Авдала что это такое
Краткие законы соблюдения субботы 5. Законы авдалы
Законы авдалы (разделения) и исхода шабата
После наступления темноты на исходе шабата есть заповедь произнести несколько слов о разделении (авдале) святого от будней. Как и кидуш, постановили делать авдалу над бокалом вина. Требования к бокалу и законы питья в авдале идентичны кидушу, и, соответственно, также, изначально лучше делать авдалу на вино. Если нет вина, можно делать авдалу на хамар медина, но не на хлеб. И даже в первые девять дней месяца ав, когда изначально дают пить вино только ребенку, лучше делать авдалу на вино, даже если это вино придётся пить взрослому. И в этом случае разрешается выпить ревиит, как при обычной авдале — количество, на которое можно сказать заключающее благословение. Женщины также обязаны делать авдалу, однако принято, что они слушают ее из уст мужчины. Но если такой возможности нет, они должны сделать авдалу сами. (Некоторые считают, что женщина не говорит благословение на свечу.) Принято брать для авдалы благовония и свечу (см. в Шульхан арухе подробнее). Тот, кто не сделал авдалу на исходе шабата, обязан сделать это позже. По этому вопросу необходимо проконсультироваться с раввином.
2. Мелаха на исходе шабата
На исходе шабата до авдалы запрещено делать мелахот, но если говорят Барух амавдиль бейн кодэш лехоль или Ата хонантану в Шмонэ эсрэ, разрешается делать мелахот сразу. В некоторых местах принято, что женщины не делают ничего, связанного с шитьем и т.п., на исходе шабата.
3. Пробование еды до авдалы
Запрещено пробовать любую еду до авдалы и даже тому, кто сказал Амавдильи т.п. Запрет этот вступает в силу уже в сумерки, но если трапеза уже начата, ее можно продолжать все время, пока не помолился маарив. И все время, пока не помолился маарив, следует говорить Рцэ в Послетрапезном благословении.
У того, кто все еще не успел съесть три трапезы, возможно, есть основание начать трапезу в сумерки все то время, пока не наступила очевидная ночь.
4. Трапеза на исходе шабата
Принято провожать царицу-субботу трапезой или по меньшей мере съесть чего-либо печёного или фруктов. Некоторыепоют песни и зажигают свечи во время этой трапезы. (Есть еще один смысл в этой трапезе: у человека имеется одна косточка в основании черепа, которая питается только от еды на исходе шабата. Через эту косточку произойдёт оживление человека при воскрешении мертвых.)
Авдала — проводы Субботы
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Авдала — разделение Субботы и будней
Выделяя субботу как особый день, мы торжественно отмечаем не только ее наступление, но — и ее завершение, переход от субботы к будням. Для этого существует особая процедура отделения субботы от следующего дня недели — авдала (слово так и переводится — «отделение»).
Строго говоря, заключается эта процедура в произнесении особого текста, объявляющего о моменте перехода к будням. До этого момента все запреты субботы еще не потеряли силу.
Слова авдалы включены в молитву Шмоне Эсре [Амида], читаемую вечером на исходе субботы. Они входят в первую из так называемых «средних благословений»: в будни это четвертая браха, которая начинается словами: «Ты даруешь человеку разум и учишь людей пониманию…»
Даем перевод текста авдалы: «Ты даровал нам способность постигать Твою Тору и научил нас исполнять законы, установленные по Твоей воле. И отделил Ты, Всевышний, святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от народов, седьмой день от шести рабочих дней».
Эти же слова читают при авдале, устраиваемой дома, после возвращения из синагоги. Текст всех брахот можно найти в любом сидуре (сборнике еврейских молитв и благословений).
Сначала читают несколько отрывков из Теилим (Псалмов), затем произносят браху [благословение] над вином — БОРЕ ПРИ АГАФЕН.
Взяв в руки предмет, источающий приятный запах (благовонные вещества — бесамим, или пахучие растения), произносят специальную браху — БОРЕ МИНЕЙ ВЕСАМИМ. Затем благословение на свет свечи — БОРЕ МЕОРЕЙ АЭШ.
В заключение читают браху, приведенную выше и заканчивающуюся словами: «Благословен Ты, Всевышний, отделяющий святое от будничного, АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ».
Женщины свободны от авдалы (и не пьют вино авдалы), если мужчины произносят ее текст и для них. Если женщина делает авдалу сама, то ей не надо читать браху на свет свечи.
До авдалы ничего не едят и не пьют. После нее принято устраивать трапезу — «проводы царицы (субботы), мелаве малка».
Церемония «Авдалы» (отделения субботы от наступающих будней) есть исполнение заповеди «Помни день субботний, чтобы освятить его». Женщины тоже обязаны слушать (или совершать) «Авдалу».
Наливают бокал вина так, чтобы оно переливалось через края. Свеча для «Авдалы» должна иметь несколько фитилей, так как в благословении упоминается «свет огней», а не «огня». Если такой свечи нет, берут две обыкновенные свечи и сближают их настолько, чтобы их пламя слилось.
Процесс выполнения «Авдалы»:
Берут бокал в правую руку и начинают произносить «Авдалу». Перед благословением, оканчивающимся словами «Сотворивший ароматные вещества», бокал берут в левую руку, ставят его на стол, а в правую — сосуд с благовониями; произнеся это благословение, вдыхают их аромат; потом сосуд отставляют. После этого произносят «Создавший свет огней» и протягивают руки к пламени свечи, прижав пальцы к ладони таким образом, чтобы большой палец был скрыт под остальными, и смотрят на ногти, освещенные огнем, и на тень, которую пальцы отбрасывают на ладонь. После этого снова берут бокал с вином в правую руку и произносят благословение «. Отделивший. »
Благословения:
Вот, Бог — спасение мое: я уповаю и не страшусь, ибо сила моя — Бог Господь и Ему песнь моя, и Он даровал мне спасение. И с радостью будете вы черпать воду из источников спасения. От Господа наше спасение! Да пребудет на народе Твоем — благословение Твое вовеки! Господь воинств с нами, наш оплот вовеки — Бог Яакова! Господь воинств, счастлив человек, полагающийся на Тебя! Господи, помоги! Владыка ответит нам в день, когда воззовем мы. И настала для иудеев (пора) просвета и радости, и веселья, и почета. Чашу спасения подниму и имя Господа призову.
Над вином произносят:
Внемлите, господа мои! Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!
Над благовониями произносят:
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший ароматные вещества!
Над свечой произносят:
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший свет огней.
Затем произносят:
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, отделивший святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от других народов, седьмой день от шести рабочих дней. Благословен Ты, Господь, отделивший святое от будничного.
Выпивают сидя бокал вина и произносят благословение после вина. В оставшееся на тарелке вино окунают свечу и гасят ее. Принято обмакивать в остатках этого вина кончики мизинцев и смачивать им веки в знак любви к этой заповеди. Кроме того, это считается чудесным средством («сгула»), предохраняющим глаза.
Кроме того, на столе должны быть сладкие ароматные специи, как бы для того, чтобы компенсировать утрату того благоухающего дыхания духовной жизни, которую только Шаббат может дать нам, и которую наши Рабби называют ״ нешама — етера”, или — ״ вторая душа”.
Благословением Того, который дает нам дар огня, мы отмечаем наше возвращение в мир производства и покорения природы, с уроками уходящего Шаббат в наших сердцах, которые придают нам силы и руководят нами в продолжении трудностей предстоящей недели.
Нельзя ничего есть после окончания Шаббат до того, как проведена авдала. Мелахот, однако, могут делаться, как только закончится Шаббат, в том случае, если авдала выполнена так, как указано в четвертом благословении (Шмона Эсре) из Маарив. Слова: ״ Барух амавдил бейн кодеш лехол” (Будь благословен тот, кто отделяет священное от будничного”) — могут быть сказаны.
Если что-либо помешало провести авдалу после окончания Шаббат (например, не было вина или другого алкогольного напитка), — можно произнести ее в воскресенье, понедельник или вторник, потому что эти три дня все еще принадлежат уходящему Шаббат. В среду, однако, уже поздно делать это, потому что следующие три дня принадлежат уже наступающему Шаббат. Здесь мы приводим другое расположение дней недели — как они выглядят в глазах еврея.
ШАББАТ
пятница воскресенье
четверг понедельник
среда вторник
Таким образом, Шаббат стоит во главе недели, отбрасывая свои сияющие лучи вперед и назад.
Авдала и ее законы
от Источник
Авдала что это такое
Краткое благословение и особый ритуал, символизирующий окончание субботы или праздника и переход к будням(шаббат).
После окончания субботы над бокалом вина произносят благословение об отделении субботы от будней. Кроме того, произносят благословения на приятно пахнущие травы или пряности, что символизирует укрепление души, ослабевшей от того, что суббота с ее святостью ушла.
Произносят также благословение на специальную зажженную свечу, символизирующую будни. В течение всей субботы нельзя зажигать огонь (в том числе — электрический свет). Впрочем, можно пользоваться огнем и светом, которые были зажжены до наступления субботы.
Зажигаем свечу для Авдалы
По обычаю её дают незамужней девушке. Считается, что чем выше она будет держать свечу, тем выше окажется её будущий муж. Есть смысл встать на цыпочки, если девушка мечтает о высоком супруге. После этого произносят благословление:
Замужние женщины, которым необходимо совершить какую-либо работу раньше, чем они услышат «авдалу», произносят: «Благословен отделяющий святое от будничного» (а если сразу после субботы наступает праздник, то: «Благословен отделяющий святое от святого») и приступают к работе.