какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием

Какова биографическая основа поэмы»Реквием»? (Ответ развернутый)

В основе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано оно под влиянием пережитого в период, когда Ахматова, простаивая в тюремных очередях, пыталась узнать о судьбе своего сына Льва Гумилёва. А он трижды арестовывался властями в страшные годы репрессий.

Писалась поэма в разное время, начиная с 1935 года. Долго это произведение хранилось в памяти А.Ахматовой, читала только друзьям. А в 1950 поэтесса решилась записать его, но опубликовалось оно только в 1988 году.

По жанру «Реквием» задумывался как лирический цикл, а позднее уже был назван поэмой.

Композиция произведения сложная. Состоит из таких частей: «Эпиграф», «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», десять глав. Отдельные главы имеют название: «Приговор» (VII), «К смерти» (VIII), «Распятие» (X) и «Эпилог».

В поэме речь идёт от имени лирического героя. Это «двойник» поэтессы, авторский приём выражения мыслей и чувств.

Главная идея произведения — выражение масштабов народного горя. Эпиграфом А.Ахматова берёт цитату из своего же стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали». Словами эпиграфа выражена народность трагедии, причастность к ней каждого человека. И дальше в поэме продолжается эта тема, но масштаб её достигает громадных размеров.

Анна Ахматова для создания трагического эффекта употребляет практически все стихотворные размеры, различный ритм, а также разное количество стоп в строках. Этот её личный приём помогает остро ощутить события поэмы.

Автор использует различные тропы, которые помогают осмыслить переживания людей. Это эпитеты: Русь «безвинная», тоска «смертельная», столица «одичалая», пот «смертный», страданье «окаменелое», локоны «серебряные». Много метафор: «лица опадают», «летят недели», «перед этим горем гнутся горы», «песню разлуки паровозные пели гудки». Встречаются и антитезы: «кто зверь, кто человек», «И упало каменное сердце на мою ещё живую грудь». Есть сравнения: «И старуха выла, как раненный зверь».

В поэме присутствуют и символы: сам образ Ленинграда — наблюдатель горя, образ Иисуса и Магдалины — отождествление со страданиями всех матерей.

Чтобы оставить память об этом времени, автор обращается к новому символу — памятнику. Поэтесса просит поставить памятник у тюремной стены не её музе, а в память о страшных репрессиях 30-х годов.

Источник

«Реквием» (А. Ахматова)

Цитата: «Я была тогда с моим народом, / Там, где мой народ, к несчастью, был».

История создания

В 1935 г. студент МГУ Лев Гумилёв (сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва) арестован за мнимое участие в антисоветской террористической группе. Ахматова довольно быстро добивается освобождения сына, обратившись непосредственно к Сталину.

В 1938 г. Льва Гумилёва снова арестовывают и приговаривают к 10 годам лагерного режима (впоследствии срок сократили до пяти лет).

В 1949 г. Льва Гумилёва снова арестовывают и приговаривают к расстрелу, но впоследствии заменяют наказание на ссылку.

Забегая вперёд, отметим, что в 1956-м и 1975-м гг. Гумилёва полностью реабилитировали по всем обвинениям.

Что пережила его мать? Нам не представить. Но результатом этих страшных лет стал «Реквием» Анны Ахматовой.

Проблематика:

Смысл названия: реквием — это заупокойная месса. «Реквием» Ахматовой посвящается всем погибшим в годы сталинских репрессий. Это в своём роде памятник — как погибшим, так и тем, кто за них страдал.

Литературное направление: модернизм (акмеизм).

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: «Реквием» писался очень долго и фактически представляет собой цикл из десяти стихотворений, объединённых прологом и эпилогом. При этом вполне можно говорить о едином сюжете «Реквиема», который последовательно и логично раскрывается от стихотворения к стихотворению.

Время и место действия: 1930-е годы, Ленинград, тюремные очереди.

Краткое содержание

Вместо предисловия

В тюремной очереди Ахматову кто-то узнал. И одна из женщин, стоявшая в бесконечной очереди, чтобы передать родному или близкому вещи первой необходимости, попросила Анну Андреевну описать этот ужас.

Посвящение

Ахматова посвящает «Реквием» подругам по несчастью — таким же женщинам, которые стояли в очереди, слушали топот солдатских сапог, плакали, когда узнали приговор и почти умерли в этой очереди.

Вступление

1. Сына Ахматовой увели на рассвете. С тех пор вся её жизнь — это время слёз.

2. Лирическая героиня одна и больна. Муж умер. Сына арестовали. Надежды нет.

3. Это страдание невероятно сильно, и лирическая героиня уверяет: страдает не она, она не смогла бы так.

4. Лирическая героиня вспоминает свою юность, друзей, развлечения. И думает, что если бы ей тогдашней показали её нынешнюю — стоящую трёхсотой в тюремной очереди, плачущую и прожигающую слезами льдинки — то она не поверила бы.

5. Семнадцать месяцев мать плачет и кричит, зовёт домой сына. Она уже ничего не понимает, не различает лиц — только чувствует грядущий ужас.

6. Лирическая героиня ведёт мысленный диалог с сыном, словно с распинаемым Христом. Недавно были белые ночи, и вот они опять наступили — время страшно и стремительно летит.

9. Поэтесса чувствует приближение безумия. Она понимает, что ничего не удастся сберечь: ни страшные воспоминания, ни память о счастливых минутах.

10. Лирическая героиня говорит о распятии Христа: Иисус спрашивает отца, почему он оставил его, а просит мать не плакать о нём.

11. Продолжается тема Христа. Слёзы Магдалины, оцепенение любимого ученика Христа. И его мать Мария, на которую никто не смеет глянуть.

Эпилог

Лирическая героиня говорит, что многое узнала: как на лицах прочерчивается страдание, как волосы вдруг становятся седыми, как навсегда пропадает улыбка и приходит страх. И она молится обо всех, кто стоял с ней тогда в тюремной очереди.

Она помнит всех — и ту женщину, которая еле могла идти, и ту, что вовсе не ходит, и ту, которая сказала, что ходит к тюрьме как домой, и всех остальных. Она их никогда не забудет и просит помянуть её тоже.

А если страна захочет поставить Ахматовой памятник, то она не против — но этот памятник должен стоять не возле моря, где прошло её детство, не в Царском Селе, где она жила в юные годы, а здесь — у стены тюрьмы, где триста часов она простояла — и не дождалась открытия двери. Потому что Ахматова боится хоть на секунду забыть подробности этого ужаса, который был её жизнью.

Источник

«Реквием» Ахматовой анализ и краткое содержание поэмы

какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Смотреть фото какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Смотреть картинку какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Картинка про какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Фото какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием

Всестороннее изучение поэмы «Реквием» Ахматовой, анализ композиции, художественных средств, осмысление названия, помогают прочувствовать глубокие идеи стихотворного произведения.

Несмотря на небольшой объем, каждая строка значительна по содержанию и силе чувств. Читатель не в силах безучастно воспринимать отраженные в поэме события.

История создания «Реквием» А. Ахматовой

В основу сюжета положена личная драма Анны Ахматовой. Ее сын трижды подвергался жестокой процедуре ареста. В 1949 году он был приговорен к расстрелу. Впоследствии смертную казнь заменили ссылкой.

какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Смотреть фото какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Смотреть картинку какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Картинка про какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Фото какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием

Анна Андреевна Ахматова (1889 1966)

Впервые Льва Гумилева заключили под стражу в 1935 году. Этим годом датируются наиболее значимые части «Реквиема». На протяжении пяти лет поэтесса трудилась над циклом стихотворений о русских женщинах, переживающих нелегкое время, страдающих за своих лишенных свободы мужчин.

В начале 60-х годов Анна Ахматова соединяет разрозненные произведения в единое целое, давая поэме название «Requiem».

Почему поэма называется «Реквием»

В католицизме реквиемом назван религиозный обряд, совершаемый по умершим, и его траурное музыкальное сопровождение. В рукописях заглавие поэмы написано латинскими буквами, что может указывать на связь с музыкальными произведениями.

Так «Requiem» Вольфганга Моцарта, творчеством которого в 30-е и 40-е годы интересовалась Ахматова, состоит из 12 частей. В поэме Анны Андреевны 10 глав, Посвящение и Эпилог.

Автор использует прямое значение определения «Реквием», описывая мотивы смерти.

Жанр, направление и размер

«Реквием» можно отнести к новому течению литературы, акмеизму, противостоящему символизму и провозглашающему четкость и точность слова, прямоту стиля и ясность образов.

какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Смотреть фото какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Смотреть картинку какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Картинка про какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Фото какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием

Перед литературными новаторами стояла цель облагородить человека с помощью искусства. Ахматова, как и все акмеисты, стремилась к поэтическим изменениям заурядных и порой непривлекательных явлений жизни.

Произведение «Requiem» полностью соответствует новаторскому течению акмеизма с его классической строгостью стиля и желанием передать зверства и бесчинства поэтическим языком.

Жанр «Реквиема» – поэма. Но многие литературоведы не могут однозначно определить жанровую принадлежность произведения ввиду сходства со стихотворным циклом. Отнести «Реквием» к поэме помогает единство идеи, лирическая основа, соединяющие отдельные фрагменты.

Перед читателем разворачивается логический и последовательно выстроенный сюжет, в сокращении описывающий целую эпоху. Повествование ведется от первого лица, выступающего в одно и то же время в качестве поэта и лирического героя.

Стихотворный размер произведения не лишен своеобразной динамики, характеризующейся переливами ритмов и разнящимся количеством стоп в строках.

Композиция произведения

Композиция «Реквиема» отличается кольцевой структурой, состоящей из пролога, образованного двумя первыми главами, эпилога из двух последних глав и основной части.

какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Смотреть фото какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Смотреть картинку какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Картинка про какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Фото какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием

Каждая часть обладает особым эмоциональным смыслом и несет свою чувственную нагрузку. Поэма изобилует лирическими переживаниями, а в прологе и эпилоге наблюдается тяготение к обобщениям, эпосу.

Предисловие состоит из прозаического текста, напоминающего вырезку из газеты. Такой прием помогает читателю окунуться в атмосферу описываемой эпохи.

В Посвящении, следующем за Предисловием, продолжена тема прозаического вступления, с усилением масштабов описанных событий:

Биографическая тема поэмы – заключение под стражу сына и нравственные муки страдающей матери – звучит в первых главах произведения. За прологом следует четыре главы, передающие скорбящие голоса матерей.

В первом стихотворении, написанном в форме монолога, женщина из народа печалится о сыне, ведомом на казнь. Эта вечная героиня русской истории в поэтическом плаче передает всю глубину разрывающей душу скорби:

Сюжетным центром поэмы служат пятый и шестой отрывок, посвященные томящемуся в заключении сыну. Каждое стихотворение является композиционно законченным, цельным художественным произведением, объединенным общими горестными мотивами, ощущением смерти и болью утрат.

В эпилоге всплывают думы о гибели, прекращении жизни, итогом которой должен стать памятник народным страданиям.

Характеристика главных героев

какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Смотреть фото какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Смотреть картинку какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Картинка про какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Фото какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквиемГлавная лирическая героиня поэмы – это и автор «Реквиема», и мать, переживающая за судьбу сына, и обычная женщина из народа. Каждый из этих образов уникален и, плавно перетекая, соединяется в один лик, прообразом которого является сама Анна Ахматова.

Лирическая героиня – это женщина с мощной, неисчерпаемой внутренней энергией, которая в попытках спасти единственного ребенка «кидалась в ноги палачу».

Личностные переживания героини сменяются отстраненностью в оценках поведения, ввергнутой в отчаяние матери: «Эта женщина больна, эта женщина одна».

Образ сына раскрывается в произведении не так полно и многогранно, но сравнение его с Христом подчеркивает невинность и святость героя. Он предстает смиренным мучеником, старающимся утешить и поддержать мать.

Другие главные герои поэмы – это собирательные женские образы, переживающие за судьбу близких мужчин. Они томятся в неизвестности, переносят лютый холод и палящий зной в ожидании кратких свиданий. Автор олицетворяет их с Богоматерью, кротко переносящей невзгоды.

Темы поэмы «Реквием»

Центральная тема произведения – тема памяти, возврат к воспоминаниям прошлого, сохранение пережитого, прочувствованного и увиденного. И это не только память одного человека, но и народная память людей, объединенных общим горем:

Плач матерей по сыновьям в продолжение темы памяти звучит в стихах, начиная со Вступления. Затем возникает мотив смерти, порождаемый ожиданием казни, неизбежностью неотвратимого конца. Перед читателем предстает образ матери, которую олицетворяет Богоматерь, пережившая страшную гибель сына.

Тема страдающей Родины, неотъемлемо связанной с судьбами своего народа, раскрывается Ахматовой в «Реквиеме»:

Ведь Родина та же мать, переживающая за своих сыновей, несправедливо обвиненных и павших жертвами жестоких репрессий.

И сквозь все горести блещет тема любви, побеждающая зло и жизненные невзгоды. Женская самозабвенная любовь способна преодолеть любые препятствия в борьбе с системой.

Темы, раскрываемые в поэме «Реквием»:

Анализ каждой главы «Реквием» А. Ахматовой

какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Смотреть фото какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Смотреть картинку какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Картинка про какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквием. Фото какие факты биографии ахматовой послужили основой для написания поэмы реквиемСтихи, составляющие произведение «Реквием», написаны в период с 1935 по 1940 год. Напечатана поэма в России через два десятилетия после кончины Анны Андреевны, в 1988 году.

Краткое содержание произведения раскрывает перед нами картину жизни отдельного периода жизни поэтессы, полного трагизма, отчаяния и мытарств.

Открывают повествование прозаические строки «Вместо предисловия», объясняющие весь замысел.

Читатель оказывается в ленинградской тюремной очереди 30-х годов, где все находятся в оцепенение и говорят «шепотом».

И на вопрос женщины с «голубыми губами»:

А это вы можете описать?

Написанные в предисловии строки стихотворного эпиграфа поясняют смысл «Реквиема», написанного народным языком и обращенного к народу. Поэт говорит о своей сопричастности к бедствиям страны:

Тема Предисловия продолжается в поэтическом Посвящении. Масштабность происходящего усиливается, природа и окружающая историческая действительность подчеркивают отчаянное состояние людей и обособленность от безмятежной жизни:

Мучительно ожидание решения суда, от которого будет зависеть дальнейшая судьба родного человека.

Далее следует Вступление, в котором с большой поэтической силой изображается сердечная боль, осатанелые годы и город, как безучастный свидетель происходящего:

Но горестные чувства испытывают не только люди, но и родина, Россия, отзывающаяся на страдания:

Здесь же появляется библейский образ, вестник Апокалипсиса:

Во вступительной части Реквиема намечаются наиболее важные мотивы и главные образы, получающие развитие в последующих главах поэмы. Появляется лирическая героиня, наблюдающая как сына уводят «на рассвете». Мгновенно приходит одиночество:

Автор вглядывается в себя со стороны, вспоминая радости прошедшей жизни:

Описываются биографические подробности жизни Ахматовой, временные рамки, безграничная нежность и любовь к сыну:

В седьмой главе «Приговор» простыми словами описываются нечеловеческие переживания, попытки осознать и смириться с ужасной действительностью.

Но принять и вынести произошедшее невозможно, поэтому восьмая глава носит название «К смерти». Опечаленная героиня не видит другого выхода, как уход из жизни. Она стремится к забвению и призывает смерть:

В девятой главе повествуется о последнем свидании в тюрьме и подступающем безумии:

Следующая часть «Распятие» служит смысловым и эмоциональным центром поэмы. Здесь проводится параллель со страданиями Богоматери, потерявшей сына Иисуса. С Марией отождествляет Ахматова себя и всех несчастных матерей:

В эпилоге, состоящем из двух частей и несущем сильную смысловую нагрузку, автор обращается к людям. В первом более коротком стихотворном фрагменте Анна Андреевна направляет свои слова всем, пережившим сходные чувства. Она молится за всех, стоявших с нею в тюремных очередях:

Во второй части речь идет о поэзии, роли поэтов и их предназначении. Поэтесса говорит о себе, как о выразителе голосов стомиллионного народа:

А памятник себе она видит у тюремных стен, где столько пережито, прочувствовано и оплакано:

Заключение

«Реквием» это особенное поэтическое произведение Анны Ахматовой, выходящее за рамки контекста обыденного восприятия жизни и истории. Героем поэмы является народ, а автор лишь часть этой массы людей. Стихотворные строки поэт написал простым понятным языком. Они пропитаны любовью к родине и ее жителям.

Анны Андреевны давно нет на свете, а ее творчество по-прежнему актуально и интересно читателю. Ее стихи нужно прочувствовать, они оказывают сильнейшее действие на людей, заставляя сопереживать героям.

Источник

Краткая история создания поэмы «Реквием»

Поэма «Реквием» — одно из самых известных произведений Анны Ахматовой, оно стало результатом всех пережитых ею испытаний, изложенных в стихотворной форме. Изначально поэтесса желала написать лирический цикл, но позже процесс так захватил ее, что Ахматова решилась на написание целой поэмы в стихах.

Личная драма в жизни поэтессы

Известно, что Анне Ахматовой достались такие испытания, которые не каждый мужчина сможет пережить. Смена власти и новые порядки в стране возложили на женщину тяготы невероятных масштабов.

Женщине приходилось проводить много времени в бесконечных очередях в тюрьму, где находились два самых близких на тот момент для нее человека. Еще в 1921 году после участия в мятеже в Кронштадте осудили второго мужа Ахматовой, Николая Гумилева, он получил высшее наказание — расстрел. От этого брака у женщины остался сын, Лев Гумилев, который при взрослении решил пойти по дороге, проложенной своим отцом, и тоже принимал участие в митингах и мятежах по поводу возмущения властью. В 1938 году его забрали в тюрьму, а Ахматовой о судьбе сына долго не сообщали ничего конкретного.

Люди могли стоять в длинных тюремных очередях неделями и месяцами и не знать того, что их близкие давно получили свой приговор, и в живых их не осталось. В таком же неопределенном состоянии оказалась и поэтесса.

Кроме того, что она переживала за своего единственного сына, проблемы в жизни из-за политических взглядов были и у ее третьего мужа, Николая Пунина, который на тот момент отбывал уже второй срок в так называемых «Крестах» (образ, использованный Ахматовой в поэме).

Позже Льва Гумилева арестовывают еще два раза, а в 1949 году выносят приговор — расстрелять. Приговор был заменен менее строгой карой — ссылкой, от которой он освободился лишь в 1956 году, получив полное оправдание по амнистии. Николай Пунин также переживет это заточение, он погибнет лишь во время третьего ареста.

Но тогда, стоя на холодной улице, не зная судьбы мужа и сына, Анна Ахматова в неведении продолжает молиться о возвращении близких домой.

Разговор в очереди

Известна также история, что стоя в бесконечных очередях, имея лишь надежду на будущее, Анна Ахматова встретилась с женщиной, которая узнала поэтессу. Между этими сестрами по несчастью состоялся короткий, но судьбоносный для писательницы разговор. Эта незнакомка спросила, может ли Ахматова написать о такой холодной и безнадежной жизни, а та просто ответила: «Могу».

Теперь, понимая необходимость говорить об этих страшных минутах, поэтесса еще больше убеждается в необходимости продолжать и непременно закончить цикл стихотворений.

История написания

В 1938 году, стоя в тюремной очереди, у Ахматовой уже были мысли по созданию «Реквиема», но планировала она его как стихотворный цикл — собрание небольших историй, объединенных общей тематикой. Эта работа началась еще в 1934 году.

Но в 1938-1940-х годах, когда была произведена большая часть работы над поэмой, цикл стал единым произведением и получил свое название. Окончена работа была лишь к 1950-м годам.

Публикация произведения

Поэма «Реквием» была очень отрицательно воспринята властью, которая тут же запретила ее печатать и читать. Но писательница понимала, что сказанное в произведении имеет великое значение не только для нее. Таких несчастных и в то же время сильных женщин по всей стране было очень много, ради них всех она должна была сохранить поэму и непременно дать ей возможность увидеть свет.

В 1960-е годы Ахматова решается на печать «Реквиема» в самиздате, которых на то время в обеих столицах было много, но все они были подпольными и запрещенными. В 1964 году за границей, в Мюнхене, через знакомых писательница находит возможность напечатать поэму полностью.

В СССР произведение попало лишь в годы «Перестройки», в 1987 году в журнале «Октябрь». Этой женщине со стальным характером пришлось многое пережить, чтобы не позволить уничтожить свое создание.

Сейчас поэма «Реквием» — обязательное для прочтения произведение во всех школьных программах, ведь основная тема — это не только страдания, но и сила людей, не знающих ни своей судьбы, ни судьбы своих родных, но продолжающих верить, что наступит завтра, в котором каждому униженному и оскорбленному найдется место.

Источник

История создания и анализ поэмы “Реквием” Ахматовой А. А

Почти весь “Реквием” написан в 1935-1940 гг., раздел “Вместо Предисловия” и эпиграф помечены 1957 и 1961 г. Долгое время произведение существовало только в памяти Ахматовой и ее друзей, лишь в 1950-е гг. она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 г., через 22 года после смерти поэта.
Само слово “реквием” (в записных книжках Ахматовой – латинское Requiem) значит “заупокойная месса” – католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. Латинское название поэмы, как и тот факт, что в

Кстати, в “Requiem’е” Моцарта – 12 частей, в поэме Ахматовой – столько же (10 главок + Посвящение и Эпилог).
Эпиграф и Вместо Предисловия – своеобразные смысловые и музыкальные ключи произведения. Эпиграф ( строки из стихотворения 1961 г. “Так не зря мы вместе бедовали…”) вводит лирическую тему:
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Вместо Предисловия (1957), подхватывая

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними каторжные норы…
Первые четыре стиха поэмы как бы намечают координаты времени и пространства. Времени больше нет, оно остановилось (“не течет великая река”); “веет ветер свежий” и “нежится закат” – “для кого-то”, но больше не для нас. Рифма “горы – норы” образует пространственную вертикаль: “невольные подруги” оказались меж небом (“горы”) и преисподней (“норы”, где мучают их родных и близких), в земном аду.
Мотив “одичалой столицы” и “осатанелых лет” Посвящения во Вступлении воплощается в образе большой поэтической силы и точности:
И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.
Здесь же, во Вступлении, появляется библейский образ из Апокалипсиса, сопровождающий героиню на протяжении всего ее крестного пути: “звезды смерти стояли над нами…”, “…и скорой гибелью грозит огромная звезда”, “…звезда Полярная сияет”.
Многочисленное варьирование сходных мотивов, характерное для “Реквиема”, напоминает музыкальные лейтмотивы. В Посвящении и Вступлении намечены те основные мотивы и образы, которые будут развиваться в поэме дальше.
В записных книжках Ахматовой есть слова, характеризующие особую музыку этого произведения: “… траурный Requiem, единственным аккомпанементом которого может быть только Тишина и резкие отдаленные удары похоронного колокола”. Но Тишина поэмы наполнена звуками: ключей постылый скрежет, песня разлуки паровозных гудков, плач детей, женский вой, громыхание черных марусь (“маруси”, “ворон”, “воронок” – так называли в народе машины для перевозки арестованных), хлюпанье двери и вой старухи… Сквозь эти “адские” звуки еле слышны, но все-таки слышны – голос надежды, голубиное воркование, плеск воды, кадильный звон, горячий шелест лета, слова последних утешений.

В этом сейчас – ее долг.
Замыкающий поэму Эпилог “переключает время” на настоящее, возвращая нас к мелодии и общему смыслу Предисловия и Посвящения: снова появляется образ тюремной очереди “под красною ослепшей стеною” (в 1-й части).
Голос лирической героини крепнет, вторая часть Эпилога звучит как торжественный хорал, сопровождаемый ударами погребального колокола:
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас.
“Реквием” стал памятником в слове современникам Ахматовой – и мертвым, и живым. Всех их она оплакала своей “рыдающею лирою”. Личную, лирическую тему Ахматова завершает эпически. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она дает лишь при одном условии: что это будет Памятник Поэту у Тюремной Стены:
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь.
Забыть, как постылая хлюпала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
“Реквием” можно без преувеличения назвать поэтическим подвигом Ахматовой, высоким образцом подлинной гражданской поэзии.
Человеческую и поэтическую позицию Ахматовой критик Б. Сарнов назвал “мужественным стоицизмом”. Ее судьба являет собой пример смиренного и благодарного приятия жизни, со всеми ее радостями и горестями. “Царственное слово” Ахматовой гармонически соединило здешнее с нездешним:
И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога, не скажу, куда…
Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *