Евхаристические молитвы что это
Евхаристический канон
– Алексей Сергеевич, почему в данном случае мы употребляем именно это слово – канон?
– Греческое слово «канон» означает правило. Канонами назывались правила Вселенских Соборов. И в данном случае канон утверждает правило священнодействия, совершаемого в алтаре, его последовательность. Ведь это священнодействие – важнейшее из совершаемых в храме, здесь нет ничего второстепенного и мелкого. Канон регламентирует каждое движение и каждое слово.
– Для нас, мирян, Евхаристический канон начинается с возгласа «ГорЕ имеим сердца». Как его понимать?
– «ГорЕ» значит вверх, глагол «имеим» можно перевести как «давайте будем иметь» – это призыв обратить сердца от дольнего («нижнего»), от наших земных забот и проблем к горнему. Но обратить сердца – значит не просто не думать, не вспоминать обо всем этом во время совершения Евхаристии. Церковь в эту минуту призывает нас к большему, к тому, чтобы жить горним, пребывать сердцем в Боге. На самом деле, мы всегда должны жить так, чтобы сердца наши были обращены горЕ. Но мы по немощи нашей не справляемся с этим и должны хотя бы сейчас, перед великим чудом преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь, сделать сугубое усилие.
– С возгласа «Благодарим Господа» начинается анафора – главная часть Божественной литургии. Почему она предваряется именно этим возгласом и что она такое?
– Слово «Евхаристия» означает благодарение; Сам Господь перед тем, как установить Евхаристию, возблагодарил Отца (см.: Лк. 22, 19 ). И мы, приступая к Божественной трапезе, благодарим Господа за дело нашего спасения, осуществленное Им. И в тайных молитвах, читаемых священником в алтаре, главное место занимает именно благодарение Бога.
Слово «анафора» греческое, оно означает возношение. В ветхозаветном понятии жертва именно возносится – в виде дыма, к небесам. Слово «анафора» говорит о том, что мы приступаем к жертвоприношению, к бескровной жертве.
– Хор поет «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу», диакон в алтаре снимает с дискоса с предложением (Агнцем) прикрывающую его звездицу. Далее мы слышим возглас священника «Победную песнь поюще, вопиюще…» и далее – торжественное и страшное песнопение Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Исполнь (полны) небо и земля славы Твоея ( Ис. 6, 2 ).
– Здесь надо отметить, что Евхаристический канон целостен и состоит как из тайных молитв, читаемых священником в алтаре, так и из тех возгласов и песнопений, которые слышит церковный народ. Возглас священника «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» есть продолжение его тайной молитвы, точнее говоря, продолжение заключительных слов той части, которая читается священником, пока хор поет «Достойно и праведно…»: «предстоят Тебе тысящи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими шестокрилатии, многоочитии…». А песнопение «Свят, Свят, Свят» имеет в литургической науке специальное название sanctus (лат. святой) и разделено на две части: первая возвращает нас к книге пророка Исаии, который видел Господа, сидящего на престоле высоком, и Серафимов, славивших Его именно этими словами. А вторая взята из псалма 117-го: Благословен грядый во имя Господне (26).
– И вот наконец – Приимите, ядите…
– Это установительные слова Святой Евхаристии. В Литургии святителя Василия Великого они предваряются еще фразой «Даде (давая) святым Своим учеником и апостолом рек». Установительные слова, произнесенные Господом на Тайной вечере, при установлении Евхаристии, в Литургии имеют следующий вид: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов. Интересно, что ни в Евангелиях, ни в Первом послании к Коринфянам (11, 24–25) эти слова именно в таком виде не встречаются. Можно сказать, что Церковь соединила текст установительных слов из Евангелий от Матфея и от Луки, и получился нынешний синтетический вариант. Впервые он встречается в Литургии апостола Иакова, затем перешел в наши обе Литургии. Эти слова заставляют нас еще раз осознать и почувствовать: Евхаристия, совершаемая сегодня в наших храмах, восходит к Тайной вечере.
После установительных слов мы слышим «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся»; в алтаре происходит возношение Даров, диакон поднимает сосуды (дискос и Чашу) над престолом, затем вновь ставит на место.
– Что означает «Твоя от Твоих…»?
– Все, что есть на этом свете, создано Богом и принадлежит Ему. И что мы можем принести Ему в дар? Только то, что и так Его. И мы – Его, потому и возносим то, что от Него получили – не только за себя, но и за всех. Хор поет «Тебе поем, Тебе благодарим», а священник в алтаре читает краткую молитву, которая по-гречески называется эпиклезис – призывание: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия». Это призывание присутствует во всех древних Литургиях. Нашествием Святого Духа происходит освящение Святых Даров. Следует, однако, отметить: православные богословы воздерживаются от указания точного момента преложения земного вещества в Плоть и Кровь Господа. Мы не можем вот так, механически фиксировать действие благодати Божией в земном времени: вот, секунду назад это было вино и хлеб, а сейчас уже иное. Тем не менее, после эпиклезиса начинается центральная часть Евхаристического канона.
Молитва эпиклезиса прерывается добавлением, вошедшим в канон в XVII веке вследствие полемики с католиками – читается тропарь третьего великопостного часа о призывании Святого Духа: «Господи, иже Святаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый…». После тропаря молитва эпиклезиса (в которую еще вставлены слова диакона, так что получается искусственно созданный диалог) завершается: диакон, указывая орарем на дискос, говорит: «Благослови, владыко, Святый Хлеб». Священник благословляет предложение со словами «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего». Диакон, указывая орарем на Чашу: «Аминь. Благослови, владыко, Святую Чашу». Священник: «А еже в Чаши сей, честную Кровь Христа Твоего». Затем, благословив Святые Дары вместе, произносит: «Преложив Духом Твоим Святым». Священник и диакон совершают земные поклоны, и многие в храме следуют их примеру. Священник тайно (про себя) читает молитвы «Яко же быти причащающимся» и «Еще приносим Ти словесную сию службу». И начинается завершающая часть Евхаристического канона.
– Именно здесь звучит обращение к Божией Матери…
– Да, мы слышим возглас «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней…», а хор поет «Достойно есть» или «О Тебе радуется», если совершается Литургия святителя Василия Великого. Пока поется это песнопение, священник тайно молится за всех усопших, а затем и за живых: «В первых помяни, Господи…». «И всех и вся» – продолжение этой молитвы хором. Затем мы слышим слова о нашем единении перед Божественной трапезой: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое». Завершается Евхаристический канон возгласом священника «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего со всеми вами. ».
– Далее, после второй просительной ектении «Вся святыя помянувше…» нас ждет общее пение молитвы Господней, «Отче наш». Почему?
– Это одна из древнейших особенностей Литургии, восходящая к III веку. А поем мы ее все вместе перед Причащением – не только потому, что эта молитва дана нам Самим Господом, но и потому, что в ней есть слова «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Мы можем воспринимать их как слова о хлебе насущном, о том пропитании, которое подает нам всем Господь, но святые отцы подразумевали здесь Хлеб Евхаристии – Святые Дары. И воспринимали «Отче наш» как молитву о даровании возможности причащаться Святых Таин, что было особенно актуально в периоды гонений.
После «Отче наш» находящийся в алтаре священник, преподав «мир всем», закрывает завесу царских врат (напомним, сами они закрыты еще с окончания Великого входа). Диакон возглашает «Главы ваша Господеви приклоните» – мы приближаемся к непосредственной встрече со святыней, к Причащению Святых Таин. Священник тайно читает молитву «Благодарим Тя, Царю невидимый…», которая продолжается возгласом «Благодатью, и щедротами, и человеколюбием Единородного Сына Твоего…». Диакон возглашает «Вонмем» (то есть «Будем внимательны»).
– Многие спрашивают: почему перед Причащением духовенства в алтаре мы слышим возглас «Святая святым», разве мы святые?
– Возглас действительно означает, что Святые Дары предназначены святым; но слово «святые» здесь используется в значении выделенные для Христа, избранные для Него и освященные Его благодатью. Сам факт нашего крещения уже выделил нас из общего числа людей: Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет. 2, 9 ). Эти слова первоверховного апостола говорят еще и о том, что каждый из нас призван к святости. После «Святая святым» хор поет «Един Свят, един Господь» – только Он, Единый Безгрешный, может очистить нас от наших грехов – и затем причастны, или, по-гречески, киноники. Причастен, как правило, стих псалма (хотя есть и исключения, то есть причастны, взятые не из псалмов, например, пасхальный «Тело Христово приимите…»), который следовало бы петь медленно все то время, пока причащается духовенство. В Средние века действительно пели этот стих (или два стиха, если положено по Уставу) на протяжении пяти-семи минут, пока причащались клирики.
Сразу после возгласа «Святая святым» перед закрытыми царскими вратами ставится зажженная свеча, которая горит все время, пока причащаются священнослужители; перед началом Причащения народа ее убирают.
– Теперь – о Причащении духовенства и затем мирян.
– Диакон, войдя в алтарь, обращается к священнику: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник разделяет Агнец на четыре части по крестообразному надрезу, сделанному на проскомидии. Затем, взяв частицу, именуемую Иисус (на ней сокращенно написано имя Божие – IC), он творит ею крестное знамение над Чашей и опускает ее в Чашу с Кровью Христовой. Диакон вливает в Чашу теплоту – горячую воду – со словами «Теплота веры, исполнь Духа Святаго». Священник берет вторую из четырех частей Агнца, «Христос» (печать «ХС»), и раздробляет ее на частицы по числу причащающихся в алтаре священнослужителей. Наступает минута их Причащения. Они молятся, поклоняются Святым Дарам, испрашивают прощения друг у друга и у народа. Диакон произносит слова «Се, прихожду к бессмертному Царю и Богу моему», затем – «Преподаждь ми, владыко, Честное и Святое Тело…» и принимает от священника частицу Тела Христова в ладонь правой руки. Священник повторяет те же слова «Се, прихожду…», целует антиминс и произносит: «Честное и Пресвятое Тело… преподается мне (имя) священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную». Прочитав молитвы «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея Тайныя…» и «Да не в суд или во осуждение…» (мы услышим эти молитвы чуть позже, перед Причащением мирян) священнослужители причащаются сначала Телом Христовым, а затем Кровью, испивая по три глотка из Чаши – Потира. Священник предваряет Причащение Кровью словами «Честныя и Святыя Крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз, раб Божий, священник… (имя)», а затем – «Причащается раб Божий диакон (имя) Честныя и Святыя Крове…». Вскоре и мы, миряне, слышим долгожданное «Со страхом Божиим и верою приступите…».
Беседовала Марина Бирюкова
Источник: Кашкин А.С. Чинопоследование Литургии // Газета «Православная вера». № 23 (523), № 2 (526), № 3 (527), № 11 (535), № 6 (530).
Православная Жизнь
Отвечает иерей Андрей Чиженко.
Сегодня мы поговорим о сердце Евхаристического канона, его центре, а именно о части, которая называется Epiclesis, т. е. призывание. Она начинается с пения хора «Тебе поем, Тебе благословим…», далее идут священнические молитвы, о которых речь пойдет ниже. Заканчивается эпиклеза тайной священнической молитвой «Якоже быти причащающимся…», для мирян – пением хора, где звучит славословие Пресвятой Богородицы «изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».
Суть эпиклезы в пресуществлении Святых Даров, т. е. когда просфора, вино и вода становятся Телом и Кровью Христовыми. Эпиклезой-призыванием эта часть Литургии называется потому, что священник призывает на вещество для Таинства Евхаристии (хлеб, воду и вино) благодать Святого Духа, Который претворяет эту материю в Тело и Кровь Христовы.
В начале призывания священник говорит тропарь третьего часа и стихи 50-го псалма, наиболее отвечающие моменту. Тропарь третьего часа повторяется три раза, чередуясь со стихами 50-го псалма. Вот как это звучит в тайных священнических молитвах анафоры.
Священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.
Священник или диакон стих: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Паки священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа:
Священник или диакон стих: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отими от мене.
И паки священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа…
Далее следует, собственно говоря, тайносовершительная формула, т. е. слова и действия священника, во время которых Святой Дух сходит на Дары и претворяет их в Тело и Кровь Христовы.
«…и сотвори́ у́бо Хлеб Сей, Честно́е Тело Христа Твоего» (священник крестообразно благословляет дискос с Агнцем).
Диакон: «Аминь. Благослови, владыко, святую Чашу».
Иерей: «А е́же в Ча́ши Сей, честну́ю Кровь Христа Твоего» (священник крестообразно благословляет Чашу).
Диакон: «Аминь. Благослови, владыко, обоя́».
Иерей: «Преложив Духом Твоим Святым».
Диакон: «Аминь. Аминь. Аминь» (священник крестообразно благословляет и дискос, и святой Потир).
После произнесения данных молитв и благословений по Уставу Православной Церкви считается, что Святой Дух сошел на просфору, вино и воду. Он совершил из них Тело и Кровь Христовы.
Поэтому эпиклеза – самый трепетный и торжественный момент Литургии. Это соединение Церкви Небесной и Церкви Земной. Именно Святая Евхаристия, случившаяся в эпиклезе, является самым драгоценным даром, которым Бог наградил человечество.
Поэтому данное время Литургии – время напряженнейшего внимания, тишины и благоговения перед святыней. В это время желательно не ходить в храме, но сердечно и душевно трепетать пред священным и торжественным Таинством, происходящим у нас на глазах.
Будем же, дорогие братья и сестры, приступать к причащению благоговейно, ведь Сам Господь наш Иисус Христос сказал в Евангелии следующие слова: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6:53–58).
Описания Небесной литургии в евхаристических молитвах древней Церкви
Содержание
Поэтому тщательное исследование содержащегося в Новом Завете эсхатологического учения подразумевает также и знакомство с прочей апокалиптической литературой, а выяснение вопроса об эсхатологических представлениях ранней Церкви предполагает и анализ того, насколько различная апокалиптическая литература оказывала влияние на раннехристианские письменность и устное предание. Настоящий доклад посвящён одному частному вопросу этой важной темы – а именно, вопросу о влиянии апокалиптической литературы на евхаристические молитвы древней Церкви.
Приведём тексты упомянутых свидетельств.
Откровение Иоанна 8
IV.1. После сего я видел – вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как будто звук трубы, говоривший со мною, возглаголал:
«Взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего».
2. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий,
3. видом подобный камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
4. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах двадцати четырёх – старцы, облечённые в белые одежды, и золотые венцы на главах их.
5. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом Его, которые суть семь духов Божиих;
6 и перед престолом – как бы море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола – четверо животных, исполненных очей спереди и сзади.
7. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему.
8. И каждое из четырёх животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днём, ни ночью они не имеют покоя, глаголя:
«Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».
9. И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,
10. (тогда) двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, глаголя:
«Достоин Ты, Господи и Боже наш, приять славу и честь и силу – ибо Ты сотворил всё, и [всё] по Твоей воле существует и сотворено».
V.1. И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и снаружи, запечатанную семью печатями.
2. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом:
«Кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати её?»
3. И никто не мог – ни на небе горе́, ни на земле, ни под землёю, – раскрыть сию книгу, ни посмотреть в неё.
4. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, ни даже посмотреть в неё.
5. И один из старцев глаголет мне:
«Не плачь; вот, победил лев от колена Иудина, корень Давидов, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей её».
6. И я видел – посреди престола и четырёх животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
7. И Он пришёл и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.
8. И когда он взял книгу, (тогда) четверо животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый кифару и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
9. И поют они новую песнь, глаголя:
«Достоин Ты взять книгу и снять с неё печати, ибо Ты был заклан, и Кровью Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени,
10. и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле».
11. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,
12. которые глаголали громким голосом:
«Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение».
13. И я слышал, (как) всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землёю, и на море, и всё, что в них, глаголало:
«Сидящему на престоле и Агнцу – благословение и честь, и слава, и держава во веки веков. Аминь».
14. А четверо животных глаголали:
А двадцать четыре старца пали и поклонились.
Вознесение Исаии 9
VII.13 После того (ангел) вознёс меня в те (места), что находятся над твердью, которые суть первое небо.
14. И увидел я престол в середине. На нём сидел ангел в великой славе, и одесную его сидели ангелы, и ошуюю.
16. И вопросил я ангела, ведущего меня:
«Кому воссылается песнь эта?»
17. И он сказал мне в ответ:
«Великой славе Бога, Который пребывает на седьмом небе, и Сыну его возлюбленному, Который послал меня к тебе.»
18. И снова он вознёс меня – на второе небо. Высота его была та же, что у первого от земли.
19. И увидел я там, как и на первом небе, ангелов одесную и ошуюю,
20. и слава тех ангелов и песнь (их) была превосходнее, чем (у) первых.
24. И вознёс он меня на третье небо, и, подобно (уже виденному), увидел я маленький престол и ангелов одесную и ошуюю.
27. И они воспевали песнь и славословили сидящего. И этот ангел был больше второго.
28. И снова он вознёс меня – на четвёртое небо. Высота между третьим и четвёртым небом была ещё больше.
29. И там увидел я престол и ангелов одесную и ошуюю.
32. И вознёсся я на пятое небо,
33. и увидел там бесчисленных ангелов.
36. и песнь были славнее, чем (у ангелов) четвёртого неба.
37. И я был потрясён, видя такое множество ангелов, распоряжавшихся различными благами. И некоторые, имея славу, славословили Сущего на высоте (Коего имя не открыто никакой плоти), ибо Он дал такую славу ангелам на каждом из небес.
VIII.1. И снова (ангел) вознёс меня – в воздух шестых небес. И там увидел я славу великую, какую не видел на пятом небе,
2. и узрел я ангелов в славе великой,
3. и дела сил (их) были досточтимыми и выдающимися. Песнь их была святой и чудесной.
7. И сказал мне (ангел):
«(Что же) о шестом небе – а туда я направляюсь, – (ни) престола (там) нет, ни ангелов ошуюю, но они получают (свой) порядок от силы седьмого неба, где находится бесценный Сын Божий,
8. и все, (что есть на этом) небе, и ангелы его внимают Ему.
16. И вознёс он меня на шестое небо, и престола на нём уже не было, как и ангелов одесную и ошуюю, но все имели один вид и одинаковую песнь.
17. И дано было мне воспеть вместе с ними. И ангел, который был со мной, и я (сам) были такими, как слава тех (ангелов), а слава их была едина.
18. И они славословили Отца всего и возлюбленного Его Сына и Святого Духа. Все одним гласом
19. воспевали, но не таким гласом, как (ангелы на) пятом небе,
20. но другим гласом. И свет великий был там,
21. и когда я был на шестом небе, я подумал о свете пятого неба, что он – тьма.
IX. 1. И вознёс он меня на воздух седьмого неба.
6. Когда мы вознеслись на седьмое небо, увидел я там свет чудесный и неизреченный, и ангелов бесчисленных.
7. И увидел я праведников, которые.
9. сняв одеяния плоти, пребывали в одеяниях небесных; и стояли они в великой славе,
10. но на престолах своих не сидели, и венцов славы на них не было.
11. И спросил я у ангела, сказав:
«Почему они одеяния получили, а престолов и венцов славы – нет?»
12. И сказал мне ангел:
«Не получают (они их) до той поры, пока Сын вначале не доставит сюда престолы и венцы –
(тогда), когда Он явится перед вами,
и князь мира того прострёт руку свою на Сына Божия, и умертвит Его, и повесит Его на древе, и убьёт Его, не зная, Кто Он.
И сойдёт Он во ад, и опустошит его и все видения адские.
И Он схватит начальника смерти и отнимет у того награбленное (им), и уничтожит все его силы. И восстанет на третий день,
взяв оттуда с собой всех праведников, и пошлет Своих проповедников во все концы земли, и вознесётся на небо.
Тогда те получат свои престолы и венцы.«
27. И, повернувшись, я увидел Господа в великой славе, и очень устрашился.
28. И все праведники приблизились к Нему, и поклонялись Ему, воспевая в один голос, и Его голос был как и (у) них.
29. И Михаил, приблизившись, поклонился, и с ним все ангелы поклонились и воспели.
30. И вновь я преобразился, и сделался как ангелы.
31. Тогда сказал мне ангел, что вёл меня:
»Так поклонись и воспой».
И я поклонился Ему и воспел.
32. И сказал мне ангел, что вёл меня:
«Сей есть Господь всех слав, что ты увидел».
33. И увидел я Другого, славнейшего, подобного Тому во всём, и праведники приблизились к Нему, и поклонились Ему, и воспели. И Тот воспел с ними, и не преобразился по виду их
34. с ними. И подошли ангелы и поклонились Ему, и я поклонился Ему и воспел.
35. И вновь увидел я Другого в великой славе,
36. и, подойдя, спросил ангела:
И сказал мне (ангел):
»Поклонись ему, ибо это Ангел Святого Духа, глаголющий в тебе и во всех праведниках».
37. И после того была явлена настолько неизреченная и несказанная слава, что ни я не мог созерцать её отверстыми очами духа моего, ни ангел, ведший меня, ни все те ангелы, которых я видел прежде поклоняющимися Господу,
38. но лишь праведники, видел я, в славе великой созерцали славу.
39. И первыми приблизились Господь мой и Ангел Духа,
40. и поклонились они и Оба вместе воспели.
41. Тогда все праведники поклонились Ему,
42. и с ними Михаил и все ангелы поклонились и воспели.
X.1. После того я услышал там глас. И песнь, которую я слышал на шестом небе, возносилась и была слышна на седьмом небе.
2. И все славословили Того, Чью славу не могли видеть.
3. И песнь всех шести небес не только была слышима, но и видима.
6. И сказал мне ангел:
«Сей есть – Живой, Единый, Вечный, живущий в высшей вечности и во святых почивающий, Чьего ни имени, ни вида мы вынести не можем, восхваляемый Святым Духом в устах [святых] праведников.»
Сщмч. Климент Римский. 1-е Послание к Коринфянам 11
Помыслим же о всём множестве ангелов Его – как те, служа воле Его, предстоят (Ему). Ибо глаголет Писание:
«Тьмы тем предстояли Ему и тысячи тысяч служили Ему и взывали:
«Свят, свят, свят Господь Саваоф, полно все творение славой Его»»
Так и мы, в единомыслии, сознательно собравшись вместе, как бы одними устами да воззовём к Нему усердно, чтобы нам сделаться причастниками великих и славных Его обетований.
Приведём несколько примеров.
Египетские анафоры 17
Анафора литургии ап. Марка 18
Ты выше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем святых ангелов и архангелов воинства. Тебе предстоят два (рода) честнейших из Твоих живых существ – многоокие херувимы и шестокрылые серафимы, которые, двумя крыльями закрывая лица и двумя – ноги и двумя летая, взывали друг к другу постоянным языком и неперестающими устами победную и трисвятую песнь, воспевая, поя, взывая, славословя великолепной Твоей славе, ясным гласом:
«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Полно небо и земля святой Твоей славой».
Всегда же всё Тебя святит, но и со всеми святящими Тебя прими, Владыко Господи, и наше священие, вместе с ними поющих и говорящих Тебе:
«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф».
Полно есть воистину небо и земля святой славой Твоей через явление Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа; наполни, Боже, и сию жертву благословением, которое от Тебя, через наитие Святого Твоего Духа.
Анафора из Евхология Серапиона 19
Ты – (Тот), Кто превыше всякого начала, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем.
Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, властей. Тебе предстоят два честнейших серафима шестокрылых, двумя крыльями покрывая Лик, двумя же – ноги, и двумя летая, и освящая. С ними прими и наше священие, глаголющих:
«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно небо и земля славой Твоей».
Полно есть небо, полна есть и земля величественной Твоей славой, Господи сил. Наполни и эту жертву Твоей силой и Твоим причастием, ибо Тебе принесли эту живую жертву, приношение непорочное.
Анафора из Барселонского папируса 20
Восседающий на колеснице, херувим и серафим пред ней, Которому предстоят тысячи тысяч и тьмы тем ангелов, архангелов, престолов и господств, воспевающих и славословящих, с которыми и мы воспевая, говоря:
«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно Твое небо славой Твоей»,
в которой Ты прославил нас через единородного Твоего и рождённого прежде всякого творения Иисуса Христа, Господа нашего, восседающего одесную величия Твоего на небесах, Который грядёт судить живых и мёртвых.
Анафора из папируса из Дейр-Балайзах 21
Ты превыше всякого начала и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. Тебе предстоят тысячи тысяч святых ангелов и архангелов бесчисленные воинства. Тебе предстоят херувимы, Тебе предстоят вокруг и серафимы, шесть крыльев у одного и шесть крыльев у другого. и двумя покрывали Лик и двумя – ноги, и двумя летали. Всё же всегда Тебя святит, но со всеми Тебя святящими прими и наше священие, глаголющих Тебе:
«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно небо и земля славой Твоей».
Исполни и нас славой, которая от Тебя, и удостой ниспослать Духа Святого Твоего на творения эти, и сотвори хлеб Телом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а чашу. – Кровью Нового Завета Самого Господа нашего и Бога и Спасителя Иисуса Христа.
Анафоры «анатолийского» типа
Анафора литургии свт. Василия Великого (византийская версия) 22
Тебя восхваляют ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, силы и многоокие херувимы; вокруг Тебя предстоят серафимы, шесть крыльев (у) одного и шесть крыльев (у) другого, двумя (крыльями) закрывающие свои лица, а двумя – ноги, и (при помощи) двух летающие; они взывали друг ко другу непрестанными устами, неумолкающими богословиями, победную песнь воспевая, восклицая, [возглашая] и глаголя:
«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полно небо и земля славой Твоей». «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне, осанна в вышних!»
Вместе с этими блаженными силами, Владыко Человеколюбец, и мы, грешные, восклицаем и глаголем: воистину, Ты свят и пресвят, и нет меры великолепию Твоей святыни, и преподобен Ты во всех делах Твоих – ибо что Ты сделал нам, (Ты сделал) по справедливости и истинным судом.
Анафора литургии свт. Иоанна Златоуста 23
Мы благодарим Тебя и за эту литургию, принятием которой из наших рук Ты (нас) удостоил, хотя (и) предстоят Тебе тысячи архангелов и мириады ангелов, херувимы и серафимы, шестокрылые, многоокие, парящие, пернатые, победную песнь поющие, восклицающие, взывающие и глаголющие:
«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полно небо и земля славой Твоей». «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне, осанна в вышних!»
С этими блаженными силами и мы, Владыко Человеколюбец, восклицаем и глаголем: свят Ты и пресвят – Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой, Свят Ты и пресвят, и великолепна слава Твоя
Анафора литургии ап. Иакова 24
Тебя воспевают небеса и небеса небес, и все силы их; и солнце, и луна, и весь хор звёзд; земля, море и всё, что в них; Иерусалим небесный, собрание избранных, Церковь первородных, записанных на небесах, души праведников и пророков, души мучеников и апостолов, ангелы, архангелы, престолы, господства, и начала, и власти, и силы страшные, и многоокие херувимы, и шестокрылые серафимы, которые двумя крыльями покрывают лица свои, а двумя – ноги; и, летая (при помощи) двух, они взывали друг ко другу непрестанными устами, неумолкающими богословиями победную песнь великолепной Твоей славы, ясным голосом воспевая, восклицая, славословя, взывая и глаголя:
«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полно небо и земля славой Твоей». «Осанна в вышних, благословен Пришедший и Грядущий во имя Господне, осанна в вышних!»
Свят Ты, Царь веков и всякой святыни Господь и Податель; Свят и единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос, через Которого Ты все сотворил; Свят же и Дух Твой Всесвятой, исследующий все, (как) и глубины Твои, Бога и Отца.
Анафоры восточно-сирийского типа
Анафора апп. Аддая и Мари 25
Величию Твоему, Господи, поклоняются тысяча тысяч небесных сил и мириада мириад ангелов, и воинства духовные, служители огня и духа, Твоё имя прославляющие, вместе с херувимами и святыми серафимами беспрестанно вопия и славословя. И возглашают друг другу и глаголют:
«Свят, свят, свят Господь Саваоф. Исполнены небо и земля Его славы».
[«Осанна в вышних, осанна сыну Давидову! Благословен пришедший и грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»]
И вместе с воинствами сими небесными благодарим Тебя, Господи.
Анафоры эфиопского типа
Анафора апостолов 26
Пред Тобою стоят тысячи тысяч святых ангелов и архангелов, досточтимые живые существа, шестокрылые, серафимы и херувимы, двумя крыльями покрывающие лик свой, двумя – ноги свои, и двумя летают от концов до концов мира.
И как они всегда славят Тебя и называют Святым, так прими и сии священия, которые мы приносим Тебе:
«Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф! Полны небеса и земля святой славы Его».
Поистине полны небеса и земля святой славы Твоей чрез Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа со Святым Духом во веки веков, аминь.
Западные евхаристические молитвы
Испано-мозарабская евхаристическая молитва 27 на Св. Пасху 28
. все Ангелы и все святые не перестают восклицать каждодневно, так говоря: «Тебя небеса небес, Тебя власти, Тебя престолы и силы превозносят. Тебе прочие Ангелы в небесах воспевают гимны. Тебе Херувимы и Серафимы непрестанным гласом взывают говоря»:
«Свят, свят, свят, Господи Боже.
Свят, свят, свят, Господь Бог Саваоф.
Полны небеса и земля славы величествия Твоего».
«Осанна сыну Давидову.
Благословен Грядый во имя Господне.
Свят, свят, свят. Тебя, Господи, хвалят вся силы небесные и воинства ангельские. Тебе гимны приносят сладчайшими стихами Святых. Тебе псалмопоют хоры дев и прочие исповедники. Тебе колена преклоняют небесные, земные и преисподние. Хвалим Тебя, Царя всех веков. Осанна в вышних.
Тем не менее, в центральной молитве церковного богослужения – анафоре, – рассказ о Небесной литургии в полной мере сохраняется доныне, и этим подчёркивается как неразрывная связь с литургической традицией древней Церкви, так и эсхатологическое измерение Божественной Литургии, в которой верным является и подаёт Себя в пищу Господь Сил и через которую мы созерцаем как Небеса и Славу их, поминая равно и совершившиеся ради нашего спасения события домостроительства Божия, и День Грядущего Царства.
См. обширную библиографию, например, в книге: Bibliographies for Biblical Research: New Testament Series. Vol. 21: The Book of Revelation. Lewiston (NY), 1997.
См. обзор этой литературы и обширную библиографию в книге: Old Testament Pseudepigraphia / J.H. Charlesworth, ed. New York, 1983–1985. Vol. 1–2; Charlesworth J.H., Mueller J.R. The New Testament Apocrypha and Pseudepigraphia: A Guide to Publications with Excursus on Apocalypses. London et al., 1987. (American Theological Library Association Bibliography Series; 17); The Jewish Apocalyptic Heritage in Early Christianity / J.C. Vanderkam, W. Adler, eds. Assen; Minneapolis, 1996. (Compendia rerum ludaicarum ad Novum Testamentum: 3, Jewish traditions in early Christian literature; 4).
Обзор важнейших анафор и раннехристианских евхаристических молитв см., например, в нашей статье «Анафора» во 2 томе «Православной Энциклопедии».
См., например: Nusca A.R. Heavenly Worship, Ecclesial Worship: A «Liturgical Approach» to the Hymns of the Apocalypse of St. John. Roma, 1998; Eskola T. Messiah and the Throne: Jewish Merkbah mysticism and early Christian exaltation discourse. Tubingen, 2001. (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 2; 142).
Об описаниях Небесной литургии в Откровении св. Иоанна см.: Brinkmann B. De visione liturgica in Apocalypsi S. Ioannis // Verbum Domini: Commentarii de re biblica. Roma, 1931. Vol. 11. P. 335–342; Peterson E. Der himmlische Kultus in Kapitel 4 und 5 der Geheimen Offenbarung // Liturgisches Leben. Regensburg, 1934. Bd. 1. S. 297–306; Mowry L. Revelation 4–5 and Early Christian Liturgical Usage // Journal of Biblical Literature. Middletown (Connecticut), 1952. Vol. 71. P. 75–84; Cothenet E. Liturgie terrestre et liturgie celeste d’apres l’Apocalypse // L’assemblee liturgique et les differents roles dans l’assemblee – Conferences Saint-Serge: 23 e semaine d’etudes liturgiques (Paris, 1976). Roma, 1977. (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae» : Subsidia; 9). P. 143166; Vassiliadis P. Apocalypse and Liturgy // St. Vladimir’s Theological Quarterly. Crestwood (NY), 1997. Vol. 41. P. 95–112; Σκιαδαρέσῃς Ἰ., πρωταττρεσβ. Λειτουργικές σκηνές καὶ ὑμνοί στήν Ἀποκαλύψη τοῦ Ἰωάννη. Θεσσαλονίκη, 1999. (Βιβλική Βιβλιοθήκη; 14).
См. об этом памятнике: Isaiah, il Diletto e la Chiesca: Visione ed esegesi profetica cristianoprimitiva nell’Ascensione di Isaia / M. Pesce, ed. Brescia, 1983. (Testi e recherche di scienze religiose; 20); Acerbi A. L’Ascensione di Isaia: Cristologia e profetismo in Siria nei primi decenni del II secolo. Milano, 1989. (Studia Patristica Mediolanensia; 17); Hall R.G. The «Ascension of Isaiah» Community Situation, Date, and Place in Early Christianity // Journal of Biblical Literature. Middletown (Connecticut), 1990. Vol. 109. P. 289–306; Knight J. The Ascension of Isaiah. Sheffield, 1995. (Guides to Apocrypha and Pseudepigrapha); Bettiolo P., Kossova A.G., Leonardi C., Norelli E., Perroni L. Ascensio Isaiae: Commentarius. Turnhout, 1995. (Corpus Christianorum: Series Apocryphorum; 8).
См.: Clement de Rome. Epitre aux Corinthiens / A. Jaubert, intr. texte, trad., notes it index. Paris, 1971. (Sorces Chretiennes; 167); Clemens von Rom. Epistola ad Corinthios / G. Schneider, ubers. und eingl. Freiburg, 1994. (Fontes Christiani; 15).
Русский текст приводится согласно Синодальному переводу, но с уточнениями с учётом разночтений т. н. Majority Text, т. е. того текста, какой представлен в большинстве византийских рукописей.
Перевод наш; выполнен по латинской версии текста (Bettiolo P., Kossova A.G., Leonardi C., Norelli E., Perroni L. Ascensio Isaiae: Textus. Tumhout, 1995. (Corpus Christianorum: Series Apocryphorum; 7). P. 217–230) с учётом славянской версии (Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. Санкт-Петербург, 1999. (Памятники древнерусской мысли: Исследования и тексты; 1). С. 504–516).
Здесь и далее пропуски – наши.
Перевод наш (по изданию: Clement de Rome. Epître aux Corinthiens / A. Jaubert, intr. texte, trad., notes et index. Paris, 1971. (Sorces Chretiennes; 167). P. 154–156). В своей известной статье В. Ван Унник поставил под сомнение наличие связи между этим описанием и реальной практикой Церкви того времени (van Unnik, W.C. 1 Clement 34 and the Sanctus // Vigiliae Christianae. Louvain, 1951. Vol. 5. P. 204–248). Тем не менее, мы приводим рассказ сщмч. Климента как ценное свидетельство о представлениях ранней Церкви относительно небесного служения ангелов – тем более, что мы не находим аргументацию Ван Унника неопровержимой.
Анафоры Литургии ап. Марка, Евхология Серапиона, Барселонского папируса и др.
Анафоры Литургий ап. Иакова, свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста и др.