Едва ли кто нибудь может сказать что однажды увидев
АЙВАЗОВСКИЙ
Маринист. Это слово само уже несет в себе запас романтики, от него как будто исходит дыхание моря с его бесконечным, беспокойным и могучим дыханием. Художник моря! Этот жанр дался по-настоящему очень немногим большим живописцам, ибо, чтобы изобразить стихию моря, надо быть и вдохновенным поэтов. Так написать саму душу моря, чтобы стать как бы частью этой красоты.
Потому великих маринистов во всей истории мировой живописи можно насчитать лишь с десяток. Но больше.
Все краски радуги, невероятные контрасты света и тени, модуляции тончайших цветов, растворенных во влажном воздухе, вся энергия ветра, разгуливающего на просторах морей,- все, все это должно быть отражено кистью чуткой, одухотворенной страстью, не терпящей штампованных приемов. Излишне говорить уже о том, насколько свободна, но в то же время собрания и сдержанна должна быть палитра мариниста, ибо художником моря может стать только настоящий живописец от рождения, для которого язык красок и тайны колорита ясны до конца.
Море, как и небо, вечно в движении, в неуловимых рефлексах пленэра. Надо только это уметь видеть и, главное, запечатлеть на холсте, бумаге, на доске офорта или гравюры;..
Можно изъездить весь мир, но безошибочно среди сотен к тысяч полотен ты найдешь и отличишь удивительно живые, трепетные, мягко и тонко написанные холсты, изображающие то просто море, озаренное лучами заката, то валы океана, громоздящиеся в пустынном огромном пространстве, то сцены морских боев.
Феодосия. Крым. Это они служили той соленой купелью, в которой рождался талант будущего мастера. И бесконечная смена состояний, которые так тонко я контрастно отражают море и старые руины Генуэзской крепости, и стремительный бег облаков, то ослепительно белых и похожих на вершины вековых гор, то пурпурно-багряных, будто собравших весь жар полдня, то серебристо-лазоревых, окружающих бледную луну,- все это богатство природы с юных лет запало в душу малыша Ованеса, и он часами сидел у моря, любуясь накатом, оставляющим легкую пену и влажный след выброшенных медуз на берегу. Он дремал под мерный звук дышащего моря, и волны, прибегающие к его маленьким стопам, приходили из далекого далека, где бродили огромные корабли с надутыми парусами, фрегаты, бриги и корветы с десятками пушек, с крутыми бортами, с особо изогнутыми силуэтами, то напоминающими хищную птицу с распростертыми крыльями, то похожие на пущенную из лука стрелу. Все, все замечал и запоминал малыш, а когда пришла пора и муза тихо склонилась у его изголовья, мальчик взял кусок угля и стал рисовать на белой стене родного дома гордо плывущий корабль.
Отец увидел эти первые опыты восьмилетнего сына и, вместо того чтобы выругать его за выпачканную стену, вынес ему несколько листов плотной бумаги и карандаши.
Кофейня. Мальчик на побегушках. Горький чад кухни. Дым. Гул голосов и бесконечная круговерть серых, нудных будней. Суета, тычки.
Детство. Многое в жизни человека зависит от того, как он провел детские годы, как увидел и ощутил в ту пору вечную красоту природы, в какие игры играл и какие книги читал, чему учился, что постиг, узнал ли цену знания и труда. И как все это вместе незаметно превратило его в отрока, юношу, обладающего характером, взглядом и видением окружающего мира.
Вскоре после приезда в Симферополь рисунки молодого Айвазовского посылаются в Петербург с ходатайством о принятии юноши в Академию художеств. Президент Оленин, просмотрев работы молодого человека, дал указание о принятии его «казенным пансионером».
. Столица России поразила юношу великолепием своих дворцов, парков, чугунных литых оград, мраморными изваяниями. Адмиралтейство, величественный Медный Всадник и, главное,- Нева в дорогом убранстве набережных, нарядных мостов. В ее серебряном зеркале отражались грандиозные колоннады дворцов, острые золотые шпили и розовые паруса могучих кораблей, величаво плывущих навстречу заре. Юноша был очарован. Наконец-то он близок к своей мечте стать художником,- ведь в Российской императорской Академии художеств, как он мыслил, было собрано все лучшее, чем располагала Русь. Надо лишь учиться, учиться рисовать и писать.
Но не все было так просто и однозначно в ту далекую пору. Николай I, самодержец, лично занимался академией, и дух, царивший в ней, был казенный, серый, далекий от романтических грез шестнадцатилетнего Айвазовского. Он ведь любил природу, море, свою маленькую солнечную Феодосию, а официальные библейские и мифологические сюжеты учебных заданий были чужды маленькому провинциалу, простодушному и застенчивому.
Воробьев понимал поэзию, дружил с Жуковским, Крыловым, Гнедичем. Словом, это был образованный и тонко чувствующий прекрасное человек. Айвазовский о первых дней заявил о себе как талантливый ученик, он много трудился и был с первых шагов отмечен.
Шло время. И вот наступил 1836 год, когда впервые Айвазовскому разрешили выйти в море на боевом военном корабле. Перед молодым художником раскрылась во всей красе грозная мощь Балтики, свинцовые штормы и лазурные дни штилей. Вся, вся радуга капризной морской стихии предстала перед ним. Так были созданы семь картин из жизни русского военного морского флота. В них было не только море, но и корабли и люди, написанные с великим тщанием и знанием дела.
Айвазовский нашел свое призвание. Море и флот. Осенью на академической выставке эти картины имели большой успех. Сам Пушкин обнял автора полотен и немедля вспомнил Феодосию, порт, Раевского и малыша Ованеса. Картины молодого мариниста похвалил кумир молодежи Брюллов. Это была великая поддержка, столь необходимая любому начинающему суровый и тернистый путь к истинной славе в искусстве. Дар Айвазовского также заметил Глинка и встречался с ним. Такое окружение великих людей заставляло только усерднее работать, работать. Двадцатилетний художник пишет серию морских пейзажей, за которые в сентябре 1837 года получает золотую медаль первой степени, что давало ему право на заграничную поездку для совершенствования мастерства. Однако совет академии решил отправить Айвазовского на два лета в Крым, чтобы потом зимой он отчитывался о летних этюдах.
Он посещает Ялту, Гурзуф. Долго-долго стоит у кипариса Пушкина, вспоминая погибшего поэта.
Величественная земля Тавриды. Цветущие парки, горы в сиреневой вуали, черные кипарисы, розовые магнолии и море, море, то сине-изумрудное, то перламутровое, жемчужное, то пылающее багровое.
В конце плавания, подойдя к берегам Кавказа, Раевский посетил флагманский корабль «Силистрия», стоявший во главе черноморской эскадры из пятнадцати судов. Он взял с собой Айвазовского и представил его адмиралам Михаилу Петровичу Лазареву, Павлу Степановичу Нахимову, Владимиру Алексеевичу Корнилову. Молодой художник встретил на флагмане многих друзей, знакомых по балтийскому походу.
Просмотр. После долгих прений совет академии решил отправить Айвазовского среди других за рубеж для изучения классики.
Первые шаги их были в Италии. Венеция сразила своей яркостью, неподражаемым холодным колоритом, столь свойственным Веронезе, Тьеполо и другим гигантам венецианской школы.
Италия раскрыла богатства своей культуры, живописи, скульптуры, архитектуры. Молодые люди, потрясенные Римом, Флоренцией, изучали мастерство, копировали классиков. Они увидели Неаполь, Везувий.
Айвазовский пробовал показывать свои марины итальянцам. Некоторые холсты имели подлинный успех. Шли заказы от богатых меценатов, вельмож.
Однажды русский художник Александр Иванов взял с собой Айвазовского на этюды в Сабинские горы. Маленький городок Субиако расположен всего в пятидесяти километрах от Рима. Его окрестности были поистине дикими, первозданными по своей растительности и рельефу, украшенному суровыми, голыми скалами. Мастер работал на натуре неспешно. Долго рисовал, компоновал этюд, а потом с великим усердием выписывал каждую, казалось, малозначительную деталь. Но главной своей задачей он ставил передать неуловимое состояние природы, сложную игру теплых и холодных рефлексов и тот общий холодок, обычно свойственный открытому воздуху.
Стоял жаркий полдень. Иванов уже несколько раз переписывал этюд. Был недоволен работой. Вечерело. К нему присоединился Айвазовский, бродивший вокруг и рисовавший в альбоме наброски. Сурово поглядел Иванов на беглые кроки своего молодого друга. Ему было больно от такого легкомысленного изучения натуры.
— Все это происходит оттого,- строго произнес Иванов,- что. тебя завалили заказами, заславили и захвалили.
Он предостерег молодого художника, что ему грозит быть декоратором. На многих его картинах того периода природа разукрашена, как декорации в театре.
Седые руины Рима, свежий после дневного зноя воздух, великолепные, иногда мрачные, силуэты далекой истории. Арки, колонны, монументы. И все это озарено пепельным светом луны, бегущей по какому-то особенно черному бездонному майскому небу. Да, школа прекрасного, полученная Айвазовским не без помощи Александра Иванова и Гоголя, была бесценна. Общение художника Айвазовского с корифеями русской культуры дало понять молодому мастеру бессмертное значение строк Пушкина:
Тысячу раз прав был Ньютон, который однажды воскликнул, что никогда не создал бы и малой доли свершенного, «если бы не стоял на плечах гигантов». С полным основанием мог повторить эти слова и Айвазовский, в творческой судьбе которого принимали участие корифеи русской и мировой культуры.
«На картине этой вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем и в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок или множеством металлических блесток на мантии великого царя. Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновлял гений!»
Каково было юноше прочесть эти строки, как бы льющиеся из самой души великого маэстро. Это было высшее признание!
Вскоре парижский Лувр предложил художнику выставить свои холсты, и Айвазовский привез «Море в тихую погоду», «Ночь на берегу Неаполитанского залива», «Буря у берегов Абхазии». Успех был полным.
Перед глазами художника стоял образ слабеющего, постаревшего Брюллова, так много обещавшего дать родине по приезде из Италии. Нет, нет! Работать, работать, работать. Никакой суеты, пустословия, никчемной траты времени. Светский Петербург был поражен, узнав, что художник в самом расцвете сил и славы бросает столицу и уезжает в «эту дыру». Царь Николай I, узнав об отъезде Айвазовского, заявил: «Сколько волка ни корми, он все в лес глядит!» В этих словах скрывалась ярость монарха, не удержавшего при дворе мастера, которым восхищалась вся Европа.
Незабываемо полотно, изображающее легендарный бриг «Меркурий», возвращающийся ночью на встречу с родным флотом после жестокой схватки с неприятелем. Ночь. Луна. Штиль. Лишь еле заметная зыбь лениво колышет морскую волну. Тишина. Позади неравный, но славный бой, в котором «Меркурий» победил вдвое превосходящего врага.
Восторженно был встречен приезд Айвазовского в осажденный Севастополь. В те дни защитники увидели его на прославленном Малаховом кургане вместе с героическими руководителями обороны города Нахимовым и Корниловым.
Пришла старость. Ивану Константиновичу пошел восьмой десяток. Но живописец не снижает напряжение труда. Он пишет все новые и новые картины. Лето проводит в Крыму, в Феодосии, зимой приезжает в Петербург или в Москву.
Сюжетом большинства его произведений служит море в разных состояниях. И сколько ни глядишь на его творения, поражаешься великому разнообразию сюжетов и пластических решений этой, в общем, одной и той же темы. Секрет этого сложен и прост.
«В картинах моих,- говорил сам художник,- всегда участвует кроме руки и фантазии еще и моя художественная память. Я часто с удивительною отчетливостью помню то, что видел десятки лет назад, и потому нередко скалы Судака освещены у меня на картине тем самым лучом, что играл на башнях Сорренто; у берега Феодосии разбивается, взлетая брызгами, тот самый вал, которым я любовался с террасы дома в Скутари».
Айвазовский, раз увидев и изучив мотив пейзажа, запоминал его во всех мельчайших деталях.
Иван Константинович в конце своей долгой многотрудной жизни открыл школу живописи в Феодосии, в городе, которому он неустанно помогал и почетным гражданином которого был. Горожане боготворили Айвазовского за все то добро, которое он сделал для Феодосии.
Однажды, собрав у себя в мастерской группу учеников, маститый художник, вздохнув, сказал:
— Я вижу, что мои картины произвели на вас сильное впечатление. Предостерегаю вас от подражания, которое вредит самостоятельному развитию художника. Можете перенимать технику того пли другого живописца, по всего остального вы должны достигать изучением природы и подражанием ей самой, Старайтесь быть реальными до последней степени.
В открытое окно мастерской лились лучи заката. Вечерняя заря во всей своей непередаваемой прелести вставала над Черным морем. Это был поистине пир красок, уловить все богатство которых удавалось лишь немногим мастерам живописи. Один из первых среди них был Иван Константинович Айвазовский. Художник и патриот. Добрый, честный человек л гражданин своего Отечества.
Отрабатываем навыки сжатия текста
Следующие задания и упражнения помогут вам выработать навыки сжатия второстепенной информации и выделения главной:
1. Выделите ключевые слова в предложениях.
Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясён его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море и небо — вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.
2. Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть.
• Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени — они наверняка ещё до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.
• Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается.
• Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостаёт времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей.
• Самое дорогое, что есть у человека, — это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое — это Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут.
1. Ценность времени — в его быстротечности.
2. У делового человека дефицит времени увеличивается.
3. Цейтнот становится всеобщим.
4. Самое дорогое — это Время, составляющее нашу жизнь.
3. Составьте к абзацам прочитанного текста опорные фраы, которые являлись бы ключом к его пониманию.
Обиды, которые в наших взаимоотношениях мы наносим друг другу, не объясняются непосредственно нашей злой волей. Люди не причиняют друг другу зла в силу какой-то особой жестокости, зверства. Непосредственной причиной нанесения ближним обид часто бывает отсутствие необходимого опыта общения, неумение пойти навстречу окружающим, чрезмерное увлечение собой.
После того как человек нанёс обиду, он может опомниться, но чаще всего это происходит с большим опозданием. Ранящие слова уже произнесены. Боль, которую человек пытается насильно переложить на ближнего, рано или поздно возвращается к обидчику, причём зачастую с двойной силой.
И хотя человек порой действительно не ведает, что творит, когда причиняет зло тем, кого больше всего любит (унижение окружающих, применение насилия к ним
является выражением чувства собственной слабости), однако это не означает, что он
может чувствовать себя свободным от ответственности за собственные слова и поступки, которыми он нанёс своим близким столько обиды и зла.
Примерный вариант выполнения задания
Причины нанесения обид ближним — отсутствие опыта общения, эгоизм.
Боль обиды возвращается к обидчику удвоенной.
Обидчик должен нести ответственность за унижение окружающих, даже если это является выражением чувства его собственной слабости.
4. Сократите сложное предложение за счёт менее существенной части.
Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. (По Л. Жуховицкому)
Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране).
5. Исключите однородные члены предложения.
1. Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.
2. С большой и сердечной любовью относились к Чехову и все люди попроще, с которыми он сталкивался: слуги, разносчики, носильщики, странники, почтальоны, — и не только с любовью, но и с тонкой чуткостью, с бережностью и с пониманием.
3. Добрые люди понимали её [жизнь] не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом.
4. Герасим ничего не слыхал: ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды.
5. Михаил Михайлович Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг: «Кладовая солнца», «Кащеева цепь», «Календарь природы», «Золотой луг», «Лесная капель», «Осударева дорога».
6. Всё человечество Каштанка делила на две очень неравные части — на хозяев и заказчиков.
1. Всюду чувствовалось приближение осени.
2. С большой и сердечной любовью относились к Чехову и все люди попроще.
3. Добрые люди понимали её [жизнь] не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями.
4. Герасим ничего не слыхал.
5. Михаил Михайлович Пришвин подарил нам много замечательных книг.
6. Всё человечество Каштанка делила на хозяев и заказчиков.)
6. Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.
1. Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный): на детских бутылочках, на баночках, коробках,- картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести.
2. Не менее щедра была и наша Чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, клёнов, лип.
3. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина, Целый день бродил я из комнаты в комнату, с кровли на кровлю, с лестницы на лестницу.
1. Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах.
2. Бульвар тонул в опавшей разноцветной листве разных деревьев.
3. В своём внешнем облике город связан с именами знаменитых архитекторов.
4. Целый день бродил я повсюду.
5. Возы были нагружены всякой всячиной.)
7. Устраните повторы и объедините предложения, используя известные вам средства их связи.
В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы — «изобрести».
В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении.)
8. Сжато изложите содержание абзаца.
Что надо лесному зверю, зверьку или зверёнышу для зимнего выживания? То же, что и человеку: надёжная крыша над головой, удобная, тёплая одёжка да приличный запас калорийного корма, которого до спасительницы-весны должно хватить. Бобры не исключение. Но в отличие от всяких разных любителей чужими руками сотворённых убежищ, от охочих до соседских кладовых воришек, а также от некоторых «хитрецов», погружающихся зимой в крепкий сон, лесные дровосеки всё от начала до конца делают сами. И жилища сооружают, надёжнее не придумаешь, и корм припасают, как усердные домохозяйки, и образ жизни ведут — любой спортсмен позавидует. (90 слов) (По Е. Арбузову)
Что надо лесному жителю для зимнего выживания? То же, что и человеку: дом, одежда, пища. Бобры не исключение. Но они в отличие от других зверей всё от начала до конца делают сами: и жилища сооружают, и корм припасают.) (38 слов)
9. Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
Пойдите в Третьяковскую галерею. Загляните в зал Виктора Васнецова и побудьте там хотя бы полчаса. Вас поразит магнетическая сила холстов живописца. Вы увидите сложнейшую гамму чувств, пробуждаемую в людях самых разных возрастов, от шустрых тонконогих девушек в джинсах до солидных посетителей. Все они, уставшие от потока информации, — телевидения, Интернета, кино — все всматриваются в картины Васнецова, будто увидели что-то давно знакомое, родное. Люди подолгу простаивают у совсем с первого взгляда незамысловатых полотен «Алёнушка» или «Богатыри», о чём-то шепчутся и уходят с лицами просветлёнными. Васнецов принёс нам дух русской старины, былины, сказки. Принадлежность делу народному. Сокровенную связь с ним. Васнецов, как никто, принадлежал к самой глубинке России. Вот слова, в которых особо остро звучит его любовь к Родине: «Мне было радостно в полной мере ощутить эту неразрывную связь с моим народом. Эту радость я испытал на открытии памятника Пушкину. С необычайной отчётливостью я ощутил, что я пусть малёнькая, но неотъемлемая часть того великого, чем являются для нас и Пушкин, и стоящие у подножия его памятника Тургенев и Достоевский. » (По И. Долгополову)
10. Подчеркните в тексте слова, предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания.
На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолёты и вертолёты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни.
Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах.
Волки приспособлены к охоте на крупных копытных животных, но питаются не только мясом этих животных. Они ловят мышей и крыс, зайцев и белок, лягушек и ящериц. В годы пиковой численности мышевидных грызунов волки в значительной мере питаются ими, чем приносят определённую пользу лесному хозяйству. Учёные, изучая жизнь этих хищников, давно пришли к выводу, что волки пожирают в первую очередь больных и слабых животных. Волки исторически являлись регуляторами численности многих охотничье промысловых животных. Роль волков как регуляторов численности и селекционеров в биоценозах неоспорима. (По А. Пискунову)
На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолёты и вертолёты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни.
Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах.
Волки приспособлены к охоте на крупных копытных животных, но питаются не только мясом этих животных. Они ловят мышей и крыс, зайцев и белок, лягушек и ящериц. В годы пиковой численности мышевидных грызунов волки в значительной мере питаются ими, чем приносят определённую пользу лесному хозяйству. Учёные, изучая жизнь этих хищников, давно пришли к выводу, что волки пожирают в первую очередь больных и слабых животных. Волки исторически являлись регуляторами численности многих охотничьепромысловых животных. Роль волков как регуляторов численности и селекционеров в биоценозах неоспорима.) (По А.Н. Пискунову)
11. Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.
Знаменитый художник В.В. Стасов так. говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный». (37 слов)
Знаменитый художник В.В. Стасов утверждал, что Шишкин — художник народный, изучивший досконально русский лес, так что ему нет равных в этой области.) (20 слов)
12. Укажите предложения, содержащие второстепенные детали.
(1)Слышал я как-то по радио в исполнении самого автора рассказ Михаила Пришвина «Старый гриб»., (2)Старого человека назвали «старым грибом», тем самым незаслуженно обидев. (3)И вот однажды он пошёл в лес и встретил там огромную сыроежку. (4)Оказалось, что и она нужна кому-то. (5)Лесные пичужки утоляли здесь жажду, садясь на край грибной шляпки и набирая из неё в клювик холодную дождевую воду. (б)Напился из лесного блюдца и старик, бережно встав перед ним на колени, хотя проще было сорвать сыроежку и поднести её ко рту. (7)Но ведь её снова и снова до краёв наполнит дождь, и снова откроется маленький «буфетик». (8)Но не только в этом простом сюжете заключалась прелесть рассказа. (9)Слушая, как Пришвин разговаривает с пичугой о том, выпьет или не выпьет он всю воду из сыроежки, я вновь и вновь удивлялся, насколько это был чудесный, добрый, наделённый наивностью ребёнка и огромной мудростью писателя человек. (10)В нём жила неиссякаемая любовь ко всему живому и растущему.
(11)В основу его любви к животному и растительному миру было положено твёрдое убеждение, что каждая бессловесная тварь, каждый скромный полевой цветок обладают своим собственным «я». (12)Нужно только понять его. (13)И тогда откроется невиданная глубина окружающего мира. (14)Сам человек, пришедший в этот мир, сделается добрее и прекраснее. (15)Он поймёт, что нельзя только уничтожать, что вместе с разорением природы он обедняет и свою душу, делая её чёрствой и эгоистичной.
13. Разделите сложные предложения на простые, сокращённые.
(1) Попробуйте тихим, тёплым весенним вечером выйти на опушку леса, и вы услышите грустные рулады, которые звучат меланхолично, растянуто, как бы не ритмично, но тем не менее торжественно и вдохновенно.
(2)Сильные, печальные флейтовые звуки заполняют постепенно собой всю округу, отдельные фразы великолепной песни почти не повторяются, и нереальная, почти сверхъестественная минорная симфония, доносящаяся словно откуда-то из-под земли, проникает в самые потаённые уголки души, вызывая
восхищение, заставляя сжиматься сердце, и от этого даже мурашки бегут по коже.