какие факторы определяют световой комфорт

Факторы, определяющие зрительный комфорт.

Для того что­бы обеспечить условия, необходимые для зрительного комфорта, в системе освещения должны быть реализованы следующие предварительные требования:

• правильная цветовая гамма;

• отсутствие стробоскопического эффекта или мерцания света.

Важно рассматривать свет на рабочем месте, руководствуясь не только количественными, но и качественными критериями. Первым шагом здесь будет изучение рабочего места; точности, с которой должны выполняться работы; объем работы; степень перемещений рабочего при работе и т. д. Свет должен включать компоненты как рассеянного, так и прямого излучения. Резуль­татом этой комбинации должно стать тенеобразование большей или меньшей интенсивности, которое должно позволить рабоче­му правильно воспринимать форму и положение предметов на Рабочем месте. Раздражающие отражения, которые затрудняют восприятие деталей, должны быть устранены, так же как и чрез­мерно яркий свет или глубокие тени.

Различают следующие виды освещения:

Естественное освещение, создаваемое прямыми солнечными лучами и рассеянным светом небосвода;

Искусственное освещение, создаваемое электрическими источниками света;

Совмещенное освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение, дополняется искусственным.

Конструктивно естественное освещение подразделяют на боковое, верхнее и комбинированное.

Верхнее освещение производится через световые проемы в перекрытии, аэрационные и зенитные фонари, также через световые проемы в местах перепада высот здания.

Комбинированное освещение рекомендуется при ширине помещения более 24 метров. Оно является наиболее рациональным, так как создает относительно равномерное по площади освещение.

При выполнении точных зрительных работ (например, слесарных, токарных) в местах, где оборудование создает глубокие резкие тени или рабочие поверхности расположены вертикально (штампы, гильотинные ножницы), наряду с общим освещением применяют местное. Совокупность местного и общего освещения называют комбинированным освещением. Применение одного местного освещения внутри производственных помещений не допускается, поскольку образуются резкие тени, зрение быстро утомляется и создается опасность производственного травматизма.

По функциональному назначению искусственное освещение подразделяют на рабочее, аварийное и специальное, которое может быть охранным, дежурным, эвакуационным, эритемным, бактерицидным и др.

Рабочее освещение предназначено для обеспечения нормального выполнения производственного процесса, прохода людей, движения транспорта и является обязательным для всех производственных помещений.

Дата добавления: 2016-01-18 ; просмотров: 1222 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Характеристики освещения и световой среды. Зрительный комфорт.

какие факторы определяют световой комфорт. Смотреть фото какие факторы определяют световой комфорт. Смотреть картинку какие факторы определяют световой комфорт. Картинка про какие факторы определяют световой комфорт. Фото какие факторы определяют световой комфорт какие факторы определяют световой комфорт. Смотреть фото какие факторы определяют световой комфорт. Смотреть картинку какие факторы определяют световой комфорт. Картинка про какие факторы определяют световой комфорт. Фото какие факторы определяют световой комфорт какие факторы определяют световой комфорт. Смотреть фото какие факторы определяют световой комфорт. Смотреть картинку какие факторы определяют световой комфорт. Картинка про какие факторы определяют световой комфорт. Фото какие факторы определяют световой комфорт какие факторы определяют световой комфорт. Смотреть фото какие факторы определяют световой комфорт. Смотреть картинку какие факторы определяют световой комфорт. Картинка про какие факторы определяют световой комфорт. Фото какие факторы определяют световой комфорт

какие факторы определяют световой комфорт. Смотреть фото какие факторы определяют световой комфорт. Смотреть картинку какие факторы определяют световой комфорт. Картинка про какие факторы определяют световой комфорт. Фото какие факторы определяют световой комфорт

какие факторы определяют световой комфорт. Смотреть фото какие факторы определяют световой комфорт. Смотреть картинку какие факторы определяют световой комфорт. Картинка про какие факторы определяют световой комфорт. Фото какие факторы определяют световой комфорт

Характеристики освещения и световой среды.

