Августовская победа в чем помогает
Августовская икона Божией Матери: второе рождение
Весной 2010 г. жители города Елань Волгоградской области обрели редкую Августовскую икону Божией Матери – покровительницу донских воинов. Святыня хранилась в старом сарае частного дома. Еланский краевед Евгений Воротников сообщил, что на иконе сохранился нетронутым лик Божией Матери с младенцем, остальные же образы стерлись от времени. Находкой заинтересовались специалисты. Каковы же были изумление и радость, когда эксперты признали в ней старинную, считавшуюся утраченной, редчайшую икону Божией Матери Августовскую.
Помощь Заступницы Небесной
«Первая мировая война началась вскоре после революционного движения 1905–1907 гг., – начинает свой рассказ историк Олег Меркулин. – В массе народ сознавал, что война – Божий суд и в бой надо идти с чистой совестью».
Молитва возносилась не только в тылу, но и на фронте. Русский солдат всегда отличался набожностью, чувствовал святость своего дела и отличался бесстрашием. При любой возможности солдаты и офицеры Русской Армии участвовали в богослужениях в тех церквях, что оказывались на их воинских путях. Молитвы, возносившиеся православными в тылу и на фронте, не остались без отклика. И одним из проявлений милости Божьей было явление Богородицы русским воинам в сентябре 1914 г. на Северо-Западном фронте. Известно, что наступление русских войск Северо-Западного фронта в Восточной Пруссии в августе 1914 г., начавшееся по просьбе союзной Франции, после месяца боев, тяжелых и кровавых, окончилось гибелью 2-й армии генерала Самсонова и отступлением 1-й армии генерала Ренненкампфа. Как писал впоследствии генерал Юрий Николаевич Данилов, наши армии «были отброшены обратно в наши пределы, понеся очень крупные потери в людях и материальной части и получив, вместе с тем, серьезный моральный урон». Последнее весьма существенно, ибо первые неудачи в любой войне всегда негативно воздействуют на психику военачальников и войсковых частей, вселяя в некоторых убежденность в превосходстве противника и чувство неуверенности в собственных силах.
«В начале сентября русские войска продолжали с боями отступать на Северо-Западном фронте, – продолжает Олег Николаевич, – 12 сентября наступлением немцев на наши позиции на реке Неман началось Августовское сражение (по названию города Августова в Сувалковской губернии России). Завязались ожесточенные бои. 14 сентября русские войска перешли в контрнаступление. В это время и произошло событие, которое вскоре стало известно во всей действующей армии и в тылу – явление в небе Божией Матери русским воинам».
В небе над одной из русских частей в Августовском лесу и было видение Божией Матери – в сентябре 1914 г.
Укрепление красочного слоя на Августовской иконе Божией Матери
Краткое описание этого чудесного события, как рассказывает Олег Меркулин, дано генералом Ш. в письме, написанном им 18 сентября: «…После нашего отступления нашему офицеру, с целым полуэскадроном, было видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с растерянным лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой Она указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось на большой крест и скрылось».
Память о чудесном событии
О заступничестве Царицы Небесной русским воинам в Августовском лесу было доложено Императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки с изображением явления Божией Матери и кратким поясняющим текстом об этом событии. Подпись на одной из листовок под образом Пресвятой Богородицы гласит: «Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах». По имеющимся сведениям, большинство из них были отпечатаны в 1915–1916 гг. Неизвестным иконописцем по заказу донских казачек была написана икона Божией Матери Августовская. Сохранилась запись о создании этой иконы и надписи на ней: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов Василия, Семеона, Иоанна, Евсевия, Стефана, Иоанна, Василия, Александра, Иоанна, Алексия, Иоанна, Василия, Иоанна, Сергия, Андрея, Александра, Феодора, Стефана, Сергия, Феодора, Иоанна, Тихона, Николая, Петра, Тихона, Петра, Иоанна, Власия, Алексия, Александра, Иоанна, Трофима, Макария, Иоанна, Василия, Исаака, Петра, Кириака, Иоанна, Александра, Иоанна, Максима, Петра, Феодора, Тихона, Трофима, Александра, Павла, Василия, Николая, Даниила, Павла». Всего указано 52 имени воинов-казаков. Также приведена дата написания иконы – 1915 г. 12 ноября. Высота иконы – 107 см, ширина – 70 см. Выполнена предположительно маслом. Имя иконописца и место написания иконы достоверно не известны.
Были созданы около 15 списков иконы. Один из них – «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» – находится в нижней церкви храма Христа Спасителя в Москве. Другая икона – «Явление Божией Матери русскому воинству» – хранится в Государственном Историческом музее. Она экспонировалась в Берлине с 13 мая 2004 г. в Немецком историческом музее на выставке «Мировая война 1914–1918. Опыт – воспоминания – память». Имеются иконы, посвященные этому Чуду, на Урале, в Сибири, на Украине, в Белоруссии. В Белоруссии они обычно называются «Свеча Августовская» или носят то же название, что и икона в храме Христа Спасителя в Москве.
Революционные годы надолго отбросили память об этих иконах, не успевших получить достаточно широкого распространения, хотя весть об Августовской победе в то время всколыхнула всю Россию. Наступили времена безбожья. А первообраз был безвозвратно утрачен.
Второе рождение первообраза
«Недавно появилась информация, что уникальную Августовскую икону Божьей матери, покровительницу донских воинов, отыскали в селе Мачеха Еланского района Волгоградской области, – рассказывает протоиерей Олег Кириченко, член Общественной палаты Волгоградской области. – Старожилы утверждают, что икона принадлежала их земляку, участнику казачьего отряда начала прошлого века. В советские времена он спрятал и сохранил святыню в укромном месте. После его смерти, родственники не смогли ее отыскать. И только, когда стали переделывать старое подворье, нашли «схрон» под старым сараем и извлекли образ. Немолодая уже прихожанка передала святыню отцу Кириллу, местному священнику. Конечно, икона нуждается в реставрации. Краска потускнела, многие образы повредились от времени, но (о, чудо!) на иконе сохранился нетронутым лик Божией Матери с Младенцем».
Казаки и солдаты с офицерами всех родов войск в изумлении и с трепетом пали на колени перед иконой и стали молиться
Про икону прознали криминальные структуры. В небольшое село началось паломничество сомнительных туристов и все – с расспросами про икону. Батюшка Кирилл так начал опасаться за икону, что вынужден был забрать ее к себе домой. Случайно эту историю услышал один очень известный в Волгограде человек, по рождению казак. Заинтересовался и попросил Владимира Головко – атамана Волгоградского отделения Резервного казачьего войска в составе Всевеликого войска Донского разузнать о судьбе святыни. Так икона прибыла в Волгоград. Если эта святыня – первообраз, то, утверждают эксперты, ей цены нет.
Августовская икона Божией Матери была передана в дар храму Святого Иоанна Предтечи 12 июня 2010 г. Протоиерею храма Олегу Кириченко святыню торжественно вручил мэр Волгограда Роман Гребенников. Сейчас икона реставрируется монахинями-иконописицами в Дубовском Свято-Вознесенском женском монастыре, а затем будет возвращена на постоянное хранение в храм. 17 апреля 2008 г. по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. Празднование установлено совершать 1/14 сентября.
Икона Божией Матери Августовская
«Икона реалистична по своему художественному строю. На ней изображено конкретное событие, которое видели солдаты в Августовском лесу. В небе на облаке, на невидимом для нас престоле сидит Богоматерь, – описывает находку искусствовед Елена Литвинская. – Она немного наклонилась в сторону и жестом левой руки обращается к солдатам, правой прижимает Младенца Христа. Очень выразителен лик Богоматери. На земле изображен большой холм, на нем еловый лес, за холмом долина, кущи деревьев закрывают горизонт. У подножия холма походные палатки, по-походному шатром сложены винтовки штыком вверх. Воины, прижавшись друг к другу, упали на колени — кто кланяется, кто крестится. Только два солдата расположены в глубине, что создает ощущение пространства. Один воин в изумлении взмахнул руками. Этот жест создает эмоциональный строй иконы. Любопытная, вполне реалистичная деталь: у этого воина во время бурного проявления чувств слетела фуражка и лежит рядом. С искусствоведческой точки зрения эта икона замечательна тем, что в ней невольно столкнулись два изобразительных стиля, можно сказать, два мировоззрения. Один — натурный, реалистичный, второй — иконный, надмирный. Иконописец, конечно же, не кончал Академии художеств, а воспитывался в иконописной мастерской, где лики позволяли писать только через тридцать лет, а до этого надо было краски растирать и смотреть, как пишут другие. Посмотрите, с какой любовью написал он видимый мир во всех трогательных деталях, сколько своего чувства вложил иконописец в простых солдат, в их народную, простую молитву. Это изображение сродни народному лубку и самодеятельному примитиву, который никогда не умирал в иконописной практике, и только в начале XX в. был признан как уникальная форма искусства. В результате получилось редкое оптимистическое соединение высокой иконографической формы и простого народного творчества».
«Августовская победа»
В ночь перед решающим боем русские увидели в небе явление Царицы Небесной…
Икона Божией Матери «Августовская победа» является одной из самых редких и самых таинственных икон Божией Матери. На целые десятилетия русского позора и поражений эта икона как будто ушла от нас, спряталась за пылью времен — и вновь являет себя только сегодня. История создания этой иконы поразительна. В начале Первой Мировой войны, зимой 1915 года, в Августовских лесах на территории Польши русская 10-я армия под командованием генерала Ф.В. Сиверса попала в окружение. Надежд на спасение почти не оставалось, и русскому воинству предстояли или унизительный плен, или геройская гибель. И вот в ночь перед решающим боем русские увидели в небе явление Царицы Небесной, которая в левой руке держала Богомладенца Христа, а правой указывала на запад. Сотни людей в благоговении опустились на колени при виде Божией Матери. Было ясно, что этим явлением Царица Небесная предрекает им скорую победу над превосходящими силами неприятеля. Утром русские рати пошли в атаку и в неравном бою нанесли германцам сокрушительное поражение.
В учебниках военной истории о явлении Божией Матери не говорится. Но даже в сухих протокольных строках ощущается некий вздох удивления перед этой неслыханной победой: «Северо-западнее города Августов русская 10-я армия сражалась против немецкой группировки. Упорное сопротивление русских сорвало планы противника по глубокому обходу и окружению всего восточного фронта. Сопротивление (10 суток!) действовавшего в арьергарде 20-го русского корпуса генерала Булгакова (четыре пехотные дивизии ослабленного состава), окруженного в Августовских лесах между Августовом и Гродно девятью немецкими дивизиями, позволило русскому командованию к 26 февраля отвести основные силы 10-й русской армии на удобные позиции под Ковно. Личный состав 20-го корпуса почти полностью погиб».
Рассказывает Ирина Евстигнеева, иконописец, художник редакции газеты «Благовест»:
— Эту икону я где-то видела раньше, очень давно. Икона запомнилась, но я не знала ее названия. И вот этим летом редактор Православной газеты «Благовест» Антон Евгеньевич Жоголев увидел во сне этот образ. Он сразу узнал его, так как видел его несколько лет назад в строящемся Храме Христа Спасителя. Во сне он услышал слова: «Августовская победа», но не знал, к чему именно они относятся, к иконе ли, или к той непростой ситуации, которую в то время переживала редакция… Пришел на работу и спросил меня, не знаю ли я такую икону, на которой изображена Царица Небесная, явившаяся в ночном небе русским воинам. Я сказала, что знаю такую икону, но она очень редкая. Названия ее не помню. Он спросил, а что могут означать слова «Августовская победа»? В ответ я только пожала плечами. Тогда он набрал эти слова на «поиске» в интернете и вскоре узнал, что это и есть название той иконы! Удивлению нашему не было предела. В этот же день мы решили, что раз было такое видение, обязательно нужно в редакции иметь эту икону. И, благословясь, я взялась за работу…
Ирина Евстигнеева:
— Когда приступала к работе, возник вопрос об оригинале. С чего писать? Была найдена листовка времен Первой Мировой войны. Это графическое изображение произвело на меня очень сильное впечатление и было взято за основу. Образ Божией Матери был как раз такой, каким я видела его до этого. Черно-белое изображение достаточно плохого качества, не четко прорисовывался ландшафт. Но эти скупые исторические данные подсказали, как писать икону. Обмундирование воинов Первой Мировой было четко изображено. Главное, хотелось передать состояние духа воинов. Им ведь Божия Матерь явилась в кресте победоносно! Сюжет фронтовой листовки передает дух победы. Поэтому, когда писала икону, старалась писать как можно ближе к этому духу. А плохое качество листовки внесло коррективы: я стала больше изучать исторические данные о чудесном явлении Божией Матери на войне. Узнала, что Она явилась в ночное время русскому Православному воинству. Во время явления они, видимо, совершали вечернюю молитву в окружении дремучего леса. Эта икона была написана во время войны, перед революцией. Списков той поры почти не осталось. По просьбе редактора позвонила известному самарскому мастеру иконописи — Елене Соломко, и спросила об этой иконе, — она ответила, что не знает такой иконы и нигде о ней не читала. Но произошло чудо: в ее мастерской как раз в это время присутствовала ее бывшая ученица. Услышав телефонный разговор, она вспомнила, что у нее в одном из альбомов есть репродукция этой редкой иконы, и принесла альбом нам. Это была икона из частной коллекции екатеринбуржца Е.В Райзмана, приобретенная им в 1990 году. Икона интересная, но, на мой взгляд, все же полнее дух Победы передает листовка времен войны. Хотя и эта репродукция тоже пригодилась в работе.
О чудесном явлении Царицы Небесной русским ратям в Августовском лесу было доложено Верховному Главнокомандующему — Императору Николаю II. По его указанию была отпечатана большим тиражом армейская листовка, на которой изображено явление Божией Матери, с кратким поясняющим текстом об этом событии. По благословению Митрополита Московского Макария (Невского), — как и Император, он причислен к лику святых, — была написана икона Божией Матери, получившая название «Августовская Победа», или же «Явление Божией Матери на войне». Но вскоре революционные события надолго отбросили память об этой иконе, не успевшей получить широкого распространения, хотя и весть об Августовской Победе в то время всколыхнула всю Россию…
Ирина Евстигнеева:
— Утром 1 августа у меня возникло желание взять с собой в храм на праздник Серафима Саровского написанную, но еще не освященную икону. Это было столетие прославления Преподобного Серафима. Принесла икону в Петропавловскую церковь в Самаре, а там вдруг люди стали подходить и прикладываться к этой иконе. Монахини подходили, молились. Одна из монахинь меня оповещает: а ведь сегодня день начала Первой Мировой войны! Ведь та война началась в день памяти Преподобного Серафима… И как-то особенно на меня посмотрела. У меня мороз по коже прошел, я этого никак не ожидала. Это было просто чудо! Значит, не случайно эта икона была именно в этот день освящена у нас в редакции духовником «Благовеста» священником Сергием Гусельниковым… Вот мы и решили у нас в редакции считать днем памяти нашего образа — 1 августа…
Из книги Ольги Николаевны Куликовской-Романовой «Под благодатным Покровом»: «Когда мы вошли в столовую к Владыке Мелхиседеку (в то время — Архиепископ Екатеринбургский — А.Ж.), то я стала искать взглядом икону, чтобы молиться. И — о, Боже! — вижу в простенке между двумя окнами большую икону (тогда она мне показалась громадной), в очень темных красках, так сказать, рембрандтовских тонах: Пресвятая Богородица на фоне Креста, в сиянии, в облаках, и на переднем плане воины на коленях… Меня это настолько потрясло, потому что я увидела образ Богородицы, совершенно похожий на тот, что мне снился когда-то в детстве… Я от волнения подумала: Боже мой! А рука-то показывает направо или нет? Потому что во сне я видела движение руки, указывающей направо. Сослепу присматриваюсь, смотрю и от волнения не вижу. И чем больше волнуюсь, тем хуже вижу, но наконец рассмотрела — рука действительно показывает направо. Именно так, как было в моем детском сне… Я закрыла руками лицо, расплакалась и от волнения, смущения вылетела в соседнюю комнату, где совсем разревелась… Я собралась с силами, вернулась в столовую, извинилась перед Владыкой за свое поведение. Константин Д. сказал: эта икона написана по действительному чудесному видению, которое явилось в небе над Русскими войсками на Северо-Западном фронте под Августово. Она, по-моему, так и называется — образ Божией Матери, явленный над Русскими войсками в войну 1914 года…
Леонид С.: «Августовская победа» она называется. Сначала выпускались большие листовки с изображением этого чуда, а потом Московский Митрополит Макарий распорядился писать иконы…
Но тогда, в детстве, да и теперь в Екатеринбурге я ничего этого еще не знала. У нас в Сербии в Церквах такой иконы не было. Все исторические подробности выяснились потом».
Ирина Евстигнеева:
— Главное в этой иконе — Дух Победы. Но настоящая Победа возможна лишь на основе Веры, Надежды и Любви.
Икону я писала в редакции. И рабочая суета мне совсем не мешала, напротив. Икону было легко писать. Постоянно читалась молитва «Живый в помощи» — самая солдатская молитва, которая давала спасение от погибели. Только прикасалась кисточкой к иконе, как начинала сама идти молитва.
У меня дед участвовал в Первой Империалистической войне, а у Антона Евгеньевича — прадед… Наверно, потому в нас и «зазвучала» эта удивительная икона…
Были сложности в передаче цветовой гаммы. Но как раз в это время редактор привез сделанные им фотографии с ночной службы в Храме-на-Крови в Екатеринбурге 17 июля, в день памяти Царственных Мучеников. На этих фотографиях светилось ночное небо. Это было свечение святых Небес… И я решила этот свет взять за основу… Внесла в цветовую гамму иконы. Небеса определили весь колорит иконы.
Через Бебжский Национальный парк и три других природных заповедника международного значения — долину Нарев, Августовский и Книжинский леса — скоро пройдет скоростная четырехполосная автомагистраль, деньги на строительство которой выделяет Европейский Союз. Мало кто отрицает необходимость строительства скоростной автотрассы, ведущей из Варшавы в Финляндию через Балтийские страны. С тех пор, как после распада Варшавского договора открылись границы, все возрастающий поток транспорта пошел по проселочным дорогам северо-востока Польши, причиняя огромные неудобства населению.
Но защитники окружающей среды просто ошеломлены запланированным маршрутом нового шоссе. Автотрасса могла бы вместо этого пройти к западу от Бебжского Национального парка и Августовского леса. Но местные политики усиленно лоббировали перемещение трассы на восток. В итоге подобный маршрут наискось перерезает самые крупные природные заповедники, которые часто называют зелеными легкими Польши. Выбирая прокладку трассы через Августовский лес, ЕС дает Польше противоречивые рекомендации относительно этого сомнительного маршрута…
Ирина Евстигнеева:
— Наверное, пришло время вспомнить об этой иконе. Не случайно Господь побудил разных людей одновременно обратиться к этому образу. Почему — это тайна. Может быть, Господь хочет нам даровать надежду на победу в битве за Россию. Эта икона — призыв к Победе. Но ведь Божия Матерь не Сама прогнала немцев, хотя и могла это сделать, а лишь указала путь русскому воинству и дала надежду на Победу. И победа была достигнута. Видимо, и сейчас настал такой момент, когда мы должны совершить победу в духовной брани. Каждый Православный — воин Христов, воин с врагами внешними и внутренними. С врагами Отечества и Православия должен бороться каждый Христианин. Эта икона призвана укреплять наш дух. И не случайно была составлена молитва этой иконе, в которой есть слова, обращенные к Божией Матери с просьбой о даровании мужества в нелегкой борьбе. Эту икону уже просят люди. В храме меня просили написать ее копию… Все-таки это Победа! Думаю, что икона эта займет достойное место на божницах христиан. Ибо чудо было великое и сегодня эти чудеса продолжаются… Не случайно большая икона Божией Матери «Августовская Победа» находится в главном храме страны — в Храме Христа Спасителя.
Молитва пред иконой Божией Матери «Августовская победа»
Икона Богородицы Августо ́ вская
Празднование
История
28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери.
Новое празднование приурочено к 1/14 сентября – дню чудесного явления Пресвятой Богородицы русским войскам в 1914 году на северо-западном фронте, незадолго до победы в Августовском сражении, в районе города Августова Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). Это чудесное событие произошло на второй месяц войны, получило широкую огласку в церковной и светской печати и вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу.
В разных губерниях России было создано немало икон с изображением указанного явления Пресвятой Богородицы. Написание большинства икон относится к 1915–1916 годам. В те же годы в различных городах России неоднократно тысячными тиражами выпускались листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Они распространялись широко по стране, в том числе среди солдат и офицеров действующей армии.
С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с северо-западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам. »
В настоящее время различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины.
История Августовской иконы Божией Матери и о чем просят, текст молитвы
Святой лик Богородицы стали изображать, начиная с IV века. По преданию, первый образ Пресвятой Девы был создан апостолом Лукой. Сюжеты изображений иконописцы брали из Святого Писания. На Августовской иконе Божией Матери было запечатлено подлинное явление Небесной Царицы с Богомладенцем перед людьми. Десятки свидетелей в одних и тех же деталях описали увиденное чудо.
Описание и значение в православии
Августовская икона с ликом Богородицы отличается от других изображений. Название святого образа объясняется названием места, где было видение Божьей Матери (город Августов). Икона написана в том виде, как описали произошедшее событие очевидцы. Пресвятая Дева Мария с младенцем Иисусом на левой руке стоит на облаке. На ночном небе видны звезды. Яркое свечение от головы Небесной Царицы озаряет стоящих на земле воинов. Жестом правой руки она указывает им путь к победе.
История появления
Святой образ под названием «Августовская икона» еще называют «Августовской победой» или «Августовской свечой». Свидетелями чуда, случившегося в начале Первой мировой войны у города Августов, стали десятки солдат. Оно было подробно описано со слов нескольких человек.
Около полуночи часовой заметил на небосклоне яркую звезду, которая приближалась к земле. Затем он увидел явственный облик Богородицы с Божественным Младенцем. Видение длилось, по разным свидетельствам, от 10 до 30 минут. После чего стало медленно угасать и снова превратилось в звезду.
На следующий день (15 сентября по новому стилю) началось наступление русских войск, закончившееся разгромом врага. О событии было напечатано в газетах и журналах. Появились иконописные изображения, иллюстрации в печатных изданиях. Святейший Синод на протяжении 2-х лет рассматривал вопрос об увековечивании памяти чудесного явления, внимательно изучив сведения, полученные от военных священников.
В конце марта 1916 года Синод принял решение о признании Августовской иконы, как памяти о явлении Божьей Матери русскому воинству и благословить ее почитание в храмах и келейно.
О чем просят перед образом
У иконы неспроста есть дублирующие названия: «Победа» и «Свеча». Явление Небесной Царицы было воспринято, как знак Божьей милости к российскому воинству в мировой битве. К святому образу, в первую очередь, обращаются в военную годину, чтобы испросить победу над врагом, напавшим на Отечество.
Молятся иконе Августовской Божьей Матери об избавлении от физических страданий, полученных солдатами во время военных действий или учений.
Где можно найти оригинал и списки
Известие о чуде, случившемся под Августовым, не только обсуждалось во всех слоях российского общества. Художники и иконописцы отобразили событие в картинах и иконах. Первый вариант святого образа был напечатан через 2 месяца, в ноябре 1914 года, в журнале «Нева» одновременно с рассказом об Августовском явлении.
Весной 2015 года икона была распечатана в одесской типографии для домашнего богослужения. Верующие просили священнослужителей освятить списки, но сделать этого было нельзя. На протяжении 1915-1916 годов появилось еще несколько версий иконы. Образы создавались без благословения высших чинов РПЦ, но пользовались огромным спросом.
Московский митрополит Макарий благословил написание иконы в конце 1916 года. Было сделано 15 копий. События 1917 года помешали распространению списков со святого образа. С этого варианта иконы сохранилось 5 копий, одна из которых находится у потомков семьи Романовых в Канаде.
В Свято-Вознесенском Кременском монастыре (Волгоградская область, Клетский район) хранится один из списков с этой иконы, сделанный по заказу жен казаков, свидетелей явления Богородицы. На образе указана дата (1915 год) и фамилии 52 казаков Клецко-Почтовской станицы.
С 1918 по 1992 год икона находилась вне стен православного храма. Во время гонений на православие ее спас последний настоятель Свято-Вознесенской обители. Он прятал ее в пещерах на берегу Дона. После его смерти образ разъединили на 2 части, чтобы легче было сберечь от уничтожения. До 1992 года она находилась в недействующей церкви города Фролова (Волгоградская область).
В 1992 году здания бывшего Свято-Воскресенского монастыря были возвращены Русской Православной Церкви. Августовская икона Божьей Матери была возвращена в обитель. В 2009 году в Еланском районе Волгоградской области было обнаружено еще одно изображение Августовского явления.
Почитание
В 2008 году РПЦ установила день празднования Августовской иконы Пресвятой Богородицы 14 сентября.
Текст молитвы
О Пресвятая Владычице Богородице! Ты всю землю русскую, яко Дом Свой, святыми иконами дивно украшавши и сими образами Своими рубежи Отечества нашего чудесно ограждавши. Посылавши воинству русскому от Престола Господа Славы Небесную помощь отражати врага и супостата и всех, восстающих на нас, полагавши подножие ног наших. Ты некогда грозным явлением Своим от пределов московских полчища агарянские в бегство обратившая; даровавшая христолюбивому воинству русскому одоление двунадесяти язык. Ты дивным явлением Своя славы в августовском лесу сынам Отечества нашего скорую победу предвозвестившая, – тако и ныне воспламени сердца людей Твоих духом мужества и жертвенной любви к земному Отечеству, дабы стяжать нам Отечество Небесное. Помоги, Владычице Богородице, и в сей брани с врагами видимыми и невидимыми и даруй нам Свое заступление. Сохрани Дом Твой – Державу Российскую – до скончания века в мире, целостности и благоденствии. Да будет воинство русское под сению Креста Христова несокрушимым для всех борющих нас. И да не скажут иноплеменницы, видя разор и поругание земли российския, не ймут бо люди сии Божественного заступления, занё дом сей пуст есть. Но да буди нам Возбранною Воеводою, дарующей победу над иноплеменными. Ибо никто не расхитит дом сильного, да не прежде свяжет сильного сильнёйший его. Но Ты, Царица Небеси и земли, язвою бесов и Непобедимою Победой именуемая, буди Дому Своему щит и ограждение. И яви нам знамение Своея милости пред-стательством святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, святых царственных мучеников дома Романовых и всех новомучеников и исповедников российских, – и яко во время оно явилась в небе знамением скорой победы воинству православному, тако и ныне прийди на помощь людям Твоим и помоги одолеть тьмочисленных врагов наших. Да будет милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Аминь.