какие факторы мешали успешному развитию сельского хозяйства после реформы 1861 года
Какие факторы мешали успешному развитию сельского хозяйства после реформы 1861 г
Какие факторы мешали успешному развитию сельского хозяйства после реформы 1861 г?
Ответ
Факторы которые мешали успешному развитию сельского хозяйства после реформы 1861 г.
1. Сохранение временнообязанного положения крестьян.
2. Сохранение сельской общины, мешавшей аграрной революции.
3. Большинство помещиков в результате реформы получили небольшие суммы, потому что с причитавшихся им денег были удержаны их долги.
4. Нежелание большинства помещиков даже не обременённых большими долгами на полученные за крестьянскую землю деньги организовывать интенсивное сельское хозяйство с сельскохозяйственной техникой, активным использованием удобрений и т. п.
5. Малоземелие крестьян, из-за которого подавляющее их большинство просто не могло вести сельское хозяйство интенсивно, по новым технологиям.
6. Неразвитость машиностроительной отрасли в России, из-за чего машины для интенсивного сельского хозяйства чаще всего приходилось закупать за границей, что повышало их цену.
7. Отрезки, из-за которых крестьянам просто для полноценного сельскохозяйственного цикла приходилось арендовать землю;.
8. Использование в качестве арендной платы крестьянских отработок на полях помещика со своим инвентарём, то есть фактическое сохранение феодальных пережитков.
9. Невежество большинства крестьян и многих помещиков, просто не знавших, что такое интенсивное сельское хозяйство, как его вести.
Какие факторы мешали успешному развитию сельского хозяйства после реформы 1861 г?
Обсуждение вопроса:
— сохранение временнообязанного положения крестьян;
— сохранение сельской общины, мешавшей агараной революции;
— большинство помещиков в результате реформы получили небольшие суммы, потому что с причитавшихся им денег были удержаны их долги;
— нежелание большинства помещиков даже не обременённых большими долгами на полученные за крестьянскую землю деньги организовывать интенсивное сельское хозяйство с сельскохозяйственной техникой, активным использованием удобрений и т. п.;
— малоземелие крестьян, из-за которого подавляющее их большинство просто не могло вести сельское хозяйство интенсивно, по новым технологиям;
— неразвитость машиностроительной отрасли в России, из-за чего машины для интенсивного сельского хозяйства чаще всего приходилось закупать за границей, что повышало их цену;
— отрезки, из-за которых крестьянам просто для полноценного сельскохозяйственного цикла приходилось арендовать землю;
— использование в качестве арендной платы крестьянских отработок на полях помещика со своим инвентарём, то есть фактическое сохранение феодальных пережитков;
— невежество большинства крестьян и многих помещиков, просто не знавших, что такое интенсивное сельское хозяйство, как его вести.
§ 18. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄
Вспомните, что такое временнообязанное состояние крестьян.
80% суммы выкупных платежей за крестьян выплачивало государство. Эти деньги крестьянин должен был отработать в течении 49 лет, выплачивая ежегодно 6% долга (то есть в итоге должен был вернуть долг почти в тройном размере). До выплаты долга крестьянин считался временнообязанным.
Вспомните, когда в России начался промышленный переворот. Какие особенности он имел?
Промышленный переворот в России начался в 1830-е годы. Он имел следующие особенности:
Вопросы для работы с текстом § 18. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.
1. Какие недостатки имела Крестьянская реформа?
2. Поясните, в чём заключалась взаимозависимость крестьянского и помещичьего хозяйств после Крестьянской реформы 1861 г.
Крестьяне, чаще всего, зависели от помещиков потому, что в отрезки попали необходимые для сельскохозяйственного цикла земли: они были вынуждены были их арендовать у помещика. Помещик же чаще всего продолжал использовать труд своих бывших крестьян на своих полях – большинство из них предпочитали принимать в качестве арендной платы не деньги, а работу крестьян на своих полях с собственным инвентарём (фактически барщину).
3. Какие факторы мешали успешному развитию сельского хозяйства после реформы 1861 г?
4. Сохранила ли реформа 1861 г. существование крестьянской общины?
Реформа сохранила крестьянскую общину. Государство рассматривало её как средство получить причитавшиеся ему платежей: благодаря круговой поруке. Возможно также, что реформаторы хотели благодаря общине обезопасить часть крестьян он полного разорения, заботясь об их благе. Но именно в этом разорении во многом состояла аграрная революция и в целом путь к модернизации.
5. Каковы были принципы общинного хозяйства?
Община распределяла земли. При этом у каждой семьи было по несколько участков в разных частях общинных земель (в низине, на возвышенности, на разных почвах). При этом участки периодически перераспределялись. Община сообща выполняла некоторые сельскохозяйственные работы.
А также сообща несла ответственность, в частности, платила государству налоги. То есть, если кто-то из членов общины не был в состоянии выплатить свою часть, остальные покрывали эту недостачу. В некоторых общинах выделились так называемые кулаки – сильные хозяева. Часто на них работала большая часть деревни, но они же выплачивали за односельчан большую часть сборов.
Однако даже в таких ситуациях община сохранялось и кулакам было сложно выйти из неё. Учитывая такую коллективную ответственность, община ограничивала и свободу передвижения своих членов, чтобы никто не смог от этой ответственности сбежать.
6. Расскажите об основных направлениях развития промышленности в пореформенное время.
Наиболее быстрыми темпами развивалась текстильная промышленность, особенно хлопчатобумажная. Также большое развитие получила металлургия.
7. Каким образом железнодорожное строительство cпособствовало промышленному перевороту в России?
Прежде всего, железнодорожное сообщение улучшало транспортную ситуацию, значит облегчало подвоз сырья и вывоз готового товара.
Но кроме того, снабжение строившихся железных дорог развивало металлургию, а также машиностроение, потому что для дорог нужны были рельсы и подвижной состав, и если второе часто продолжали закупать за границей, но рельсы со временем всё чаще стали использоваться отечественные. Развивались и другие отрасли, такие как угледобывающая.
8. Какие новые социальные слои возникли в результате промышленного переворота?
Промышленный переворот создал классы буржуазии и пролетариата.
Думаем, сравниваем, размышляем:
1. Как вы думаете, улучшилось или ухудшилось положение крестьян после Крестьянской реформы 1861 г.? Приведите аргументы в доказательство своей точки зрения.
Реформа ухудшила положение крестьян, потому что урезало участки большинства семей по сравнению с теми, которыми они пользовались при крепостном праве. Земля была главным средством крестьян к существованию, земельный голод стал главным бедствием, который нередко вызывал настоящий голод в случае не очень благоприятных погодных условий.
Крестьяне сразу понимали свои интересы, потому ещё в первой половине XIX века отказывались от предлагавшейся помещиками воли без земли. В середине века они были чётко уверены, что «воли без земли не бывает». Но при разработке реформы их мнения никто не спрашивал.
2. Объясните, почему освобождение от личной зависимости не сделало крестьян равными помещикам в имущественном отношении.
В имущественном отношении главным богатством и главным источником богатства была земля, а земля между помещиками и крестьянами была разделена далеко не поровну. Именно поэтому такой равный раздел (передача крестьянам помещичьих земель) будет главным требованием крестьян в начале ХХ века, сутью крестьянского вопроса.
3. Какую роль в сельском хозяйстве пореформенного периода играга аренда земли? Почему в тех условиях её нельзя рассматривать как меру капиталистического переустройства сельского хозяйства?
В Западной Европе землю арендовали для начала или расширения сельскохозяйственного производства. В аренду брали всю землю, необходимую для сельскохозяйственного цикла с конкретными целями получения прибыли, потому вели на них товарное хозяйство. В России, как правило, крестьяне вынуждены были арендовать земли, отрезанные во время реформы, которые оказывались необходимы для ведения хозяйства – сенокосы, водопои и т. д.
Получалось, что арендная земля была им нужна для того, чтобы полноценно использовать собственную. Такая аренда не стимулировала капиталистических отношений. Не помогало их развитию и то, что землю арендовали не отдельные крестьяне, а целые крестьянские общины.
4. Какие отрасли промышленности были связаны с железно-дорожным строительством? Поясните эту связь на примерах.
С железнодорожным строительство связаны:
5. Выясните, как происходило строительство новых железных дорог в 1860-1880-е гг. Подготовьте сообщение об одной из таких железных дорог.
Строительство Ландварово-Роменской железной дороги происходило за счёт частных средств. Это было обычной практикой в то время. Существовало Общество Ландварово-Роменской железной дороги (акционерное), но по-настоящему оно принадлежало Карлу Фёдоровичу фон Мекку, вложившему основную часть средств. Он сделал состояние именно на подобном строительстве.
Сооружение дороги началось в 1871 году. Частные подрядчики обеспечивали отсутствие казённой волокиты, потому закончить строительство удалось быстро. Дорога общей протяжённостью 638,3 версты (680,94 км) открывалась участками уже на протяжении 1873-1874 годов. Дорога шла из Вильно (современный Вильнюс) в Бахмач (в сотне с небольшим километров на юго-восток от Чернигова) через такие города как Минск, Бобруйск, Гомель и т.д.
В 1876 году дорогу объединили с Либаво-Кошедарской железной дорогой в единую Либаво-Роменскую.
Строительство проходило не без помощи государства, которое разрешало беспошлинный ввоз многих необходимых материалов. Но главное, казна гарантировала доход уже в первые годы эксплуатации дороги, хотя по объективным законам экономики первые годы не должны приносить прибыль. То есть фактически правительство платило за каждую такую дорогу, включая Ландварово-Роменскую, гораздо больше, чем она стоила своим строителям. Именно на этом и удавалось делать состояния Карлу Фёдоровичу фон Мекку и подобным ему предпринимателям.
Не удивительно, что в 1891 году все железные дороги во избежании дальнейших неоправданных расходов были выкуплены в государственную собственность.
6. Используя Интернет, найдитe информацию о деятельности одного из русских предпринимателей второй половины XIX в и подготовьте краткое устное сообщение.
Тимофей Саввич Морозов был младшим сыном крупного промышленника Саввы Васильевича Морозовова. Его отец прошёл невероятный по тем временам путь от крепостного крестьянина до купца I гильдии (к которой относились владельцы наибольших капиталов). Ещё в 1812 году он выкупил из крепостной зависимости себя и свою семью за огромную сумму в 17 тысяч рублей ассигнациями. Младший из детей Саввы Васильевича Тимофей родился в 1823 году, то есть уже после обретения свободы. Во многом поэтому именно ему отец и завещал своё дело – как не познавшему неволи. Старшим сыновьям он выделил лишь доли капитала.
Семья Морозовых относилась к числу старообрядческих купеческих фамилий Москвы. Целый ряд их стал подниматься именно в первой половине XIX века, после того, как давлением на старообрядцев несколько ослабло. Вполне возможно, что сдесь сыграла свою роль и помощь общины единоверцев. По этому поводу есть разные версии, определённо сказать ничего нельзя.
Тимофей Саввич стал входить в правление предприятия отца с начала 1850-х годов. В 1857-1859 годах он уже от своего имени организовал новую фабрику под Тверью. А после смерти отца в 1860 году и выделения долей братьев возглавил основное производство. Это производство представляло из себя сложный многопрофильный текстильный комбинат, занимавший площадь 372,5 десятин (чуть более 4 км2) и расположенный в Никольском, деревне Городищи и сельце Ваулове.
Он объединял под одной крышей шесть главных и девять вспомогательных производств, а также собственные железнодорожные пути, соединённые со станциями Московско-Нижегородской железной дороги. Большая часть из всего этого была создана ещё в первой половине XIX века.
Новый хозяин модернизировал производство. Причём он не просто обновил станки, а организовал полный цикл производства ткани: на фабрику привозили хлопок-сырец, а вывозили конечный текстильный продукт. Также именно Тимофей Саввич одним из первых в России стал использовать именно среднеазиатский хлопок, как только эти земли были присоединены к империи.
Как руководитель Тимофей Саввич в равной степени интересовался ходом производства, качеством товара, состоянием оборудования, проблемами найма рабочей силы, заработной платой, внутренним распорядком, текущим строительством и многим другим. Но под особо пристальным наблюдением хозяина были, все же, технологический процесс и качество продукции.
§ 18. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.
Какие факторы мешали успешному развитию сельского хозяйства после реформы 1861 года
В первые годы после реформы 1861 г. в России наблюдался экономический спад, вызванный коренной перестройкой хозяйственной жизни.
Больнее всего реформа ударила по помещикам. Быстрый переход к новым формам ведения хозяйства, на который надеялись многие сторонники преобразований, в реальной жизни затянулся.
Для ведения хозяйства с помощью наемных рабочих помещикам нужно было иметь значительные денежные суммы. Ведь надо платить работникам заработную плату, приобрести собственный инвентарь и рабочий скот. Ничего этого у большинства дворян не было. До отмены крепостного права крестьяне обрабатывали барскую землю своими орудиями и с использованием своего скота, и, следовательно, после освобождения и скот, и орудия остались у крестьян, а помещикам приходилось все приобретать вновь.
Правда, по условиям реформы 1861 г. помещики получили большие суммы денег. Но большинство из них быстро промотали эти деньги и не сумели использовать их для перестройки своих хозяйств. К тому же при выдаче выкупа правительство удерживало из него все помещичьи задолженности. Поэтому многие дворяне получили не так уж много денег.
Помещики были вынуждены сдавать большую часть земли в аренду крестьянам. Поэтому развитие помещичьего хозяйства в 60—70-х гг. в большинстве земледельческих губерний происходило по так называемой отработочной системе: крестьяне обрабатывали оставшиеся не сданными в аренду помещичьи земли своим инвентарем, что и являлось их платой за арендованные участки.
К тому же у большинства помещиков не было и причин стремиться вести свои хозяйства по-новому: реформа 1861 г. сохранила многочисленные крепостнические пережитки. Основная часть угодий принадлежала помещикам, в их руках остались пашни, луга, леса, водопои. У помещика остались и возможности принуждать крестьян работать на господской земле в законном порядке: временнообязанное положение крестьян, круговая порука в общине, неравноправное положение крестьян и т. д.
В этот период сложилась благоприятная ситуация для развития хлебопашества. За границей значительно повысились цены на хлеб, увеличился спрос на русское зерно. Но даже это обстоятельство не смогло подтолкнуть русских помещиков к более активной хозяйственной деятельности.
Кризис переживало и крестьянское хозяйство. Аренда земли привязывала крестьянские хозяйства к помещичьим. Но иного выхода у крестьян не было, так как по реформе они получали недостаточные наделы. Кроме того, несмотря на значительный рост цен на хлеб (более чем на 100%), арендная плата за землю росла еще быстрее (на 300 и даже на 400%). Крестьянские хозяйства были обременены и всякого рода сборами (выкупные платежи, государственные и земские налоги и т. д.). По подсчетам современников, на среднюю семью приходилось около 30 рублей в год различных платежей, что для большинства крестьян являлось непосильной суммой.
К тому же реформа, освободив крестьян от личной зависимости, не уравняла их с помещиками в гражданских правах. Она перевела крестьян из разряда крепостных в разряд так называемого податного сословия. Государство облагало представителей этого сословия подушной податью, т. е. налогом не на имущество, а на человека вне зависимости от его доходов.
После реформы 1861 г. сохранилась и даже укрепилась крестьянская община. Она помогала крестьянам выплачивать подати, поддерживала примерно равный достаток своих членов. Однако община, в которой существовала круговая порука и ограничения в свободе передвижения, сковывала хозяйственную деятельность крестьян.
Развитие промышленности
В первые годы после реформы 1861 г., вопреки ожиданиям многих, в России не наблюдалось и быстрого роста промышленного производства, увеличения количества фабрик и заводов.
Промышленники ждали крестьянской реформы, сознавая, что для развития фабричного и торгового дела нужны свободные рабочие руки, широкий рынок труда. Реформа, казалось бы, решила эту проблему, поскольку крестьяне, с одной стороны, освобождались от личной зависимости, а с другой — многие из них готовы были идти в город на заработки.
Однако на первых порах решающими стали иные обстоятельства. На многих фабриках и заводах к моменту отмены крепостничества работали не наемные, а прикрепленные к ним рабочие. Как только эти люди получили свободу, ненависть к подневольному труду заставила их толпами бросать работу и уходить с заводов, продавая за бесценок дома и огороды. Не помогла вернуть рабочих и выросшая в несколько раз заработная плата. Поэтому в первое время после реформы многие предприятия сократили производство.
Это было особенно характерно для железоделательных заводов и суконных фабрик, в широких масштабах применявших труд крепостных. Лишь через 10 лет, освоившись в новых условиях, они начали увеличивать свое производство.
Неблагоприятная картина наблюдалась и в хлопчатобумажной промышленности. Правда, она была связана с другой причиной, совпавшей по времени с крестьянской реформой. Значительная часть этих фабрик, применявших в основном вольнонаемный труд, работала на ввозимом из- за границы хлопке. В 1861 г. разразился мировой торгово-промышленный кризис, цены на хлопок резко возросли, что привело к сокращению производства.
Несмотря на трудности, российская экономика сумела достаточно быстро перестроиться. Это случилось во многом благодаря экономической политике государства.
Финансовая политика
Экономические реформы правительство начало с изменений в деятельности банков. В 1860 г. был открыт Государственный банк, который предназначался для финансирования частных предприятий. Он должен был «содействовать силой кредита» развитию наиболее важных отраслей промышленности: металлургической, машиностроительной, сахарной, текстильной; поддерживать частные банки.
В 60—70-х гг. стали возникать частные банки, в первую очередь в Петербурге, а затем в Москве и других городах. Их создание оказало огромное влияние на экономическое развитие России. Без них было бы невозможным становление новых форм предпринимательства. Одним из зачинателей банковского дела стал разбогатевший на винных откупах В. А. Кокорев. В конце 60-х гг. по его инициативе был создан Московский купеческий банк, в 1870 г. — Волжско-Камский банк для финансирования промышленных предприятий, ставший вскоре одним из крупнейших в стране.
Железнодорожное строительство
Становление банков было теснейшим образом связано с железнодорожным строительством, которое также всячески поощрялось правительством. Заинтересованность властей в развитии этой отрасли хозяйства объяснялась двумя причинами. Во-первых, Крымская война показала серьезное отставание системы связи в России. Во-вторых, правительство стремилось для получения дополнительных доходов увеличить вывоз хлеба за границу. Поэтому строились железные дороги из хлебных губерний к морским портам. Правительство разработало программу привлечения к железнодорожному строительству частных лиц и иностранного капитала, предусмотрев для них существенные льготы и поощрения.
1868—1872 годы вошли в историю нашей страны как период «железнодорожной горячки». Если к 1861 г. протяженность железных дорог в России составляла 2 тыс. км, то к началу 80-х гг. — свыше 22 тыс. км. На этом строительстве выросло новое поколение предпринимателей, тесно связанных с чиновниками и государственными заказами. Военный министр Д. А. Милютин писал, что «с ведома высших властей раздаются концессии на железные дороги фаворитам и фавориткам прямо для поправления финансового положения, для того именно, чтобы несколько миллионов досталось в виде барышей тем или другим личностям».
Построив железнодорожную ветку в 500—600 верст, капиталист клал себе в карман 25—30 млн рублей. Особенно щедро платило правительство за строительство железных дорог, связанных с военными нуждами. Кроме того, оно разрешило некоторым предпринимателям приобретать за границей за государственный счет вагоны и паровозы, беспошлинно ввозить рельсы и другие необходимые для строительства материалы.
Большинство новых дорог строилось непосредственно в интересах промышленности и торговли (Новки — Шуя, Кинешма — Иваново — Москва — Нижний Новгород). С 1861 по 1877 г. перевозка грузов по железным дорогам увеличилась в 25 раз, в то время как на речном транспорте — лишь на 59%.
Железнодорожное строительство стало мощным фактором развития промышленности, так как предъявляло огромный спрос на изделия из металла (рельсы, вагоны, паровозы), топливо, предметы широкого потребления для целой армии рабочих-строителей.
Промышленный подъем
Во второй половине 60-х гг. в России начался быстрый промышленный подъем. К 80-м гг. в наиболее важных отраслях промышленности завершился промышленный переворот — фабричное производство восторжествовало над ремесленным и мануфактурным.
Главным районом металлургического производства продолжал оставаться Урал. Быстрыми темпами шло и создание нового металлургического района на юге России. В районе реки Северский Донец (Донбасс) были разведаны промышленные залежи железной руды и угля, а неподалеку, в Кривом Роге, — железной руды. В Донбассе английский промышленник Джон Юз основал металлургический завод, получив правительственный заказ на производство рельсов. По добыче каменного угля Донбасс вышел на первое место в России. На Кавказе в районе Баку сосредоточилась добыча нефти.
Промышленные районы на юге России были свободны от пережитков крепостничества и развивались гораздо быстрее старых центров промышленного производства.
В 60—70-х гг. началось становление машиностроительной промышленности (до 1861 г. в России производились лишь сельскохозяйственные машины). В первые пореформенные годы были построены два крупнейших завода: Путиловский в Петербурге обеспечил российские дороги рельсами, а на Коломенском в Московской губернии впервые в стране было организовано строительство мостов для железнодорожного транспорта, производство паровозов, товарных вагонов и платформ. Петербург и Москва стали центрами крупного машиностроения.
Как и в дореформенный период, ведущие позиции в промышленности занимала хлопчатобумажная отрасль. Рост цен на хлопок на мировом рынке заставил промышленников обратить внимание на внутренние возможности. Текстильные компании стали скупать земельные участки в недавно присоединенной к России Средней Азии. Первым «движение в Среднюю Азию» начал промышленник Т. С. Морозов. Его представители раздавали местным жителям качественные сорта египетского и американского хлопка и заключали договоры на покупку будущих урожаев. Продукция хлопчатобумажной промышленности выросла за 30 лет в 4 раза.
Больших успехов достигла свеклосахарная промышленность, развивавшаяся в черноземных губерниях Европейской России. Она увеличила свою продукцию с 1,9 млн пудов в 1862 г. до 12,5 млн пудов в 1880 г.
Развитие промышленности способствовало росту численности рабочих. За неполных 15 лет (с 1865 по 1879 г.) количество промышленных рабочих выросло в полтора раза и достигло почти миллиона человек. Пополнение шло за счет крестьян, приходивших в город на заработки и постепенно отрывавшихся от сельского хозяйства. Первым крупным выступлением российских рабочих за свои права стала стачка на Кренгольмской мануфактуре в 1872 г.
Тем не менее российская промышленность, несмотря на мощный рывок, значительно отставала от передовых капиталистических стран по масштабам и размерам производства на душу населения, в техническом оснащении и особенно по темпам роста производительности труда.
Бурное экономическое развитие 70-х гг. сменилось резким замедлением темпов роста в начале 80-х. Основными причинами этого явились: война с Турцией, поглотившая огромные средства; угнетенное состояние крестьянства, задавленного выкупными платежами, налогами и повинностями, что сильно ограничивало его покупательные способности; снижение цен на зерно и другие российские товары за границей.