какие функции выполняет педагог организуя работу в детском коллективе

Статья на тему «Роль педагога в формировании детского коллектива»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Роль личности педагога в формировании детского коллектива.

Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта.

Для формирования полноценного детского коллектива, способного влиять на развитие отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые условия:

— вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка

— выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников, осуществляется им добровольно.

К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью.

Но эти условия могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива.

Решающим фактором является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.

Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении педагог может через:

— создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым

— создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников

— использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях.

Приведу несколько несложных педагогических приемов, использование которых поможет каждому педагогу в формировании детского коллектива.

Начать эту работу нужно уже с первых занятий. Когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Для того чтобы это реально произошло, недостаточно ограничиться обычной перекличкой, а следует провести небольшую игру – знакомство, во время которой каждый из присутствующих расскажет всем немного себе.

Подкрепить первоначальные действия по работе с детским коллективом может традиционно используемый ритуал – посвящение в члены детского объединения.

Постепенно может вводиться система временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива. В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, проверка готовности ребят к занятию (наличие необходимых инструментов и материалов и др.), раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка кабинета к учебному занятию и т.д.

Еще одним способом объединения учащихся в единый коллектив может стать организация различных форм внеучебных мероприятий. Для сплочения ребят не важно будет ли это день рождения коллектива или посещение театра. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения.

Каждый человек, который так или иначе причастен к детскому коллективу, ответственен за будущее того или иного ребёнка. А поэтому я считаю, что в учебно-воспитательной работе самое главное:

— чтобы ребёнок не терял веры в свои силы;

— не стеснялся сомневаться;
— не чувствовал, что у него что-то не получается;

— отстаивал своё мнение,
— чтобы ребёнок свободно размышлял вслух; чтобы думал, анализировал, доказывал, спорил.

Для достижения всех этих целей, надо формировать у учащихся такие черты характера, как трудолюбие, организованность, усидчивость, упорство в достижении поставленной цели.

Для младших школьников эмоционально-психологический климат является одним из основных параметров, влияющих на успешность обучения. Эмоциональное состояние воспитанников, взаимоотношения с товарищами и педагогом формируют мотивационную сферу младшего школьника, а на ее основе формируется и развивается познавательная сфера. Успех в обучении зависит не только от особенностей развития, но и от эмоционального состояния ребенка, направленности его личных усилий и интересов.

В свою очередь, плохая успеваемость, как правило, ведет к ухудшению отношений ребенка со сверстниками и как следствие – к снижению уровня самооценки. Ребенок становится конфликтным, замкнутым.

В 9-10 лет у учащихся начинает формироваться «чувство взрослости», что характеризуется новой личностной позицией по отношению к учебной деятельности, по отношению к сверстникам.

В этот момент очень важно выделить и помочь тем детям, которые не владеют приемами и навыками межличностного общения, не умеют разрешать конфликты мирным способом, являются изолированными. Педагогу следует также обращать внимание на общий психологический фон в группе, возможно, разнообразить или изменить некоторые формы и методы воспитательной работы.

Но влияние педагога будет оптимальным только в том случае, если воспитанник положительно к нему относится, если в его сознании складывается представление о нем как о человеке много знающем и умеющем, добром и справедливом. Это значит, что прежде всего педагог должен быть гуманным, высокообразованным и творческим человеком. В общении с детьми он не может допустить фальши, неискренности, нетерпимости, грубости, раздражительности, злости, потери самообладания. Он должен уметь понять всех и каждого, вовремя прийти на помощь, обладать педагогическим терпением. Ведь именно от мастерства педагога, его общения зависят взаимопонимание, установление в детском коллективе дружбы, чуткости, отзывчивости.

Детский коллектив может развиваться только при правильном влиянии на него педагога и хорошо сформированном педагогическом общении.

Для успешного взаимодействия педагога и учащихся необходимо наличие у него следующих педагогических качеств и способностей:

интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения;

способность эмоциональной эмпатии и понимания детей;

умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами;

хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

Педагог играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание.

Преимущественно через него строятся отношения между детьми в группе: педагог организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются воспитанниками. Дети смотрят друг на друга глазами взрослых.

Свою задачу вижу в том, чтобы создать условия, при которых каждый ребенок получает возможность развивать свое умение учиться.

1. Гейхман Л. К. Коммуникативная компетентность профессионала.

Профессиональное образование, 2006г.

2. Дереклеева Н. И. /Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и

во внеклассной работе. Москва, 2005г.

3. Кабдолова К. Л. Формирование компетенций как необходимое условие

повышения качества образования. Открытая школа, 2004г.

Источник

Педагогическая работа воспитателя по формированию детского коллектива

какие функции выполняет педагог организуя работу в детском коллективе. Смотреть фото какие функции выполняет педагог организуя работу в детском коллективе. Смотреть картинку какие функции выполняет педагог организуя работу в детском коллективе. Картинка про какие функции выполняет педагог организуя работу в детском коллективе. Фото какие функции выполняет педагог организуя работу в детском коллективе Кира Чупрова
Педагогическая работа воспитателя по формированию детского коллектива

1 Педагогическая сущность детского коллектива 5

2 Система деятельности воспитателя по формированию детского коллектива 9

3 Особенности формирования детского коллектива 14

Список использованных источников 18

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безнравственности. Проблемы воспитания подрастающего поколения связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой.

Проблема нравственности напрямую связана с формированием и развитием коллектива. Коллектив во многом определяет отношение человека к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Коллектив является основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности.

Все эти качества можно развить у детей через формирование детского коллектива.

Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистских отношений, является ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности4. В коллективных отношениях отражается характер всей совокупности общественных отношений. Коллектив обладает способностью, поддерживая и развивая духовно-нравственные ценности в своих членах, противостоять негативным явлениям, изживать все асоциальное, вредное и наносное.

Объект: детский коллектив.

Предмет: педагогическая работа воспитателя по формированию детского коллектива.

Цель: изучить особенности педагогической работы воспитателя по формированию детского коллектива.

1. Раскрыть педагогическую сущность детского коллектива;

2. Изучить систему деятельности воспитателя по формированию детского коллектива.

1 Педагогическая сущность детского коллектива

Для того чтобы создавать детский коллектив и строить на его основе воспитательный процесс, нужно знать педагогическую природу этого процесса. Теоретически она обоснована в работах С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, Т. Е. Конниковой, А. Т. Куракина, Л. И. Новиковой, но фундамент ее составляет учение А. С. Макаренко об этапах («стадиях») развития коллектива.

Положения А. С. Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания. В статье «Цель воспитания» он выделяет следующие признаки коллектива:

общественно ценные цели;

совместная деятельность по их достижению;

отношения взаимной ответственности;

организация органов самоуправления;

направленность деятельности на общую пользу5.

В дальнейшем в отечественной социальной психологии был выделен ряд признаков, характеризующих группу как коллектив. Большое значение здесь сыграли работы А. В. Петровского, И. Н. Платонова, Л. И. Уманского и др.

Л. И. Уманским и его сотрудниками в основу характеристики группы как коллективабыли положены следующие критерии:

содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);

групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;

психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое)1.

На основе указанных признаков Л. И.Уманский предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития:

группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);

группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);

группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);

коллектив1.

Коллектив имеет сложную структуру, так как связан общностью целей с другими коллективами.

Психологи в определении понятия «коллектив»подчеркивают его психологическую сущность: коллективами принято называть малые контактные группы, члены которых объединяются на основе межличностных отношений, единства ценностной ориентации, общей деятельности3.

В детском коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка детей к активному участию в общественной жизни.

Детский коллектив не может развиваться автономно, без участия педагога, поэтому на первых стадиях развития коллектива детей педагогу необходимо осознать важность и необходимость своей позиции и выстаивать свою деятельность, исходя из первоцели.

Формальная структура коллектива строится на деловых (формальных) отношениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в обшей деятельности под руководством выборного органа коллектива.

идейно-воспитательной: детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

организаторской: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения3.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

Началом организации коллектива является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить. Эта цель обязательно должна содержать осознаваемую ими перспективу и сплочения их коллектива,и собственного роста: нравственного, делового, творческого.

2 Система деятельности воспитателя по формированию детского коллектива

В федеральном государственном образовательном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования большое внимание уделяется вопросу организации самостоятельной деятельности детей. Согласно новому нормативному документу образовательная программа должна «предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов»6.

Наиболее общее название специально организованного отрезка совместной деятельности педагога и воспитанников по решению воспитательных задач представляет собой воспитательное дело, в ходе которого осуществляется формирование детского коллектива.

Развитие детского коллектива связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными воспитанниками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований. Однако эти противоречия при умелом педагогическом управлении становятся движущей силой процесса развития личности, её воспитания и социализации.

Деятельность воспитателя при управлении развитием детского коллектива можно представить следующим образом (таблица 1)3:

группы на данном этапе

коллектива Позиция педагога Стиль

управления Содержание деятельности педагога Новообразования в коллективе

1 Номинальная группа Общее знакомство. Симпатии и антипатии друг к другу. Каждый сам по себе. Определение общих целей и близких перспектив. Формирование отношений в общей деятельности Предъявляющий требования Требующий, настраивающий, приказывающий Предъявление единых требований. Выбор общей деятельности. Планирование и организация общения. Оценивание результатов. Принятие общих целей.

ассоциация Имеет общую цель, официальную структуру единства, общих интересов. Ведение группы от близких перспектив к средним и дальним. Организатор Основной – требующий. Вводится стиль коллегиальный, советующийся. Создание атмосферы сотрудничества. Организация коллективного планирования, анализа и оценивания результатов деятельности. Цели группы становятся привлекательными для ее членов. Появление законов и норм жизни группы.

3 Группа-кооперация Стабильная структура, характерно сотрудничество; положительные эмоционально-психологические отношения Формирование эмоционального единства. Помощник Сочетание требующего с советующийся, консультирующийся Вспомогательный – просящий, уступчивый Коррекция положения личности в группе. Привлечение всех к коллективной деятельности через совместное целеполагание, планирование, осуществление деятельности, ее контроль и анализ. Цели группы стали мотивами деятельности её членов. Появление и укрепление традиций в группе. Существует четкая система ответственной зависимости.

4 Группа-автономия Внутренняя сплоченность, отсутствие группировок. Выражено стремление быть вместе. Гармонизация личных и общественных интересов Сотрудник Ведущий – коллегиальный, консультирующийся. Развитие инициативы, активности каждого. Самостоятельность, сплоченность группы. Ценностно-ориентационное единство.

5 Группа-коллектив Согласованность личных и общественных интересов. Активность. Инициативность. Связи с другими группами на основе сотрудничества и взаимодействия Консультант Консультирующийся, советующийся. Вспомогательный – соглашающийся Использование влияния коллектива на воспитание личности. Создание условий для самореализации личности. Высокая организованность, психологическое единство. Защищённость личности в коллективе.

Основная идея, отражающая современный, личностно ориентированный подход к работе с детским коллективом, заключается в том, что коллектив должен являться для воспитателя не самоцелью, а средством воспитания каждого ребёнка, своеобразным инструментом создания оптимальных условий для гармоничного развития личности.

3 Особенности формирования детского коллектива

Взаимодействия ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах.

В дошкольные годы ребенок, как правило, долгое время проводит в группе сверстников, которую можно считать первой ступенью социальной организации детей.

В младшем и среднем дошкольном возрасте условием развития детского сообщества выступает коллективный образ жизни в детском саду, основанный на равенстве и партнерстве в совместных видах деятельности (игра, труд, художественное творчество).

В совместных играх разворачивается инициатива ребенка, расширяется диапазон его эмоциональных состояний. Детскую деятельность еще нельзя назвать коллективной, но педагог стремится к тому, чтобы помочь ребенку согласовывать и планировать свои действия с другими детьми.

Для старших дошкольников свойствен коллективный характер большинства видов деятельности. Происходит освоение новых форм сотрудничества (совместное планирование, распределение ролей, обязанностей). Организация воспитателем коллективной деятельности создает благоприятные возможности для развития межличностных взаимоотношений детей.

Развивая коллективные взаимоотношения, педагог показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности. Он помогает дошкольникам понять и эмоционально пережить чувство удовлетворения от результатов общих усилий.

Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Это процесс, по мнению известного отечественного психолога Петровского А. В., включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз (таблица 2)1:

1 Адаптация личности в коллективе Предполагает активное усвоение личности действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности

2 Индивидуализация Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации

3 Интеграция личности в коллективе Коллектив принимает личность, оценивает индивидуальные особенности, а личность в свою очередь, устраивает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить индивидуальность и творческий вклад в коллектив

Каждая из представленных стадий социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия становления и возможностей самореализации. Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.

Развивая коллективные взаимоотношения, воспитатель показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности. Он помогает дошкольникам понять и эмоционально пережить чувство удовлетворения от результатов общих усилий.

Руководство педагога на разных этапах осуществления проекта коллективнойтворческой деятельности имеет свои особенности:

Таким образом, современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.

Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистских отношений, является ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности.

В качестве основы формирования детского коллектива выступает совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Детский коллектив не может сформироваться и развиваться автономно, без участия педагога.

Коллектив является для воспитателя средством воспитания каждого ребенка, своеобразным инструментом создания оптимальных условий для гармоничного развития личности.

Формирование и развитие детского коллектива осуществляется в цепочке решения задач, требующих коллективного взаимодействия, сотворчества и сотрудничества. Воспитатель для решения этих задач использует разнообразные методы и приемы, содержащие в своей основе идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием.

Список использованных источников

1 Борытко Н. М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов / под ред. Н. М. Борытко. —Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2014.— 98 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика».Вып. 7).

3 Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. :Юрайт-М,2001.—607с.

Презентация «Сплочение детского коллектива» «Сплочение детского коллектива»Данная презентация обобщает мой опыт по сплочению детского коллектива в условиях ДОУ. В презентации представлены.

какие функции выполняет педагог организуя работу в детском коллективе. Смотреть фото какие функции выполняет педагог организуя работу в детском коллективе. Смотреть картинку какие функции выполняет педагог организуя работу в детском коллективе. Картинка про какие функции выполняет педагог организуя работу в детском коллективе. Фото какие функции выполняет педагог организуя работу в детском коллективе«Тимбилдинг» как эффективный инструмент формирования детского коллектива В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную.

какие функции выполняет педагог организуя работу в детском коллективе. Смотреть фото какие функции выполняет педагог организуя работу в детском коллективе. Смотреть картинку какие функции выполняет педагог организуя работу в детском коллективе. Картинка про какие функции выполняет педагог организуя работу в детском коллективе. Фото какие функции выполняет педагог организуя работу в детском коллективеКонсультация «Организация детского коллектива» Собственно, речь пойдет о тех педагогических действиях, приемах, а также условиях, в том числе психологических, социальных, материальных,.

Проблемно-ориентированный анализ работы педагогического коллектива детского сада Проблемно-ориентированный анализ работы педагогического коллектива мкдоу «Детский сад №14 «Ивушка» за 2018-2019 учебный год. 1.1 Цели и.

Работа воспитателя по формированию культурно-гигиенически навыков у детей Павлова Е. П. воспитатель ГБДОУ Детский сад №11 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга Работа воспитателя по формированию.

Сборник сценариев общественно-полезных дел для сплочения детского коллектива обучающихся 2 класса Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

Коррекционно-развивающая работа воспитателя по заданию логопеда. Тема: «Осень и её признаки. Участок детского сада осенью» 1. Рекомендуется рассказать детям о поздней осени, о том, какие изменения происходят в природе; обратить внимание на то, как изменилась.

Веревочный курс как форма работы по формированию педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения Гуляева А. В., педагог-психолог МАДОУ «Кондратовский детский сад «Акварельки» Суворова А. А., старший воспитатель МАДОУ «Кондратовский детский.

Внеклассное мероприятие «Воспитание сплочённости детского коллектива через понятие «Толерантность» Внеклассное мероприятие «Воспитание сплочённости детского коллектива через понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ» Тип: классный час Цель мероприятия:.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *