Дорога 66 в сша чем знаменита
Шоссе 66
Шоссе 66 (Route 66)
Шоссе 66 — цепь главных улиц маленьких городков и деревенских проселков, соединившая могучий Чикаго с обсаженным пальмами Лос-Анджелесом в 1926 году. Эту трассу часто называют «Матерью дорог», подчеркивая ее масштаб и важность для Америки.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Шоссе 66
Основные моменты
Собираетесь ли вы в ретропутешествие по США или хотите насладиться широкими горизонтами вдали от людей, Шоссе 66 — то, что вам нужно. Вдоль извилистых дорог вы увидите несколько самых ярких достопримечательностей США — и Великий Каньон, и реку Миссисипи, Цветную пустыню (Painted Desert) в Аризоне, национальный парк Петрифайд-Форест, а в конце — тихоокеанские пляжи солнечной южной Калифорнии.
Другие изюминки Шоссе 66: старинные музеи, полные удивительных диковин, киоски с газированной водой в духе Нормана Роквелла (Norman Rockwell), закусочные для всей семьи, действующие автозаправки, словно выпавшие из фильмов с участием Джеймса Дина, города-призраки на краю пустыни.
Трасса 66 откроет вам глаза. Забудьте предвзятое мнение о провинциальной американской жизни, испытайте удовольствие от перемены мест.
Фермеры Иллинойса и звезды «кантри-энд-вестерн» в Миссури. Легенды о ковбоях и индейцах в Оклахоме. Племена коренных американцев и современные индейские поселения на юго-западе. Традиции исконных народов США. Затем по следам шахтеров и сорвиголов — в самое сердце Старого Запада.
Трасса 66 Старая заправка
Когда ехать
Лучшее время для путешествия по Шоссе 66 — с мая по сентябрь: погода теплая, можно наслаждаться туристическими радостями на открытом воздухе. Будьте осторожны, путешествуя в разгар лета (июль — август): жара невыносима, особенно в пустынных районах. Не стоит путешествовать зимой (с декабря по март): снег опасен, препятствует движению.
Карта шоссе 66
История «Матери дорог»
Трасса 66 приобрела свое значение во время Великой депрессии: фермеры-переселенцы убегали по нему из засушливых западных районов через Великие равнины. Позднее, во время беби-бума после Второй мировой войны, новообретенное благополучие внушило многим американцам идею отправиться в путешествие и поразвлечься на Шоссе 66.
Однако стоило дороге стать значительной, как почти сразу же все изменилось. Сверкающие щебеночно-асфальтовым покрытием новые автомагистрали между штатами начали конкурировать с Шоссе 66. Опустели семейные закусочные, стойки с газированной водой, шикарные мотели. Забылись городки при железной дороге и станции для путешественников. Целые города начали исчезать.
Шоссе 66 было официально выведено из эксплуатации в 1984 году. Однако возникло движение фанатов за сохранение «Матери дорог». Сегодня вы по-прежнему можете развлечься здесь, следуя посыпанными гравием проселками и обозначенными синим цветом шоссе через самое сердце Америки. Это как скачок во времени — места, где, кажется, 1950-е наступили вчера.
О чем стоит позаботиться
Маршрут
Стартуйте из Чикаго, с западного края Мичиган-авеню, и двигайтесь примерно 3800 км по восьми штатам. Финиш — в Лос-Анджелесе, неподалеку от причала Санта-Моники. На дороге ведутся нескончаемые строительные работы: старые участки открывают или закрывают, что связано с изменением маршрутов других ключевых дорог.
Шоссе 66 по штату Иллинойс
«Мать-дорога» Америки берет свое начало в Чикаго на Адамс-стрит (Adams St), к западу от Мичиган-авеню (Michigan Ave). Прежде чем отправляться в путь, заправьтесь в закусочной Mitchell’s, расположенной недалеко от станции Юнион. В целом отсюда до границы штата Миссури 482,80 км.
К сожалению, большая часть первоначального шоссе 66 была заменена дорогой I-55 в Иллинойс. Но старая дорога еще существует в виде разрозненных отрезков, часто идущих параллельно федеральной автоотраде. Ищите глазами коричневые знаки ‘Historic Route 66’ (Историческое шоссе 66), которые неожиданно возникают на ключевых перекрестках и указывают путь.
Космонавт Джемини Джаинт
Едем 72,42 км вперед к Понтиаку (Pontiac) и полному всяких неожиданных штук залу славы трассы 66 (Route 66 Hall of Fame; Тел.: 815-844-4566; 110 W Howard St (Ховард-стрит); вход свободный; 9.00-17.00 пн-пт, 10.00-16.00 сб). Затем еще 80,47 км до Ширли (Shirley) и Рощи Фанка (Funk’s Grove) (Тел.: 309-874-3360; www.funksmaplesirup.com; звоните, чтобы уточнить время работы, которое меняется в зависимости от сезона), симпатичной фермы XIX века, где производят кленовый сироп, и природный заповедник (выезд 154 в стороне от I-55).
Зал славы шоссе 66 Кафе Palms Grill Музей бензозаправочной станции Shea’s
В столице штата, городе Спрингфилд, до которого нужно ехать еще 80,47 км, три достопримечательности: музей бензозаправочной станции Shea’s (Shea’s Gas Station Museum), Cozy Dog Drive In и Rout 66 Drive In.
Чтобы получить больше информации, зайдите на сайт Route 66 Association of Illinois (www.il66assoc.org) или Illinois Route 66 Scenic Byway (www.illinoisroute66.org). Подробные маршруты движения можно найти на www.historic66.com/illinois.
Трасса 66 по штату Миссури
Штат Миссури раскроет перед вами длинную полосу «Матери дорог». Познакомьтесь с дорогой в Сент-Луисе. Магазин Ted Drewes обслуживал поколения путешественников на Шоссе 66 в районе улицы Chippewa St. Есть парочка исторических маршрутов через город с достаточным количеством указателей.
Арка в Сент Луисе Старый автомобиль на дороге в Миссури
Следуйте по MAI-44 (федеральная автострада построена в обход Шоссе 66 в Миссури) на запад к Парку штата Шоссе 66 (Route 66 State Park; www.mostateparks.com/route66.htm; I-44 выезд 266; 7.00-30 мин. после захода солнца), с туристическим центром и музеем (вход свободный; 9.00-16.30 март-ноябрь) внутри придорожной гостиницы 1935 года. Хотя экспозиции демонстрируют старинные пейзажи со всей округи Сент-Луиса, настоящая интрига связана с городом Times Beach, который некогда располагался на этом самом месте. Он был заражен диоксином, и в 1980-х годах правительство вынуждено было полностью разрушить его.
Пещерный комплекс Meramec Caverns
Munger Moss Motel Кинотеатр для автомобилистов на открытом воздухе 66 Drive-In Theatre
Шоссе 66 по штату Канзас
Только 21 км Шоссе 66 пролегает через юго-восточную часть Канзаса, но это хорошая дорога.
Первый город, на который вы натолкнетесь после Джоплина, Галина (Galena), пришел в упадок даже раньше, чем закрылись местные свинцовые и цинковые шахты в 1970-х годах.
Город Галина (Galena) Мост Marsh Rainbow Arch Bridge
В пяти километрах вниз по дороге расположен Ривертон (Riverton), где вы могли бы воспользоваться объездной дорогой в 32 км к северу по направлению в Питтсбург (Pittsburg), чтобы полакомиться знаменитым жареным цыпленком.
От моста, меньше чем в 5 км к югу по направлению к городу Бакстер-Спрингс (Baxter Springs), место кровавых побоищ Гражданской войны и многочисленных банковских ограблений. Многогранный центр наследия Baxter Springs Heritage Centre (www.baxterspringsmuseum.org; 740 East Ave; вход свободный; 10.00-16.00 пн-сб, 13.00-16.30 сб апрель-октябрь, закрыт пн-ср ноябрь-март) помог восстановить газозаправочную станцию Phillips 661939 года в туристическом центре Kansas Route 66 (Тел.: 620-856-2066; 10.00-17.00 пн-сб). Военная дорога (шоссе US 69A) поведет вас в Оклахому.
Шоссе 66 по штату Оклахома
Связь Оклахомы с «Матерью дорог» Америки уходит корнями в далекое прошлое: глава федерального дорожного комитета Цирус Аврей был оклахомцем; роман Джона Стейнбека «Гроздья гнева» («Grapes of Wrath») рассказывал о тяжелом положении фермеров Оклахомы («Okie») в период Великой депрессии, мигрировавших на запад. По Оклахоме проходит большая часть пути первопроходцев, чем по любому другому штату. Ассоциация исторического маршрута
Шоссе 66 Оклахомы (Oklahoma Route 66 Association; www.oklahomaroute66.com) выпускает великолепный буклет, который вы можете приобрести в большинстве туристических центров по дороге. Это очень важно, потому что многие из коричнево-белых дорожных знаков исторического маршрута Шоссе 66 были украдены на сувениры и настоящая дорога проходит под различными именами, включая OK 66, US 69, US 270 и т.д.
Сразу после того, как въедете в штат из Канзаса по шоссе US 69A, окажетесь в городе Майами (Miami). Продолжайте двигаться на юг через город по Мейн-стрит (Main St) и через 4 км, после пересечения реки Неошо (Neosho River), поверните направо на Т-образном перекрестке. Это приведет вас к первой из двух первоначальных, очень неровных дорог шириной 3 м. Вторая, E 140 Rd (повернуть на запад) — появится вскоре после первой, как раз перед MA I-44.
Дальше 48 км, Фойил (Foyil) являются 7-километровым объездным путем по шоссе Hwy 28А к огромным и красочным бетонным скульптурам в парке Totem Pole Park (www.rchs1.org; вход свободный; 24/7).
Еще 16 км — и вы попадете в Клемор (Claremore), бывший дом комика Уилла Роджерса.
Затем — портовый город Катуза (Catoosa), как раз перед Талсой, который является одним из наиболее фотографируемых достопримечательностей маршрута Шоссе 66 благодаря 25-метровому Синему киту (Blue Whale) (2680 N Hwy 66).
На востоке 11th St проведет вас прямо через изобилующий зданиями в стиле ар деко город Талса (Tulsa); непременно отыщите культовое неоновое чудо, восстановленную вывеску на S Quaker Ave. Southwest Blvd перенесет вас через реку и за город.
25-метровый Синий кит Оклахома-Сити
Маршрут Шоссе 66 следует по шоссе US 77 в Оклахома-Сити, и, кроме того, он без опознавательных знаков. Воспользуйтесь Kelley Ave на юге, езжайте до бульвара Lincoln Blvd на улице 50th St и поверните на запад на улицу NW 23rd St в Капитолий. Вы покинете ОКС, повернув на север на May Ave, а затем на запад на NW 39th St мимо ресторана Ann’s Chicken Frу House. Кроме этого, маршрут следует по МА I-40, пролегающей через деловой центр города.
Примерно в 27 км к западу от Эль-Рено отрезок шоссе US 281, который проходит по северной стороне MA I-40 между выездами 108 и 101. Там, где он пересекает реку Канейдиан-Ривер (Canadian River) на балочном мосту (38 балок) Pony Bridge, остановитесь на западном конце.
Музей шоссе 66 в Клинтоне
Здесь герои киноверсии «Гроздья гнева» 1939 года были вынуждены оставить стариков.
Шоссе 66 вливается в штат Техас в городе Тексола (Texola), которому достаточно еще одной пыльной бури, чтобы окончательно превратиться в город-призрак.
Шоссе 66 по штату Техас
Техасский Панхэндл — точно не центр туризма, но огромное количество народу проезжает через него, отдавая дань уважения «Матери Дорог». Если вы забрались так далеко, мы укажем самые важные остановки во время путешествия по Шоссе 66 с запада на восток:
Начало штата Техас Ранчо Кадиллаков
Ранчо Кадиллаков (Cadillac Ranch; I-40, между выездами 60 и 62) Культовая придорожная достопримечательность: 10 кадиллаков, зарытых бампером в землю под углом, так чтобы «хвост» торчал вверх. Квинтэссенция «американской мечты», причем несбывшейся. Олицетворение надежды и мечты, материализма и духовности среднего янки.
Центр города Амарилло (Downtown Amarillo). В районе San Jacinto District до сих пор существуют настоящие торговые предприятия Шоссе 66, a W 6th St хоть и является коротким отрезком, но зато подлинным сегментом «Матери Дорог».
Большое техасское Ранчо Стейка Музей веревки дьявола
Ранчо Жук (Bug Ranch; Hwy 207 подъездная дорога) Ответный ход на «Ранчо кадиллаков», пять зарытых кузовов автомобилей марки «VW beetle» выросли в 29 км к востоку от Амарилло.
Музей веревки дьявола (Devil’s Rope Museum; www.barbwiremuseum.com; 100 Kingsley St, McLean; вход свободный; 10.00-16.00 вт-сб). Узнаете о колючей проволоке больше, чем когда-либо считали возможным.
Шоссе 66 по штату Аризона
Поклонников шоссе 66 ждут 640 км асфальтированной автодороги, протянувшейся через Аризону. Она включает и самый длинный в стране участок старого шоссе — между Селигманом (Seligman) и Топоком (Тороск). шоссе 66 объединяет Уинслоу с продуваемыми ветрами улицами, Уильяме с его винтажным центром 1940-х годов, поселение горняков Кингман, и городок бравых стрелков Оатмэн (Oatman) о разными, вульгарными и не очень, придорожными достопримечательностями, перечисленными ниже — они встретятся вам по пути в указанном порядке, если ехать по шоссе 66 с запада на восток:
Дикие ослики Оатмэна. Мулы клянчат угощение посреди дороги.
Реклама Burma Shave. Красно-белые рекламные вывески прошедшей эпохи между пещерами Гранд-Каньона и Селигманом.
Ресторан для автомобилистов Seligman’s Snow-Cap
Ресторан для автомобилистов Seligman’s Snow-Cap. Озорной ресторанчик, работающий с 1953 г., предлагает бургеры и мороженое.
Метеоритный кратер. Кратер возле Флагстаффа, глубиной 550 футов и примерно около полутора километров в диаметре.
Holbrook’s Wigwam Motel. Бетонные вигвамы с мебелью из гикори.
Дикие ослики Оатмэна Реклама Burma Shave Метеоритный кратер
Более подробная информация на сайте Аризонской ассоциации исторической трассы 66 (Historic Route 66 Association of Arizona; www.azrt66.com).
Заблудились?
Проехать по Шоссе 66 в наши дни? О, нужно быть сыщиком-любителем. Исторические реконструкции маршрута, тупики в фермерских полях, путь по поросшей перекати-полем пустыне, разбитое дорожное покрытие — плата за путешествие. Временами вы неизбежно будете сбиваться с курса. Но не важно: то, что дорога даст вам, крайне ценно — скачок в прошлое, чтобы увидеть, какой Америка была прежде и какой остается порою и сейчас. Ностальгия никогда еще не бывала столь сладкой.
Долина Монументов не является частью Трассы 66, однако многие делают крюк в 400 миль, чтобы увидеть эту достопримечательность США
Ресурсы
Перед поездкой вооружитесь картами, послушайте советы, как получить максимум удовольствия.
Наверное, каждый из нас хотя бы раз в своей жизни слышал про удивительную и загадочную дорогу под названием Route 66. Но это как раз одно из тех путешествий, которое лучше один раз увидеть своими глазами, чем сто раз про него услышать из чужих уст. Невозможно вкратце рассказать про эту восхитительную дорогу, ведь она вобрала в себя множество потрясающих мест и городов; сотни неоновых вывесок отелей, манящих путников днём и ночью; еще большее количество придорожных кафе, где официантки с удовольствием будут подливать вам вкуснейший кофе; тысячи мест, где вы будете изумлённо глазеть на бесконечные музеи, частные коллекции раритетных автомобилей, гигантские монументы и статуи, заброшенные города.
«Главная улица США» длиной 4 тысячи км связала Тихий океан (Лос-Анджелес) и Чикаго, прошла через 8 штатов и превратилась в прошлом веке в символ новой жизни. Трасса стала настоящим живым организмом, на ее обочинах возникали тысячи заправочных станций, отели, кафе. Десятки тысяч людей перемещались по ней с востока на запад в поисках благосостояния.
Известная также как «Мать дорог», «Главная улица Америки», «Большая диагональная дорога» и «Шоссе Уилла Роджерса», трасса 66 протянулась от Чикаго до Лос-Анджелеса. Знаменитое шоссе проходило по территории штатов Иллинойс, Миссури, Канзас, Оклахома, Техас, Нью-Йорк, Аризона и Калифорния.
Годом рождения шоссе считается 1926-й. В стране развивалось производство, автомобили могли позволить себе все больше граждан. Не в последнюю очередь благодаря Генри Форду, который поставил производство машин на поток.
Американцы нуждались в отличных дорогах, они хотели просто путешествовать или искать лучшей доли в других городах. Работы над шоссе 66 продолжались более 10 лет, прежде чем появилась более-менее пригодная заасфальтированная лента.
На развитие шоссе повлияла и Великая депрессия. В поисках работы американцы готовы были исколесить всю страну. Многие считали, что счастье — в Калифорнии. Именно туда стремились бедняки, чтобы заработать хотя бы пару долларов. Они ехали по 66-й дороге с отчаянием, но и с надеждой. Для американцев шоссе 66 фактически становилось дорогой жизни.
После Второй мировой войны от 66-й решили отказаться. Президент Эйзенхауэр решил улучшить американские дороги, привести их к немецкому образцу, сделать их скоростными, с несколькими полосами. Трассу 66 погубил закон о строительстве федеральных автострад. Шоссе постепенно пустело, и вскоре здесь все остановилось.
В начале 80-х годов прошлого столетия трассу официально закрыли, и сейчас только ее отдельные участки открыты для движения. Но по Трассе 66 до сих пор путешествуют неумирающие энтузиасты. Многие иностранные туристы хотят «с ветерком» проехать по Трассе 66 на машине или мотоцикле, ощутить весь ее размах и увидеть многие красоты по пути.
Это уже почти 100-летняя бабушка, но Трасса 66 до сих пор привлекательна и занимает особое место среди туристических маршрутов. Поездка по Трассе хорошо сочетается с посещением больших и интересных американских городов: Нью-Йорка, Чикаго, Лас-Вегаса, Лос-Анджелеса и Сан-Франциско. После преодоления этого длинного и непростого пути можно побаловать себя и отдыхом на берегу Атлантического океана в Майами.
Шоссе выжило благодаря стараниям жителей городов, расположенных вблизи магистрали. Многие из них посчитали новый закон предательством 66-й, которая так много сделала для американцев. Шоссе, не вписавшись в современную жизнь страны, стало историческим маршрутом. Местами 66-я — это вспомогательная дорога, по которой лучше всего добраться до какого-нибудь городка. Местами — заброшенные участки, где все запущено и заросло бурьяном.
Но основные участки Route 66 сохранились, и по ним каждый день проносятся автомобили и мотоциклы с туристами, которые в увлекательном пути изучают историю страны.
Шоссе 66 — это, прежде всего, судьбы тысяч американцев, которые не стали менять место жительства и остались в небольших городках вдоль этой магистрали. Каждый подобный город имеет свою ассоциацию и выпускает сувениры с символикой Route 66. Жители любят устраивать различные мероприятия, вечеринки, танцы, концерты.
Эти городки — живые памятники Америки 50-60-х годов. Наверняка многие туристы удивляются, встретив на шоссе 66 такие поселения. Мол, как в такой глуши могут жить люди? Здесь сохранена атмосфера, которую сегодня можно увидеть только в кино. Одно- и двухэтажные здания, небольшие кафе, магазинчики.
По улицам спокойно бродят собаки и ослы.
Эти города живут в основном за счет туристов. Шоссе 66 — хорошая приманка для путешественников из разных стран. Здесь каждый предмет быта стараются превратить в сувенир — от обычного консервного ножа до холодильника. Чем-то такой образ жизни напоминает курортные городки, которые богатеют в разгар сезона.
Гостиницы, построенные 50-60 лет, продолжают принимать гостей. Они сами по себе напоминают артефакты, которые чудом сохранились во времена роскошных пятизвездочных апартаментов.
Утром постояльцы получают классический американский завтрак, такой калорийный, что сил хватит домчаться сразу до Лос-Анджелеса. Во время путешествия действительно стоит остановиться в одном из подобных мотелей, чтобы еще больше проникнуться духом старой Америки.
Придорожные кафе в США — это отдельная песня. Такие заведения фигурируют почти в каждом американском фильме, где герой путешествует по стране и по пути соблазняет красоток. Барная стойка, музыкальный автомат, свежий кофе и блинчики с клиновым сиропом — классика жанра.
Шоссе 66 можно назвать гастрономическим, потому что в каждой небольшой кафешке можно открыть для себя какое-нибудь удивительное блюдо. Это может быть картофель-чили, большие куски пирогов с мясом и рыбой, сливочные угощения, пирожные с заварным кремом, жареные цыплята. Наконец, обычный гамбургер может по вкусу отличаться в каждом заведении. Не говоря уже о стейках, рецептов приготовления которого десятки.
Предприимчивые жители городков, которые находятся вдоль шоссе, стараются заработать на чем угодно. Туристы сами рады выкладывать по доллару за безделушки, лишь бы привезти домой напоминание о большом путешествии. Поэтому чуть ли не в каждом поселке можно встретить музей Route 66. Газировка, книги, фотографии, автомобильные номера, значки, канистры и даже музыкальные автоматы — продается всё. Не удивляйтесь, если какой-нибудь пожилой мужчина расскажет вам о встрече с Полом Маккартни и попытается продать вам его автограф. Сэр Пол путешествовал по шоссе 66, это факт. Но не факт, что он расписался на клочке бумаги этого почтенного мужчины.
Одной из достопримечательностей шоссе является старая бензоколонка 1926-го года. Она стала чуть ли не Меккой для автомобилистов. Автозаправочная станция Soulsby’s Shell расположена в городке Маунт-Олив в штате Иллинойс. Конечно, она многое повидала на своем веку и даже не догадывалась, что станет местом паломничества туристов.
А эта достопримечательность не требует поклонения. Правда, не каждый путешественник ее замечает. Речь идет о местной природе. Пейзаж на шоссе 66 просто поражает. Горы, леса, пустыни постоянно сменяют друг друга. Некоторые участки остаются неприкосновенными с 30-х годов прошлого века. С тех пор, как начиналось строительство дороги. Иногда хочется подробнее рассмотреть каждую скалу или побродить по лесу, но в таком случае путешествие по 66-й займет не неделю, а растянется на месяцы.
В дороге: как путешествовать по знаменитой Route 66
В пять утра 20 декабря я сижу в гостиной у друга и фотографа Гэбриэла, с которым накануне вечером мы паковали сумки, переругиваясь о том, нужен ли нам электрический чайник (зачем?), и складывая спальники, рейтузы и купальные принадлежности в промозглый багажник его машины. Через час мы выезжаем из Детройта в Чикаго, где официально начнется наше большое путешествие.
В дороге придется жить ближайшие две недели. Детская идея нарисовать красным маркером маршрут на старой карте США и неуклонно следовать из пункта А в пункт В на старой «Хонде» все еще кажется дикой и невероятной. Впереди 9000 км в дороге.
В шесть утра я залезаю на заднее сиденье, закутавшись в одеяло, которое заменит мне весь привычный комфорт домоседа, и засыпаю, приятно, впрочем, взбудораженная коротким разговором Гэбриэла со смартфоном: OK, Google! Navigate to Chicago.
Если у вас есть виза и автомобиль, вы почти готовы промчаться через Соединенные Штаты Америки. Путешествие на машине подразумевает ее присутствие: если с вами не едут друзья, которые живут в США и готовы использовать собственное транспортное средство, машину можно снять или купить. Зачастую аренда обходится дороже, чем покупка хорошей подержанной машины, которая переживет с вами путешествие, зато купить автомобиль будет сложнее и потребуется время на его продажу в конечной точке.
Выбирать машину (если такая возможность есть) стоит по трем критериям: она должна экономно потреблять бензин, быть комфортной для долгого в ней пребывания (в идеале на заднем сиденье должно быть удобно вздремнуть) и не вызывать сомнений в надежности. Вы не хотите встать в центре Оклахомы и провести три часа, гадая, что сломалось. Это, кстати, повод заранее проверить все жидкости в автомобиле и исправность жизненно важных частей.
Бюджет нужно планировать так, чтобы у вас оставались деньги на непредвиденные расходы.
Перед путешествием необходимо устроить мозговой штурм. Начать придется с планирования маршрута. Подумайте, сколько километров в день вы готовы проезжать, не геройствуя: быть сонным за рулем из супермаркета домой — грешок многих, но трассы в чужих штатах — дело, не терпящее усталости водителя. После этого разберитесь, в каких городах вы будете ночевать, проверьте в Google их население и внешний вид, а также решите, есть ли в них что-то, на что ваша компания путешественников хотела бы посмотреть.
Ваш план все равно изменится во время путешествия: забукированный отель может не понравиться, вы захотите сделать остановку в музее пожарных машин или пробьете колесо. Именно поэтому можно бронировать отели уже на местах или пользоваться услугами сайта Airbnb.com.
Продумайте мелочи. Вам понадобятся капли в глаза, бумажные полотенца, теплые носки, зарядка, работающая от прикуривателя, зонт. Несмотря на это, везти с собой вообще все тоже не стоит: впереди несколько десятков городов, в которых есть аптеки, заправки и супермаркеты. Докупите в дороге. Кроме этого, стоит проверить прогнозы погоды, изучить законы штатов и различия в правилах дорожного движения.
Все маршруты в США оккупированы дальнобойщиками, у который свои взгляды на дорожные ситуации (как правило, вполне резонные), поэтому почитайте об этикете на трассе. Ответьте на все возникающие вопросы заранее: не знаете, как общаться с копами (например, в Америке нельзя выходить из своей машины, пока полицейский не дал на это определенных указаний), — почитайте. Если забыли технику экстренного торможения — вспомните. Все это сделает путешествие максимально приятным и безопасным.
Решите с вашими компаньонами, как вы себя ведете. Вероятно, вы едете в путешествие с самыми родными и любимыми людьми. К сожалению, это не отменяет повышенного риска конфликтов: в спа-отеле в Ницце можно пересесть в шезлонг на противоположной стороне бассейна, чтобы отдохнуть от однообразной компании; в машине этот трюк работать не будет. Заранее договоритесь, на какие темы вы не разговариваете, как решаете экстремальные ситуации, как реагируете на напарника, который перестает поддерживать беседу, как развлекаетесь и какая музыка играет в салоне.
Маршрут US 66 (Дорога-мать) — самая важная автомагистраль в американском коллективном сознании. Это первая трасса, связавшая Чикаго с Лос-Анджелесом, то есть восток — с западом, север — с югом, сотни городов — в одну гирлянду, и первая, разрезавшая весь континент пополам. Шоссе было открыто в 1926 году, когда страну только начали покрывать ветки будущей системы автодорог. Официально трасса прекратила существовать в 1985 году, когда рядом с ней проложили широкие, безопасные дороги, разбив весь путь на куски и раздав новым участкам другие номера. Старики, которые заправлялись рядом с нами где-то в Миссури, посетовали, что в очередной раз правительство плюнуло в недры истории, оставив от 66-й дороги только скупое культурное наследие: книгу «Гроздья гнева» и мультфильм «Тачки». Между тем старый 66-й путь мелькал сбоку от нашей дороги все время. Вдоль 4000 км магистрали мы увидели живые декорации старых американских фильмов, вслушивались в приятные акценты южан, лежали под звездным южным небом, ошалев от счастья, проехали через Скалистые горы и ворвались в золотой штат Калифорния. Первой остановкой в пути стал Чикаго.
Что делать в Чикаго, если есть только полдня
Начать можно с путешествия по даунтауну, который фасадом смотрит на Великое озеро Мичиган. В Миллениум-парке все фотографируются вокруг огромной капли-зеркала, к туристам можно присоединиться на фотосессию, а потом зайти в Чикагский институт искусств — один из лучших в стране.
Если природа интереснее искусства, в Чикаго есть зоопарк, аквариум и Полевой музей.
Нельзя игнорировать американскую уличную еду: в Чикаго есть собственная разновидность хот-догов — на булочке с маком и солеными огурцами.
Е сли в Чикаго вы встречаете вечер, то стоит посмотреть афишу и сходить на какой-нибудь концерт в Чикагский театр или потанцевать в одном из клубов.
Из Чикаго мы выехали на юг. Здесь начинается 66-я автодорога и пока что нам не очень весело. Во-первых, довольно прохладно, во-вторых, эти места совсем не отличаются от Мичигана.
Вокруг — покосившиеся фермерские домики, классические красные деревянные амбары, придорожные дайнеры и редкие ветряные мельницы. Это та самая Америка, на которую мы все глазеем в кинотеатрах вне зависимости от жанра: «Небраска», «Форест Гамп» и «Что гложет Гилберта Грейпа» в одном пейзаже. На каждой заправке можно купить магнит «Route 66», а за 30–40 миль до любого города трассы утыканы самодельными музеями, созданными по принципу «Я нашел всю эту мебель в подвале моего деда» и антикварными магазинами. За уникальными столами, комодами и фарфоровой посудой сюда действительно стоит ехать: это огромные склады, переоборудованные в пыльные и сухие помещения, в которых можно собрать целый новый дом, такой, какого не будет больше ни у кого, не проиграв в эстетике и точно не отдав за покупки больше нужного.
Наш первый день заканчивается в Сент-Луисе, столице штата Миссури, в котором мы чувствуем себя как в Детройте: это старый и опасный город, в котором не очень приятно оказываться впервые ночью с субботы на воскресенье. Гэбриэл предлагает посмотреть на монумент «Ворота Запада» — огромную арку, символизирующую начало дороги до Калифорнии (в те времена в этот штат ездили преимущественно за золотом, но арка почему-то все равно алюминиевая.)
Мы снимаем комнату в придорожном мотеле, заказываем мексиканский ужин и еще два часа смотрим в ноутбуки, наверстывая рабочие часы. В путешествии стало понятно: даже если в машине есть розетка и доступ в интернет, работать в дороге все равно невозможно. Завтра вечером мы должны оказаться в Техасе, и этот план кажется нам шальным — 12 часов езды и полтора штата без остановок.
Как выбрать мотель во время роуд-трипа
(другие варианты размещения рассматривать не предлагаем)
Букировать мотели заранее можно, если вы уверены, что окажетесь в месте назначения в заявленный день. Если от плана придется отклоняться, то лучше всего обзванивать мотели на подъезде к городу. Отзывы о них давно оставили предыдущие посетители, поэтому выбор можно делать, советуясь с Google.
Цены и заполненность будут варьироваться от штата к штату. Для полного удовлетворения вам нужен чистый номер с теплым душем, кондиционером, Wi-Fi, телевизором и парковкой.
О спальном месте в Калифорнии лучше думать заранее. Во-первых, зачастую желаемые резорты и мотели заняты. Во-вторых, выбор такой большой, что ему стоит посвятить пару часов и решить, хотите ли вы быть в центре города, в лесу, у океана или в горах. В-третьих, за четыре дня вы устанете и вам понадобится уже более благоустроенный перевал, чем стандартный номер в мотеле.
Если на ресепшн у вас просят документы на ночь, не выдают ключ и вообще всеми силами вызывают ваше подозрение, этот мотель вам не подходит. Несмотря на то что американский кинематограф преувеличивает опасность придорожных гостиниц в десятки раз, нырять с головой в подозрительное приключение на попечении у беззубого работника мотеля с ружьем в руке все-таки не надо.
В Оклахоме нечего делать. Это то, что мы выяснили, промчавшись мимо этого штата, едва притормозив на обед в одном из придорожных кафе. Даже в столице — Оклахома-Сити, вычищенной и аккуратненькой, становится скучно через пару часов. Мы садимся в машину и выезжаем в сторону Техаса. Небо над нами серое, неприятно моросит, а вдоль дороги стоят предупреждения: «Не подбирайте автостопщиков, тюремная зона». За два часа до границы с Техасом я засыпаю, уже привычно завернувшись в одеяло на заднем сиденье.
— Мы в Техасе! — будит меня Гэбриэл, продолжая вести машину.
Завтракать стоит в придорожных дайнерах: если американская кухня существует, то обитает она в основном только там. Списки лучших заведений можно найти в свободном доступе.
Я открываю глаза и пытаюсь сообразить, что происходит. Телефон решительно не поддерживает связь с внешними каналами, радио потрескивает. Я высовываюсь из окна, чтобы проверить температуру за бортом, и ультимативно сообщаю, что нам надо срочно остановиться и выйти из машины. Встав на аварийные огни, мы выходим из машины, проезжающие дальнобойщики неприятно сигналят, но мы стоим, задрав голову: после серого, унылого северного неба мы видим все звезды сразу. Мы сидим на траве 30 минут, пока шеи не затекают, а к нам не подъезжает полицейская машина.
— Ребята, у вас все хорошо? — Я сразу начинаю нервничать и выдумывать оправдания, неприятно замечая отличие моего менталитета от менталитета моего друга.
— Мы из Мичигана. А у вас тут такое небо. Можно мы посмотрим? — Гэбриэл решает не сочинять более веских причин для аварийной стоянки, потому что вечность над головой — уже причина.
— Хорошего путешествия! — отдает нам честь коп и уходит.
Через четыре часа, когда Гэбриэл принял пост спящего на заднем сиденье, я въезжаю в небольшой городок на границе с Нью-Мексико. «У нас есть семь ресторанов, три отеля и четыре автозаправки», — заигрывает со мной приветствующий плакат.
5 приложений,
которые пригодятся в дороге
Отличное приложение, которое поможет сориентироваться и выбрать отель, если он нужен уже вечером.
Приложение подбирает музыку для конкретных моментов, например «за рулем в левой линии» или «шопинг в винтажном магазине». Подходит для путешествия, если хочется объединиться с атмосферой еще больше, включив правильную песню в наушниках.
Как найти самый дешевый бензин, рассказывают сами пользователи этого предложения. В дороге эти знания оказываются ключевыми.
Приложение, в которое нужно забить свой маршрут и примерное время в пути, рассчитает, какая погода и где вас ждет. Очень удобно, учитывая, что дождь и снег сильно влияют на качество дорожного покрытия и безопасность.
Приложение Field Trip заменяет все путеводители и необходимость перечитывать «Википедию» в поисках ответа на «Что это за штуковина?». Приложение, определив вашу локацию, само сообщит, какие памятники и исторические места есть неподалеку, и кратко расскажет, в чем суть.
Следующим утром мы раскрываем на столе карту и изумленно смотрим на красную ниточку через штаты: мы впервые ближе к Лос-Анджелесу, чем к Детройту. Южные штаты отличаются от северных так же, как Мексика — от Канады. Любой район здесь выглядит непривлекательным для жизни, бедным и неухоженным, но люди по нему все равно ходят счастливые. В магазинах и на автозаправках все поздравляют с надвигающимся на страну Рождеством — «Фелиз Навидад» вместо «Мери Кристмас». Стены ресторанов увешаны рябыми фарфоровыми черепушками — мексиканскими покойниками, а местные остатки племен коренных американцев торгуют своими нехитрыми безделушками: ловцами снов, посудой и сережками. Мы удивлены контрасту со вчерашней Оклахомой. Мимо нас несутся горы, на которых стоят почти что замки, старые, сдержанные и одновременно по-латиноамерикански нарядные, и поля, из которых хаотично выскакивают города из прицепов. Мы сворачиваем с основного маршрута впервые за все дни в дороге: хочется доехать до Долины монументов — того самого места, где красные скалы-корабли вырастают из земли прямо в фильмы Клинта Иствуда.
Через пять часов мы паркуемся у легендарного Bagdad Cafe в невыразительном городке в Калифорнии. Вечером мы будем в Лос-Анджелесе, путешествие по 66-й дороге практически закончилось, но впереди несколько дней в Калифорнии и обратный путь через Скалистые горы, заснеженный Вайоминг, который напоминает Сибирь в феврале, и новогодний Чикаго.
Bagdad Cafe в пустыне Мохаве в Калифорнии —
место паломничества за историей
и отвратительными бургерами.
Что делать в Калифорнии
В городе, который больше 100 лет плодит мировую поп-культуру, можно расслабиться, припарковать машину у мотеля или снятой на Airbnb квартиры и смешаться с толпой туристов. Обязательные места для посещения каждый выбирает для себя сам. Мы ограничились прогулкой по даунтауну, который уступил сразу Бостону, Чикаго и Нью-Йорку по красоте и уникальности, съездили на Venice Beach, в Голливуд, прогулялись по «Аллее славы» и потрогали отпечатки рук Робина Уильямса у театра Kodak, заехали на Беверли-Хиллс и посмотрели на знаменитую Hollywood Montain. Ночная жизнь Лос-Анджелеса — международная тусовка у основания пирамиды Маслоу, удовольствие от которой растет в несколько раз, если у вас есть подходящий проводник: места надо знать.
Жители Калифорнии с гордостью замечают, что у них в штате есть все: снежные горы, зеркала озер, пальмы, пляжи, океан и леса. Если времени на все не хватает, а заехать в Сан-Франциско хочется, стоит провести два дня на шоссе №1, которое вьется по побережью Тихого океана от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско. Вести приходится осторожно, потому что постоянно хочется смотреть на океан. Туристический бизнес позаботился о том, чтобы это было не единственным развлечением в дороге. Здесь есть лесные резорты, тихие и шикарные, винодельни, в которых посетители рискуют поднабраться, выбирая вино в подарок родным, места скопления морских слонов, к которым можно подойти почти вплотную, ранчо, на которых предлагают покататься на лошадях, и прибрежные рестораны со свежей рыбой. Под вечер следующего дня можно затормозить в Санта-Крузе, небольшом курортном городке, в котором одновременно весело и печально, а если есть свободный день, свернуть с дороги до Секвойя-парка.
Сан-Франциско — место обитания битников, азиатов, ритмичной и легендарной жилой архитектуры и холмов. Это, пожалуй, единственный крупный город в США, по которому гулять приходится как по музею: слишком красиво. Кроме самого городского ландшафта, внимание стоит уделить тюрьме Алькатрас, ставшей музеем, мосту «Золотые ворота», соединяющему даунтаун с живописными живыми районами на другом берегу залива, знаменитым трамваям и книжным магазинам. Любой путеводитель неплохо отвечает на вопрос, чем заняться в этом городе, но, как правило, все новоприбывшие дуреют от очаровательности места и не хотят уезжать больше никогда.
Здесь, в Калифорнии, можно и закончить путешествие, сдав машину в пункт проката, сесть в самолет и вернуться домой. Нам с Гэбриэлом пришлось ехать назад и обсуждать, готовы ли мы провести на дороге и следующее путешествие. Монтана, Флорида и Орегон сами себя не посмотрят!