Докажите что текст является рассуждением память это
Комплексный анализ текста Д.С. Лихачева «О памяти» (9 класс)
Комплексный анализ текста Д. С. Лихачева «О памяти»
для изложения в 9 классе.
Знакомство с автором текста.
Д.С.Лихачев получил мировую известность как литературовед, историк культуры, текстолог, популяризатор науки, публицист. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием, изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь
Представление текста «О памяти».
(1)Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…(2)Это важнейший творческий процесс. (3)Запоминается то, что нужно, образуется традиция. (4) Память противостоит уничтожающей силе времени. (5)Благ..даря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы пр..дугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
(6)Память – пр. одоление времени, пр..одоление смерти. (7) В этом величайшее нравственное значение памяти. (8)«Бе..памятный» – это, прежде всего человек (не)благодарный, безответстве(н,нн)ый, а следовательно, и неспособный на добрые, бе..корыстные поступки. (9) Совесть – это в основном память, к которой пр..соединяется моральная оценка совершенного. (10)Но если совершенное (не)сохраняется в памяти, то (не)может быть и оценки. (11)Без памяти нет совести.
(12)Вот почему так важно воспитыват..ся в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (13) Личная память человека формирует его совесть, его совес..ливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям. (14)Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. (15)Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. (16) Память – наше богатство.
Работа с текстом: комплексный анализ.
Задание 1. Теоретическая разминка. Внимательно прочитайте текст.
Задание 1.1 Приведите аргументы, доказывающие, что данный отрывок является текстом:
(Текст – это несколько предложений, которые связаны по смыслу и грамматически, Предложения в тексте объединяются общей темой. Текст может члениться на части, в каждой из которых возникает микротема).
Задание 1.2. Определите тему текста (то, о чём (или о ком) говорится)
(Память – это преодоление времени, преодоление смерти, бережное отношение к памяти – нравственный долг каждого человека).
Задание 2. Лексическая работа:
(вариант ответа: память – это то, что связывает прошлое и настоящее, дает возможность избежать ошибок в будущем;
Совесть – способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, осуществлять самоконтроль;
Беспамятный – неблагодарный, невежественный, безответственный, неспособный на благородные поступки).
Задание 2.4. Автор рассуждает о бережном отношении к памяти, об нее необходимости, приведите доказательства из текста.
Задание 3. Текстологическая работа
Задание 3.2. Итак, перед нами размышление о необходимости сохранения памяти, которая является и творческим процессом, и противостоит уничтожающей силе времени. Выделите в тексте три микротемы, которые раскрывают идейное содержание текста, запишите их. Вы можете сформулировать их своими словами или записать цитатами из текста.
Задание 3.3. Как вы считаете для чего человеку нужно «совестливое отношение к его личным предкам и близким»? Найдите в тексте предложение, раскрывающее авторскую идею, и запишите его номер: (вариант ответа)
Задание 3.4. К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Вариант ответа: выдвигается важная общественная проблема,
анализируются и оцениваются возможные пути ее решения,
делаются обобщения и выводы,
материал располагается в строгой логической последовательности,
для публицистического стиля речи характерно широкое использование лексики, обозначающей понятия морали, этики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.,
поднимается важная нравственная проблема.)
Задание 3.5. Текст какого типа речи здесь представлен? Объясните?
Тезис: Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
Память – преодоление времени, преодоление смерти.
В этом величайшее нравственное значение памяти.
Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
Вывод (основная идея): Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей.
Задание 3.6. Вставьте пропущенные буквы в тексте. Выпишите их, распределите по видам орфограмм: безударные гласные в корне проверяемые ударением и непроверяемые; правописание приставок, зависящих от последующей согласной; правописание приставок по значению; правописание частицы не.
Задание 4. Выполнение тестовых заданий по тексту (по типу ОГЭ).
1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
Память является нашим богатством.
Память не связывает настоящее и прошедшее.
Хранить память, беречь память – это нравственный долг каждого человека.
Память противостоит уничтожающей силе времени.
2. (4). Из предложений 7-10 выпишите слово(слова), в котором(-ых) правописание приставки зависит от последующего согласного звука: ________________________
3. Замените слово «уничтожающей» из предложения (4) нейтральным синонимом:
4. Замените словосочетание в предложении (12) «памяти народной», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание:____________________________
5. Выпишите грамматическую(-ие) основы из предложения (6), укажите их количество:____________________________________________________
6. Среди предложений 3-7 найдите предложение с обособленным определением, выпишите его номер: __________
«Строение текста типа рассуждения-доказательства».
урока развития речи
«Строение текста типа рассуждения-доказательства».
Петрова Надежда Вениаминовна,
учитель русского языка и литературы
урок развития речи. Предложенный конспект урока соответствует рабочей программе по данному предмету на 2018-2019 учебный год, отражает цели и задачи урока, основные его элементы, формы организации учебно-познавательной деятельности, методы и приемы, используемые в ходе формирования универсальных учебных действий.
Дидактической особенностью представленного урока является максимальное использование материалов учебника М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капиноса и др.; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта – М.: Дрофа 2018. В качестве дополнительного материала используются карточки с текстами, позволяющие организовать их работу по самоконтролю за усвоением текущих знаний.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: дать понятие о тексте-рассуждении, познакомиться со структурой текста рассуждения.
— научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод;
— научить включать в рассуждение специальные слова;
— формировать навыки в составлении текста-рассуждения.
— содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, обобщать.
— прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.
(настрой на плодотворную работу)
— Здравствуйте. Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и начнем наш урок. Все ли готовы к уроку? Какое у вас настроение? (Дети слушают приветствие учителя, вступают в диалог.)
Цель: воспроизведение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;
– Мы с вами познакомились с несколькими типами текста. Какими?
(Повествование, описание, рассуждение)
– Что вам известно о повествовании?
(В повествовании говорится о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего. В этом типе текста чаще всего используются глаголы.)
– Каковы особенности описания?
– Каковы особенности рассуждения?
(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя. Чаще всего в рассуждении используются наречия.)
Практическая работа: определите, к какому типу нужно отнести данный текст?
1.Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет – словно солнце осветит!
2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.
“Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать,”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”
Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.
Обращаем внимание на изобразительно-выразительные средства художественной речи: сравнения, эпитеты, переносное значение слов, олицетворение.
2. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
-Вы узнали, откуда первый текст? Какого он типа речи? Докажите.
-Какого типа речи второй текст? Докажите.
-Давайте вспомним, каково назначение повествования и описания? (рассказать, изобразить)
-Чтобы определить какого типа речи тексты, какие вам помогли знания?
-А тип третьего текста? Попробуйте доказать, что это рассуждение.
( Дети отвечают на вопросы, работают с текстами.)
Цель: определить, в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.
-Ребята, вы, наверно, обратили внимание, о чем я вас прошу в течение урока?
Правильно, доказывать свое суждение.
— Догадались, какая сегодня тема урока? Запишем тему урока в тетради.
— Чему мы сегодня на уроке научимся?
— Чем вы будете заниматься, чтобы освоить тему? (На уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение).
— Какой результат мы достигнем?(схема, алгоритм, самостоятельно составленные тексты-рассуждения)
Сегодня мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства, находить аргументы, делать вывод.
И вы научитесь конструировать тексты типа рассуждения-доказательства. Это и станет результатом совместной работы.
Вы правильно определили для себя учебную задачу.
– Что такое рассуждение?
Я предлагаю обратиться к статье С.И.Ожегова и найти толкование слова «рассуждение». Выясняем, что слово многозначное:
1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
Один ученик зачитывает. Заранее на партах выложить табличку с понятиями новых слов.
— Ребята, как вы думаете, в каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип речи рассуждение?
(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга стоит того, чтобы ее прочитали; вечеринка была скучной; товарищ поступил плохо; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, пример.)
1.Работа с толковым словарем С.И. Ожегова.
(Ученики приходят к пониманию понятия «рассуждение», обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы, отличительные черты, отвечают на вопросы.
4.Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения.
– Можем еще раз повторить, какова основная задача этого типа текста?
(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)
– Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?
(Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)
– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.
Практическое задание: по заданной структуре определите тип текста.
А. 1.Общее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.
Б. 1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4.Конец события, развязка.
А эта структура какого типа текста?
В. 1. Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.
– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. ( ТДВ)
Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.
– Что такое доказательства?
Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
Чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, я рекомендую использовать слова-подсказки. Давайте их зачитаем.
для тезиса : мне кажется, я считаю, на мой взгляд;
для введения доказательств : кроме того, во-первых, одна из причин, к примеру;
для выводов : вот почему, таким образом, итак, следовательно, я пришел к выводу.
Следует запомнить, что эти слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания, чаще всего запятыми.
Пожалуйста, сохраните эти закладки, т.к. они вам помогут в дальнейшем при подготовке к итоговой аттестации.
Вы так много рассуждали
Вы, наверное, устали?
Я прошу всех дружно встать
И друг друга описать. (поворачиваются друг к другу лицом)
Мой сосед такой бо-о-о-льшой!
Поднимает вес любой!
Во-вторых, он любит драться,
Рожи корчить, улыбаться.
И за парту в миг усесться
(Дети изучают заметку, обдумывают ответы на вопросы, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины, подбирают и приводят примеры, работают с толковым словарем С.И. Ожегова.)
5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
№ 573. Рассмотреть схему. По схеме устно проанализировать тексты.
Докажите, что этот текст является рассуждением?
Докажите, что этот текст является рассуждением.
Найдите вывод, который делает автор.
Это рассуждение, потому что автор рассуждает повторим каждый или нет.
Вывод : весь последний абзац, а если кратко, то «Значит, всё живое, в особенности человек, имеет или назначено ему природой иметь свой характер.
Вот план, если он Вам поможет :
Текст рассуждение, объяснение, вывод слово пылесос?
Текст рассуждение, объяснение, вывод слово пылесос.
Прочитайте докажите что эти предложения являются текстом?
Прочитайте докажите что эти предложения являются текстом.
Докажите правоту пословицы » тяжело в учении легко в бою»напишите текст рассуждение?
Докажите правоту пословицы » тяжело в учении легко в бою»напишите текст рассуждение.
Помогите срочно)) Докажите, что стихотворение Лермонтова » Тучи» является текстом рассуждением?
Помогите срочно)) Докажите, что стихотворение Лермонтова » Тучи» является текстом рассуждением.
Напишите о чем размышляет автор.
Познакомься стекстом в рамке.
Вспомни, как строится текст рассуждение.
Напиши рассуждение об одном из «трех малых правил языка» В зависимости от содержания наши высказывания могут представлять собой разные типы речи : описание, повествование рассуждение.
Тезис (мысль которую автор высказывает) 2.
Аргументы (доказательстава) 3.
Прочитайте докажите что эти предложения являются текстом?
Прочитайте докажите что эти предложения являются текстом.
1. Напишите небольшое рассуждение по прочитанному тексту, прокомментировав проблему, поставленную автором?
1. Напишите небольшое рассуждение по прочитанному тексту, прокомментировав проблему, поставленную автором.
2. Приведите собственные аргументы по проблеме, поставленной автором.
Сфоткать выставить можно.
Это не глагол так что сорри.
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы, что делать? Что сделать? НО У ТЕБЯ ЭТО НЕ ГЛАГОЛ.
Сор корень, о в кружок, ножки корень.
Непарный в нем непарное количество листиков.
А. гнул спину. Б стоял горой. Е. вывела из строя.
7.6. Тексты-рассуждения и их виды
Упражнение 133. Прочитайте отрывок из статьи Н.А. Добролюбова «А.В. Кольцов». Докажите, что это текст-рассуждение. Обоснуйте ответ. Проследите за композицией текста. Какие компоненты риторического рассуждения – хрии – можно выделить в нём?
Но чем же особенно замечателен, какое важное значение может иметь человек, целый век свой сочинявший песни и только в песнях показавший весь свой талант?
Такого рода вопрос могут предложить многие, потому что многие считают и вообще искусство пустым препровождением времени, прихотью, роскошью, не имеющей никакого существенного значения в жизни. Для того чтобы ответить на это предупреждение, нужно обратиться к самым началам, на которых основывается существование поэзии, и объяснить, в чём состоит существо её и в чём заключается большее или меньшее достоинство поэта.
Поэзия основывается на нашем внутреннем чувстве, на влечении нашей души ко всему прекрасному, доброму и разумному. Поэтому её нет там, где участвует только какая-нибудь одна из этих сторон нашей духовной жизни, подавляя собою обе другие. Например, прекрасно сшитый фрак, как бы он ни был прекрасен, не заключает в себе ничего ни доброго, ни умного. Точно так – отдать в назначенный срок занятые деньги – дело доброе и честное, но оно не заключает в себе поэзии, потому что мы не видим в нём ни особенного умственного развития, ни изящества. Таблица умножения опять вещь очень умная, но нимало не поэтическая, так как ни красоты, ни добра, собственно, в ней мы не находим. Таким образом – высшая поэзия состоит в полном слиянии этих трёх начал, и чем более поэтическое произведение приближается к этой полноте, тем оно лучше. Чтобы удовлетворить требованию добра, оно должно непременно быть благородно и честно; оттого нам не нравятся, например, стихотворения, в которых расточается подлая лесть, как бы эта лесть ни была хорошо выражена. Чтобы иметь значение перед судом ума, поэтическое произведение необходимо должно заключать в себе мысль: никого, например, не приведёт в восторг простое перечисление нелюбопытных предметов или рассказ о каком-нибудь ничтожном происшествии, не заключающем в себе никакого внутреннего смысла. Всякий спросит: что же из этого? какая же мысль в этом рассказе. Но всего более требуется условий от поэтического произведения в отношении к чувству. Против него-то часто погрешают люди, принимающиеся за поэзию. Они нередко рассказывают о каком-нибудь обыкновенном поступке или излагают стихами свои убеждения и воображают, что это поэзия. Но на деле выходит, что они, увлекшись своими мыслями или добрыми стремлениями, не позаботились вовсе о чувстве и потому вместо поэзии пустились в дидактику, т.е. в холодные рассуждения. Чувство наше возбуждается всегда живыми предметами, а не общими понятиями. Если даже, например, читая какое-нибудь рассуждение, мы вдруг ощущаем в душе чувство приятное или неприятное вследствие мыслей, в нём изложенных, то это может случиться не иначе, как когда мы живо представим себе предмет, о котором тут говорится. В этом представлении общая мысль непременно получит для нас какой-нибудь определённый образ, например, от понятия бедности мы можем перейти к представлению бедняка, голодного, в рубище и пр., от понятия счастья – к представлению какой-нибудь картины жизни, в которой мы сочли бы себя счастливыми, и т.п. На этом основании для поэзии необходимы живые, определённые образы, чтобы она могла удовлетворить нашему чувству. А могут явиться в душе эти образы только тогда, когда мысль, которую хотим мы развить в поэтической форме, не только хорошо понята нами, но и вполне живо и определённо представляется нашему сознанию, так что легко возбуждает чувство в душе человека. В этой-то стороне и заключается главное отличие так называемых поэтических натур. Понять истину может всякий умный человек; стремиться к добру должен и хочет всякий человек, не лишённый благородства души. Но сильно почувствовать и правду и добро, найти в них жизнь и красоту, представить их в прекрасных и определённых образах – это может только поэт, и вообще художник.
Упражнение 134. Прочитайте отрывок из эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» и докажите, что этот текст может быть отнесён к текстам-рассуждениям.
Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее.
Каждый человек живёт для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределённое значение.
Есть две стороны жизни в каждом че- ловеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлечённее её интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек не- избежно исполняет предписанные ему законы.
Человек сознательно живёт для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершённый поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределённость и неизбежность каждого поступка.
«Сердце царево в руце божьей».
Царь – есть раб истории.
История, то есть бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей.
Упражнение 135. Прочитайте отрывки из произведений различных функциональных стилей. Докажите, что все они относятся к текстам-рассуждениям. Обоснуйте ответ. Назовите признаки, по которым можно определить стилевую принадлежность каждого текста.
а) «Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий. Это не историческое повествование о далёком прошлом – это отклик на события своего времени, полный ещё не притупившегося горя. Автор «Слова» обращается в своём произведении к современникам событий, которым эти события были хорошо известны. Поэтому «Слово» соткано из намёков, из напоминаний, из глухих указаний на то, что было ещё живо в памяти каждого читателя-современника.
Есть и более точные указания в «Слове о полку Игореве» на то, что оно написано вскоре после описываемых событий. В 1196 году умер буй тур Всеволод, в 1198 году Игорь Святославович сел на княжение в Чернигове, не раз ходил перед тем вновь на половцев, но всё это осталось без упоминаний в «Слове о полку Игореве». Не упомянуты и другие события русской истории, случившиеся после 1187 года. В частности, автор «Слова» в числе живых князей называет умершего в 1187 году Ярослава Осмомысла Галицкого: к нему автор «Слова» обращается с призывом «стрелять» в Кончака «за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святъславича». Отсюда ясно, что «Слово» написано не позднее 1187 года; но оно не могло быть написано и ранее 1187 года, так как оно заключается «славой» молодым князьям, в том числе и Владимиру Игоревичу, только в том же, 1187 году вернувшемуся из плена. Поэтому можно думать, что «Слово о полку Игореве» написано в 1187 году. (Лихачёв)
б) Значение Пушкина огромно не только в истории русской литературы, но и в истории русского просвещения. Он первый приучил русскую публику читать, и в этом состоит величайшая его заслуга. В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир. Все были очарованы, все увлечены мощными звуками этой неслыханной до тех пор поэзии. Прежде того поэты русские в наёмном восторге воспевали по заказу иллюминации, праздники и другие события, о которых сами не имели никакого понятия и до которых целому народу не было никакого дела. Потом, освободившись от этого шутовского занятия, эти почтенные люди обратились к гуманным идеям, но, по обыкновению, поняли их совершенно отвлеченно от жизни и начали строить здание золотого века на грубой почве. Таким образом, литература ударилась в сентиментальность: оставляя в стороне существенные бедствия, плакали над вымышленным горем, преклоняясь пред господствующим пороком, казнили порок небывалый и венчали идеальную добродетель. Убедившись наконец в бесплодности этого слёзного направления, с начала нынешнего столетия поэзия наша решается сознаться, что действительный мир не так хорош, как она его изображала. Но зато она нашла утешение нам в каком-то другом, эфирном, туманном мире, среди теней, привидений и прочих призраков. Она грустила о чём-то, темно и вяло воспевала и нечто, и туманну даль, стремилась к чему-то неведомому. Из земных предметов она удостоивала воспевать только возвышенные чувства да эротический разгул. Пушкин в первые свои годы заплатил дань каждому из этих направлений, но скоро он умел освободиться от них и создать на Руси свою самобытную поэзию. Воспитанный в семействе и в жизни, учившийся в то время, когда после событий Отечественной войны русские стали приходить к самосознанию, имевший случай войти в соприкосновение со всеми классами русского общества, – Пушкин умел постигнуть истинные потребности и истинный характер народного быта. Он присмотрелся к русской природе и жизни и нашёл, что в них есть много истинно хорошего и поэтического. Очарованный сам этим открытием, он принялся за изображение действительности, и толпа с восторгом приняла эти дивные создания, в которых ей слышалось так много своего, знакомого, что давно она видела, но в чём никогда не подозревала столько поэтической прелести. И Пушкин откликнулся на всё, в чём проявлялась русская жизнь; он обозрел все её стороны, проследил её во всех степенях, во всех частях, ничему не отдаваясь исключительно. Мы не считаем этой разнохарактерности, этого отсутствия резко обозначенного направления особенным достоинством поэта, как хотели некоторые; но мы убеждены, что это было необходимым явлением, принадлежащим самому времени. Так было у нас с наукой, когда первый русский учёный, открывший нам, что есть науки, должен был сам сделаться и химиком, и физиком, и историком, и политико-экономом, и оратором, и добавок ещё – пиитом. Так было в начале нашей поэзии, когда в одном лице мог совмещаться одописец, баснописец, сатирик, элегист, трагик, комик и пр. Так было и теперь при открытии действительности: это был ещё новый, неизведанный мир; трудно было решиться избрать в нём что-нибудь одно. Нужно было попробовать много разных дорог, прежде чем остановиться на какой-нибудь из них. Всё привлекало к себе, всё казалось столь прекрасным, что невольно вырывало сладкие звуки восторга и очарования из молодой груди поэта. И толпа внимала ему с благоговейной любовью: для неё этот стих, эти образы были светлым воспоминанием того, о чём до сих пор она не смела и думать иначе, как о пошлой прозе, как о житейских дрязгах, от которых надобно стараться держать себя подальше. И в этом заключается великое значение поэзии Пушкина: она обратила мысль народа на те предметы, которые именно должны занимать его, и отвлекла от всего туманного, призрачного, болезненно-мечтательного, в чём прежде поэты находили идеал красоты и всякого совершенства. (Добролюбов)
в) О чём бы ни молился человек – он молится о чуде. Всякая молитва сводится к следующему: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два – не было четыре!»
Только такая молитва и есть настоящая молитва от лица к лицу. Молиться всемирному духу, высшему существу, кантовскому, гегелевскому, очищенному, безобразному Богу – невозможно и немыслимо.
Но может ли даже личный, живой, образный Бог сделать, чтобы дважды два – не было четыре?
Всякий верующий обязан ответить: может – и обязан убедить самого себя в этом.
Но если разум его восстаёт против такой бессмыслицы?
Тут Шекспир придёт ему на помощь: «Есть многое на свете, друг Горацио. » и т.д.
А если ему станут возражать во имя истины, – ему стоит повторить знаменитый вопрос: «Что есть истина?»
И потому: станем пить и веселиться – и молиться. (Тургенев)
Упражнение 136. Ответ по одному из отрывков, данных в упр. 135, представьте в виде сочинения-рассуждения. Докажите, что ваш собственный текст может быть отнесён к текстам-рассуждениям.