какие фигуры может съесть пешка
Пешки в шахматах
Пешка в шахматах
Пешки – это обычные пехотинцы шахматной армии, так называемое «пушечное мясо». Пешка не слишком сильна и мобильна по сравнению с другими шахматными единицами. Как это ни удивительно по шкале относительной стоимости фигур пешка оценивается в 1 единицу (1 пешку).
Начальное расположение пешек
У каждого соперника по восемь пешек в начале игры. На двоих шестнадцать. В начале шахматной партии пешки всегда расположены перед другими шахматными фигурами. Белые – на второй горизонтали, черные – на седьмой. На диаграмме показано расположение перед началом шахматной партии белых (a2, b2, c2, d2, e2, f2, g2, h2) и черных пешек (a7, b7, c7, d7, e7, f7, g7, h7).
Как ходит пешка в шахматах?
Пешка может ходить только вперед на одну клеточку. Но есть очень важное исключение из правила: на своем первом ходу любая пешка может пойти вперед не только на одну клетку, но и на две.
На диаграмме снизу белый пехотинец, делающий свой первый ход с поля d2, дошел до поля d3.
А на следующей диаграмме эта же пешка прыгнула на два поля вперед – на d4. Как будто у каждой пешки есть специальный трамплин, прыгнуть с которого можно только при ее первом ходе.
Итак, мы выяснили, что любая пешка из своего начального положения, может пойти вперед на одну клетку или же на две. Но, сделав ход, пешка далее будет ходить вперед строго на одну клетку.
Как бьет пешка в шахматах?
Хотя пешки могут ходить только вперед, бьют чужие фигуры и пешки они по диагонали на одну клетку вперед. Как будто у каждой пешки есть кривой кинжал, которым она бьет своих врагов с обеих сторон.
Едят ли пешки назад?
Нет. Пешки не умеют ни ходить назад, ни бить. На диаграмме снизу белая пешка может побить либо черную ладью на е6, либо съесть черного слона на с6, а если у нее нет аппетита, то может просто пойти на одно поле вперед, на d6.
Пешка не может идти дальше, если у нее на пути находится преграда. На диаграмме далее ни одна из пешек не имеет хода, так как им преграждают дорогу фигуры или пешки. Тогда говорят, что пешки заблокированы.
Превращение пешек
Как мы выяснили, из всех шахматных фигур пешки стоят меньше всего, но именно они обладают удивительным свойством «трансформироваться» в любую другую фигуру (за исключением короля). Эта замечательное свойство происходит при достижении пешкой последней горизонтали. Пешка после этого превращается в ферзя, ладью, коня или слона. Это происходит следующим образом: пешка убирается с доски, и выбранная фигура ставится на ее место. На следующих диаграммах показано, как белые переставляют пешку с b7 на b8, где она становится ферзем.
В следующем примере показано превращение пешки в коня, а не в ферзя, так как мы сразу же объявляем мат королю. В данном случае слабое превращение (т.е. превращение в фигуру, имеющую меньшую ценность) здесь гораздо выгоднее.
Уточнение: теоретически каждая сторона может превратиться в восемь ферзей, такое же число ладей, коней или слонов. Но практически, это маловероятно и никогда не случается.
Взятие на проходе
Взятие на проходе – это еще один специфический пешечный ход. Пешку можно взять на проходе, если она делает ход на две клетки вперед со своей начальной позиции и становится рядом с пешкой, находящейся на той же горизонтали.
В этой ситуации противник может съесть пешку, как будто бы она пошла вперед только на одну клетку. Причем бить ее можно сразу, затем такая возможность утрачивается навсегда.
На диаграмме белые переставляют пешку с d2 на d4.
Следующим ходом у черных есть выбор: они могут съесть пешку на проходе, сняв ее на поле d3, как показано в примере.
Если сторона решает побить пешку на проходе, то нужно сделать это немедленно. Если пешку не съесть сразу, то далее такая возможность утрачивается.
Виды пешек
Изолированные пешки – пешки, которые не могут быть защищены другими рядом стоящими пешками. В примере ниже это пешка g3 белых и все пешки черных.
Связанные пешки – пешки, способные защищать друг друга. Это пешки а3 и b2 белых.
Сдвоенные пешки – пешки, находящиеся на одной вертикали. Это пешки d6 и d7 черных.
Блокированные пешки – пешки, взаимно тормозящие друг друга. Это пешки d5 и d6.
Отсталые пешки – пешки, соседние пешки которых отсутствуют или ушли вперед. Это пешки е3 и g3 белых.
Как ходит пешка в шахматах?
Дата публикации: 2021-06-28
Ваши пешки — это ваша пехота или солдаты. Поскольку они ходят пешком, то двигаются медленно и не могут легко убежать от более сильных фигур. На доске пешек больше, чем любых других фигур и ими можно пожертвовать, чтобы открыть линию для атаки.
Как ходит пешка в шахматах?
Итак, пешки могут двигаться только на одно поле прямо вперёд, за исключением своего первого хода, когда они могут перемещаться сразу на два поля, если захотят. Это начальная позиция в шахматной партии и белые только что сыграли пешкой на е4. Пешка своим первым ходом продвинулась на 2 поля вперёд.
Пешка e4 двинулась на 2 поля вперёд своим первым ходом.
Как «бьёт» пешка?
В отличие от других фигур, пешка «бьёт» не так, как ходит. Пешки могут забирать другие фигуры, только двигаясь на одно поле по диагонали вперёд, вправо или влево. Белая пешка движется вверх по доске, а чёрная пешка движется вниз по доске. В позиции ниже пешка может взять чёрного коня или чёрную пешку. Точно так же, если был ход чёрных, чёрная пешка могла взять белую пешку.
Игра «Пешки»
Всегда полезно сыграть в игру «Пешки» с другом, чтобы вы могли отточить движения и взятия пешками. Начните игру пешками с этой позиции.
Победителем становится игрок, который заберёт все фигуры противника или проведёт пешку до конца доски. Белые всегда ходят первыми; вы можете подбросить монету, чтобы решить, кто играет белыми.
Советы, которые следует помнить при перемещении пешек:
Смотрите также: Как ходят все шахматные фигуры?
Превращение пешки
Если пешка успешно достигает другой стороны доски, она может стать любой другой фигурой. Это называется Превращение. Некоторые считают, что пешку можно обменять только на взятую ранее шахматную фигуру. Это неправда.
Пешка может превратиться в любую фигуру: Коня, слона, ладья или ферзя. Мы знаем, насколько ценен ферзь, и поэтому большинство игроков предпочитают менять свою пешку на другого ферзя.
Пешечные Тараны и Рычаги
Пешки действительно странные. Они не похожи на другие фигуры. Они не ходят назад и не ходят в том же направлении, в котором «бъют». Поскольку они разные, пешки соединяются двумя особыми способами.
Диаграмма, показывающая Таран
Диаграмма, показывающая Рычаг
Эта обычная пешечная структура возникает после хода 1.e4 e5. Таран на e4 / e5 теперь находится в центре внимания игры. У белых есть на выбор множество различных расстановок, но есть только один правильный план: атаковать Таран! В большинстве игр это делается с помощью рычага d4, как в следующих дебютах:
Поскольку белые ходят первыми, они часто затрудняют ход чёрных …d5. И это вынуждает чёрных занимать оборонительную позицию. Это одна из причин, по которой многие игроки любят отвечать на 1.e4 ходами, отличными от 1…e5. Рычаг f5 встречается редко, потому что чёрные в большинстве защит играют сначала …Nf6. Но есть варианты, в которых это случается:
Следующая диаграмма взята из Ферзевого Гамбита:
На d4 / d5 есть таран, и белые уже сделали рычаг c4. Назначение рычага очень понятно. Если чёрные возьмут 7…dxc4?, то 8.Bxc4. Этот размен полезен белым по несколько причинам:
Естественно выглядящий ход 7…Nc6? Будет типичной ошибкой. Блокирование пешки на c7 оставляет чёрных в пассивной позиции.
Лучше подготовить рычаг 7…Nbd7 или же 7…b6. Например:
7…Nbd7 8.Rc1 c6 9.Bd3 dxc4 10.Bxc4 b5 11.Bd3 a6 12.0-0 c5!
7…b6 8.Bd3 Bb7 9.0-0 Nbd7 10.Rc1 c5!
У чёрных всё хорошо в обоих вариантах. Не все Тараны следует атаковать. Есть много ситуаций, когда рычаг только ослабляет пешечную структуру. На диаграмме ниже мы снова видим Таран на d4 / d5, но на этот раз отсутствуют белая пешка «c» и чёрная пешка «е». Это имеет большое значение
Примечание: Когда вы выбираете план, всегда ищите тараны в пешечной структуре и думайте, какой рычаг вы можете использовать. Лучше всего использовать пешечные рычаги.
Пешечная цепь
Чёрные наращивают давление на основу белой пешечной цепи.
3…c5! 4.c3 Nc6 5,Nf3 Qb6
Это особый способ взятия пешек пешками. Это ещё и самое хитрое правило в шахматах. Взятие на Проходе происходит, когда пешка делает двойной прыжок и приземляется рядом с одной из ваших пешек. Вы можете воспринимать это так, как будто пешка походила только на одно поле.
Есть три вещи, которые нужно помнить, при взятии на проходе
Смотрите также: Что значит Взятие на проходе в шахматах?
Квадрат пешки
Если король попадает внутрь поля, он может помешать пешки превратиться в нового ферзя. Используя квадрат пешки, мы избегаем расчётов обычным методом «я иду сюда, он идёт туда…». Вместо этого у нас есть визуальная картина того, что произойдёт.
Примечание: из-за двойного прыжка квадрат пешки со стартовой позиции берётся с третьей горизонтали.
Пешечная структура
1. Слабые пешки
Пешечная структура — это та часть шахматной позиции, которая остаётся наиболее постоянной. Это как фон, на котором движутся фигуры. Но это ещё не всё. Пешечная структура — это структура, которая показывает фигурам, куда идти. Анализ пешечной структуры очень помогает в выборе плана и в понимании того, куда двигать пешки. Это карта, по которой мы можем принять решение о своих действиях.
Это идеальная пешечная структура. Все пешки могут двигаться свободно, и любую пешку может защитить её сосед, просто продвинувшись на одно поле. Но пешки не могут «сидеть» всю партию! Некоторым из них приходится ходить, чтобы выпустить фигуры.
Однако, когда пешки всё же продвигаются, они иногда становятся слабыми. Пешка слабая, если её сложно защищать. Обычно это происходит, когда она теряет свободу передвижения и не может быть защищена другими пешками.
Три распространённых типа слабых пешек:
Изолированная пешка (изолятор) не имеет соседей. Белая пешка d изолирована.
Отсталая пешка осталась позади соседей. Чёрная пешка d отсталая.
Сдвоенная пешка делится своей вертикалью с другом! Белые пешки «c» сдвоены.
Изолированная или отсталая пешка слаба, потому что её не могут защитить другие пешки. И если на них нападают, их нужно защищать фигурами, что лишает их свободы.
Проблема усугубляется в эндшпиле, когда фигур становится меньше. Многие окончания выигрываются только благодаря активным и пассивным фигурам. Вот несколько общих правил игры при слабых пешках:
Если у соперника слабые пешки:
Если у вас слабые пешки:
Когда ходить пешками на разных этапах игры?
Дебют
Пешки, такие как g3 и g6, могут быть перемещены в начале игры, если вы хотите сделать фианкетто своему слону для более активной игры. Вы также должны попытаться создать рычаг с помощью пешек, как обсуждалось ранее, чтобы бросить вызов центру.
Миттельшпиль
Пешки должны двигаться вверх по доске, чтобы получить пространственное преимущество. Как только ваш король будет надёжно защищён, неуклонно двигайте пешки вперёд и атакуйте слабые места во вражеском лагере.
Иногда вам следует быть осторожным, чтобы не слишком далеко продвинуть пешки. Если ваша атака не пройдёт, у вас останется множество пешечных слабостей в эндшпиле.
Эндшпиль
В эндшпиле вам следует продвигать пешки вперёд, когда у вас пешечное большинство на королевском или ферзевом фланге. Это поможет создать проходную, которая потенциально может превратиться в ферзя. Будьте осторожны, не продвигайте пешки без явной причины. Иногда они могут быть мишенями.
Как ходит пешка в шахматной партии?
Добрый вам день, дорогой друг!
У людей несведущих отношение к пешкам слегка пренебрежительное. И совершенно напрасно. Давайте разберемся, как ходит пешка и какими интересными возможностями обладает эта непритязательная на вид фигура. Вы узнаете даже об одном ее ходе, о котором многие даже и не подозревают. Поехали.
Вначале небольшое отступление. Если вы хотите научиться играть в шахматы с нуля, то получите от нас вот этот бесплатный материал и научитесь играть в шахматы уже через 48 минут:
Пешки располагаются на второй и седьмой горизонталях шахматной доски. Их по восемь у каждой стороны.
Пешка — душа партии
Как известно, на войне пехота — царица полей. В шахматах: Пешка — душа партии.
Продолжать можно очень долго. Суть в том, что именно начальные пешечные построения определяют дальнейшие стратегии середины игры и даже эндшпиля. Часто вокруг пешечных цепей и строится вся игра.
Пешка, единственная из фигур, имеющая уникальные особенности:
Об этих и некоторых других особенностях пешек, — чуть подробнее:
Ходы пешкой
Первый ход
В подавляющем большинстве партий первый ход делается пешкой. Можно еще конем, но это большая редкость. Пешка из начальной позиции может двинуться на одно или на два поля ( через клетку ) вперед .
Если пешка упирается в другую фигуру на своём пути, продолжать движение она не может. Будь на месте пешки ферзь или ладья, они могли бы взять фигуру противника, но пешке такое “лакомство не разрешено. Она будет упираться в другую фигуру, пока путь не освободится. Или не получит возможность взятия.
При записи ходов в шахматах принято указывать первую букву ходящей фигуры. Пешка — исключение (и тут исключение!) — буква не указывается.
1.с2-с4 f7-f5 Вначале строки ход белых, затем черных
Взятие
Пешка может взять (побить) любую фигуру, за исключением короля. Направление взятия — по диагонали на одно поле и только вперед.
Например: 1. f3: g4 или 1. е5:d4
Пешка, расположенная на в5 прямо вперед пойти не может, однако может продвинуться путем взятия коня. 1. в5:а6
Двоеточие в шахматной записи означает взятие.
Исключение из этого правила — взятие на проходе. Об этом приеме в следующем пункте нашей программы.
Взятие на проходе
В ситуации, когда пешка, находящаяся в изначальном положении, то есть на 2 или 7 горизонтали, делает ход на 2 поля и проскакивает через поле (клетку), находящееся под боем неприятельской пешки, — она может быть побита этой самой пешкой.
1.с2-с4 в4:с3 или 1. ….f7-f5 2. g5:f6
На проходе можно побить только пешку. Какую-либо другую фигуру побить нельзя.
Важно! Возможность взятия на проходе можно использовать только один ход. То есть в ответ на движение пешки противника.
Настоятельно рекомендуется не забывать это правило во время партии. Ибо иногда забывчивость может привести к диаметрально противоположному результату. Например:
Белые сыграли 1.а2-а4.
Они рассудили так: двигаю пешку в ферзи, черный король не успевает задержать мою пешку. Белый же король успевает подойти к черной пешке у поля превращения и забирает. Белые проводят пешку в ферзи и достигают выигрышного положения. Однако,
Мечтам о победе не суждено сбыться. Черная пешка берет белую на проходе!
Более того, после взятия белый король не успевает задержать черную пешку, та проходит в ферзи и выигрывают уже черные!
В записи два вопросительных знака означают очень слабый ход, восклицательный — сильный ход.
Такие вот метаморфозы могут происходить. Правила игры важно знать и уважать.
Превращение “гадкого утенка”
Очередное уникальное качество пешки — способность к превращению.
Пешка ставится на поле превращения, тут же убирается, а на ее место превращения ставиться новая фигура. В какую фигуру превратить пешку, решает играющий, — “хозяин пешки”.
Само собой пешку чаще всего превращают в ферзя. Таким образом, на доске могут оказаться сразу несколько ферзей. А если точнее, — 9 одного цвета. На практике такого не бывает, однако два ферзя — не такое уж редкое явление.
Однако, бывают случаи, когда правильнее превратить пешку в какую-либо иную фигуру, кроме ферзя. Пример:
Если превращать пешку в ферзя, черные играют: 1… Фb7-f3+ и забирают пешку f2. На доске равенство. Ничья? Отнюдь! Есть решение получше:
Белая пешка превращается в коня! 1. d8K!!
При этом белые ставят вилку: объявляют шах и следующим ходом забирают ферзя. После этого позиция белых выигранная.
Превращение со взятием
Правило взятия, разобранное нами выше, действует и при превращении.
То есть пешка берет фигуру противника и одновременно превращается в другую фигуру. Как-бы двойной эффект: 1.d7:с8Ф
Советы начинающим
Сила пешечной цепи в том, что пешки защищают друг друга. Если противник побьет пешку е5, пешка d4 побьет фигуру противника. Аналогично с пешками d4 и с3. А вот пешка в2 нуждается в защите.
Ни одна из белых пешек не защищена другой пешкой. Это означает, что их легко потерять или попросту “зевнуть”, что не такая уж редкость для начинающего шахматиста.
Пешки в центре доски создают пространство для других фигур.
Пешки отличные защитники для короля. Движение пешек от короля ослабляет его позицию и дает возможность противнику атаковать вашего монарха.
Например, слово “рубит” или того чище — “ест ”, вместо “берет”. Срубил, снял, съел — жаргон начинающих и слабых шахматистов. Более менее квалифицированные шахматисты такие слова не используют. Правильно — “взял пешку”, “берет”, “побил”.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
Пешка
Вот что нужно знать о пешках:
Пешка
В начале партии у каждого из противников по восемь пешек, расположенных на второй (белые) и седьмой (черные) горизонтали.
Пешки на своих начальных позициях.
Пешка стоит один балл, то есть, намного меньше других фигур, но во многих позициях три пешки равны или сильнее легкой фигуры (коня или слона).
Как ходят пешки
Пешка e2 может пойти на e3 или e4 своим первым ходом.
Пешка может идти вперед только, если ее продвижению не мешает другая фигура. На этой диаграмме белая пешка на поле e4 не может двинуться вперед, потому что ее блокирует черная пешка на поле e5.
Пешка на поле e4 блокирована!
Пешечные взятия и взятие на проходе
Пешки нападают на другие фигуры и берут их ходом на одно поле вперед по диагонали. На этой диаграмме мы видим, что пешка, расположенная на поле e4, держит под боем поля d5 и f5.
С поля e4 пешка атакует поля d5 и f5.
На этой позиции пешка, расположенная на поле e4, может взять черную пешку f5, но не пешку e5.
Пешка с поля e4 может взять черную пешку на поле f5, но не пешку e5.
В шахматах существует особое правило взятия на проходе. Если белая пешка расположена на пятой горизонтали, а черная пешка делает ход на два поля вперед от начальной позиции и тоже оказывается на пятой горизонтали рядом с белой пешкой, белая пешка может взять черную, как если бы та сделала ход всего на одно поле. Это правило также действует, если черная пешка расположена на четвертой горизонтали, а белая делает ход на два поля и оказывается рядом с черной пешкой. Черная пешка тоже может взять белую, как если бы та сделала ход всего на одно поле. Эту возможность можно использовать только ответным ходом, но не впоследствии!
На диаграмме черные только что сделали ход e7-e5. Черная пешка пошла на два поля своим первым ходом. Она оказалась рядом с белой пешкой d5, поэтому белые могут взять пешку «e» ходом dxe6 (но только ответным ходом).
Взятие на проходе!
После хода черных e7-e5 белые могут взять пешку «e» ходом на e6, но только сразу же!
Пешечное превращение
На данной диаграмме мы видим, как пешка превращается ходом с поля a7 на a8! Если пешка превратится в ферзя или ладью, черные получат мат!
Превращение пешки «a» в ферзя (или ладью) ведет к мату!
Слабое превращение в действии!
Слабое превращение в коня создает угрозу мата!
Проверим себя
Проверим, сможем ли мы найти, как ходит пешка. Может ли в этой позиции белая пешка пойти с поля c7 на c8?
Может ли белая пешка пойти на c8?
Может ли белая пешка e4 взять черную пешку d5?
Да! Белая пешка e4 может взять черную пешку d5.
Заключение
Мы узнали, как расположены пешки в начале партии, какова их ценность, как они ходят и совершают взятия, что такое взятие на проходе и превращение! Пора отправить их в бой!
Смотрим видео
Некоторым шахматистам больше нравится не читать статьи, а смотреть видео! Посмотрим короткое видео из урока о пешках!