Атакан камень что такое
Загадки Литейного моста
Каждый мост, безусловно, уникален и привлекает внимание стилем, архитектурным решением, своей историей, наконец. Но есть в Петербурге и особые мосты, например Литейный, недавно отметивший свое 130-летие. Он считается одним из самых мистических мест бывшей столицы Российской империи.
Легенда об Атакане
Литейный мост соединяет два берега Невы и расположен в створе Литейного проспекта и улицы Академика Лебедева, а его название происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу в 1711 году.
На проект строительства моста был объявлен международный конкурс, на который в конечном итоге поступило 17 заявок. Комиссия утвердила проект инженера-полковника А. Е. Струве и инженера-капитана А. А. Вейса, и уже 30 августа 1875 года были начаты работы по строительству новой переправы через Неву.
Целых четыре года длилось его возведение, которое, к сожалению, сопровождалось большими человеческими жертвами.
И река словно услышала их молитвы: она изменила свое русло, и страшный камень, лежавший на берегу, теперь оказался на дне. Но теперь Атакан стал мстить людям, проплывавшим над ним: то лодка утонет с рыбаками, то по нелепой случайности какой-нибудь моряк окажется за бортом корабля.
Жертвы строительства
Фрагмент чугунной решетки Литейного моста
Сегодня точное число жертв строительства моста назвать сложно. Эта цифра колеблется от 40 до 100 человек, причем все тела погибших исчезали бесследно. Многочисленные трагедии с человеческими жертвами заставляли мостостроителей искать объяснение происходящему. Появлялись самые фантастические версии, догадки, слухи.
Черный водоворот
Существует предание, что Литейный мост будто бы строили на месте, где в давние времена стоял «мост-оборотень». Говорили, что под этим «оборотнем» в безлунные ночи вдруг появлялся черный водоворот, который затягивал в себя людей, оказавшихся возле реки. А из водоворота потом «вылазила всяка нечисть», которая измывалась над прохожими, «поганые рожи корчила да срамные слова кричала». И, словно магнит, притягивал к себе этот водоворот всех петербургских самоубийц.
Подлинное месторасположение «моста-оборотня» никому точно известно не было. Но старожилы, знавшие немало петербургских тайн, говорили, что мост этот мог в мгновение ока окутываться туманом и заводить неведомо куда-одинокого пешехода: в иные времена, иные земли, откуда нет возврата. Возможно, этот мост был входом в другое измерение?
Призрак Ленина
Мост, названный Александровским (в честь императора Александра II), был торжественно открыт 30 сентября 1879 года и признан одним из самых грандиозных сооружений того времени. Все участники строительства получили щедрые награды.
Однако название Александровский не прижилось, и позже мост был переименован в Литейный (именно так его со дня основания и называли петербуржцы). Его неоднократно реконструировали, а позже, уже во времена перестройки, даже стали проводить по нему экскурсии, показывая сложную конструкцию моста, его подъемный механизм и рассказывая о мистических событиях, связанных с этим местом.
Начало строительства Литейного моста
Необъяснимые события в районе Литейного моста продолжают происходить и в XXI веке. Например, очевидцами здесь был неоднократно замечен призрак вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. Так, однажды, гуляя неподалеку от моста, в районе Моховой улицы, пенсионер А.П. Алешин заметил впереди себя какого-то странного лысоватого человека с характерной бородкой и в кепочке. Вначале он принял его за двойника Ленина и решил с ним познакомиться и поговорить. Но тут он вдруг заметил в облике «двойника» некоторые странности.
Дул очень сильный ветер, и прохожим приходилось придерживать шапки и полы пальто. А «Ленин» явно не реагировал на погоду: ветер не сносил с его головы кепку и не раздувал полы пальто. Алешин пошел за странным человеком дальше и, когда они проходили мимо Большого дома на Литейном проспекте, ему показалось, что человек, так похожий на Ленина, взглянул на этот дом с удивлением (это неудивительно: при жизни Ильича Большой дом еще не был построен). Затем он вышел на Литейный мост и. исчез. Только тогда Алешин понял, что видел призрак!
И это не единственный случай, когда прохожие видели здесь фигуру Ленина, бесследно исчезающую на Литейном мосту. «Гуляют» тут время от времени и другие герои-революционеры, а иногда по мосту маршируют целые роты солдат и матросов времен Гражданской войны, также внезапно растворяющиеся в ночном сумраке.
Загадочное число
Возможно, для того чтобы мост «прижился» здесь, само провидение позаботилось о соответствии его параметров с данной местностью, полной загадок. Подобное притягивается к подобному. Обратимся к фактам. Как известно, они вещь упрямая.
На этом мосту случалось не только сводить счеты с жизнью самоубийцам, здесь с завидным постоянством преступники лишали жизни своих жертв.
Один из последних случаев поражает своей жестокостью. Некий криминальный авторитет «заказал» киллеру своего конкурента, но тот перепутал жертву с другим человеком и, отрабатывая заказ, нанес тому множество ножевых ранений. Орудие убийства позже было обнаружено на месте преступления, а убитый, по словам очевидцев, был сброшен киллером с моста (в этом месте, кстати, глубина Невы достигает 24 метров!). Как ни старались петербургские сыщики, ни убийца, ни тело его жертвы так и не были найдены.
Екатерина КУДРЯШОВА
Атакан камень что такое
Дыхание Питера запись закреплена
Когда в 70-х годах XIX века начали строить Литейный мост, старые петербуржцы предупреждали строителей: «Остерегайтесь! Где-то поблизости на дне затаился кровавый валун, прозванный древними «Атакан». Знатоки старинных легенд утверждали, что этому камню поклонялись и приносили человеческие жертвы неизвестные племена, обитавшие в устье Невы много веков назад. Захваченных во время войн и набегов пленных убивали и их кровью окропляли валун. Атакан же был ненасытен, он требовал все больше и больше человеческой крови.
Тогда люди стали молить Неву, чтобы она избавила их от бесконечных убийств и расправ над пленными. Река смилостивилась, изменила русло и смыла страшный камень, который оказался на дне. Однако Атакан продолжал мстить людям, проплывавшим над ним. То перевернется лодка с рыбаками, то моряк свалится за борт с проходящего мимо корабля.
Но очевидно: их было не меньше сорока человек. Тогда в Петербурге появились слухи, что строят Литейный на месте, где в давние времена стоял «мост-оборотень».
Рассказывали, что под этим «мостом-оборотнем» в некоторые ночи вдруг появлялся черный водоворот, который втягивал в себя не только людей, но и свет звезд и полярного сияния. А из водоворота потом «выползала всякая нечисть», которая измывалась над православными — «поганые рожи корчат, да срамные слова кричат». Неудержимо привлекал этот черный водоворот и всех окрестных самоубийц. Где находился тот мост, и какие берега он соединял — никто толком не знал.
Зато знатокам петербургских тайн было доподлинно известно, что «мост-оборотень» мог быстро окутываться туманом и «заводить неведомо куда» одинокого пешехода. В иные времена, в иные земли. Откуда не бывает возврата. Даже в наше время порой можно встретить у Литейного моста людей, бросающих в реку монеты и плескающих в воду красное вино. Но очень малая часть людей догадывается, что эти люди просят кровавый камень Атакан, который затаился на дне Невы, никого больше не губить.
Призрачный мост и камень Атакан
Призрачный мост и камень Атакан
Спустя несколько дней после истории с Ротондой мне позвонил младший братик и предложил прогуляться по городу, так как погода шепчет и надо ловить последние теплые денечки. Мы медленно прогуливались вдоль Невы по набережной Робеспьера в сторону
Литейного проспекта. Уже подойдя к Литейному мосту, мы вдруг увидели пожилую даму, которая плескала из граненого бокала в воду под мост какую-то красную жидкость и бросала кусочки хлеба. Заинтригованные, мы переглянулись и подошли поближе. Оказалось, женщина наливала в бокал красное вино и, не обращая внимания на случайных гуляющих вроде нас, творила что-то непонятное. Мы постояли и, дождавшись, когда она закончит, подошли ближе.
— Простите, пожалуйста. извините, — начала я. — Но что вы делали?
Дама окинула нас взглядом:
— Да нет, — Янька, мой младший братик, помотал головой.
— Хм, — недоверчиво усмехнулась женщина. — Тогда странно, что вы этого не знаете. Камень я просила. Чтоб людей больше не губил. Камень Атакан. Неужели не слышали?
Мы с Янькой синхронно покачали головами, разглядывая женщину и решая: она сумасшедшая или это мы такие серые личности. Оказалось, что стыд и позор не знать историю своего города, хотя нам, как сказала дама, простительно, ведь кто не сталкивался с коварством камня, так может и не знать об этом.
— Среди моих знакомых, — продолжала она, — много есть таких, у которых с этим мостом связаны смерти близких людей или просто знакомых. А у меня тут пропал близкий друг. Причем пропал при таких странных обстоятельствах, что я не в силах их объяснить. — Женщина смотрела куда-то вдаль и, словно позабыв о нас, случайных собеседниках, тихо, словно вытаскивая слова из памяти, продолжала свой рассказ: — Это был ноябрь. Я довольно поздно закончила работать, что-то около десяти, и Сережа должен был меня встретить на той стороне. — Она показала на другой берег Невы. — В сквере на Академика Лебедева. Вечер был промозглым, и по асфальту, как сейчас помню, в желтокоричневом свете фонарей расползался неприятный туман. Сережа позвонил и сказал, что уже стоит на светофоре перед мостом. Мы продолжили болтать, когда он сообщил, что уже на середине моста и вот-вот заключит меня в объятия. В этот момент связь прервалась. Я набирала и набирала его номер, но абонент все время был «вне зоны действия сети». А его машина так и не появлялась. Я, жутко обеспокоенная, вышла из сквера и встала у дороги, чтоб видеть, когда он подъедет, но прошло минут двадцать, а его так и не было. Не зная, что думать, я кинулась в сторону моста. С него за все время, что я стояла, не съехало ни одной машины. Авария? Перекрыли движение? Что-то случилось? Решил просто бросить таким вот образом? Сто вопросов вертелось у меня в голове, но ни на один не было ответа. Вбежав на мост, я увидела, что никакой аварии нет, и на меня от светофора движется поток машин. Я кинулась обратно, чтобы Сережа не искал меня долго в сквере, но там он так и не появился, и телефон продолжал талдычить: «. вне зоны действия сети». Ни на следующий день, ни через неделю он так нигде и не появился.
Я подала заявление о пропаже в милицию, но все без толку. Ходила к гадалкам и ясновидящим — все в один голос утверждали, что он жив, но находится не тут, а «по ту сторону». А потом один старый дед, дотошно узнав у меня всю историю с самого начала, произнес странную фразу: «Мост-оборотень его сгубил. Нет его здесь, в другом он нынче мире, в перевернутом, хоть и живой. А ты не ищи его, оттуда редко кто возвращается».
Но, однако, подсказал он мне то, отчего худо точно не будет: «Каждое полнолуние ходи к мосту со стороны Литейного проспекта и кропи воду вином. Хлеб и мелочь бросай. И проси, проси, чтобы камень отдал тебе твоего Сережу. Глядишь, и вернется».
Вот с тех пор и хожу я сюда, надеюсь, что, может, произойдет чудо. Уж год как хожу, — вздохнула она. И продолжила: — Потом много чего прочитала я про это место. Впрочем. Она взглянула на нас, словно очнувшись. — Захотите, так сами прочитаете. А теперь. — Она глянула на часы. — Ох, простите, молодые люди, заболталась я. Не слушайте бедную старуху. И хорошего вам вечера, — бросила она, уже разворачиваясь, и быстрым шагом пошла в сторону пешеходного перехода.
— Вот это история, — сказал Янька.
— М-да-а, — глядя вслед удалявшейся женщине, протянула я. — Даже гулять как-то расхотелось. Поехали домой, а?
Добравшись до улицы Марата, мы тут же сунулись в Интернет и стали искать информацию про камень. Нашли.
Оказывается, в этом месте уже триста лет бесследно исчезают люди. Мистическая сила порождается не чем иным, как призрачным двойником Литейного моста. Ибо под ним уже сотни лет лежит камень, который требует все новых и новых жертв. В дни лунных затмений здесь поднимается зловещий туман, а в реке возникает черный водоворот, готовый затянуть в себя все живое, он поглощает лодки и корабли. В этот момент появляется и мост — призрак Литейного, и он забирает любого, кто вступает или въезжает на него, и уносит с собой навсегда.
— На фиг, на фиг! — Янька откатился в кресле от ноутбука. — Чтоб я на этот мост ночью еще хоть раз въехал? Да ни за что! — Он бросил на меня ошалелый взгляд, и мы продолжили чтение.
Когда в XIX веке только начинали строительство Литейного моста, старики и блаженные предупреждали: «Люди, остерегайтесь! Ведь тут — место нечистое».
Тогда в Петербурге появились слухи, что стоит Литейный на месте, где в давние времена стоял Мост-оборотень. Рассказывали, что из водоворота под ним «вылазила всяка нечисть», которая издевалась над ночными прохожими — «поганые рожи корчат да срамные слова кричат». Неудержимо привлекал этот черный водоворот и всех окрестных самоубийц. Где находился тот прежний мост, какие берега он соединял, никто толком не знал. Зато знатокам петербургских тайн было доподлинно известно, что Мост-оборотень может быстро окутываться туманом и заводить одинокого пешехода «неведомо куда». В иные времена, в иные земли. Откуда не бывает возврата. Если не попросить об этом камень. И в наше время люди так же бросают в реку монеты и плещут красное вино. Лишь немногие догадываются, что эти люди просят кровавый камень Атакан, затаившийся на дне Невы, никого больше не губить.
Древнее проклятье. Какие тайны хранит Литейный мост
Петербург — водный город, а вода, как известно — одна из самых загадочных стихий. Через петербургские реки и каналы перекинуто более 350 мостов. Но есть среди них и особый — Литейный, который носит негласный титул самого мистического в Северной столице.
Легенда об Атакане
Литейный мост расположен в створе Литейного проспекта и улицы Академика Лебедева, а его название происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу Невы еще в 1711 году.
Как и полагается, на создание нового моста через Неву был объявлен международный конкурс — на который поступило 17 заявок. Комиссия утвердила для строительства проект инженера-полковника А. Е. Струве и инженера-капитана А. А. Вейса, и уже 30 августа 1875 года были начаты работы по строительству новой переправы через реку.
Строительство длилось 4 года и сопровождалось большими человеческими жертвами. По городу в то время пошли слухи, что место заколдованное, а на дне Невы в основании моста расположен «кровавый» валун, прозванный в народе «Древним Атаканом».
Как говорят историки, в глубокой древности этому камню поклонялись местные язычники и приносили на нем человеческие жертвы.
Как гласит легенда, пленных, захваченных во время войн, убивали и окропляли их кровью Атакан. И тогда пленники стали молиться Неве, просили, чтобы та спасла их от страшной смерти. И река словно услышала их молитвы: она изменила свое русло, и страшный камень, лежавший на берегу, оказался глубоко на дне. Но Атакан не утратил своих страшных магических чар и стал мстить людям, проплывавшим над ним: то лодка утонет с рыбаками, то по нелепой случайности очередной моряк окажется за бортом корабля…
Неизвестно, Атакан ли тому виной, но в сентябре 1876 года полужидкий грунт прорвался в кессоны (конструкции для образования под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры свободной от воды), где работали 28 человек.
Точное число жертв строительства моста назвать сложно, но все тела погибших исчезали бесследно
Это был к сожалению не первый и не последний несчастный случай в этом месте. Точное число жертв строительства моста назвать сложно, но цифра колеблется от 40 до 100 человек, причем все тела погибших исчезали бесследно.
Черный водоворот или мост-оборотень
Существует предание, что Литейный мост будто бы строили на месте, где в давние времена стоял «мост-оборотень», под которым в безлунные ночи внезапно появлялся черный водоворот, затягивающий в себя людей, оказавшихся возле реки.
Из водоворота же выходили потусторонние силы, которые измывались над прохожими: «поганые рожи корчили да срамные слова кричали».
Из водоворота выходили потусторонние силы, которые измывались над прохожими
Этот водоворот словно магнитом притягивал к себе петербургских самоубийц. Подлинное месторасположение «моста-оборотня» не известно, но старожилы, говорили, что мост этот мог в мгновение ока мог окутываться туманом и заводить в другое измерение одинокого пешехода: «в иные времена, иные земли, откуда нет возврата».
Призрак Ленина
Мост, названный в честь императора Александра II Александровским, был торжественно открыт 30 сентября 1879 года и признан одним из самых грандиозных сооружений того времени. Все участники строительства получили щедрые награды. Однако название Александровский не прижилось, и позже мост был переименован в Литейный (именно так его со дня основания и называли петербуржцы).
Необъяснимые события в районе Литейного моста продолжают происходить и сегодня. Очевидцами здесь был несколько раз замечен призрак В.И. Ленина.
Однажды, гуляя неподалеку от моста, в районе Моховой улицы, пенсионер А.П. Алешин заметил впереди себя какого-то странного лысоватого человека с характерной бородкой и в кепочке. Вначале он принял его за двойника Ленина и решил с ним познакомиться и поговорить. Но тут он вдруг заметил в облике «двойника» некоторые странности.
Дул очень сильный ветер, и прохожим приходилось придерживать шапки и полы пальто. А «Ленин» явно не реагировал на погоду: ветер не сносил с его головы кепку и не раздувал полы пальто. Алешин пошел за странным человеком дальше и, когда они проходили мимо Большого дома на Литейном проспекте, ему показалось, что человек, так похожий на Ленина, взглянул на этот дом с удивлением (это неудивительно: при жизни Ильича Большой дом еще не был построен).
Затем он вышел на Литейный мост и… исчез. Только тогда Алешин понял, что видел призрак! И это не единственный случай, когда прохожие видели здесь фигуру Ленина, бесследно исчезающую на Литейном мосту. «Гуляют» тут время от времени и другие герои-революционеры, а иногда по мосту маршируют целые роты солдат и матросов времен Гражданской войны, также внезапно растворяющиеся в ночном сумраке.
Загадочное число Нептуна
Астрологи считают, что мистика заключена в длине моста — 396 метров. Если сложить эти цифры особым нумерологическим способом, то в сумме мы получим число 9. Это число соответствует планете Нептун, отвечающей за тайны, мистику, все иррациональное, интуицию. А в мифологии Нептун — это царь водной стихии.
На этом мосту случалось не только сводить счеты с жизнью самоубийцам, здесь с завидным постоянством преступники лишали жизни своих жертв. Один из последних случаев поражает своей жестокостью. Некий криминальный авторитет «заказал» киллеру своего конкурента, но тот перепутал жертву с другим человеком и, отрабатывая заказ, нанес тому множество ножевых ранений. Орудие убийства позже было обнаружено на месте преступления, а убитый, по словам очевидцев, был сброшен киллером с моста (в этом месте глубина Невы достигает 24 метров). Как ни старались петербургские сыщики, ни убийца, ни тело его жертвы так и не были найдены.
От Мефистофеля до «Крестов»: Карта самых интересных мифов Петербурга Белая дама, грифоны, семимостье, подземный тоннель через Неву, дух быков и другие шедевры городского фольклора
В центре Петербурга и в его исторических пригородах с почти каждым домом и памятником связаны многочисленные мифы и легенды. Многим из них уже несколько сотен лет, другие сформировались уже в 20 веке. Городской фольклор много лет последовательно и подробно систематизирует историк Наум Синдаловский. The Village изучил его книги «Легенды и мифы Санкт-Петербурга», «История Санкт-Петербурга в преданиях и легендах», «Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского зазеркалья» и отобрал из них самые интересные мистические истории (смотрите также карту самых интересных мифов Москвы).
Дом Пиковой дамы
Литейный проспект, 42
В Петербурге несколько домов Пиковой дамы. Исторически это особняк на Малой Морской улице, 10, где жила княгиня Наталья Голицына, ставшая прообразом графини в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Однако городская мифология связала с Пиковой дамой барочный особняк Юсуповой на Литейном проспекте, 42: по легенде, которая стала распространяться ещё в XVIII века, княгиня Юсупова, которую в молодости за необыкновенную красоту прозвали «Московской Венерой», в старости стала прообразом героини пушкинской повести. По легенде, если долго и внимательно всматриваться в окна второго, господского, этажа особняка на Литейном, то можно разглядеть на фоне старинных оконных переплётов стройную старуху, которая встретится с вами взглядом, а тем, кто не верит в её существование, погрозит костлявым пальцем. Например, петербургскому поэту Николаю Агнивцеву, автору «Блистательного Санкт-Петербурга», в эмиграции грезилось:
На Литейном, прямо, прямо,
Возле третьего угла,
Там, где Пиковая дама
По преданию жила!
Ксения Петербургская и Мефистофель
В то время как возникновение культа официального святого покровителя Петербурга князя Александра Невского напрямую связано с волей и желанием одного-единственного человека — Петра Первого, который приложил к этому немало личных и общественных сил, почитание Блаженной Ксении Петербургской изначально возникло стихийно, в самых низовых слоях общества, и только затем распространилось и окрепло во всём городе. «Житие» Ксении Блаженной в фольклоре началось с драматической легенды о молодой паре, некогда жившей на одной из небогатых улиц Петербургской стороны. Улица сначала называлась Петровской, а в 1877 году ее переименовали в Лахтинскую. Именно здесь больше 10 лет назад решили построить церковь Святой Блаженной Ксении Петербургской, и именно на эту стройку смотрел ухмыляющийся Мефистофель с дома Лишневского, которого, по одной из версий, снесли как раз за то, что из-за его дьявольского сглаза церковь имени петербургской святой превратилась в долгострой.
Михайловский замок. Дух Павла I
Садовая улица, дом 2
Здесь витает дух самого загадочного российского императора. «1 февраля 1801 года Павел вместе со всем своим многочисленным семейством въехал в новую резиденцию — Михайловский замок. «Самый мистический русский император вселился в самый таинственный и загадочный средневековый замок. Границы между реальным и ирреальным начали окончательно размываться», — пишет Наум Синдаловский.
Павел был злодейски убит заговорщиками в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. За несколько мгновений до этого, как утверждают предания, «со страшным криком взлетела в воздух с крыши замка огромная стая ворон». С тех пор «взъерошенные вороны, испугавшие некогда убийц императора Павла», будто бы ежегодно в ночь того страшного убийства, оглашая своим криком окрестности, срываются с деревьев Летнего сада и совершают несколько мистических кругов над Михайловским замком.
Многие современные обитатели замка, пишет Синдаловский, до сих пор утверждают, что неоднократно видели призрак императора, играющего на флажолете — старинном музыкальном инструменте наподобие флейты.
Призрак Распутина
Гороховая улица, 64
По сохранившемся городским легендам, призрак непогребенного и непризнанного православной церковью «святого черта» до сих пор неприкаянно бродит по коридорам тесной современной коммунальной квартиры на Гороховой улице, 64, где Распутин жил в начале прошлого века. Тут после его гибели в небольших апартаментах в дворовом флигеле неутешная императрица Александра Фёдоровна, говорят, даже собиралась открыть мемориальный музей. Сегодня привидение некогда всесильного старца никому не вредит. Напротив, как утверждают современные обитатели дома, он «следит за порядком» в квартире.
Дух быков
Московское шоссе, 13
Бронзовые изваяния двух мощных быков для Скотопригонного двора на Обводном канале создал один из крупнейших петербургских скульпторов первой половины XIX века Василий Иванович Демут-Малиновский (известный как автор скульптур Горного института, Казанского собора, арки Главного штаба). «Они поражали современников естественной мощью и производили впечатление двух живых разъярённых гигантов, в ужасе выбегающих из ворот скотобойни. Эффект подлинности происходящего усиливался тем, что скульптуры животных были установлены на низких пьедесталах и казалось, что ноги быков отталкиваются от земли», — пишет Наум Синдаловский. В 1933–1934 году по проекту Ноя Троцкого на Московском шоссе был построен мясокомбинат, и в 1936 году быки перекочевали на Среднюю Рогатку.
По городской легенде, однажды Демут-Малиновскому приснилось, будто изваянные им могучие животные пришли к своему создателю. А когда в 1941 году фронт подошёл к стенам города, быков буквально под огнём с помощью трактора перевезли в Александро-Невскую лавру. Здесь, у ворот Некрополя, они и простояли всю войну, не подозревая, что «пришли», как это и было предсказано легендой, к скульптору, могила которого находилась в нескольких метрах от них.
Строгановский дворец. Призрак первостроителя
Невский проспект, 17 / наб. Мойки, 46
Строгановский дворец, как и многие другие петербургские здания, в буквальном смысле построен на костях: здесь, у Мойки, как полагают историки, в начале XVIII века располагалось одно из городских кладбищ. При каждом очередном расширении границ города кладбища уничтожались, но память места сохранялась. Рождались таинственные легенды и мрачные предания. Вот одна из легенд о призраке пригнанного на строительство Петербурга мужика, который, судя по тексту стихотворения известного поэта XIX века Якова Полонского «Миазм», был тут погребён и через много лет появился в Строгановском дворце, что был построен на том месте и который до сих пор стоит на углу Мойки и Невского проспекта.
Дом стоит близ Мойки — вензеля в коронках
Скрасили балкон.
В доме роскошь — мрамор — хоры на колонках,
Расписной балкон.
Шумно было в доме: гости приезжали —
Вечера — балы;
Вдруг всё стало тихо — даже перестали
Натирать полы.
Няня в кухне плачет, повар снял передник,
Перевязь — швейцар:
Заболел внезапно маленький наследник — и так далее.
Дом Гоголя с привидениями
Зданию на Казанской улице 39, в котором недолгое время в 1829 году жил Николай Гоголь, история петербургского городского фольклора приписывает славу дома с привидениями. Скорее всего, как утверждают городские исследователи, это можно объяснить тем, что сама улица в начале XIX века заселялась в основном ремесленниками-немцами. Здесь постоянно слышалась немецкая речь, из уст в уста передавались средневековые немецкие легенды, некогда вывезенные с родины, детям читались немецкие сказки, в повседневном быту бережно сохранялись традиции далёкой Германии. И мысль о привидениях именно здесь могла оказаться вполне естественной и привычной. Таким образом, почва для сюжета с мёртвыми душами, подаренного, как известно, Гоголю Пушкиным, была хорошо подготовлена.
Аничков дворец. Белая дама
Невский проспект, 39
Жуковский, часто бывавший в Аничковом дворце на правах гувернёра Александра, сына Николая I, хотел написать балладу о Белой Даме. Император пресёк это и наложил на любое упоминание о призраке строжайший запрет.
Живые сфинксы
Университетская наб., 17
Сфинксы у Академии художеств, которым больше 3,5 тысячи лет, — главные мистические символы Петербурге. По городской легенде, когда Адмиралтейская игла, её кораблик, коснётся балтийских волн, одни только сфинксы во время наводнений «оставляют свои пьедесталы и плавают по Неве, причиняя немалые беды судам». Вспоминают также о проклятии Древнего Египта, связанном с тем, что если простой смертный потревожит покой каменного сфинкса, то ему грозит неминуемая гибель. Особенно опасно, если сфинкс оторван от родной земли и находится в руках иноземцев. Прогулки к сфинксам, как утверждали многие, не раз приводили людей к душевным расстройствам, смятению и даже к «повреждению психики» («Санкт-Петербург — история в преданиях и легендах»).
Ротонда и параллельный мир
Памятник классицизма на Гороховой известен своей ротондой — круглое по планировке помещение трёхэтажной парадной винтовой каменной лестницы, украшенное шестью колоннами на первом этаже и пилястрами — на третьем. В 70-80-х годах место стало популярным среди представителей андеграунда и неформальной молодёжи и постепенно обросло не только надписями на стенах, но и многочисленными мифами и легендами. Согласно неофициальной версии, дом принадлежал графу Зубову, который устраивал в Ротонде собрания членов тайной масонской ложи. У подножия лестницы находится небольшая дверь, ведущая в подвал, в котором якобы новообращённые братья проходили обряд посвящения.
Легенды гласят, что лестница ротонды ведёт в никуда: мол, если с закрытыми глазами попытаться по ней пройти, то добраться до конца никогда не удастся. Также говорят, что человек, спустившийся в подвал, неизбежно сойдёт с ума. «Знатоки» могут указать особую ступеньку лестницы, сидя на которой в определённом положении можно увидеть тень от седьмой невидимой колонны.
Дом Раскольникова
Миф о Раскольникове так прочно укоренился в городской культуре, что персонаж Достоевского часто кажется реальным героем, который действительно жил в Петербурге на конкретной улице в конкретном доме. Действие романа, как известно, происходит в конкретном районе Петербурга и предельно сжато по времени: с начала произведения до признания Раскольниковым в убийстве проходит около двух недель. С самого первого своего абзаца книга даёт точные топографические привязки. И хотя автор сокращает названия, но они легко угадываются читателям: так, по версии литературоведов, именно здесь, на Гражданской, улице Родион Раскольников и жил.
«Кресты». Тысячная камера
Арсенальная набережная, 7
«Кресты» — комплекс зданий краткосрочной тюрьмы на Арсенальной набережной. Здесь, в самом центре рабочего Петербурга, рядом с Финляндской железной дорогой, на территории, ограниченной Невой и Симбирской улицей, в конце XIX века был выстроен мрачный, из красного кирпича, изолятор специального назначения. В комплекс зданий, кроме собственно тюремных помещений, входила церковь и специальные службы. Все строения были объединены закрытыми переходами и в плане имели форму наложенных друг на друга и пересекающихся крестов, за что изолятор и получил своё широко и печально известное прозвище — «Кресты». В центре каждого креста возвышалась сторожевая башня. От города тюрьму отделяла глухая кирпичная стена. Неудивительно, что мрачное место с такой символической структурой обросло многочисленными городскими мифами. Например, автором и строителем тюремного комплекса был широко известный в Петербурге зодчий А. О. Томишко. Согласно расхожей фантастической легенде, проект предполагал строительство тысячи одиночных тюремных камер. На самом деле их оказалось 999, так как в последней, тысячной, как раз и томится дух Томишко: несчастный архитектор был якобы замурован в одной из камер, дабы секрет постройки умер вместе с ним.
Доходный дом и аптека А. В. Пеля. Грифоны
7-я линия Васильевского острова, 18
Легендарная «Башня грифонов» — на самом деле лишь остаток кирпичной трубы котельной, расположенный на 7-й линии Васильевского острова во дворе одной из старейших аптек Санкт-Петербурга. Но мифы, связанные с ней, уже давно задавили своим напором реальность. Согласно городской легенде, секреты аптекаря Пеля охраняли грифоны, ютившиеся на башне: специалист якобы держал в башне тайную лабораторию, в которой пытался преобразовать ртуть в золото, и не только преуспел в этом, но заодно нашёл и «формулу счастья». Бытует мнение, что башня радикально меняет судьбы людей в лучшую сторону, так как некоторые жители соседних домов якобы внезапно становились богатыми и успешными. Наконец, по ещё одной легенде, под башней — подвал-бомбоубежище для жителей соседних домов, а сама башня — это выход из него, на случай, если дома сложатся и накроют двор. Жители дома не раз требовали трубу снести, чтобы освободить место под парковку и избавиться от навязчивых туристов. Общественность «Башню грифонов» отстояла, её признали выявленным памятником культурного наследия
Литейный мост. Камень «Атакан»
Легенда о кровавом камне «Атакан» — самый безумный петербургский миф. Строительство моста началось в 70-х годах XIX века. Уже старые петербуржцы предупреждали строителей: «Остерегайтесь! Где-то поблизости на дне затаился кровавый валун, прозванный древними „Атакан“». Знатоки старинных легенд утверждали, что этому камню поклонялись и приносили человеческие жертвы неизвестные племена, обитавшие в устье Невы много веков назад.
Особняк Матильды Кшесинской.
Подземный тоннель через Неву
Улица Куйбышева, 2-4 / Кронверкский проспект, 1
Мифы вокруг памятника модерна на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы в первую очередь связаны с выдуманными и реальными любовными историями балерины Матильды Кшесинской. Самая распространённая легенда: невероятные утверждения о якобы существовавшем тайном подземном переходе, соединявшем особняк под Невой с Зимним дворцом (по нему, согласно мифу, Николай II часто перебирался на другой берег, чтобы навестить свою возлюбленную).
Семимостье
Пикалов мост через канал Грибоедова
Популярная у художников и фотографов точка: если встать на Пикалов мост так, чтобы Никольский собор был по левую руку, открывается прекрасный вид сразу на несколько мостов: Красногвардейский мост, за ним по каналу Грибоедова Ново-Никольский, по часовой стрелке — Старо-Никольский, Смежный, Могилёвский, Кашин и Торговый мосты. И, конечно же, существует легенда, что желание, загаданное в момент, когда человек смотрит на мосты, непременно сбудется во всех деталях и с математической точностью.
Адмиралтейство. Шкатулка Петра I
Дворцовый проезд, 1
Один из главных символов Петербурга — важный источник городских легенд. Например, любят рассказывать, что все три флага на мачтах кораблика сделаны из червонного золота, а в его носовой части спрятана личная шкатулка Петра I. Шар под корабликом действительно полый и хранит в себе шкатулку: в ней находятся сообщения обо всех ремонтах иглы и кораблика, имена мастеров, участвовавших в работах, несколько петербургских газет XIX века, ленинградские газеты и документы о капитальных ремонтах шпиля.
«Медный всадник». Призрак Петра
О «Медном всаднике» создавали стихи и поэмы, романы и балеты, художественные полотна и бесконечные народные легенды. Сегодня, по свидетельству Наума Синадовского, петербургский городской фольклор утверждает, что каждый раз накануне крупных наводнений бронзовый Пётр вновь оживает, съезжает со своей дикой скалы и скачет по городу, предупреждая о надвигающейся опасности. Это перекликается с другой легендой, смысл которой ещё более широк и гораздо более многозначен. Если верить фольклору, «Медный всадник» до сих пор время от времени поворачивается на своём гранитном пьедестале как флюгер, указывая направление ветра Истории.
Петропавловский собор. Ангел-хранитель
Шпиль собора венчает фигура Ангела — «Летящего ангела», или «Летящей девы», как называют его иногда в Петербурге, памятуя о бесполом характере небесного воинства. Ангел в его современном виде изготовлен только при Екатерине II по рисунку архитектора Антонио Ринальди, хотя, если верить мифам, он парил над городом ещё при Петре I. Одна легенда даже утверждает, что «нечестивый» и практичный Пётр заставил его вертеться, совмещая одновременно две функции — декоративную и метеорологическую. Будто бы уже тогда Ангел стал флюгером. На самом деле вращающимся его сделали гораздо позже, после того как закреплённый неподвижно, он несколько раз сгибался под напором ураганных ветров.
«Большой дом». Подземные этажи
Литейный проспект, 4
За 70 лет советской власти, несмотря на непрерывный количественный рост арестованных и заключённых, в Ленинграде не было построено ни одного нового тюремного здания. Зато в самом центре города появился так называемый «Большой дом», который в глазах ленинградцев сразу стал мрачным олицетворением всего политического сыска и всей тюремной системы Советского Союза. Этот мрачный институт советской власти породил множество мифов. Согласно одной из легенд, «Большой дом» под землёй имеет столько же этажей, сколько над ней. В фольклоре это легендарное обстоятельство превратилось в расхожий символ: «Какой самый высокий дом в Ленинграде?» — «Административное здание на Литейном. Из его подвалов видна Сибирь».