какие факторы влияют на поведение человека

Внутренние и внешние факторы, влияющие на поведение людей. 19.05.2014

В отношениях между людьми всегда есть различные факторы, которые оказывают непосредственное влияние на его само восприятие и отношения с окружающим миром.

В любом коллективе так же есть ряд психологических эффектов, создающих общую обстановку и задающих тон общения и влияющие на конечный результат работы.

какие факторы влияют на поведение человека. Смотреть фото какие факторы влияют на поведение человека. Смотреть картинку какие факторы влияют на поведение человека. Картинка про какие факторы влияют на поведение человека. Фото какие факторы влияют на поведение человека

Индивидуальность. Любая информация воспринимается в определенном контексте. Так, всегда есть разница между тем, что подразумевал тот, кто говорит и тем, что понимает тот, кто слушает.

Эффект предвзятости. Часто Вы воспринимаете людей не такими, какие они есть на самом деле, из-за определенных стереотипов, сложившихся в обществе (национальность, пол, возраст и так далее). Однако всегда надо учитывать, что эти понятия зачастую очень обобщенные, поэтому рассматривайте каждого человека как личность, а не становитесь заложниками стереотипов.

Обстоятельства. В любой ситуации нельзя рассматривать конечный результат работы человека только на основе его действий и личных качеств, поскольку всегда есть еще и внешние обстоятельства, оказывающие немалое влияние на последствия любых действий.

Эффект присутствия или контроля. Находясь в определенном коллективе или в непосредственной близости от руководителя, человек часто ведет себя именно так, как от него ожидает его непосредственное окружение.

Для хорошего руководителя это отличная возможность скорректировать поведение сотрудников так, чтобы получить максимальный эффект от их деятельности.

Эффект конкуренции. В любом коллективе, где сотрудники выполняют похожие функции, чувство соперничества появляется автоматически. Никто не может работать, не учитывая результат аналогичной деятельность другого, его умения и знания.

Эту особенность так же можно использовать весьма эффективно, просто правильно преподнося информацию о знаниях и умениях каждого.

Конформизм. Это значит, что поведение человека изменяется под давлением общества или руководства. Давление это может быть как реальным, так иллюзорным, то есть под влиянием искусственно созданных обстоятельств.

Эффект ассоциаций. На этом эффекте основано большинство реклам и предвыборных кампаний. Политики и организации стараются вызвать у вас положительные ассоциации со своими действиями или предлагаемой продукцией.

Так же существуют еще стереотипные правила или установки.

Последовательность в действиях.

Большинство людей стремятся быть последовательными в своих словах, решениях и действиях.

На это есть три основные причины:

Ориентация на имеющийся опыт.

Многие люди, попадая в какую-либо ситуацию или сталкиваясь с новыми для них обстоятельствами, зачастую не знают, что делать и как себя повести, поэтому они ориентируются на мнения и действия других людей, имеющих какой-либо опыт в данной проблеме или высокий авторитет.

Здесь немалую роль играет фактор сходства. Это значит, что при аналогичных обстоятельствах Вы будете принимать во внимание и ориентироваться на действия тех людей, с которыми Вы похожи или, например, имеете одинаковые должностные обязанности.

Установка на взаимность.

То есть, Вы стараетесь отплатить тому, кто для Вас что-то сделал. Это качество прививается с детства, и считается общественной нормой.

С одной стороны, принимая от кого-либо что-то полезное для себя, Вы понимаете, что становитесь ему обязанным в какой-то степени. С другой стороны, отдавая что-то, можете быть уверены в том, что это вернется, то есть во взаимности.

Эта установка становится основой для различных видов взаимоотношений, взаимодействий и сотрудничества.

Существует три особенности этой установки.

Во-первых, это правило универсально и зачастую является преимущественным перед другими факторами, что, в свою очередь, определяет такое качество как уступчивость

Во-вторых, может подтолкнуть к неравносильному обмену, поскольку человек в ответ на оказанную услугу может сделать что-то гораздо более значимое или оказать более серьезную услугу.

В-третьих, иногда снижается необходимость самостоятельно принимать решения к какой-либо ситуации, поскольку выбор делает тот, кому Вы чем-то обязаны.

Доверие привлекательным людям и знакомым.

Заметьте, что привлекательные и знакомые люди вызывают большее доверие, чем люди неопрятные или всегда чем-то недовольные.

Поэтому задайтесь целью как можно лучше расположить к себе человека при первом знакомстве.

Причем учтите, что немаловажную роль играет внешняя привлекательность. Она позволяет расположить к себе оппонента, а так же повышает в его глазах Ваши личные качества, такие как интеллект, талант, доброта, отзывчивость и так далее.

То же самое касается и близких знакомых. Ведь согласитесь, что при любых схожих обстоятельствах, Вы выберете для сотрудничества или совместной работы того, кого знаете лично.

Источник

Основные факторы, влияющие на поведение

какие факторы влияют на поведение человека. Смотреть фото какие факторы влияют на поведение человека. Смотреть картинку какие факторы влияют на поведение человека. Картинка про какие факторы влияют на поведение человека. Фото какие факторы влияют на поведение человека

Эта книга позаимствовала модель пяти факторов, чтобы разобраться в вашей личности. Модель, описывающая факторы влияющие на поведение, разделяет ваш темперамент на пять основных факторов, а затем каждый фактор на шесть аспектов. В этой книге в большинстве своем вы найдете ту же организацию. Для личности безумно трудно дать краткое описание, вне зависимости от того, используете вы пять факторов или восемнадцать тысяч.

Эта книга позаимствовала модель пяти факторов, чтобы разобраться в вашей личности. Модель, описывающая факторы влияющие на поведение, разделяет ваш темперамент на пять основных факторов, а затем каждый фактор на шесть аспектов. В этой книге в большинстве своем вы найдете ту же организацию. Для личности безумно трудно дать краткое описание, вне зависимости от того, используете вы пять факторов или восемнадцать тысяч.

Возможно, это способствует нашему бесконечному восхищению. Но люди являются глубоко социальными созданиями, и наш ежедневный успех глубоко зависит от работы с людьми вокруг нас. Мы много инвестируем в изучение друг друга и себя, потому что с пониманием приходит мастерство. И мы снова и снова пытаемся найти скрытую систему, которая бы могла объяснить особенности нашей личности.

какие факторы влияют на поведение человека. Смотреть фото какие факторы влияют на поведение человека. Смотреть картинку какие факторы влияют на поведение человека. Картинка про какие факторы влияют на поведение человека. Фото какие факторы влияют на поведение человека

Мы чудовищно сложно устроены, вот такие мы. Только вы решите, что знаете кого-то, он делает что-то неожиданное. Разве не было бы чудесно, если бы существовала простая система, описывающая факторы влияющие на поведение, надежный тест, который бы мог безошибочно описать людей?

Поиски этой системы или теста идут уже в течение долгого времени. Западный зодиак уходит корнями в глубокое прошлое, более чем на 3000 лет назад; гуморальная теория Гиппократа предшествует схеме Майерса-Бригтса более чем на 2400 лет. И огромное количество слов, которые мы используем, чтобы описать темперамент, говорит о том, насколько личность важна.

Фактически эта буря слов ознаменовала рождение модели пяти факторов. Процесс начался с сэра Фрэнсиса Гальтона, кузена Чарлза Дарвина, который придумал практически все. Гальтону мы обязаны изобретением отпечатков пальцев, метеорологии, теста на проверку слуха, вопроснику для определения типа личности, концепции «природа или воспитание» и «лексической гипотезы». Он обнаружил, что, когда черта личности становится критической для нашего взаимодействия друг с другом, эта черта сама найдет себе слово: «обидчивый», «свирепый», «ненадежный» и «легкомысленный».

Правда? Это до сих пор является темой споров. Но эта идея вдохновила пару парней откопать 17 953 слов, описывающих личность, из словаря в 1936 году. Убрав лишние слова (добрый/ сострадательный, грубый/хамский), они сократили список черт человеческой личности до 4000 слов. Но и это количество кажется громоздким, если мы стремимся к созданию простой системы, надежного теста.

В течение следующих десяти лет другой парень сократил список до 171 определения, а потом смог разделить их на тридцать пять категорий, которые в результате сжались в шестнадцать всеобъемлющих факторов. Но именно ВВС США разбили прежние представления о человеческой личности. В 1961 году пара военных психологов разделила нас на пять факторов, на сокращение «CANOE» или «OCEAN»: открытость, добросовестность, экстраверсия, дружелюбие и нейротизм. Каждый фактор делится на шесть аспектов, итого получается тридцать измерений. Модель была переведена с английского на другие языки и, похоже, хорошо держится.

