Доказать что царевна лягушка это сказка
Конспект урока по литературе «Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка» (5 класс)
Попова Елена Сергеевна
Учитель русского языка и литературы
Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка
Урок открытия новых знаний
Контроль на знание текста, умение быстро ориентироваться по тексту;
формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные зачин и концовка, постоянные эпитеты, повторы и т.п.)
Уделить внимание развитию речи учащихся
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
УМК, презентация по теме, компьютер
Сказка – ложь, да в ней намёк –
добрым молодцам урок.
Подготовка к уроку. Настрой обучающихся на работу.
Подготовка к уроку.
Постановка учебной задачи.
1.Понравилась ли вам сказка?.Какие виды сказок вы знаете?.К какому виду сказок она относится?
4. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
5. Почему Василису называют Премудрой?
1. Бытовые, о животных, волшебные.Сказка «Царевна-лягушка» — это волшебная сказка. Она начинается с зачина: «В неком королевстве, в неком государстве. », заканчивается концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии». В притче есть повторы: жил-был, подумал-подумал, царство-государство, костями-огрызками (осыпали), находила, искала. Неизменные эпитеты: тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, животные рыскучие, красноватая девушка, солнце ясное, столы дубовые, скатерти кружевные, белоснежные лебеди, высочайшие горы, дремучие леса, черные леса, зеленоватые луга, топкие болота, незапятнанное поле, острая стрела, голубое море, хороший молодец, красноватое солнце.
2.Главные герои сказки-это Иван-царевич, Василиса Премудрая и Кощей Бессмертный. Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки – встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Премудрой.
3. Василису называют Премудрой, потому что она скромная: Василиса не хвалится перед Иваном своей красотой и умением, а выполняет задания царя ночью, втайне от всех;
трудолюбивая: Василиса трудится легко, с любовью.
заботливая: царевна беспокоится об Иване, успокаивает его, просит не печалиться, при этом сама переживает гораздо большие страдания, находясь в образе лягушки;
3. Создание проблемной ситуации.
Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.
Эпиграф к уроку. «Сказка-ложь…» Чему же нас учит эта сказка?
1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?
2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве
жил царь. испугался Иван, хотел убежать»?
3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?
ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»
1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?
2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?
3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?
4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?
ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»
1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.
2. Понаблюдайте, как работает Василиса.
3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?
ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»
1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)
2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?
3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?
2. Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные особенности сказки.
3. Внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».
4.Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.
ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»
ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»
Чтение отрывков из текста о том, как трудились все три царевны.
Василиса трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.
ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»
4. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.
Учитель предлагает сравнить эти работы художников
На главном фоне картины Ивана Яковлевича Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» мы видим самого Ивана-Царевича, а рядом с ним, прямо у его ног, лягушка, со стрелой в лапах. Не трудно догадаться, какой, всем известный эпизод сказки «Царевна-лягушка» изобразил художник. А эпизод тот, когда Иван пустил стрелу и неизвестно куда она попала, искал он ее долго, а нашел в грязном болоте, по среди щепок берез, да ещё и в лапах лягушки. Посмотрим на выражение лица Инвана-царевича. Оно выражает удивление. Ещё бы! Ведь он царский сын, а в жены досталась лягушка.
Одет Иван в русский народный кафтан, в шапку, в зеленые сапоги. Краски художник выбрал яркие и светлые, не желая использовать темные тона. И не зря. Ведь знал автор картины, чем закончится сказка! Иван Царевич женится на лягушке, а в итоге, лягушка оказывается Василисой Премудрой!
5. Подведение итогов. Решение проблемной ситуации, поставленной в начале урока.
Так чему же нас учит эта сказка?
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» учит доброте, в первую очередь. Все звери, которых Иван-царевич не погубил, отплатили ему за его доброту и великодушие.
Делай добро сам, и оно к тебе вернётся.
Жизнь полна препятствий и трудностей, трудна и терниста дорога к счастью, только смелому и отважному она по плечу. Иван-царевич прошел огонь, воду и медные трубы и достиг своего счастья.
Каждый кузнец своего счастья.
6. Домашнее задание: Выполнить письменно задание 2 из раздела учебника «Про должаем знакомство с фольклором». Дочитать сказку «Царевна-лягушка» до конца, составить её план, выполнить задание 3 из раздела учебника «Волшебная сказка и её герои»
Почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным?
Задания по литературе для 5 класса 1. Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.
Сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным, можно выделить такие признаки:
Таким образом, наличие этих примеров и говорит о том, что эта сказка относится к волшебным.
То что «Царевна-Лягушка» относится к сказкам сомнения не вызывает, но вот как доказать, что она волшебная?
отметим несколько характерных признаков волшебной сказки, которые мы находим в этом произведении:
Иван-царевич встречает на своем пути говорящих животных, которые обладают интелектом и рвутся ему помогать в борьбе с Кощеем Бессмертным.
И это нашло свое подтверждение в дальнейших событиях, описанных в сказке. Когда Василиса становится женой Ивана-царевича она несколько раз демонстрирует свой ум и познания в волшебстве.
Она готовит чудесный каравай, равного которому никто не видел, она ткет расчудесный ковер, который приводит царя-отца в восторг. Она так ведет себя на пиру, что все гости и другие невестки стараются ей подражать, безоговорочно признавая превосходство Василисы.
Поэтому ее и прозвали Премудрой, хотя она конечно была еще и Прекрасной.
Уметь читать это не просто умение складывать слова из букв. А умение понять и осмыслить то, что прочитал. Помните, в первом классе всех учили читать «мама мыла раму, но не все сразу могли понять. И вот если читать вникаетв каждое слово, и его берет за душу то, что прочитал вот тогда и происходит этот «доверительный разговор».
Волшебная сказка сама по себе рассказывает о событиях невозможных, сказочных. Она должна интриговать слушателя,заставить его затаить дыхание, сопереживать приключениям героев, вздрагивать при возникновении опасной ситуации, а потому волшебные сказки рассказывают не только неторопливо и торжественно, но иногда патетически выделяют особо напряженные моменты.
Но иное дело сказки о животных. Как правило это веселые истории о том, как кто-то с кем-то поссорился, кто-то кого-то испугался, и даже скажем сказка «Волк и семеро козлят» (не совсем народная), читается легко и непринужденно, мы знаем, что ничего страшного в ней не случиться.
Поэтому сказки о животных часто рассказывают имитируя речь и поведение героев,выделяя смешные моменты.
Пример: Доверившись своему учителю, ученик решил рассказать о причинах своих проблем в учебе в доверительном разговоре после уроков, когда учитель взялся помочь ученику.
Перечисленные жанры народного творчества предназначались исключительно для детей, это формы практически все поэтические и отличаются подчас крайне незначительно.
Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки (Уроки по литературе)
ГДЗ по литературе; 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Фонохрестоматия, упр. 1, стр. 26.
Сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным, потому что в ней происходит много необычного, т.е. того, что не может случиться в реальной жизни. Кроме того, в числе героев сказки есть фантастические существа типа Бабы-яги. Приведём несколько фрагментов сказки, в которых наиболее ярко предстаёт её волшебная сущность.
Волшебным мне кажется уже самое начало сказки, где царские сыновья пускают стрелы в надежде отыскать себе невест. Этот способ поиска жены крайне необычен и может считаться элементом волшебной сказки. Затем Иван-царевич встречается с лягушкой, которой суждено стать его женой. Лягушка оказывается разумной и говорящей, она беседует с Иваном и убеждает его жениться на ней.
Затем по волшебству лягушка неоднократно оборачивается Василисой Премудрой.
Делает она это для того, чтобы выполнить царские задания – испечь каравай, соткать ковёр и потанцевать на торжестве в царском дворце. Во время торжества снова случается волшебство, когда Василиса Премудрая мановением руки превращает воду в красивое озеро, а объеденные кости – в великолепных лебедей.
После пира, когда Иван-царевич, проявив нетерпение, сжигает кожицу лягушки, Василиса Премудрая оказывается вынуждена улететь в тридесятое царство. Для этого она оборачивается птицей и вылетает в открытое окно.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Анализ русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Разделы: Литература
Цели:
I. Образовательно-развивающие цели:
II. Воспитательные цели: формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: причина – следствие, единство – многообразие, общее – особенное – единичное, возможность – действительность.
Заявка на оценку:
Оборудование: компьютер, текст сказки, карточки философских категорий, лист заданий.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Баллы, время | Деятельность учащихся |
I. 1.1. |
1.2.
1.3.
1.4.
Проверка готовности учащихся к уроку (наличие карточек, анкет обратной связи).
Знакомство учащихся с заявкой на оценку и критериями оценки
Знакомство с листом заданий.
Выбор координатора урока.
Знакомятся с предполагаемой оценкой урока.
Проверяют наличие листов с заданиями, подписывают их.
Напоминание функций координатора (фиксирует активность учащихся в течение урока, поощрительные баллы, определяет лидера).
2.1.
Беседа по теме урока:
– Прочитайте тему урока. Как вы ее понимаете?
2 балла
Сегодня на уроке мы будем анализировать русскую народную сказку «Царевна-лягушка»: определим сюжет сказки, выявим героев, проанализируем язык сказки (средства выразительности)
3.1.
3.3.
Беседа:
– Исходя из темы урока, сформулируйте вопрос-понятие.
– Прежде чем ответить на вопрос, давайте вспомним, какие существенные признаки нужно выделить в содержании понятия?
– Учитывая структуру определения, ответьте на вопрос-понятие
Задание 1.
– Используя карточку №2, сформулируйте вопрос-суждение к теме урока.
Индивидуальный труд
– Попробуйте дать ответ в виде умозаключения на сформулированный вопрос– суждение, используя карточку №6
1. Индивидуальный труд.
– У кого есть другие версии ответа?
2. Если Вы правильно сформулировали вопрос-суждение, то поставьте себе 2 балла.
– Если умозаключение сформулировано верно, поставьте еще 3 балла.
– Если были допущены неточности, то – 2 балла.
2 мин.
1 балл
1 мин.
2 балла
5 мин.
3 балла
3 балла
2 балла
– Что называется сказкой?
– В содержании понятия обязательно указываются родовой признак и видовые признаки.
Сказка – это жанр эпоса(Р) фантастического характера, имеющий зачин, (В) противопоставление добрых героев злым, счастливый конец.
Вариант ответа:
– Как доказать, что данное произведение является сказкой?
Вариант ответа:
Поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец, считается сказкой.
А «Царевна-лягушка» – это художественное повествование, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец.
В сем давно известно, что в сказках хранится и передаётся из поколения в поколение народная мудрость. Только простым глазом она не всегда видна нашему современнику, ибо передана в традиционных образах. Современные дети в наш компьютерный век в большинстве своём растут на других, чужих образах. Очень долго приходилось русским мудрецам прятать древние знания в народные сказки и песни, ибо опасно было говорить прямо, но через традиционные образы нашей культуры даже дети легко ту мудрость в сказках угадывали и постигали. Со временем же чужая культура и традиции всё прочней пускали корни на русской земле, и сегодня не только детям, но и взрослым людям сложно, читая сказку увидеть её истинный смысл. А для того, чтобы открылась потаённая мудрость, надо родной культурой и традицией интересоваться, тогда многое поймёшь, что в сказке между строк написано.
Всем известна сказка «Царевна – лягушка». Давайте рассмотрим её с позиции русской традиции. Начинается она с того, что царь говорит своим трём сыновьям: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».
Так, например, Перун несёт энергию справедливости, Велес — мудрости, Макоша — материнства, Леля — юности, влюблённости и красоты и т.д. Но мы знаем, что у любого цвета радуги есть много оттенков. Нас, людей, можно сравнить с этими оттенками, ибо мы — есть проявления этих энергий, каких-то больше, а каких-то меньше. Так в одной семье одни дети больше похожи на маму, другие — на папу, одни — девочки, другие — мальчики, но во всех есть гены обоих родителей. Люди — такие же дети Сварога и Лады, а значит, в нас есть и энергии Сварога и энергии Лады, только в женщина — больше энергий Лады, а в мужчинах — Сварога. И характеры у нас разные: например, кто- то правозащитник (сильны энергии Перуна), кто-то мудрец (сильны энергии Велеса) и т.д.
Свет Рода Всевышнего идёт к нам через солнце, которое наши предки называли Дажбогом, а себя внуками Дажбожими. Действительно, мы живём на этой земле благодаря Солнцу и самой Земле, а значит по факту их дети. К тому же через нас, как и через родных Богов проходит Свет Рода Всевышнего, а значит мы, как и наши родные Боги, как сам Род Всевышний, можем творить мир вокруг себя. Наш дух — частица Бога в нас, принимает Свет Рода Всевышнего и светит, как лампочка, излучая его во внешнюю среду. Этот свет проходит через нашу душу, на которой «нарисованы» определённые образы. Это наши убеждения, представления о мире, наши желания, наши страхи, короче, всё, что накопила наша душа за эту и прошлые жизни. Вот эти образы в нашей жизни и проявляются. Ведь так Род Всевышний творит проявленное бытие: Свет Рода Всевышнего проходит через Дыв и проявляется РодРожанич. А все религии мира твердят нам о том, что человек создан по образу и подобию Бога. А это значит, что в нашей жизни не может случиться ничего, что не «написано» в нашей душе. Поэтому мудрый царь, воспитав из царевичей таких удальцов, «что ни в сказке сказать, ни пером описать», был совершенно уверен, что стрела каждого прилетит именно туда, куда надо. Кроме того, это покажет, кто из царевичей на самом деле готов в будущем стать царём. У кого какие образы в душе, у того такая и жена, у того такое и государство будет.
«Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичья терема», и сразу понял царь, что о власти его старший сын мечтает.
«Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая», и стало ясно царю, что богатство милее всего его среднему сыну.
«Пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка.
Говорит Иван-царевич: «Как мне за себя квакушку взять? Квакушка не ровня мне!».
— «Бери! — отвечает ему царь. — Знать, судьба твоя такова».
Молодой царевич противится, не может сразу принять свою судьбу, но мудрый царь знает, что суженая не может быть не ровней, и оказывается прав. Он даёт невесткам возможность показать себя, и Лягушка демонстрирует самые прекрасные женские качества: заботу о муже, желание сделать всё, чтобы её милый оказался на высоте. Через хлеб и ковёр она демонстрирует прекрасные образы своей души, которые восхищают не только царя, но и всех его подданных, и, наконец, она предстаёт в полном блеске своей красоты и мудрости на балу. И царю становится ясно, что мудрым правителем будет его младший сын! Иван–царевич влюблён в свою жену и за что теперь не готов расстаться со своей лягушкой! Он так боится её потерять, что сжигает её лягушачью кожу, и… тут же теряет свою возлюбленную. Это очень важный момент!
Страх – это очень сильная эмоция. Иван царевич представил, что он может потерять жену и испугался, то есть он увидел образ и наполнил его энергией страха. Этот образ тут же проявился в его жизни: он потерял Василису Премудрую. Все восточные мудрецы учат, что истинная любовь — есть непривязанность. Привязывать себя к кому-то или привязывать кого-то к себе — это лишение человека (или себя) права выбора, лишение его воли. Нельзя насильно удержать любовь! Можно лишь стараться её поддерживать и дарить! Настоящая любовь всегда вызывает ответную любовь, а желание удержать вызывает желание убежать. Любое ограничение извне вызывает внутренний протест. И ещё одна важная деталь: страх мешает любящим людям проявлять искренность, разговаривать открыто, а без этого невозможно построить хорошие прочные отношения. Стоило Ивану царевичу просто спросить свою жену, почему она скрывает свою красоту под лягушачьей кожей, и осталось бы ему ждать всего лишь три дня и три ночи свою красавицу. Но страх заставил его поступить безцеремонно со своей любимой и потерять её.
Вопросы жизни, смерти и бессмертия, а также любви, семьи и сохранения рода всегда волновали человечество, но сейчас стоят особенно остро. Подумаем вместе, зачем наши мудрые предки создали эту волшебную сказку и донесли до нас через века.
Сказочных вам открытий!
Центр славянской ведической культуры «ЖИВой РОДник»
- Доказать что функция является
- Доказать что цыганы романтическая поэма