Еврейский погром 1903 год с чем связано

Кишиневский погром 1903 года: убийства при попустительстве

Положение евреев (за незначительными исключениями, делавшимися в основном для людей зажиточных) в Российской империи было незавидным. По национально-религиозному признаку они были ограничены в праве выбора места проживания и рода занятий. Ущемленное положение делало евреев привлекательным объектом для издевательств для различных антисоциальных элементов. Поэтому еврейские погромы (массовые насилия против евреев и уничтожение их имущества) в западных губерниях редкостью не являлись. Однако нечасто они приводили к большому числу смертей, как это случилось в апреле 1903 года в Кишиневе.

Предыстория погрома: детектив и политика

События, непосредственно предшествовавшие погрому, весьма напоминали скандально известное «дело Бейлиса» (хоть оно случилось и позже). В городе Дубоссары исчез, а потом был обнаружен убитым 14-летний мальчик-христианин. Следствие еще только началось, а местная газета «Бессарабец» уже стала публиковать материалы, в которых высказывалось предположение, что подростка убили евреи с ритуальными целями. По какой-то причине среди православных «низов» существовало поверье о наличии у евреев кровавых обрядов, и его неоднократно подкрепляли подобные ложные публикации.

Еврейский погром 1903 год с чем связано. Смотреть фото Еврейский погром 1903 год с чем связано. Смотреть картинку Еврейский погром 1903 год с чем связано. Картинка про Еврейский погром 1903 год с чем связано. Фото Еврейский погром 1903 год с чем связано

Главным редактором «Бессарабца» был П.А. Крушеван – человек крайне правых националистических взглядов, убежденный антисемит. В своей газете он допускал публикацию слухов, даже прямо противоречащих действительности – например, о том, что у мертвеца были зашиты глаза и рот. Следственные власти придерживались норм закона, и обязали редактора опубликовать опровержение, но это уже не помогло (хотя вскоре был найден и преступник, и оказалось, что преступление корыстное – из-за наследства).

Слухи усилились из-за приближения Пасхи – еврейской и христианской. В Кишиневе стали говорить, что царь (а Николай II сам отличался антисемитизмом) издал указ, разрешающий в течение 3 дней после Пасхи громить евреев. Обращение представителей еврейской общины к губернатору Бессарабии В.С. Раабену и православному епископу Иакову ничего не дало. Губернатор лишь немного увеличил количество уличных патрулей, а епископ вовсе не отреагировал. Далее он был замечен в высказываниях, в которых признавал ритуальное использование христианской крови хасидами (что абсолютно не соответствует действительности, и теолог не мог не знать об этом).

Важно отметить, что потенциальные погромщики не отличались национальным единством. Кишинев был многонациональным городом, так проживали русские, украинцы, молдаване. Противостояние оформилось не по национальному, а по религиозному принципу: христиане против иудеев.

Ход погрома и реакция властей

Согласно слухам о «царском указе», насильственные действия в Кишиневе начались 6(19) апреля 1903 года – в первый день христианской Пасхи. Погром продолжался 2 дня, и только к вечеру второго власти начали принимать меры.

Действия погромщиков и результаты погрома

6(19) апреля по случаю празднования Пасхи христиане часто собирались в группы. Такие группы начали проявлять агрессию по отношению к евреям, но направлена она пока была более на еврейское имущество. Некоторые дома забросали камнями; были разграблены лавки и склады, часть товаров уничтожена, часть украдена. Однако сколько-нибудь серьезно пострадавших среди еврейского населения в этот день не было.

Еврейский погром 1903 год с чем связано. Смотреть фото Еврейский погром 1903 год с чем связано. Смотреть картинку Еврейский погром 1903 год с чем связано. Картинка про Еврейский погром 1903 год с чем связано. Фото Еврейский погром 1903 год с чем связано

На следующий день с утра христиане начали собираться в предместьях Кишинева группами по паре десятков человек. Их действия стали более организованными: такие группы выпускали вперед подростков, те выбивали камнями окна в домах евреев, а затем туда врывались взрослые погромщики, избивая всех, кого заставали в доме, уничтожая или расхищая имущество. Особенно зверски погромщики действовали там, где евреи пытались сопротивляться. Сопротивление было очень слабым, неорганизованным, и не могло помешать насилию.

Реакция властей на погром и его прекращение

Даже у полностью лояльных к российской монархии современников не вызывало сомнений, что масштабы кишиневского погрома 1903 года были бы многократно меньше при надлежащей реакции властей. Нападения на евреев проходили при полном попустительстве силовых структур.

На обращение еврейской общины насчет опасений погрома губернатор отреагировал лишь незначительным количеством дополнительных патрулей на улицах. Полиция не получила никаких особых распоряжений.

Еврейский погром 1903 год с чем связано. Смотреть фото Еврейский погром 1903 год с чем связано. Смотреть картинку Еврейский погром 1903 год с чем связано. Картинка про Еврейский погром 1903 год с чем связано. Фото Еврейский погром 1903 год с чем связано

Последствия погрома в Кишиневе

В результате насилия в Кишиневе было повреждено примерно 1,5 тыс. домов (1/3 всего местного жилого фонда). Число погибших по официальным данным (сразу же признанным подделанными и сильно заниженными) составило 49 человек, в том числе 2 погромщика. Хотя проводивший расследование В.Н. Горемыкин уверял, что абсолютное большинство погибших – сильные взрослые мужчины, фотофакты утверждают обратное.

Еврейский погром 1903 год с чем связано. Смотреть фото Еврейский погром 1903 год с чем связано. Смотреть картинку Еврейский погром 1903 год с чем связано. Картинка про Еврейский погром 1903 год с чем связано. Фото Еврейский погром 1903 год с чем связано

Раненых и сильно избитых насчитывалось немногим менее 600 человек. Количество подвергшихся насилию женщин не учитывалось – так как это считалось позором, многие пострадавшие скрывали факт изнасилования. Арестовано сразу после погрома было 800 человек, но привлечено к ответственности лишь около 300.

Далекие от черносотенской идеологии россияне оказали помощь пострадавшим – специально организованный комитет собрал около 1 млн. рублей. В числе крупнейших жертвователей был певец Федор Шаляпин. Л.Н. Толстой опубликовал заявление, осуждающее погром.

Источник

Кишиневская бойня (18+)

Кишинев начала XX века являет собой мечту художника. Тихие улочки, обрамленные аккуратными домами, изящные церкви и торговый люд, неспешно следующий по своим делам. И вдруг в канун светлого праздника Пасхи эти самые улицы заполняет озверевшая толпа. Рушит и грабит дома, калечит и убивает евреев. Кишиневский погром 19 − 20 апреля 1903 года до сих пор остается одной из темных, не до конца проясненных страниц в истории Российской империи.

Скитания в российской стороне

Первым делом у беспристрастного наблюдателя возникает вопрос, и вполне закономерный: почему в один весенний день в небольшом и вполне себе мирном городе на евреев обрушилась волна народной ненависти? Надо сказать, на территории России им всегда жилось несладко. За редкими исключениями русские правители, начиная с Ивана Грозного и заканчивая Николаем II, ограничивали места проживания евреев, возможность приобретения ими земли и ведения профессиональной деятельности.

В Кишиневе еврейские общины появились в XVII веке. Занимались себе земледелием да торговлей, но отношения с местным населением у них складывались напряженные. Так как евреи сосредоточили в своих руках торговлю алкоголем, их нередко обвиняли в «спаивании» народа. К середине XIX-го в Бессарабскую область хлынул целый поток еврейских семей — опять же, по велению государя. Указ Николая I позволил им арендовать здесь землю. Так в Кишиневе возникла прослойка обеспеченных евреев. Община росла, в 1897 году в Бессарабской губернии она насчитывала больше 200 000 человек.

По мнению философа и публициста Василия Розанова, местные жители воспринимали деятельность евреев как «своего рода высасывание соков из земли и из них самих». И действительно, в 1903-м главной мишенью обезумевшей толпы станут дома зажиточных евреев и их лавки. Все это заставляет сомневаться в том, что жители Кишинева ополчились против сограждан по мотивам религиозным.

Оправдание своим действиям они, вероятно, видели в том, как относится к евреям государство. В 1880-х годах политика по отношению к последним ужесточилась. Если государство не жалует евреев, стоит ли заботиться о последствиях расправы? У кишиневской истории были предпосылки: с начала XIX века по юго-восточным землям прокатилась целая волна погромов.

Антисемитские настроения подогревала газета «Бессарабец», руководил которой известный националист Павел Крушеван. Вот уж пример фанатизма, доведенного до предела. Сотрудники этого издания возомнили себя экспертами в области ритуальных обрядов. За несколько месяцев до погрома они взялись освещать убийство 14-летнего подростка и пришли к выводу, что тело мальчика использовали в ходе религиозного ритуала евреи. В подкрепление своей версии «Бессарабец» сообщал, что подростка изуродовали, уши и глаза зашили. Более того, журналисты авторитетно заявили: иудеи использовали для тайного обряда христианскую кровь. Совершенно безумное обвинение, в основе которого лежит следующая легенда: якобы каждый год евреи приносят в жертву христианского ребенка. За всю историю в разных странах иудеи обвинялись в ритуальных жертвоприношениях более 20 раз, заканчивалось дело обычно казнью или репрессиями. Дошло это поверье и до России.

Следствие опровергло нелепую версию газеты «Бессарабец», но было уже поздно. Издание в городе пользовалось большой популярностью. Кишиневом овладело беспокойство, разве что не паника: а вдруг ритуальное убийство повторится? Умело играя этими настроениями, неизвестные распространили в городе антисемитские листовки с лозунгом «Ради царя».

Бойня в светлый праздник Пасхи

К моменту погрома в Кишиневе проживали около 50 тысяч евреев. 19 апреля (6 апреля по старому стилю), первый день православной Пасхи, город встретил в приподнятом настроении. Улицы были заполнены гуляющими. Вот кто-то начал бросать в окна еврейских домов камни. Выкрикивая «ура», толпа с остервенением принялась громить лавки евреев, выбрасывая товары на улицы, разбивая стекла. «Среди этого безумного ада из грохота, звона, дикого гоготания, смеха и воплей ужаса — в громилах просыпалась уже жажда крови», — пишет Владимир Короленко в очерке «Дом № 13».

Еврейский погром 1903 год с чем связано. Смотреть фото Еврейский погром 1903 год с чем связано. Смотреть картинку Еврейский погром 1903 год с чем связано. Картинка про Еврейский погром 1903 год с чем связано. Фото Еврейский погром 1903 год с чем связано
Кишинев, 20 (7) апреля 1903

Благодаря этому блестящему образцу расследовательской публицистики у нас вырисовывается представление о том, как городом овладевал хаос. Короленко подчеркивает: полиция перед лицом погрома попросту растерялась.

В канун большого праздника многие сотрудники разъехались. И хотя затем блюстители порядка получили подкрепление, активных мер по прекращению беспорядков они не приняли. Православные священники также не стремились остановить толпу. Все ждали некоего приказа сверху, который придет губернатору и сможет остановить беспорядки.

Приказа, пишет Короленко, не поступало.

На следующий день толпу уже было не остановить. Она принялась громить квартиры евреев, все самое ценное присваивая себе. А жилища бедных горожан просто разнесли в прах. Царила картина полного разрушения.

Еврейский погром 1903 год с чем связано. Смотреть фото Еврейский погром 1903 год с чем связано. Смотреть картинку Еврейский погром 1903 год с чем связано. Картинка про Еврейский погром 1903 год с чем связано. Фото Еврейский погром 1903 год с чем связано

Еврейский погром 1903 год с чем связано. Смотреть фото Еврейский погром 1903 год с чем связано. Смотреть картинку Еврейский погром 1903 год с чем связано. Картинка про Еврейский погром 1903 год с чем связано. Фото Еврейский погром 1903 год с чем связано
Памятник жертвам кишиневского погрома

Версия о нападении евреев на горожан, конечно, выглядит очень сомнительной. А вот отсутствие мгновенной реакции властей на происходящее действительно вызывает много вопросов. Некоторые историки даже считают, что погром был вполне в интересах правительства, так как отвлекал внимание общественности от растущих в России революционных настроений.

Своей точкой зрения с diletant.media поделился религиовед Юрий Табак. «Говорить о том, что власти специально и планомерно готовили погром, вряд ли приходится. Уже долгое время тлела затаенная вражда местного населения к евреям. Стоило вспыхнуть искре, чтобы начались погромы. Но в то же время отношение властей к происходящему было амбивалентным. Они действовали нерешительно и уклончиво, не смогли совладать со стихийно развивающейся ситуацией. На антисемитские листовки, распространяемые за неделю до погрома, фактически не реагировали, разве что губернатор Раабен приказал усилить патрули во время пасхальных праздников. Когда евреи обратились за помощью к кишиневскому епископу Иакову, то он ничего не предпринял, а спустя некоторое время высказался, что среди евреев есть секта, которая действительно практикует применение христианской крови», — рассказал эксперт.

Вскоре после апрельских событий губернатор Раабен был отправлен в отставку. «А вот князь Сергей Урусов, который занял эту должность следующим, утверждал, что погромная политика имела деятельных покровителей в правительстве», — добавил Юрий Табак.

С большим трудом полиции удалось утихомирить толпу к вечеру 20 апреля. Кишиневский погром унес жизни 49 человек, преимущественно евреев. Пострадали более 500. Около трети домов в городе оказались разрушены. Суду предали порядка 300 человек.

На события в далекой Бессарабии живо откликнулись Америка и Европа. Влиятельный американский банкир, еврей по происхождению Якоб Шифф сделал все, чтобы ухудшить положение России на международной арене: финансировал японскую сторону во время русско-японской войны, а также постарался перекрыть доступ страны к получению внешних займов в США.

Еврейский погром 1903 год с чем связано. Смотреть фото Еврейский погром 1903 год с чем связано. Смотреть картинку Еврейский погром 1903 год с чем связано. Картинка про Еврейский погром 1903 год с чем связано. Фото Еврейский погром 1903 год с чем связано
Литография, выпущенная в 1905 году в США

За кишиневским последовали погромы в Мелитополе, Житомире, Нижегородской, Черниговской губерниях и других регионах (1905−1906 гг.). Евреи начали постепенно эмигрировать из России. Огромных масштабов эмиграция достигла после Октябрьской революции.

Источник

Погром 1903 года

Кишинёв. Г-та «Еврейское местечко», 33, сентябрь 2010.
Еврейская община Республики Молдова выражает возмущение в связи с осквернением синагоги, произошедшим в ночь с субботы на воскресенье, 12 сентября 2010г.
Фашистская символика и провокационные надписи, нанесенные на стены религиозного здания, – это не что иное, как очередной уверенный шаг в спланированной системе антисемитских провокаций, с одной стороны, и вызов общественности – с другой.
Экстремистский акт по осквернению синагоги дополнил череду антисемитских проявлений, имевших место в муниципии Кишинэу на протяжении последних месяцев. В ряд таких событий, безусловно, входит громкое дело, связанное с публичным демонстративным осквернением Ханукии на площади Европы 13 декабря 2009 года; нанесение 10 февраля 2010 года надписей антисемитского характера на строительных ограждениях в центре города, недалеко от памятника «Узникам Кишиневского гетто»; нанесение фашисткой свастики на ограждении муниципального Еврейского кладбища и осквернение шести могил, произошедшее 21 февраля 2010 года.

15.07.2010-21.07.2010. Из газеты «Новости недели»
Под государственным молдавским флагом была совершена очередная антиеврейская провокация Молдавии. Сын ливийского президента Сайль аль-Ислам (мечь ислама)зафрахтовал идущее под молдавским флагом греческое судно для прорыва военной блокады вражески настроенной по отношению к Израилю Газы. Армия Израиля не допустила осуществление этой провокации, но сам факт антиизраильского молдавского присутстствия последователен.

К сожалению, к большому сожалению я обнаружил сегодня 14. 03. 2010, что Проза Ру заблокировала ссылки на фотографии к этой печальной странице истории Молдавии и России.

Ханукия (подсвечник) с горящими свечами, установленная с разрешения городских властей в Европейском сквере Центрального парка столицы Молдовы, была в воскресенье перевернута и разбита толпой до ста человек, шедшей под хоругвями и крестами и выкрикивавшей антисемитские лозунги.

Он потребовал от правоохранительных органов со всей строгостью расследовать инцидент, произошедший в воскресенье в центре Кишинева».

http://up94.siz.co.il/up2/nor1yzzduidi.jpg
Нижняя часть г. Кишинёва начала 19 века.Карта из архива поэта Н. Бялика.

Синагога располагалась недалеко от правого берега реки Бык в самой гуще еврейского населения на всё ещё центральной торговой площади 1800 года на пересечении улиц Азиатской и Фонтанной. Это были две основные улицы Кишинёва того времени. Азиатская тянулась вдоль вверх по течению реки Бык; Фонтанная спускалась перпендикулярно к реке, к роднику. Вокруг этих улиц петляло множество переулков: Караимский, Маклерский, Синагоговский (второй), Бегучий, Сирийский, Греческий…. Мыльный переулок ниже Азиатской был переименован с открытием синагоги в Синагоговский (первый). Вплотную к реке прилепилась Банная улица. Названия говорят сами за себя. От площади, что на пересечении Азиатской и Фонтанной улиц подымался на холм Мозаракиевский переулок, с левой стороны которого на склоне холма находилось еврейское кладбище, в конце его – церковь с небольшим христианским кладбищем.
Площадь у синагоги вскоре замостили и украсили круглым фонтаном. Место оживлённое, духовный и всё ещё торговый центр города.

http://up92.siz.co.il/up3/ldm2dhnznwan.jpg
Первый центр города Кишинёва. Возле Водоканалтреста на пересечении улиц Фонтанная и Азиатская. Фотография 70-х годов 20-го века. Из архива автора.

http://up97.siz.co.il/up3/gzyjadzy5mqx.jpg
Улица Фонтанная (в советское время Колхозная). Фотография 70-х годов 20-го века из архива автора.

http://up98.siz.co.il/up3/k0obl4y2dint.jpg
Обелиск-памятник погибшим в войне 1941-1945 г. Из архива автора.

http://up93.siz.co.il/up2/m4zqm2dhyi4j.jpg
На еврейском кладбище г. Кишинёва. Братская могила замученных во Второй Мировой войне 1941-1945.Цветы на могиле возложены 9 мая 1976 года во время семинара о еврейской истории города. Из архива автора.

Почти век жил в Кишинёве доктор Слуцкий Моисей Борисович (1851-1934). Его книга «В скорбные дни погрома», пожалуй, единственная в своём роде, тоже родилась в Кишинёве, но не в российском и не советском, а румынском в типографии Авербуха Моисея в 1930 году. Из этой книги, простым смертным она не выдаётся для чтения, Иосиф и узнал о существовании этого памятника.

http://up91.siz.co.il/up2/mztcldnjnh0t.jpg
Обратите внимание на заштукатуренное окно, там где должна быть надпись, даже фашисты не трогали памятники на еврейских кладбищах, а у советских лидеров рука поднялась на святыню. В Израиле я узнал истину. Во времена кишинёвского раввина Цирельсона (1859-1941) в нижней части памятника-склепа существовала надпись на языке иврит. Когда эта надпись появилась и кто её автор неизвестно, но черновик её на русском языке был передан в дом Давида в Тель-Авиве. Я не тронул текст перевода, но «яти» опустил.

http://up99.siz.co.il/up1/yymmztbmoihd.jpg
Оригинал перевода

http://up98.siz.co.il/up2/mmejmz3d4jzz.jpg
Фотография памятника погромленным свиткам Торы с надписью на иврите «Вечная память». Судя по всему фотография времён до присоединения Бессарабии к СССР в 1940 году.

http://up97.siz.co.il/up1/m2htnmyojzz2.jpg
Могилы жертв погрома возле памятника погромленным свиткам Торы. Из архива автора.

http://up94.siz.co.il/up3/whwoeu1nzynw.jpg
Мученику Гершу Патлажану.

http://up95.siz.co.il/up1/iudxynw2net3.jpg
На еврейском кладбище. То, что ещё не успели разрушить. Из архива автора.

http://up95.siz.co.il/up2/rtmwenyjljmw.jpg
На кладбище. Из архива автора.
Это был не последний погром в Кишинёве. Вокруг памятника поруганным свиткам Торы могилы с надписями на русском языке: «Мученику Гершу Патлажану, ослеплённого во время погрома 1905 года….». Мильке Ихелевне Патлажан, зверски растерзанной фашистами….». Горькая история, преемственность поколений нашего народа на чужбине.

http://up98.siz.co.il/up1/yqgmmz1izyzy.jpg
Синагога на Павловской. Фото 70-х годов двадцатого столетия; в реквизированном советскими властям здании синагоги размещался экпериметальный завод (мастерские) Академии Молдавской ССР, были и другие вывески, не имеющие ничего общего с еврейской культурой. Из архива автора.

Эпилог
Покидая Россию и Молдавию, мне казалось, что я покидаю их на оставшуюся часть Богом данной мне жизни и, конечно, ошибся. Я приобрёл Израиль, но прошлого не потерял. Однажды, на одном из общественных мероприятий в Израиле по поводу столетнего юбилея погрома в Кишинёве, я показал новому репатрианту мною, сделанную ещё в 1976 году, фотографию памятника погромленным свиткам Торы. Каково же было моё удивление, когда он безапелляционно заявил, что это могила раввина Иуды Лейбы Цирельсона и в доказательство дал мне просмотреть тонкую книжонку под названием «Из истории еврейства Молдовы», написанную и изданную в 1990 Израилем Натовичем Пилатом. На странице 49 автор крупным планом показывает читателю аналогичную, что у меня, фотографию под названием «Надгробный памятник раввину Егуде-Лейб Цирельсону», надпись на иврите на памятнике имела странный вид, без даты рождения и точной даты смерти. Продолжая перелистывать книгу, я был вторично удивлён, когда прочёл, что «в работе над книгой, автор помимо вышеуказанной литературы, использовал некоторые данные из рукописи А. Штаркмана «История кишинёвских евреев до 1903 года», которая по неизвестным причинам не была опубликована». Если моя «неопубликованная» книга попала к г-ну Пилату, то он, во-первых, точно должен был знать, что она (книга) была у меня реквизирована во время обыска органами КГБ, во-вторых, он должен был также знать, в рукописи это написано, что памятник, изображённый в его книге, установлен над склепом захоронения поруганных во время погрома 1903 года свиток Торы.
Книга «Кишинёвский погром 1903 года», свод документов и фотографий, изданная в 2000 году Академией наук республики Молдова» при финансовой поддержке «Джойнта», тоже не упоминает единственный в своём роде памятник захороненным свиткам. Однако подтверждает в документе (№65, с.138) из газетного сообщения, что «на кладбище, вблизи того места, где покоятся жертвы погрома, был устроен склеп, в который и были уложены урны со святынями, и вход в этот склеп засыпан землёй».
Когда появился памятник над склепом и кто автор его, мне не удалось обнаружить, но согласно Эциклопедии рассеяния за 1971 год памятник существовал со времён раввина Цирельсона.
Цирельсон Лейб Моисеевич, он же и Иуда Лейб родился в 1859 году в городе Козельцах Черниговской губернии. В возрасте 20 лет Цирельсон Л. М. занимает в г. Прилуках должность казённого раввина; в 1909 году он становится духовным и общественным раввином в г. Кишинёве. Он был настолько популярен и выдающимся в еврейском мире, что в 1910 году избирается председателем Высшей раввинской комиссии России. Он печатался в газетах на древнееврейском языке, писал и издавал книги, им основана и возглавлялась на протяжении многих лет в Бессарабии сионистская партия Агудат Исраэль, гимназия «Моген Давид»…. В 1918 году Бессарабия по соглашению с молодой Советской республикой перешла к Румынии. В 1922 году раввин Цирельсон Л. М. избирается от евреев Кишинёва сенатором в Румынский парламент. В июне 1940 года В 1940 году в июне месяце Бессарабия по соглашению между СССР и фашистской Германией становиться советской. Это означало закрытие синагог, еврейских школ, сионистских организаций, еврейских спортивных клубов, полное уничтожение национальной культуры, аресты еврейских лидеров…. Под государственным контролем оказалась вся общественная еврейская жизнь, в том числе и кладбища. Устремлённый в небо памятник-склеп жертвам погрома не мог не привлечь внимание властей, а надпись на иврите в овальном проёме памятника провозглашал торжество сионизма.
Могли ли советские власти согласится с такой надписью? Надпись на памятнике противоречила основной политике советских властей в решении еврейского вопроса – безоговорочной ассимиляции. Поэтому власти затирают, уничтожают любое напоминание о погроме 1903 года. Таким с затёртой надписью «Вечная память…» я запечатлел его в мае месяце 1976 года.
Раввин Цирельсон Л. М. погиб трагической смертью в июле 1941 года. Делегация еврейских лидеров со всей Бессарабии во главе с Цирельсоном Л. М. направилась в штаб немецко-румынской армии в попытке защитить еврейское население. Всех участников делегации, в том числе Цирельсона Л. М., арестовали и расстреляли, место захоронеия осталось неизвестным. Об этом рассказывает Общая Еврейская энциклопедия 1943 года издания в Нью-Йорке. То же самое подтверждает Энциклопедия Юдаики, изданной в 1971 году в Иерусалиме.
В Энциклопедии рассеяния через весьма осторожную форму написано, что раввин Цирельсон Л. М. погиб от прямого попадания в него бомбы, которую послали на Кишинёв антонеско-гитлеровская коалиция, и что останки его были спрятаны (так и написано) в памятнике склепе жертвам погрома, который как сам особой разумеющееся, соответствовал его духу. В грамматической форме будущего времени выражалась надежда, что памятник жертвам погрома может одновременно быть и могилой раввину Цирельсону. В 1976 году я беседовал со смотрителем еврейского кладбища, он, собственно, и показал мне этот памятник, но не упомянул, что в склепе находятся человеческие останки. В начале 50-х годов мне не раз приходилось проходить мимо бывшего дома раввина Цирельсона (за парком им. Пушкина, сегодня парк им. Стефан чел Маре, часть этого города не была тронута бомбардировкой. Запись в Энциклопедии рассеяния о гибели раввина Цирельсона от прямого попадания в него бомбы вызывает у меня глубокое недоверие.
Совершено было кощунство над памятью величественного и благородного человека, который не позволил бы себе в мыслях присвоить памятник трагичным событиям 1903 года. Раввин Цирильсон Л. М. более 30 лет представлял интересы большинства населения города и погиб, защищая их; он достоин почётного, отдельного памятника в центре Кишинёва, не менее почётного, чем ныне памятник Штефану Великому.
Неизвестно, кто взял на себя ответственность в канун столетней годовщины трагедии в Кишинёве, но, как факт, истинный памятник погрому был превращён в обычную, хотя и знаменитого человека, могилу. При этом, никто не знает и нет ни одного удостоверяющего исторического документа, что в могиле находится тело.
Вместо памятника-свидетеля трагичных событий столетней давности на бывшем разгромленном еврейском кладбище смонтировали бетонный куб с бесцветными, по сравнению с надписью на истинном памятнике, словами. Нет никакого сомнения, что это преступление 2003 года было организованно местными молдавскими властями и, что самое страшное, выполнено еврейскими руками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *