какие функции выполняет методология в педагогике

Методология педагогики, ее уровни и функции

Развитие педагогики связано с объективными потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни и трудовой деятельности. Серьёзное влияние на этот процесс оказывает политика и идеология общества.

Однако было бы ошибочным не осознавать, что всё же основной базой педагогических преобразований является методология педагогики и использование всё более совершенных методов исследования.

Прежде чем определить, что означает термин «методология педагогики» дадим определение понятию «методология».

Под методологией науки с этой точки зрения понимается совокупность тех исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

В истории развития педагогической мысли известны две наиболее широко распространённые философские концепции, на базе которых и строились те или иные образовательные и воспитательные системы. Одна из них связана с именами древнегреческих философов – Сократом и Платоном, считавших, что решающим в развитии человека является природное предрасположение, а не внешние условия.

Одновременно имела место и другая точка зрения, утверждающая, что формирование человека определяется внешними условиями и обстоятельствами жизни (Гераклит, Демокрит, Эпикур).

Эти два полхода к разработке педагогической теории имели место и в процессе её дальнейшего развития. Следствием этого явилось то, что в педагогике до сих пор существуют противоречивые теоретические идеи по вопросам развития и воспитания человека

В результате распространения прагматизма, например, в школах США значительно снижен уровень теоретических знаний учащихся. Большинство предметов изучается по их желанию. Многие учащиеся не изучают химию, физику, математику, а вместо их изучают домоводство, арифметику потребления, химию в быту и т д.

Кроме этих, наиболее распространённых теорий, в зарубежных странах возникли, развиваются и появляются целые серии различных философско-педагогических теорий, такие как неореализм, фрейдизм и многие другие.

Следует заметить, что в научной лексике термин «методология» употребляется в нескольких значениях:

· Методология как учение о принципах построения, формах и способах научной деятельности.

· Методология как совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке.

· Методология как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Эти определения не противоречат друг дугу. Более того, они отражают процесс постепенного развития области методологической рефлексии, осознание исследователями собственной деятельности.

Иными словами, выделяют такие уровни методологии как уровень практической деятельностииуровень собственно науки. На первом уровне методология выступает как учение о структуре, организации, методах и средствах деятельности; на втором – как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

Исходя из этого, методологию педагогической науки в наиболее общем смысле следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Общепризнанным является существование нескольких уровней методологического знания:

2. Общенаучная методология (теория познания, логика).

3. Частно-научная методология (методология педагогики или другой конкретной науки).

4. Предметно-тематическая методология или методика и техника научного исследования (методология дидактики, методология повышения квалификации учителей и др.)

Философский уровень выделяется как высший уровень методологии. Его содержание – общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству учебных дисциплин. Конкретно (частно)-научная методология – это совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Последний уровень составляют в основном методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования реальности.

Методологическое знание может выступать дескриптивной (описательной), либо прескриптивной(нормативной) форме. Дескриптивная методология служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная направлена на регуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания.

какие функции выполняет методология в педагогике. Смотреть фото какие функции выполняет методология в педагогике. Смотреть картинку какие функции выполняет методология в педагогике. Картинка про какие функции выполняет методология в педагогике. Фото какие функции выполняет методология в педагогике

К основным функциям методологии педагогической науки относят:

1. Гносеологическуюфункцию – т.е. познавательную, направленную на описание, объяснение, а также предсказание изучаемых явлений.

2.Праксеологическую функцию (преобразовательную) – обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеоглогической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет её практическую значимость.

3. Аксиологическуюфункцию (оценочную) – ее реализация способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д..

4. Рефлексивную функцию – направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований.

5. Функцию нормативного предписания.

6. Эвристическую функцию – заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Высшим уровнем профессиональной подготовки педагога является наличие у него методологической культуры педагога (учителя), признаками которой выступают методологическая рефлексия, критическое осмысление и творческое применение определенных концепций, форм и методов познания; проектирование и конструирование педагогического процесса; критическое отношение к «самоочевидным» положениям, формирующим обыденное педагогическое сознание.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Сущность и функции методологии педагогики

Методология, как и наука в целом рассматривается на современном этапе в двух аспектах: как система научных знаний и научной деятельности «по производству и применению методологических знаний». В этой связи, методология педагогики – это система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о подходах, принципах, способах продуцирования научных знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний, обоснованию программы, логики, методов исследования, оценке качества исследовательской работы.

В области педагогики выделяют три основных вида деятельности: практическую, специально-научную, методологическую, осуществляемую в двух формах: методологического исследования и методологического обеспечения. Практическая, специально-научная, методологическая деятельности различаются по объектам, средствам, результатам (см. табл. 2).

Специально-научная теория, не являясь методологической по существу, выполняет методологическую функцию, является одним из источников методологического обеспечения по отношению к специально-научному исследованию более частного характера. Э.Г. Юдин, говоря об иерархической организации научного знания, подчеркивал, что знание более высокого уровня абстрактности выполняет методологические функции по отношению к более конкретному знанию. Фактически любая научная теория выполняет методологические функции. Например, культурологическая концепция содержания образования выполняет методологическую функцию по отношению к исследованиям в области дидактики, теории воспитания, частных методик. В этой связи, следует различать «методологическое знание» и «функционально-методологическое знание».

какие функции выполняет методология в педагогике. Смотреть фото какие функции выполняет методология в педагогике. Смотреть картинку какие функции выполняет методология в педагогике. Картинка про какие функции выполняет методология в педагогике. Фото какие функции выполняет методология в педагогике какие функции выполняет методология в педагогике. Смотреть фото какие функции выполняет методология в педагогике. Смотреть картинку какие функции выполняет методология в педагогике. Картинка про какие функции выполняет методология в педагогике. Фото какие функции выполняет методология в педагогике

Рис. 4. Источники методологического обеспечения

Основными задачами методологического исследования является выявление закономерностей развития педагогической науки, разработка логики и норм педагогических исследования, анализ их понятийного аппарата и методов. Обеспечить исследование методологически – значить использовать имеющиеся методологические и функционально-методологические знания для предварительного обоснования логики и программы исследования, оценки качества его процедуры и результатов.

Методология педагогики выполняет две основные функции: дескриптивную (описательную) и прескриптивную (нормативную). Дескриптивная методология – учение о структуре науки (объект, предмет, теория, понятийно-терминологический аппарат, методы исследования, научные факты как эмпирический базис, проблемное поле), структуре научного знания (в педагогике – эмпирическое, теоретическое и нормативное знание), закономерностях научного познания. Прескриптивное (нормативное) методологическое знание выступает в форме методологических норм (предписаний, ориентиров), которыми необходимо руководствоваться в процессе исследования, с целью обеспечения его методологической корректности и качества.

Наличие двух функций методологии определяет и разделение оснований методологии педагогики на две группы – основания теоретические и нормативные. К теоретическим основаниям относятся следующие: определение методологии; общая характеристика методологии науки, её уровней (общефилософского, общенаучного, конкретно-научного, методики и техники исследования); методология как система знаний и деятельности; источники методологического обеспечения исследовательской деятельности в области педагогики; объект и предмет методологического анализа в области педагогики. Нормативными основаниями выступают: научно-педагогическое познание как форма духовного освоения мира (наряду со стихийно-эмпирическим и художественно-образным отражением действительности); определение принадлежности работы в области педагогики к науке (характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, понятийно-терминологическая однозначность); типология педагогических исследований; методологические характеристики исследования, сквозь призму которых ученый осуществляет рефлексию процедуры и результатов собственного исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, положения, выносимые на защиту, новизна, значение для науки, значение для образовательной практики; логика педагогического исследования.

1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А.А. Андреев. – М., 2002. – 264 с.

2. Березовин, Н.А. Педагогика высшей школы: теория. Хрестоматийные тексты. Творческие задания: учебно-метод. пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов: в 3 ч. / Н.А. Березовин, О.Л. Жук, Н.А. Цырельчук. – Минск: МГВРК, 2009.

3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для пед. вузов по спец. «Педагогика и психология» / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 2005. – 208 с.

4. Краевский, В.В. Общие основы педагогики : учеб. для пед. вузов / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – 256 с.

5. Микешина, Л.А. Методология научного познания в контексте культуры / Л. А. Микешина. – М.: Исслед. центр по пробл. управл. качеством подготовки специалистов, 1992. – 174 с.

6. Северин, С.Н. Введение в нормативную методологию педагогики: пособие / С.Н. Северин. – Брест: БрГУ, 2008. – 81 с.

8. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы / Ю.В. Сорокопуд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 541 с.

9. Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э.Г. Юдин. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 421 с.

какие функции выполняет методология в педагогике. Смотреть фото какие функции выполняет методология в педагогике. Смотреть картинку какие функции выполняет методология в педагогике. Картинка про какие функции выполняет методология в педагогике. Фото какие функции выполняет методология в педагогике

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

какие функции выполняет методология в педагогике. Смотреть фото какие функции выполняет методология в педагогике. Смотреть картинку какие функции выполняет методология в педагогике. Картинка про какие функции выполняет методология в педагогике. Фото какие функции выполняет методология в педагогике

какие функции выполняет методология в педагогике. Смотреть фото какие функции выполняет методология в педагогике. Смотреть картинку какие функции выполняет методология в педагогике. Картинка про какие функции выполняет методология в педагогике. Фото какие функции выполняет методология в педагогике

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

какие функции выполняет методология в педагогике. Смотреть фото какие функции выполняет методология в педагогике. Смотреть картинку какие функции выполняет методология в педагогике. Картинка про какие функции выполняет методология в педагогике. Фото какие функции выполняет методология в педагогике

Источник

Понятие, структура и уровни методологии педагогики

Наука сможет развиваться только при накоплении новых фактов. Для такого накопления необходимо наличие научно обоснованных методов исследований, на которые влияют комплекс теоретических принципов, именуемых методологией.

Понятие и структура педагогической методологии

Методология – это наука о принципах формирования, способы и формы научно-познавательной активности. Научная методология описывает такие элементы исследований:

Также научная методология помогает формировать понятие о структуре и последовательности решения разных задач исследований.

Методология в педагогике – это комплекс теоретических принципов о педагогическом познании и изменения действительности.

Такой термин объединяет две важных категории научного инструментария. К первой категории относят систему методов познания реальности в педагогике.

Познание в педагогике – это объединение средств, условий, предписаний и ориентиров исследования.

Ко второй категории относят различные положения, принципы, методы, процедуры, которые представляют технологию преобразования и регуляции работы педагога.

Уровни педагогической методологии

Выделяют 4 уровня методологии:

Философский уровень

Общие принципы познания и научные категории в целом – это философия и методология педагогики на высшем уровне.

Система философский знаний выполняет функции методологии. Для исследования чаще всего используются такие направления в философии:

Экзистенциализм также называют философией человеческого бытия. Полагаясь на это направление, человек – индивид, в котором с самого начала заложены все способности и возможности, и только от человека зависит их развитие, не от воздействий внешних факторов. Воспитание является самовоспитанием. Объект познания – это внутренний мир человека. Важную роль образования данное направление возлагает на гуманитарные предметы, а в воспитании – самовоспитанию, саморазвитию и самообучению. Философия существования человека изучает его внутренний мир, ценности и проявление внутренней обусловленной деятельности. На данном направлении формируются концепции в педагогике, которые основываются на образовательной гуманитарной парадигме.

Главная цель прагматизма – чтобы школа не учила, а готовила ребёнка к жизни в обществе. Используются практические методы образования. Главная идея – уникальность каждого человека. Такая идея привела к педоцентризму – ребёнок считается центром процесса образования.

Главная цель бихевиоризма – улучшить человеческое поведение. Главная задача образования – приобщить человека к общественным нормам, создавая для этого специальные условия, которые мотивируют нужное поведение, и закрепляют такой процесс при помощи поощрений. На принципах бихевиоризма сформированы определённые теории организации воспитательной среды и программированного образования.

Общенаучный уровень

Ко второму уровню относят общенаучную методологию, которая изучает общенаучные принципы и подходы методологии в педагогики.

Конкретный научный уровень

Конкретно-научная методология – это комплекс принципов, методов исследования и процедур, которые применяются в конкретной научной дисциплине.

Такая методология конкретной науки включает в себя проблемы рассмотрения особенностей характера для научного образования в данной определенной области. Также к конкретно-научной методологии относят изучение проблем системного подхода и моделирование в исследованиях педагогики.

Технологический уровень

Технологическая методология – это методика и техника исследований, или конкретный комплекс процедур, которые способствуют получению эмпирической достоверной информации и её обработке для следующих добавлений в комплекс научных знаний.

Методология на данном уровне характеризуется сильным нормативным характером.

Все уровни методологии формируют определенную систему. В середине этой системы все уровни подчиняются друг другу и взаимодействуют. Базой методологического знания является философский уровень. Он определяет человеческое мировоззрение и взгляды на процесс познания и изменение действительности.

Источник

Методология педагогики.

Термин «методология» в научной лексике используется в нескольких смыслах:

3) методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Существует два уровня методологии: I уровень – уровень практической деятельности; II уровень – уровень науки.

На I уровне: методология рассматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

На II уровне: методология – это учение о принципах организации, формах и методах научного познания.

Методология педагогикиучение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

В этом определении соединены две группы инструментария – комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности.

В педагогике, как в любой другой науке, признано существование иерархии методологий и выделяются:

общенаучная методология (материалистическая диалектика, теория познания, логика);

частно-научная (методология педагогики или др. науки);

предметно-тематическая (например, в педагогике методология дидактики, методология (отбора) содержания образования; методология повышения квалификации учителей математики и т. д.).

Функции методологии педагогической науки (педагогики):

1) гносеологическая (познавательная) функция – реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, процессов;

2) праксеологическая (преобразовательная) функция – обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;

3) аксиологическая (оценочная) функция или функциякритики развития педагогической науки – реализация этой функции способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.;

4) рефлексивная функция – направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; т.е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой педагогической науки;

5) функциянормативного предписания – показывает «что должно быть и как»;

6) эвристическая (творческая) функция – заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Важнейшей особенностью развития педагогики является процесс интеграцииметодологии науки и методологии практики. Это означает, что методология педагогической науки определяет для практиков-педагогов условия, пути, способы решения педагогических задач, а методология практики обеспечивает ученых-педагогов информацией о целесообразности методологических инструментариев и технологий преобразования педагогической реальности.Взаимообусловленность методологий практики и науки способствуеттеоретико-прикладному обеспечению разрешения научно-практических проблем; разработке методологического аппарата любого педагогического исследования теоретических и практических проблем образования. Интеграция методологий практики и науки обеспечивает внедрение инноваций в педагогическую практику, т.е. разработки целей, содержания, технологий инновационной педагогической деятельности, системы критериев эффективности инноваций.

Основными методологическими подходами в педагогике являются:

4) полисубъектный (диалогический);

Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:

— принцип целостности, который отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;

— принцип структурности, позволяющий описывать системы как структуры через раскрытие совокупности связей и отношений между ее элементами;

— принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы;

— принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемых, в свою очередь, как системы;

— принцип множественности представления системы, означающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта;

— принцип историзма, требующий изучения системы и ее элементов не только как статических, но и как динамичных, имеющих историю своего развития.

При системном подходе, например, система образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержание образования на всех его ступенях, формы, методы, средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всей образовательной системы и функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования.

Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он на­стоятельно требует признания уникальности личности, ее интел­лектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естествен­ный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Установлено, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обуславливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.

Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).

Для осуществления преобразования человеку необходимо изменить иде­альный образ своих действий, замысел деятельности. В этой связи он исполь­зует особое средство — мышление, степень развития которого определяет сте­пень благополучия и свободы человека. Именно осознанное отношение к миру позволяет человеку реализовать свою функцию субъекта дея­тельности, активно преобразующего мир и себя на основе процессов овладения общечеловеческой культурой и культуросозидания, самоанализа результатов деятельности. Преообразовательная деятельность включает как идеализацию, так и реализацию замысла, что является фактором развития рефлексивных способностей человека, направленных на самоанализ, самооценку, коррекцию деятельности, результатов собственного труда, взаимоотношений с окружающим социумом.

Деятельностный подход применительно, например, к изучению процесса формирования личности ребенка означает, что игра, учение, общение являются важнейшими факторами становления и развития растущего ребенка. При этом важнейшими педагогическими требованиями к организации воспитания выступают определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подход означает, что сущность личности значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включена личность. Личность обретает свое «человеческое» содержание в общении с другими. В этом смысле личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.

Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.

Аксиологический (или ценностный) подход выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой, т.е. выполняет роль механизма связи между практическим и абстрактно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом. Значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. С изменением социально-экономических условий жизни трансформируются и педагогические ценности. Так, в процессе развития педагогической науки и практики выделяются изменения, связанные, во-первых, со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративное и позже на проблемно-развивающее и личностно-ориентированное; во-вторых, с переходом от командно-регулирующего воспитания к личностно-гуманному. Аксиологический подход в педагогике, основанный на гуманистических ценностях, является методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе осво­енной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально но­вое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В свя­зи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека, станов­ление его как творческой личности и субъекта культуры.

Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок, функционируют различные образовательные учреждения. Реализация этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса предполагает разрешение педагогами следующих задач: во-первых, изучение и формирование этой среды, во-вторых, максимальное использование ее воспитательных возможностей.

Антропологический подходвпервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский (1824–1870 г.г.). В его понимании – это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики.

Основные идеи современной педагогической антропологии, которые являются методологическими основаниями исследований в области педагогики:

– образование – атрибут человеческого бытия (бытие человека реализуется в непрерывном образовании);

– цели и средства образования выводятся из сущности человека; расширяется круг традиционных педагогических понятий такими категориями, как «жизнь», «свобода», «смысл», «творчество», «событие», «антропологическое пространство», «самостановление»;

– использование антропологического подхода к изложению знаний конкретных наук о человеке (история как историческая антропология, биология – биологическая антропология и т. д.);

– природа воспитания диалогична;

– условия и технологии воспитания и обучения задаются с антропологических позиций и направлены на становление родовых качеств личности воспитанника;

– детство самоценно, ребенок – «ключ» в познании человека.

Использование антропологического подхода при исследовании, например, педагогического процесса школы, предполагает рассмотрение таких антропосистем, как учащийся, педагог, ученический и педагогический коллективы. При этом они представляются как открытые, саморазвивающиеся личностные и социальные системы; а педагог – это антропотехник, владеющий средствами, «инструментами» управления процессом становления личности ученика.

Использование методологических подходов педагогики позволяет, во-первых, определить ее научно-теоретические проблемы, установить их иерархию, разработать стратегию и основные способы их разрешения, во-вторых, обосновать, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики; а также осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *