какие формы поведения можно отнести к приобретенным
Вопрос 1. Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие — к приобретенным?
Врожденные формы поведения — безусловные рефлексы, рефлексы, которые передаются по наследству и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание (защитный безусловный рефлекс), рефлекс «что такое?» (ориентировочный безусловный рефлекс). Более сложные формы врожденного поведения — инстинкты — цепочки врожденных рефлексов. ‘ Приобретенные формы поведения — реакции каждого человека, с помощью которых его организм приспосабливается к меняющимся воздействиям среды. Такой элементарной реакцией является условный рефлекс. Устойчивая цепочка условных рефлексов образует динамический стереотип. Более сложная форма приобретенного поведения — рассудочная деятельность.
Вопрос 2. Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?
Безусловные рефлексы, которые человек унаследовал от обезьяноподобных предков, это рефлексы, способствующие удовлетворению основных потребностей, т. е. продолжение жизни, а также пищевой, защитный, ориентировочный рефлексы.
Вопрос 3. Что такое инстинкт?
Инстинкт (от лат. instinctus — побуждение) — совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения.
Вопрос 4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?
Новорожденные животные в момент созревания анализаторов фиксируют в памяти образы, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты. Это свойство называется запечатлением. Им и объясняется, почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята. После того как утята вылупились из яйца, у них сформировался зрительный анализатор и возник рефлекс следования. Они запечатлели первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним.
Врождённые и приобретённые формы поведения
Урок 59. Биология 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Врождённые и приобретённые формы поведения»
Поведение человека – это совокупность целенаправленных действий, которые определяются биологическими потребностями и социальными мотивами.
Сочетание биологических и социальных потребностей придаёт его поведению уникальные черты, которые позволяют противопоставить человека всему остальному животному миру.
Возникновение любой потребности связано с появлением в структурах центральной нервной системы очага возбуждения. В случае устойчивого возбуждения этот очаг становится доминантным и определяет дальнейшее поведение человека.
Человек не задумывается, как ему проглотить кусочек банана и не ставит себе задачу выделить после этого желудочный сок. Также все вы сегодня не задумываетесь над таблицей умножения или над тем, на какой сигнал светофора переходить дорогу. Но сразу поле рождения никто из нас не был знаком ни с Пифагором, ни с правилами дорожного движения.
Люди рождаются с определённым, уже готовым набором поведенческих актов – безусловных рефлексов. Они представляют собой видовые, стереотипные реакции организма на действие различных (внутренних и внешних) раздражителей. Эти реакции играют важную роль в поведении, обеспечивают поддержание условий для нормальной жизнедеятельности, а также лежат в основе непроизвольных движений.
Все безусловные рефлексы можно разделить на группы. Это пищевые, такие, как жевание, сосание, глотание, слюноотделение, выделение желудочного сока и защитные. Из которых можно выделить отдёргивание руки от горячего предмета, кашель и чихание.
Но для полноценной жизни одних безусловных рефлексов нам недостаточно. Хотя для поддержания жизнедеятельности в каких-либо идеальных комфортных условиях их вполне хватит.
У человека, как и у всех животных с определённым уровнем нервной системы в процессе индивидуального развития, то есть в течении всей жизни формируются новые, более сложные приспособительные поведенческие реакции – условные рефлексы. Как следует из названия для их образования нужны определённые условия. Условные рефлексы строго индивидуальны и отличаются даже у близнецов.
Биосоциальное значение условных рефлексов выражается в своевременном уходе от опасности, ориентировании в пространстве и времени, то есть элементарной адаптации организма к воздействию окружающей среды.
Какие различают условные рефлексы, каково их значение – давно известно науке. А вот механизм их образования до сих пор доподлинно не выяснен.
Согласно представлениям выдающегося русского физиолога Ивана Петровича Павлова, образование условного рефлекса связано с установлением временной связи между разными группами нервных клеток, либо нервными центрами коры больших полушарий головного мозга. В последнее время выявлено, что в образовании временной связи участвуют подкорковые структуры.
В случае предъявления условного, а после сразу безусловного раздражителя на уровне коры больших полушарий возбуждаются сразу два нервных центра. Считают, что доминантный очаг возбуждения, который возникает в центре безусловного рефлекса, как магнит якобы притягивает к себе возбуждение из центра условного раздражителя. В результате между ними возникает функциональная временная связь.
После многократных предъявлений условного и безусловного раздражителей она становится настолько устойчивой, что потом даже один условный раздражитель, действующий изолированно, способен вызвать возбуждение в обоих нервных центрах.
Чтобы выработать условный рефлекс, необходимо подкреплять условный раздражитель безусловным. То есть таким, который вызывает безусловный рефлекс.
Базой условного рефлекса являются нейроны коры и подкорковых образований головного мозга. Выявлена возможность разных уровней замыкания рефлекторной связи. Кора – кора, кора – подкорка и подкорка – подкорка. При этом роль коры является доминирующей.
Выработка условного рефлекса происходит поэтапно.
Первоначальный этап характеризуется тем, что рефлекс возникает не только в ответ на предъявление того условного раздражителя, на который он выработался, но и других раздражителей, схожих по физическим параметрам.
На следующем этапе, в процессе закрепления условного рефлекса, реакцию в ответ вызывает только тот раздражитель, который использовался в качестве условного.
Обладая огромным количеством условных рефлексов, человек не проявляет их все в каждый момент времени, несмотря на то, что находится под воздействием раздражителей, способных их вызывать. Это происходит потому, что условные рефлексы могут тормозиться.
Если мы перестанем употреблять в пищу любимое блюдо, только от вида которого у нас текли слюнки, то через некоторое время оно перестанет вызывать такую реакцию. Условный рефлекс затормозиться. И это будет внутренним торможением. Так как процесс произошёл внутри самого рефлекса.
Существует и внешнее торможение. Оно вызывается неожиданным побочным воздействием и всегда начинается с ориентировочной реакции «Что такое?»
В основе этого торможения лежит возникновение в коре больших полушарий нового временно доминантного очага возбуждения, который вызывает понижение возбуждения всех других активных до этого момента участков коры. В результате имеющаяся условнорефлекторная реакция ослабевает, либо исчезает совсем.
Ведя разговор о психической деятельности, нельзя не обратиться к истории её изучения. Начало было положено французским учёным Рене Декартом. Фундаментальным открытием которого стало его суждение об организме как работающем механизме.
При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».
В дальнейшем природу психических явлений объяснил русский учёный и мыслитель-материалист Иван Михайлович Сеченов. В его работе «Рефлексы головного мозга», которая стала классической, объяснена универсальность принципа рефлекторной деятельности. Он экспериментально доказал, что работа головного мозга носит такой же рефлекторный характер, как и работа любого другого органа.
Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, под которой он понимал деятельность коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых центров, что обеспечивает наиболее доскональную приспособленность животных и человека к окружающей среде.
Для людей внешний мир – это не только биологическое окружение, а мир явлений и предметов, созданных в ходе их общественной истории. Именно внешний мир, с которым взаимодействует человек, определяет содержание его психики.
А под психикой понимают функции головного мозга, которые отражают явления внешнего и внутреннего мира человека. Психика находится в тесном единстве с различными процессами, которые происходят в организме. Она характеризуется активностью, целостностью, развитием, саморегуляцией, адаптацией, изменчивостью. Через психические процессы осуществляется познание окружающего мира, освоение знаний и навыков, обучение. На этой основе формируется индивидуальное поведение человека.
Практически все виды деятельности так или иначе связаны с психикой. Основой, для которой является кора больших полушарий головного мозга толщиной всего несколько миллиметров…
Поведение человека делят на две группы взаимосвязанных форм: врождённые и приобретённые.
К врождённым относятся безусловные рефлексы, о которых мы уже поговорили, инстинкты и запечатление.
Инстинкты – это сложная форма врождённого поведения, которая включает в себя цепочку последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов.
«Instinctu” в переводе с латинского означает “побуждение”. Примером инстинкта может служить первый вдох новорождённого ребёнка.
Когда в результате разрыва с материнским организмом, в ответ на накопление углекислого газа в крови дыхательный центр побуждает расширяться грудную клетку. Такой инстинкт считается положительным, так как вызывает активные действия. Но существуют и отрицательные, которые прекращают какое-либо действие. Вспомните, как мы замираем от неожиданного прикосновения.
Запечатление, или импритинг – это врождённая способность к запоминанию всей поступающей к нам информации в определёный период жизни.
Запечатление было открыто лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине Конрадом Лоренцом.
Показывая только вылупившимся утятам самые разные предметы, исследователь наблюдал, как они следовали за ними, как за матерью-уткой.
К приобретённым формам поведения можно отнести условные рефлексы и рассудочную деятельность.
Условные рефлексы мы с вами разобрали, а рассудочная деятельность – это то, что отличает поведение человека от животных. Хотя в той или иной мере животные способны принимать правильные решения в новых для них ситуациях. В которые они не попадали и условные рефлексы не могли быть выработаны. Самыми рассудительными представителями дикой фауны считаются некоторые обезьяны и дельфины.
Вопрос 1. Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие — к приобретенным?
Врожденные формы поведения — безусловные рефлексы, рефлексы, которые передаются по наследству и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание (защитный безусловный рефлекс), рефлекс «что такое?» (ориентировочный безусловный рефлекс). Более сложные формы врожденного поведения — инстинкты — цепочки врожденных рефлексов. ‘ Приобретенные формы поведения — реакции каждого человека, с помощью которых его организм приспосабливается к меняющимся воздействиям среды. Такой элементарной реакцией является условный рефлекс. Устойчивая цепочка условных рефлексов образует динамический стереотип. Более сложная форма приобретенного поведения — рассудочная деятельность.
Вопрос 2. Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?
Безусловные рефлексы, которые человек унаследовал от обезьяноподобных предков, это рефлексы, способствующие удовлетворению основных потребностей, т. е. продолжение жизни, а также пищевой, защитный, ориентировочный рефлексы.
Вопрос 3. Что такое инстинкт?
Инстинкт (от лат. instinctus — побуждение) — совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения.
Вопрос 4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?
Новорожденные животные в момент созревания анализаторов фиксируют в памяти образы, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты. Это свойство называется запечатлением. Им и объясняется, почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята. После того как утята вылупились из яйца, у них сформировался зрительный анализатор и возник рефлекс следования. Они запечатлели первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним.
ТЕМА 4. ПРИОБРЕТЕННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ
Теоретические сведения
Приобретенное поведение – это формирование в течение индивидуальной жизни навыков, приспособительных реакций организма на воздействие внешней среды. К приобретенным формам поведения относятся: условные рефлексы, динамический стереотип, запечатление, навыки, привычки, рассудочная деятельность.
В реальном поведении врожденные и приобретенные его формы не существуют изолированно, их совместная деятельность реализуется в едином поведенческом акте.
Условный рефлекс– это приспособительная деятельность, осуществляемая высшими отделами ЦНС путем образования временных связей между сигнальным раздражителем и регистрируемой реакцией, вызванной безусловным раздражителем.
Физиологическую основу условного рефлекса составляет процесс «замыкания» (И. П. Павлов) временной связи.
Временная (условная) связь – это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений мозга, возникающих в процессе сочетания условного и безусловного раздражителей и формирующих определенные взаимоотношения между различными мозговыми образованиями. Механизм памяти фиксирует эти взаимоотношения, обеспечивая их удержание и воспроизведение.
Общими для всех условных рефлексов являются следующие признаки:
— приобретаются в течение жизни, отражают индивидуальные особенности организма;
— образуются, изменяются и отменяются, когда становятся неадекватными условиям жизни;
— реализуются по функционально-организующимся временным (замыкательным) связям;
— для своего образования и реализации требуют целостности коры большого мозга, особенно у высших млекопитающих животных;
— условные рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разнообразные раздражители;
— приспосабливают организм к действию стимула, которое еще предстоит испытать, т.е. имеют сигнальное (предупредительное) значение.
Для образования условных рефлексов необходимо:
— наличие двух раздражителей: индифферентного (безразличного), который хотят сделать условным, и безусловного, вызывающего какую-либо деятельность организма;
— индифферентный раздражитель (свет, звук и т.п.) должен предшествовать безусловному;
— безусловный раздражитель должен быть сильнее условного;
— отсутствие отвлекающих посторонних раздражителей;
— адекватное состояние коры.
Условные рефлексы классифицируются по нескольким критериям: по биологическому значению (пищевые, защитные, половые); по виду рецепторов, с которых идет выработка (экстерорецептивные, интерорецептивные, проприорецептивные); в зависимости от отдела нервной системы (соматические и вегетативные); по анализатору, воспринимающему условный раздражитель (зрительные, слуховые, и тд.); по характеру условного раздражителя (натуральные и искусственные), по сложности (простые, комплексные, цепные, инструментальные); по методу выработки (короткооставленные, длительнооставленные, запаздывательные, следовые, совпадающие); по выработке условного рефлекса на базе другого условного рефлекса (рефлексы 1 порядка, рефлексы 2 порядка, рефлексы 3 порядка); в зависимости от сигнальной системы (условные рефлексы на основе 1 сигнальной системы и на основе 2 сигнальной системы).
Условные рефлексы, как и безусловные, подчиняются закону силы: с увеличением силы стимула ответная реакция возрастает.
Биологическое значение условных рефлексов состоит в их предупредительной, сигнальной роли. Они имеют для организма приспособительное значение, готовя организм к будущей полезной поведенческой деятельности и помогая ему избежать вредных воздействий, тонко и эффективно адаптироваться к окружающей природной и социальной среде.
Известно два вида торможения условных рефлексов: врожденное (безусловное) и приобретенное (условное), каждый из которых имеет собственные варианты.
Врожденное (безусловное) торможение подразделяется на внешнее торможение и запредельное.
Внешнее торможение – торможение, которое проявляется в ослаблении или прекращении наличного (протекающего в данный момент) условного рефлекса при действии какого-либо постороннего раздражителя.
Гаснущий тормоз – это посторонний сигнал, который с повторением его действия теряет свое тормозящее влияние, т.к. не имеет существенного значения для организма.
Постоянный тормоз – дополнительный раздражитель, который с повторением не теряет своего тормозящего действия.
Запредельное торможение возникает при действии чрезвычайно сильного условного сигнала.
Приобретенное (условное) торможение условных рефлексов (внутреннее) требует своей выработки, как и сам рефлекс.
Угасательное торможение возникает при повторном применении условного сигнала и неподкреплении его.
Запаздывательное торможение возникает при отставлении подкрепления на 1-3 мин. относительно начала действия условного сигнала.
Дифференцировочное торможениевырабатывается при дополнительном включении раздражителя, близкого по свойствам к условному, и неподкреплении его.
Условный тормоз возникает при добавлении к условному сигналу другого раздражителя и неподкреплении этой комбинации.
Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если такая система часто повторяется, то это ведет к образованию системности, или динамического стереотипа,в деятельности нейронов коры больших полушарий головного мозга.
Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамические стереотипы являются следствием сложной системной реакции организма на сложную систему положительных (подкрепляемых) и отрицательных (неподкрепляемых, или тормозных) условных и безусловных раздражителей.
Выработка стереотипа – это пример сложной аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения деятельности нейронов, многие действия при этом становятся автоматическими. Динамические стереотипы являются основой образования привычек, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков.
Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу поведения человека. Стереотипы трудно поддаются переделке, однако незначительные изменения, вызванные изменениями окружающих условий, возможны.
Жизнедеятельность организмов в постоянно меняющейся внешней среде включает широкий спектр индивидуальных поведенческих адаптаций. Генетически детерминированные формы поведения, отражающие накопленный в генофонде видовой опыт предшествующих поколений, оказываются недостаточными, чтобы обеспечить активное существование особи в изменчивой окружающей среде. Чем меньше выражен диапазон колебаний факторов окружающей среды, тем в большей степени поведение животных может опираться на опыт предшествующих поколений, «записанный» в его генотипе. И наоборот, чем больше изменчивость окружающей действительности, тем меньше прагматическая ценность видового опыта, тем в большей мере возрастает необходимость в приобретении собственного, индивидуального опыта.
Индивидуальный опыт приобретается различными путями, в основе которых лежит общая способность живых организмов к обучению, что возможно благодаря важнейшему свойству организма сохранять на какой-то срок элементы обучения, то есть свойству памяти.
Под обучением рассматривают процесс, состоящий в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта. Этот процесс может быть оценен только по результатам поведения, т.е. по тем поведенческим актам, которые животные запомнили в результате обучения.
Существует несколько классификаций форм обучения. В основу данной классификации положены филогенетическая и онтогенетическая динамика развития живого организма.
Неассоциативное, или облигатное, обучение. Молодые организмы обеспечены достаточно стабильным набором внешних стимулов, оперировать которыми им приходится на самых ранних этапах самостоятельного существования. Обучение в этот период носит неассоциативный, облигатный характер, который в значительной степени обусловлен набором средовых факторов и не требует непременного совпадения (ассоциации) внешних сигналов с той или иной целостной деятельностью организма, т.е. является стимулзависимым. К данной форме обучения относят суммационный рефлекс, привыкание, запечатление (импринтинг), подражание (имитация).
Ассоциативное, или факультативное, обучение. На более поздних этапах онтогенеза по мере созревания организма поведение все в большей мере приобретает активный характер. Значительно расширяется спектр внешних факторов, которые могут приобретать то или иное сигнальное значение в зависимости от ассоциации их с целостной биологической реакцией. Поэтому на данном этапе актуальным становится ассоциативное, или факультативное, обучение. От относительно пассивного восприятия среды организм переходит к активному процессу формирования собственной среды путем извлечения для себя ее функциональных составляющих, значимых для выполнения тех или иных актов поведения. Обучение в этот период определяется результативностью контакта организма со средой, т.е. носит эффект-зависимый характер. К ассоциативному обучению относят классический условный рефлекс и инструментальный условный рефлекс (включая обучение по типу проб и ошибок).
Когнитивное обучение. Высшие формы обучения, которые в литературе получили название когнитивное обучение, свойственны в большей степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой. Эти формы обучения опираются на свойство ЦНС формировать функциональную структуру окружающей среды в концептуальном плане, т.е. формировать целостный образ окружающей среды. Все формы когнитивного обучения основаны на извлечении закономерностей и связей, существующих между отдельными компонентами внешней среды, но базируются они на первых двух формах обучения, т.е. на неассоциативном и ассоциативном. К когнитивным формам обучения относят образную (психонервную) деятельность, элементарную рассудочную деятельность и вероятностное прогнозирование.
Ход занятия
Устно раскройте темы занятия:
1. Приобретенные формы поведения: классификация, значение.
2. Условные рефлексы: понятие, значение.
3. Правила выработки условных рефлексов.
4. Классификация условных рефлексов.
5. Физиологические механизмы образования условных рефлексов.
6. Торможение условных рефлексов.
7. Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Динами-ческий стереотип.
Просмотрите презентацию «Условные рефлексы».
Выполните предложенные лабораторные работы.