Докучная сказка что это такое 3 класс литературное чтение
Как придумать докучную сказку. 3 класс. Чтение
Как придумать докучную сказку на урок литературного чтения в 3 классе? Поможем на этой странице детям и родителям справится с таким домашним заданием без проблем. Приведем примеры текстов сочиненных детьми.
Докучные сказки – это небольшие по объему произведения, выстроенные особенным образом: либо без конца (в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста), либо с внезапно быстрым концом. Яркий образец первого типа «Сказка про белого бычка» или «У попа была собака», а второго типа – известное нам с детства стихотворение «Села муха на варенье».
В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки.
Докучные сказки, придуманные детьми 3 класса
Жили-были пёс и кот.
Кот ловил мышей за хвост.
Укусил однажды пса;
Вот и сказка вся.
Посмотрел я в окно
А на улице темно.
Ничего не видать,
Можно снова начинать.
Жили-были у Кирилла
Два весёлых крокодила.
Крокодил Антошка
Играет на гармошке,
Крокодил Бориска
Съел мою ириску!
Так делать нельзя!
Вот и сказка моя вся!
Я кашу ел.
По сторонам глядел
Горизонт далеко,
Море глубоко,
Небо высоко, не достать,
А надо кашу доедать.
Жил-был кот,
Ездил задом- наперёд.
Коней своих погонял
И на полпути упал.
Хотели услышать сказку про кота,
А не начать ли нам её с конца?
Жил-был весёлый слон.
Каждый день купался он.
Он купался, обливался-
Это делать он старался.
Слон – чистюля, молодец!
Вот и сказочке конец!
Жили- были две лисички
Очень дружные сестрички.
Жили – поживали
И беды не знали.
Вот и сказку дочитала,
Начинай её с начала.
Жили-были
Два весёлых брата,
Два весёлых брата –
Брата – акробата.
Смотреть на акробатов –
Весёлая картина,
Весёлая картина
А сказке – середина.
Веселье продолжается,
А сказочка кончается.
Репка росла, росла
Выше дома стала
Семенами пошла
Семена собрали, посадили
Репка росла, росла…
Около дорожки домик стоит.
В домике том старушка сидит.
Домик обычный, простой
Одна кровать, печка, стул и стол.
Но вот чудо случилось –
Старушка читать научилась.
Хорошо она читала…
Не начать ли нам сказку сначала?
Жил-был паучок-старичок.
Были у него внучата – паучата.
Один паучок – серебряный бочок,
А другой внучок – усатый паучок.
Эта сказка началась
И закончилась сейчас!
Рак задом наперед полз по реке
Вдруг упал в обрыв
Водоворот его подхватил
Рак задом наперед полз по реке…
Жили- дружили кот и воронок.
Ели они с одного стола
В окошко глядели с одного угла.
Гулять уходили с одного крыльца…
Не послушать ли сказочку опять с конца?
Докучные сказки придуманные детьми с картинками
Сказка начинается.
Жили-были подружки –
Валюшка и Надюшка.
Напекли они ватрушки.
Одна ватрушка
Убежала под подушку,
Другую ватрушку
Съела лягушка.
Надюшка и Валюшка
Плакали, рыдали,
Сказку вспоминали
Жила-была Настюшка.
Была у неё кружка.
Из кружки чай пила.
На кружечке малина,
А сказке середина.
Вот кружка осерчала,
От Насти убежала.
Она её не мыла,
На кружечке чернила.
Прибегай ко мне быстро,
Я помою тебя чисто.
Кружка возвращается,
А сказочка кончается.
Переделанная докучная сказка.
Жили- были два павлина,
Вот и сказки половина.
Жили- были два гуся.
Вот и сказка вся!
Сел голубь на ветку
Посмотрел на Светку
Смотрел, смотрел и упал
Поднялся, крыльями замахал
Сел голубь на ветку…
Докучные сказки занимали особое место в детском фольклоре.
Докучная сказка не имеет такой воспитательной ценности, как, например, пословицы, поговорки, привычные традиционные сказки, но она способствует развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.
Литературное чтение. 3 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс
Урок 3. Докучные сказки.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Докучная сказка — малый жанр фольклора; сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.
Иногда в конце сказки рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки.
Гжель — русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в селе Хохлома. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную в красных, зелёных, золотистых и черных тонах.
Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки
Кроме устного народного творчества на Руси с давних пор развивалось декоративно-прикладное искусство, в котором находили отражение народные обычаи, верования, изображались персонажи фольклора. Не только в России, но и в других странах мира известны такие произведения прикладного народного искусства, как богородская и дымковская игрушка, предметы быта, расписанные мастерами Гжели и Хохломы.
Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016. – 223 с.:ил. С.18-21
На уроке мы узнаем, что такое докучные сказки, познакомимся с некоторыми произведениями прикладного искусства. Научимся отличать докучные сказки от других видов сказок. Сможем называть особенности докучных сказок; различать некоторые произведения прикладного искусства
Основное содержание урока
1. Перед нами сборник докучных сказок. Но прежде чем мы послушаем и почитаем сами сказки, давайте разберемся, что же означает само слово «докучные». Сейчас в русском языке слова «докучать», «докука» встречаются редко.
Слово «докука» означает надоедливая просьба, «докучать – надоедать, мешать, настойчиво просить или требовать чего-либо. Докучные сказки рассказывали детям и взрослым для развлечения, их можно назвать «шуточными» сказками или «сказками-обманками». Иногда, если рассказчику надоедали просьбой рассказать сказку, он вместо обычной сказки рассказывал докучную, намекая, чтобы ему не докучали. Чаще всего докучная сказка начинается, как и обычная, со слов «Жили-были», там могут действовать такие же персонажи, как в сказках, но на этом сходство заканчивается. Вот пример докучной сказки.
«Жил был царь у царя был двор на дворе был кол на колу мочало не начать ли сначала?»
В отличие от привычных для вас сказок, докучная сказка имеет неожиданную концовку или не заканчивается вообще.
взял ворону я за хвост,
положил ее под мост,
пусть ворона мокнет.
Представьте себе, сидит сказочник, вокруг слушатели собрались, сказку ждут.
Начинает сказочник: «Жили – были два гуся, тут и сказка вся!»
То-то шуму бывает, недовольства! Неожиданно закончилась сказка!
Ладно, говорит сказочник, другую сказку расскажу: «В некотором царстве,
В некотором государстве
И вздумала она лететь
В тридевятое царство,
В тридесятое государство.
Летела, летела, летела –
Сидела, сидела, сидела –
Летела, летела, летела –
Сидела, сидела, сидела, сидела –
Да полетела. » и так без конца сказка продолжается, пока слушатели не разбегутся.
Иногда докучные сказки-шутки превращаются в весёлую игру.
— Все спрашивают «зачем мне слон», а ты возьми и купи слона.
— Все говорят: «отстань», а ты купи слона…» И так до бесконечности, пока не надоест.
Итак, докучная сказка это малый жанр фольклора, состоящий из неограниченного числа одинаковых фрагментов или неожиданно заканчивающийся. Такую сказку можно рассказывать бесконечно пока не устанете вы или ваш слушатель. Докучную сказку можно сочинить самому, главное – знать её особенности.
2. Сегодня мы совершим экскурсию по центрам прикладного искусства России. Кроме устного народного творчества на Руси с давних пор развивалось декоративно-прикладное искусство, в котором находили отражение народные обычаи, верования, изображались персонажи фольклора. Не только в России, но и в других странах мира известны такие произведения прикладного народного искусства, как Богородская и дымковская игрушка, предметы быта, расписанные мастерами Гжели и Хохломы. Гжель – родина русской керамики.
Слово Гжель имеет несколько значений. Первое – название посёлка, расположенного в Раменском районе Московской области, в 60 км от Москвы. Впоследствии так стали называть целый район, где с давних пор люди занимались керамическим мастерством. Впервые Гжель упоминалась в 1328 году московским князем Иваном Калитой. Затем, об отличном качестве гжельской глины писал Михаил Васильевич Ломоносов. В 1724 году в Гжели открыли первый завод.
Второе значение слова Гжель – вид керамики, то есть изделий из глины, расписанной по белому фону сине-голубыми узорами. Однако так гжельская посуда выглядела не всегда. В начале 18 века в тех местах производили майолику – глиняные изделия, расписанные по белому фону разноцветными узорами. Сначала на изделие наносили жидкую эмаль. Затем мастер наносил рисунок темным цветом и раскрашивал его фиолетовым, желтым, зеленым, синим, коричневым. При обжиге краски сливались с эмалью, что придавало им большую прочность. Позже появилась гжельская посуда в бело-синем цвете, которая распространена в настоящее время. Кроме посуды в Гжели делают игрушки в виде птиц и зверей, статуэтки, изображающие сценки русского быта.В настоящее время на Гжельском фарфоровом заводе кроме традиционных изделий производят люстры, часы, самовары и другие необычные изделия. Гжельскими изделиями можно любоваться бесконечно, они создают радостное настроение, вносят в дом ощущение праздника.
дети постарше разыгрывали целые спектакли с скульптурными игрушками. Символом фабрики Богородской игрушки является игрушка «Мужик и медведь». Именно медведя чаще всего изображали мастера. До сих пор во многих российских семьях богородские игрушки передают из поколения в поколение.
Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Дымковская игрушка – символ радости, жизни, праздника. Она неизменно привлекает внимание и бережно хранится во многих семьях.
Разбор типового тренировочного задания.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Текст вопроса: Соедините название народного промысла с изделием.
Докучные сказки
Докучной сказкой можно переключить внимание ребенка. Так делала наша мама, когда мы с братом чем-то досаждали, а она не могла нас успокоить.
— А давай я расскажу тебе сказочку про белого бычка.
— Нет, не хочу!
— Ты не хочешь – и я не хочу. Рассказать тебе сказочку про белого бычка?
— Ну, расскажи.
— Тебе расскажи – и мне расскажи. Рассказать тебе сказочку про белого бычка.
Докучная сказка – это сказка-обманка. Наши литераторы предложили классификацию докучных сказок.
Неоправданно короткие докучные сказки
Имеется начало, сказочный (или не очень сказочный) зачин, и неожиданно быстрая концовка.
Жили-были два гуся. Вот и сказка вся.
Неоправданно незаконченные докучные сказки
Неоправданно повторяющиеся докучные сказки
Псевдобесконечные докучные сказки
Предлагаем вам небольшую коллекцию докучных сказок
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
— Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
— Расскажи.
— Вот она и вся.
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Кожух нашли?
— Нашли.
— И где он?
— Что?
— Кожух.
— Какой?
— Как это какой? Мы с тобой шли?
Жили-были баран да овца. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки.
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.
Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет…
Хороша ли моя сказочка?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова –
Веселая голова.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?
Жил-был Яшка,
У него была красная рубашка,
На поясе пряжка,
На голове шапка,
На шее тряпка,
В руках – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
«Сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?»
Конспект урока 3 класс Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 имени В.И. МАТВЕЕВА
Конспект урока по литературному чтению
по теме: « Докучные сказки. Сочинение докучных сказок ».
Учитель начальных классов:
Горак Юлия Викторовна
Тема урока: Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Цели: познакомить учащихся с докучными сказками, учить отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности; сочинять сказку с опорой на особенности построения; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному творчеству.
Планируемые результаты : учащиеся должны научиться различать виды (жанры) устного народного творчества; уметь отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности; коллективно сочинять сказку с опорой на особенности построения; воспроизводить наизусть текст русских народных песен.
Оборудование: выставка книг по теме урока; рабочая тетрадь; тексты и задания на карточках, анаграммы записаны на доске.
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
1. Чтение текста жужжащим способом.
Принеси нам ветерок;
Гнать кораблик в ручеек.
2. Словарная работа
Стружок (струг) — речное судно.
— Ребята, что вы прочитали? (Это один из жанров устного народного творчества — приговорка.)
— Когда и кто мог ее говорить? (У ручейка может бегать мальчик или несколько ребят, запуская кораблики, приговаривая такие слова.)
4. Медленное чтение, чтение с ускорением.
5. Выразительное чтение.
III. Проверка домашнего задания.
— Над каким жанром устного народного творчества мы работали на прошлом уроке? (Мы читали русские народные песни.)
— Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему? (Эту песню можно назвать шуточной. Ведь Ваня спешил и упал с коня. А две девушки, которые посадили Ваню на коня, наказывали:
Как поедешь ты, Иван, Не зевай по сторонам!)
— Какие песни бывают? (Русские народные песни очень разнообразны. Есть колыбельные песни, песенки-потешки, заклички, шуточные и плясовые песни.)
(Выскочили маленькие зайчики. Лапки прижали к груди. Им весело, они скачут.)
Зайка серенький сидит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Раз-два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Раз-два, надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг! – и убежал.
V.Работа по теме урока
— Если вы прочитаете только русские буквы, то узнаете, что вы прочитали в тексте речевой разминки.
— Сегодня мы ознакомимся с еще одним жанром устного народного творчества. Может быть, кто-то из вас знает, что это за жанр? Послушайте выступления ребят.
(Выходят заранее подготовленные ученики и читают наизусть или по карточкам.)
Ученик 2. Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец, тут и сказке конец.
— Что это за сказки такие, кто из вас знает? (Это докучные сказки.)
— Проверьте свое предположение. Прочитайте справа налево.
— Как вы понимаете значение слова «докучные»? (Предположения детей.)
Докучный — наводящий скуку, докучливый.
2. Чтение сказки учителем.
— Рассказать ли вам докучную сказочку?
— Ты говоришь: «расскажи», я говорю: «расскажи», рассказать ли вам докучную сказочку?
— Ты говоришь: «не надо», я говорю: «не надо», рассказать ли вам докучную сказочку?
3. Чтение докучных сказок.
VII. Подведение итогов урока.
— О каких сказках вы узнали на уроке?
— Какие особенности докучных сказок узнали? (Докучная сказка начинается, как обычная («жили-были»), но неожиданно заканчивается.)
Сочинить свою докучную сказку (в сказке должна быть неожиданная концовка), записать ее в рабочую тетрадь. Принести на урок изделия народного декоративно-прикладного искусства.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по литературному чтению «Н.А.Некрасов «Славная осень»
Презентация по литературному чтению на тему «Мифы. Ярило» (4 класс)
Тест «Сказка о мертвой царевне и осеми богатырях»
Презентация по литературному чтению «Учимся составлять синквейн»
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе «Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
Рабочая программа по Литературному чтению. (1-4 кл)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5365256 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по литературному чтению «Докучные сказки» (3 класс)
Уроки 5–6 . Докучные сказки. Сочинение докучных сказок
(учебник, с. 18–21; рабочая тетрадь, с. 19–20)
Тип урока: решение учебной задачи
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся с особенностями докучной сказки и ее отличиями от других видов сказок, произведениями прикладного искусства – гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка, их сочетанием с произведениями фольклора; помочь учащимся в восприятии докучных сказок, сочинении сказок по своим придуманным сюжетам
познакомятся с докучной сказкой, значением понятия «докучать»;
научатся определять особенности, эмоциональный характер текста, юмористическое начало в докучных сказках; сочинять (придумывать) докучную сказку по своему сюжету
познавательные: анализируют произведение с целью определения его эмоционального характера и выявления особенностей построения, языка
регулятивные: следуют советам маленьким школьникам «Как придумать докучную сказку»; ставят перед собой и реализовывают практическую творческую задачу; планируют свою деятельность; оценивают конкурсные сочинения на «Самую-самую докучную сказку», «Самого докучливого сказочника»;
коммуникативные: формулируют высказывание на основе личного опыта; строят устно понятный для партнеров монологический текст
испытывают чувство гордости
за свою Родину, ее историю, российский народ-умелец, созда-
ющий уникальные произведения устного народного творчества
Образовательные ресурсы: аудиозапись музыки из кинофильма «Там, на неведомых дорожках», толковый словарь В. И. Даля
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые
I. Организация начала урока
– Добрый день, ребята! Проверим готовность рабочего места. Рада видеть ваши улыбки и внимательные глаза. Желаю всем дружной и плодотворной работы.
В добрый путь!
Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя
товки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения
II. Постановка цели урока
Звучит песня « Приходите в гости к нам » из кинофильма «Там, на неведомых дорожках» (или песня « Приходи, сказка »).
– К какому литературному жанру подойдёт это музыкальное сопровождение?
– Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
Прогнозируют содержание урока
Осуществляют логические действия
III. Повторение изученного материала.
2. Викторина «Отгадай сказку»
– Поднимите руки те из вас, кто любит сказки.
– Все вы любите сказки. Их вам в детстве рассказывали бабушки, мамы. А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.
– Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?
– Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней. ». Продолжите. (Намёк, добрым молодцам урок.)
– Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки.
1. «Было у мельника три сына, и оставил он им в наследство мельницу, осла и кота…» («Кот в сапогах».)
2. «…Говорит им царь такое слово:
– Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны, на чей двор стрела упадёт, там и сватайтесь…» («Царевна-лягушка».)
– «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.
Отвечают на вопрос.
Участвуют в викторине по сказкам.
лему, поставленную учителем, аргументируют ответы,
сравнивают, анализируют,
слушают, наблюдают, делают выводы. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего
3. «Случилось солдату идти через деревню. Зашел он в одну избу, поздоровался и говорит хозяйке:
– Хозяюшка, дай-ка мне чего-нибудь поесть!
У хозяйки было много всякой еды, но она говорит:
– Нет у меня ничего! Сама ещё ничего не ела сегодня. » («Каша из топора».)
4. «…Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его себе в гости:
– Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» («Лиса и журавль».)
– Кто написал эти сказки?
– Какая сказка «лишняя»? («Кот в сапогах».)
– Почему? (Эта сказка авторская.)
– К какой группе мы отнесём все остальные сказки? (Русские народные.)
– У русских народных сказок есть свои отличия. Какие?
– Виды сказок: бытовые, о животных, волшебные.
– Что объединяет сказки?
Отвечают на вопросы.
– Главная тема – борьба со злом
мнения. Полно и точно выра-жают свои
мысли. Принимают и сохра-
няют учебные задачи. Осуществляют логические действия. Формули-
руют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме
В мире сказок – Пусть герои сказок
Грустных и смешных – Дарят нам тепло,
Нам нельзя без света, Пусть добро навеки
Нам нельзя без них. Побеждает зло!
– Какой из жанров старого фольклора лучше всего известен людям середины XX века? Пожалуй, сказка. Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок. Наверно, это не случайно. Но какие сказки мы знаем? В основном уже записанные собирателями, обработанные писателями. А живые-то, настоящие народные сказки, есть они? Есть великое множество самых различных сказок для детей – весёлые байки, прибаутки, сказки о животных, докучные сказки.
– Какие докучные сказки вы знаете?
– Почему эти сказки получили название «докучные»?
Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя, ответов учащихся. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия. Формулируют и аргументи-
Отвечают на вопрос.
– «Докучная» от слова «докучать», то есть надо-едать. Докучная – надоедливая, бесконечная, на-водящая скуку и уныние.
2. Работа с толковым словарем
– Толковый словарь В. И. Даля объясняет: « Докучная сказка – коротенький рассказ, без большого смысла, конец которого переходит в начало, и повторяется одно и то же».
Докучная сказка – сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя.
Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Одну докучную сказку наверняка знают все: и дети, и родители, и дедушки, и бабушки, знали прадедушки и прабабушки. Немало поколений детворы повторяли эти незамысловатые строчки: «У попа была собака…»
За что же им такая честь? Что в них такого привлекательного?
Игра. Игра звуками, игра смыслом, полезная забава.
Встал медведь на колоду –
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Встал медведь на колоду…
– А следующая докучная сказка немножко похожа на предыдущую: ворона, как и медведь, тоже то мокнет, то сохнет.
Едем дальше. Едем дальше.
Видим мост, Видим мост,
На мосту ворона сохнет. Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост, Хвать её за хвост,
Шасть под мост – Шасть её на мост –
Пусть она помокнет! Пусть она обсохнет!
– Легко ли запомнить докучную сказку? Почему легко?
- Докучная сказка что это пример
- Докучная сказка что это такое 3 класс по литературе