какие формы силы принято выделять в атлетической гимнастике
Атлетическая гимнастика как форма и средство силовой подготовки
Атлетическая гимнастика – это система физических упражнений, в том числе со штангой, гантелями, гирями и различными блочными устройствами, направленная на гармоничное развитие мышечных групп человека [1].
Популярность и доступность атлетической гимнастики связана с широким выбором комплексов упражнений, средств отягощения, c возможностью точной дозировки величины отягощения, объема и интенсивности силовой нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями телосложения, уровнем физического развития и функциональными возможностями организма [2].
На основании многолетнего опыта занятий атлетической гимнастикой упражнения для развития мускулатуры были объединены в тренировочные комплексы, воздействующие равномерно и глубоко на все мышечные группы.
Специалисты из различных стран мира пришли к согласию в определении объема нагрузки, количества повторений упражнений и веса поднимаемых отягощений для совершенствования мускулатуры и развития силы. Чтобы охватить все группы мышц человека? упражнения выполняются стоя? сидя? лежа в горизонтальной и наклонной плоскости? в висе и в других положениях тела, что позволяет целенаправленно воздействовать и формировать определенные пропорции мышц тела человека, а также избегать отрицательного влияния чрезмерных нагрузок. Методика тренировки в этом виде спорта постоянно совершенствуется.
Атлетическая гимнастика всесторонне развивает человека, способствует достижению успеха в других видах спорта и человеческой деятельности? вырабатывает уверенность в своих силах? психологическую устойчивость к различным отрицательным воздействиям внешней среды [3].
В настоящее время атлетическая гимнастика получила широкое распространение среди молодежи.
Основной предпосылкой разработки методики базовой силовой подготовки учащейся молодежи послужили сведения о специфичности силы мышц, являющиеся важнейшим фактором всестороннего физического развития человека.
Сила – основополагающее физическое качество человека. Ее можно развивать с использованием различных средств. Но, как показали многочисленные исследования, наиболее эффективно она поддается тренировке, когда применяются отягощения, причем отягощения дозированные, т.е. учитывающие физические возможности того или иного человека.
На протяжении многих десятилетий занятия с тяжестями считались прерогативой только взрослых атлетов, достигших определенной зрелости в развитии костно-двигательного аппарата и функциональных систем. Но отечественные специалисты и ученые уже давно заметили, что молодые атлеты юношеского возраста проявляли более высокие скоростно-силовые качества, координацию и ловкость при выполнении тяжелоатлетических упражнений и на соревнованиях в этих движениях часто не уступали своим более сильным и зрелым соперникам.
Любой двигательный акт человека сопряжен с проявлением различных физических качеств. Чтобы атлету поднять отягощение даже среднего веса, ему необходимо в полной мере показать свои способности в ловкости, координации, гибкости и др. Следовательно, развивать силу невозможно без попутного развития практически всех физических качеств человека.
На этой основе стало возможным углубить и расширить методологию силовой подготовки учащихся, а также конкретизировать систему многолетней тренировки подростков 16-18 лет в силовых видах спорта. Упражнения с отягощениями, особенно со значительным весом или при большом напряжении, оказывают специфическое биологическое воздействие на организм. В связи с особенностью этого воздействия до сего времени еще продолжается дискуссия о том, с какого возраста можно поступать к занятиям с применением отягощения.
Проведенное под руководством профессора А.И. Кораченкова в 1958 году исследование тяжелоатлетов 14-15-16 лет показали, что они превосходят по физическому развитию даже юношей-пловцов. Согласно диссертационным работам Б.Е. Подскоцкого (1963г.), В.Н.Михневича (1967г.), Т.А. Енилиной (1967г.), упражнения с отягощениями, нагрузка в которых адекватна возможностям организма, благоприятно влияют на формирование телосложения, улучшают дееспособность органов и систем молодого организм.
Выполнение любого движения человека обусловлено работой мышц. Величину развиваемого при этом усилия принято называть силой мышц.
Мышечная сила как характеристика физических возможностей человека – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений [4].
С точки зрения биологии мышечная сила зависит от развиваемых и не развиваемых факторов
Существует много факторов влияющих на развитие силы. Один из наиболее влиятельных факторов – тип мышечного волокна. Человек имеет два основных типа мышечных волокон: медленные мышечные волокна и быстрые мышечные волокна[5].
Медленные мышечные волокна наиболее приспособлены для выполнения длительной аэробной работы. Они способны совершать усилия малой мощности в течение длительного промежутка времени. Быстрые мышечные волокна в большей степени приспособлены для выполнения работы анаэробного характера. Они развивают кратковременные усилия большой мощности. Наибольшее применение быстрые мышечные волокна находят в таких видах спорта как тяжелая атлетика, борьба, метания и пр. И хотя оба типа мышечных волокон положительно отвечают на тренировочные нагрузки, направленные на развитие силы, быстрые мышечные волокна в большей степени увеличивают свой размер и силу сокращения[5].
Другой фактор, влияющий на развитие силы – возраст. Показано, что люди всех возрастов могут увеличивать массу и силу мышц в результате тренировочных программ, направленных на развитие силы. Однако наибольшие результаты достигаются при тренировках в возрасте от 10 до 20 лет. После достижения физиологической зрелости, развитие мышечной массы приостанавливается.
Пол не влияет на соотношение типов мышечных волокон, но зато сильно влияет на количество мышечной ткани. Хотя мужская и женская мышечная ткань не имеет различий, мужчины имеют большее количество мышечной ткани, чем женщины. Разница в количестве образуется за счет присутствия у мужчин мужского полового гормона – тестостерона. Именно поэтому большинство мужчин имеет более хорошо развитую мышечную систему, чем женщины.
Другой фактор, влияющий на развитие мышечного усилия – длина плеча. Люди с короткими костями имеют возможность справляться с большими весами. Точно так же различия в развитии силы могут возникать из-за разницы в длине мышцы. Некоторые люди имеют длинные мышцы, а некоторые люди имеют короткие мышцы. Люди с относительно длинными мышцами имеют больший потенциал для развития мышечного усилия, чем люди с относительно короткими мышцами. Все эти факторы воздействуют на нашу способность развивать мышечную систему при тренировках. Однако надо иметь в виду еще один важный фактор, влияющий на развитие силы: силовые упражнения должны выполняться в медленном темпе и до утомления мышцы. Помимо хорошей методики занятий, необходимо также давать мышцам полностью восстанавливаться к очередной тренировки. Перетренированность – обычная ошибка большинства людей. Другая распространенная ошибка – выполнение одной и той же программы тренировок уже после того, как вы достигли плато в развитии силы. Для достижения новых результатов необходимо сменять тренировочную программу после того, как старая программа тренировок перестает приносить свои результаты. Генетическая предрасположенность конечно сильно влияет на потенциальные возможности в деле развития мышечной системы. Но все же определяющим будет то, как вы относитесь к тренировкам, как соблюдаете правила построения тренировочных занятий, сколько отдыхаете и какой образ жизни ведете. Это и будет определять реализацию потенциальных возможностей.
Закономерности тренировки в атлетической гимнастике
Поскольку атлетическая гимнастика базируется на методике силовой тренировки, следует знать ее основные положения.
1. Сила рассматривается как результат работы или взаимодействия двигательного аппарата человека с окружающей средой и поэтому может служить количественным выражением данной работы. Сила может рассматриваться как «источник движения», физиологический механизм которого позволяет совершать работу разного характера. Поэтому развитие силы — это, прежде всего, функциональное совершенствование ведущих систем организма. Одним из показателей мышечной силы являются их объем и масса. Гипертрофия мышц обеспечивается двумя основными механизмами: а) совершенствованием процесса управления мышечной активностью, ростом числа миофибрилл в мышечных волокнах, плотностью их укладки, а также увеличением массы митохондрий, запасом гликогена и других органелл;
б) ускорением синтеза белка в клетках за счет запаса аминокислот, повышением концентрации анаболических гормонов в крови, свободного креатина в мышечных волокнах и др.
В атлетической гимнастике принято выделять несколько форм проявления силы: максимальную произвольную силу, взрывную силу и силовую выносливость. Наиболее значимыми в атлетической гимнастике признаны мышечная масса и способность к длительному усилию — на развитие которых и направлены упражнения.
2. Методика атлетической гимнастики и выбор режимов силовой тренировки определяются следующими закономерностями:
а) одиночные или повторные воздействия на организм занимающегося определяют характер следовых процессов, т. е. эффект того или иного упражнения зависит от соответствующего подкрепления за счет повторения упражнения, сохраняющего следы предыдущего выполнения;
б) возможная адаптация (привыкание) к повторяющемуся воздействию рассматривается как нежелательное явление; поэтому необходимо своевременное периодическое изменение условия и характера упражнения и повышение уровня требований;
в) пороговые величины по напряженности и продолжительности воздействий требуют выбора максимальных и минимальных границ нагрузки. В целом в атлетической гимнастике направленность и нагрузочность упражнений определяются посредством взаимосочетаний основных характеристик их, выраженных спецификой действий, количеством повторений действий в одном подходе, количеством подходов и суммой в них действий, длительностью и характером отдыха и его соотношением с характеристиками работы.
В зависимости от конкретной задачи силовой тренировки и индивидуальных особенностей «формула упражнения» меняется:
Наиболее типичными методами в силовой тренировке атлетической гимнастики признаны:
Некоторые специалисты считают, что использование метода повторных максимальных усилий помимо увеличения силы приводит и к росту мышечной массы. Поэтому рекомендуют в качестве оптимального варианта режим с 5—6 повторными максимумами — для увеличения силы, и с 6—12 — для наращивания мышечной массы.
В силовой тренировке атлетической гимнастики предпочтение обычно отдается упражнениям, выполняемым в преодолевающем режиме и с условием, что каждое последнее повторение вызывает предельное напряжение. Упражнения в статическом режиме и в уступающем — также имеют место и повышают эффективность силовой тренировки.
Гимнастика
Бодибилдинг, культуризм, пауэрлифтинг, армрестлинг — виды атлетической гимнастики
Атлетическая гимнастика — силовой вид спорта, который имеет несколько видов, один из которых существует под более известным названием бодибилдинг. Атлетическая гимнастика – это комплекс упражнений для развития силы, ловкости и гибкости, хотя, конечно, на первом месте в этом виде спорта — сила. Заниматься атлетической гимнастикой могут мужчины и женщины разных возрастов, имеющих любой уровень физической подготовки. Единственное условие – отсутствие заболеваний сердечно-сосудистой системы. Этот вид спорта следует рассматривать, как неотъемлемое составляющее физической культуры и возможность восстановления организма после болезни или после длительного периода малоподвижности.
Характеристика
Очень часто периодические издания смешивают понятия «Атлетическая гимнастика» и «Атлетизм» или подменяют одно значение другим.
Атлетизм – спортивное направление, целью которого является достижение максимального уровня силы человека.
В зависимости от систем тренировок, есть такое деление атлетической гимнастики на виды:
Бодибилдинг – дословно с английского языка переводится как «строительство тела», представляет собой комплекс силовых движений, направленных на проработку всех групп мышц, для придания мускулам рельефности. Состязания бодибилдеров направлены на оценку эстетической красоты, гармоничности развития опорно-двигательного аппарата.
Культуризм, очень часто путают с бодибилдингом, его кардинальное отличие заключается в том, что он направлен на наращивание определенных групп мускулов, они могут значительно увеличиться в объеме, но не быть пропорциональными по размеру относительно других мышц. Например у культуриста могут быть накачанные руки и плечи, но в то же время худые ноги, бодибилдеры стараются все мышцы накачать пропорционально.
Пауэрлифтинг – развивает предельные силовые показатели в трех видах упражнений: жим штанги лежа, становая тяга, приседание со штангой на плечах. Его отличие от бодибилдинга и культуризма заключается в достижении максимума результата в движении, а не в статическом напряжении мышц.
Армреслингом называется силовой поединок на руках, из положения сидя. При этом участвует одна рука, другой рукой боец держится за специальное крепление. Победителем признается тот, кому удается положить руку противника тыльной стороной на ровную поверхность. Соревнования проводятся поочередно обеими руками. Для достижения значительных результатов в этом единоборстве спортсмен должен развивать мускулы верхнего плечевого пояса, спины, тазового пояса и ног.
Анаэробные тренировки в атлетической гимнастике развивают все группы мышц опорно-двигательного аппарата. Кроме того, человек обретает навыки перемещения собственного тела при выполнении разной силовой работы, что имеет важное значение в повседневной жизни.
Виды упражнений
Все упражнения в атлетической гимнастике делятся на следующие группы:
Также широко используются вспомогательные физические упражнения для развития гибкости, ловкости, быстроты, основанные на растягивании и расслаблении мышц.
Базовые элементы
Рассмотрим базовые элементы таких силовых занятий:
Аэробный — один подход реализуется определенное количество движений одинакового характера.
Анаэробный — разновидность тренировки по принципу — чем больше нагрузка, тем меньшее количество повторений требуется выполнять. При этом незначительными, но длительными нагрузками развивается выносливость спортсмена, а большими нагрузками добиваются роста мышечных волокон.
Особое место в упражнениях данного вида спорта отведено движениям при предельном напряжении некоторых групп мышц, которые гимнаст выполняет в режиме статического напряжения (осторожно, опасно для сердечно-сосудистой системы). Именно такие элементы повышают эффективность силовой тренировки.
Тренировка состоит из трех этапов:
Разминка занимает обычно несколько минут и состоит из движений для разогрева мускулов. Во время разминки бегают, отжимаются, прыгают со скакалкою, выполняют упражнения по растяжке мышц.
Основную часть составляют силовые упражнения подобранные с учетом уровня тренированности спортсмена.
Заключительные движения направлены на постепенное расслабление мышц, обычно это ходьба или плавание.
Организация тренировок
Условия эффективной организации анаэробных тренировок:
При выполнении комплекса упражнений, направленных на преодоление внешнего сопротивления, важно не перегружать себя, иначе тренировки могут отрицательно сказаться на состоянии сердечно-сосудистой системы.
Также нужно быть острожным, этот вид спорта имеет противопоказания. Занятия могут навредить при проблемах с сердцем, высоком давлении, глазных болезнях и других заболеваниях. Поэтому перед занятиями нужно обязательно посоветоваться с врачом, даже если никаких проблем не наблюдается. Ведь разным людям возможны разные нагрузки, переносимость нагрузок зависит от состояния организма, генетической предрасположенности. Цель этого спорта — не бездумное увеличение массы мышц, а повышение выносливости организма.
Методический материал. «Атлетическая гимнастика»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Лекция по гимнастике для учащихся 11 классов
Определение, средства и задачи атлетической гимнастики.
Физиологические основы атлетической гимнастики.
Врачебный контроль и самоконтроль.
Методы развития силы.
Урок атлетической гимнастики.
1 . Определение, средства и задачи атлетической гимнастики.
Как много мы знаем и как мало понимаем.
Следует различать понятия «атлетизм» и «атлетическая гимнастика». Атлетизм — производное от слова «атлет», то есть спортсмен высокого класса подразумевает высокий уровень развития физических качеств или процесс достижения наивысших результатов в занятиях физическими упражнениями конкретной направленности (вид спорта). Атлетическая же гимнастика — более объемное понятие, отражающее систему оздоровительно-развивающих воздействий с целью укрепления здоровья человека и улучшения его жизнеспособности.
Например, что такое бодибилдинг? Это система физических упражнений, направленных на увеличение объемов отдельных мышечных групп и их гипертрофированное развитие, формирование рельефной мышечной массы с целью реализации результатов тренировок в соревновательных или конкурсных условиях. Этот вид занятий физическими упражнениями близок к понятию «культуризм».
Пауэрлифтинг — вид физиче-ских упражнений, направленных на преодоление максимального веса штанги в силовом троеборье: жим штанги лежа, приседание со штангой на плечах, тяга штанги в положении наклона, то есть основная задача заключается в максимальном развитии силы тех групп мышц, которые обеспечивают выполнение соревновательных упражнений . Армрестлинг (или армспорт) — силовое единоборство в конкретной статической позе, требующее максимального силового напряжения в действиях рабочей руки.
Не умаляя значимости и популярности занятий различными видами силовых упражнений, следует подчеркнуть, что атлетическая гимнастика — это один из оздоровительных видов гимнастики, представляющий собой систему гимнастических упражнений силового характера, направленных на гармоничное физическое развитие человека и решение конкретных частных задач силовой подготовки. Занятия атлетической гимнастикой в школе являются наиболее пригодным направлением для массового оздоровления детей. Упражнения атлетической гимнастики могут включаться в подготовительную и основную части урока гимнастики со школьниками всех возрастов и любого уровня подготовленности.
Задачи атлетической гимнастики
Способствует достижению высокого уровня гармонического физического развития и укрепления здоровья.
Повышает надежность функционирования нервной и мышечной систем, вырабатывает хорошую осанку.
Позволяет дать нагрузку на отстающие в развитии отдельные группы мышц, исправить или даже устранить приобретенные и врожденные дефекты телосложения (О- или Х-образное искривление ног, впалая грудь, тонкие или толстые бедра, плоский таз и т.д.).
Совершенствует дыхательный аппарат, работу сердечно-сосудистой системы и улучшает обмен веществ.
В силу разнообразия применения нагрузок позволяет молодым и пожилым людям, разных физических данных, заниматься активно и с большой пользой.
Воспитывает устойчивый интерес и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Воспитывает такие качества, как готовность к нагрузке, высокая работоспособность, умения делать большие усилия над самим собой, упорство, принятие решения к риску.
Средства атлетической гимнастики
Атлетическая гимнастика использует шесть групп специальных упражнений:
1-я группа — упражнения без отягощений и предметов, связанные с преодолением сопротивления собственного веса тела (звена);
2-я группа — упражнения на снарядах массового типа и гимнастического многоборья;
3-я группа — упражнения с гимнастическими предметами определенной конструкции и тяжести (мячи, палки, амортизаторы и т. п.);
4-я группа — упражнения со стандартными отягощениями (гантели, гири, штанга);
5-я группа — упражнения с партнером (в парах, тройках);
6-я группа — упражнения на тренажерах и специальных устрой-ствах.
Вспомогательная группа упражнений. Она включает все средства основной гимнастики: ходьба, бег, прыжки, ОРУ (с предметами и без), упражнения направленные на растягивание и расслабление, а также на развитие «сопутствующих» физических качеств (гибкости, ловкости, быстроты), а при необходимости — переключение на более легкую работу, активный отдых.
2.Фзиологические основы атлетической гимнастики
П. Ф. Лесгафт писал: «Нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с весьма слабым телом, но такое нарушение гармонии в перестройке и отправлениях организма не остается безнаказанным,— оно влечет неизбежно за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике».
Среди компонентов веса тела человека мышцам пренадлежит большая часть. Их количество зависит от возраста и пола. Так, доля мускулатуры у женщин составляет от 30 до 35%, а у мужчин – около 42%. Доля мускулатуры может быть увеличена в результате силовой тренировки или уменьшена если мышцы бездействуют.
Различают следующие виды мышц: гладкие, сердечная мышца, скелетные мышцы.
Гладкие мышцы находятся внутри организма, работают медленно и практически не устают. Их работа практически не зависит от воли человека.
Сердечная мышца занимает промежуточное положение между скелетными (поперечно-полосатыми) и гладкими мышцами. Подобно гладким мышцам она чрезвычайно устойчива к усталости и не подчиняется непосредственно воле человека. Подобно скелетным мышцам она обладает способностью быстро сокращаться и интенсивно работать.
При помощи силовой тренировки можно оказывать влияние не только на развитие работоспособности, но и изменить структуру и улучшить функционирование как сердечной мышцы, так и гладких мышц. Сердечная мышца при помощи силовой тренировки на выносливость может быть увеличена и укреплена. При больших нагрузках сердце способно почти десятикратно увеличить свою производительность. Происходит это за счет увеличения количества крови, выбрасываемой каждым сокращением (увеличения ударного объема). Не тренированное сердце не может увеличить ударный объем, удовлетворяя потребность в крови за счет учащения пульса, тем самым уменьшая паузу для отдыха сердечной мышцы. В результате сердце быстро устает, процесс восстановления замедляется.
Систематические занятия силовой гимнастикой, улучшают обмен веществ, снижается уровень холестерина в крови, улучшается взаимодействие функцианальных систем организма, снижается число сокращения сердцебиений при относительно тех же нагрузках. В сердечной мышце происходит увеличение и расширение кровеносных сосудов, стенки сердца утолщаються, они делаются более гибкими и эластичными. Увеличенный поток крови получает более свободный проход, что позволяет сердцу снизить число сокращений.
Скелетная мышца состоит из множества волокон. Мышечные волокна соединяются в мышечные пучки, которые и составляют скелетную мышцу. Мышца переходит в сухожилие, через которые срастается с костями, где силовые усилия передаются на скелет. В результате целенаправленной тренировки объем мышц увеличивается за счет их утолщения и роста саркоплазмы.
Каждая мышца состоит из двух типов волокон: медленно сокращающихся (медленные волокна) и быстро сокращающихся (быстрые волокна). Медленные волокна (красные, от большого содержания гемоглобина) работают при не больших нагрузках- 20-25% от максимальной силы и обладают большой выносливостью. Быстрые волокна (белые, меньше гемоглобина) характеризуются высокой скоростью сокращения и могут развивать большую силу. У каждого человека доля участия в работе медленных и быстрых волокон индивидуальна и не может быть изменена с помощью специальной тренировки. В среднем человек имеет 40% медленных и 60% быстрых волокон (бегун на длинные дистанции в икроножных мышцах имеет значительно больше медленных волокон, чем спринтер, у которого преобладают быстрые волокна).
3.Врачебный контроль и самоконтроль
Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезней.
Приступая к занятиям силовой гимнастики, в первую очередь, надо определить состояние своего здоровья и получить разрешение врача. Затем тренируясь, регулярно (не реже одного раза в год) проходить обследование во врачебном кабинете.
Можно завести дневник самоконтроля и систематически записывать результаты: состояние самочувствия, аппетита, сна, работоспособности, веса, частоты дыхания и пульса, результаты тестирования силовых упражнений и физические нагрузки.
Частота пульса является основным мерилом физического состояния. Так у мужчин в положении стоя частота пульса считается нормальной 60-70 ударов в минуту, у женщин 70-80.
Начинающим тренироваться и пожилым людям следует пользоваться указаниями ВОЗ (Всемирной Организацией Здравоохранения) : максимальное значение ЧСС не должно превышать 80%, а минимальное 70% от разницы. 220- минус возраст.
ЧСС на физкультурно-оздоровительных занятиях
ЧСС минимум в минуту
ЧСС максимум в минуту
Улучшение регуляции сердечно-сосудистой системы выражается в более быстром снижении ЧСС после нагрузки.
Контроль за ЧСС необходимо осуществлять в следующих случаях:
Проверка пульса перед тренировкой
Непосредственно после окончания наиболее интенсивной нагрузки на тренировке (начинающим)
Непосредственно после тестирования силовых упражнений (начинающим)
Непосредственно после прохождения круга в круговой тренировке
Непосредственно после окончания тренировки и через 2-3 минуты.
Если восстановление пульса за период отдыха не происходит (пульс остается высоким), надо на следующим уроке снизить нагрузку.
Частота дыхания в средних значениях составляет 16-18 дыханий в минуту, после систематических занятий силовой гимнастикой может быть снижена до 10-14.
4.Методы развития силы
Мышцы позвоночных несут. двоякую функцию (кинетическую и статическую), что накладывает функциональный отпечаток и на самую мышечную ткань
Развитие силы в атлетической гимнастике осуществляется различными методами.
Метод повторных усилий. Упражнения выполняются с привычной скоростью без отягощения, с отягощением или с преодолением сопротивлением партнера, резинового амортизатора, тренажера до явно выраженного утомления мышц, которые осуществляют основную работу. Упражнение повторяется не более 10-12 раз. Если упражнение выполняется большее количество раз, то его надо усложнить, так как в этом случае преимущественное развитие получает силовая выносливость. Тренирующее воздействие в этом методе оказывают последние повторения. Данный метод является основным в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста.
Метод больших (максимальных) усилий. В данном методе применяются такие отягощения или упражнения, которые можно выполнить не более 3-4 раз (силовые упражнения до 90-100% МТ). Перерыв для отдыха 3-4 минуты. Развивает максимальную силу. Работа протекает в анаэробных условиях. Этот метод применяется преимущественно в спортивной практике и не рекомендуется для проведения занятий с оздоровительной направленностью. Преимущество этого метода заключается в уменьшении времени занятий и объема выполняемой работы. Самостоятельно этот метод может рекомендоваться школьникам старшего возраста, прошедшим предварительную специальную подготовку.
Метод динамических усилий. В данном методе максимальное силовое напряжение создается за счет перемещения какого-то непредельного отягощения 45-55% (массы своего тела) с максимальной скоростью. Упражнение необходимо выполнять максимальное количество раз за определенное время, например за10-30 секунд. Прекращать упражнение следует с наступлением замедления скорости выполнения, а иначе действие перейдет в развитие скоростной выносливости. При таком выполнении упражнения повышаются не только силовые, но и скоростные качества (скоростная сила). Этот метод может использоваться в занятиях с учащимися всех возрастных групп, так как дети и подростки обладают большими функциональными возможностями при выполнении кратковременной и скоростной работы.
Метод изометрических усилий. В упражнениях выполняемых в изометрическом режиме, можно сохранять напряжение сравнительно длительное время. Для этого применяются статические упражнения, а также динамические упражнения с остановками и удерживанием статических положений 5-6 с. Рост силы проявляется по преимуществу лишь при том положении тела, в котором выполнялось упражнение, Следовательно, выбирая положение тела для изометрических упражнений. Надо либо давать на одну и туже мышечную группу несколько упражнений при различных углах в суставе, либо находить положения, соответствующие наиболее трудным моментам изучаемого упражнения. Данный метод рекомендуется хорошо физически подготовленным учащимся старшего школьного возраста. Однако следует учитывать, что у нетренированных людей при выполнении изометрических упражнений повышается кровяное давление и нагрузка на ССС увеличивается.
Комбинированный метод развития силы. Этот метод является сочетанием нескольких, так как при использовании только одного метода показатели силы увеличиваются недостаточно или вовсе приостанавливаются, а методы максимальных и изометрических усилий применять отдельно в занятиях с детьми не рекомендуется, в сочетании же с другими методами они могут использоваться с успехом.
В комбинированном методе практически применяются все вышеперечисленные методы развития силы для одних и тех же групп мышц, выполняемых по круговому способу. Последовательность упражнений в комбинированном методе развития силы: упражнение методом динамических усилий (максимально быстрые движения с преодолением небольшого веса за определенное время, 10-30 с.), упражнения с большими усилиями (максимальное количество повторений не должно превышать 5-6раз), упражнения методом изометрических усилий ( динамические и статические упражнения с остановками и удержанием статических положений в каждом из них 5-6 с.), упражнения методом повторных усилий ( упражнения выполняемые до отказа, чтобы возможность повторений была не более 10-12 раз).
5.Урок атлетической гимнастики и методика проведения.
Типичными формами организации занимающихся атлетической гимнастикой являются: урок атлетической гимнастики, групповые занятия, индивидуальные уроки, круговая тренировка, игры, конкурсы и другие формы соперничества.
Урок атлетической гимнастики при сохранении общепринятой структуры (подготовительная, основная и заключительная части) может иметь различный характер: «комплексного типа» — с набором различных средств; «тренажерного типа» — с использованием различных устройств и тренажеров; «узкой направленности» — с акцентом на развитие отдельных мышечных групп или качеств.
Методика проведения основных частей урока атлетической гимнастики.
Подготовительная часть- разминка (6-10 мин.).
Рразновидности ходьбы (1,5-2 мин.), беговые упражнения с переходом на ходьбу (2-3 мин.), ОРУ без предметов и с предметами (скакалка, набивной мяч, гантели), игры, эстафеты, упражнения на растягивание, расслабления мышц и успокоение дыхания (5-6 мин.).
Основная часть (20-30 мин.)
Выполнение силовых упражнений по кругу. Они охватывают основные группы мышц и выполняются до значительного утомления с обязательными паузами для успокоения дыхания и измерения пульса.
Внимание : 1. При выполнении силовых упражнений, между подходами надо соблюдать паузу 60-180 сек. Во время паузы не сидеть и не лежать, медленно передвигаться, выполняя дыхательные упражнения и упражнения на растягивание и расслабление.
2. В каждом подходе упражнение повторяется в одном темпе, без пауз для отдыха.
3. Между упражнениями соблюдать паузы 2-3 мин.
4. Между кругами соблюдать активные паузы 3-5 мин.
5. После окончания круга проверить пульс и через 2-3 мин. Повторить проверку.
Заключительная часть (4-6 мин.)
По окончании основной части, для приведения организма в состояние, близкое донагрузочному, выполнить специальные упражнения: ходьба в медленном темпе или легкий бег с переходом на ходьбу в течение 30-60 с. Упражнение на расслабление и растягивание мышц, дыхательные упражнения (2-3 мин.).
Меры безопасности на уроке по атлетической гимнастике.
Соблюдать дисциплину и условий порядка при работе с силовыми снарядами.
Перед каждой силовой тренировкой следует проводить полноценную разминку.
Техника правильного дыхания должна входить в процесс обучения упражнения.
Силовые упражнения следует проводить при выпрямленном позвоночнике.
При появлении болей следует прекратить силовую тренировку.
Заниматься в спортивной одежде и твердой обуви.
Используемые силовые снаряды должны быть в безупречном состоянии.
Подход- выполнение упражнений без перерыва для отдыха.
Повтор- выполнение нескольких подходов одного и того же движения.
Серия- несколько повторов одного и того же упражнения или комплекса.
Комплекс- объединение нескольких различных упражнений или серий.
Круг- одноразовое выполнение комплекса упражнений на занятиях способом круговой тренировки.
Активная пауза- перерыв в тренировке для отдыха заполненный на 40-60% упражнениями на расслабление и растягивание мышц, принимавших участие в силовых упражнениях.