какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки

Факторы, дополняющие тренировку и состязания и оптимизирующие их эффект

Эффект подготовки спортсмена повышается при умелом использовании факторов, влияющих на результативность тре­нировки и соревнований. Рассмотрим основные из них.

Условия внешней среды.При соответствующем регулиро­вании воздействий внешней среды (атмосферное давление, тем­пература, содержание кислорода и др.) условия проведения спортивной тренировки и подготовительных соревнований мо­гут рассматриваться как средства подготовки спортсмена. Они оказывают существенное влияние, как на состояние текущей работоспособности спортсмена, так и на динамику его работо­способности.

Гигиенические факторы.Места проведения занятий и со­ревнований (освещенность, вентиляция и др.) должны соответ­ствовать требованиям гигиены. Эти факторы постоянны и обя­зательны в тренировке спортсменов. Другие гигиенические факторы (массаж, самомассаж, искусственная аэроионизация и др.) используются для оперативного воздействия на динамику работоспособности спортсмена в ходе тренировки или соревно­ваний или сразу по их окончании.

Материально-технические средства.Они тесным образом взаимосвязаны со средствами и методами спортивной трени­ровки, способами ведения соревновательной борьбы. К ним от­носятся спортивная форма и инвентарь, тренажерные устрой­ства, контрольная и информационная аппаратура и др. Разработка и внедрение в тренировочный процесс новых мате­риально-технических средств позволяют улучшить контроль и управление эффектом тренировочных и соревновательных на­грузок, а также сам эффект.

— вещества, способствующие нормальному функциониро­ванию организма при напряженной работе (витаминные комп­лексы, питательные смеси и др.), которые вводятся в рацион питания спортсмена;

— электростимуляция (электрическое раздражение отдельных мышечных групп, вызывающее более значительную сте­пень их сокращения, чем при произвольном сокращении, что стимулирует развитие мышечного аппарата);

— барокамера и термокамера (выполнение физических
упражнений в искусственных условиях внешней среды, позволяющих дозировать изменение давления, температуры, содер­жания кислорода в воздухе).

Необходимо отметить, что использование перечисленных и других средств, применяемых с целью усиления соб­ственно тренировочных воздействий либо для ускорения вос­становительных процессов, должно подчиняться логике трени­ровочного процесса. Если в нем преследуется цель воспитания выносливости, целесообразно применять дополнительные фак­торы, усиливающие функциональные сдвиги в организме, а факторы, облегчающие выполнение тренировочной работы, ока­зываются лишними, ненужными. Напротив, если тренировоч­ные упражнения вызывают достаточно глубокое утомление, необходимо привлекать дополнительные средства восстановле­ния.

Человек, искусственно изменяя условия внешней среды, сознательно вмешивается в управление формированием живой природы, в том числе и самого себя. Спортивная тренировка является одним из важнейших средств «изменения собствен­ной природы». Она основана на принципе адаптации.

Адаптация(от позднелат. аdaptatio — приспособление) — это приспособление строения и функций организмов (и их групп) к условиям существования.

Процесс адаптации организма к воздействию физических нагрузок имеет фазный характер. Поэтому выделяют два эта­па адаптации: срочный и долговременный.

Срочная адаптация— это экстренная реакция различных органов и функциональных систем организма на непривычные раздражители с целью компенсации влияния факторов окру­жающей среды.

Этап срочной адаптации сводится преимущественно к изме­нениям энергетического обмена и связанных с ним функций ве­гетативного обеспечения, увеличивается главным образом дос­тавка кислорода к работающим органам и вывод продуктов обмена на основе сформированных механизмов их реализации.

Организм человека обладает резервными возможностями (морфологическими, биохимическими, психологическими, физио­логическими и др.). При физических нагрузках включаются те резервы организма, которые обеспечивают его специфическую работоспособность. Физическая работоспособность человека тесно связана с физиологическими резервами его организма, кото­рые обусловлены функциональным состоянием отдельных ор­ганов и организма в целом. Они обеспечивают способность адап­тироваться к различным условиям жизнедеятельности. Предполагается, что в условиях повседневной жизни чело­век использует лишь 35% своих резервных возможностей. При работе, требующей включения 40%-50% имеющихся резервов, наступает физическое и психическое утомление. При использо­вании же 65% резервов необходимы значительные волевые уси­лия, и такая напряжённая работа приводит к отказу организма от её продолжения. Тренированный организм имеет большие по объёму резервы и может их использовать более полно, чем нетренированный.

Физиологические резервы систем организма определяют путём сравнения показателей её деятельности при мышечном покое и при предельно напряжённой мышечной работе.

В срочных адаптационных реакциях выделяют три стадии.

На первой стадии происходит активизация деятельнос­ти органов и функциональных систем, обеспечивающих вы­полнение заданной работы (увеличивается частота сердечных сокращений (ЧСС), вентиляция легких, потребления О2 и т.д.).

Вторая стадия наступает, когда органы и системы орга­низма функционируют в относительно стабильном (устойчи­вом) состоянии. Эта стадия не может продолжаться бесконеч­но долго. Истощаются энергетические источники, происходит утомление нервных центров, обеспечивающих регуляцию дви­жений и деятельности внутренних органов, накапливается лак-тат (соли молочной кислоты) в крови (изменяется внутренняя среда организма) и т.д. — наступает третья стадия срочной адаптации.

какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Смотреть фото какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Смотреть картинку какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Картинка про какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Фото какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки

Долговременная адаптация.Она развивается при много­кратном повторении физических воздействий и суммировании многих следов нагрузок. Этот этап связан с формированием в организме функциональных и структурных изменений.

Механизм долговременной адаптации может быть представ­лен в виде определенной цепи событий. В процессе приспособления организма к внешним раздражителям (холод, гипоксия, интенсивная мышечная работа и др.) в клетках многих физио­логических систем возникает дефицит богатых энергией фос­форных соединений. Это активизирует генетический аппарат клеток, вызывая усиление синтеза нуклеиновых кислот и бел­ков. Следствием является увеличение мощности систем мито­хондрий, возрастает выработка аденозинтрифосфорной кисло­ты (АТФ) на единицу массы ткани, и дефицит АТФ устраняется. В результате последующей активации биогенеза всех кле­ток физиологических систем происходит уменьшение потреб­ления АТФ на единицу массы клетки. В итоге формируются структурные изменения, обеспечивающие увеличение возмож­ностей опорно-двигательного аппарата, совершенствуется его энергообеспечение.

Выделяют четыре стадии долговременной адаптации.

Первая стадия. В результате суммирования эффектов многократно повторяющейся срочной адаптации происходит стимуляция механизмов долговременной адаптации.

Во второй стадии интенсивно протекают структурные и функциональные преобразования в органах и тканях соответству­ющей функциональной системы. Это происходит на фоне плано­мерно возрастающих и систематически повторяющихся нагрузок. В конце этой стадии гипертрофируются (от греч. hiper — при­ставка, обозначающая превышение нормы, и греч. trophe — пита­ние, увеличение объёма органа или части тела) органы, слаженно функционируют различные звенья и механизмы, обеспечиваю­щие эффективную деятельность системы в новых условиях.

В результате соответствующих преобразований наступает третья стадия долговременной адаптации. Она характеризу­ется наличием у спортсмена резервных возможностей организ­ма, позволяющих обеспечить более высокий уровень функцио­нирования системы, стабильность функциональных структур, тесную связь регуляторных и исполнительных органов.

Адаптационный процесс не может продолжаться бесконеч­но. В каждый момент времени организм обладает определен­ными резервными возможностями, т.е. способностью ответить на внешние воздействия и перейти на новый функциональный уровень возможностей. Величина такого резерва в значи­тельной степени определяется тем абсолютным уровнем адап­тационных перестроек организма, на котором он уже находит­ся. Если величина внешних воздействий будет выше резерва (при нерационально построенной тренировке, неполноценном питании и восстановлении и т.п.), то может наступить четвер­тая стадия долговременной адаптации. Она характеризуется изнашиванием отдельных компонентов функциональной сис­темы и выражается чаще всего нарушением процесса обновле­ния структур, гибелью отдельных клеток и замещением их со­единительной тканью, что в конечном счете приводит к более или менее выраженной функциональной недостаточности. Такие явления могут наблюдаться при компенсаторной гипер­трофии сердца, печени, гипертрофии нервных центров при использовании нагрузок, превышающих пределы адаптационных ресурсов организма.

Фазовость протекания про­цессов адаптации к физическим нагрузкам позволяет выделить три разновидности эффектов в ответ на выполняемую работу.

Срочный тренировочный эффект. Он возникает непос­редственно во время выполнения физических упражнений и в период срочного восстановления в течение 0,5-1,0 часа после окончания работы. В это время происходит устранение образо­вавшегося во время работы кислородного долга (кислородный долг— это количество кислорода, требуемое после окончания физической работы для окисления продуктов обмена).

Отставленный тренировочный эффект. Активизируют­ся пластические процессы для избыточного синтеза разрушен­ных при работе клеточных структур и восполнение энергети­ческих ресурсов организма. Этот эффект наблюдается на поздних фазах восстановления (обычно в пределах до 48 часов после окончания нагрузки).

Кумулятивный тренировочный эффект (от лат. сumulo — собираю, накапливаю) является результатом последователь­ного суммирования срочных и отставленных эффектов повторя­ющихся нагрузок. В результате кумуляции следовых процессов физических воздействий на протяжении длительных периодов тренировки (более одного месяца) происходит прирост показате­лей работоспособности и улучшение спортивных результатов.

Небольшие по объёму физические нагрузки не стимули­руют развитие тренируемой функции и считаются неэффек­тивными. Для достижения выраженного кумулятивного тре­нировочного эффекта необходимо выполнить объём работы, превышающий величину неэффективных нагрузок.

Источник

Какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки

Несмотря на то что закономерное увеличение физических нагрузок в процессе тренировки означает регулярное возрастание и психических нагрузок, для направленного воздействия на развитие волевых качеств спортсмена необходимо дополнительно создавать трудные ситуации, требующие проявлений воли. Особенно в периоды, когда спортсмен достаточно хорошо адаптировался к очередным тренировочным нагрузкам.

Фактором повышения трудности, как известно, может явиться любое внешнее и внутреннее препятствие, в том числе естественные условия внешней среды, искусственные предметные препятствия (например, высота планки в прыжках или барьеров в беге, вес штанги либо иного отягощения), обострение межличностных отношений, состояние утомления, отрицательные эмоции и т. п. Внешние обстоятельства сами по себе не могут стать фактором трудности, пока нет труда по их преодолению. Надо отличать также препятствия как потенциальный фактор возникновения трудностей от самих трудностей как субъективно воспринимаемых затруднений, возникающих при необходимости преодолеть препятствия и в процессе их преодоления.

В практике волевой подготовки спортсменов применяют различные приемы создания дополнительных трудностей (основы их поясняют примеры, помещенные в табл. 7)*. Ряд методических приемов, объективно связанных с созданием трудностей, используется, кроме того, при осуществлении задач физической, технической и тактической подготовки (см. гл. V—VIII).

Примеры методических приемов введения дополнительных трудностей в процессе волевой подготовки спортсмена

Основа и преимущественная направленность приема

Введение дополнительного задания (предварительно не сообщаемого спортсмену), связанного с удлинением тренировочной работы на фоне утомления (направленность — воспитание выдержки и настойчивости, умение терпеть)

Проведение тренировочных занятий в усложненных условиях естественной среды или с использованием непривычного спортивного инвентаря и оборудования (направленность— формирование надежности навыков, воспитание уверенности)

Преодоление дополнительного отрезка дистанции с установкой на опережение (кто придет первым) в конце группового кросса;

включение дополнительного тайма или периода в конце тренировочной игры с установкой на выигрыш;

введение дополнительного подхода в конце серии упражнений со штангой с установкой на предельное число повторений (если задание выполняется в форме условного состязания, относительный вес отягощения может устанавливаться для всех участников одинаковым — в % к индивидуальному достижению)

Тренировочные занятия на местности в неблагоприятных погодных условиях;

выполнение циклических упражнений на рез-копересеченной местности, в горах, на рыхлом грунте, с использованием сопротивления водной среды и т. д.;

перенос занятий из помещения на открытый воздух (в спортивных играх, например, это затрудняет пространственную ориентировку, если занятия постоянно проходили в зале); периодическое выполнение упражнений с использованием спортивных снарядов и инвентаря различного качества, веса и размеров; бег и прыжки с отягощением (свинцовый пояс, утяжеленная обувь и др.).

Изменение предметных и пространственных условий действий с целью повысить точность и уверенность выполнения

Метание диска или молота из уменьшенного круга; выполнение прыжков в высоту и с шестом при суженных стойках; спарринг на уменьшенном ринге; отработка в футболе и хоккее ударов по воротам уменьшенной площади

То же с увеличением степени риска (направленность — воспитание смелости)

Выполнение упражнений в равновесии на повышенной и суженной опоре; прыжки в воду с большой высоты, прыжки на лыжах с большого трамплина; увеличение крутизны виражей в беге на коньках, при обгонах на велотреке

Введение сбивающих сенсорно-эмоциональных факторов (направленность — воспитание стойкости и самообладания)

Выполнение штрафных бросков или ударов в тренировочных играх в условиях отвлекающего шума (создаваемого, например, трансляцией записи эмоционально напряженного состязания);

соблюдение заданного темпа бега, несмотря на сбивающие сигналы звуко- или светолидера, настроенного на иной темп

Усложнение соревновательных взаимодействий и условий оценки достижения (направленность — воспитание бойцовских качеств, воли к победе)

Тренировочные состязания с гандикапом и антигандикапом (укороченная схватка или бой с партнером, более высокой спортивно-технической квалификации, но не имеющим превосходства в физических способностях; выступление одного против нескольких соперников, меняющихся по ходу состязания, или одной команды против нескольких команд или против численно превосходящей команды и т. д.);

сокращение числа попыток, предоставляемых для демонстрации результата (выявление победителя по результату первой попытки в прыжках в высоту) либо увеличение их числа (например, «до десятого укола» в фехтовании); оценка победы по «завышенным критериям» (удержать соперника на лопатках вдвое дольше, чем предусмотрено официальными правилами борьбы, удержать «крест» на кольцах не менее 5 сек. и т. п.)

Логика предъявления трудностей в различных разделах подготовки спортсмена часто совпадает, но не всегда и не во всем. Когда, например, в подготовку метателя молота, штангиста или гимнаста эпизодически включают многокилометровый лыжный кросс, получаемый эффект не имеет сколько-нибудь существенного значения для физической или технической подготовки. В аспекте же волевой подготовки это упражнение может оказаться чрезвычайно эффективным: преодолевая длинную дистанцию, спортсмен должен будет не раз преодолеть прежде всего самого себя, в частности свои негативные эмоции, усиленные отсутствием специальной тренированности в данной непривычной работе и сознанием того, что в чисто спортивном отношении она не является безусловно необходимой.

Все сказанное о требовании обязательной реализации задачи и о методических условиях, при которых это оправдано, остается справедливым и в случае заданий, осложненных дополнительными трудностями. Естественно, чем значительнее трудность, тем тщательнее должна быть подготовка к ее преодолению. Особенно скрупулезно разработанной методики требует преодоление трудностей, связанных с «психическим барьером», закрепленным неудачными попытками в прошлом.

Использование соревновательных начал и отношений. Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях.

Отдельное состязание, даже чрезвычайно ответственное, понятно, еще ничего не решает в долгом и сложном процессе воспитания характера. Только регулярное участие в календарных соревнованиях и систематическое использование соревновательных начал при организации тренировочных занятий («прикидки», контрольные состязания в подготовительных упражнениях, введение элемента игрового соперничества в выполнение тренировочных заданий и т. д.) могут быть постоянно действующими факторами формирования характера спортсмена.

Эффективное использование состязаний с этой целью предполагает в первую очередь умелую постановку тренером соревновательных задач, соответствующих реальным возможностям спортсмена. От этого зависит уверенность спортсмена в своих силах. В противном случае соревнования будут создавать «психические барьеры» из-за расхождения между «уровнем притязаний» и фактическими результатами. В практике пользуются несколькими методическими подходами, позволяющими уменьшить вероятность невыполнения соревновательной установки, не уменьшая требований к спортсмену.

Наиболее распространенными из них являются:

Благодаря такой ориентации соревновательных установок рамки целесообразного использования соревновательного метода в тренировке существенно расширяются.

По мере адаптации спортсмена к соревновательным нагрузкам и ситуациям роль соревновательного метода в волевой подготовке не уменьшается при условии, что степень требований, предъявляемых к волевым качествам, возрастает. Это достигается в основном введением дополнительных трудностей в тренировочные формы состязаний (см., например, табл. 7), увеличением числа и частоты соревнований (вплоть до введения на соответствующих этапах подготовки серийных соревнований, отделенных друг от друга укороченными, жесткими, интервалами отдыха,—см. гл. VIII), повышением степени ответственности соревнований и варьированием их условий. Самым серьезным испытанием волевых качеств спортсмена являются официальные соревнования высшего ранга, особенно значимые как в личном, так и в общественном отношении. Но степень отдгльных трудностей в подготовительных состязаниях может и должна быть выше, чем в целевых, поскольку это позволяет создать необходимый «запас прочности».

При воспитании качеств спортивного характера важно использовать и такие соревновательные факторы, как отношения неявного соперничества, всегда возникающие в малом спортивном коллективе (тренировочной группе, секции), и отношения, связанные со стремлением к лидерству [лит. 2]. Подчиняя эти отношения принципам коллективизма и товарищества, тренер должен не подавлять здоровую конкуренцию, а направлять ее по педагогически оправданному руслу, с тем чтобы использовать ее как фактор мобилизации на решение трудных тренировочных и соревновательных задач.

Последовательное усиление функций самовоспитания. Воспитание воли не мыслится без способности активного и целеустремленного управления собой, своими устремлениями, чувствами, действиями, поступками. Высшим же выражением этого является самовоспитание. В волевой подготовке спортсмена необходимо особенно искусно соблюдать меру соотношения тренерского руководства и самостоятельности воспитуемого.

Самовоспитание воли предполагает в первую очередь осмысление спортсменом сути своей спортивной деятельности и самопознание (‘«Хочешь управлять собой—познай прежде себя»). Но способность к самовоспитанию не развивается сама собой, ее тоже нужно воспитывать. Направляющая роль тренера заключается здесь в том, чтобы создавать условия для последовательного повышения степени разумной активности, инициативы и самостоятельности спортсмена в решении задач спортивного совершенствования, вооружать его знаниями, умениями и навыками, необходимыми для полноценного самовоспитания, и ненавязчиво контролировать результаты их усвоения.

Практическими средствами и способами самовоспитания воли могут служить фактически все формы его активности по преодолению трудностей, связанные как с внешне выраженной самомобилизацией, так и с внутренними самоограничениями.

неотступное соблюдение общего режима жизни, организованного в соответствии с требованиями спортивной деятельности. Для самовоспитания воли имеет значение не столько эффект привыкания к режиму, сколько связанные с ним моменты регулярного самопреодоления и самоограничения (внутренние санкции)— борьба со склонностью к неупорядоченности или излишествам, отрицательными бытовыми привычками, преодоление «инерции покоя», отказ от некоторых житейских удовольствий ради поставленной высокой цели и др. (речь идет, конечно, не об аскетизме, а о разумных самоограничениях, вытекающих из требований спортивной деятельности и направленных на самосовершенствование);

саморегуляция эмоций, психического и общего состояния посредством аутогенных и подобных им методов и приемов (гл. II; 2.2);

постоянный самоконтроль, включая текущий контроль за своими действиями, поступками и состояниями, их оценка и анализ, регулярное ведение личного спортивного дневника с фиксацией и анализом выполненной тренировочной программы, результатов состязаний, тестов, самооценок и других контрольных данных. Ведение дневника — казалось бы, элементарная операция — становится одним из действеннейших методов самовоспитания, если осуществляется не формально, а систематически и перерастает со временем в подлинно творческое занятие, аналогичное исследованию (не случайно вдумчивые спортсмены называют спортивный дневник «гидом рекордов»),

В целом путей и способов самовоспитания, конечно, значительно больше, чем перечислено. Система самовоспитания спортсмена должна пронизывать буквально все стороны тренировки и внетренировочные формы его подготовки [лит. 5].

Источник

Взаимосвязь нагрузок с внешней и внутренней стороны

какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Смотреть фото какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Смотреть картинку какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Картинка про какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Фото какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки

Хаpaктеристики нагрузки с «внешней» и «внутренней» сторон взаимосвязаны: увеличение объёма и интенсивности работы приводит к увеличению сдвигов в функциональном состоянии различных органов и систем, к развитию и углублению процессов утомления.

Однако эта взаимосвязь проявляется лишь в определённых пределах. Например, при одном и том же суммарном объёме работы, при одинаковой интенсивности, влияние нагрузки на организм спортсмена может быть различным:

1. Так, при выполнении работы, но в различных функциональных состояниях (недовосстановление, восстановление, сверхвосстановление) приводит к различным реакциям функциональных систем организма.

2. Выполнение одинаковой интервальной работы, но с различными паузами отдыха (полными или сокращёнными) дает совершенно различные реакции организма спортсмена.

3. Изменение внешних условий выполнения нагрузки (против ветра, по тяжёлой лыжне, в условиях среднегорья, с дополнительным тормозным устройством или сопротивлением и т. п.).

Соотношение внешних и внутренних параметров нагрузки изменяется в зависимости от уровня квалификации и подготовленности спортсмена. Например, одна и та же стандартная нагрузка вызывает различную реакцию у спортсменов разного уровня подготовленности. У спортсменов, мастеров спорта стандартная нагрузка вызывает гораздо меньшие сдвиги в организме, а восстановительный период значительно меньше, чем у спортсменов третьего спортивного разряда.

Выполнение предельной нагрузки мастерами спорта предполагает гораздо больший объём и интенсивность работы и вызывает гораздо большие функциональные сдвиги в организме. У спортсменов-третьеразрядников предельная нагрузка ниже по объёму и интенсивности, вызовет меньшие сдвиги в организме, но период восстановления окажется более продолжительный, чем у мастеров спорта.

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Смотреть фото какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Смотреть картинку какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Картинка про какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Фото какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки.

какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Смотреть фото какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Смотреть картинку какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Картинка про какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Фото какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки.

какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Смотреть фото какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Смотреть картинку какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Картинка про какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки. Фото какие факторы внешние внутренние создают наибольшие трудности в процессе тренировки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *