Докажите что русская наука второй половины xix в вышла на мировой уровень
Докажите, что русская наука второй половины XIX в. вышла на мировой уровень
Обсуждение вопроса:
Главным доказательством выхода отечественной науки на мировой уровень явилось большое число открытий в различных областях знаний. Если в первой половине XIX в. подобных открытий было немного, то теперь они становятся явлением всё более распространённым.
В химии Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Менделеев известен также исследованиями в области переработки нефти, получения из неё различных продуктов, применения химических удобрений, трудами по народонаселению.
В физиологии всемирную известность получили имена И.М. Сеченова и И.П. Павлова, исследовавших деятельность головного мозга и нервной системы, механизм их реакции на воздействие внешней среды.
В биологии яркий след оставил И.И. Мечников, изучавший защитные свойства организма. Основатель русской школы физиологии растений К.А.Тимирязев исследовал явления, лежащие в основе жизни растительного мира.
В.В. Докучаев стал создателем новой науки — почвоведения.
За русскими учёными того времени числится и целый ряд открытий, имевших практическое значение и до сих пор остающихся основой жизни человечества.
П.Н. Яблочков изобрёл первую дуговую электрическую лампу, а А.Н. Лодыгин — электрическую лампу накаливания. М.О. Доливо-Добровольский решил проблему передачи электрического тока по проводам на значительные расстояния. Именно это открытие стало решающим для развития электроэнергетики во всём мире.
А.С. Попов стал основоположником радиосвязи. 7 мая 1895 г. он первым в мире продемонстрировал работу созданных им радиостанции и радиоприёмника — беспроволочного телеграфа.
Учитель физики из Калуги К.Э. Циолковский является основателем космонавтики. Он разрабатывал теорию движения реактивных ракет и обосновал возможность полётов человека в космос.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: достижения российской науки и образования. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
Вопросы к параграфу
1. Что изменилось в системе просвещения во второй половине XIX в. по сравнению с первой половиной столетия? Каких успехов в деле просвещения удалось добиться?
Россия серьёзно продвинулась на пути промышленного переворота, а в 1880-е годы завершила его. Как и в других странах это потребовало большого количества грамотных людей (промышленные рабочие, в отличие от сельскохозяйственных труженников, должны обладать по крайней мере минимальным образованием).
Потому в России хорошо было налажено получение как раз начального образования, прежде всего, в земских школах, а также в других видах начальных учебных заведений. Новшеством стали также воскресные школы для взрослых.
Среднее образование также развивалось, но главные новшества произошли в области высшего. Здесь большое распространение получили различные технические институты, готовившие квалифицированных инженеров. Новым явлением также стало женское образование.
2. К каким практическим результатам, переменам в жизни людей привело развитие естественных наук в России?
Открытия мировой науки полностью изменили быт людей, особенно горожан. Целый ряд новшеств от телефонов до электрических дверных звонков появился именно во второй половине XIX века. Немалый вклад в мировую науку внесли и русские учёные. Радио (Попов) изменило представление о передаче информации на расстоянии (хотя заслуга его изобретения принадлежит не только русскому учёному), лампа накаливания превратила ночь в день.
То есть русские учёные внесли свой немалый вклад в мировую науку, но вычленить его довольно сложно, потому что в то время уже сложилась ситуация, когда в одно изобретения зачастую вложен труд многих учёных из разных стран.
3. Какова была сфера интересов русских учёных-географов и путешественников во второй половине XIX в.?
Во второй половине столетия большие усилия учёных были направлены на изучение территорий, недавно присоединённых к России (Средняя Азия, Уссурийский край) или тех, экспансия на которые ожидалась в ближайшем будущем (приграничные районы Китая, Монголия).
Также изучались северные районы Тихого океана и Северный Ледовитый океан. Здесь главной целью было создание северного водного пути.
То есть в целом география стояла на службе у государства, которое выделяло деньги на исследования.
Особняком от основных тенденций стояли немногие исследования, но они были. Например, экспедиция Н.Н. Миклухо-Маклая на Новую Гвинею.
4. Какие новые направления были освоены в книгоиздании во второй половине XIX в.? Объясните связь этих изменений с экономическим и общественным развитием, составьте схему.
Думаем, сравниваем, размышляем:
1. Докажите, что русская наука второй половины XIX в. вышла на мировой уровень.
Целый ряд русских учёных в этот период получили мировую известность благодаря своим работам. В качестве примера можно назвать физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова, биолога И.И. Мечникова, ботаника К.А. Тимирязева, физика А.Г. Столетова, основателя почвоведения В.В. Докучаева и др.
2. Подготовьте сообщение на тему «Технические новинки русских изобретателей и инженеров второй половины XIX в.».
Русские изобретатели и инженеры работали над разными темами и в разных областях науки. Их связывало лишь подданство. Потом сложно составить на эту тему связный рассказ, он всё равно будет тяготеть к перечислению.
Также нужно учитывать, что практически безнадёжное дело пытаться охватить в одном сообщении все изобретения, даже сделанные в России – их было слишком много в то время. Остановимся лишь на самых известных.
Александр Николаевич Лодыгин серьёзно усовершенствовал лампу накаливания, доказав пользу вакуума в стеклянной колбе, а позже – заполнения колбы инертным газом. Он использовал металлические нити, включая вольфрамовые. Лампа накаливания Лодыгина была практически современной.
Также Александр Николаевич Лодыгин спроектировал автономный водолазный скафандр, но предложенная им дыхательная смесь из кислорода и водорода не получила распространения (во многом из-за получения водорода путём электролиза, который требовал много электроэнергии).
Павел Николаевич Яблочков создал дуговую лампу (свечу Яблочкова), а также лампу накаливания с каолиновой нитью, не требовавшую вакуума, так как каолин не окисляется от воздействия воздуха. Свеча Яблочкова сыграла важную роль, показав насколько ярким может быть электрический свет и вдохновив изобретателей на новые свершения, но позже открытая им электрическая дуга была вытеснена более безопасной лампой накаливания. Однако сам Яблочков лампу накаливания считал не перспективной, скептически относясь и к собственному изобретению.
Михаил Осипович Доливо-Добровольский работал над созданием трёхфазной системы электроснабжения. На её основе он изобрёл трёхфазный асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором типа «беличья клетка», трёхфазный асинхронный двигатель с фазным ротором и пусковым реостатом, искрогасительную решётку для выключателей, фазометр и стрелочный частотомер.
Александр Степанович Попов считается в России изобретателем радио, хотя в других странах выдвигают других претендентов на это звание.
Александр Фёдорович Можайский разработал проект «воздухолетательного снаряда» (самолёта). Правда, как показывают современные расчёты, он не способен был летать с предложенными двигателями – их тяга слишком мала при аэродинамически неидеальной конструкции планера.
Таким образом видно, что российская наука в то время находилась в числе передовых, и изобретатели империи предлагали множество новых революционных конструкций, часть которых удалось успешно применить на практике, в то время как другие выделялись своим новаторством, но имели ряд существенных недостатков.
3. Как вы думаете, чем объясняется интерес общества во второй половине XIX в. к гуманитарным наукам, и в частности к истории?
У общества был интерес больше к естественным наукам, потому что именно они приносили открытия, переворачивающие картину мира и изменявшие быт людей. Учение об эволюции Чарльза Дарвина совершило настоящую революцию в умах, особенно утверждение о происхождении человека от обезьяны. Эта теория лежала в области естественной науки биологии. Естественнонаучные исследования в области волновых излучений позволили появиться радио связи, которая изменила вначале общение на расстоянии, а потом, с появлением постоянных радиостанций, создало новый вид досуга.
На этом фоне гуманитарным наукам уделялось гораздо меньше внимания. Но история являлась исключением, как и филология. XIX столетие – век национализма. Нации одна за другой осознавали себя таковыми и начинали считать себя изначально возникшими народами со всегда существовавшей, но ранее не осознанной идентичностью.
Цементировалась нация обычно языком (потому необходима была филология) и общим историческим прошлым (потому нужна была история). Именно национализм от национально-освободительных движений, до национальной идеологии официальных властей (включая теорию официальной народности в России) требовал изучения прошлого народов и обусловил интерес к этому прошлому всех слоёв населения.
4. Согласны ли вы с утверждением В. О. Ключевского, что главным двигателем истории является «умственный труд и нравственный подвиг»? Аргументируйте свою позицию.
Всегда люди искали этот самый главный двигатель истории, некую первопричину развития человечества. В средние века – это был Бог. Для К. Маркса и Ф. Энгельса она заключалась в производстве и производственных отношениях, Лев Толстой приписывал всё неведомой и неуправляемой силе народов.
5. Изучите материалы и документы, связанные с исследованиями Н. Н. Миклухо-Маклая. Используя их и материалы художественного фильма «Миклухо-Маклай» (1947), сделайте презентацию о его биографии.
Презентацию можно скачать ►здесь
6. Выясните, какие из технических изобретений того времени используются и в наши дни.
Лампа накаливания, в изобретение которой внёс свой вклад и русский учёный Александр Николаевич Лодыгин, используется и сегодня, хотя постепенно уступает место более совершенным источникам света, включая светодиодные, потребляющим гораздо меньше энергии при той же яркости освещения.
Конкретные изобретения Михаила Осиповича Доливо-Добровольского давно уже не используются, но сама разработанная им трёхфазная система электроснабжения (частный случай многофазных систем электрических цепей переменного тока) используется и сегодня, потому что всё электричество в наших домах – переменное.
Изобретённое в то время радио используется до сих пор, хотя оно активно вытесняется цифровым сигналом.
Разработанный в то время проводной телефон и сегодня в ходу, хотя его всё больше теснит беспроводная связь.
Разработанные тогда планеры применяются и сегодня, хотя несравнимо шире используются самолёты с двигателями, изначально создававшиеся на основе первых планеров.
Таким образом, напрашивается следующий вывод. Многие изобретения того времени до сих пор применяются, но в основном они считаются морально устаревшими, относятся к категории «вчерашний день». Всё-таки ХХ век принёс огромное количество новшеств во всех областях жизни. Достижения второй половины XIX века имеют значение уже больше как основа для дальнейших достижений.
7. В чём заключалось практическое значение открытия Д. И. Менделеева?
Периодическая таблица элементов (так называемая таблица Менделеева) на момент открытия помогла лучше систематизировать химические элементы. Впоследствии же, она позволила прогнозировать свойства ещё не открытых элементов. А в ХХ веке целый ряд элементов был искусственно синтезирован, причём в полученном продукте был только малый процент нужных атомов – их вычленяли исходя из свойств, определённых по таблице Менделеева.
8. Из курса Новой истории вспомните об основных достижениях западноевропейской науки второй половины XIX в. Укажите черты, сближающие российскую и западноевропейскую науки того периода.
В то время научный мир западного мира стал единым. Теоретические работы учёного из одной страны дополнялись публикациями представителя другой и получали практическое воплощение в изобретении гражданина третьей. Российской науке были присущи многие черты и европейской:
9. Подготовьте сообщение об одном из известных российских учёных второй половины XIX в., родившихся в вашем крае, городе или связанных с вашим регионом.
Место рождения Ивана Михайловича Сеченова находится относительно недалеко от нашего Нижнего Новгорода – в 170 км на юго-восток от него. Сегодня село названо именем великого учёного, в 1829 году, когда он только родился, носило название Тёплого Стана.
Мальчик родился в семье небогатого помещика и бывшей крепостной, которая, естественно, приданого за собой не принесла. Семья была стеснена в средствах, потому на дому мальчик получил только начальное образование, причём во многом силами матери, которая перед замужеством обучалась в монастырской школе.
В 1848 году будущий учёный закончил трёхгодичное кондукторское отделение Главного инженерного училища (что соответствовало среднему образованию) и получил, как и остальные выпускники, чин прапорщика. Он попросился на Кавказскую войну, но в этой просьбе молодому человеку отказали. Через два года службы в резервном сапёрном батальоне подпоручик Сеченов вышел в отставку и поступил вольнослушателем на медицинский факультет Московского университета. С этого времени его жизнь была посвящена исключительно науке.
В университете будущий учёный проявили большое трудолюбие и любознательность. В отличии от других студентов (выпускников гимназий), он не изучал латынь на этапе среднего образования, но довольно быстро её освоил. Кроме основных занятий, где ему первое время пришлось догонять, восполняя пробелы в знаниях, он слушал ещё и многочисленные лекции по истории (в частности знаменитых Т. Н. Грановского и П. Н. Кудрявцева), причём истории разных периодов, а также истории медицины.