Освещение (естественное, искусственное и совмещенное) и формируемую им световую среду характеризуют следующие основные показатели.

Световой поток Ф, люмен (лм)-часть потока световой энергии, которую воспринимает и оценивает орган зрения человека. Полный световой поток характеризует излучение, распространяемое от источника по всем направлениям. Для практических целей важнее оценить поток, идущий в определенном направлении или падающий на конкретную поверхность (площадь).

Освещенность Е,люкс (лк)отношение падающего на поверхность светового потока Фпад (лм) к величине площади этой поверхности S (м?). Освещенность поверхности не зависит от ее световых свойств. Е= лк (1)

Наименьшие размеры объекта различения и соответствующие им разряды зрительной работы устанавливают при расположении объектов различения на расстоянии не более 0,5 м от глаз работающего.

какие факторы определяют световой комфорт. Смотреть фото какие факторы определяют световой комфорт. Смотреть картинку какие факторы определяют световой комфорт. Картинка про какие факторы определяют световой комфорт. Фото какие факторы определяют световой комфорт

Показатель ослепленности Р— критерий оценки слепящего действия источника света.

Факторы световой среды и освещения,определяющие зрительный комфорт

Для того чтобы обеспечить условия, необходимые для зри­тельного комфорта, в системе освещения должны быть реали­зованы следующие предварительные требования:

— отсутствие бликов и ослепленности;

— правильная цветовая гамма;

— отсутствие стробоскопического эффекта или пульсации cвета

Важно рассматривать свет на рабочем месте, руководству­ясь не только количественными, но и качественными крите­риями. Первым шагом здесь будет изучение рабочего места, точности, с которой должны выполняться работы, количество работы, степень перемещений рабочего при работе и так далее. Свет должен включать компоненты как рассеянного, так и пря­мого излучения. Результатом этой комбинация должно стать тенеобразование большей или меньшей интенсивности, кото­рое должно позволить рабочему правильно воспринимать форму и положение предметов на рабочем месте. Раздражающие отра­жения, которые затрудняют восприятие деталей, должны быть устранены, так же как и чрезмерно яркий свет или глубокие тени.

Зрительная работоспособность определяется качеством ос­вещения. Можно выделить следующие качественные характе­ристики освещения и способы их улучшения.

В чем заключается влияние освещения на условия деятельности человека. Каков алгоритм расчета искусственного и естественного освещения.

Каков алгоритм расчета искусственного и естественного освещения.

Источник

Условия, необходимые для зрительного комфорта

Документ из ИПС «Кодекс»

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНОГО КОМФОРТ

Ana Hernandez Calleja, Fernando Ramos Perez

Нарушения зрения, связанные с недостатками системы освещения, являются обычным явлением на рабочем месте. Благодаря способности зрения приспосабливаться к недостаточному освещению, к этим моментам иногда не относятся с должной серьезностью.

Правильный дизайн системы освещения должен обеспечивать оптимальные условия для зрительного комфорта. Для достижения этой цели на самом раннем этапе работы должно быть налажено взаимодействие между архитекторами, дизайнерами по освещению и специалистами, отвечающими за производственную гигиену. Такое сотрудничество должно предшествовать началу работы над проектом для того, чтобы не совершить ошибок, которые будет трудно исправить после завершения работы над проектом. Наиболее важными моментами, о которых нужно постоянно помнить, являются следующие: тип лампы, которую нужно использовать и система освещения, которую нужно установить, распределение яркости, эффективность освещенности и спектральный состав света.

Тот факт, что свет и цвет влияют на производительность труда и на психо-физиологическое состояние рабочего, должен стимулировать интерес специалистов по освещению, физиологов и эргономистов к изучению и определению наиболее благоприятных условий света и цвета на каждом рабочем месте. Комбинация освещения, контраст яркостей, цвет света, цветовоспроизведение или выбор цвета являются элементами, определяющими цветовой климат и зрительный комфорт.

Факторы, определяющие зрительный комфорт

Для того чтобы обеспечить условия, необходимые для зрительного комфорта, в системе освещения должны быть реализованы следующие предварительные требования:

· однородное освещение
· оптимальная яркость
· отсутствие бликов
· соответствующая контрастность
· правильная цветовая гамма
· отсутствие стробоскопического эффекта или мерцания света

Важно рассматривать свет на рабочем месте, руководствуясь не только количественными, но и качественными критериями. Первым шагом здесь будет изучение рабочего места, точности, с которой должны выполняться работы, количество работы, степень перемещений рабочего при работе и так далее. Свет должен включать компоненты как рассеянного, так и прямого излучения. Результатом этой комбинации должно стать тенеобразование большей или меньшей интенсивности, которое должно позволить рабочему правильно воспринимать форму и положение предметов на рабочем месте. Раздражающие отражения, которые затрудняют восприятие деталей, должны быть устранены, так же как и чрезмерно яркий свет или глубокие тени.

Большое значение имеет периодическое обслуживание осветительной установки. Его целью является предупреждение старения ламп и концентрации пыли на светильниках, так как это приводит к постоянной потере света. По этой причине важно выбирать лампы и системы освещения с учетом их удобства в обслуживании. Лампа накаливания сохраняет свою эффективность вплоть до своего выхода из строя, однако с люминесцентными лампами дело обстоит иначе, так как их светоотдача может упасть до 75% после тысячи часов работы.

Уровни освещенности

Рис. 46.9 Уровень освещенности в зависимости от выполняемой работы

Каждый вид деятельности требует определенного уровня освещенности на том участке, где эта деятельность осуществляется. Обычно, чем сильнее затруднено зрительное восприятие, тем выше должен быть средний уровень освещенности. Нормы по минимальным уровням освещенности, связанные с выполнением различных работ, опубликованы во многих документах. Конкретно, нормы, перечисленные на рисунке 46.9, были взяты из Европейских норм CENTC 169 и основаны они больше на опыте, чем на научных знаниях.

Уровень освещенности измеряется при помощи люксметра, преобразующего световую энергию в электрический сигнал, который затем усиливается и легко читается на шкале, проградуированной в люксах. При выборе определенного уровня освещенности для конкретного рабочего места нужно изучить следующие моменты:

· характер работы
· отражательную способность объекта работы и непосредственного окружения
· разницу с освещением естественным светом и необходимость дневного освещения
· возраст рабочего

Единицы и величины освещенности

В области освещенности используется несколько величин. Основными величинами являются:

Факторы, влияющие на видимость объектов

Степень безопасности, с которой выполняется работа, в большой степени зависит от качества освещения и от зрительных способностей. Видимость объекта может изменяться во многих направлениях. Одним из важнейших является контрастность яркостей, зависящая от коэффициентов отражения, теней или цветов самого объекта и от коэффициентов отражения цвета. То, что глаз действительно воспринимает, это разница в яркости между объектом и его окружением или между различными частями самого объекта. В таблице 46.6 контрастность между цветами перечислена в убывающем порядке.

Таблица 46.6 Цветовая контрастность
Цвет предметаЦвет фона
ЧерныйЖёлтый
ЗелёныйБелый
КрасныйБелый
СинийБелый
БелыйСиний
ЧёрныйБелый
ЖёлтыйЧёрный
БелыйКрасный
БелыйЗелёный
БелыйЧёрный

Яркость объекта, его окружения и рабочей зоны влияет на легкость, с которой видится объект. Поэтому задачей первостепенной важности является тщательный анализ зоны, где выполняется работа.

Размер наблюдаемого объекта, который может быть адекватным или не зависящим от расстояния и угла зрения наблюдателя, является другим фактором. Эти два последних фактора определяют размещение рабочего места, распределяя различные зоны по степени легкости их видения. Мы можем назначить пять зон в районе рабочего места (смотри рисунок 46.10 ).

Распределение визуальных зон при организации рабочего пространства

I диапазон

Движения при выполнении работыЗрительное усилие
Частые движения, подразумевающие большие временные затратыБольшое зрительное усилие
II диапазонМенее частые движенияЧастое использование зрительного аппарата
III диапазонТребуются меньшие временные затратыЗрительная информация не имеет значения
IV диапазонСлучай менее частый, небольшое времяНет зрительного усилия в частности
V диапазонЭтого следует избегатьЭтого следует избегать

Следующим фактором является временной период, в течение которого происходит зрительное восприятие объекта. Время видения будет больше или меньше в зависимости от того, в статическом ли положении находятся наблюдатель и объект или один из них или они оба находятся в движении. Способность глаза приспосабливаться к различному освещению объектов может также оказывать значительное влияние на видимость.

Распределение света; ослепление
Ключевыми факторами в условиях, влияющих на зрение, являются распределение света и контраст яркостей. Что касается распределения света, то предпочтительнее иметь хорошее общее освещение вместо местного, для того, чтобы избежать ослепления. По этой причине, электроприборы должны быть распределены как можно равномернее, чтобы избежать разницы в силе света. Постоянное перемещение в неравномерно освещенных зонах утомляет глаза, и со временем это может привести к ослаблению остроты зрения.

Ослепление происходит, когда в поле зрения находится яркий источник света; результатом его является уменьшение способности различать предметы. Рабочие, которые постоянно подвергаются ослеплению, могут страдать от глазного напряжения, а также и от функциональных расстройств, хотя часто они этого не осознают.

Ослепление может быть прямым, когда оно вызвано нахождением ярких источников света в поле зрения, или отраженным, когда свет отражается от поверхностей с высоким коэффициентом отражения. В явлении ослепления участвуют следующие факторы:

1. Яркость источника света. Максимальная переносимая яркость при прямом наблюдении составляет 7500 кд/м. На рисунке 46.11 некоторые из приблизительных значений яркости для нескольких источников света.

2. Расположение источника света. Этот вид ослепления случается, когда источник света находится в пределах угла в 45 градусов к линии прямой видимости наблюдателю, и будет сведен до минимума, если источник света будет находиться вне этого угла. Приемы и методы, позволяющие избежать прямого и отраженного ослепления, можно увидеть на следующих рисунках (смотри рисунок 46.12).

Обычно ослепление происходит чаще, если источники света располагаются на небольших возвышениях или установлены в больших комнатах, так как источники света в больших комнатах или источники света, которые расположены слишком низко, могут легко оказаться в пределах того угла зрения, который вызывает ослепление.

3. Распределение яркости среди различных объектов и поверхностей. Чем больше разница в яркости среди предметов, находящихся в поле зрения, тем сильнее будет ослепление и тем сильнее будет ухудшение способности видеть из-за воздействия на процессы адаптации зрения. Ниже даны максимальные рекомендуемые диспропорции яркости:

4. Временной период зрительного восприятия объекта. Даже источники света с низкой яркостью могут вызвать ослепление, если зрительное восприятие продолжалось слишком долго.

Избежать ослепления можно достаточно просто и сделать это можно несколькими способами. Одним из способов, например, является установка сеток под источниками освещения; можно также использовать охватывающие диффузоры или параболические рефлекторы, которые могут направлять свет туда, куда нужно или установить источники света так, чтобы они были вне угла зрения. При обустройстве рабочего места правильное распределение яркости так же важно, как и само освещение, но важно также и осознавать, что слишком равномерное распределение яркости затрудняет трехмерное и пространственное восприятие предметов.

Системы освещения

Недавно возрос интерес к естественному освещению. Это вызвано не столько качеством этого освещения, сколько чувством комфорта, которое оно дает. Но так освещение от естественных источников не является равномерным, требуется использование искусственной системы освещения.

Самыми распространенными системами освещения являются следующие:

Общее равномерное освещение

В этой системе источники света распределены равномерно без учета расположения рабочих мест. Средний уровень освещения должен быть равен уровню освещения, требуемого для выполнения предстоящей работы. Эти системы используются главным образом на участках, где рабочие места не являются стационарными.

Такая система должна соответствовать трем фундаментальным требованиям. Прежде всего, она должна быть оснащена антибликовыми приспособлениями (сетками, диффузорами, рефлекторами и т.д.). Второе требование заключается в том, что часть света должна быть направлена на потолок и на верхнюю часть стен. Третье требование состоит в том, что источники света должны быть установлены как можно выше, чтобы свести ослепление до минимума и сделать освещение как можно более однородным (смотри рисунок 46.13).

Местное освещение и общее освещение

Эта система пытается усилить общую схему освещения посредством размещения ламп ближе к рабочим поверхностям. Эти типы ламп часто дают блики, и рефлекторы должны быть расположены таким образом, чтобы они убирали источник света из прямого поля зрения рабочего. Использование местного освещения рекомендуется для такого применения, где визуальные требования очень высокие: такие как уровни освещения порядка 1000 лк или выше. Обычно с возрастом рабочего его зрительная способность уменьшается, что требует увеличения уровня общего освещения, или чтобы оно было усилено местным освещением. Это явление можно уяснить из рисунка 46.14.

Общее локальное освещение
Этот тип освещения состоит из потолочных источников, размещенных с учетом двух моментов: характеристик осветительного оборудования и потребностей в освещении каждого рабочего места. Этот тип освещения рекомендуется для пространств или рабочих зон, которым необходим высокий уровень освещения, и он требует знания будущего расположения каждого рабочего места перед стадией проектирования.

Цвет: основные понятия

Правильный выбор цвета для рабочего места значительно способствует повышению производительности труда, безопасности и общему самочувствию работников. Отделка поверхностей и оборудования, находящегося в рабочей зоне, точно также способствует созданию приятных зрительных ощущений и приятной рабочей обстановки.

Обычный свет состоит из электромагнитных излучений с различными длинами волн, каждое из которых соответствует определенному диапазону видимого спектра. Смешивая красный, желтый и голубой свет, мы можем получить большинство видимых цветов, включая белый. Наше восприятие цвета предмета зависит от цвета света, которым он освещен и от того, каким образом сам предмет отражает цвет.

Лампы подразделяются на следующие три категории в зависимости от цвета света, который они излучают:

· «теплый» цвет: белый красноватый свет рекомендуется для освещения жилых помещений;
· промежуточный цвет: белый свет рекомендуется для освещения рабочих мест;
· «холодный» цвет: белый голубоватый свет рекомендуется при выполнении работ, требующих высокого уровня освещенности или для жаркого климата.

Цвета также могут классифицироваться как холодный или теплый в зависимости от их тона (смотри рисунок 46.15).

Контраст и температура различных цветов

На цветовой контраст влияет цвет выбранного света, и по этой же причине качество освещения будет зависеть от света, выбранного для освещения конкретного объекта. Выбор цвета света должен быть сделан, исходя из характера работы, которая будет выполняться при этом свете. Если цвет света близок к белому, цветовоспроизведение и рассеивание цвета будут лучше. Чем ближе будет свет к красному концу спектра, тем хуже будет цветовоспроизведение, но окружающая обстановка будет более теплой и более располагающей.

Цветовой тон освещения зависит не только от цвета света, но также и от уровня силы света. Температура цвета связана с различными формами освещения. Чувство удовлетворения при освещении данной окружающей обстановки зависит от этой температуры. В этом смысле, 100-ваттная лампа накаливания, например, имеет цветовую температуру 2800К, люминесцентная лампа имеет цветовую температуру 4000К, а цветовая температура затянутого облаками неба равна 10000К.

Посредством эмпирических наблюдений Крюитхоф составил таблицу комфортного состояния при различных уровнях освещения и цветовой температуры в определенной окружающей обстановке (смотри рисунок 46.16). Таким образом, он показал, что можно чувствовать себя комфортно в определенной обстановке при низких уровнях освещения, если цветовая температура также является низкой: например, если уровень освещения одна кандела, а цветовая температура равна 1750К.

Цвета электрических ламп можно разделить на три группы, в зависимости от их цветовой температуры:
белый дневного цветаоколо 5 000÷6 000К
нейтральный белыйоколо 4 000÷5 000К
теплый белыйоколо 3 000÷4 000К

Сочетание и выбор цветов

Выбор цвета очень актуален, когда мы рассматриваем его в комплексе с таким видом деятельности, где идентификация предметов, с которыми предстоит обращаться, имеет важное значение. Он также важен для разграничения смежных улиц и при выполнении таких работ, где требуется освещение с высокой контрастностью.

Выбор тональности не является таким важным вопросом, как выбор нужных отражающих качеств поверхности. Есть несколько рекомендаций по этому вопросу:

Потолки. Поверхность потолка должна быть как можно белее (с коэффициентом отражения 75%), потому что потом свет будет от него отражаться в рассеянном виде, рассеивая в свою очередь темноту и уменьшая блики от других поверхностей. Это будет также способствовать экономии искусственного освещения.
Стены и потолки. Поверхности стен на уровне глаз могут вызывать ослепление. Бледные цвета с коэффициентом отражения от 50 до 75% более подходят для стен. Хотя глянцевые краски служат дольше матовых, но у них больший коэффициент отражения. Поэтому стены должны быть покрашены матовой или полуглянцевой краской.
Полы. Полы должны быть несколько темнее, чем стены и потолки, для предотвращения бликов. Коэффициент отражения полов должен составлять от 20 до 25%.
Оборудование. Рабочие поверхности, станки и столы должны иметь коэффициент отражения от 20 до 40%. Оборудование должно быть покрыто прочным слоем краски чистого цвета, светло коричневой или серой, который не должен быть блестящим.

Правильный подбор цветов для рабочей обстановки способствует созданию ощущения комфортности, увеличению производительности труда и может положительно сказаться на качестве работы. Он может также способствовать лучшей организации труда и предупреждению несчастных случаев.

Цвет света, его распределение и цвета, существующие в заданном пространстве, являются, наряду с прочими, ключевыми факторами, влияющими на ощущения человека. Так как существует очень много цветов и факторов комфортности, то здесь нельзя установить точные нормы, особенно с учетом того обстоятельства, что все эти факторы должны использоваться комплексно, в соответствии с характеристиками конкретного рабочего места и предъявляемыми к нему требованиями. Однако здесь можно дать перечень основных и общих правил, которые могут помочь создать благоприятную окружающую обстановку:

Распознавание предметов при помощи цвета

Подбор цветов может воздействовать на эффективность систем освещения посредством влияния на отражаемую часть света. Но цвет также играет ключевую роль при распознавании предметов. Мы можем использовать яркие и привлекающие внимание цвета или цветовые контрасты для выделения ситуаций или предметов, которые требуют особого внимания. В таблице 47.7 приведены некоторые коэффициенты отражения для различных цветов и материалов.

Таблица 47.7 Коэффициенты отражения различных цветов и материалов, освещенных белым цветом
Цвет/материалКоэффициент отражения (%)
Белый100
Белая бумага80-85
Слоновой кости, лимонно-желтый70-75
Ярко-желтый, светлой охры, светло-зеленый, пастельно-голубой, светло-розовый, кремовый60-65
Лимонно-зеленый, бледно-серый, розовый, оранжевый, серо-голубой50-55
Светлого дерева, голубого неба40-45
Дуб, сухой бетон30-35
Темно-красный, нежно-зеленый, коричневато-зеленый, ярко-зеленый с желтоватым оттенком20-25
Темно-синий, пурпурный10-15
Черный0

В любом случае, идентификация посредством цвета должна использоваться только тогда, когда она действительно необходима, так как она будет иметь должный эффект только когда рядом нет слишком большого количества предметов, выделенных цветом. Ниже дается несколько рекомендаций по распознаванию различных элементов при помощи цвета:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *