какие формы выделяют в общественном сознании

Формы общественного сознания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Формы общественного сознания в философии

По мере развития общественного бытия развиваются и различные формы общественного сознания. Индивид начинает видеть себя в различных социальных связях и социальных взаимодействиях, принимает значимые решения, руководствуясь при этом своими ценностными и мировоззренческими ориентациями и нормами, которые существуют в обществе. Познавательные способности индивида могут существовать в нескольких формах, которые отличаются друг от друга наполненностью, содержанием, а также в целом тем, из какой сферы человек обогащается ими, чтобы в дальнейшем применять в повседневной практике.

Исследователи выделяют такие формы общественного сознания, как:

Все эти формы обладают своими особенностями, а также отражают некоторые специфические черты той деятельности, где человек пользуется этими формами сознания.

Исследователи подчеркивают, что в целом они могут сосуществовать друг с другом, формы не могут быть совсем автономны, поскольку многие из них обладают общими чертами, направленностью деятельности, а также во взаимосвязи сохраняют взаимозависимость, что также важно в воспитательных мерах, которые применяются в отношении человека. Личность должна обладать сознанием на нескольких уровнях, не выводя ни один из них на первый планы.

Мораль – одна из распространенных форм общественного сознания. В ней отражены взгляды и представления о тех или иных событиях и явлениях, а также оценки и нормы поведения, которые присущи отдельным индивидам в их деятельности. Также мораль присуща отдельным социальным группам или всему обществу в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

Политическое общественное сознание представляет собой совокупность чувств и настроений граждан в их устойчивой форме, а также идей и традиций, ценностные теоретические системы, которые отражают интересы обширных социальных объединений и групп, их взаимодействия и отношения друг с другом, друг к другу, а также к тем политическим институтам, которые действуют в современном обществе.

Право – это не только форма общественного сознания: это еще и система социальных норм и взаимоотношений, которые охраняются со стороны государства. Право порождает форму сознания – правосознание. Оно выражено в знаниях права, а также в оценке собственного поведения и поведенческих установок, которые могут соответствовать нормам права или не соответствовать им. Еще одна форма сознания – эстетическое, которое выражается в общественной деятельности человека и, как правило, демонстрирует его отношение к конкретно чувственным и художественным образам, которые сохраняются в его сознании и влияют на его мировоззренческие установки.

Религию признают одной из форм общественного сознания. Исследователи подчеркивают, что основой религии становится вера в высшие силы, во что-либо сверхъестественное, что человек не способен объяснить с рациональной точки зрения, и поэтому углубляется в иные установки, чтобы дать объяснение тому, что он видит или слышит. Частью мировоззрения является и философское сознание, которое основывается на общих законах природы, общества и мышления. Нельзя не упомянуть и о научном сознании, поскольку в нем отражены все знания об окружающей действительности и других людях, но выраженные более научным языком в системе доказательств.

Виды общественного сознания

Виды и формы сознания имеют созвучные названия, и по сути в большей степени совпадают в содержательной части. Тем не менее, исследователи и эксперты подчеркивают, что виды общественного сознания в современной социологической науке более обширны, не углублены в частные формы сознания, поэтому имеют свои специфические характеристики. Каждый вид включает в себя несколько отдельных форм, поэтому они могут иметь характеристики, которые объединяются при объединении нескольких форм общественного сознания.

Первый вид общественного сознания – это политическое сознание. В любом обществе присутствуют люди, приверженные разнообразным политическим взглядам. Для многих политика становится делом всей их жизни, профессиональной сферой. Равнодушных к данному аспекту нет, поэтому смело можно заявлять, что каждый современный гражданин государства обладает политическим сознанием. Другое дело, что все по-разному осознают себя в политике и политику вокруг себя, поэтому сознание может быть развито как большей степени, так и в меньшей степени.

Второй вид сознания, который тесно связан с политическим – правовое общественное сознание. В нем человек оценивает себя в системе права, также соотносит, насколько он знаком с собственными правами и свободами, и то, как эти права и свободы поддерживаются другими членами общества и, наконец, государства. Борьба за свои права начинается с опоры на законодательную базу, в которой как раз и обозначены все те необходимые аспекты, что обеспечивают человеку спокойную, безопасную и достойную жизнь в государстве. Права гарантируются со стороны политических партий и властей, которые берут на себя ответственность за их осуществление и поддержание.

Нравственное сознание позволяет индивиду оценивать свое поведение, осознавать себя как адаптируемую в обществе личность. Нравственность – это в обязательном порядке нормы, этические и моральные, которые необходимо поддерживать и транслировать для того, чтобы в дальнейшем человек не навредил ни самому себе, ни окружающим, не стал носителем асоциального, девиантного поведения, которое наказывается законом. К нравственному сознанию примыкает эстетическое общественное сознание, которое воспитывает в индивиде эстетические идеалы, взгляды, ценности и вкусы, а также чувство прекрасного в отношении окружающей действительности и отдельных ее элементов.

Источник

Структура общественного сознания. Формы общественного сознания

Общественное сознание является достаточно сложным для понимания и восприятия явлением. Для него характерно несколько сторон, которые представляют собой относительно самостоятельное духовное образование. Одновременно с тем связана и с другими его сторонами как прямо, непосредственно, так и косвенно. В итоге общественное сознание представляется как структурная целостность, элементы которой связаны друг с другом.

Структура общественного сознания в современной социальной философии

По мнению современной социальной философии, в структуру общественного сознания входят следующие элементы:

Обыденное и теоретическое сознание

Обыденное и теоретическое сознание. Оно включает в себя два уровня общественного сознания – низший и высший. Их разница в глубине понимания общественных явлений и процессов, а также в уровне их осознания.

Обыденное сознание характерно для всех людей без исключения. Оно формируется в ходе ежедневной деятельность и основывается на эмпирическом опыте, иначе говоря повседневной житейской практики. По большому счёту это стихийное отражение людьми всего потока социальной жизни без применения систематизации общественных явлений и установления их глубинной сущности.

В ситуации, когда люди лишены научного понимания определённых явлений общественной жизни, они говорят о подобных явлениях на уровне обывателя. Таких ситуаций складывается в жизни каждого человека бесчисленное множество, поскольку не все люди могут мыслить научно.

Очевидно, что при меньшем уровне образованности людей, они в больше степени рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обывателей. Однако важно понимать, что даже самый грамотный человек не может мыслить научно совершенно обо всём.

Следовательно, область функционирования обыденного сознания имеет весьма обширные очертания. Оно даёт возможность с высокой долей достоверности, опираясь на здравый смысл, говорить о многих явлениях и событиях общественной жизни и принимать на этом уровне верные решения, которые базируются на житейском опыте. В этом определена роль и значение обыденного сознания в жизни людей и в развитии общества.

В основанном на житейском опыте обыденном сознании содержатся полезные сведения, которые нужны для ориентации людей в окружающем мире, а также для их производственной и не только деятельности. Такие сведения касаются свойств природного мира, трудовой деятельности, семьи и быта людей, их экономических отношений, нравственных норм, искусства и т.п. Народное искусство до сих пор практически полностью основывается на обыденных представлений людей о прекрасном.

Нельзя не упомянуть тот факт, что обыденное сознание наполнено иллюзиями, которые имеют весьма абстрактный и приблизительный характер и даже более того, ошибочными иллюзиями и предрассудками.

В данном контексте теоретическое сознание представляется как осмысление явлений общественной жизни посредством установления их сущности и объективных закономерностей их развития. Это всё касается экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Как следствие, оно предстаёт как более высокий по сравнению с обыденным уровень общественного сознания.

Теоретическое сознание представлено логической системой взаимосвязанных положений, таким образом, она выступает конкретной научной концепцией, касательно того или иного явления общественной жизни. Субъектами теоретического сознания являются не все люди, а только учёные, специалисты, теоретики в различных областях знаний, а также люди, которые могут судить с научной точки зрения о соответствующих явлениях развития общества. Зачастую так случается, что какой-то человек рассуждает о сравнительно ограниченном круге общественных явлений с научной позиции. Об остальных он рассуждает на уровне обывателя, и хорошо, если, опираясь на здравый смысл, потому что возможно, что всего лишь на уровне собственных иллюзорных представлений и общепринятых мифов.

Обыденное и теоретическое сознание взаимодействует друг с другом. Как следствие, оба они развиваются. В силу этих обстоятельств, обогащается содержание обыденного сознания, которое пополняется всё более научными сведениями и суждениями о различных явлениях общественной жизни. В данном контексте современное обыденное сознание людей существенно отличается от того, что происходило, например, два века назад.

Два уровня общественного сознания выполняют свои функции в жизни и деятельности людей, а также влияют на развитие общества.