Уже в университете он начала научную деятельность в области анатомии и физиологии под руководством доктора Иосифа Васильевича Варвинского. Также сильно сблизился он с доктором Иваном Тимофеевичем Глебовым.
После окончания университета Сеченов за свой счёт смог отправиться для продолжения обучения за границу – в 1856-1859 годах работал в лабораториях Иоганна Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона, Ф. Хоппе-Зейлера в Берлине, Эрнста Вебера, О. Функе в Лейпциге, К. Людвига, с которым его связала особо тесная дружба, в Вене, по рекомендации Людвига – в лаборатории Роберта Бунзена, Германа Гельмгольца в Гейдельберге.
В Берлине прослушал курсы по физики Магнуса и аналитической химии Розе. Там же за границей, используя свой опыт военного инженера, сконструировал первый экспериментальный прибор: «кровяной насос», имитировавший систему кровеносных сосудов человека – использовал его для изучения влияния алкоголя на организм.
Приехав в 1860 году в Санкт-Петербург, он почти сразу защитил написанную за границей диссертацию (стала одной из первых, на русском языке). Получил место на кафедре физиологии Императорской медико-хирургической академии по приглашению своего прежнего преподавателя Ивана Тимофеевича Глебова (к тому времени вице-президента академии). Довольно быстро Сеченов организовал при академии физиологическую лабораторию (одну из первых в империи).
В те годы уже начались работы, которые в будущем прославят учёного. Занимался физиологией межцентральных отношений (связанных с деятельностью нервной системы). Логичным продолжением этих исследований стало изучение работы головного мозга, в частности механизмов торможения, влияния центров головного мозга на двигательную активность. Также приложил он свою руку к работам в области психологии и даже философии. Ученики Ивана Михайловича сформировали обширную физиологическую школу.
Сеченов был ярым противником экспериментов на людях, использовала только животных. Правда, делал исключения для экспериментов на самом себе: однажды выпил даже колбу с туберкулёзными палочками, чтобы доказать, что только ослабленный организм подвержен этой инфекции.
В 1870 году Сеченов ушёл из академии в знак протеста против того, что туда не приняли рекомендованных им кандидатов (включая в будущем знаменитого И.И. Мечникова), а также против дискриминации дам. Работал в лаборатории Менделеева. Преподавал в Новороссийске, Одессе и других городах. Бывал профессором и родного Московского университета. В возрасте 72 лет почти прекратил преподавание (сделав исключение лишь для Пречистенских курсов для рабочих и то на один учебный год), но продолжал экспериментальную работу. Был широко признан в Европе, где много выступал с докладами.
Сеченов был сторонником механицизма, то есть воспринимал мир как механизм, где всё взаимосвязано и подчинено чётким законам, сродни математических. Именно сторонники этого миропонимания стали распространять в науке атеизм, увидев, что мировой механизм работает сам по себе, без помощи Господа. Сеченова обвиняли в таких же взглядах, тем более, что он пытался понять такую же механистическую работу главного творения – человека.
Но официальные власти не поддержали отдельные нападки на учёного. Истинные его взгляды на этот счёт не известны, но по воспоминаниям современников церковные службы он посещал регулярно и стоял в первых рядах. Прославивший Россию физиолог умер в 1905 году в возрасте 76 лет в Москве.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Наука в России во второй половине XIX в.
Вы будете перенаправлены на Автор24
Развитие русской науки
При университетах существовали русские научные общества:
Особенно заметным был прогресс в естественных науках – математике, физике, химии, биологии. В математике стала известной петербургская школа во главе с профессором Пафнутием Чебышевым (1821–1894), который исследовал проблемы теории и теории вероятностей. Из его школы вышло много талантливых математиков, среди них Александр Ляпунов (1857–1918), Софья Ковалевская (1850–1891), которая получила образование в Германии и стала первой женщиной членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
Петр Семенов-Тян-Шанский (1827–1914) совершил немало путешествий по горам Средней Азии, на Тянь-Шань. Он возглавил Русское географическое общество. Под его руководством выходили статистические и географические издания о России.
Основателем нового направления в физике – теории магнетизма и фотоэлектрических явлений – стал Александр Столетов (1839–1896). С развитием физической науки была тесно связано ряд технических открытий. Павел Яблочков (1847–1894) изобрел дуговую лампу («свеча Яблочкова») и трансформатор, которые имели большое значение для создания первой системы электрического освещения. Александр Лодыгин (1847–1923) изобрел электрическую лампочку накаливания. На заседании Русского физико-химического общества в 1895 году Александр Попов (1859–1905) выступил с докладом об использовании электромагнитных волн при передаче сигналов. Громоотвод, который он продемонстрировал, был, по сути, первой в мире приемной радиостанцией.
«Золотой век» русской химии и анатомические исследования
Готовые работы на аналогичную тему
Дмитрий Менделеев (1834–1907) открыл в 1869 году закон, по которому химические и физические свойства элементов зависят от их атомного веса. Менделеев написал более 500 научных работ по различным направлениям науки – химии, физики, гидродинамики, метрологии, экономики, народному образованию. Его избрали своим почетным членом почти все крупные научные университеты Европы и Америки.
Основателем русской физиологической школы был Иван Сеченов (1829–1905). В его основном труде «Рефлексы головного мозга» (1866) исследована рефлекторная природа сознательной и подсознательной деятельности, доказано, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы.
Одним из основателей сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и иммунологии был профессор Одесского университета Илья Мечников (1845–1916). Он организовал первую в России бактериологическую станцию, с 1888 г. За исследования проблем иммунологии и инфекционных заболеваний 1908 И. Мечников получил Нобелевскую премию.
Сергей Боткин (1832–1889) написал многочисленные труды из клиники и патогенеза заболеваний сердечно-сосудистой системы, инфекционных болезней, анемии. Он основал клинико-экспериментальные лаборатории, где впервые в России было проведено исследование по фармакологии и экспериментальной терапии. Много лет он возглавлял Общество русских врачей, был членом 43 российских и зарубежных учреждений, учредителем ряда специальных медицинских изданий.
Исследования русской истории и словесности
Сергей Соловьев (1820–1879) видел исторический прогресс в постепенном переходе от родового строя к государственному. Отводя государству решающую роль в истории, свой исследовательский интерес Соловьев сосредоточивал на возникновении и эволюции политических и юридических структур. Отмечал он и особенности исторического пути России, которые, по его мнению, заключались в ее географическом расположении между Европой и Азией. Начиная с 1851 года историк ежегодно публиковал тома «Истории России с древнейших времен». В год смерти ученого вышел 29-й том «Истории», события в котором доведено до 1775 года.
Василий Ключевский (1841–1911) заменил своего учителя, С. Соловьева, на кафедре русской истории Московского университета. Он написал пятитомную труд «Курс русской истории», ряд исследований по истории состояний в России, по историографии и источниковедения.
Николай Костомаров (1817-1885) – автор фундаментальных трудов по истории России, в частности монографий «Богдан Хмельницкий», «Руина», «Мазепа» и других, ряда публицистических и этнографических работ.
Весомый вклад в развитие русской филологии стало издание четырехтомного «Толкового словаря» русского языка Владимира Даля (1801–1872), над которым он работал около сорока лет. Яков Грот (1812–1893) заложил нормы русского правописания, которые действовали до его реформы в 1918 году. Алексей Шахматов (1864–1920) начал историческое изучение русского языка, редактировал многотомный «Словарь русского языка».
Просвещение и наука во второй половине 19-го века
Описание презентации по отдельным слайдам:
Просвещение и наука во второй половине 19-го века
Развитие образования Отмена крепостного права Александром II, успехи промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине XIX века повлекли за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной России был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения.
В стране появились комитеты грамотности, просветительские организации, связанные с земствами. Они издавали учебники, книги для широких слоев народа, организовывали сбор средств для нужд народной школы. 1
В 1859 г. В Киеве были организованы первые в России воскресные школы. Затем они появились и в других городах, а к 1862 г. их насчитывалось более 300. Они были бесплатными, а программа обучения в них была намного шире, чем в государственных школах. Учащихся знакомили с основами химии, физики, географии и отечественной истории. Но к сожалению в дальнейшем программа воскресных школ была значительно сокращена. Воскресная школа Владимир Егорович Маковский 2
Огромную роль в распространении просвещения стали играть земства. В 1864 – 1874гг. было открыто почти 10 тыс. земских школ. Они являлись самым распространенным типом начальной школы в России. Ученики Архангельской земской школы(конец 19 века) 3
Что касается средних школ, то основным типом были гимназии. В 1861 г. в стране было 85 мужских гимназий, где училось 25 тыс. человек. Спустя ¼ века число гимназий утроилось, гимназистов стало более 70 тыс. Женские средние учебные заведения появились только лишь к началу 90-х гг., их было открыто около 300, где занималось до 75 тыс. девушек. Костромская мужская гимназия (конец 19в.) Женская белгородская гимназия (конец 19в.) 4
Несомненными были успехи высшего образования. К концу 19-го века в России насчитывалось свыше 60 государственных высших учебных заведений. Варшавский университет, ставший крупнейшим к концу 19 века в России 5
Однако, несмотря на все выше перечисленное, уровень грамотности населения оставался одним из самых низких в Европе. Средний уровень грамотности составлял 21,1%. Грамотное население находилось в основном в крупных городах. Высшее образование имели более 1%, среднее более 4% населения.
Успехи естественных наук Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в практических целях, став весомым вкладом в мировой технический прогресс.
1) Механизм Чебышёва — механизм, преобразующий вращательное движение в движение, приближённое к прямолинейному (GIF изображение справа). 2) Стопоходящая машина 3) Арифмометр
В 1888—1890 годах Александр Столетов систематически изучал фотоэффект, опубликовавший 6 работ. Им были сделаны несколько важных открытий в этой области, в том числе выведен первый закон внешнего фотоэффекта. Формулировка 1-го закона фотоэффекта (закона Столетова): Сила фототока прямо пропорциональна плотности светового потока.
В 1876 году П. Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре его лампочки осветили улицы и дома многих городов мира. В 1881 году морской офицер А. Ф. Можайский сконструировал первый в мире самолет, правда, его испытания закончились неудачей. В 1888 году механик-самоучка Ф.А. Блинов изобрел гусеничный трактор. 4,5,6
Книга «Наши степи прежде и теперь» Идеи Докучаева были использованы спустя более чем пол века при реализации Сталинского плана преобразования природы. На плакате колхозница держит книги Лысенко, Докучаева и Мичурина.
Издание учений о рефлексах головного мозга Переиздание учений о рефлексах головного мозга
Для развития естественных наук во второй половине 19 века характерны тесная связь с практикой, материалистическое представление о природе и борьба с реакционными философскими и политическими теориями. Крупнейшие ученые, деятели естествознания поддерживали демократическое движение и часто сами были его участниками.
Развитие географических знаний Русская географическая наука добилась значительных успехов благодаря экспедициям выдающихся ученых.
Обследования Камчатки, Чукотки и ряда островов в северной части Тихого океана были произведены академиком адмиралом Ф. П. Литке. 1 Кругосветные плавания — в 1817—1819 и 1826—1829 гг., во время которых исследовал Камчатку, Чукотку, Каролинские острова, острова Бонин; составил атлас и описание своих путешествий.
Крупные геологические и зоологические обследования Центральной Азии были произведены Н. М. Пржевальским. 2 Пржевальским также был открыт целый ряд неизвестных европейцам горных хребтов и крупных горных озер, впервые были даны описания некоторых животных. В собранном им гербарии, который насчитывал до 16тыс. экземпляров, ботаники обнаружили 218 новых видов и 7 родов.
Развитие гуманитарных наук В области гуманитарных наук следует выделить работы русских историков.
С. М. Соловьев – профессор, декан историко-филологического факультета, а затем ректор Московского университета, создатель 29-томной «Истории России с древнейших времен». Крупным научным и общественным явлением стали его «Публичные чтения о Петре Великом». Соловьев был сторонником сравнительно-исторического метода исследования, указывая на общие черты развития России и Западной Европы. 1
В. О. Ключевский – российский историк, ученик Соловьева. В 1882 году блестяще защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Он был автором многих исторических исследований и «Курса русской истории». Большое значение ученый придавал изучению социально-экономических причин исторических событий и явлений. На его лекциях присутствовали не только студенты историко-филологического факультета, но и естественных факультетов, а сами лекции заканчивались под шквал аплодисментов. 2
Важным событием в научной и педагогической жизни страны стало открытие в Москве в 1883 году Исторического музея. 3
Отечественная наука второй половины 19 века вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами этого явления стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права, они разбудили инициативу русских людей и способствовали научному поиску.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1706519
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.