Дубликат больничного листа что должен принести работник
Чем заменить утерянный больничный?
Вряд ли найдется бухгалтер, который хоть раз не столкнулся с проблемой потери больничного листа. Как в этом случае возместить расходы и какие документы нужно представить в ФСС, читайте в нашей статье.
Самый лучший способ подтвердить утерянный больничный – получить его дубликат. Если бухгалтер потерял больничный лист сотрудника, то восстанавливать документ придется бухгалтерии.
Для этого можно обратиться в территориальное подразделение Минздрава России с заявлением в произвольной форме о выдаче дубликата листка нетрудоспособности. Если сотрудник сам потерял документ, работник бухгалтерии может попросить его получить дубликат листка нетрудоспособности в своем медучреждении.
Но на практике не всегда удается получить дубликат. В основном из-за того, что утеря больничного листка работодателем не является основанием для оформления дубликата. Это установлено в пунктах 56, 57 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 года № 624н и подтверждено в письме ФСС России от 17 июля 2013 года № 15-03-11/12-7761. Кроме того, сотрудник не обязан восстанавливать утерянный работодателем больничный листок. А если он сам потерял документ и обратится за дубликатом, вероятность того, что ему откажут, очень высока.
Когда нет больничного и нет дубликата, ФСС вправе не принять к зачету расходы на выплату пособия. И тогда право зачесть расходы по утерянным листкам нетрудоспособности приходится отстаивать в суде.
До недавнего времени имелось немало судебных решений с противоположными результатами. Некоторые судьи указывали, что расходы на выплату пособий можно подтвердить не только больничным листком или его дубликатом, но и иными документами.
На практике не всегда удается получить дубликат больничного листа. В основном из-за того, что утеря листка нетрудоспособности работодателем не является основанием для оформления дубликата.
К примеру, справками и письмами из медучреждений, в которых есть сведения о выданных больничных листках, или расчетами пособий по временной нетрудоспособности, копиями корешков листков временной нетрудоспособности.
Но были и противоположные решения судей, которые считали, что обязательным документом, подтверждающим наступление страхового случая, является листок нетрудоспособности либо его дубликат. Соответственно, при отсутствии больничных или их дубликатов пособия по временной нетрудоспособности к зачету не принимаются.
Конец этим разным судебным решениям положил Верховный суд.
Определение ВС
В конце сентября вышло Определение Верховного суда РФ от 27 августа 2018 года № 307-КГ18-14530, из которого следует, что если работодатель потерял листок нетрудоспособности, то факт болезни можно подтвердить другими документами. Это могут быть, например, справки из медицинских учреждений; копии корешков больничных.
В письмах из медучреждений должны быть сведения о выданных листах нетрудоспособности с указанием их серий и номеров, Ф. И. О. работников, периодов нетрудоспособности. Информация, которая содержится в письмах, должна позволять установить наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом, факт наступления страхового случая, а также периоды временной нетрудоспособности.
Верховный суд РФ установил, что так как в действующем законодательстве не предусмотрена повторная выдача больничных листов взамен утраченных, то правомерность произведенных расходов можно подтвердить иными документами. И утрата оригиналов листков временной нетрудоспособности сама по себе не может являться основанием для непринятия к зачету расходов на выплату пособий.
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Энциклопедия решений. Особенности оформления дубликата листка нетрудоспособности
Особенности оформления дубликата листка нетрудоспособности
Особенностей заполнения дубликата немного:
— в строке «дубликат []» проставляется отметка «V» (п. 58 Порядка);
— в качестве даты выдачи листка в соответствующей строке указывается дата выдачи дубликата (письмо ФСС России от 23.12.2011 N 14-03-11/15-16055);
— в графах «С какого числа» и «По какое число» таблицы «Освобождение от работы» весь период нетрудоспособности указывается одной строкой (п. 60 Порядка);
— в таблице «Освобождение от работы» фиксируются данные и ставится подпись не только лечащего врача, но и председателя врачебной комиссии (п. 57 Порядка).
В остальном дубликат должен быть заполнен точно так же, как и листок, взамен которого он оформлен.
В настоящее время нет единого подхода к порядку заполнения в дубликате строк «первичный []» и «продолжение листка N [][][][][][][][][][][][]». Одни региональные отделения ФСС России полагают, что отметка в строке «дубликат» не может сочетаться с отметкой в строке «первичный» либо с указанием номера предыдущего листка нетрудоспособности. Другие считают, что заполнение одной из этих строк в дубликате является техническим недочетом, не требующим переоформления. Третьи, наоборот, рекомендуют заполнять строки «первичный» и «продолжение» в дубликате, чтобы было видно, взамен какого именно листка он выдан, поскольку данная информация влияет на выплату пособия. В связи с этим рекомендуем работодателям уточнить позицию органов соцстраха в своем регионе.
Если за период временной нетрудоспособности работнику было выдано несколько листков и один из них был испорчен, с испорченного листка снимается копия, в которой медицинская организация указывает номер нового листка нетрудоспособности, выданного взамен старого, или медицинской организацией выдается справка, подтверждающая факт замены листка с указанием номера заменяемого листка нетрудоспособности. Об этом сказано в п. 3 письма ФСС России от 28.10.2011 N 14-03-18/15-12956. Этот пункт письма был отозван Фондом только в части, касающейся порядка оформления самого листка, выдаваемого взамен испорченного (см. письмо от 23.12.2011 N 14-03-11/15-16055). Новых разъяснений по вопросу о дополнительном документе, который бы объяснял разницу в номерах бланков, относящихся к одному страховому случаю, Фонд не давал. Поэтому многие региональные отделения по-прежнему считают необходимым при замене одного из листков в цепочке на дубликат прикладывать к последнему копию испорченного листка либо справку о замене в произвольной форме (см., например, письмо Нижегородского регионального отделения ФСС России от 03.05.2012 N 12-14/10-8418, Памятку по заполнению листка нетрудоспособности. размещенную на сайте Костромского регионального отделения ФСС России).
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока «Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры» использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
Как восстановить больничный лист при утере?
Если работодатель потерял больничный лист, то, к сожалению, медицинское учреждение не выпишет дубликат по запросу организации. Действующее законодательство предусматривает выдачу листка нетрудоспособности только застрахованному лицу. То есть если работодатель потерял больничный, нужно попросить работника обратиться в больницу, где был оформлен первичный бюллютень, за дубликатом.
Напомним, с 2021 года на территории всей РФ действует пилотный проект ФСС «Прямые выплаты», согласно которому работодатель оплачвает только первые 3 дня болезни из собственных средств. Пособие за последующие дни болезни оплачивает Фонд напрямую сотруднику на карту на основании представленных работодателем документов.
Как организовать работу с электронными больничными, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, оформите пробный демо-доступ. Это бесплатно.
Почитайте о том, как правильно сделать начисление пособия в статье «Начисление больничного листа — пример».
Если же вы обнаружили, что больничный отсутствует во время проверки ФСС, например, при возмещении средств за предыдуще годы, Фонд откажет в возврате выплаченной вами суммы. Если сотрудник уже не работает, отправить его за дубликатом не выйдет. Что делать в этом случае, расскажем в следующем разделе.
Как получить дубликат больничного, если он утерян?
Такими документами могут быть:
Многочисленные судебные решения показывают, что возмещение выплаченных пособий возможно не только на основании больничного листа. Например, к подобым выводам приходил ФАС Уральского округа в постановлении от 28.06.2013 № Ф09-6578/13 по делу № А60-40210/2012.
АС Московского округа в постановлении от 03.08.2017 по делу № А40-22485/2017 установил, что у страхователя отсутствовал больничный лист работника, была только справка МВД об утрате данного документа главбухом, но в медучреждении была получена справка, подтверждающая выдачу листа нетрудоспособности и фиксирующая его содержание. Суд пришел к выводу, что закон «Об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ не ставит в зависимость право страхователя на возмещение соцвыплат от непредставления тех или иных копий документов. По мнению судей, в данном случае работодатель подтвердил другим документом право на возмещение средств, выплаченных по листку нетрудоспособности.
Прочитайте о том, как оформить расчет пособия, в материале «Образец справки-расчета к больничному листу».
Итоги
Если работодатель потерял листок нетрудоспособности, то рекомендуется отправить работника за дубликатом. По запросу работодателя дубликат не оформят. Если сотрудник уже не работает, а бюллютень нужен для возмещения затрат, по расходам до 2021 года, рекомендуем получить справку или иной подтверждающий право на соцпособие документ в медучреждении.
Что делать при утере больничного листа сотрудника
Социальные пособия, включая выплаты по причине временной нетрудоспособностью гражданина, обеспечиваются за счет ресурсов ФСС (ФЗ № 255. 29.12.2006). Получение компенсации производится при документальном подтверждении имевшего место страхового случая в виде больничного листа, оформление и выдача которого регламентируются приказом министерства здравоохранения РФ № 624 (29.06.2011). Разрешение ситуаций при утере документа о нетрудоспособности также определено законодательно.
Действия при утере больничного работником
Медицинская организация выдает гражданину бюллетень в день его закрытия или в день обращения работника за ним. При этом право на получение причитающегося по нему пособия распространяется на срок до 6 месяцев после выздоровления (ФЗ № 255, 29.12.2006).
Поэтому в случае потери документа до его передачи в бухгалтерию работодателя гражданин вправе направиться в медицинское учреждение с заявлением на получение дубликата. Он оформляется комиссией в составе лечащего врача, руководителя медицинской комиссии лечебного учреждения, сотрудника регистратуры.
При заполнении нового бланка с учетом письма ФСС РФ № 14-03-11/15-16055 (23.12.2011):
Дубликат является подтверждением, равнозначным основному листку нетрудоспособности (утраченному). Оплата за весь период болезни будет произведена по заменяющему документу по общим правилам в полном объеме.
Кстати! До недавнего времени для оформления заменяющего документа требовалось предоставление справки с места занятости, подтверждающей, что выплаты по страховой ситуации не производились. Несмотря на необязательность в настоящее время предъявления указанной справки, в медучреждении могут ее запросить, так как прямого запрета на требование подобного подтверждения нет.
Потеря больничного листа по вине работодателя
При утрате работодателем документа о нетрудоспособности сотрудника специальная комиссия, созданная по приказу руководителя организации, выносит решение по ситуации.
Если причиной потери или порчи акта признаны непредвиденные обстоятельства в виде наводнения, пожара, иных стихийных или производственных бедствий, то для передачи в медицинское учреждение составляется протокол с описанием случившейся ситуации. С указанным документом и собственным паспортом работник обращается к лечащему врачу за дубликатом подтверждения нетрудоспособности.
Если бюллетень потерян на предприятии, работник получает полагающуюся сумму выплаты на основании предоставленного заменяющего бланка (дубликата) в случае, если бюллетень не был учтен бухгалтерией (письмо ФСС № 15-03-11/12-7761, 17.07.2013).
Новый бланк взамен принятого на учет и после этого утерянного работодателем не выдается. По законодательству заменяющий бюллетень выписывается при обнаружении в нем ошибочных записей или при утере его самим работником, но не в ситуации обнаружения проблем с документом у работодателя.
Подтверждающие справки из лечебных учреждений не являются финансовыми документами, поэтому не могут приниматься в качестве подтверждения расходов по социальному страхованию (ФЗ № 165 от 16.07.1999, письмо ФСС № 15-03-11/12-7761).
Получение дубликата больничного листа доступно только самому работнику и только до того момента, когда бухгалтерией предприятия будет проведено оприходование в учете акта о нетрудоспособности. После данной процедуры замена листа не выдается, так как ФСС не примет эти расходы и не проведет их компенсацию.
С учетом правил организации в стране архивного дела первичные документы должны быть сохранены в течение не менее 5-летнего срока после отчетного годового периода (ФЗ № 402, 06.12.2011). При обнаружении в ходе проверки, проводимой ФСС, отсутствия по уважительной причине листов нетрудоспособности расходы по их оплате не учитываются.
Чтобы избежать подозрений в намеренной потере работодателем больничных листов для отказа в выплате пособия, от принимающего бланк сотрудника можно потребовать расписку о получении документа с указанием должности, даты и его собственноручной подписи. При наличии расписки провинившийся сотрудник и работодатель могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 192, ст. 236 ТК РФ).
Кстати! Судебная практика показывает, что возмещение пособий возможно при отсутствии оригинала или дубликата больничного листа. Определением ВС РФ № 305-КГ16-17521 (28.12.2016) была подтверждена невозможность выдачи замены акта при утере работодателем и правомерность начисления выплаты при предъявлении некоторых документов, в числе которых могут быть письма медучреждения (с указанием реквизитов бланка утраченного экземпляра, данных гражданина, информации о заболевании) и копии корешков выданных листов нетрудоспособности.
Утрата документа медицинским учреждением
Потеря бланка больничного по вине сотрудников медицинских учреждений не может стать причиной опровержения факта наступления у гражданина страховой ситуации.
Учреждение обязано выполнить требование, предъявляемое гражданином при обращении с заявлением на выдачу дубликата. Возможно, понадобится предъявление подтверждения с места прохождения комиссии.
В случае, когда медицинский работник испортил бланк, производится повторная выдача акта с соблюдением следующих требований по заполнению (приказ МЗ РФ № 624, 29.06.2011):
К листку нетрудоспособности прикладывается расчет пособия, производимый страхователем на отдельном листе.
Работа с электронным бланком больничного листа
В качестве эксперимента с 2014 года в ряде субъектов РФ стали выдаваться листы нетрудоспособности в электронном формате. Положительно зарекомендовавший себя проект с осени 2015 года распространился на многие регионы страны, а с июля 2017 года электронный документооборот планируется внедрить повсеместно в РФ.
После указанной даты бумажные носители в течение некоторого времени еще будут использоваться параллельно с электронными вариантами.
Цель использования электронного подтверждения нетрудоспособности гражданина прежняя – подтвердить для работодателя состояние здоровья работника для возможности компенсации недополученного заработка. Отличие только в том, что информация записывается не на бумаге, а в электронную базу данных с первого дня обращения пациента в клинику.
После закрытия больничного документа информация по каналам связи передается в отделения ФСС и по месту работы пациента.
Преимущества
К числу положительных сторон нововведения относится то обстоятельство, что отпадает необходимость беспокоиться о сохранности ценной бумаги. Сам работник не будет тратить время на получение бумажного экземпляра, с его стороны исключается вероятность случайной потери или порчи больничного.
Оформленный в медицинском учреждении и хранящийся в электронной базе бюллетень не может потеряться. По нему не возникнут ситуации для выдачи дубликата, так как доступ к электронной версии есть у лечащего врача, отделения ФСС и бухгалтерии работодателя.
Существуют преимущества и для работодателя – нет необходимости обслуживать реальный архив и хранить длительное время бумажные носители информации, отсутствует возможность случайной или специальной потери (порчи) документа.
Законом будут определены четкие сроки, в течение которых предприятие должно оплатить пособие сотруднику. Отслеживание исполнения нормативных требований становится доступно отделениям ФСС. Поэтому после введения новой формы взаимодействия сторон задержек по оплате больничных листов быть не должно.
Кстати! На начальном этапе выдача справок по нетрудоспособности в электронном формате предполагается по согласию гражданина. Оба варианта больничного (бумажный, цифровой) имеют равную юридическую силу и действительны для предъявления в любую организацию.
Работник принес сомнительный больничный лист. Действия бухгалтера
ведущий эксперт в области социального страхования, юрист, руководитель Центра социально-трудовых прав
Ситуация, знакомая многим бухгалтерам до боли: работник закрыл больничный и сдает его на оплату. После пристального изучения бухгалтер изрекает: «Ой, а вот здесь ошибка. У меня такой больничный ФСС не возьмет». «А что же делать»? — растерянно спрашивает работник. «Идите обратно в поликлинику (больницу) и пусть врачи выдают дубликат», — велит бухгалтер. Правильно ли так поступать?
Вдумайтесь: вы заставляете работника делать, то, что он, во-первых, делать не должен а, во-вторых, совершенно не хочет — отправляете его к врачам, которые тоже, мягко говоря, не горят желанием пойти навстречу. И при этом надеетесь достичь желаемого результата? Именно по этим причинам в девяти случаях из десяти злой на весь мир работник возвращается от медиков… с тем же самым больничным.
Отправлять сотрудника обратно к медикам неверно!
Ошибка в больничном листе: куда обращаться?
Правильный порядок действий в такой ситуации определен в Письме ФСС РФ от 30.09.2011 № 14-03-11/15-11575, где сказано, что самостоятельное направление работодателями работников в медицинские организации для переоформления больничных недопустимо. Далее ФСС разъясняет, что если у работодателя возникли сомнения в правильности оформления врачами листка нетрудоспособности, то обращаться надо в… региональные отделения ФСС или его филиалы. И, если вдуматься, это единственное верное решение проблемы, ведь именно ФСС обладает полномочиями по экспертизе временной нетрудоспособности и контролирует правильность оформления листков нетрудоспособности.
Пропущенная ошибка чревата тем, что в дальнейшем ФСС откажется оплачивать этот больничный за счет государственных средств. Поэтому работодатель зачастую предпочитает перестраховаться.
Обнаружив сомнительный больничный, работодатель обращается в отделение (филиал) ФСС по месту регистрации с устным или письменным запросом, в котором просит разъяснить, можно ли оплатить данный больничный за счет ФСС и не возникнет ли претензий при проверке. При этом следует учесть, что ответ, полученный устно, не дает 100% гарантий того, что при последующей проверке к работодателю не возникнет претензий.
Рекомендуем следующий вариант: обращение с письменным запросом и приложением к нему копии больничного листа. Разумеется, возможно, обращение в электронном виде с приложением скана (ксерокопии) больничного.
Да, скажут мне опытные бухгалтеры, все это прекрасно, но как при этом соблюсти сроки выплаты пособия, ведь в соответствии с законодательством работодатель обязан оплатить больничный в ближайший срок, установленный для выплаты заработной платы? Конечно. Именно поэтому медлить с подобным запросом не следует, а в самом его тексте надо указать: «В связи с обязанностью оплатить указанный листок в срок до____ просим рассмотреть наш запрос в срок до____».
Далее следует поступить в зависимости от содержания ответа. Если, по мнению ФСС, больничный оформлен врачами без нарушений, он принимается к оплате. Если нарушения есть, врачи обязаны выдать дубликат.
Если получили дубликат больничного листа…
Получив от работника дубликат, работодатели нередко пугаются снова — он имеет свои специфические особенности в оформлении. В строке «дубликат» ставится галочка, в графах «С какого числа» и «По какое число» таблицы «Освобождение от работы» одной строкой указывается весь период нетрудоспособности. Ну а в строке «Дата выдачи» проставляется реальная дата оформления дубликата, а не испорченного больничного листа.
В разделе, заполняемом работодателем, исправления допускаются, а их количество не регламентировано. Однако сам порядок внесения исправлений принципиально отличается от ранее существующего.
Допустим, вы совершили ошибку, указав в строке «Средний дневной заработок» сумму 1255 руб. вместо 1275 руб. Как ее исправить?
«Скажите, — спрашивают бухгалтеры, — а надо ли при внесении этой записи указывать наименование строки, в которой допущена ошибка?» Может быть, следует написать так: «Средний дневной заработок» 1275. Представляется, что это не будет ошибкой, однако необходимости в такой конкретизации нет: строку, в которой допущена ошибка, легко установить по зачеркнутой записи на лицевой стороне больничного листа.
И это только малая часть вопросов, возникающих у бухгалтеров при заполнении и оплате больничных листов. О наиболее распространенных и интересных читайте в статье « Исправление в больничном листе работодателем ».