Нельзя не заметить, что на сайте pantocreatin.ru в Интернет можно купить самые лучшие анаболические стероиды и спортивное питание от ведущих производителей. Также на этом сайте вы сможете узнать больше про спортивное питание, анаболики. стеройды, стероиды и ПКГ найтро. Но об этом позже, а сейчас давайте вернемся к факторам, влияющим на поведение.

Но вариантов много, и споры продолжаются. Например, модель пяти факторов не учитывает черты любимцев в некоторых людях. Почему юмор не включен в эти тридцать аспектов? А раздражительность, доверчивость, склонность к спорам, рассеянность, чувственность?

При этом модель пяти факторов, также известная как « Большая пятерка», выдерживает баланс между простотой и изобилием, что подходит для большинства психологов. Она несовершенна, но это самая лучшая модель, которая у нас есть. Сегодня она стала рабочей лошадкой исследований личности. Она позволяет ученым оценить воздействие генов на личностные особенности человека. К тому же она очень помогает психологам определить людей, подверженных риску появления таких расстройств личности, как депрессия, тревожность, зависимость. Врачи рассматривают модель для определения естественных наклонностей человека. Это поставило под сомнение тест Майерса-Бриггса как надежный способ определения здорового и гармоничного места работы. Способы применения модели в повседневной жизни по-настоящему безграничны, судя по научным статьям под заголовками: «Большая пятерка и травмы маршевой музыки».

Даже люди, изучающие природу устройства личности человека, согласны, что это приемлемая модель. Психиатры и неврологи, изучающие личность посредством рассмотрения наших генов, нервных клеток и химии мозга, соглашаются, что результаты тестирования человека с помощью модели пяти факторов иногда могут очень четко прогнозировать то, что они находят в голове. Человек, чьи результаты теста на пять факторов показывают высокий уровень тревожности, может, например, иметь более активное миндалевидное тело в головном мозге. Если у человека высокий показатель импульсивности, то существует большая вероятность того, что у него есть склонность к посещению злачных мест, а также вялая префронтальная кора головного мозга.

Итак, модель не дает верную оценку личности. В наших знаниях о мозге появляется все больше и больше слабых мест. Но что может надежно измерить личность? Даже в таком неудачном положении модель пяти факторов является намного более детализированной, чем типология Майерса-Бриггса, более приземленной, чем зодиак, и более смешной, чем гуморальная теория (англ. «Теория юмора»).

Эта книга следует модели пяти факторов, но не слепо. Когда я встречаюсь с ярлыком пятифакторной модели, не имеющим биологического обоснования, я собираюсь вырезать это ненужное слово и отправить его к другим 18 000.

Аспект, получивший поддержку естественных наук, должен следовать такому порядку.

По каждому аспекту представлен мини-вопросник. Ваши ответы дадут вам общее представление о степени выраженности этой личностной характеристики.

Далее мы ознакомимся с опытами на мышах (или в некоторых случаях на крысах или полевках), проведенных для того, чтобы придать этому аспекту личности плоть и кровь.

Затем мы увидим, как исследования человеческой личности сочетаются с тем, что мы узнали из опытов на мышах, описывающих факторы влияющие на их поведение.

И наконец, мы заглянем далеко назад во времени, чтобы понять, почему эволюция позволила этому аспекту существовать в таком широком диапазоне: почему, например, некоторые мыши наглые, в то время как другие застенчивые.

Источник

Внутренние и внешние скрытые установки, влияющие на поведение людей

В любых отношениях с людьми необходимо помнить о ряде психологических эффектов, сопутствующих общению. Действие этих эффектов может либо повысить, либо понизить вашу продуктивность и результативность взаимодействия.

Общие установки

Если люди игнорируют существование психологических фильтров, то им не удается достичь желаемой эффективности воздействия. Подчиненные, например, часто пытаются мысленно проникнуть в то, что хочет руководитель, но не высказывает прямо. Поэтому они особенно чувствительны к интонациям, мимике, смысловому контексту, т.е. воспринимают распоряжение в созданных руководителем информационном и эмоциональном фреймах. В том ли фрейме воспринимают ваше распоряжение подчиненные?

Вы также можете быть в плену у эффекта предвзятости — видеть в человеке не то, что он есть, а те черты, которые приписываете ему заранее. У нас есть стереотипы, относящиеся к различным категориям людей (нация, пол, образование и т.д.) Стереотипы облегчают ориентацию, но могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и нечувствительными к новой информации. Каждый человек отличается от стереотипа. Проверяйте, нет ли в каждом конкретном случае предвзятости.

Очень важно избежать эффекта стигматизации, ярлыка. «Стигма» означает «пятно». Им может стать единичная невольная ошибка, допущенная человеком, национальная принадлежность и пр.: «не наш» по любым основаниям. В результате идет восприятие не человека в совокупности его свойств, а только стигмы.

Иногда мы можем оказаться под влиянием так называемого эффекта Пигмалиона: мы видим то, что хотим видеть, и более высоко оцениваем результаты деятельности человека, которому симпатизируем, на которого возлагаем надежды.

Еще один эффект: фундаментальная ошибка атрибуции. Последствия действий связаны в какой-то мере со свойствами человека, а в какой-то мере — с обстоятельствами. Людям свойственно переоценивать роль личностных свойств действующих лиц и недооценивать обстоятельства.

Ошибка самообслуживания нередко проявляется тогда, когда люди говорят о своих действиях. При успехе они приписывают все своим достоинствам, а при неудаче винят во всем обстоятельства. При неудаче следует внимательно проанализировать «вклад» в неудачу самого человека и обстоятельств.

Управленческие установки

Эффект контроля: человек в присутствии руководителя склонен вести себя так, как тот от него ожидает. Следовательно, нужно делать поправку на влияние присутствия. Это также хорошая основа для того, чтобы вызывать нужное поведение и поддерживать его.

Эффект соревнования: люди, занимающиеся одним и тем же, автоматически вступают в состязание. Немногие могут позволить себе действовать, не обращая внимания на других. Менеджер может весьма эффективно использовать этот феномен, обеспечивая информированность персонала об успехах каждого.

Эффект конформизма: изменение поведения или убеждения в результате реального или воображаемого давления группы. Исследования Стенли Милграма показали, что минимум половин людей — конформисты. Роста конформизма можно добиться личным присутствием руководителя, его психологическим лидерством, доводя уровень послушания практически до 100% в условиях деятельности, в которых вне группы и авторитетного влияния человек не стал бы действовать нужным руководителю образом.

Стереотипные установки

Правило взаимного обмена часто вынуждает людей подчиняться требованиям других. Если человек хочет с большей вероятностью рассчитывать на сотрудничество с каким-то человеком, нужно что-то дать ему перед тем, как попросить его об ответной услуге. Эта тактика весьма эффективна благодаря трем аспектам правила взаимного обмена:

Принятию обязательств и последовательности следования им способствуют дополнительные усилия, которые предпринимает человек, чтобы быть допущенным к процессу принятия на себя этих обязательств. Поэтому рекомендуют создавать трудности вступления в группу, организацию, а само вступление сопровождать обрядами и достаточно сложными ритуалами.

Установка следовать социальному доказательству. Люди, чтобы решить, чему верить и как действовать в данной ситуации, ориентируются на то, чему верят и что делают в аналогичной ситуации другие люди. Эта склонность проявляется при совершении самых разных действий: принятии решения что-либо купить, соглашении с изменившимся требованием и др. Принцип социального доказательства может быть применен, чтобы побудить человека подчиниться тому или иному требованию.

Принцип социального доказательства работает лучше в условияхнеопределенности. В сомнении люди больше ориентируются на действия других, чтобы решить, как действовать им самим. Кроме того, чрезвычайно важным является фактор сходства. Принцип социального доказательства действует наиболее сильно, когда мы наблюдаем за действиями таких же людей, какими являемся мы сами (или какими мы считаем себя). Именно поведение людей, имеющих с нами много общего, дает нам наилучшее понимание того, какое поведение будет правильным для нас.

Установка на доверие знакомым и симпатичным людям. Люди предпочитают соглашаться с теми индивидами, которые им знакомы и симпатичны. Хотите успешно влиять — старайтесь выглядеть привлекательно. Роль физической привлекательности в установлении социальных контактов очень сильна. Она способствует завышению оценки других человеческих качеств (талантливость, доброта, ум и т.д.) Привлекательные люди кажутся нам более убедительными и им требуется затрачивать меньше сил, чтобы изменить мнение других людей и получить желаемый результат.

Замечено также, что наше благорасположение вызывают люди, расточающие нам похвалы, иногда из корыстных соображений. Это может повлечь за собой неприятные последствия, так как делает нас более уступчивыми.

Еще один фактор, который, как правило, влияет на наше отношение к какому-либо человеку или предмету — близкое знакомство с ним. Такое влияние оказывается реальным в первую очередь тогда, когда контакт имеет место при вызывающих положительные эмоции обстоятельствах (например, при совместном успешном сотрудничестве).

Наконец, значительным фактором, влияющим на отношение людей друг к другу, является наличие ассоциаций. Рекламодатели, политики, торговцы стремятся связать в сознании людей себя или свою продукцию с какими-либо положительными моментами и дистанцироваться от неприятных событий.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Факторы, влияющие на поведение людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:55, реферат

Краткое описание

На поведение людей влияет ряд факторов. Прежде всего, можно отметить восприятие им окружающего мира, то есть организация и интерпретация представлений о нем. В результате возникает: принятие, отторжение, игнорирование, уход от действительности, «поведение страуса» и прочие. Как считают специалисты, чтобы понять индивидуальное поведение человека, нужно «вычесть» из него восприятие.

Восприятие влияет на поведение личности не непосредственно, а, преломляясь через расположение, ценности, верования, принципы, уровень притязаний и прочее.

Прикрепленные файлы: 1 файл

менедж. АНЯ.docx

Факторы, влияющие на поведение людей

На поведение людей влияет ряд факторов. Прежде всего, можно отметить восприятие им окружающего мира, то есть организация и интерпретация представлений о нем. В результате возникает: принятие, отторжение, игнорирование, уход от действительности, «поведение страуса» и прочие. Как считают специалисты, чтобы понять индивидуальное поведение человека, нужно «вычесть» из него восприятие.

Восприятие влияет на поведение личности не непосредственно, а, преломляясь через расположение, ценности, верования, принципы, уровень притязаний и прочее.

Расположение, то есть положительное отношение к кому-то или к чему-то основывается на эмоциональных чувственных оценках внешнего окружения, например, коллектива, положения в нем, условий труда, его оплаты, содержания выполняемой работы, связанного с ней личного статуса. Расположение к людям проявляется в уважении, готовности придти на помощь в трудную минуту; расположение к работе – в увлеченности ею вплоть до отождествления себя своим делом и принесения ему в жертву других своих интересов. Кто нравится, тому помогают, чтобы нравился еще больше; от чего ожидают, в то и вкладывают.

Устойчивое внутреннее расположение человека к другим субъектам или явлениям, основанное на их высокой индивидуальной оценке может быть охарактеризована как верование. Эта оценка бывает уже не только эмоциональной, но и рациональной.

Основу ценностей составляет осознанное отношение к перечисленным выше моментам, причем не только человека в отдельности, но и коллектива. Поэтому ценности приобретаю самостоятельное по отношению к отдельному субъекту бытие. Для тех, кто их разделяет, они служат стандартам, критериями, с которыми сравниваются и с помощью которых оцениваются как собственные решения и поступки, так и действия других.

К таким ценностям можно отнести: гордость за свою организацию; заботу об общих результатах; целеустремленность; коллективизм; стремление к профессиональному росту, новаторству.

Устойчивая система верований и ценностей человека воплощается в принципах – определенных правилах поведения, которых он придерживается на практике, например, справедливости, добросовестности и др.

В поведении реализуется позиция человека, то есть постоянное и однозначное внутреннее отношение к одним и тем же людям или одинаковым ситуациям, к тому, что нравится, или наоборот – не нравится. Позиция служит защитой в момент опасности; в позиции личность выражает себя, а поэтому позицию всеми силами защищают и укрепляют.

Каждая личность обладает определенным уровнем притязаний, характеризующим степень трудности целей, к достижению которых она стремится. Понятно, что для различных людей уровень притязаний не одинаков и определяется такими факторами как стандарты успеха, принятые в определенной социальной группе, степень самооценки и самоуважения данного лица, образование, включенность в свою роль, имеющийся профессиональный и жизненный опыт. Чем больше развит у человека факторы, тем выше у него уровень притязаний.

Определяют уровень притязаний также пол и возраст, например у мужчин и молодежи он значительно выше, чем у женщин и лиц старших возрастов. Безусловно, речь здесь идет о неких условных «среднестатистических» личностях, поскольку в реальной жизни все значительно сложнее. В то же время связи между уровнем притязаний и психологическими особенностями личности не прослеживается.

Помимо перечисленных моментов на поведение работников влияют внешние факторы. Среди них необходимо назвать:

Круг общения субъекта. Этот круг бывает личным, включающим эмоциональные связи и служебным, предопределяемым должностными связями. На практике выделяется круг ближайшего общения, куда входит не более пяти человек, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации; круг периодического общения, где рассматриваются только официальные вопросы, регулярно возникающие в процессе функционирования организации; круг эпизодического общения, охватывающий в потенциале всех сослуживцев и личных знакомых. В каждом конкретном круге общения складывается своя микроэтика, во многом определяющая взаимодействие лиц в рамках организации.

При переходе в другой круг общения, когда прежние взаимосвязи частично рушатся и обесцениваются, а новые еще не складываются, человек временно попадает как бы в определенный вакуум. В него, особенно если речь идет о руководителе, могут устремиться случайные, в том числе и корыстные люди, желающие как можно скорее утвердится в его глазах. Считается, что удачное овладение кругом общения предшественника является одной из важнейших предпосылок успешной адаптации руководителя в новом коллективе.

Роль характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от человека в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии. Роли различаются способом получения (добровольно взятые или навязанные), направленностью, о которой мы уже говорили, степенью определенности, характеризуемой четкостью предъявляемых к ним требований, формализацией, эмоциональностью. Роль диктует правила поведения ее носителя и делает предсказуемыми поступки.

Роль должна быть понятной и приемлемой для человека, соответствовать его возможности и желанию идти навстречу окружающим, не ограничивать и не унижать людей. Ролевое поведение предполагает преломление ролевого ожидания, то есть того, что требуют окружающие, или, что намеревается делать сам индивид, через его характер личное истолкование роли. Но полностью замыкаться человеке на своей роли не может, так как свои возможности, так и возможности тех, кто с ним общается.

Статус это оценка окружающими личности данного субъекта и роли, исполняемой им, определяющая его реальное или ожидаемое место в системе социальных связей, ранг индивида. Он бывает формальным и неформальным. Первый определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач; второй личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих: возрастом, знаниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами.

Статус личности связан со служебным положением, отражающим его место в профессионально – должностной иерархии, совокупность условий, связанных с данной должностью. Служебное положение руководителя характеризуется обеспеченностью обслуживающим персоналом, транспортом, доступом к источникам информации, а также прямыми контактами с вышестоящим руководством, допуском в те или иные круги общения. Руководители, формально занимающие один и тот же пост, но работающие в разных организациях, имеют различное служебное положение.

Статус также бывает формальным и неформальным. Неформальный статус получил название авторитет. Последний формируется поддерживается не только стихийный, но и целенаправленно при помощи различного рода мероприятий, ритуалов, распространения соответствующей информации. Сознательная фальсификация последней, неискреннее поведение людей и особенности восприятия действительности приводят к формированию у них ложного авторитета, существующего как в сознании окружающих, так и в представлении субъекта о самом себе.

На практике авторитету личности могут угрожать сложные ситуации, в которое она попадает, неблагоприятный морально – психологический климат в организации, целенаправленная деятельность соперника по его подрыву, случайные неудачи и т.п.

Действительно авторитетному человеку бояться их не приходится, ибо своими активными действиями на общее благо он без труда может восстановить доверие окружающих.

Обладатель ложного авторитета сделать это не в состоянии. Постоянное опасение разоблачения формирует у него своеобразный психологический комплекс угрожаемого авторитета, толкающий человека не на совершенствование себя и своей деятельности, а на защиту любой ценой своих позиций.

Здесь может быть уход от ситуации, в которых проявляется его некомпетентность, неспособность выполнять ту или иную работу; блокирование нежелательной информации; подкуп или наоборот, угрозы и шантаж по отношению к окружающим; раздача невыполнимых обещаний и прочее.

В целом выделяют три типа поведения людей в организации: независимый, ориентирующийся на руководство или лидерство, нейтральный и зависимый, предполагающий подчинение. Каждый тип характеризуется объективными и субъективными причинами пониманием его необходимости и воли к нему.

Для других руководство или подчинение внутренне желательны, приносят определенное удовольствие. У руководителей это обусловлено возможностью проявить себя, продемонстрировать собственную власть, получить наслаждение от этого ощущения. Подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения, то есть также обретают своего рода свободу.

Но в этих условиях самое активное руководство и самое добросовестное подчинение не принесут большого эффекта, а наоборот, будут иметь неблагоприятные последствия из-за ориентации не на выполнение стоящих задач, а на достижение комфортного состояния. На этом в свое время сыграл Гитлер, освободив своих солдат от «химеры, называемой совестью».

Наконец, для третьих руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость в том, числе вытекающую из чувства долга. В этом случае они имеют по-настоящему активный, творческий характер, эффективны, результативны, вносят большой вклад в формирование личности.

. Порядок как социальное явление 3

II. Отклоняющееся (девиантное) поведение 4

III. Природа отклоняющегося поведения 5

IV. Основные группы отклоняющегося поведения 8

V. Микросреда и ее влияние на отклоняющееся поведение 10

VI. Список используемой литературы 15

Порядок как социальное явление.

В ежедневном будничном ритме жизни все кажется знакомым, привычным, надежным. Мы не задумываемся над тем, что обеспечивает эту надежность, предсказуемость повседневной жизни, пока все соответствует определённым нормам.

Но если кто-то нарушил нормальный ход жизни, мы естественно ощущаем, что всё общество основано на приятном, заведённом порядке, основу которого составляет процесс воспроизводства ценностно-норматвного механизма социальной жизни, обеспечивающий нормальное (т.е. соответствующее принятым нормам) поведение людей.

Проблема порядка имеет важное значение для понимания организации социальной жизни. Сделаем акценты на следующих моментах.

1. Порядок ─ это регулярное (непрерывное) самовоспроизводство ценностно-нормативного механизма, и прежде всего практических образцов поведения ─ норм, а также средств социального контроля. При этом имеются в виду и нормы (правовые и нравственные), и обычаи, и ритуалы, т.е. порядок включает в себя все основные нормативные элементы, инструменты социального регулирования. Поэтому нарушение порядка ─ это нарушение не только правовых норм, но и важнейших обычаев, нравов и т.д. Однако роль правовых норм в воспроизводстве порядка особенно важна.

2. Основу порядка, на наш взгляд, составляют не все виды норм, а прежде всего нормы-правила, нормы дозволения, включая запрещающие нормы.

Порядок регулирует, гарантирует, охраняет самое важное для всего общества ─ признанные наиболее необходимыми нормы поведения людей.

Правовые нормы и есть не что иное, как норма дозволенного поведения. Но регуляция дозволенного осуществляется не только в правовых, но и в нравственных, традиционно-шаблонных формах

3. Ради надёжной предсказуемости нормального поведения людей, т.е. ради порядка, люди должны жертвовать частью своей свободы, независимости, должны вести себя не так, как им вздумается, а так, как дозволено. Власть силой авторитета или насилия, используя санкции, может гарантировать воздержание индивида от поведения, не соответствующего принятым нормам.

4. Порядок, регулируя социальное поведение с точки зрения дозволенного, оставляет достаточную свободу человеку. Ведь непривычное может укладываться в рамки дозволенного порядком.

Общество может менять свои представления о дозволенном, расширить или сужать зону позволительного.

Отклоняющееся (девиантное) поведение.

Отклонение в поведении личности, социальных групп от установленного порядка вещей порождает такое социальное явление как отклоняющееся (девиантное) поведение.

Социология рассматривает нарушение заведенного порядка прежде всего как болезнь всего общества, его социальных взаимосвязей, структуры.

Аномия ─ это «крушение норм», «безнормность», которые характеризует состояние общества, его социальных структур. Это серьёзный социальный недуг общества, не имеющего и не соблюдающего общепринятых норм поведения.

«Аномия заявляет о себе присутствием прежде всего разнообразного и постоянно расширяющегося спектра социальных девиаций. К числу легко наблюдаемых и определяемых «индикаторов» аномии можно отнести рост преступности, социальный хаос, «смятение душ», неясность жизненных целей, резкое снижение предсказуемости во времени тех или иных явлений, связанных с данной социальной системой, возростание значимости материальных ориентаций, как противоположных нравственным и духовным и т.д.

Итак, именно аномия как социальная болезнь общества порождает массовое девиантное поведение. При этом сама аномия, безнормность возникает в виду отсутствия единых ценностей, норм, что приводит к дезорганизации всех общественных связей и структур. Это с наибольшей силой проявляется при глубоком ценностно-нормативном кризисе всего общества.

Носителями рассматриваемого явления являются определенные лица, некоторые социальные группы, вступившие осознанно или стихийно в конфликт с существующими в обществах требованиями и нормами поведения.

Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. Более того, в социологии есть понятие «первичная девиация», когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действиями и до поры до времени могут не замечаться.

Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация), когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.

При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы – преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.

Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением.

В таком случае все социальные группы и все люди будут подпадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.

Природа отклоняющегося поведения

Негативные явления свидетельствуют о наличии исторических предпосылок, объективных и субъективных условий, о противоречивости общественного развития, в котором тесно переплелись как трудности становления и развития, так и деформация экономических, социальных, политических и духовных процессов.

Отклоняющееся поведение людей, во-первых, существует потому, что новая социальная система возникает не на пустом месте, а вырастает из ряда элементов прежней, разрушенной системы – идет ли речь о людях или об элементах производительных сил, духовной или материальной культуры. Во-вторых, процесс развития новой социальной системы обычно неравномерен, а это порождает диспропорцию в соотношении ее элементов и приводит к отставанию некоторых из них и тем или иным дефектам функционирования. В-третьих, может наблюдаться неполная адаптация развивающейся системы к внешним и внутренним условиям ее существования. Говоря иными словами, социальное, культурное или техническое развитие может подчас не поспевать за вновь возникающими общественными, духовными или экономическими потребностями. В-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов случайные события. Все это в совокупности и служит конкретным источником различных негативных явлений.

Рассмотрим эти причины подробнее.

Отклоняющееся поведение опосредуется главным образом экономическими отношениями. Оно не находится в прямой зависимости от их состояния. Взаимосвязь более сложна и многопланова. Но о том, что она существует, говорит вся история развития общества.

Основное, что не следует упускать из виду, это существование различных форм социального неравенства. Как показывает жизненная практика, те или иные формы неравенства продолжают существовать, причем вызваны они не объективно обусловленными различиями, а деформированными общественными отношениями: принадлежностью к власти, причастностью к теневой экономике, которая, по подсчетам специалистов, обладает огромным финансовым капиталом: так, в середине 90-х годов называлась цифра в 150-200 млрд. долларов.

В условиях «дикого капитализма», в которых находится Россия середины 90-х годов, эти причины стали еще нагляднее и явственнее. Более того, имеются утверждения, что вся экономика России приобрела криминальный характер, когда теневая экономика вытесняет официальную, а масштабы социального неравенства поражают воображение и позволяют сравнивать ситуацию в стране с режимом бывших колониальных стран Африки.

Источником отклоняющегося поведения в советский период были противоречия между квалифицированным и неквалифицированным, престижным и непрестижным трудом, создавшие предпосылку для противоречивых действий людей. Конечно, это не значит, что неквалифицированный труд прямо и непосредственно влечет за собой отклонения. И среди тружеников низкой квалификации подавляющее большинство жило и живет с чувством общественного долга, ответственности. Вместе с тем криминологические исследования в 70-80-х годах фиксировали тесную взаимосвязь между содержанием труда и преступным поведением. Лиц с высокой производственной квалификацией среди преступников было в 6 раз меньше, чем работников этой квалификации в общей структуре населения. Так, в индустриальных и урбанизированных регионах преступная активность лиц, выполняющих работу вручную, превышала соответствующий показатель для тех, кто трудился с помощью машин и механизмов, в 3,2 раза, а для занятых ремонтом и наладкой – в 26 раз.

В середине 90-х годов эти противоречия были вытеснены другими причинами, которые порождаются массовой безработицей. Именно безработица стала питательной средой для формирования групп с отклоняющимся поведением – бомжей, бродяг, наркоманов и преступников. Эти язвы, которые были и ранее, но базировались на других причинах, стали настолько распространенными, что на них нельзя не обратить внимания.

Источником возникающих отклонений является несовпадение реального процесса развития общества и осуществления людьми права на поиск и риск. Очевидно, что 130 тыс. осужденных за хозяйственные преступления (1991 г.) представляли собой сложный конгломерат побудительных мотивов: от добровольного желания помочь в решении экономических проблем до корысти и стяжательства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *