Дуэль двоих что с каналом
Что не так с провалившейся в прокате «Последней дуэлью» Ридли Скотта
18 ноября в российский прокат выходит перенесенная из-за всероссийского локдауна драма Ридли Скотта с Мэттом Деймоном, Адамом Драйвером, Джоди Комер и Беном Аффлеком «Последняя дуэль».
Кстати, дуэль реальных де Карружа и Ле Гри действительно стала последней. В смысле последней судебной дуэлью, одобренной Парламентом Франции, когда правоту истца или ответчика решала победа в бою.
Правда, как было на самом деле и действительно ли Маргарита подверглась насилию, никто достоверно до сих пор не знает. Хотя многие современники и последующие поколения, среди которых были даже такие выдающиеся деятели Просвещения, как Дидро и Вольтер, Ле Гри поддерживали, считая, что Маргарита оклеветала его по наущению своего обиженного и мстительного супруга.
Настолько низкие показатели издание Variety в своем исследовательском материале объяснило тем, что среднюю аудиторию фильма составили зрители старше 35 лет. А именно эта категория, по данным американских исследователей, до сих пор опасается возвращаться в кинотеатры из-за пандемии коронавируса.
Как бы то ни было, но ближайшим конкурентам «Последней дуэли» никакие эпидемии и локдауны не помешали продемонстрировать более внушительные результаты.
А очередная часть шпионской истории про агента 007 «Не время умирать» за свои вторые выходные в прокате разжилась 24,3 миллионами долларов. И это несмотря на нерадужные рецензии зрителей и критиков.
Форма «Последней дуэли» заимствована у «Расемона» Акиры Куросавы, оскароносной драмы аж 1950 года, открывшей миру японский кинематограф и новую форму киноповествования. И несмотря на то, что технические возможности кинематографа за прошедший с момента выхода «Расемона» 71 год шагнули далеко вперед, переплюнуть японского киногения с его многоразовым рассказом про изнасилование и убийство в лесу Ридли Скотту не удалось. Откровений и совершенно новых трактовок у разных рассказчиков Скотта не получилось, а поэтому за три часа в кинозале зрители вынуждены трижды прослушать одну и ту же историю, рассказанную практически одними и теми же словами.
Так что все остальные 140 минут зрителя ожидают долгие разговоры и мрачные пейзажи.
Актерские работы в «Последней дуэли» очень неплохи.
Но когда приглашаешь на сьемки два уже давно сработанных дуэта, то это и предполагаешь. У Мэтта Деймона и Бена Аффлека стаж сыгрывания больше тридцати лет, а Джоди Комер/Маргарит де Карруж и Харриет Уолтер/мать Жака де Карружа только-только завершили продолжительную работу над своим эксцентричным кагэбэшным дуэтом в сериале «Убивая Еву».
Кстати, если верить в этом плане главному американскому сплетнику Энти, подобный расклад полностью вывел из себя обычно сдержанного и собранного Деймона. Актер по этому поводу уже даже собирает адвокатов, чтобы судиться с киностудией, обвиняя ее боссов в упущенной выгоде из-за их скверного планирования.
Ну а что, может Мэтт Деймон и прав. Скарлетт Йоханссон же удалось выиграть суд с «Диснеем» по своей «Черной вдове», так чем же Мэтт хуже?
Кстати, мало кто знает, но у Мэтта Деймона совершенно не растут на лице волосы. А так как его герой Жак де Карруж весь фильм демонстрирует с экрана шикарную окладистую бороду, то каждое утро актера начиналось в кресле гримера. Отделу макияжа пришлось опробовать больше 20 различных вариаций бород, чтобы выбрать наиболее реалистичную и подходящую Мэтту. Правда, потом у актера оказалась аллергия на специальный клей для лица, а значит после каждого дубля Мэтта Деймона приходилось в срочном порядке разгримировывать и обкладывать его оскароносное лицо пакетами со льдом.
Это на случай, если кто-то все еще считает, что искусство не требует от его творцов жертв.
«Последняя дуэль» 83-летнего Ридли Скотта даже близко не похожа на собравшего все возможные награды «Гладиатора» с Расселом Кроу, несмотря на кажущуюся в плане исторической подоплеки схожесть. Тем более «Последняя дуэль» не имеет ничего общего ни с «Чужим», ни с «Бегущим по лезвию». Это не «Солдат Джейн» и уж тем более не «Марсианин» (несмотря на наличие в авторах сценария и ролях Мэтта Деймона). «Последняя дуэль» не похожа ни на одно из культовых творений режиссера, хотя совсем оригинальной ее язык также не повернется назвать.
«Дуэлянты» получились, может, и не новаторски откровенным, зато последовательным и добротным кино. Что в полной мере подтвердила награда Каннского кинофестиваля и, как следствие, новые режиссерские контракты для тогда еще сорокалетнего рекламщика из Великобритании Ридли Скотта.
Сегодня, почти полвека и кучу блокбастеров вроде «Тельмы и Луизы» и «Ганнибала» спустя, Ридли Скотт снова вернулся к своей излюбленной военно-дуэльной теме. Годы и опыт, естественно, накладывают отпечаток, а поэтому нынешняя дуэль куда сложнее, навороченнее и печальнее предыдущей. А еще «Последняя дуэль» наглядно доказывает, что первый блин не всегда выходит комом, а опыт и бюджет в 100 млн долларов не гарантируют, что новое зрелище получится более захватывающим и значительным, чем то, что новичок-любитель когда-то снимал за 900 тысяч.