какие физические и морально психологические качества и каким образом развиваются при игре в лапту
Качества, формируемые при занятиях лаптой.
В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Чем же интересна русская лапта?
Эта игра не требует ни особых дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Для игры необходимы игровая площадка размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину с травяным или искусственным покрытием, цельнодеревянная бита длиной 60-110 см, весом не более 150 г и теннисный мяч.
Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры.
Свежий воздух, высокий эмоциональный фон оказывают мощное оздоровительное воздействие на организм занимающихся.
От игры к спорту.
Лапта – динамичный вид спорта, и как все динамичное, развивается, приспосабливаясь под различные условия. Примером такого развития стало появление мини-лапты, играть в которую можно в любых условиях.
В нашем городе на базе ДЮСШ №2 открыта секция по лапте, в которой занимаются мальчики и девочки 2001-2005 годов рождения.
Кроме этого, также на базе ДЮСШ №2 открыты учебно-тренировочные занятия в секции лапты в целях подготовки и отбора юношей и девушек 1997 – 2000 годов рождения в сборные города Глазова.
По всему вышесказанному, мы можем сделать вывод, что лапта это игра для детей и спорт для подростков и взрослых.
Об этом говорят и слова главного тренера по лапте города Глазова Касаткина А.В.: «Истинная, русская, издревле используемая для подготовки подрастающего поколения игра. Но с 90-х годов прошлого века – это уже спорт ».
Правила игры
ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТА
Комплексное развитие физических качеств у детей среднего школьного возраста посредством игры в лапту
Правила, методические особенности игры в лапту. Внедрение русской лапты в школьную программу. Тестирование силовых способностей учащихся 12-15 лет. Уровень физической подготовленности детей среднего школьного возраста до эксперимента и после него.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.03.2014 |
Размер файла | 80,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
1. Теоретические аспекты влияния подвижных игр на развитие физических качеств у детей среднего школьного возраста
1. 1 Особенности физического воспитания детей среднего школьного возраста
1.2. Развитие физических качеств у детей среднего школьного возраста
1.3 Правила игры в лапту и ее разновидности
2. Цель, задачи и методы исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
3. Методические особенности использования лапты на уроках в физкультуры школе
3.1 Методика применения лапты на уроках в школе
3.2 Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время в нашей стране происходит переломный момент переориентации системы физического воспитания с ее прагматических основ на личностное развитие детей через двигательную деятельность. Так, новый ФГОС предъявляет следующие требования к предметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу дисциплины «Физическая культура» (базовый курс):
1) умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности;
2) владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью.
В тоже время нельзя не отметить тот факт, что физическая подготовленность детей в современной школе желает оставлять лучшего. И, прежде всего, это связано с тем, у детей падает интерес к занятиям физической культурой по старым программам, утвержденным к использованию еще в 90-ые годы.
Предпринимаются попытки государства изменить ситуацию, так Министерство образования и науки РФ 16 августа 2011 года заключило соглашение о модернизации уроков физкультуры с Федерацией фитнес-аэробики России и Федерацией художественной гимнастики России. В представленном документе говорится о том, что уроки физической культуры для младших классов будут проводиться по специальной международной программе, которую разработали специалисты Федерации художественной гимнастики. Для девочек девятых-десятых классов планируется преподавать на уроках физкультуры фитнес-аэробику. Вместе с тем, для школ сельской местности, внедрение таких программ физической деятельности может быть затруднительным по ряду причин. Во-первых, материально-техническая база сельских школ оставляет желать лучшего, во-вторых, кадровая проблема. И, в-третьих, необходимо искать и другие пути улучшения ситуации в физическом воспитании, возвращаясь, так сказать к корням. Например, русская народная подвижная игра лапта!
Упоминания о лапте встречаются еще в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты, обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода. При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских подразделений. Ещё в дореволюционной России игра в лапту применялась как средство активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки в войсках Красной Армии.
Русская лапта развивает многие жизненно важные физические качества человека-быстроту, силу, координационные способности, вырабатывает игровое мышление, развивает смекалку, чувство коллективизма и т.д. По техническим элементам это самый естественный и доступный вид спорта по сравнению с другими спортивными играми.
Учащиеся 5-6 класса за одно занятие могут научиться игре в русскую лапту, что не под силу в других игровых видах спорта. И самое главное, в русской лапте не требуется дорогостоящий инвентарь, оборудование и специальная экипировка. Достаточно иметь обычный теннисный мяч, деревянную (самодельную) биту, ровную площадку для игры и желание проявить себя в этом увлекательном российском национальном виде спорта.
Таким образом, актуальность выбранной нами темы дипломной работы «Комплексное развитие физических качеств детей среднего школьного возраста посредством игры в лапту» не вызывает сомнения.
Цель исследования: выявить эффективность лапты в комплексном улучшении показателей физической подготовленности детей среднего школьного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить научную, научно-методическую и специальную литературу по данной теме;
2) Выявить правила игры и методические особенности игры в лапту;
3) Определить эффективность игры в лапту в комплексном развитии физических качеств школьников среднего возраста.
Объект исследования: физическая подготовленность учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: организация и проведение лапты на уроках физической культуры учащихся средних классов.
Предполагаем, что использование подводящих упражнений к игре лапта и собственно самой игры позволит улучшить показатели физической подготовленности школьников средних классов.
· анализ литературных источников по теме исследования;
· тестирование показателей силовых способностей;
· методы математической статистики
1. Теоретические аспекты влияния подвижных игр на развитие физических качеств у детей среднего школьного возраста
1.1 Особенности физического воспитания детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V-VIII классы).
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см.
У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечнососудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично.
У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте:
· содействовать укреплению здоровья и нормальному физическому развитию;
· способствовать развитию двигательных качеств: быстроты, скоростно-силовых, мышечной силы, выносливости и подвижности в суставах; закреплять навык правильной осанки при передвижениях и в статических позах;
· формировать рациональные и сложные жизненно-прикладные, а также спортивные виды движений в игровой и соревновательной обстановке;
· обучать основам техники выполнения отдельных упражнений гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжного и конькобежного спорта, спортивных игр (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол);
· знакомить с основами самоконтроля и дозирования нагрузки по ЧСС во время занятий физическими упражнениями.
Роль учителя на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте становится иной, он уже организатор и помощник. При проведении занятий учитель акцентирует внимание на приобретении навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и их влиянии на различные системы организма.
Каждый урок должен быть правильно построен по структуре и содержанию и комплексно, решать задачи, связанные с изучением основ знаний по физической культуре, освоением двигательных умений и навыков, развитием физических качеств, овладением умениями самостоятельно заниматься физическими упражнениями, привитием потребностей в соблюдении здорового образа жизни [26].
В процессе физического воспитания необходимо по возможности обеспечивать индивидуальный подход к учащимся с учетом состояния их здоровья, физического развития, пола и физической подготовленности.
Фронтальный метод предусматривает такую организацию работы учащихся, при которой весь класс выполняет какое-либо одно, общее для всех задание. Этот метод преимущественно используется в подготовительной и заключительной частях урока, но иногда и в основной, особенно в младших классах. Следует подчеркнуть, что важной особенностью фронтального метода является обеспечение постоянного руководства учителя.
При групповом методе класс делится на группы. Каждая из групп выполняет свое, отличающееся от других задание. Групповой метод обеспечивает дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения движениям. Учитель подбирает упражнения, соответствующие силам и способностям членов группы.
Применение группового метода дает возможность приучить детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Если же ученики недостаточно подготовлены к такой форме организации занятий, использовать групповой метод нецелесообразно.
Метод индивидуальных занятий предусматривает самостоятельное выполнении упражнений, предложенных учителем или выбранных учащимися. Он используется в подготовительной или основной части урока, но может иметь место и в заключительной.
Метод индивидуальных занятий дает возможность удовлетворить желание учащихся выполнить понравившееся упражнение. В результате происходит чередование регламентированных упражнений с относительно свободными. Вместе с тем дети приучаются к самостоятельному выполнению упражнений. При этом учитель, наблюдая за отдельными учениками, осуществляет общее руководство классом.
Метод дополнительных упражнений. Дополнительными называются упражнения, выполняемые по заданию учителя самостоятельно во взаимосвязи с главным упражнением. Однако дополнительные упражнения нельзя считать второстепенными, так как благодаря им можно осуществлять развитие физических качеств младших школьников. Суть этого приема заключается в том, что, помимо основного упражнения, которое ученики выполняют по очереди, они в промежутках между подходами выполняют предложенное число раз упражнения, направленные на развитие определенных физических качеств.
Метод станционных занятий. Станционные занятия являются разновидностью круговой тренировки, направлены главным образом на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков.
Суть данной формы занятий состоит в следующем. Класс разделяется на несколько групп так, чтобы в каждой группе было не более 3-5 человек. Группы расходятся по станциям указанным учителем. По сигналу учителя все ученики одновременно начинают выполнение упражнений каждый на своем месте. Выполнив упражнение, заранее обусловленное количество раз, группы по часовой стрелке переходят на очередное место занятий. И так до тех пор, пока не пройдут все места занятий [6].
Круговой метод занятий. Движение учащихся происходит, как и в станционных занятиях, по кругу с последовательным выполнением на каждом месте упражнений.
Однако в отличие от станционных круговые занятия направлены главным образом на развитие физических качеств, и здесь к ученикам предъявляются новые, повышенные требования: повторить заданное упражнение возможно большое количество раз или заданное количество выполнить как можно быстрее [23].
В процессе многолетних научных исследований и школьной практики для физического воспитания подрастающего поколения в нашей стране выработан и апробирован достаточно широкий арсенал физкультурных средств. Идея их отбора для школьников полностью базируется на общих принципах отечественной системы физического воспитания.
На основе принципа всестороннего развития личности для физического воспитания учащихся применяются средства, обеспечивающие наибольший всесторонне физически развивающий эффект (пропорциональное развитие всех частей тела, основных мышечных групп и физических качеств).
Принцип связи физического воспитания с трудовой практикой вызывает необходимость использовать для физического воспитания школьников такие средства, которые наиболее эффективно готовят их к трудовой деятельности. К ним отнесены, прежде всего, жизненно важные, в особенности прикладные упражнения.
С точки зрения принципа оздоровительной направленности в школьную физкультуру включены средства, обладающие наибольшей гигиенической полезностью, т.е. способствующие укреплению здоровья и обеспечению нормального функционирования всех систем организма. Такими средствами считаются разнообразные циклические упражнения, а также оздоровительные силы природы и гигиенические факторы [29].
1.2 Развитие физических качеств у детей среднего школьного возраста
Под «быстротой» понимается способность человека совершать действия в минимальный отрезок времени. Это качество, как показали специальные исследования, проявляются в нескольких самостоятельных формах: в быстроте двигательных реакций, в скорости одиночного движения, в частоте движений.
Для детей среднего школьного возраста в силу их физических способностей характерно стремление к быстрым движениям, о чем свидетельствует характер их игр и развлечений.
Более определенным является комплексный характер быстроты. Можно обладать очень быстрой реакцией, но небольшой скоростью бега, и, следовательно, иметь низкие результаты на спринтерских дистанциях.
Для развития быстроты реакции в физическом воспитании обычно используется метод повторного реагирования, когда необходимо выполнять в ответ на следующие друг за другом сигналы какие-либо физические упражнения.
Многие народные подвижные игры включают упражнения подобного характера, поэтому игры могут эффективно использоваться для развития скорости реакций и других проявлений.
Под «ловкостью» понимается способность быстро овладевать новыми сложными движениями, требующими высокой пространственной и временной точности в различных изменяющихся условиях. В связи с этим считают, что ловкость проявляется в пространственной точности движений, в их временной точности и способности школьников быстро и находчиво действовать в изменяющихся условиях, т.е. правильно решать двигательные задачи.
Проявление ловкости зависит от особенностей развития нервной системы: пластичности и подвижности нервных процессов, особенностей дефференцировочного торможения, способностей подростков оценивать степень мышечного напряжения, свойств глазомера и т.д.
Кроме образных и красноречивых объяснений автор даёт научное понятие ловкости: «Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей:
1. правильно (т.е. адекватно и точно);
3. рационально (т.е. целесообразно и экономично);
4. находчиво (т.е. изворотливо и инициативно)».
Н.А. Бернштейн считает, что формирование правильности движений должно начинаться с самого начала формирования нового двигательного навыка. Правда, вначале он допускает некоторое снижение скорости и силы выполнения движения, однако правильность и точность движения должны быть идеальными. Однако ловкость неоднородна по своей уровневой структуре, Н.А. Бернштейн выделяет два разряда ловкости:
1. телесная ловкость;
2. предметная, или ручная, ловкость.
К показателям ловкости относятся следующие факторы:
1. способность быстро обучаться;
2. использовать двигательный опыт;
3. быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координировано выполнять двигательные действия.
Большое место в развитии ловкости занимают русские народные подвижные игры.
Физическое качество «сила» определяется, как способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
«Выносливостью» называют способность человека длительное время выполнять какую-либо работу без снижения ее интенсивности, т.е. способность противостоять утомлению.
Развитие физических качеств у детей среднего школьного возраста взаимосвязано и взаимообусловлено, т.к. все они, за исключением гибкости. Являются функциями нервно-мышечного аппарата. Поскольку психофизические качества формируются у ребёнка комплексно, развитие одного из качеств, способствует улучшению других психофизических качеств.
1.3 Правила игры в лапту и ее разновидности
Заранее поделенные команды, одеваются в футболки разного цвета. После жеребьёвки капитанов, одна из команд занимает линию города и становится бьющей или нападающей. Вторая размещается по всему полю и становится водящей или защищающейся.
Штрафные очки бьющей команде начисляются за ошибки, допущенные в ходе игры: четвертый и последующие выходы мяча за пределы игрового поля после удара битой (1 очко), замечание от судьи (1 очко за каждое замечание).
Партия считается выигранной, если после осаливания перебегающего игрока, все игроки защищающейся команды успели убежать в город и/или в дом не осалинными (пересалиными) игроками бьющей команды.
Партия считается законченной бесспорно в пользу водящих в следующих случаях:
— после грубого нарушения Правил игры по команде судьи.
— если игрок команды бьющих взял мяч в руки или иным образом ограничил доступ к мячу (поймал мяч после своего промаха, наступил, пнул в сторону и т.д.).
— бита выскользнула из рук и улетела из города, в этих случаях команда бьющих бесспорно переходит в поле, водящие становятся бьющими.
Игра может проводиться смешанным составом: мальчики и девочки. Игра проводится в две партии по 20 минут и прекращается по сигналу судьи (один длинный свисток), выигравшей считается та команда, которая набрала максимальное количество очков.
Если игрок заступил одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать и вернуться за линию назад. Если же обеими ногами, то вернуться ему уже нельзя. Если игрок все же зашел назад за линию, по команде судьи происходит бесспорная смена команд (т.е. нападающие переходят в защиту).
После неудачного удара (промаха) игрок который не успел убежать должен находиться в пригороде вдоль линии города.
После перебежки игроки (становятся на площадке очередности) и занимают позицию для удара в той очередности, в которой забежали за линию.
После пересаливания, игроки бьющей команды обретают право удара заново.
После удара за боковую линию (аут) все игроки, бьющей команды находятся на своих местах.
После трех ударов за боковую линию игрокам бьющей команды засчитываются штрафные очки (одно штрафное очко за один выход (аут)) за все последующие.
Игрокам категорически запрещено:
Находиться в городе, ближе 2 метров от игрока с битой, исключение допустимо для подающего игрока, водящей команды.
Осаливание игроков в область головы, паха, солнечного сплетения и др.
Оскорбление игроков и других участников и зрителей игры во время проведения игры.
Пользоваться в игре битой превышающей следующие параметры: Вес 2 кг. Длина: 90 см. Ширина 15 см. Задерживать перебегающего игрока. Использовать в игре бейсбольные ловушки (лапы).
Играть без отличительной футболки той команды, цвет которой определил судья (например, в белой футболке за черных, или любой другой пестрой футболке).
Водящие стараются попасть мячом в игроков поля, которые могут ловить его. Затем, они отдают мяч играющим за кругом. Игрок, осаленный мячом, временно выбывает из игры. Игрок, поймавший мяч, осаленным не считается и имеет право выручить одного из вышедших из игры.
Игра проводится установленное время или до 3-5 вышедших из игры, после чего играющие меняются ролями.
Выигрывает тот, кто больше «подстрелил» игроков поля за установленное время или кто меньше затратил времени на то, чтобы осалить мячом условное количество игроков поля.
Правила. 1. Бросая мяч в игроков поля, нельзя переступать линию. Игрокам, переступившим линию, попадание не засчитывается. 2. Осаленными считаются игроки, которых мяч коснулся в любую часть тела, за исключением головы.
3. Если в игрока поля попал мяч, отскочивший от пола или другого игрока, то осаленной он не считается.
4. Осаленный игрок до смены команд в игре не участвует.
5. Если игрок поля поймает мяч, а вышедших из игры еще не будет, то следующий осаленный игрок не выбывает из игры, так как считается вырученным игроком, поймавшим до этого мяч;
6. За каждую ловлю мяча игрок поля имеет право выручить только одного вышедшего из игры игрока.
В этой игре не нужно отбивать мяч так далеко, как в большой лапте, поэтому употребляют лапту в полметра длиной и широковатую, в виде лопаточки. Вся игра требует меньше физических усилий, но зато большего внимания, так как правила сложнее.
Обозначают кружком или выгнутою чертой АБ город, в котором становятся играющие. Вместо кона втыкают в землю, несколько правее и вперед, палки или столбики, от 10-ти до 15-ти шагов один от другого. Эти столбики называются городками; их столько, сколько играющих в одной партии без одного. На схеме городки означены цифрами: 1, 2, 3, 4, 5.
Игрок может бить три раза; потом он должен обежать все городки, дотрагиваясь до каждого рукою. Вернувшись в город, он снова может бить (в свою очередь).
Служащие выигрывают, когда:
1) поймают мяч на лету;
2) запятнают игрока;
При этом соблюдаются следующие правила:
1. Поймав на лету мяч, служащий кричит: «В город, в город! Поймал!» Прочие служащие бегут в город; когда они недалеко от черты, он бросает мяч через голову и сам вбегает в город.
Хорошая игра достигается, конечно же, постоянными тренировками, которые отнюдь не утомительны в таких увлекательных играх.
Побеждает команда, которая наберёт большее количество очков.
Круговая лапта волейболистов.
Игроки одной команды размещаются за пределами круга, а игроки второй команды занимают места внутри круга. Стоящие за кругом ударами волейбольного мяча стараются выбить поочередно всех игроков противника. Разрешается метать мяч любым способом: нападающим ударом, обычным броском.
Игроки, бегающие внутри круга, могут отбивать мяч руками, выполняя соответствующий защитный прием (двумя руками, сверху, снизу, одной рукой, с выпадом, в падении и др.). В этом случае они остаются в круге. Если же мяч попал в туловище игрока, ноги или руки, игрок покидает круг и становится за его пределами (за спинами атакующих).
Игрок может вернуться в круг, если ему удалось поймать мяч от своего игрока, отбившего мяч из круга.
Игра длится 5 мин, после чего игроки меняются ролями. Выигрывает команда, сохранившая в круге большее число игроков. Игра может закончиться досрочно, если все игроки выбиты из круга. Все спорные ситуации разрешает судья.
Две команды по 10 человек располагаются с разных сторон сетки в произвольном порядке. Один из игроков по сигналу передает ударом ладони мяч через сетку, который должен приземлиться в пределах площадки соперника. В отличие от волейбола, если игрок не сумел принять мяч с лета, разрешается касание земли с последующим подбиванием мяча игроком своему партнеру для второго паса или непосредственно удара через сетку. По правилам игры мяч не должен больше 2 раз касаться земли (или рук партнера без удара о землю). Третьим ударом он перебрасывается через сетку. В игре действуют правила волейбола. Это касается начисления выигрышного очка, перехода игроков для новой подачи, касания сетки руками. Команда лишается подачи, если при ее выполнении или в ходе игры мяч выбит за пределы волейбольной площадки.
Сетка натягивается на высоте 180 сантиметров. Вместо нее можно натянуть веревку с прикрепленными через каждые 20 сантиметров флажками или ленточками. Для игры требуется один теннисный мяч, у каждого участника игры в руках ракетка для настольного тенниса. Играют две команды по 6 человек. По жребию одна команда выбирает площадку, а другая начинает подачу. Игроки располагаются так же, как в волейболе: трое ближе к середине, трое возле задней линии.
Игрок, стоящий у задней линии справа, начинает подачу. Он подбрасывает мяч вверх, затем ударом ракетки отбивает его через сетку (веревку) на сторону противоположной команды. Игроки этой команды могут сразу же послать мяч обратно, но могут также перебросить его 1-2 раза между собой, чтобы вторым или третьим ударом перекинуть на сторону противника. Те снова разыгрывают мяч, чтобы перекинуть его на противоположную сторону, и т.д.
Если подающая команда допустит ошибку: перебросит мяч за границы площадки или сделает больше трех ударов по мячу, она теряет право подачи. При следующей подаче игроки этой команды меняются местами, перемещаясь на площадке против хода часовой стрелки (как в волейболе). Если же команда допустила ошибку при чужой подаче, то она проигрывает 1 очко.
Игра состоит из трех партий, в ходе которых одна из команд набирает по 10 очков. Игроки той команды, которая выиграла две партии из трех, побеждают. После каждой партии команды меняются площадками. Команда проигрывает подачу или очко, если ее игрок дважды подряд ударит ракеткой по мячу, пошлет мяч за границы площадки или под сеткой или же выронит ракетку.
Результаты изучения литературы, показали, что одной из эффективных форм сохранения здоровья, физического совершенства детей среднего школьного возраста, являются народные подвижные игры. В данной работе мы выполнили поставленные перед нами задачи и доказали, что традиционные народные игры являются действенным средством всестороннего, и, прежде всего, умственного и физического развития детей. Они помогают освоению и закреплению ранее полученных знаний и умений, развивают физические качества в различных игровых ситуациях. Народные игры могут органически включаться в современный воспитательно-образовательный процесс в школьных учреждениях, делая этот процесс естественным
2. Цель, задачи, методы и организация
2.1 Цель и задачи исследования
Цель исследования: выявить эффективность лапты в комплексном улучшении показателей физической подготовленности детей среднего школьного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить научную, научно-методическую и специальную литературу по данной теме;
2) Выявить правила игры и методические особенности игры в лапту;
3) Определить эффективность игры в лапту в комплексном развитии физических качеств школьников среднего возраста.
2.2 Методы исследования
Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:
· анализ литературных источников по теме исследования;
· тестирование силовых способностей;
· методы математической статистики
Анализ литературных источников включал в себя изучение научно-методических работ по теме исследования, а так же литературы по смежным дисциплинам: педагогики, анатомии, физиологии, психологии и др. В общей сложности проанализировано 43 литературных источника.
Тестирование силовых способностей:
1. Прыжок в длину с места. Измерялся в сантиметрах. Позволяет судить о скоростно-силовых качествах мышц ног. На полу проводят линию и перпендикулярно к ней делают разметку сантиметровой линейкой или рулеткой. Испытуемый встает возле линии, не касаясь ее носками, затем, сделав резкий мах руками и толчок ногами, совершает прыжок вперед и приземляется на обе ноги. Расстояние измеряется от линии до пяток или пятки сзади стоящей ноги. Дается две попытки, оценивается по лучшей.
3. Челночный бег 3х10 м.
4. 6-ти минутный бег.
Полученные в ходе исследования материалы обрабатывались при помощи математической статистики:
Вычислить средние арифметические величины X для каждой группы в отдельности по следующей формуле:
2.3 Организация исследования
Исследования проводились в несколько этапов.
I этап проводился в период сентября-октября 2011 года. Целью этого этапа было проведение анализа и обобщение педагогической, научно-методической и специальной литературы по теме исследования. Определялись необходимые методы исследования. Проводился анализ программы по физическому воспитанию, и продумывались варианты внедрения в нее русской лапты. В конце первого этапа был проведён первый констатирующий эксперимент, целью которого было определение исходных показателей физических качеств испытуемых.
III этап проводился в течении апреля-мая 2012 года. На этом этапе проводился анализ полученных результатов исследования. Формулировались выводы проведённого исследования. Оформлялся текстовой материал дипломной работы.
2.4 Организация исследования
Эксперимент проводился в рамках использования времени программы по физическому воспитанию вариативной части (см. табл. 1).
Таблица 1. Внедрение русской лапты в школьную программу