какие физиологические механизмы развития выносливости вам известны
Физиологические аспекты выносливости в спорте
В учебном пособии содержатся теоретический материал, а также вопросы для самоконтроля, составленные с учетом требований государственного стандарта по дисциплине «Физиология». Учебное пособие подготовлено с целью улучшения качества знаний студентов и эффективности преподавания теоретического и практического курса спортивной физиологии, повышения мотивации студентов при подготовке к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Физиологические аспекты выносливости в спорте предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ВЫНОСЛИВОСТИ
Под выносливостью принято понимать способность к эффективному выполнению упражнения, преодолевая развивающееся утомление. Уровень развития этого качества обусловливается энергетическим потенциалом организма спортсмена и его соответствием требованиям конкретного вида спорта, эффективностью техники и тактики, психическими возможностями спортсмена, которые обеспечивают не только высокий уровень мышечной активности в тренировочной и соревновательной деятельности, но и отдаление, и противодействие процессу развития утомления и др. (Фатьянов, 2007).
В литературе встречаются характеристики многих форм проявления выносливости. Например, выделяют выносливость статическую и динамическую, скоростную и силовую, локальную, региональную и глобальную, сердечно-сосудистую (кардиоваскулярную) и мышечную, общую и специальную, эмоциональную и психическую, игровую, дистанционную, выносливость к проявлению взрывных усилий и т. д. (Челиковский, 1978).
В практических целях выносливость достаточно условно подразделяют на общую и специальную.
Общая выносливость понимается как способность спортсмена к эффективному и продолжительному выполнению работы умеренной интенсивности (аэробного характера), в которой участвует значительная часть мышечного аппарата. Однако такое определение, несмотря на то, что оно прочно утвердилось в специальной литературе и спортивной практике, нельзя признать достаточно точным. Оно в полной мере приемлемо лишь по отношению к тем видам спорта и отдельным спортивным дисциплинам, уровень достижений в которых во многом определяется аэробной производительностью — велосипедный спорт (шоссе), бег на длинные дистанции, лыжный спорт и т. д. Что же касается спринтерских дистанций в видах спорта циклического характера, скоростно-силовых и сложнокоординационных видов спорта, единоборств и спортивных игр, то по отношению к ним данное определение нуждается в уточнении и дополнении, так как в структуру общей выносливости представителей этих видов спорта входят прежде всего способности к длительной и эффективной работе скоростносилового, анаэробного, сложнокоординационного характера.
Общую выносливость следует определять как способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающую положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.
Специальная выносливость — это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, детерминированных требованиями соревновательной деятельности в конкретном виде спорта. Л.П. Матвеев (1977) предложил отличать «специальную тренировочную выносливость», которая выражается в показателях суммарного объема и интенсивности специфической работы, выполняемой в тренировочных занятиях, микроциклах и более крупных образованиях тренировочного процесса, от «специальной соревновательной выносливости», которая оценивается по работоспособности и эффективности двигательных действий, особенностям психических проявлений в условиях соревнований.
Специальная выносливость является очень сложным многокомпонентным качеством. Ее структура в каждом конкретном случае определяется спецификой вида спорта и его отдельной дисциплины. В зависимости от особенностей вида спорта специальная выносливость преимущественно может быть рассмотрена как локальная или глобальная, аэробная или анаэробная, статическая или динамическая, сенсорная или эмоциональная и т. д. Углубление рассмотрения факторов, определяющих конкретные проявления выносливости в том или ином виде спорта, неизбежно приводит к необходимости представить специальную выносливость с учетом путей и механизмов энергообеспечения, психических проявлений, вовлекаемых двигательных единиц, причин развития утомления и др. в органической взаимосвязи с технико-тактическими возможностями спортсменов. Лишь на этой основе удается обеспечить полноценное развитие этого качества применительно к специфическим требованиям того или иного вида спорта. В числе прочих факторов особое место принадлежит энергетическому обеспечению мышечной деятельности. В большинстве видов спорта именно возможности системы энергообеспечения и умение рационально их использовать при выполнении двигательных действий, составляющих содержание тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов, специализирующихся в том или ином виде спорта или его конкретной дисциплине, приобретают решающее значение для достижения высоких показателей выносливости спортсменов.
В этом плане весьма важны механизмы, обусловливающие способность к реализации имеющегося энергетического потенциала в конкретных условиях тренировочной и соревновательной деятельности. В их числе следует выделить:
— подвижность процессов энергообеспечения, которая определяет быстроту активизации системы энергообеспечения в соответствии с требованиями конкретной двигательной деятельности и вариативность;
— динамичность процессов энергообеспечения как реакцию на изменение интенсивности и характера работы, изменение функционального состояния спортсмена (врабатывание, утомление и др.);
— экономичность как способность экономно и рационально использовать энергию для достижения наивысших показателей работоспособности и эффективности двигательных действий;
— устойчивость как способность длительное время обеспечивать производство энергии на заданном уровне.
Скоростная выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ.
Скоростная выносливость в максимальной зоне обусловлена функциональными возможностями анаэробного креатинфосфатного энергетического источника. Предельная продолжительность работы не превышает 15 — 20 с. Для ее воспитания используют интервальный метод. Часто используют прохождение соревновательной дистанции с максимальной интенсивностью. В целях увеличения запаса прочности практикуют прохождение более длинной дистанции, чем соревновательная, но опять же с максимальной интенсивностью.
Скоростная выносливость в зоне субмаксимальных нагрузок в основном обеспечивается за счет анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения и часто аэробного, поэтому можно говорить, что работа совершается в аэробно-анаэробном режиме. Продолжительность работы не превышает 2,5 — 3 мин.
Силовая выносливость отражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности. Двигательная деятельность при этом может быть ациклической, циклической и смешанной.
Силовая выносливость проявляется в способности длительное время выполнять работу, связанную с большими физическими усилиями.
Выносливость к статическим усилиям характеризуется способностью длительно поддерживать умеренное мышечное напряжение (неподвижное усилие). Такого рода мышечная деятельность наблюдается при переноске грузов, при продолжительном сохранении неподвижного положения тела. Действия, требующие статических усилий, являются одним из наиболее утомительных видов работы.
Разносторонняя выносливость представляет собой способность длительное время совершать работу, для выполнения которой необходимо переключаться с одного вида и характера двигательной деятельности на другой, например, переключаться с работы максимальной интенсивности (быстрый бег) на силовую работу (переноска тяжести) или с работы, требующей общей выносливости, на работу, связанную со статическим напряжением (переползание). Таким образом, разносторонняя выносливость характеризуется способностью к совместному проявлению в работе всех видов выносливости.
Выносливость проявляется также в условиях, когда необходимо поддерживать достаточно высокий уровень работоспособности при многодневных значительных мышечных напряжениях.
Организм выносливого человека отличается высокой работоспособностью и характеризуется следующими тремя особенностями:
1) способностью работать с меньшей затратой энергии, т. е. более экономно;
2) способностью к более широкой мобилизации всех функций;
3) способностью продолжать работу даже при значительных отклонениях от нормального физиологического состояния организма.
Эти качества, присущие выносливому человеку, в практической работе выражаются в том, что выносливый человек тратит меньше усилий и энергии на ту же самую работу по сравнению с человеком маловыносливым. В случаях, когда необходимо совершить работу максимальной интенсивности, у выносливого человека с большей полнотой мобилизуются все физиологические функции. Например, при напряженной работе число ударов сердца у маловыносливого человека может доходить до 170 — 180 в минуту, количество крови, выбрасываемой сердцем в минуту (минутный объем крови), до 20 — 25 л, легочная вентиляция (количество воздуха, проходящее через легкие) повышается до 100 — 120 л в минуту. Соответствующие величины у выносливого человека оказываются более высокими. Число ударов сердца может доходить до 220 и выше, минутный объем крови до 30 — 35 л, а легочная вентиляция до 150 — 170 л в минуту.
1. Что такое выносливость? Какие виды выносливости существуют?
2. Что понимается под общей выносливостью? В чём её практическое значение?
3. Что такое специальная выносливость? Какова структура специальной выносливости в различных видах спорта?
Физиологические основы развития общей выносливости
Характеристика выносливости как физического качества. Физиологические основы и факторы проявления общей выносливости. Физиологические методики определения уровня развития общей выносливости. Основные методы развития общей выносливости спортсмена.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.12.2015 |
Размер файла | 37,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
по дисциплине «физиология спорта»
Физиологические основы развития общей выносливости
студент 316 группы
Глава 1. Физиологические механизмы развития общей выносливости
1.1 Характеристика выносливости как физического качества
1.2 Физиологические основы общей выносливости
1.3 Факторы проявления общей выносливости
1.4 Выводы по первой главе
Глава 2. Физиологические методики определения уровня развития общей выносливости
2.1 Методы развития выносливости
2.2 Методики и тесты для определения и оценки уровня развития выносливости
2.3 Выводы по второй главе
Список использованных источников
Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объёмом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями, которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.
· улучшить обмен веществ, нормализовать вес тела;
· укрепить нервную систему;
· продлить активную жизнь и добиться творческого долголетия.
Цель данной работы: исследовать на основе литературных источников проблему развития общей выносливости и определения уровня её развития.
Рассмотреть характеристики выносливости как физического качества;
Определить закономерности развития общей выносливости;
Определить физиологические методики определения уровня развития общей выносливости.
ГЛАВА 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
1.1 Характеристика выносливости как физического качества
К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость.
Существует 5 основных физических качеств: сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость.
Одним из основных физических качеств является выносливость.
Выносливость как двигательное качество, есть способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности. Это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определённого характера и интенсивности или стабильность техники правильного выполнения действия. Различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности. За счёт высокой мощности и устойчивости аэробных процессов быстрее восстанавливаются внутримышечные энергоресурсы и компенсируются неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма в процессе самой работы, обеспечивается переносимость высоких объёмов интенсивных силовых, скоростно-силовых физических нагрузок и координационно-сложных двигательных действий, ускоряется течение восстановительных процессов в периоды между тренировками.
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.
Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.
В зависимости от количества участвующих в работе мышц, различают также глобальную (при участии в ней более 3/4 мышц тела), региональную (если задействовано от 1/4 до 3/4 мышечной массы) и локальную (менее 1/4) выносливость.
1.2 Физиологические основы общей выносливости
Источником, способным генерировать биологическую энергию в человеческом организме, является аденозинтрифосфорная кислота.
Основными компонентами, необходимыми для ресинтеза АТФ, являются глюкоза и кислород. Для интенсификации биологических процессов требуются дополнительные многочисленные ферменты и гормоны, которые не могут заменить АТФ, но участвуют в ее ресинтезе. При распаде одной молекулы глюкозы ресинтезируется до 38 молекул АТФ, причем на долю аэробных реакций приходится до 36 из них. Это означает, что чем больше во время мышечной работы окисляется глюкозы, тем большее количество АТФ ресинтезируется и тем большую мощность может развить спортсмен, т.е. аэробные возможности спортсмена определяют уровень окислительных процессов глюкозы аэробным путем.
В дыхательной системе повышение эффективности достигается за счёт:
Увеличения диффузной способности лёгких, что обусловлено увеличением альвеолярной поверхности и объёма крови в лёгких, протекающей через расширяющуюся сеть капилляров;
Увеличения мощности и выносливости дыхательных мышц, что приводит к росту объёма вдыхаемого воздуха по отношению к функциональной остаточной ёмкости лёгких (остаточному объёму и резервному объёму выдоха).
Все эти изменения способствует также экономизации дыхания: большему поступлению кислорода в кровь при меньших величинах легочной вентиляции. Повышение возможности более выгодной работы за счёт аэробных источников позволяет спортсмену дольше не переходить к энергетически менее выгодному использованию анаэробных источников, т.е. повышает вентиляционный порог анаэробного обмена (ПАНО).
Под дыханием понимается совокупность процессов обеспечивающих обмен газов между окружающей средой и организмом, где последний получает кислород, идущий на реакцию окисления глюкозы в клетках с целью получения энергии. Также в процессе дыхания из организма удаляется углекислый газ.
Но при спокойном дыхании в легких остается значительно больше воздуха, чем остаточный объём. То количество воздуха, которое остается в легких после спокойного выдоха, называется функциональной остаточной ёмкостью (ФОЁ). Она состоит из остаточного объёма воздуха и резервного объёма выдоха.
То наибольшее количество воздуха, которое полностью заполняет легкие, называется общей ёмкостью легких (ОЁЛ). Она включает жизненную ёмкость легких и остаточный объём воздуха.
Соотношение между объёмами и ёмкостями легких хорошо видно на следующем рисунке.
Система тканевого дыхания с повышением тренированности организма существенно совершенствуется. Возрастает число капилляров на единицу поперечного сечения мышечной ткани, улучшается снабжение мышц кровью, кислородом и другими веществами, в каждом мышечном волокне увеличивается число митохондрий, возрастает биологическая активность многочисленных ферментов, катализирующих окислительные процессы.
Увеличение сердечного выброса (увеличение ударного объёма крови до 90 мл/уд);
Увеличение числа митохондрий в сердечной мышце (Митохондрии занимают около 25-30% объема миоцитов);
Увеличение числа капилляров (более 2000 на кубический миллиметр);
Увеличение количества миоглобина.
Систематические тренировки организма, направленные на развитие общей выносливости, способствуют увеличению гемоглобина и эритроцитов в крови, что повышает кислородную емкость крови. Кроме того, кровь тренированного человека, находящегося в хорошей спортивной форме, обеспечивает значительно более высокую сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям, ускоряет процессы восстановления после физических нагрузок.
В системе крови повышению общей выносливости способствуют:
Уменьшение содержания лактата в крови при работе, связанное с преобладанием в мышцах выносливых людей медленных волокон, использующих лактат как источник энергии и обусловленное увеличением ёмкости буферных систем крови, в частности, её щелочных резервов.
Повышение ПАНО (порога анаэробного обмена).
Несмотря на указанные адаптивные перестройки функций, в организме стайера происходят значительные нарушения гомеостаза (перегревание и переохлаждение, падение содержания глюкозы в крови и т.д.). способность спортсмена переносить весьма длительные нагрузки обеспечивается его способностью терпеть такие изменения.
В скелетных мышцах у спортсменов, специализирующихся в работе на выносливость, преобладают медленные мышечные волокна. Рабочая гипертрофия протекает по саркоплазматическому типу, т.е. за счёт роста объёма саркоплазмы. В ней накапливаются запасы гликогена, липидов, миоглобина, становится богаче капиллярная сеть, увеличивается число и размеры митохондрий. Мышечные волокна при длительной работе включаются посменно, восстанавливая свои ресурсы во время отдыха.
В центральной нервной системе работа на выносливость сопровождается формированием стабильных рабочих доминант, которые обладают высокой помехоустойчивостью, отдаляя развитие запредельного торможения в условиях монотонной работы. Особой способностью к длительным циклическим нагрузкам обладают спортсмены с сильной уравновешенной нервной системой и невысоким уровнем подвижности.
общий выносливость развитие
1.3 Факторы проявления общей выносливости
Биоэнергетические факторы включают объём энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем, обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные алактатные и анаэробные гликолитические реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объёмом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объёмом метаболических изменений в организме.
Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают большую часть энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.
Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счёт их небольшого объёма, или за счёт факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счёт минимума энергозатрат. При этом, чем выше квалификация спортсмена, тем выше экономичность работы.
Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.
Факторы генотипа (наследственности) и среды. Аэробная выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов. Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской организм при работе умеренной
мощности. Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У людей, занимающихся различными видами спорта, показатели различных видов выносливости значительно превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом.
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше 30 лет. Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.
Следует отметить, что развивать легче всего то качество, которое естественным ходом онтогенеза в данный период возрастного развития должно интенсивно совершенствоваться. Если не будет использован сенситивный период в развитии того или иного качества, наверстать упущенное не всегда возможно и, во всяком случае, гораздо труднее, чем использовать шанс, который дает природа. Есть и другой вывод. Если совсем не обращать внимание на развитие качеств, которые имеют под собой разные физиологические механизмы. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии выносливости и силы: чрезмерное увлечение силовой подготовкой в некоторые возрастные периоды может привести к снижению выносливости, а необоснованное преобладание упражнений на выносливость будет тормозить развитие силы.
1.4 Выводы по первой главе
Итак, обобщим всё вышесказанное. В первой главе мы выяснили, что такое физические качества. Дали определение выносливости, а так же узнали что такое общая выносливость и специальная выносливость. Мы назвали и подробным образом рассмотрели физиологические основы общей выносливости и выяснили, что главным критерием развития общей выносливости являются аэробные возможности организма человека. Кроме того, развитие общей выносливости предполагает глубокие перестройки практически во всех системах организма.
Мы назвали и подробно разобрали факторы проявления общей выносливости, и выяснили, что выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов. И наконец, мы определили сенситивный период развития общей выносливости.
ГЛАВА 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
2.1 Методы развития выносливости
Основными методами развития общей выносливости являются: метод непрерывного упражнения (равномерный и переменный); метод интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); метод круговой тренировки; игровой метод; соревновательный метод.
Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.
Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.
Повторный метод заключается в повторном выполнении упражнения с максимальной или заданной интенсивностью и произвольной продолжительностью интервалов отдыха до необходимой степени восстановления организма. Этот метод широко применяется во всех циклических видах спорта (бег, лыжи, коньки, плавание, гребля и т. д.), в некоторых скоростно-силовых видах и единоборствах для совершенствования специальной выносливости и её отдельных компонентов. Особенности применения этого метода определяются конкретной методикой тренировки в различных разделах физической подготовки и видов спорта.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6—10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз. Этот метод широко применяется в физической подготовке и спорте для развития различных видов выносливости.
Контрольный (соревновательный) метод состоит в однократном или повторном выполнении тестов для оценки выносливости. Интенсивность выполнения не всегда может быть максимальной, так как существуют и «непредельные» тесты. Уровень развития выносливости наиболее достоверно определяется по результатам участия в спортивных соревнованиях или контрольных проверках.
Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
2.2 Методики и тесты для определения и оценки уровня развития выносливости
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.
На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способ измерения выносливости.
При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.
Идея теста состоит в преодолении бегом или ходьбой максимально возможной дистанции за 12 минут работы. Выполняется тест на стадионе или на любой ровной и точно измеренной трассе. Перед началом теста необходимо сделать разминку. Старт может даваться индивидуально или для группы. После 12 минут работы дается команда к окончанию бега и определяется пройденная дистанция, величина которой служит мерой выполненной мышечной работы и характеризует аэробные возможности человека.
В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).
Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.
Выносливость конкретного спортсмена зависит от уровня развития у него других двигательных качеств (например, скоростных, силовых и т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показатели выносливости. При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качеств, а при относительных учитываются.
Относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.
Запас скорости определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.
Коэффициент выносливости =t:tk,
Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.
В качестве показателей выносливости используются и биомеханические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п. Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.
Тест оценки физической работоспособности PWC170
Все рассмотренные выше тесты требуют проявления максимальных физических возможностей испытуемых, поэтому их и определяют как максимальные тесты. Вместе с тем, в спортивной физиологии разработан универсальный лабораторный тест определения физической (аэробной) работоспособности без достижения максимальных значений физиологических показателей.
У испытуемого, в состоянии относительного покоя и в положении сидя, определяется для контроля исходная ЧСС, затем он в течение 5-ти минут выполняет первую нагрузку. В последние 30 секунд работы с помощью электрокардиографа, или за 10-15 секунд сразу после нагрузки, пальпаторно подсчитывается ЧCC1. После отдыха выполняется вторая, более высокая, нагрузка, и аналогичным путем подсчитывается ЧСС2. Величины ЧСС должны определяться как можно точнее. Показатель работоспособности рассчитывается по формуле (1):
Мощность первой (W1) и второй (W2) нагрузки при восхождении на ступеньки определяется по формуле:
n- число подъемов (восхождений на ступеньку) в минуту;
Полученные абсолютные значения физической работоспособности (в кг.м/мин) не учитывают особенностей физического развития людей. Известно, что уровень физической работоспособности зависит не только от тренированности, но и от таких факторов, как пол, возраст, размеры тела, наследственность, состояние здоровья и т. д. Поэтому для того, чтобы можно было сравнивать уровень физической работоспособности у людей не только различного возраста и пола, но и с различной массой тела, рассчитывают относительные величины PWCAF на 1 кг массы тела (в кг.м/мин кг). Для этого полученное по формуле (1) абсолютное значение показателя физической работоспособности необходимо разделить на значение показателя веса тела (в кг).
Определение показателя максимального потребления кислорода (МПК) по результатам теста PWC170
Показатель МПК характеризует наибольшее количество кислорода, потребляемое человеком в течение одной минуты, и является критерием аэробной мощности.
Жизненную ёмкость легких и составляющие её объёмы можно определить с помощью спирометра (метод спирометрии).
Спирометр состоит из металлического корпуса, двух резиновых мехов, двух шлангов, лентопротяжного механизма с пищиком и загубника. При вдохе и выдохе объём мехов изменяется, что и фиксируется пищиком на ленте.
Включить прибор в сеть. Обработать загубник спиртом. Предложить испытуемому взять в рот загубник, одев при этом зажим ему на нос. Включить прибор на скорости 50 мм/с. Записать спирограмму при спокойном дыхании. По истечении 30-40 секунд записи предложить испытуемому сделать очень глубокий вдох и глубокий выдох.
Для определения соответствия полученных в эксперименте величин установленным нормам используют специально разработанные формулы. Предложенные формулы учитывают корреляцию отдельных характеристик функций внешнего дыхания с такими показателями как пол, рост, масса тела, возраст.
Эти формулы отражают так называемые должностные величины. С ними и сравнивают полученные в эксперименте индивидуальные данные. Так, должностная величина ёмкости легких рассчитывается по формуле (фактическая ЖЁЛ рассчитывается по спирограмме):
Основные показатели внешнего дыхания (взрослый мужчина) составляют: ДО = 520 мл; РОвд = 2040 мл; РО выд = 1240 мл; Евд = 2560 мл; ЖЁЛ = 3800 мл.
Показатели внешнего дыхания претерпевают изменения в процессе роста и развития организма. Наиболее широко используемым показателем внешнего дыхания у детей является жизненная ёмкость легких, которая зависит от пола, возраста, массы и длинны тела.
Определение минутного объёма крови (МОК)
Наиболее точный способ определения минутного объема кровотока у человека предложен Фиком (1870). Он состоит в косвенном вычислении МОК, которое производят, зная разницу между содержанием кислорода в артериальной и венозной крови, объем кислорода, потребляемого человеком в минуту. Допустим, что в 1 мин через легкие в кровь поступило 400 мл кислорода и количество кислорода в артериальной крови на 8 об.% больше, чем в венозной. Это означает, что каждые 100 мл крови поглощают в легких 8 мл кислорода; следовательно, чтобы усвоить все количество кислорода, который поступил через легкие в кровь за минуту (в нашем примере 400 мл), необходимо, чтобы через легкие прошло 100Ч400/8=5000 мл крови. Это количество крови и составляет МОК, который в данном случае равен 5000 мл.
При использовании метода Фика необходимо брать смешанную венозную кровь из правой половины сердца. Венозную кровь у человека берут из правой половины сердца при помощи катетера, вводимого в правое предсердие через плечевую вену. Метод Фика, являясь наиболее точным, не получил широкого распространения в практике из-за технической сложности и трудоемкости (необходимость катетеризации сердца, пунктирование артерии, определение газообмена).
2.3 Выводы по второй главе
Итак, сделаем выводы. Во второй главы мы перечислили и разобрали методы развития общей выносливости. Основными методами развития общей выносливости являются: метод непрерывного упражнения (равномерный и переменный); метод интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); метод круговой тренировки; игровой метод; соревновательный метод.
Эти тесты позволяют определить максимальное потребление кислорода, частоту сердечных сокращений и порог анаэробного обмена.
Эти методики являются наиболее информативными и широко применяемыми в физическом воспитании и спорте.
Итак, подведём итог исследованию. В данной работе была достигнута следующая цель: на основе литературных источников мы рассмотрели проблему развития общей выносливости и методик определения уровня общей выносливости.
По ходу работы мы рассмотрели выносливость как физическое качество, определили закономерности её развития и определили наиболее эффективные и информативные методики определения развития общей выносливости.
Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.
Существуют различные методы для развития выносливости: равномерный, переменный, интервальный, повторный, метод круговой тренировки, контрольный (соревновательный) и игровой.
В практике физического воспитания средствами для развития выносливости применяются самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера (например, продолжительный бег, бег по пересеченной местности, бег на коньках, передвижение на лыжах и др.).
При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами: интенсивность упражнения, продолжительностью упражнения (может быть от нескольких секунд до нескольких часов), число повторений, продолжительность интервалов отдыха (в зависимости от объема и интенсивности нагрузки), характер отдыха (недовосстановление).
Занимаясь спортивной деятельностью или просто оказывая какие либо физические нагрузки, человек получает двойной тренирующий эффект: повышает устойчивость к кислородному голоданию и увеличивает мощность систем и органов организма. Воздействуя, в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияем на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин: то, как мы применяем нагрузку и уровня физической подготовленности организма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Физическая культура / Под ред. Конеевой Е.В.-Ростов н-Д.: Феникс, 2006.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Характеристика выносливости как физического качества. Возрастные особенности физического развития юных спортсменов 13-14 лет. Средства развития общей и специальной выносливости спортсменов. Методы воспитания выносливости на занятиях по легкой атлетике.
дипломная работа [93,8 K], добавлен 16.09.2013
Спортивное ориентирование как вид спорта, сущность и типы выносливости. Средства и методы тренировки ориентировщиков в подготовительном периоде. Экспериментальная диагностика уровня развития общей выносливости, а также анализ полученных результатов.
курсовая работа [77,5 K], добавлен 08.01.2014
Характеристика выносливости как физического качества. Особенности методики развития выносливости в различных видах спорта на примере рукопашного боя и игры в хоккей. Примеры контрольных упражнений для определения и оценки уровня развития выносливости.
курсовая работа [65,9 K], добавлен 14.01.2011
Рассмотрены различные взгляды на определение выносливости, виды выносливости, методы определения выносливости и некоторые методики по воспитанию выносливости. Ее роль в оптимизации жизнедеятельности, предпосылка развития других физических качеств.
контрольная работа [43,8 K], добавлен 08.04.2019
Понятие, задачи и средства воспитания общей выносливости. Воспитание выносливости путём воздействия на анаэробные возможности человека: совершенствование гликолитического и фосфоркреатинового механизмов. Методы определения уровня развития выносливости.
реферат [37,1 K], добавлен 26.04.2008