Общественная психология и идеология

Общественная психология и идеология являются своеобразными структурными элементами общественного сознания. В них выражается не только уровень понимания существующей социальной действительности, но и отношение к ней со стороны разных социальных групп и национально-этнических сообществ. Своё выражение такое отношение получает в потребностях людей, иначе говоря во внутренних побуждениях к освоению реальности, к утверждению одних условий общественной жизни, а также к уничтожению других, к производству тех или иных материальных и духовных ценностей и их потреблению.

То отношение к явлениям общественной жизни, которое заключено в общественной психологии, выражается в потребностях людей и их интересах, а также в различных чувствах, настроениях, обычаях, нравах, традициях, проявлениях моды и стремлениях, целях и идеалах. Здесь говорится о конкретном настрое чувств и умов, который сочетает в себе определённое понимание происходящего в обществе и духовного отношения к ним субъектов.

Общественная психология становится в таком случае тем самым единством эмоциональных и интеллектуальных отношений людей, которая выражается в отношении условий жизни и общественного бытия. Она характеризуется как проявление психологического склада социальных групп и национальных общностей.

Социально-классовая и национальная психология представляет собой проявление психического склада социальных групп. Национальная психология может выступать как национального характера народа.

В социально-классовом характере также находит своё выражение психологический склад классов и иных социальных групп, их деятельность этим и определяется. В итоге общественная психология выступает как форма убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношения к ней.

Общественная психология подобно обыденному сознанию является проявлением сознания больших масс людей, классов, наций и народов. В данном контексте она взаимозаменяема с массовым сознанием, поскольку имеет те же свойства.

Одной из функций общественной или социальной психологии является ценностно-ориентировочная. Её суть состоит в том, что сформировавшаяся психология классов, народов складывает ценностные ориентации людей, а также предпосылки для их действий, опираясь на оценку социальных групп различных явлений общественной жизни.

Ещё одной функцией общественной психологии является мотивационно-побудительная. Её суть в том, что она способна побудить массы людей, отдельные социальные группы к действию в конкретном направлении, иными словами создаёт предпосылки для соответствующей мотивации деятельности людей. В данном контексте воздействовать на общественную психологию ни что иное, как способствовать зарождению мотивов деятельности поведения людей, их волевых усилий, которые устремлены на реализацию их социальных интересов. Большинство из этих мотивов появляются внезапно и процессе перманентного воздействия на сознание людей объективных условий их жизни.

Это свидетельствует о том, что в ходе проведения государственной политики, вне зависимости от того, касается она общества или какой-то иной сферы, важно придавать значение общественной психологии различных социальных групп и слоёв населения. Поскольку социально-психологические мотивы представляют собой очень важный фактор, который либо содействует, либо наоборот препятствует осуществлению подобной политики.

Работа механизма социальной деятельности зависит ещё и от идеологии. Она способна передать, как и общественная деятельность объективные потребности и интересы различных социальных групп, в первую очередь классов, а также социальных общностей.

В идеологии потребности классов и социальных общностей осознаются на более высоком уровне, а именно на теоретическом.

Сама идеология является системой взглядов и установок, которые отражают социально-политический строй общества, его социальную структуру, потребности и интересы на теоретическом уровне. Она более чётко выражает отношение тех или иных классов, политических партий и движений к существующей политической системе общества, государственному строю, отдельным политическим институтам.

Полагаясь на то утверждение, что идеология выступает как теоретическая концепция, можно говорить о том, что она волей-неволей должна освещать процесс общественного развития, находить суть политических, правовых и других явлений и закономерностей их развития. Но необходимо понимать, что это происходит далеко не всегда.

По большому счёту научным содержанием наполняется идеология тех социальных субъектов, которые представляют интересы актуальные для основных тенденций развития общества и совпадают с интересами общественного прогресса. В такой ситуации их интересы совпадают с подлинными интересами большинства членов общества. В силу этого у них не возникает необходимость прятать собственные интересы, и одновременно существует необходимость понять закономерности развития общества, взаимодействие объективных и субъективных условий его функционирования. Как следствие, заинтересованность в научном анализе общественных явлений, в поиске истины. Таким образом, можно сделать вывод, что движущая сила идеологии – социальный интерес, а познавательный ориентир – истина.

Не всякая идеология научна.

Были выявлены случае, когда настоящие интересы тех или иных классов скрываются в идеологии. Это происходит из-за расхождения с интересами прогрессивного развития общества. Тогда создаётся такая идеология, которая видит своей целью создать картину заведомо ложных процессов, происходящих в обществе, а также расстановки социально-классовых сил, искажение цели их деятельности и т.п. Иначе говоря, формируется сознательная мистификация реальности, появляется множество социальных мифов, которые способны затуманить сознание масс и в таких условиях реализовываются интересы тех сил, которым подвластна эта идеология.

Идеологии характерна социально-классовая природа. Но это не всегда значит, что она представляет узкую систему взглядов конкретного класса. В первую очередь, идеология любого класса может содержать в себе положения, которые разделяются представителями других классов и слоёв общества. По этим причинам она становится их общей идеологией, расширятся социальная база. Далее важно отметить, что идеология выражает в том числе и национальные интересы, и общечеловеческие, помимо социально-классовых.

Интересы сохранения всеобщего мира, защита природной среды и т.п. являются ярким примером выражения идеологии.

Однако самой важной частью идеологии выступают те её положения, которые отражают интересы того или иного класса, которые согласуются или расходятся с интересами другого класса. Идеология может быть, как научной, так и ненаучной, прогрессивной и реакционной, радикальной и консервативной. Главным образом это зависит от её социально-классового содержания, форм, а также способов её воплощения в жизнь.

От общественной психологии она отличается тем, что она формируется сознательно, а не стихийно.

Идеология формируется идеологами сознательно.

В качестве идеологов выступают политики, философы и теоретики. После чего при помощи специальных механизмов идеология попадает в массы и внедряется в их сознание посредством различных рычагов системы образования и воспитания, средства массовой информации и т.п. В итоге, процесс создания идеологии и её распространения в обществе представляется от начала до конца осознанным и целенаправленным.

Очевидно, что распространяется именно та идеология, которая представляет интересы большинства членов общества. Случается, что идеология навязывается массам, даже если она чужда им и их подлинным интересам. Многие индивиды и группы людей могут заблуждаться и руководствоваться объективно чужой идеологией. В итоге они оказываются на стороне тех, чьи позиции не совпадают с их собственными и причиняют ущерб своим взглядам.

Сила влияния той или иной идеологии зависит от её положения в обществе тех классов и социальных групп, интересы которых она представляет, более того является наиболее глубокой и устойчивой, чем общественная психология. Идеология может оказывать долговременное влияние на характер человеческой социальной активности, в той ситуации, когда она выражает на только своевременные, но и укоренённые интересы классов.

Очевидно, что идеология проходит процесс своего формирования под воздействием всех без исключения объективных и субъективных условий развития общества. Более того, под влиянием и общественной психологии. Вместе с тем она оказывает особое влияние и на общественную психологию.

Стоит отметить, что под влиянием идеологии может в значительной мере изменяться эмоциональный настрой всех социальных групп, а также их умонастроения. Иначе говоря, вся социально-психологическая система мотивов их действий подвержены влиянию идеологии. Установки идеологии так или иначе вписываются в социально-психологические мотивации действий социальных групп и задавать их направление. Обычно идеологические установки тают толчок к серьёзным преобразованиям в социальной сфере. Но существуют и исключения, которые в любом случае являются подтверждением общего правила.

Формы общественного сознания, критерии их разграничения

Для современной социальной философии характерно несколько форм общественного сознания: политическое, правовое, моральное, этическое, религиозное, научное и философское. Каждая форма является отражением соответствующей стороны общественной жизни и воспроизводит их духовно. При всём при этом у них сохраняется самостоятельность во всех формах общественного сознания, воздействующих на происходящее в обществе политические, экономические и другие процессы.

Данные критерии выделяют и разграничивают по определённым критериям. В первую очередь их различают по объекту отражения. Именно это и лежит в основе их разграничения.

В политическом сознании наиболее ярко отражается политическая жизнь, нежели в каком-то ином. Именно в политическом сознании возникают политические отношения между людьми, поскольку именно эта сторона общественной жизни является отражением политической деятельности людей.

Для правового сознания характерно отражение различных правовых моментов правовой жизни общества, связанных с разработкой и внедрением в практическую жизнь любых правовых и законодательных норм. Моральное сознание отражает действительность нравственных отношений в обществе. Эстетическое сознание представляет собой эстетическое отношение людей к окружающему миру, которое отражается в искусстве. Очевидно, что все формы общественного сознания отражают так или иначе такие стороны жизни, которые хоть и не явно, но всё же связаны между собой. Но свой объект каждая из них отражает в полной мере и наиболее ярко, духовно и точно.

Формы общественного сознания отличаются и разграничиваются между собой по формам и способам отражения реального положения дел.

Наука отражает мир в форме терминов, гипотез, теорий и т.п. А среди её способов познания – опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и т.п.

Для искусства характерно проявление эстетического сознания посредством художественных образов. Здесь различные жанры искусства используют свои способы передачи эстетического освоения мира. Моральное сознание отражает существующие в обществе отношения в форме моральных переживания и воззрений, которые выражаются в моральных нормах и принципах поведения, более того различным обычаям и традициям это тоже характерно. Политические и религиозные взгляды по-своему отражают общественную жизнь.

Все формы общественного сознания отличаются по своей роли и значению в жизни общества. Это определяется теми функциями, которые каждая из них выполняет. Здесь говорится о познавательной, эстетической, воспитательной, идеологической функциях различных форм общественного сознания, а также о функциях морального, политического и правового регулирования поведения людей и общественных отношений, которые образуются между ними.

Важно помнить и о такой важной функции, как сохранение духовного наследия общества в науке, искусстве, морали, политическом, правовом, религиозном и философском сознании. Более того, не стоит забывать и о прогностической функции науки, философии и других форм общественного сознания, а также о их способности предсказывать будущее и делать прогнозы касательно развития общества в ближайшие и отдалённые периоды. Для всех форм общественного сознания характерен конкретных набор функций, о которых говорилось выше. В реализации данных функций проявляется её роль и значение в жизни общества.

Все формы общественного сознания – политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное и др. – взаимодействуют между собой и взаимосвязаны, поскольку взаимодействуют те стороны жизни общества, которые в них имеют своё отражение. Таким образом, общественное сознание является некой целостной системой, которая отражает единство социальной жизни, построенной именно на этом взаимодействии.

Именно в границах структурной целостности общественного сознания между собой взаимодействуют обыденное и теоретическое сознание людей, их общественная психология и идеология, а также все формы общественного сознания, о которых говорилось выше.

Характер сложившихся общественных отношений влияет на то, какая форма будет преобладать – политическая, правовая, моральная, научная или религиозная.

Особенности общественного сознания современной России

Сегодня в России наблюдается рост политического сознания не только государственных или политических деятелей, но и простых людей. Это происходит благодаря реформам политической системы. Более того, говорят о повышении роли правового сознания в связи с активным процессом правотворчества при переходе к новым общественным отношениям и стремлениям народа выстроить новое правовое государство в целом.

Также очевидно распространение религиозного сознания в массах. Его миротворческая роль постепенно возрастает, что способствует достижению духовного единства народа. Более того, можно утверждать о возросшем значении морального и эстетического сознания, характерных нравственных и эстетических ценностей, которые должны по своему существу обогащать духовность народа и придавать отношениям между людьми гуманность. Очень важно, чтобы все объективные требования осуществились.

Для усложнения процессов общественного развития и повышения их динамической силы, необходимо повышать уровень творческой активности людей. Однако нужно понимать, что эта активность должна быть осознанной, основываться на ясных целях и убеждениях. Таким образом возрастает значение всех форм общественного сознания, в пределах которых происходит осмысление различных явлений и процессов общественной жизни. Более того, именно так вырабатываются новые способы, которые помогают воздействовать на них.

Источник

Тема 14. Лек. 1. Формы общественного сознания

Лекция 1. Мораль, искусство, религия.
Формы общественного сознания – различные способы духовного освоения действительности. Соответственно различно и их содержание. Из многообразия различных форм общественного сознания выделим девять форм: экономическая, экологическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная.
1.1. Философия морали. В истории философии используются близкие по смыслу понятия: мораль, нравственность, этика. Науку, которая была призвана изучать данные этические добродетели, выявлять достоинство того или иного характера человека, Аристотель назвал этикой. Таким образом, уже изначально эти два понятия означали разное, хотя в разговорном языке они порой совпадали (и по сей день некоторые авторы не делают различия между понятиями «этика», «мораль» и «нравственность»). Однако все же необходимо различать мораль (нравственность) как объект ее изучения, а этику как определенную часть, отрасль философского знания.

Нравственная норма – это правило действий человека, сформулированное его разумом на основе тех или иных моральных ценностей. Нормы рассматриваются в этике как один из важнейших элементов нравственности в целом. И это связано с регулятивной функцией морали как её важнейшей социальной функцией. Однако нормы играют важную роль не только в морали, но и в праве, в политике, в религии и в других сферах деятельности. Каково соотношение между нравственными и юридическими нормами как основными видами социальных норм? С формальной стороны нравственные и правовые нормы могут и не различаться. В структуре нравственной нормы, как и в правовой норме, выделяются, во-первых, диспозиция, выражающая содержание и характер требования, во-вторых, гипотеза, которая указывает на условие исполнения нормы, в-третьих, санкция, выражающая способы или средства обеспечения её дееспособности. В основе норм лежат те или иные ценности. Собственно, норма – это определённое требование к поведению субъекта по реализации той или иной ценности. Количество нравственных норм и принципов не ограничено. В течение жизни они могут изменяться, дополняться, уточняться.
Нравственная оценка. Моральная оценка должна быть максимально объективной, т.е. учитывать все компоненты поступка в их взаимосвязи и по возможности конкретной, т.е. основанной на анализе условий, в которых совершено оцениваемое действие. Кроме того, отдельный поступок следует оценивать в контексте всей нравственной предыдущей деятельности для того, чтобы понять является ли конкретный поступок типичным для субъекта, вытекающий из его ценностных ориентаций. Безусловно, любая моральная оценка предполагает субъективную эмоциональную сопричастность, что может повлиять на объективность анализа. Причем дисгармоничность эмоционального и рационального не всегда свидетельствуют о неправильности оценки. Интуитивная, эмоциональная реакция нравственно развитой личности может быть более адекватной, чем рациональный анализ ситуации. Чаще всего в своей оценке субъект опирается на собственный опыт как единственно достоверную для него реальность. Поэтому никто не застрахован от заблуждений и неверных моральных оценок. Объективная оценка морального поведения другого – показатель собственной моральной зрелости.

Кинематография. Понятие кинематограф появилось впервые в его французском варианте — «синематограф», обозначавшем систему создания и показа фильма, разработанную братьями Луи Жаном и Огюстом Люмьер. Официально считается, что кинематограф берёт своё начало 28 декабря 1895 года. В этот день в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов (Париж, Франция) состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер». В 1896 году братья совершили мировое турне со своим изобретением. Хотя пробные (даже публичные) демонстрации фильмов начались с 1888 года. А в 1895 году проходило уже достаточное количество сеансов «движущейся фотографии», но их изобретатели обычно не знали друг о друге, что послужило потом причиной бесконечных споров о первопроходцах кино. Публичные же платные сеансы братьев Люмьер просто оказались наиболее популярны и успешны с коммерческой точки зрения. Поэтому их принято считать родителями кинематографа.
Киноискусство многогранно по жанрам, но для современного кино характерна тенденция к их взаимопроникновению, реализующаяся в основном посредством новаторских устремлений и приемов. Степень новаторства зависит от уровня творчества кинорежиссера и всех участников творческого коллектива, от качества и совершенства технических средств. За последние десятилетия мировой кинематограф обогатился не только новыми художественными направлениями, но региональными, национальными школами, которым присущи и прогрессивный взгляд на мир, и глубокий гуманизм, и тонкая лирика. Конкурировать с кинематографом может только телевидение, и по доступности к зрительской аудитории, и по комплексу выразительных средств. В целом культуре XX в. присуще многообразие ликов, различие способов отношения к миру и к себе подобным, но при этом она едина в своем многообразии, так как развитие культуры как целостности — необходимое условие ее существования.
Телевидение. Телевизионное искусство, совокупность видов художественной деятельности, связанных с появлением телевидения. Делая массовым зрелищем самые разнообразные явления, телевидение репродуцирует (транслирует) события действительной жизни, а также готовые формы, созданные ранее или создаваемые др. видами искусства в момент трансляции (концерты, театральные спектакли, кинофильмы). Уже эта функция телевидения сообщает телевизионному зрелищу эстетическое качество, основанное на единстве творческого и коммуникативного процессов.

Ислам (араб., букв. — покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат). В Казахстане в последние годы интенсивно (не без помощи государства) расширяется сеть для отправления религиозного культа. В Республике насчитывается свыше полутора тысяч мечетей. Больше всего их в Южно-Казахстанской области – около500 ; 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамадан (саун); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. Основные направления — суннизм и шиизм.

Теология (от греч. theos — Бог и logos — слово, учение; также богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.
Православное богословие: под системой православного богословия как науки понимается набор различных богословских дисциплин (отрасли богословия), каждая из которых излагает различные стороны вероучения.
В исламе в 10 в. создана система теоретического богословия — калам. Представители калама, мутакаллимы, в отличие от мусульманских традиционалистов, разрабатывали проблемы догматического богословия, опираясь на формально-логические доводы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *