и духа. Пробуждающий поддерживает другого человека, обеспечивая контексты и переживания, которые позволят человеку лучше понять свои цели, себя самого и большие системы, к которым он принадлежит.

Роль пробуждающего до некоторой степени предполагает наличие способностей коуча, преподавателя, ментора и спонсора, но имеет и другие параметры. Очевидно, что других пробудить невозможно, если вы сами еще спите. Поэтому первая задача пробуждающего состоит в том, чтобы пробудиться и остаться бодрствующим. Пробуждающий «пробуждает» других через свою собственную целостность и конгруэнтность. Пробуждающий помогает другим людям осознать их миссию и видение, полностью осознавая собственное видение и миссию.

Другая ключевая цель пробуждающего состоит в том, чтобы помочь людям «выбраться из ящика», в который они заключены, избавиться от старых привычек, а также выйти из конфликтов и двойных связей.

Великий датский физик Нильс Бор указывал, что есть два типа истины: поверхностная и глубокая. По мнению Бора, «противоположность поверхностной истины – ложь. Глубокой же истине противостоит другая истина». Бор, несомненно, имел в виду понятие о том, что фундаментальные физические элементы, скажем, электроны, являются одновременно и волнами и частицами. Тот факт, что электроны – это волны энергии, не означает, что они также не являются частицами материи, даже при том, что это две противоположные позиции.

То же самое справедливо и относительно глубоких психологических истин. Красота и уродство, например, – глубокие истины. Тот факт, что мир наполнен красотой и надеждой, не означает, что он не может одновременно быть уродливым. А то, что люди способны совершать ужасные и бесчеловечные поступки, не означает, что они не способны проявлять героизм и творить чудеса. Пробуждающие часто пробуждают других людей для осознания такой подобной глубокой истины. И когда мы понимаем, что истинно и то и другое, у нас появляется выбор. Куда мы хотим приложить свою энергию? Посвящаем ли мы себя красоте или погрязаем в уродстве?

Важно отметить, что иногда «чем ярче свет, тем темнее тени». Когда люди переживают даже незначительное духовное пробуждение,

они внезапно начинают видеть тени, которых они не видели прежде, – потому что свет стал ярче.

Пробуждение – переживание волнующее, но не всегда приятное. Таким образом, помощь другим в пробуждении требует навыка и чуткости. Пробуждение других предполагает безоговорочное принятие того, кем они являются и как они живут; однако при этом существуют возможности роста и развития. Пробуждение может быть постепенным или внезапным (подобно моменту «сатори» или внезапного инсайта). Пробуждение часто ведет к научению на уровне того, что Грегори Бейт-сон назвал «Научение IV» – создание чего-то «совершенно нового».

При взаимодействии с другими людьми убеждения пробуждающего включают следующие.

Жизнь – великое таинство с невероятными возможностями.

Все мы путешествуем по жизни, и в этом смысле мы все одинаковы.

Все люди по сути своей ценны, и их нужно принимать такими, какие они есть.

Каждый выбирает лучшие варианты из тех, которые он считает доступными.

Никто не смог бы реагировать на любую ситуацию в прошлом иначе, чем он это сделал.

Однако люди полностью свободны выбрать, как реагировать в каждый момент.

Если люди знают, что они ценны и их принимают такими, какие они есть, они будут видеть больше вариантов действий, делать правильный выбор и, таким образом, получат возможность развиться в любом направлении.

Стиль лидерства, теснее всего связанный с пробуждением, – это «харизматическое» или «провидческое» лидерство. Провидческие лидеры имеют ощущение видения и миссии, что дает сотрудникам понимание цели. Харизматические или провидческие лидеры – образцы для подражания, за которыми хотят следовать другие люди. Их конгруэнтность и целостность помогают им завоевать уважение и доверие других людей.

Состояние «не-знания» – особое состояние, используемое в НЛП для моделирования и сбора информации. Когда человек входит в состояние «не-знания», он пытается отбросить любые существовавшие ранее

допущения и получить новое и непредвзятое представление о конкретной ситуации или опыте. То есть он пытается ничего «не знать» о конкретном исследуемом человеке или ситуации, чтобы избежать любых предубеждений, которые могут исказить его опыт.

Состояние «не-знания» можно охарактеризовать следующим анекдотом.

Модельер возразил: «Ну, если быть точным, в Санта-Крусе есть по крайней мере одна дорожка по крайней мере с одним слизняком на ней, который желтый по крайней мере с одной стороны».

Состояние «не-знания» – это стратегия, которая использовалась многими выдающимися людьми для выработки новых идей и подходов. Альберт Эйнштейн, например, утверждал, что многие идеи теории относительности появились потому, что он задавал себе вопросы о пространстве и времени без каких-либо предвзятых мнений, как этим мог бы интересоваться ребенок.

Известный гипнотерапевт Милтон Эриксон утверждал, что он, работая с клиентом, всегда пересматривал и перепроверял все свои пресуппозиции. Два ли глаза у клиента (у него может быть стеклянный глаз)? Две ли у клиента руки (если клиент носит перчатки, у него может быть протез)? Все ли волосы клиента его собственные (а вдруг это парик)? И так далее. Всемирно известный целитель и преподаватель Моше Фельденкрайс утверждал: «В каждом случае я начинаю работу как будто в первый раз и задаю себе больше вопросов, чем когда-либо задавал мне любой из моих помощников или критиков». Входя в состояние «не-знания» и в каждом случае начиная работу как будто в первый раз, Фельденкрайс, подобно Эриксону, получал возможность увеличить свою наблюдательность и креативность, лучше установить контакт с пациентами и не стать жертвой ограничивающих пресуппозиций, которые в конечном счете могли оказаться необоснованными. В результате такие люди, как Эйнштейн, Эриксон и Фельденкрайс, оказались способны сделать крупные открытия в областях, где других сдерживали пресуппозиции и предрассудки, свойственные их эпохе. Фельденкрайс указывал: «Такой способ мышления часто помогает в ситуациях, где потерпели^бы неудачу более знающие специалисты, чем я».

Таким образом, не-знание – это действенный способ «пробуждения» и важный навык для коучей с большой буквы и их клиентов, помогающий «выбраться из ящика».

Один из способов помочь себе и другим достичь состояния не-знания – использование персонажа «Нек-Нек». «Нек-Нек» – вымышленный персонаж, которого придумал НЛП-тренер Тодд Эпштейн; его используют для облегчения процесса сбора информации и моделирования. «Нек-Нек» – имя воображаемого космического пришельца, который имеет точно такую же нервную систему и физические характеристики, как и у людей, но у него нет ни единого перцептивного, лингвистического или культурного допущения. Нек-Нек научился всем формам человеческого языка и знаком с ними, но не может выполнять операции удаления, обобщения и искажения, которые большинство людей обычно проделывают при устном общении друг с другом. Нек-Нек способен понимать лишь полностью определенные сенсорно обоснованные описания и инструкции и реагировать на них.

Эпштейн применял «игру в Нек-Нека», чтобы облегчить процессы входа в состояние, в котором все предыдущие ментальные карты и допущения для интерпретации текущего опыта не используются. Когда коуч входит в состояние «Нек-Нек», он стремится отбросить все прежние допущения и получить новое и непредвзятое представление о конкретной ситуации или переживании.

Такое состояние – основной навык пробуждающих. Опробуйте его на себе. На несколько минут представьте, что вы Нек-Нек и исследуете знакомые объекты вокруг вас, как если бы вы никогда их раньше не видели. Посмотрите телепередачи или понаблюдайте за взаимодействием людей с точки зрения инопланетянина. На что вы обратите внимание? Какие паттерны отличаются от ваших повседневных представлений?

Если бы вы наблюдали или выслушивали клиентов с этой точки зрения, какие вопросы вы бы им задали? Что нового бы вы отметили или увидели в их проблемах и жизненных ситуациях?

Состояние «не-знания» также подобно состоянию «аптайм», в котором все сенсорные каналы человека настроены вовне. В состоянии «аптайм» отсутствуют внутренний диалог, образы или эмоциональная напряженность. Все сенсорное осознание сосредоточено на внешнем окружении в ситуации «здесь и сейчас». Понятие «аптайм» в НЛП было сформулировано основателями НЛП Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. Этот термин заимствован из ранней компьютерной терминологии. Слово «аптайм» означало, что компьютер вводит данные. Слово «даунтайм» указывало, что компьютер обрабатывает полученные данные.

Источник

Глава 6

АПТАЙМ И ДАУНТАЙМ

До сих пор наше внимание было занято исследованием сенсорной чувствительности, способностью держать свои чувства открытыми и замечать реакции окружающих вас люден. Это состояние, когда ваши органы чувств настроены на восприятие внешнего мира, в НЛП обозначается термином аптайм. Кроме того. существуют состояния, которые погружают нас глубже в нашу собственную реальность, в наш внутренний мир.

Оторвитесь на минуту от книги и вспомните то время, когда вы были погружены в собственные мысли…

Вероятно, вам пришлось сильно задуматься, чтобы это вспомнить. Вы обратились внутрь себя, к внутренним картинам, звукам и ощущениям. Это состояние, с которым все мы хорошо знакомы. Чем глубже вы уходите в себя, тем меньше вы начинаете осознавать внешние воздействия. «Глубоко задумавшись» — это хорошее описание такого состояния, известного в НЛП под названием даунтайм. Ключи доступа погружают вас в даунтайм. Всякий раз, когда вы просите кого-нибудь обратиться внутрь себя и визуализировать, воспроизвести звуки и ощущения, вы просите его погрузиться в даунтайм. Даунтайм возникает тогда, когда вам необходимо помечтать, составить план, пофантазировать и подумать о новых возможностях.

Практически мы редко полностью находимся в аптайме или в даунтайме, наше повседневное сознание представляет собой смесь частично внутреннего и частично внешнего осознания. Мы обращаем наши органы чувств внутрь себя или вовне в зависимости от обстоятельств, в которых находимся.

Полезно думать о ментальных состояниях как об инструментах, предназначенных для того, чтобы делать различные вещи. Игра в шахматы требует такого состояния ума, которое радикальным образом отличается от того состояния, которое необходимо для принятия пиши. Не существует такой вещи, как неправильное состояние ума, существуют последствия его использования. Они могут быть катастрофическими, если, например, вы пытаетесь перейти улицу с оживленным движением транспорта в том состоянии, в котором отходите ко сну совершенно очевидно, что аптайм является наиболее подходящим состоянием для перехода через улицу. Или забавы ради, вы попытаетесь выговаривать сложные для произношения фразы будучи в состоянии, навеянном слишком большой дозой алкоголя. Часто вы делаете что-то не очень хорошо, потому что находитесь в неподходящем состоянии. Вы не сможете хорошо сыграть в теннис, если вы в том же состоянии, в котором играете в шахматы.

Человек приходит на терапию, потому что он истощил свойзапас сознательных ресурсов. Он застрял. Он не знает, что емунеобходимо или где это искать. Транс предоставляет возможность разрешить проблему, потому что он обходит сознание и делает доступными неосознаваемые ресурсы. Большая часть изменений происходит на неосознаваемом уровне. Сознание не нуждается в том, чтобы инициировать изменения, и часто вовсе не замечает их. Конечная цель любой терапии заключается в том, чтобы клиент снова вернулся в ресурсное состояние, достойное его способностей Каждый человек имеет богатую личностную историю, наполненную переживаниями, которыми он может воспользоваться. Они содержат все необходимое для совершения изменения, если только вы сможете добраться до них.

Одна из причин, по которой мы используем столь малую часть наших ментальных возможностей, может заключаться в том, что наша система образования уделяет столь много внимания внешнему тестированию, стандартам достижений и столкновению целей различных людей. Мы очень мало тренируемся в утилизации наших уникальных внутренних способностей. Большая часть нашей индивидуальности нами не осознается. Транс является идеальным состоянием для исследования и открытия наших уникальных внутренних ресурсов.

Источник

Статья:: Структура внимания и транс

Сборка

Проще объяснить на примере Куба Неккера.

Аптайм что это в психологии. Смотреть фото Аптайм что это в психологии. Смотреть картинку Аптайм что это в психологии. Картинка про Аптайм что это в психологии. Фото Аптайм что это в психологии

Вы смотрите на него и видите трёхмерную Фигуру – куб. Но на бумаге (или экране) – это просто набор линий. Остальное – работа мозга. Он из набора линий создал трехмерный объект.
Кстати, Куб Неккера можно воспринимать несколькими разными способами. Во-первых, он может быть повёрнут вниз (передняя грань ниже задней). Во-вторых он может быть повёрнут вверх (передняя грань выше задней). В-третьих, его можно воспринимать в виде странной Фигуры, у которой центральный прямоугольник образует верх, два треугольника и четыре трапеции составляют остальные грани. В-четвёртых, Фигура аналогичная предыдущему варианту, но только прямоугольник – это дно. В-пятых, его можно воспринимать как набор линий.
Это – разные варианты сборки. То, что с этими линиями делает мозг. И если первые два варианта воспринимать легко, остальные три – тяжёлое дело. Особенно попытка увидеть то, что действительно нарисовано – набор линий.

Само собой можно собрать и ещё несколькими способами, Фигуры получаются несколько странными, но…

По всей видимости – это то, что называется гештальтом.

Семь плюс-минус два

Но если внимание – система однозадачная, что тогда описывает формула, что во внимании может быть максимально семь (плюс-минус два) объекта? Внимание – хитрая штука. Фокус внимания действительно штука однозадачная, но позволяющая быстро-быстро перемещаться. Для быстрого-быстрого перемещения нужно помнить некоторое количество предыдущих настроек. Что и делается: семь – это число различных «сборок», гештальтов, которые хранятся в памяти. То есть у внимания какая-то своя память. Кроме неё есть ещё кратковременная – туда грузится что-то интересное из замеченного, и долговременная – если это интересное стоит запомнить надолго.

Как у цифрового тюнера в музыкальном центре или телевизоре – есть некоторое количество запомненных настроек. Если больше – нужно выкидывать старую настройку и на её место ставить новую.

Если сравнивать всё это с компьютером, то память, в которой хранятся семь (плюс-минус две) настроек – это кэш процессора. Кратковременная память – оперативная память компьютера. Ну а долговременная – это жёсткий диск.

Фигура/Фон

Следующее – это понятие Фигуры и Фона. Фигура – это то, что выделено вниманием и собрано мозгом. Фон – все остальное вокруг. Для объяснения – следующая картинка.

Аптайм что это в психологии. Смотреть фото Аптайм что это в психологии. Смотреть картинку Аптайм что это в психологии. Картинка про Аптайм что это в психологии. Фото Аптайм что это в психологии

На ней можно видеть либо белую вазу, либо два чёрных профиля. Если вы видите вазу – она становится Фигурой, если профили – наоборот. Одновременно вы можете видеть только что-то одно.

Термин тоже из Гештальт-психологии. Только чуть в другой трактовке.

Структура внимания

Все началось с достаточно простой мысли: а как организовано внимание (чем бы оно ни было)? Если у человека есть такая вещь как внимание, то оно, естественно, должно иметь некую структуру и способ организации. Например, если внимание почему-то перескакивает с одного объекта на другой, то что-то происходит внутри, какая-то игра субмодальностей?

Как человек организует вот это выделение Фигура/Фон и им управляет.

При чем мне не совсем пока понятно, работает ли внимание только с Фигурой, или способно обратиться и к Фону тоже. Последнее означает следующее. Может ли внимание обратиться к Фону так, что бы он Фоном и остался, а не превратился в Фигуру.

Я так же думаю, что данное исследование будет интересно тем, что если понять механику внимания, то можно подобрать ключи к его управлению несколько иным способом чем простая нагрузочная тренировка. Так же я постараюсь выдать несколько идей по этому поводу и предложить набор упражнений для развития и управления внимания.

Критические субмодальности Фигура/Фон

Давайте сначала попробуем разобраться в том, как вообще человек различает, что вот это – Фон, а вот это – Фигура. Должно быть некое субмодальное различие между этими двумя вещами, каким-то образом оно должно быть организовано.

Лично для меня это напоминает фокус. Внутренне, на что я обращаю внимание (или внимание обращается) более резкое, яркое, там присутствую цвета. Это выглядит немного выпуклым на более плоском Фоне. То есть как бы Фигура имеет объем, а Фон плоский. Фон серее, гораздо более размытый, не имеет объема, и если там есть движение, то оно размытое и практически незаметное.

Приблизительно то же самое наблюдается и с внешними картинами.

Что, скорее всего, и должно происходить.

Аптайм что это в психологии. Смотреть фото Аптайм что это в психологии. Смотреть картинку Аптайм что это в психологии. Картинка про Аптайм что это в психологии. Фото Аптайм что это в психологииФигура гораздо четче и резче, а то, что относится к Фону воспринимается более серым, размытым и неподвижным. Вообще, можно разделить область восприятия на две области: Область Фигуры – это зона Первого Внимания (Внимания Сознания), Область Фона соответственно зона Второго Внимания (Внимания Бессознательного).

Этими терминами я, с вашего позволения, и буду пользоваться дальше, осознавая всю спорность их применения. Весьма возможно, что это может быть хорошей метафорой и различию между сознанием и подсознанием. Сознание – это Фигура, что-то яркое, контрастное, четкое и маленькое по отношению к целому, а подсознание – более размытое, серое и большое.

При работе на группе было замечено, что у большинства приблизительно такой же способ выделения Фигуры. Это как бы пятно на более незаметном Фоне. При этом критическими субмодальностями для визуального каналом наиболее часто называли:

На эти три субмодальности пришлось порядка 3/4 от общего числа. Встречались такие критические субмодальности, такие как:

размер (искажение реального размера)

Расширение восприятия

Выберите область, где несколько однородных объектов. Это может быть полка с книгами, стопка компакт-дисков, коробка карандашей, страница с текстом или стоянка машин. Сморите на неё так, чтобы фокус зрения был посередине. Переводите внимание последовательно с предмета на предмет, не двигая глазами. Например, сначала вправо, потом вернитесь к центру и влево. На каждом предмете задерживайте внимание на 3-4 секунды. Пока вы держите предмет в фокусе внимания, рассмотрите его как можно более подробно. Учтите, что в области бокового зрения с непривычки это сделать довольно сложно.

Помните о том, что положение глаз во время этого упражнения всё время остаётся на одном и том же месте. Смещается только фокус внимания.

По началу внимание может расползаться, захватывая несколько предметов, некоторые объекты будет трудно заметить, а те, которые замечаются, трудно «собрать». Старайтесь сознательно усиливать критическую субмодальность фокуса внимания.

Меняем интенсивность критической субмодальности

Другой вариант выполнения этого упражнения: начальные условия такие-же. Но после смещения фокуса восприятия вы меняете интенсивность критической субмодальности от минимального до максимально возможного. Например, если критическая субмодальность восприятия яркость, то обратив внимание на нужный предмет сначала усильте его яркость до максимума, потом уменьшайте яркость до такого уровня, пока внимание не скакнёт на следующий объект.

При увеличении интенсивности критической субмодальности обычно фокус внимания начинает сужаться. Для меня критическая субмодальность фокуса внимания – яркость. Я смотрю на полку с книгами. Если я делаю во внутреннем восприятии одну из книг ярче, все остальные становятся более тёмными. Фокус внимания смещается именно к этой книге. При уменьшении яркости фокус внимания начинает расширяться, остальные книги на полке становятся заметны лучше. В какой-то момент фокус расширяется настолько, что «Фигурой» становятся все видимые книги на полке. Деталей мало, но они все в фокусе внимания.

Об играх с размером фокуса внимания чуть позже.

При этой игрушке происходит ещё одна забавная вещь. Книга становится более яркой чем все остальные книги на полке, но при этом в центре фокуса внимания она ярче, но эта яркость уменьшается к периферии. Мозг «собрал» книгу – она стала Фигурой, но размера фокуса не хватает на весь объект. Можно поиграться, чтобы вся книга была одинаковой яркости (ну, если критическая субмодальность – яркость).

Так же забавно, когда пытаешься прочесть название книги – текст как бы отделяется от обложки, становится ярким, а обложка уходит в Фон. Для того, чтобы связать текст с книгой, приходится Фигурой опять делать всю книгу с надписью, название при этом становится совершенно не читаемым.

Вытеснение.

Поступаете наоборот, чем в предыдущем варианте упражнения. Через 3-4 секунды, после того, как ваше внимание перешло на объект, плавно уменьшаете интенсивность критической субмодальности до тех пор, пока внимание не скакнёт на другой объект, то есть текущий объект из Фигуры становится Фоном. Важно, чтобы объект, на который перейдёт внимание, был следующим в выбранной вами очереди.

Организация внимания: А

До этого мы работали с визуальным каналом. А как это будет в аудиальном канале? Принципиально – все то же самое. Мозг определённым образом собирает из звуков что-то осмысленное. Было с вами такое – что-то тихо играет, вы вроде бы узнали, а потом оказывается что это было совсем другое? Это по поводу сборки.

Мы можем разговаривать с другим человеком даже когда шум вокруг чуть ли не громче его голоса. Например, в метро. Те, кто регулярно на метро ездят, просто этот шум не замечают. Хотя он весьма приличен. Но могут разговаривать друг с другом. Для того, чтобы услышать собеседника нужно сделать его голос Фигурой, а всё остальное – Фоном.

Я понимаю, что если о Фоне в аудиальном канале говорить ещё можно, то о Фигуре – несколько странно. Но хочется соблюсти единую терминологию, а не вводить что-нибудь ещё более наукоёмкое.

Размер фокуса

Теперь можно поиграться с размером фокуса внимания. Посмотрите на внутреннюю сторону своей ладони: внимательно рассмотрите и крупные линии, и если присмотритесь всегда можно увидеть совсем крошечные. А теперь переверните ладонь и посмотрите на её тыльную сторону. Но сейчас надо видеть ладонь целиком, её всю.

Помните, как работает микроскоп – можно видеть кучу деталей, но на очень небольшой площади. Если вы хотите увидеть большую территорию – надо уменьшить увеличение. Но деталей будет видно меньше. Наше восприятие работает точно так же (правда без увеличения): хочешь разглядеть детали, сужаешь область фокуса.

Можно видеть лес – можно видеть деревья. Но по одному.

При расширении фокуса первое внимание может распространиться, например, на всю видимую область. При сужении оно может быть очень маленькую площадь – вы пытаетесь разглядеть что находится на кончике иглы. Если говорить об аудиальном канале – то можно воспринимать разговор людей в комнате как общий шум, а можно прислушиваться к словам одного-единственного человека.

Контраст

Если размер фокуса объяснить просто, то разницу в интенсивности несколько сложнее. Тут уже нужно обращение к критической субмодальности внимания и её интенсивности. Между Фигурой и Фоном всегда будет некое различие в интенсивности (контраст). Оно может быть достаточно небольшим, а может быть просто колоссальным. Когда мы концентрируемся на чём-то, мы увеличиваем интенсивность критической субмодальности Фигуры. Например, яркость. Или, громкость.

Ясно, что внутренние.

Эта характеристика в электронике называется соотношение сигнал/шум. Чем это соотношение выше – тем прибор более высокого класса.

Что сильно сказывается на цене музыкальных центров.

Аптайм что это в психологии. Смотреть фото Аптайм что это в психологии. Смотреть картинку Аптайм что это в психологии. Картинка про Аптайм что это в психологии. Фото Аптайм что это в психологии

Аптайм что это в психологии. Смотреть фото Аптайм что это в психологии. Смотреть картинку Аптайм что это в психологии. Картинка про Аптайм что это в психологии. Фото Аптайм что это в психологии

Получить это различие можно двумя способами: увеличивая интенсивность сигнала или уменьшая интенсивность шума. Или и то, и другое одновременно. Наиболее это показательно, когда мы прислушиваемся к голосу собеседника в шумном месте, например, в метро. Мы можем его слушать и разговаривать – но попробуйте его записать на диктоФон. С расстояния, на котором вы его слышите ничего не разберёшь. Мы внутренне делаем его голос громче, предварительно «собрав» гештальт. Это пример усиления интенсивности критической субмодальности – в данном случае, громкости. При этом многие могут практически не слышать шума метро. В этом случае ещё и уменьшается громкость Фона. Ну, понятно, что чем соотношение сигнал/шум лучше, тем и слышно тоже вроде как лучше.

Но при уменьшении интенсивности Фона мы можем попасть в другую ловушку – если там что-то произойдёт, мы это просто не заметим. Когда люди тщательно прислушиваются к чему-то, то их очень тяжело оттуда вытащить. А если прислушиваются не слишком тщательно – то могут пропустить нужную информацию.

Если вы концентрируетесь, то стараетесь создать максимальное различие между интенсивностью критической субмодальности Фигуры и Фона.

Так приблизительно устроены навязчивости – у них очень высокое соотношение между областью навязчивости и Фоном. Часто Фона просто нет – человек внутри себя видит (или слышит) объект навязчивости – а он висит в пространстве безо всякого Фона. Нет никакой беготни восприятия – оно сконцентрировано только на нём. Выделять как Фигуру больше нечего – просто потому что ничего другого в области внимания нет. И весь кэш забит информацией об объекте.

А что происходит, если Фигура сравняется по интенсивности с Фоном? Либо что-то другое станет Фигурой, как в картинке с лицами и вазой: либо ваза становится Фигурой, либо лица. Ещё один вариант – человек переходить в другой канал восприятия. Но это в том случае если общая интенсивность довольно низкая. Потому что можно усиливать Фон – и тогда в какой-то момент вы скорее всего расширите фокус внимания, либо уменьшать интенсивность критической субмодальности Фигуры, и когда ее интенсивность уменьшится до уровня Фона вы скакнёте в другой канал. Либо выделите что-то другое как Фигуру.

Интенсивность и размер фокуса

Когда у нас рассеянное внимание – оно перебегает с объекта на объект, и различие в интенсивности между Фигурой и Фоном довольно небольшое. И общая интенсивность тоже низкая. Но если вы чего-то ищите, и не знаете где это лежит – ваше внимание тоже бегает с объекта на объект, но общая интенсивность (критической субмодальности) намного выше. Вспомните, когда вы прислушиваетесь вечером где-нибудь в лесу: снаружи довольно тихо, но идёт общее усиление Фона. Помните фразу: «Так тихо, аж в ушах звенит». ­Внутренняя громкость большая, при этом фокус внимания довольно широк. Точно так же в шуме метро можно настроиться как на голос одного человека, так и вообще на разговоры всех людей в вагоне. Это игра с размером фокуса.

Транс

Внимание – это фокус восприятия нашего мозга. Мы не можем воспринимать всё – есть предел количества информации, которая может попасть внутрь. При чём можно говорить о двух областях – сознательной (первое внимание) и бессознательной (второе внимание).

Устройство внимания больше всего напоминает свет от фонарика – в центре яркое пятно, в котором всё видно хорошо, и размытый слабый свет по бокам – в нём видно хуже, но зато площадь больше.

Ещё одна вещь с Фонариком – батарейки могут быть совсем новые, в «среднем состоянии» и садиться. При этом меняется только общая интенсивность света. Но при этом различие между центральной областью и боковым пятном становится больше.

С другой стороны внимание может быть обращено внутрь или наружу. В нормальном состоянии оно скачет туда – обратно. Если оно будет сконцентрировано только снаружи или только внутри – тоже будет транс. Если снаружи это будет так называемый (Аптайм) UpTime, если внутри – (Даунтайм) DownTime.

Аптайм что это в психологии. Смотреть фото Аптайм что это в психологии. Смотреть картинку Аптайм что это в психологии. Картинка про Аптайм что это в психологии. Фото Аптайм что это в психологии

Получается, что «нормальное» состояние – это когда задействованы разные способы восприятия, есть определённый баланс. Транс наступает, когда какой-то способ восприятия начинает превалировать.

Есть ещё пространство каналов. В нем будет приблизительно так: при узком фокусе – концентрация только на одном канале, при широком – возможен одновременный доступ сразу ко всем каналам (синестезия).

Управление

Так что все тренировки внимания и, соответственно, сознательного управления трансом, в определённой степени сводятся к управлению фокусом внимания. Так что можно просто прошкалировать переходы по всем трём осям и будем иметь довольно приличную картину способов восприятия. Она, по крайней мере, несколько шире, чем классическая линия Даунтайм – Нормальное состояние – Аптайм. Так что тренируйтесь. Эффект довольно забавный.

Упражнения

Шкалирование UpTime – DownTime

Этот вариант шкалирования принципиально ничем не отличается от шкалирования Адреналинового Барометра или Шкалировния Эмоции.

1. Шкала.

Сначала нам нужна шкала. С одной стороны максимум состояния UpTime (+10), с другой стороны DownTime (-10), посередине – (0) Нормальное Состояние.

Шкалу эту нужно представить на полу. Так, чтобы по ней можно было походить туда-сюда. Удобнее всего получается 3-5 метров.

Здесь плюс и минус не означает хорошо или плохо – просто так удобнее обозначать разницу в состояниях, иначе придётся всё время определять: 6 баллов аптайм. Это просто не очень удобно. Если вам нравится – можно сделать UpTime минусом, а DownTime – плюсом.

2. Состояние в крайних точках.

Аптайм что это в психологии. Смотреть фото Аптайм что это в психологии. Смотреть картинку Аптайм что это в психологии. Картинка про Аптайм что это в психологии. Фото Аптайм что это в психологии

Теперь нам нужны состояния в крайних точках. Вы встаёте в крайнюю точку и максимально погружаетесь в состояние: вспоминаете или вызываете прямо здесь. Но должен быть действительно максимум состояния.

DownTime ­– вы максимально внутри. Вы сосредоточены на внутреннем процессе: вспоминаете, придумываете, рассчитываете. Практически ничего не попадает снаружи – ваше внимание полностью внутри. Примеры состояния: сон, расчёты в уме, придумывание, вспоминание ситуации, концентрация на внутренних ощущениях.

Нормальное Состояние – ваше внимание скачет изнутри наружу и обратно. Ну, прямо как сейчас.

3. Плавный переход.

Аптайм что это в психологии. Смотреть фото Аптайм что это в психологии. Смотреть картинку Аптайм что это в психологии. Картинка про Аптайм что это в психологии. Фото Аптайм что это в психологии

Теперь нам нужно, как говорят физики, откалибровать шкалу. Нужно сделать так, чтобы было не два пиковых состояния, а плавный переход между ними. Плавный!

Для этого пройдитесь несколько раз по шкале туда-обратно. Состояние должно расти пропорционально цифиркам на шкале. И плавно. Чтобы, если рисовать график, получилась прямая. Короче, походите туда-обратно. Раза два-три обычно бывает вполне достаточно.

4. Шкала работает.

А теперь самое интересное – вы по шкале ходите, усилий не прилагаете, а состояние меняется. Само! Проверьте. Походите и убедитесь. Никакого мошенничество, просто свойство человеческой психики (это так работают пространственные якоря).

5. Шкала двигается сама.

Но на этом облегчение жизни не заканчивается. Есть ещё резервы. По шкале можно не ходить – можно представить, что она двигается сама. Мысленно, конечно. Вы стоите, а она двигается. И состояние соответственно меняется. Получилось? Теперь можно шкалу установить так, чтобы было поудобней. Можно поднять с пола и пропустить через грудь. Или пусть она перед вами ходит. В конце концов можно её и круговой сделать, со стрелкой. Или ещё какой – на что фантазии хватит. Лишь бы работала.

Проверьте, что работает. Если переборщили – размотайте и придумайте другой дизайн.

6. Тренировка.

Ну, вам понравилось? Отлично!

Рекомендации

В принципе, это упражнение можно делать полностью внутри – мысленно определяется нулевое и максимальные значение, потом внутренне человек меняет состояние, сопоставляя его со значениями шкалы. Хотя, по опыту, выравнивать состояние ходя по полу проще, чем мысленно внутри.

Так же можно немного по другому сделать только четвёртый и пятый шаг. После того, как человек сделал плавное распределение состояния, можно не предлагать ему явную визуальную метафору, а предложить найти метафору самому.

— А теперь представь, что у тебя внутри есть регулятор, который ты можешь выставлять на нужное значения уровня адреналина. Проверь, как он работает…

Этот способ бывает более удобен тем, у кого возникают трудности с визуализацией. Если метафорически тоже не получается, можно предложить отметить изменение внутренних ощущений и связать эти ощущения с числовыми значениями.

По шагам кратко

1. Шкала.

2. Состояние в крайних точках.

Теперь нам нужны состояния в крайних точках. Вы встаёте в крайнюю точку и максимально погружаетесь в состояние: вспоминаете или вызываете прямо здесь.

-10 DownTime ­– вы полностью внутри. Примеры состояния: сон, расчёты в уме, придумывание, вспоминание ситуации, концентрация на внутренних ощущениях.

0 Нормальное Состояние – ваше внимание скачет изнутри наружу и обратно.

3. Плавный переход.

4. Шкала работает.

Проверьте: если вы двигаетесь по шкале, состояние тоже меняется.

5. Шкала двигается сама.

Теперь можно не ходить по шкале, а представлять, что она двигается сама – и меняется ваше состояние.

6. Диктант.

Шкалирование: Широкий – Узкий фокус внимания

Аналогично предыдущему, только заменяется то, с чем вы работаете. Поэтому я пропишу только второй шаг – вызов состояния.

Соответственно – широкий фокус можно обозначить плюсом, узкий – минусом.

(+10) Широкий фокус: лучше, когда есть перспектива. Вы немного расфокусируете зрение и пытаетесь держать в фокусе внимания всё, что вы видите перед собой. Или для аудиального канала: когда есть группа разговаривающих людей, и вы просто слышите создаваемый ею шум. В кинестетике – вы воспринимаете тело целиком, как единое целое.

(-10) Узкий фокус: вы выбираете какой-то маленький объект и полностью концентрируетесь на нём. Чем меньше (по «площади» восприятия, тем лучше). Это может быть угол окна в доме напротив или пятнышко на потолке; голос одного человека в группе или только один инструмент в симФонической музыке; ощущение кончика указательного пальца правой руки или середины ладони левой руки.

(0) Нормальное состояние: средний размер фокуса. Большая часть воспринимается вторым вниманием, но определённая, заметная часть – первым, сознательным вниманием.

Это немного связано с парой: восприятием целого – восприятием части. Но несколько шире. Здесь важно именно размер соотношений – в случае Большого Фокуса первое внимание занимает практически всю «территорию»: если вы слушаете музыку, кроме нёё воспринимается и шум на улице и мяукание кота. Кроме дома напротив вы держите в фокусе и дома за ним, и деревья, и людей на улице – вы видите город. В случае Маленького Фокуса вы выбираете что-то очень маленькое по отношению ко всему остальному, что вы воспринимаете в данном канале: кончик пальца, пятнышко на потолке, шорох в углу комнаты.

Шкалирование Контраста

(-10) Небольшой Контраст: рассеянное внимание. То, что вы наблюдаете неважно и не привлекает внимания. Оно рассеянно перебегает с книги на стол, со стола на стул, со стула на диван, с дивана на потолок. Вы воспринимаете, объект выделен, но соотношение между интенсивностью Фона и интенсивностью объекта очень небольшое.

Напоминает некоторые варианты медитаций, при которых нужно «успокоить ум».

(+10) Большой Контраст: очень концентрированное внимание, практически навязчивость. Вы полностью настраиваетесь на какой-то объект (независимо от размера), он захватывает полностью ваше внимание, Фон практически исчезает. Внимание не скачет, а полностью сконцентрировано на объекте. Например, когда вы смотрите очень интересный фильм или напряжённо смотрите на секундомер, ожидая времени для старта. Когда вы напряжённо прислушиваетесь к чему-то голосу.

Ближе к медитациям, в которых идёт концентрация на определённом объекте.

(0) Нормальное состояние: внимание не слишком концентрировано, но при этом и не рассеянно. Есть что-то важное и интересное, но идут отвлечения и на другие объекты.

Тренировка

Плавные переходы

Тренируйте плавные переходы, для каждой из осей, например от Широкого Фокуса к Узкому: воспринимаете город за окном – дом напротив – балкон – окно – форточка – ручка форточки… Потом в обратную сторону.

По 5-7 раз полный цикл для каждой оси.

Быстрый переход

Максимально быстро переходите из одного крайнего положения в другое, например для Контраста: рассеянно слышу звуки вокруг – напряжённо прислушиваюсь к голосу за окном.

По 5-7 раз полный цикл для каждой оси.

Пространство Фокуса Восприятия

Потренируем переходы с управлением фокусом внимания. Тут ещё и каналы добавляются…

Упражнение состоит в том, что вы меняете по очереди одну «координату» фокуса внимания, стараясь каждый раз выставить её по этой координате на максимум (+10 или –10).

Если идти только по крайним точкам, то мы получим кучу вариантов внимания: от полного «минуса» (Внешнее – Узкий Фокус – Маленький Контраст) до полного плюса (Внутреннее – Широкий Фокус – Большой Контраст). При желании можете посчитать количество вариантов (должно получиться восемь). Плюс три канала…

Для кинестетики внутри и снаружи – не совсем корректно. Но пусть внутри – это воспоминания об ощущениях и внутренние переживания. Тогда внешнее – это будет ощущения кожи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *