Евхаристические молитвы что это

Евхаристический канон

– Алексей Сергеевич, почему в данном случае мы употребляем именно это слово – канон?

– Греческое слово «канон» означает правило. Канонами назывались правила Вселенских Соборов. И в данном случае канон утверждает правило священнодействия, совершаемого в алтаре, его последовательность. Ведь это священнодействие – важнейшее из совершаемых в храме, здесь нет ничего второстепенного и мелкого. Канон регламентирует каждое движение и каждое слово.

– Для нас, мирян, Евхаристический канон начинается с возгласа «ГорЕ имеим сердца». Как его понимать?

– «ГорЕ» значит вверх, глагол «имеим» можно перевести как «давайте будем иметь» – это призыв обратить сердца от дольнего («нижнего»), от наших земных забот и проблем к горнему. Но обратить сердца – значит не просто не думать, не вспоминать обо всем этом во время совершения Евхаристии. Церковь в эту минуту призывает нас к большему, к тому, чтобы жить горним, пребывать сердцем в Боге. На самом деле, мы всегда должны жить так, чтобы сердца наши были обращены горЕ. Но мы по немощи нашей не справляемся с этим и должны хотя бы сейчас, перед великим чудом преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь, сделать сугубое усилие.

– С возгласа «Благодарим Господа» начинается анафора – главная часть Божественной литургии. Почему она предваряется именно этим возгласом и что она такое?

– Слово «Евхаристия» означает благодарение; Сам Господь перед тем, как установить Евхаристию, возблагодарил Отца (см.: Лк. 22, 19 ). И мы, приступая к Божественной трапезе, благодарим Господа за дело нашего спасения, осуществленное Им. И в тайных молитвах, читаемых священником в алтаре, главное место занимает именно благодарение Бога.

Слово «анафора» греческое, оно означает возношение. В ветхозаветном понятии жертва именно возносится – в виде дыма, к небесам. Слово «анафора» говорит о том, что мы приступаем к жертвоприношению, к бескровной жертве.

– Хор поет «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу», диакон в алтаре снимает с дискоса с предложением (Агнцем) прикрывающую его звездицу. Далее мы слышим возглас священника «Победную песнь поюще, вопиюще…» и далее – торжественное и страшное песнопение Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Исполнь (полны) небо и земля славы Твоея ( Ис. 6, 2 ).

– Здесь надо отметить, что Евхаристический канон целостен и состоит как из тайных молитв, читаемых священником в алтаре, так и из тех возгласов и песнопений, которые слышит церковный народ. Возглас священника «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» есть продолжение его тайной молитвы, точнее говоря, продолжение заключительных слов той части, которая читается священником, пока хор поет «Достойно и праведно…»: «предстоят Тебе тысящи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими шестокрилатии, многоочитии…». А песнопение «Свят, Свят, Свят» имеет в литургической науке специальное название sanctus (лат. святой) и разделено на две части: первая возвращает нас к книге пророка Исаии, который видел Господа, сидящего на престоле высоком, и Серафимов, славивших Его именно этими словами. А вторая взята из псалма 117-го: Благословен грядый во имя Господне (26).

– И вот наконец – Приимите, ядите…

– Это установительные слова Святой Евхаристии. В Литургии святителя Василия Великого они предваряются еще фразой «Даде (давая) святым Своим учеником и апостолом рек». Установительные слова, произнесенные Господом на Тайной вечере, при установлении Евхаристии, в Литургии имеют следующий вид: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов. Интересно, что ни в Евангелиях, ни в Первом послании к Коринфянам (11, 24–25) эти слова именно в таком виде не встречаются. Можно сказать, что Церковь соединила текст установительных слов из Евангелий от Матфея и от Луки, и получился нынешний синтетический вариант. Впервые он встречается в Литургии апостола Иакова, затем перешел в наши обе Литургии. Эти слова заставляют нас еще раз осознать и почувствовать: Евхаристия, совершаемая сегодня в наших храмах, восходит к Тайной вечере.

После установительных слов мы слышим «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся»; в алтаре происходит возношение Даров, диакон поднимает сосуды (дискос и Чашу) над престолом, затем вновь ставит на место.

– Что означает «Твоя от Твоих…»?

– Все, что есть на этом свете, создано Богом и принадлежит Ему. И что мы можем принести Ему в дар? Только то, что и так Его. И мы – Его, потому и возносим то, что от Него получили – не только за себя, но и за всех. Хор поет «Тебе поем, Тебе благодарим», а священник в алтаре читает краткую молитву, которая по-гречески называется эпиклезис – призывание: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия». Это призывание присутствует во всех древних Литургиях. Нашествием Святого Духа происходит освящение Святых Даров. Следует, однако, отметить: православные бого­словы воздерживаются от указания точного момента преложения земного вещества в Плоть и Кровь Господа. Мы не можем вот так, механически фиксировать действие благодати Божией в земном времени: вот, секунду назад это было вино и хлеб, а сейчас уже иное. Тем не менее, после эпиклезиса начинается центральная часть Евхаристического канона.

Молитва эпиклезиса прерывается добавлением, вошедшим в канон в XVII веке вследствие полемики с католиками – читается тропарь третьего великопостного часа о призывании Святого Духа: «Господи, иже Святаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый…». После тропаря молитва эпиклезиса (в которую еще вставлены слова диакона, так что получается искусственно созданный диалог) завершается: диакон, указывая орарем на дискос, говорит: «Благослови, владыко, Святый Хлеб». Священник благословляет предложение со словами «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего». Диакон, указывая орарем на Чашу: «Аминь. Благослови, владыко, Святую Чашу». Священник: «А еже в Чаши сей, честную Кровь Христа Твоего». Затем, благословив Святые Дары вместе, произносит: «Преложив Духом Твоим Святым». Священник и диакон совершают земные поклоны, и многие в храме следуют их примеру. Священник тайно (про себя) читает молитвы «Яко же быти причащающимся» и «Еще приносим Ти словесную сию службу». И начинается завершающая часть Евхаристического канона.

– Именно здесь звучит обращение к Божией Матери…

– Да, мы слышим возглас «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней…», а хор поет «Достойно есть» или «О Тебе радуется», если совершается Литургия святителя Василия Великого. Пока поется это песнопение, священник тайно молится за всех усопших, а затем и за живых: «В первых помяни, Господи…». «И всех и вся» – продолжение этой молитвы хором. Затем мы слышим слова о нашем единении перед Божественной трапезой: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое». Завершается Евхаристический канон возгласом священника «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего со всеми вами. ».

– Далее, после второй просительной ектении «Вся святыя помянувше…» нас ждет общее пение молитвы Господней, «Отче наш». Почему?

– Это одна из древнейших особенностей Литургии, восходящая к III веку. А поем мы ее все вместе перед Причащением – не только потому, что эта молитва дана нам Самим Господом, но и потому, что в ней есть слова «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Мы можем воспринимать их как слова о хлебе насущном, о том пропитании, которое подает нам всем Господь, но святые отцы подразумевали здесь Хлеб Евхаристии – Святые Дары. И воспринимали «Отче наш» как молитву о даровании возможности причащаться Святых Таин, что было особенно актуально в периоды гонений.

После «Отче наш» находящийся в алтаре священник, преподав «мир всем», закрывает завесу царских врат (напомним, сами они закрыты еще с окончания Великого входа). Диакон возглашает «Главы ваша Господеви приклоните» – мы приближаемся к непосредственной встрече со святыней, к Причащению Святых Таин. Священник тайно читает молитву «Благодарим Тя, Царю невидимый…», которая продолжается возгласом «Благодатью, и щедротами, и человеколюбием Единородного Сына Твоего…». Диакон возглашает «Вонмем» (то есть «Будем внимательны»).

– Многие спрашивают: почему перед Причащением духовенства в алтаре мы слышим возглас «Святая святым», разве мы святые?

– Возглас действительно означает, что Святые Дары предназначены святым; но слово «святые» здесь используется в значении выделенные для Христа, избранные для Него и освященные Его благодатью. Сам факт нашего крещения уже выделил нас из общего числа людей: Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет. 2, 9 ). Эти слова первоверховного апостола говорят еще и о том, что каждый из нас призван к святости. После «Святая святым» хор поет «Един Свят, един Господь» – только Он, Единый Безгрешный, может очистить нас от наших грехов – и затем причастны, или, по-гречески, киноники. Причастен, как правило, стих псалма (хотя есть и исключения, то есть причастны, взятые не из псалмов, например, пасхальный «Тело Христово приимите…»), который следовало бы петь медленно все то время, пока причащается духовенство. В Средние века действительно пели этот стих (или два стиха, если положено по Уставу) на протяжении пяти-семи минут, пока причащались клирики.

Сразу после возгласа «Святая святым» перед закрытыми царскими вратами ставится зажженная свеча, которая горит все время, пока причащаются священнослужители; перед началом Причащения народа ее убирают.

– Теперь – о Причащении духовенства и затем мирян.

– Диакон, войдя в алтарь, обращается к священнику: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник разделяет Агнец на четыре части по крестообразному надрезу, сделанному на проскомидии. Затем, взяв частицу, именуемую Иисус (на ней сокращенно написано имя Божие – IC), он творит ею крестное знамение над Чашей и опускает ее в Чашу с Кровью Христовой. Диакон вливает в Чашу теплоту – горячую воду – со словами «Теплота веры, исполнь Духа Святаго». Священник берет вторую из четырех частей Агнца, «Христос» (печать «ХС»), и раздробляет ее на частицы по числу причащающихся в алтаре священно­служителей. Наступает минута их Причащения. Они молятся, поклоняются Святым Дарам, испрашивают прощения друг у друга и у народа. Диакон произносит слова «Се, прихожду к бессмертному Царю и Богу моему», затем – «Преподаждь ми, владыко, Честное и Святое Тело…» и принимает от священника частицу Тела Христова в ладонь правой руки. Священник повторяет те же слова «Се, прихожду…», целует антиминс и произносит: «Честное и Пресвятое Тело… преподается мне (имя) священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную». Прочитав молитвы «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея Тайныя…» и «Да не в суд или во осуждение…» (мы услышим эти молитвы чуть позже, перед Причащением мирян) священнослужители причащаются сначала Телом Христовым, а затем Кровью, испивая по три глотка из Чаши – Потира. Священник предваряет Причащение Кровью словами «Честныя и Святыя Крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз, раб Божий, священник… (имя)», а затем – «Причащается раб Божий диакон (имя) Честныя и Святыя Крове…». Вскоре и мы, миряне, слышим долгожданное «Со страхом Божиим и верою приступите…».

Беседовала Марина Бирюкова

Источник: Кашкин А.С. Чинопоследование Литургии // Газета «Православная вера». № 23 (523), № 2 (526), № 3 (527), № 11 (535), № 6 (530).

Источник

Православная Жизнь

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Евхаристические молитвы что это. Смотреть фото Евхаристические молитвы что это. Смотреть картинку Евхаристические молитвы что это. Картинка про Евхаристические молитвы что это. Фото Евхаристические молитвы что это

Сегодня мы поговорим о сердце Евхаристического канона, его центре, а именно о части, которая называется Epiclesis, т. е. призывание. Она начинается с пения хора «Тебе поем, Тебе благословим…», далее идут священнические молитвы, о которых речь пойдет ниже. Заканчивается эпиклеза тайной священнической молитвой «Якоже быти причащающимся…», для мирян – пением хора, где звучит славословие Пресвятой Богородицы «изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богоро­дице и Приснодеве Марии».

Суть эпиклезы в пресуществлении Святых Даров, т. е. когда просфора, вино и вода становятся Телом и Кровью Христовыми. Эпиклезой-призыванием эта часть Литургии называется потому, что священник призывает на вещество для Таинства Евхаристии (хлеб, воду и вино) благодать Святого Духа, Который претворяет эту материю в Тело и Кровь Христовы.

В начале призывания священник говорит тропарь третьего часа и стихи 50-го псалма, наиболее отвечающие моменту. Тропарь третьего часа повторяется три раза, чередуясь со стихами 50-го псалма. Вот как это звучит в тайных священнических молитвах анафоры.

Священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.

Священник или диакон стих: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Паки священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа:

Священник или диакон стих: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отими от мене.

И паки священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа…

Далее следует, собственно говоря, тайносовершительная формула, т. е. слова и действия священника, во время которых Святой Дух сходит на Дары и претворяет их в Тело и Кровь Христовы.

«…и сотвори́ у́бо Хлеб Сей, Честно́е Тело Христа Твоего» (священник крестообразно благословляет дискос с Агнцем).

Диакон: «Аминь. Благослови, владыко, святую Чашу».

Иерей: «А е́же в Ча́ши Сей, честну́ю Кровь Христа Твоего» (священник крестообразно благословляет Чашу).

Диакон: «Аминь. Благослови, владыко, обоя́».

Иерей: «Преложив Духом Твоим Святым».

Диакон: «Аминь. Аминь. Аминь» (священник крестообразно благословляет и дискос, и святой Потир).

После произнесения данных молитв и благословений по Уставу Православной Церкви считается, что Святой Дух сошел на просфору, вино и воду. Он совершил из них Тело и Кровь Христовы.

Поэтому эпиклеза – самый трепетный и торжественный момент Литургии. Это соединение Церкви Небесной и Церкви Земной. Именно Святая Евхаристия, случившаяся в эпиклезе, является самым драгоценным даром, которым Бог наградил человечество.

Поэтому данное время Литургии – время напряженнейшего внимания, тишины и благоговения перед святыней. В это время желательно не ходить в храме, но сердечно и душевно трепетать пред священным и торжественным Таинством, происходящим у нас на глазах.

Будем же, дорогие братья и сестры, приступать к причащению благоговейно, ведь Сам Господь наш Иисус Христос сказал в Евангелии следующие слова: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6:53–58).

Источник

Описания Небесной литургии в евхаристических молитвах древней Церкви

Содержание

Поэтому тщательное исследование содержащегося в Новом Завете эсхатологического учения подразумевает также и знакомство с прочей апокалиптической литературой, а выяснение вопроса об эсхатологических представлениях ранней Церкви предполагает и анализ того, насколько различная апокалиптическая литература оказывала влияние на раннехристианские письменность и устное предание. Настоящий доклад посвящён одному частному вопросу этой важной темы – а именно, вопросу о влиянии апокалиптической литературы на евхаристические молитвы древней Церкви.

Приведём тексты упомянутых свидетельств.

Откровение Иоанна 8

IV.1. После сего я виделвот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как будто звук трубы, говоривший со мною, возглаголал:

«Взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего».

2. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий,

3. видом подобный камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

4. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах двадцати четырёх – старцы, облечённые в белые одежды, и золотые венцы на главах их.

5. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом Его, которые суть семь духов Божиих;

6 и перед престоломкак бы море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престолачетверо животных, исполненных очей спереди и сзади.

7. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему.

8. И каждое из четырёх животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днём, ни ночью они не имеют покоя, глаголя:

«Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».

9. И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,

10. (тогда) двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, глаголя:

«Достоин Ты, Господи и Боже наш, приять славу и честь и силу – ибо Ты сотворил всё, и [всё] по Твоей воле существует и сотворено».

V.1. И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и снаружи, запечатанную семью печатями.

2. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом:

«Кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати её?»

3. И никто не могни на небе горе́, ни на земле, ни под землёю,раскрыть сию книгу, ни посмотреть в неё.

4. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, ни даже посмотреть в неё.

5. И один из старцев глаголет мне:

«Не плачь; вот, победил лев от колена Иудина, корень Давидов, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей её».

6. И я виделпосреди престола и четырёх животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.

7. И Он пришёл и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.

8. И когда он взял книгу, (тогда) четверо животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый кифару и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.

9. И поют они новую песнь, глаголя:

«Достоин Ты взять книгу и снять с неё печати, ибо Ты был заклан, и Кровью Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени,

10. и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле».

11. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,

12. которые глаголали громким голосом:

«Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение».

13. И я слышал, (как) всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землёю, и на море, и всё, что в них, глаголало:

«Сидящему на престоле и Агнцу – благословение и честь, и слава, и держава во веки веков. Аминь».

14. А четверо животных глаголали:

А двадцать четыре старца пали и поклонились.

Вознесение Исаии 9

VII.13 После того (ангел) вознёс меня в те (места), что находятся над твердью, которые суть первое небо.

14. И увидел я престол в середине. На нём сидел ангел в великой славе, и одесную его сидели ангелы, и ошуюю.

16. И вопросил я ангела, ведущего меня:

«Кому воссылается песнь эта?»

17. И он сказал мне в ответ:

«Великой славе Бога, Который пребывает на седьмом небе, и Сыну его возлюбленному, Который послал меня к тебе.»

18. И снова он вознёс меняна второе небо. Высота его была та же, что у первого от земли.

19. И увидел я там, как и на первом небе, ангелов одесную и ошуюю,

20. и слава тех ангелов и песнь (их) была превосходнее, чем (у) первых.

24. И вознёс он меня на третье небо, и, подобно (уже виденному), увидел я маленький престол и ангелов одесную и ошуюю.

27. И они воспевали песнь и славословили сидящего. И этот ангел был больше второго.

28. И снова он вознёс меняна четвёртое небо. Высота между третьим и четвёртым небом была ещё больше.

29. И там увидел я престол и ангелов одесную и ошуюю.

32. И вознёсся я на пятое небо,

33. и увидел там бесчисленных ангелов.

36. и песнь были славнее, чем (у ангелов) четвёртого неба.

37. И я был потрясён, видя такое множество ангелов, распоряжавшихся различными благами. И некоторые, имея славу, славословили Сущего на высоте (Коего имя не открыто никакой плоти), ибо Он дал такую славу ангелам на каждом из небес.

VIII.1. И снова (ангел) вознёс меняв воздух шестых небес. И там увидел я славу великую, какую не видел на пятом небе,

2. и узрел я ангелов в славе великой,

3. и дела сил (их) были досточтимыми и выдающимися. Песнь их была святой и чудесной.

7. И сказал мне (ангел):

«(Что же) о шестом небеа туда я направляюсь,(ни) престола (там) нет, ни ангелов ошуюю, но они получают (свой) порядок от силы седьмого неба, где находится бесценный Сын Божий,

8. и все, (что есть на этом) небе, и ангелы его внимают Ему.

16. И вознёс он меня на шестое небо, и престола на нём уже не было, как и ангелов одесную и ошуюю, но все имели один вид и одинаковую песнь.

17. И дано было мне воспеть вместе с ними. И ангел, который был со мной, и я (сам) были такими, как слава тех (ангелов), а слава их была едина.

18. И они славословили Отца всего и возлюбленного Его Сына и Святого Духа. Все одним гласом

19. воспевали, но не таким гласом, как (ангелы на) пятом небе,

20. но другим гласом. И свет великий был там,

21. и когда я был на шестом небе, я подумал о свете пятого неба, что он – тьма.

IX. 1. И вознёс он меня на воздух седьмого неба.

6. Когда мы вознеслись на седьмое небо, увидел я там свет чудесный и неизреченный, и ангелов бесчисленных.

7. И увидел я праведников, которые.

9. сняв одеяния плоти, пребывали в одеяниях небесных; и стояли они в великой славе,

10. но на престолах своих не сидели, и венцов славы на них не было.

11. И спросил я у ангела, сказав:

«Почему они одеяния получили, а престолов и венцов славы – нет?»

12. И сказал мне ангел:

«Не получают (они их) до той поры, пока Сын вначале не доставит сюда престолы и венцы

(тогда), когда Он явится перед вами,

и князь мира того прострёт руку свою на Сына Божия, и умертвит Его, и повесит Его на древе, и убьёт Его, не зная, Кто Он.

И сойдёт Он во ад, и опустошит его и все видения адские.

И Он схватит начальника смерти и отнимет у того награбленное (им), и уничтожит все его силы. И восстанет на третий день,

взяв оттуда с собой всех праведников, и пошлет Своих проповедников во все концы земли, и вознесётся на небо.

Тогда те получат свои престолы и венцы.«

27. И, повернувшись, я увидел Господа в великой славе, и очень устрашился.

28. И все праведники приблизились к Нему, и поклонялись Ему, воспевая в один голос, и Его голос был как и (у) них.

29. И Михаил, приблизившись, поклонился, и с ним все ангелы поклонились и воспели.

30. И вновь я преобразился, и сделался как ангелы.

31. Тогда сказал мне ангел, что вёл меня:

»Так поклонись и воспой».

И я поклонился Ему и воспел.

32. И сказал мне ангел, что вёл меня:

«Сей есть Господь всех слав, что ты увидел».

33. И увидел я Другого, славнейшего, подобного Тому во всём, и праведники приблизились к Нему, и поклонились Ему, и воспели. И Тот воспел с ними, и не преобразился по виду их

34. с ними. И подошли ангелы и поклонились Ему, и я поклонился Ему и воспел.

35. И вновь увидел я Другого в великой славе,

36. и, подойдя, спросил ангела:

И сказал мне (ангел):

»Поклонись ему, ибо это Ангел Святого Духа, глаголющий в тебе и во всех праведниках».

37. И после того была явлена настолько неизреченная и несказанная слава, что ни я не мог созерцать её отверстыми очами духа моего, ни ангел, ведший меня, ни все те ангелы, которых я видел прежде поклоняющимися Господу,

38. но лишь праведники, видел я, в славе великой созерцали славу.

39. И первыми приблизились Господь мой и Ангел Духа,

40. и поклонились они и Оба вместе воспели.

41. Тогда все праведники поклонились Ему,

42. и с ними Михаил и все ангелы поклонились и воспели.

X.1. После того я услышал там глас. И песнь, которую я слышал на шестом небе, возносилась и была слышна на седьмом небе.

2. И все славословили Того, Чью славу не могли видеть.

3. И песнь всех шести небес не только была слышима, но и видима.

6. И сказал мне ангел:

«Сей естьЖивой, Единый, Вечный, живущий в высшей вечности и во святых почивающий, Чьего ни имени, ни вида мы вынести не можем, восхваляемый Святым Духом в устах [святых] праведников.»

Сщмч. Климент Римский. 1-е Послание к Коринфянам 11

Помыслим же о всём множестве ангелов Егокак те, служа воле Его, предстоят (Ему). Ибо глаголет Писание:

«Тьмы тем предстояли Ему и тысячи тысяч служили Ему и взывали:

«Свят, свят, свят Господь Саваоф, полно все творение славой Его»»

Так и мы, в единомыслии, сознательно собравшись вместе, как бы одними устами да воззовём к Нему усердно, чтобы нам сделаться причастниками великих и славных Его обетований.

Приведём несколько примеров.

Египетские анафоры 17

Анафора литургии ап. Марка 18

Ты выше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем святых ангелов и архангелов воинства. Тебе предстоят два (рода) честнейших из Твоих живых существ – многоокие херувимы и шестокрылые серафимы, которые, двумя крыльями закрывая лица и двумя – ноги и двумя летая, взывали друг к другу постоянным языком и неперестающими устами победную и трисвятую песнь, воспевая, поя, взывая, славословя великолепной Твоей славе, ясным гласом:

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Полно небо и земля святой Твоей славой».

Всегда же всё Тебя святит, но и со всеми святящими Тебя прими, Владыко Господи, и наше священие, вместе с ними поющих и говорящих Тебе:

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф».

Полно есть воистину небо и земля святой славой Твоей через явление Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа; наполни, Боже, и сию жертву благословением, которое от Тебя, через наитие Святого Твоего Духа.

Анафора из Евхология Серапиона 19

Ты – (Тот), Кто превыше всякого начала, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем.

Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, властей. Тебе предстоят два честнейших серафима шестокрылых, двумя крыльями покрывая Лик, двумя же – ноги, и двумя летая, и освящая. С ними прими и наше священие, глаголющих:

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно небо и земля славой Твоей».

Полно есть небо, полна есть и земля величественной Твоей славой, Господи сил. Наполни и эту жертву Твоей силой и Твоим причастием, ибо Тебе принесли эту живую жертву, приношение непорочное.

Анафора из Барселонского папируса 20

Восседающий на колеснице, херувим и серафим пред ней, Которому предстоят тысячи тысяч и тьмы тем ангелов, архангелов, престолов и господств, воспевающих и славословящих, с которыми и мы воспевая, говоря:

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно Твое небо славой Твоей»,

в которой Ты прославил нас через единородного Твоего и рождённого прежде всякого творения Иисуса Христа, Господа нашего, восседающего одесную величия Твоего на небесах, Который грядёт судить живых и мёртвых.

Анафора из папируса из Дейр-Балайзах 21

Ты превыше всякого начала и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. Тебе предстоят тысячи тысяч святых ангелов и архангелов бесчисленные воинства. Тебе предстоят херувимы, Тебе предстоят вокруг и серафимы, шесть крыльев у одного и шесть крыльев у другого. и двумя покрывали Лик и двумя – ноги, и двумя летали. Всё же всегда Тебя святит, но со всеми Тебя святящими прими и наше священие, глаголющих Тебе:

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно небо и земля славой Твоей».

Исполни и нас славой, которая от Тебя, и удостой ниспослать Духа Святого Твоего на творения эти, и сотвори хлеб Телом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а чашу. – Кровью Нового Завета Самого Господа нашего и Бога и Спасителя Иисуса Христа.

Анафоры «анатолийского» типа

Анафора литургии свт. Василия Великого (византийская версия) 22

Тебя восхваляют ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, силы и многоокие херувимы; вокруг Тебя предстоят серафимы, шесть крыльев (у) одного и шесть крыльев (у) другого, двумя (крыльями) закрывающие свои лица, а двумя – ноги, и (при помощи) двух летающие; они взывали друг ко другу непрестанными устами, неумолкающими богословиями, победную песнь воспевая, восклицая, [возглашая] и глаголя:

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полно небо и земля славой Твоей». «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне, осанна в вышних!»

Вместе с этими блаженными силами, Владыко Человеколюбец, и мы, грешные, восклицаем и глаголем: воистину, Ты свят и пресвят, и нет меры великолепию Твоей святыни, и преподобен Ты во всех делах Твоих – ибо что Ты сделал нам, (Ты сделал) по справедливости и истинным судом.

Анафора литургии свт. Иоанна Златоуста 23

Мы благодарим Тебя и за эту литургию, принятием которой из наших рук Ты (нас) удостоил, хотя (и) предстоят Тебе тысячи архангелов и мириады ангелов, херувимы и серафимы, шестокрылые, многоокие, парящие, пернатые, победную песнь поющие, восклицающие, взывающие и глаголющие:

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полно небо и земля славой Твоей». «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне, осанна в вышних!»

С этими блаженными силами и мы, Владыко Человеколюбец, восклицаем и глаголем: свят Ты и пресвят – Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой, Свят Ты и пресвят, и великолепна слава Твоя

Анафора литургии ап. Иакова 24

Тебя воспевают небеса и небеса небес, и все силы их; и солнце, и луна, и весь хор звёзд; земля, море и всё, что в них; Иерусалим небесный, собрание избранных, Церковь первородных, записанных на небесах, души праведников и пророков, души мучеников и апостолов, ангелы, архангелы, престолы, господства, и начала, и власти, и силы страшные, и многоокие херувимы, и шестокрылые серафимы, которые двумя крыльями покрывают лица свои, а двумя – ноги; и, летая (при помощи) двух, они взывали друг ко другу непрестанными устами, неумолкающими богословиями победную песнь великолепной Твоей славы, ясным голосом воспевая, восклицая, славословя, взывая и глаголя:

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полно небо и земля славой Твоей». «Осанна в вышних, благословен Пришедший и Грядущий во имя Господне, осанна в вышних!»

Свят Ты, Царь веков и всякой святыни Господь и Податель; Свят и единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос, через Которого Ты все сотворил; Свят же и Дух Твой Всесвятой, исследующий все, (как) и глубины Твои, Бога и Отца.

Анафоры восточно-сирийского типа

Анафора апп. Аддая и Мари 25

Величию Твоему, Господи, поклоняются тысяча тысяч небесных сил и мириада мириад ангелов, и воинства духовные, служители огня и духа, Твоё имя прославляющие, вместе с херувимами и святыми серафимами беспрестанно вопия и славословя. И возглашают друг другу и глаголют:

«Свят, свят, свят Господь Саваоф. Исполнены небо и земля Его славы».

[«Осанна в вышних, осанна сыну Давидову! Благословен пришедший и грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»]

И вместе с воинствами сими небесными благодарим Тебя, Господи.

Анафоры эфиопского типа

Анафора апостолов 26

Пред Тобою стоят тысячи тысяч святых ангелов и архангелов, досточтимые живые существа, шестокрылые, серафимы и херувимы, двумя крыльями покрывающие лик свой, двумя – ноги свои, и двумя летают от концов до концов мира.

И как они всегда славят Тебя и называют Святым, так прими и сии священия, которые мы приносим Тебе:

«Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф! Полны небеса и земля святой славы Его».

Поистине полны небеса и земля святой славы Твоей чрез Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа со Святым Духом во веки веков, аминь.

Западные евхаристические молитвы

Испано-мозарабская евхаристическая молитва 27 на Св. Пасху 28

. все Ангелы и все святые не перестают восклицать каждодневно, так говоря: «Тебя небеса небес, Тебя власти, Тебя престолы и силы превозносят. Тебе прочие Ангелы в небесах воспевают гимны. Тебе Херувимы и Серафимы непрестанным гласом взывают говоря»:

«Свят, свят, свят, Господи Боже.

Свят, свят, свят, Господь Бог Саваоф.

Полны небеса и земля славы величествия Твоего».

«Осанна сыну Давидову.

Благословен Грядый во имя Господне.

Свят, свят, свят. Тебя, Господи, хвалят вся силы небесные и воинства ангельские. Тебе гимны приносят сладчайшими стихами Святых. Тебе псалмопоют хоры дев и прочие исповедники. Тебе колена преклоняют небесные, земные и преисподние. Хвалим Тебя, Царя всех веков. Осанна в вышних.

Тем не менее, в центральной молитве церковного богослужения – анафоре, – рассказ о Небесной литургии в полной мере сохраняется доныне, и этим подчёркивается как неразрывная связь с литургической традицией древней Церкви, так и эсхатологическое измерение Божественной Литургии, в которой верным является и подаёт Себя в пищу Господь Сил и через которую мы созерцаем как Небеса и Славу их, поминая равно и совершившиеся ради нашего спасения события домостроительства Божия, и День Грядущего Царства.

См. обширную библиографию, например, в книге: Bibliographies for Biblical Research: New Testament Series. Vol. 21: The Book of Revelation. Lewiston (NY), 1997.

См. обзор этой литературы и обширную библиографию в книге: Old Testament Pseudepigraphia / J.H. Charlesworth, ed. New York, 1983–1985. Vol. 1–2; Charlesworth J.H., Mueller J.R. The New Testament Apocrypha and Pseudepigraphia: A Guide to Publications with Excursus on Apocalypses. London et al., 1987. (American Theological Library Association Bibliography Series; 17); The Jewish Apocalyptic Heritage in Early Christianity / J.C. Vanderkam, W. Adler, eds. Assen; Minneapolis, 1996. (Compendia rerum ludaicarum ad Novum Testamentum: 3, Jewish traditions in early Christian literature; 4).

Обзор важнейших анафор и раннехристианских евхаристических молитв см., например, в нашей статье «Анафора» во 2 томе «Православной Энциклопедии».

См., например: Nusca A.R. Heavenly Worship, Ecclesial Worship: A «Liturgical Approach» to the Hymns of the Apocalypse of St. John. Roma, 1998; Eskola T. Messiah and the Throne: Jewish Merkbah mysticism and early Christian exaltation discourse. Tubingen, 2001. (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 2; 142).

Об описаниях Небесной литургии в Откровении св. Иоанна см.: Brinkmann B. De visione liturgica in Apocalypsi S. Ioannis // Verbum Domini: Commentarii de re biblica. Roma, 1931. Vol. 11. P. 335–342; Peterson E. Der himmlische Kultus in Kapitel 4 und 5 der Geheimen Offenbarung // Liturgisches Leben. Regensburg, 1934. Bd. 1. S. 297–306; Mowry L. Revelation 4–5 and Early Christian Liturgical Usage // Journal of Biblical Literature. Middletown (Connecticut), 1952. Vol. 71. P. 75–84; Cothenet E. Liturgie terrestre et liturgie celeste d’apres l’Apocalypse // L’assemblee liturgique et les differents roles dans l’assemblee – Conferences Saint-Serge: 23 e semaine d’etudes liturgiques (Paris, 1976). Roma, 1977. (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae» : Subsidia; 9). P. 143166; Vassiliadis P. Apocalypse and Liturgy // St. Vladimir’s Theological Quarterly. Crestwood (NY), 1997. Vol. 41. P. 95–112; Σκιαδαρέσῃς Ἰ., πρωταττρεσβ. Λειτουργικές σκηνές καὶ ὑμνοί στήν Ἀποκαλύψη τοῦ Ἰωάννη. Θεσσαλονίκη, 1999. (Βιβλική Βιβλιοθήκη; 14).

См. об этом памятнике: Isaiah, il Diletto e la Chiesca: Visione ed esegesi profetica cristianoprimitiva nell’Ascensione di Isaia / M. Pesce, ed. Brescia, 1983. (Testi e recherche di scienze religiose; 20); Acerbi A. L’Ascensione di Isaia: Cristologia e profetismo in Siria nei primi decenni del II secolo. Milano, 1989. (Studia Patristica Mediolanensia; 17); Hall R.G. The «Ascension of Isaiah» Community Situation, Date, and Place in Early Christianity // Journal of Biblical Literature. Middletown (Connecticut), 1990. Vol. 109. P. 289–306; Knight J. The Ascension of Isaiah. Sheffield, 1995. (Guides to Apocrypha and Pseudepigrapha); Bettiolo P., Kossova A.G., Leonardi C., Norelli E., Perroni L. Ascensio Isaiae: Commentarius. Turnhout, 1995. (Corpus Christianorum: Series Apocryphorum; 8).

См.: Clement de Rome. Epitre aux Corinthiens / A. Jaubert, intr. texte, trad., notes it index. Paris, 1971. (Sorces Chretiennes; 167); Clemens von Rom. Epistola ad Corinthios / G. Schneider, ubers. und eingl. Freiburg, 1994. (Fontes Christiani; 15).

Русский текст приводится согласно Синодальному переводу, но с уточнениями с учётом разночтений т. н. Majority Text, т. е. того текста, какой представлен в большинстве византийских рукописей.

Перевод наш; выполнен по латинской версии текста (Bettiolo P., Kossova A.G., Leonardi C., Norelli E., Perroni L. Ascensio Isaiae: Textus. Tumhout, 1995. (Corpus Christianorum: Series Apocryphorum; 7). P. 217–230) с учётом славянской версии (Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. Санкт-Петербург, 1999. (Памятники древнерусской мысли: Исследования и тексты; 1). С. 504–516).

Здесь и далее пропуски – наши.

Перевод наш (по изданию: Clement de Rome. Epître aux Corinthiens / A. Jaubert, intr. texte, trad., notes et index. Paris, 1971. (Sorces Chretiennes; 167). P. 154–156). В своей известной статье В. Ван Унник поставил под сомнение наличие связи между этим описанием и реальной практикой Церкви того времени (van Unnik, W.C. 1 Clement 34 and the Sanctus // Vigiliae Christianae. Louvain, 1951. Vol. 5. P. 204–248). Тем не менее, мы приводим рассказ сщмч. Климента как ценное свидетельство о представлениях ранней Церкви относительно небесного служения ангелов – тем более, что мы не находим аргументацию Ван Унника неопровержимой.

Анафоры Литургии ап. Марка, Евхология Серапиона, Барселонского папируса и др.

Анафоры Литургий ап. Иакова, свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *