какие финансовые показатели отражаются в плане фхд

Обоснование поступлений в плане финансово-хозяйственной деятельности

Автор: Орлова О. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н утверждены новые Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее – Требования № 186н). Хотя их нужно применять, начиная с плана на 2020 год (на 2020 год и плановый период), их содержательная часть может быть полезной при расчете доходов на ближайший плановый период. От тщательности обоснования поступлений во многом зависит достоверность плана ФХД в целом, а потому снова обратимся к проблеме планирования доходов.

Методология планирования ФХД государственного (муниципального) учреждения

Под составлением плана ФХД понимается установление объема поступлений и выплат на основании обоснований (расчетов) плановых показателей. План ФХД формируется на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) и утверждается на срок действия закона (решения) о бюджете. Показатели плана могут утверждаться на период, превышающий указанный срок, в случае принятия учреждением «длинных», выходящих за границу планового периода обязательств. План ФХД формируется на основе кассового метода, то есть в документе фиксируются платежи (поступления и выплаты), а не доходы и расходы.

Отличительная особенность Требований № 186н – подробное обоснование поступлений. Действующие Требования № 81н описывают доходную часть плана явно недостаточно подробно для того, чтобы обеспечить высокое качество планирования. Согласно новому подходу Минфин рекомендует разделить все доходы в зависимости от их вида на шесть групп и применить по каждой из них наиболее актуальный метод расчета (прямой счет, от достигнутого, экстраполяция). Источником данных для планирования поступлений выступает информация, доведенная органом-учредителем, а также расчеты самого учреждения.

Обоснования плановых показателей поступлений формируются по данным расчетов соответствующих доходов с учетом возникшей на начало финансового года задолженности перед учреждением по доходам и полученных на начало текущего финансового года предварительных платежей (авансов) по договорам (контрактам, соглашениям).

Классификация доходов

Виды доходов

Показатели

Субъект информации

От использования собственности

Доходы в виде арендной платы.
Плата за сервитут.
Доходы от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации

От оказания услуг (выполнения работ)

Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
Доходы от оказания услуг, выполнения работ за плату в рамках установленного государственного (муниципального) задания

Доходы от оказания услуг, выполнения работ, реализации готовой продукции за плату сверх установленного государственного (муниципального) задания.
Доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках ОМС, а также женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период

Штрафы, возмещение ущерба

Штрафы, пени и неустойки за нарушение условий контрактов (договоров).
Возмещение ущерба

Безвозмездные денежные поступления

Гранты в форме субсидий из бюджетов бюджетной системы

Иные гранты, пожертвования

Субсидии, предоставляемые на основании абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (на иные цели).
Субсидии на осуществление капитальных вложений

От операций с активами

Доходы от реализации неиспользуемого имущества, утиля, невозвратной тары, лома черных и цветных металлов.
Поступления от реализации ценных бумаг и иных финансовых активов

Поступления от использования собственности

Доходы от использования собственности рассчитываются на основании информации о плате (тарифе, ставке) за использование имущества за единицу (объект, кв. м площади) и количества единиц предоставляемого в пользование имущества.

Пример 1.

Рассчитаем объем планируемых поступлений в виде арендной платы в 2019 году, если с 1 апреля 2019 года предполагается сдать в аренду помещения площадью 1 000 кв. м. Ставка арендной платы – 800 руб. за кв. м в месяц.

Поступления план 2019 = 1 000 кв. м х 9 мес. х 800 руб. = 7 200 000 руб.

Расчет доходов государственного (муниципального) автономного учреждения в виде процентов по депозитам, остаткам средств на счетах в кредитных организациях, а также процентов, полученных от предоставления займов, осуществляется на основании информации о среднегодовом объеме средств, на которые начисляются проценты, и ставке размещения.

Пример 2.

Рассчитаем сумму процентов по депозитам, если среднегодовой объем средств составляет 3 млн руб., планируемая ставка размещения на 2019 год – 5,6%, на 2020 год – 5,1%, на 2021 год – 4,5%. По депозитам запланирована капитализация процентов.

Поступления план 2019 = 3 000 000 х 5,6% = 168 000 (руб.).

Поступления план 2020 = 3 168 000 х 5,1% = 161 568 (руб.).

Поступления план 2021 = 3 329 568 х 4,5% = 149 831 (руб.).

Расчет доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим учреждению, в случаях, установленных федеральным законом, осуществляется исходя из величины чистой прибыли хозяйственных товариществ и обществ, количества акций (или доли в уставных (складочных) капиталах), принадлежащих учреждению, доли чистой прибыли хозяйственных товариществ и обществ, направляемой ими на выплату дивидендов или распределяемой ими среди участников этого товарищества, общества, и периода деятельности товарищества, общества, за который выплачиваются дивиденды.

Пример 3.

Рассчитаем объем дивидендов, планируемых к получению от акционерного общества, если АУ владеет 2000 обыкновенных акций и 800 привилегированных акций. По прогнозам акционерного общества, на выплату дивидендов будет направлено в 2019 году 500 млн руб., в 2020 году – 450 млн руб., в 2021 году – 450 млн руб. Общая сумма акций – 4 млн шт. номиналом 1 тыс. руб., привилегированных акций – 500 тыс. шт. номиналом 1 тыс. руб. Дивиденды по привилегированным акциям составляют 8% к номиналу акции.

Автономное учреждение планирует продать в начале 2021 года весь пакет обыкновенных акций.

Сначала рассчитаем ежегодную сумму дивидендов по привилегированным акциям: Поступления план 2019 (2020, 2021) = 800 х 1 000 х 8% = 64 000 (руб.).

Определим размер прибыли на одну обыкновенную акцию.

Рассчитаем сумму дивидендов по обыкновенным акциям.

Поступления план 2019 = 2 000 х 115 = 230 000 (руб.).

Поступления план 2020 = 2 000 х 102,5 = 205 000 (руб.).

В 2021 году в связи с продажей обыкновенных акций дивиденды не планируются. Сумма выручки от реализации акций будет отражена в соответствующем разделе плана ФХД (согласно Требованиям № 186н по строке 1900 разд. 1 плана ФХД).

Расчет доходов от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, в том числе по лицензионным договорам, осуществляется исходя из планируемого объема предоставления прав на использование объектов и платы за использование одного объекта.

Поступления от оказания услуг, выполнения работ

Обоснование показателей планируемых поступлений от оказания услуг, выполнения работ в части субсидий формируется на основании информации учредителя, в остальной части – на основании расчетов, производимых самим учреждением. Планирование ведется методом прямого счета, то есть путем умножения планируемого объема в натуральном выражении на плановую цену. Исходные данные для обоснования плановых поступлений от оказания услуг, выполнения работ, компенсации затрат учреждений представлены ниже в табличном виде.

Источники информации для расчета поступлений от оказания услуг

Наименование показателя

Планирование цены (тарифа) за единицу услуги (работы)

Планирование объема оказания услуг (выполнения работ)

Оказание услуг (выполнение работ) в рамках задания

Объем, установленный государственным (муниципальным) заданием

Оказание услуг сверх задания

Запланированная учреждением цена

Запланированный учреждением объем

Оказание на платной основе услуг в рамках задания

Порядок определения платы, установленный органом-учредителем

Объем, установленный заданием

Возмещение расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества

Планируемая стоимость услуг (возмещаемых расходов)

Объем предоставленного в пользование имущества

Обоснование поступлений от оказания услуг целесообразно начать с данных, установленных органом-учредителем, а далее пе­рейти к показателям, рассчитываемым самостоятельно (в том числе по остаточному принципу). В частности, объем государственного (муниципального) задания дает представление об уровне загрузки помещений и оборудования, что позволяет определить, на какие мощности может рассчитывать учреждение для осуществления внебюджетной деятельности. Нормативные затраты или плата, установленная учредителем, выступают в качестве нижней границы цены для аналогичных услуг, оказываемых сверх задания.

Планировать цены на платные услуги можно нормативным, экспертным методами, а также на основе калькуляции затрат. Трехгодичный период планирования предполагает, что при обосновании цен должно учитываться влияние инфляции – ее уровень задан в основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Пример 4.

Автономное учреждение планирует оказывать сверх задания услуги по присмотру и уходу за детьми, осваивающими образовательную программу. Объем – 40 детей в год, нормативные затраты на 2019 год – 10 тыс. руб., норма прибыли платной деятельности 20%, инфляция 3,8% (декабрь 2020 года к декабрю 2019 года) и 4% (декабрь 2021 года к декабрю 2020 года). Рассчитаем объем планируемых поступлений от платной деятельности.

Поступления план 2019 = 40 х (10 000 + 10 000 х 20%) = 480 000 (руб.).

Поступления план 2020 = 40 х (10 000 + 10 000 х 20%) х 1,038 = 498 240 (руб.).

Поступления план 2021 = 40 х (10 000 + 10 000 х 20%) х 1,038 х 1,04 = 518 170 (руб.).

Доходы по поступлениям от иной приносящей доход деятельности рассчитываются методом экстраполяции, то есть с учетом стоимости услуг по одному договору, среднего количества указанных поступлений за последние три года и их размера. В зависимости от вида поступлений могут использоваться и иные прогнозные показатели в соответствии с порядком составления и утверждения плана ФХД, установленным органом-учредителем.

Поступления от штрафов, возмещения ущерба

Расчет доходов в виде штрафов, а также средств, получаемых в возмещение ущерба, в том числе страховых возмещений, осуществляется в размере, определенном решением суда, исполнительным документом, решением о возврате суммы излишне уплаченного налога, принятым налоговым органом, решением страховой организации о выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Безвозмездные денежные поступления

Поступления грантов, включая гранты в форме субсидий, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы РФ, учреждение планирует самостоятельно с учетом информации, полученной от учредителя.

Прочие доходы

Исходя из представленной органом-учредителем информации о планируемых объемах расходных обязательств, учреждение обосновывает в плане ФХД:

субсидии, предоставляемые на основании абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ («на иные цели»);

субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

Поступления от операций с активами

При планировании поступлений от операций с активами выделяют две категории доходов:

1) от реализации нефинансовых активов (лома черных и цветных металлов, невозвратной тары, макулатуры и прочего утиля);

2) от реализации финансовых активов (акций, облигаций и иных финансовых активов).

Данные поступления, как правило, не влияют на величину чистых активов, поскольку, по сути, представляют собой замену одного актива (имущество) на другой (деньги). В этом их отличие, например, от дивидендов, при зачислении которых чистые активы увеличиваются.

Пример 5.

Возьмем условия примера 3. Рассчитаем поступления от реализации акций, если прогнозируемая рыночная цена акции составляет 2 385 руб.

Поступления план 2021 = 2 385 х 2 000 = 4 770 000 (руб.).

Прочие поступления

Поскольку план ФХД составляется кассовым методом, для увязки притока и оттока денежных средств с остатками денег на начало и конец периода возникает необходимость обосновывать прочие, не относящиеся к категории доходов поступления. К прочим поступлениям относятся показатели увеличения денежных средств за счет возврата дебиторской задолженности прошлых лет, включая возврат предоставленных займов (микрозаймов), а также за счет возврата средств, размещенных на банковских депозитах.

В заключение в порядке критики добавим, что рекомендованный порядок расчета показателей соответствует скорее методу начисления, а не кассовому методу, на основании которого составляется план ФХД. Например, при размещении депозита в январе 2019 года на один год и уплате процентов в конце срока доход будет получен в январе 2020 года. Депозит же будет числиться в учете почти весь 2019 год и лишь меньше месяца в 2020 году. Поэтому при обосновании процентов по депозитам, арендной платы и других рентных доходов требуется учитывать не только среднегодовой доход от использования актива, но и дату поступления, а также то, какому периоду начисления дохода соответствует данное поступление.

Источник

Как составить план ФХД на 2020 год?

Автор: Зайцева Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Планы финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год и плановый период должны формироваться по новым правилам, установленным в Требованиях № 186н (требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н).

Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, уже начали разрабатывать соответствующие порядки для подведомственных учреждений. Составных частей плана станет меньше, а вот дополнительных таблиц больше (поскольку обосновывать теперь придется не только будущие расходы, но и будущие доходы). Расскажем о главных изменениях.

При подготовке планов ФХД на 2020 год автономным учреждениям больше нельзя руководствоваться прежними Требованиями № 81н (требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н), которые утрачивают силу, и разработанными в их исполнение нормативными актами органов-учредителей. Последние должны утвердить новые порядки составления и утверждения планов, опирающиеся на Требования № 186н, – эти акты теперь и нужно применять.

Новые требования меняют и форму плана, и процесс работы с ним. План приобретает все больше черт документа финансового планирования, из него исключается информация, содержащаяся в других документах учреждения (например, в уставе, балансе). В свою очередь, точность планирования должна достигаться за счет подробных обоснований – теперь они составляются и по расходам, и по доходам.

Этапы планирования

Планирование ФХД ведется одновременно с процессом подготовки бюджета соответствующего уровня. Прежде всего должны совпадать сроки, на которые принимаются федеральный, региональный или местный бюджет и план ФХД учреждения. Согласно п. 5 Требований № 186н план составляется на финансовый год (если закон (решение) о бюджете утверждается на год) либо финансовый год и плановый период (если закон (решение) о бюджете утверждается на три года). Но теперь можно планировать и на более длительный срок. Если у учреждения возникла необходимость принять и исполнить долгосрочные обязательства (например, к ним относятся договоры о строительстве или реконструкции объектов государственной (муниципальной) собственности), показатели плана могут утверждаться на период, превышающий срок действия закона о бюджете. Такую возможность должен предусмотреть в своем порядке орган-учредитель.

Связь проекта плана ФХД с проектом бюджета проявляется и в том, что в процессе планирования орган-учредитель должен довести до каждого подведомственного учреждения сведения, касающиеся его финансового обеспечения и необходимые для формирования показателей плана (п. 9 Требований № 186н).

Конкретный порядок действий устанавливает орган-учредитель (п. 4 Требований № 186н), а именно:

сроки и порядок составления проекта плана;

сроки и порядок утверждения плана;

порядок внесения изменений в план;

полномочия органа-учредителя или учреждения по утверждению плана (внесению в него изменений).

Впрочем, учредители пока не спешат утверждать новые порядки. На момент создания данной публикации в открытом доступе находились лишь проекты таких документов. В частности, Минспорт в проекте приказа (проект приказа Минспорта РФ «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта Российской Федерации») определил, что подведомственное учреждение должно заполнить и разместить в информационной системе «Электронный бюджет» проект плана ФХД не позднее 30 декабря текущего года, а утвердить план ему надо до 1 февраля очередного финансового года, тоже отразив этот факт в «Электронном бюджете».

В свою очередь, Минтруд не предполагает устанавливать жесткие рамки для утверждения плана ФХД. Как следует из проекта приказа (проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения, находящегося в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»), подведомственное учреждение должно заполнить и подписать план в названной системе и представить его органу-учредителю в течение 15 рабочих дней с момента формирования проекта государственного задания. Потом в течение 10 рабочих дней министерство согласовывает либо отклоняет документ (все действия совершаются в «Электронном бюджете»). Во втором случае учреждению придется доработать и в течение 5 рабочих дней повторно подать план.

Особенности планирования в отдельных ситуациях

Новые правила отдельно регламентируют действия учреждения в трех следующих ситуациях.

1. Наличие у АУ обособленного подразделения. Согласно абз. 5 п. 1 Требований № 186н филиал, осуществляющий полномочия по ведению бухгалтерского учета, оказывающий услуги (выполняющий работы) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием учреждения, должен составлять собственный план ФХД, только если головное учреждение приняло решение об утверждении плана обособленному подразделению.

По сути, в данной ситуации должны формироваться как минимум три плана: учреждения в целом, головного учреждения (без филиалов) и каждого обособленного подразделения. План учреждения составляется на основании проектов планов головного учреждения и обособленных подразделений, при этом расчеты между первым и вторыми не учитываются (п. 10 Требований № 186н). На основании плана учреждения как юридического лица утверждаются отдельные планы головного учреждения и каждого обособленного подразделения, куда включаются показатели внутренних расчетов между ними (п. 47 Требований № 186н).

2. Изменение подведомственности учреждения. Если такое произошло в течение финансового года, план ФХД переданного учреждения необходимо привести в соответствие порядку нового органа-учредителя в установленные им сроки (п. 3 Требований № 186н).

3. Реорганизация учреждения. В этом случае показатели плана должны быть изменены (п. 16 Требований № 186н).

Форма реорганизации

Действия по изменению плана ФХД

Показатели плана учреждения-правопреемника формируются с учетом показателей планов реорганизуемых учреждений, прекращающих свою деятельность, путем построчного суммирования показателей поступлений и выплат

Показатели плана реорганизуемого учреждения уменьшаются на показатели поступлений и выплат планов вновь возникших юридических лиц

Показатели планов вновь возникших юридических лиц формируются путем разделения показателей поступлений и выплат плана реорганизованного учреждения, прекращающего свою деятельность

После завершения реорганизации показатели поступлений и выплат планов реорганизованных учреждений при суммировании должны соответствовать показателям планов учреждений до начала реорганизации.

Форма плана и требования учредителя

Новая форма плана ФХД дана в приложении к Требованиям № 186н – из нее исключены несколько разделов. Сравним существующую и новую структуру.

Прежняя форма плана

Новая форма плана

Текстовая (описательная) часть

Таблица 1 «Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)»

Таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)»

Раздел 1 «Поступления и выплаты»

Таблица 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)»

Раздел 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг»

Таблица 3 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)»

Таблица 4 «Справочная информация»

Обоснования (расчеты) плановых показателей по поступлениям

Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам

Обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам

В графах основной таблицы «Поступления и выплаты» не будет разбивки по источникам финансового обеспечения (напомним, раньше все показатели детализировались по видам субсидий и внебюджетным доходам). В графах теперь нужно проставлять суммы, относящиеся к конкретному году планирования (в границах трехлетнего периода и при необходимости за его пределами).

Впрочем, возможность раздельного отражения сумм по источникам финансового обеспечения все же может предусмотреть орган-учредитель. Согласно п. 31 Требований № 186н он вправе принять решение о раздельном планировании в отношении расчетов расходов (кроме расходов на закупку товаров, работ, услуг). Обратим здесь внимание на два важных момента. Во-первых, разбивка по источникам смещается из основной таблицы плана в обоснования расходов, а значит, при принятии органом-учредителем соответствующего решения учреждению понадобится заполнять большее число таблиц, обосновывающих плановые показатели по оплате труда, уплате налогов и пр. Во-вторых, в отношении основных расходов на закупки раздельное планирование обязательно – это не зависит от воли конкретного учредителя. В разделе 2 формы плана есть строка, в которой отражаются выплаты по договорам, планируемым к заключению в соответствующем финансовом году в рамках федеральных законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ, – здесь и надо детализировать суммы по источникам финансового обеспечения.

Все показатели плана ФХД и обоснований должны формироваться по кодам бюджетной классификации (в соответствующей графе формы плана основные коды уже проставлены, а в п. 11 Требований № 186н даны разъяснения по заполнению). Орган-учредитель может предусмотреть в своем порядке дополнительную детализацию по кодам КОСГУ или иным кодам аналитических показателей.

Кроме того, строк в плане станет больше. Помимо основных групп показателей («Доходы» и «Расходы»), которые подверглись дополнительной детализации, в разд. 1 появились новые группы – «Выплаты, уменьшающие доход» и «Прочие выплаты». В первом случае обособляются суммы, уменьшающие доход (налог на прибыль, НДС и др.), во втором – суммы возврата субсидий, предоставленных до начала текущего финансового года, банковских депозитов, размещенных автономным учреждением, и др. Указанные суммы отражаются со знаком минус. Такая детализация позволит повысить точность планирования и исключить искажение расчетных показателей по доходам.

Покажем на примере, как заполняется один из блоков (данные условны).

Наименование показателя

строки

Код по бюджетной классификации РФ

Сумма

На 2020 год (текущий финансовый год)

На 2021 год (первый год планового периода)

На 2022 год (второй год планового периода)

За пределами планового периода

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *