какие функции можно прописать ответственному сотруднику по противодействию коррупции
Специалист по противодействию коррупции
Специалист по противодействию коррупции — одна из наиболее востребованных профессий, не требующая длительного обучения. Начать учиться можно даже с нулевого уровня подготовки, потому что все обучение построено на принципе «от простого к сложному».
Специалист по противодействию коррупции: что это за профессия
Специалист по противодействию коррупции — это сотрудник, в обязанности которого входит профилактика нарушений требований законодательства о противодействии коррупции и контроль за соблюдением норм антикоррупционной политики. Он организует и участвует в просветительских мероприятиях, направленных на предотвращение правонарушений среди сотрудников.
Для осуществления деятельности специалист должен знать особенности антикоррупционной политики, основы профилактики правонарушений, теорию и практику противодействия коррупции.
Запросить информация о курсе повышения квалификации по «Противодействию коррупции»
Какие функции и обязанности выполняет специалист ответственный за профилактику коррупционных правонарушений
В ходе деятельности специалист по противодействию коррупции, в первую очередь, руководствуется основными обязанностями, предусмотренными в ФЗ №273 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции».
При заключении трудового договора специалист обязуется соблюдать нормативные акты и обеспечивать их исполнение, а также соблюдать права и законные интересы граждан и организаций.
Он должен проводить просветительские мероприятия и проверки на коррупционные нарушения, при их выявлении уведомлять работодателя, органы прокуратуры или иные государственные органы. Также обязан сообщать о случаях склонения его самого к совершению коррупционных нарушений.
Средний уровень оплаты труда
Средний уровень оплаты труда специалиста по борьбе с коррупцией составляет 50-60 тысяч рублей. У сотрудников крупных организаций, например, банков, заработная плата достигает 100 тысяч рублей. Специалисты муниципальных учреждений — 25-35 тысяч рублей.
Определение в организации подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции
Определение в организации подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции
При разработке и внедрении системы антикоррупционных мер важным этапом является обеспечение распределения функций по предупреждению коррупции внутри организации. В первую очередь, это касается целесообразности назначения отдельных лиц или подразделений, ответственных за антикоррупционную работу.
Функции, возлагаемые на такие подразделения или сотрудников, могут включать:
— разработку проектов локальных нормативных актов по вопросам предупреждения коррупции и соответствующих методических материалов;
— участие в проведении в организации оценки коррупционных рисков;
— сбор и анализ деклараций и уведомлений, представляемых работниками в целях противодействия коррупции (например, декларации интересов);
— выявление ситуаций конфликта интересов, признаков нарушений антикоррупционных мер, принятых в организации, коррупционных правонарушений;
— проведение проверок на основании информации о возможном конфликте интересов и (или) коррупционных правонарушениях;
— взаимодействие с правоохранительными и иными государственными органами при проведении мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, проверок и расследований;
— участие в согласовании определенных кадровых решений, сделок;
— проверку добросовестности контрагентов;
— информирование, консультирование и обучение работников по вопросам противодействия коррупции;
— мониторинг изменений российского и применимого к организации зарубежного антикоррупционного законодательства, релевантной судебной практики;
— обеспечение участия организации в коллективных соглашениях по вопросам противодействия коррупции;
— регулярный мониторинг реализации мер противодействия коррупции в организации, подготовка соответствующих отчетных материалов и предложений для руководства.
Определять структурное подразделение*(1) или отдельных сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции, организации следует исходя из своих потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, имеющихся ресурсов и иных особенностей. Так, в крупном предприятии может создаваться отдельное подразделение, численность которого может определяться пропорционально численности работников организации.
— подразделение внутреннего контроля и безопасности;
— подразделение внутреннего аудита и др.
Микропредприятия, малые и средние предприятия не всегда имеют возможность создать указанное структурное подразделение организации и (или) нанять отдельного сотрудника, возложив на него полномочия по проведению антикоррупционной работы. В этой связи целесообразно в таких ситуациях соответствующими полномочиями (с учетом специфики деятельности) наделить руководителя организации или заместителя руководителя.
При этом следует учитывать, что дополнительное возложение функций в сфере предупреждения коррупции на сотрудников, уже исполняющих иные должностные обязанности, может стать препятствием для эффективной организации антикоррупционной работы. В этой связи рекомендуется, когда это позволяет штатная численность организации, назначать сотрудников, ответственных исключительно за деятельность по предупреждению коррупции в организации.
Для эффективного функционирования подразделений (сотрудников), ответственных за предупреждение коррупции, следует также обеспечить выполнение следующих условий:
1) четкая регламентация задач, функций и полномочий.
Функционал подразделений (сотрудников) может быть установлен:
— в положении о подразделении, ответственном за предупреждение коррупции (при наличии отдельного подразделения);
— в антикоррупционной политике организации и иных локальных нормативных актах, устанавливающих антикоррупционные меры;
— в трудовых договорах и должностных инструкциях ответственных работников;
2) надлежащая квалификация и опыт ответственных сотрудников. Для реализации антикоррупционных мер рекомендуется привлекать специалистов, обладающих знаниями и опытом в сфере предупреждения коррупции, комплаенса, внутренней (экономической) безопасности, правоохранительной деятельности. Вместе с тем следует помнить, что для реализации антикоррупционных мер в организации таким сотрудникам требуется не только наличие опыта проведения расследований, проверок, аудита, но и навыки подготовки локальных нормативных актов, а также работы с персоналом, включая консультирование. Рекомендуется также обеспечивать регулярное обучение и повышение квалификации сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции;
3) наличие прямого доступа к руководству и функциональная независимость от подразделений (должностных лиц), отвечающих за основные направления деятельности организации. В частности, рекомендуется утвердить порядок проведения подразделением проверок соблюдения принятых в организации антикоррупционных мер, в соответствии с которым доклады об их результатах направляются подразделением непосредственно руководителю организации. Кроме того, целесообразно внедрить систему регулярных докладов подразделения руководителю или органам управления организации о состоянии дел по предупреждению коррупции в организации;
4) обеспечение надлежащими ресурсами (материальными, кадровыми и иными) и наделение полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий в отношении всех работников организации, в том числе лиц, занимающих руководящие должности. Такое обеспечение должно реализовываться, в том числе путем:
— назначения достаточного количества сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции, с учетом общей штатной численности организации и объема реализуемых ими функций;
— установления заработной платы таких сотрудников на уровне заработной платы сотрудников подразделений, отвечающих за основные направления деятельности организации;
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная инструкция
должностного лица, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в ___________________________________________________________(наименование подведомственной органу местного самоуправления организации (учреждения)
I. Общие положения
1.1. Должностное лицо, ответственное в ____________________________ (наименование подведомственной органу местного самоуправления организации (учреждения) (далее – Организация) за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее – ответственное лицо) назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя Организации.
1.2. На должность ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образование, не менее _____ лет;
1.3. Полномочия ответственного лица возлагаются на _____________________________________________________.
1.4. Ответственное лицо в своей деятельности руководствуется:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон о противодействии коррупции);
другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции;
Конституцией Республики Татарстан;
Законом Республики Татарстан от 4 мая 2006 года № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» (далее – Закон Республики Татарстан о противодействии коррупции);
иными нормативными правовыми актами в области противодействия коррупции;
уставом ____________________ муниципального района (городского округа);
антикоррупционной программой ____________________ муниципального района (городского округа);
1.5. На время отсутствия ответственного лица его должностные обязанности выполняет _____________________________________________________________________. (наименование должности)
II. Должностные обязанности
2.1. На ответственное лицо возлагаются следующие должностные обязанности:
обеспечение соблюдения работниками Организации требований, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, в том числе выявление конфликта интересов в деятельности работников организации, разработка предложений по их исключению;
принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов, в том числе организация заполнения и анализ уведомлений о конфликте интересов;
обеспечение деятельности Комиссии по соблюдению требований к урегулированию конфликта интересов;
оказание работникам Организации консультативной помощи по вопросам, связанным с профилактикой коррупционных и иных правонарушений;
содействие реализации работниками Организации обязанности по уведомлению руководителя Организации, органов прокуратуры Российской Федерации обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных и иных правонарушений;
организация правового просвещения работников Организации по вопросам противодействия коррупции;
содействие проведению проверки соблюдения работниками Организации требования к предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
подготовка в соответствии со своей компетенцией локальных правовых актов Организации о противодействии коррупции;
взаимодействие в установленном порядке с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности;
содействие сохранности и конфиденциальности сведений о работниках Организации, полученных в ходе своей деятельности;
информирование руководителя Организации о локальных документах, которые могут повлечь нарушения антикоррупционного законодательства;
прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к коррупционным правонарушениям;
мониторинг реализации антикоррупционных мер и оценка результатов антикоррупционной работы, подготовка отчетов и предложений для руководства;
мониторинг изменений российского антикоррупционного законодательства.
III. Права
3.1. Ответственное лицо имеет право:
знакомиться с проектами решений руководства Организации, касающимися его деятельности.
вносить на рассмотрение руководства Организации предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
осуществлять взаимодействие с руководителями структурных подразделений Организации, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
вести переписку с третьими лицами по вопросам, входящим в его компетенцию.
требовать от руководства Организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
повышать свою профессиональную квалификацию.
IV. Ответственность
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей ответственное лицо несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
[1] например, на руководителя подразделения кадровой службы Организации либо должностное лицо кадровой службы Организации
Памятка Минтруда России «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование»
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЯЗАННОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ,
СВЯЗАННЫХ С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ КОРРУПЦИИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Обязанность соблюдать положения утвержденной антикоррупционной политики и локальных нормативных актов организации в сфере предупреждения коррупции рекомендуется включить в трудовые договора всех работников организации.
Исходя их положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.
В этой связи, как общие, так и специальные обязанности рекомендуется включить в трудовой договор с работником организации. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
При этом необходимо исключить возможность двойного толкования, при котором на отдельных работников такие обязанности не распространяются. Вместе с тем допускается ситуация, при которой на работников, замещающих должности, связанные с высоким коррупционным риском, возлагается больше антикоррупционных стандартов, например, представления декларации о конфликте интересов.
Утверждаемая антикоррупционная политика организации и локальные нормативные акты организации в сфере предупреждения коррупции, а также возлагаемые в связи с этим на работников антикоррупционные стандарты должны соответствовать закрепленным в Конституции Российской Федерации правам и законным интересам работников, в частности, праву на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также учитывать, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
При применении мер юридической ответственности к работникам, нарушившим положения трудового договора в части соблюдения антикоррупционной политики, также необходимо учитывать следующие основные принципы:
— адекватность и соразмерность: санкции не должны быть чрезмерно «мягкими» или чрезмерно «жесткими»;
— применимость: санкции рано или поздно должны быть применены на практике;
— контроль: санкции должны применяться на основании результатов контрольных мероприятий.
При этом нецелесообразно выстраивать антикоррупционную политику организации исключительно на санкциях. Организациям рекомендуется предусмотреть также меры стимулирования. Стимулы позволяют мотивировать работников придерживаться установленных в организации антикоррупционных стандартов.
При наличии ресурсных возможностей организация может также выстроить систему стимулирования, направленную на соблюдение деловыми партнерами антикоррупционных стандартов.
В целях поощрения работников могут быть предусмотрены как материальные стимулы, так и нематериальные или их совокупность.
Материальное стимулирование может предусматривать повышение заработной платы, премии, повышение в должности, подарки и пр.
При этом система стимулирования работников организации за соблюдение антикоррупционных стандартов может являться составным элементом общей политики стимулирования работников организации.
Вместе с тем необходимо избегать установления таких критериев оценки эффективности деятельности работников организации, которые могут направлять их на совершение коррупционного правонарушения или на несоблюдение установленных в организации процедур (например, критерием материального стимулирования является показатель по затраченному времени на заключение договора, такой критерий может привести к тому, что работник организации может пренебречь внутренними процедурами, направленными на контроль делового партнера, в целях дальнейшего получения материального стимула).
Также необходимо учитывать следующие принципы стимулирования:
— соразмерность: вознаграждение должно соответствовать приложенным сотрудником усилиям;
— вознаграждение за ожидаемое поведение: практика свидетельствует о том, что ожидаемое поведение (соблюдение антикоррупционных стандартов) также требует стимулирования;
— достижимость: необходимо устанавливать такие критерии стимулирования, которые возможно достигнуть;
— объективность: рекомендуется избегать критериев, носящих субъективный характер, или методика расчета которых непонятна работникам;
— равенство: работники организации, независимо от специфики трудовой деятельности, должны иметь фактическую возможность получить вознаграждение.
Кроме того, рекомендуется выстроить такую систему, которая направлена на вознаграждение и защиту работников организации, сообщивших о фактах коррупции. Указанная система должна быть направлена на исключение аспекта страха со стороны работника, который может стать препятствием на его желание уведомить руководство о коррупционном правонарушении. При этом рассматриваемая система должна быть выстроена таким образом, чтобы минимизировать злоупотребления со стороны работников организации и при этом учитывать, что такие сообщения могут быть ошибочны.
Памятка Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2019 г. «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование»
Памятка Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 сетября 2019 г.
«Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование»
Обязанность соблюдать положения утвержденной антикоррупционной политики и локальных нормативных актов организации в сфере предупреждения коррупции рекомендуется включить в трудовые договора всех работников организации.
Исходя их положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.
В этой связи, как общие, так и специальные обязанности рекомендуется включить в трудовой договор с работником организации. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
При этом необходимо исключить возможность двойного толкования, при котором на отдельных работников такие обязанности не распространяются. Вместе с тем допускается ситуация, при которой на работников, замещающих должности, связанные с высоким коррупционным риском, возлагается больше антикоррупционных стандартов, например, представления декларации о конфликте интересов.
Утверждаемая антикоррупционная политика организации и локальные нормативные акты организации в сфере предупреждения коррупции, а также возлагаемые в связи с этим на работников антикоррупционные стандарты должны соответствовать закрепленным в Конституции Российской Федерации правам и законным интересам работников, в частности, праву на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также учитывать, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
При применении мер юридической ответственности к работникам, нарушившим положения трудового договора в части соблюдения антикоррупционной политики также необходимо учитывать следующие основные принципы:
— адекватность и соразмерность: санкции не должны быть чрезмерно «мягкими» или чрезмерно «жесткими»;
— применимость: санкции рано или поздно должны быть применены на практике;
— контроль: санкции должны применяться на основании результатов контрольных мероприятий.
При этом нецелесообразно выстраивать антикоррупционную политику организации исключительно на санкциях. Организациям рекомендуется предусмотреть также меры стимулирования. Стимулы позволяют мотивировать работников придерживаться установленных в организации антикоррупционных стандартов.
При наличии ресурсных возможностей организация может также выстроить систему стимулирования, направленную на соблюдение деловыми партнерами антикоррупционных стандартов.
В целях поощрения работников могут быть предусмотрены как материальные стимулы, так и нематериальные или их совокупность.
Материальное стимулирование может предусматривать повышение заработной платы, премии, повышение в должности, подарки и пр.
При этом система стимулирования работников организации за соблюдение антикоррупционных стандартов может являться составным элементом общей политики стимулирования работников организации.
Вместе с тем необходимо избегать установления таких критериев оценки эффективности деятельности работников организации, которые могут направлять их на совершение коррупционного правонарушения или на несоблюдение установленных в организации процедур (например, критерием материального стимулирования является показатель по затраченному времени на заключение договора, такой критерий может привести к тому, что работник организации может пренебречь внутренним процедурами, направленными на контроль делового партнера, в целях дальнейшего получения материального стимула).
Также необходимо учитывать следующие принципы стимулирования:
— соразмерность: вознаграждение должно соответствовать приложенным сотрудников усилиям;
— вознаграждение за ожидаемое поведение: практика свидетельствует о том, что ожидаемое поведение (соблюдение антикоррупционных стандартов) также требует стимулирования;
— достижимость: необходимо устанавливать такие критерии стимулирования, которые возможно достигнуть;
— объективность: рекомендуется избегать критериев, носящих субъективный характер, или методика расчета которых непонятна работникам;
— равенство: работники организации, независимо от специфики трудовой деятельности, должны иметь фактическую возможность получить вознаграждение.
Кроме того, рекомендуется выстроить такую систему, которая направлена на вознаграждение и защиту работников организации, сообщивших о фактах коррупции. Указанная система должна быть направлена на исключение аспекта страха со стороны работника, который может стать препятствием на его желание уведомить руководство о коррупционном правонарушении. При этом рассматриваемая система должна быть выстроена таким образом, чтобы минимизировать злоупотребления со стороны работников организации и при этом учитывать, что такие сообщения могут быть ошибочны.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минтруд подготовил памятку по закреплению обязанностей работников, связанных с предупреждением коррупции.
В трудовые договоры всех работников организации рекомендуется включить обязанность соблюдать положения утвержденной антикоррупционной политики и локальных нормативных актов организации в сфере предупреждения коррупции. Дисциплинарное взыскание за несоблюдение обязанностей по предупреждению коррупции работодатель вправе применить к работнику при условии закрепления таких обязанностей в трудовом договоре.
Даны рекомендации по выстраиванию антикоррупционной политики. Помимо санкций, целесообразно предусмотреть меры стимулирования, вознаграждение и защиту работников, сообщивших о фактах коррупции.
Памятка Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2019 г. «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование»
Текст документа приводится по изданию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Москва, 2019 г.)