какие функции выполняют углеводы на организменном уровне организации живой материи
Конспект урока по биологии «Особенности химического состава организмов: органические вещества, их роль в организме. Углеводы и липиды».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: « Особенности химического состава организмов: органические вещества, их роль в организме. Углеводы и липиды ».
— образовательные: продолжить углубление знаний учащихся с особенностями химического состава и строения углеводов и липидов, их классификацией и биологической ролью, охарактеризовать их многообразие;
— развивающие: способствовать развитию навыков самостоятельной работы, анализировать, сравнивать, делать выводы;
— воспитательные: совершенствовать способы самоорганизации учебной деятельности, упражнять навыки работы в паре и малых группах, формировать коммуникативность обучающихся.
Вид занятия: комбинированное занятие 90минут (лекция с элементами беседы и самостоятельной работы).
Обеспечение занятия: презентация, тесты, карточки задания.
Предметные: углубить знания о составе, строении и функции органических веществ (углеводов, липидов), входящих в состав живых организмов.
Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы
овладение способами самоорганизации учебной деятельности
ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность
формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника,
научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму
Тип урока: комбинированный
Основные термины и понятия урока: углеводы, сахариды, моносахариды, дисахариды, полисахариды, липиды, жиры, функции углеводов, функции жиров.
— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Проверка отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания
Какие вещества относятся к макроэлементам? (кислород, водород, азот, углерод)
Какие вещества относятся к микроэлементам? (натрий, кальций, фосфор, калий, сера, железо и др.)
Какова роль кальция в организме? (свертываемость крови, формирование костной ткани)
Какова роль железа и магния? (перенос кислорода и участие в фотосинтезе соответственно)
Назовите свойства воды (полярность, диполь, теплопроводность, теплоемкость)
Приведите примеры солей, содержащихся в клетке …(катионы калия, натрия и кальция)
3. Самоопределение к изучению нового материала и целеполагание
Определение цели и учебных задач урока.
Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать рассматривать химический состав клетки, изучим органические вещества, которые содержатся в клетке, их структуру, функции и взаимосвязь. Давайте запишем тему урока «Органические вещества. Углеводы. Липиды»
4. Изучение нового материала
Углеводы, или сахариды, — одна из основных групп органических соединений. Они входят в состав клеток всех живых организмов.
Основная функция углеводов — энергетическая (при расщеплении и окислении молекул углеводов выделяется энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность организма). При избытке углеводов они накапливаются в клетке в качестве запасных веществ (крахмал, гликоген) и при необходимости используются организмом в качестве источника энергии. Углеводы также используются и в качестве строительного материала.
Общая формула углеводов:
Углеводы состоят из углерода, водорода и кислорода.
Растворимые в воде углеводы. Моносахариды и дисахариды
из моносахаридов наибольшее значение для живых организмов имеют рибоза, дезоксирибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза.
Глюкоза — основной источник энергии для клеточного дыхания.
Фруктоза — составная часть нектара цветов и фруктовых соков.
Рибоза и дезоксирибоза — структурные элементы нуклеотидов, являющихся мономерами нуклеиновых кислот (РНК и ДНК).
Дисахариды образуются путём соединения двух молекул моносахаридов и по своим свойствам близки к моносахаридам. Например, и те и другие хорошо растворимы в воде и имеют сладкий вкус.
сахароза (тростниковый сахар), мальтоза (солодовый сахар), лактоза (молочный сахар) — дисахариды, образовавшиеся в результате слияния двух молекул моносахаридов:
сахароза (глюкоза + фруктоза) — основной продукт фотосинтеза, транспортируемый в растениях.
Лактоза (глюкоза + галактоза) — входит в состав молока млекопитающих.
Мальтоза (глюкоза + глюкоза) — источник энергии в прорастающих семенах.
Функции растворимых углеводов: транспортная, защитная, сигнальная, энергетическая.
Нерастворимые в воде полисахариды
Полисахариды состоят из большого числа моносахаридов. С увеличением количества мономеров растворимость полисахаридов уменьшается и сладкий вкус исчезает.
полимерные углеводы: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин.
Функции полимерных углеводов: структурная, запасающая, энергетическая, защитная.
Крахмал состоит из разветвлённых спирализованных молекул, образующих запасные вещества в тканях растений.
Целлюлоза является важным структурным компонентом клеточных стенок грибов и растений.
Целлюлоза нерастворима в воде и обладает высокой прочностью.
Хитин состоит из аминопроизводных глюкозы, входит в состав клеточных стенок некоторых грибов и формирует наружный скелет членистоногих животных.
Гликоген — запасное вещество животной клетки.
Известны также сложные полисахариды, выполняющие структурные функции в опорных тканях животных (они входят в состав межклеточного вещества кожи, сухожилий, хрящей, придавая им прочность и эластичность).
Энергетическая – одна из основных функций углеводов. Углеводы (глюкоза) – основные источники энергии в животном организме. Обеспечивают до 67% суточного энергопотребления (не менее 50%). При расщеплении 1 г углевода выделяется 17,6 кДж, вода и углекислый газ.
Запасающая функция выражается в накоплении крахмала клетками растений и гликогена клетками животных, которые играют роль источников глюкозы, легко высвобождая ее по мере необходимости.
Опорно-строительная . Углеводы входят в состав клеточных мембран и клеточных стенок (целлюлоза входит в состав клеточной стенки растений, из хитина образован панцирь членистоногих, муреин образует клеточную стенку бактерий). Соединяясь с липидами и белками, образуют гликолипиды и гликопротеины. Рибоза и дезоксирибоза входят в состав мономеров нуклеотидов.
Рецепторная . Олигосахаридные фрагменты гликопротеинов и гликолипидов клеточных стенок выполняют рецепторную функцию, воспринимая сигналы, поступающие из внешней среды.
Защитная . Слизи, выделяемые различными железами, богаты углеводами и их производными (например, гликопротеинами). Они предохраняют пищевод, кишечник, желудок, бронхи от механических повреждений, препятствуют проникновению в организм бактерий и вирусов.
Липиды — обширная группа жироподобных веществ (сложных эфиров жирных кислот и трёхатомного спирта глицерина), нерастворимых в воде. К липидам относят жиры, воски, фосфолипиды и стероиды (липиды, не содержащие жирных кислот).
Липиды состоят из атомов водорода, кислорода и углерода.
Липиды присутствуют во всех без исключения клетках, но их содержание в разных клетках сильно варьирует (от 2–3 до 50–90 %).
Липиды могут образовывать сложные соединения с веществами других классов, например с белками (липопротеины) и с углеводами (гликолипиды).
запасающая — жиры являются основной формой запасания липидов в клетке.
Энергетическая — половина энергии, потребляемой клетками позвоночных животных в состоянии покоя, образуется в результате окисления жиров (при окислении они дают более чем в два раза больше энергии по сравнению с углеводами).
Жиры используются и как источник воды (при окислении 1 г жира образуется более 1 г воды).
Защитная — подкожный жировой слой защищает организм от механических повреждений.
Структурная — фосфолипиды входят в состав клеточных мембран.
Теплоизоляционная — подкожный жир помогает сохранить тепло.
Электроизоляционная — миелин, выделяемый клетками Шванна (образуют оболочки нервных волокон), изолирует некоторые нейроны, что во много раз ускоряет передачу нервных импульсов.
Гормональная ( регуляторная ) — гормон надпочечников (кортизон) и половые гормоны (прогестерон и тестостерон) являются стероидами.
Смазывающая — воски покрывают кожу, шерсть, перья и предохраняют их от воды. Восковым налётом покрыты листья многих растений, воск используется при строительстве пчелиных сот.
А1. Мономером полисахаридов может быть:
1) аминокислота
2) глюкоза
3) нуклеотид
4) целлюлоза
А2. В клетках животных запасным углеводом является:
1) целлюлоза
2) крахмал
3) хитин
4) гликоген
А3. Больше всего энергии выделится при расщеплении:
1) 10 г белка
2) 10 г глюкозы
3) 10 г жира
4) 10 г аминокислоты
А4. Какую из функций липиды не выполняют?
1) энергетическую
2)каталитическую
3) изоляционную
4) запасающую
А5. Липиды можно растворить в:
1) воде
2) растворе поваренной соли
3) соляной кислоте
4) ацетоне
В1. Выберите особенности строения углеводов
1) состоят из остатков аминокислот
2) состоят из остатков глюкозы
3) состоят из атомов водорода, углерода и кислорода
4) некоторые молекулы имеют разветвленную структуру
5) состоят из остатков жирных кислот и глицерина
6) состоят из нуклеотидов
В2. Выберите функции, которые углеводы выполняют в организме
1) каталитическая
2) транспортная
3) сигнальная
4)строительная
5) защитная
6) энергетическая
ВЗ. Выберите функции, которые липиды выполняют в клетке
1) структурная
2) энергетическая
3) запасающая
4) ферментативная
5) сигнальная
6) транспортная
В4. Соотнесите группу химических соединений с их ролью в клетке:
Тест «Углеводы и липиды»
2) запасающую 3) энергетическую 4) каталитическую
5. Запасным углеводом в животной клетке являются
1) хитин 2) целлюлоза 3) крахмал 4) гликоген
6. К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды?
А) гидрофильные; Б) гидрофобные.
Выберите три правильных ответа из шести.
7. Каковы свойства, строение и функции в клетке полисахаридов?
А) выполняют структурную и запасающую функции
Б) выполняют каталитическую и транспортную функции
В) состоят из остатков молекул моносахаридов
Г) Выберите один правильный ответ
1. Какие вещества образуют основу клеточных мембран?
1. Жиры 2. Фосфолипиды 3. Воски 4. Липиды
2. Остатки какого моносахарида входят в состав молекулы ДНК?
1. Рибозы 2. Дезоксирибозы 3. Глюкозы 4. Фруктозы
3. Остатки какого моносахарида входят в состав молекулы РНК?
1. Рибозы 2. Дезоксирибозы 3. Глюкозы 4. Фруктозы
4. В результате какого процесса органические вещества образуются из неорганических?
1. Биосинтез белка 2. Фотосинтез 3. Синтез АТФ 4. Энергетический обмен
5. При сгорании 1 г вещества выделилось 38,9 кДж энергии. Какое вещество сгорело?
1. Углеводы 2. Белки 3. Жиры 4. И углеводы и липиды
6. Какой из углеводов нерастворим в воде
А) глюкоза; Б) фруктоза; В) рибоза; Г) крахмал.
Выберите 3 правильных ответа
7. Какие функции выполняют углеводы?
Г) Являются гормонами
Е) Источник метаболической воды (образуется при окислении)
8. Какие функции выполняют липиды?
А) Некоторые являются ферментами
Г) Являются гормонами
Д) Источник метаболической воды (образуется при окислении)
Выберите один правильный ответ.
1.Молекула клетчатки в отличие от молекулы липида
1) органическое вещество 3) мономер
2) биополимер 4) неорганическое вещество
2. Углевод дезоксирибоза входит в состав молекулы
1) хлорофилла 2) гемоглобина 3) инсулин 4) ДНК
3. Медведи во время продолжительного зимнего сна необходимую для жизни воду получают за счет
1) расщепления белков 2) талого снега
3) окисления жира 4) окисления аминокислот
4. Липиды в плазматической мембране выполняют функцию
1) структурную состоят из остатков молекул аминокислот
Д) растворяются в воде
Е) не растворяются в воде
8. Какие углеводы относятся к моносахаридам?
А) рибозу
Б) глюкозу
В) целлюлозу
Г) фруктозу
Д) крахмал
Е) гликоген
9. Жиры в организме животных и человека
А) расщепляются в кишечнике
Б) участвуют в построении мембран клетки
В) откладываются в запас в подкожной клетчатке,в области почек, сердца
Г) превращаются в белки
Д) расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот
Е) синтезируются из аминокислот
Домашнее задание: конспект, параграф 5,6
Карточки для индивидуальной работы
2. Выписать моносахариды из перечня: хитин, целлюлоза, крахмал, фруктоза, сахароза, дезоксирибоза, галактоза, мальтоза, рибоза.
1. Почему именно в семенах, плодах и клубнях растений накапливается большое количество включений в виде углеводов и жиров?
2. Выписать дисахариды из перечня: хитин, целлюлоза, крахмал, фруктоза, сахароза, дезоксирибоза, галактоза, мальтоза, рибоза.
1. Почему опасна углеводная диета? Дайте аргументированный ответ.
2. Выписать полисахариды из перечня: хитин, целлюлоза, крахмал, фруктоза, сахароза, дезоксирибоза, галактоза, мальтоза, рибоза.
1. Как и где идет образование углеводов в организме человека?
2. Выписать углеводы, входящие в состав ДНК и РНК из перечня: хитин, целлюлоза, крахмал, фруктоза, сахароза, дезоксирибоза, галактоза, мальтоза, рибоза.
1. Как и где идет образование углеводов в организме растений? Каково практическое значение крахмала?
2. Выписать углеводы, входящие в состав АТФ из перечня: хитин, целлюлоза, крахмал, фруктоза, сахароза, дезоксирибоза, галактоза, мальтоза, рибоза.
Вопросы на закрепление
В какой клетке животной или растительной углеводов больше? Почему?
Какие элементы входят в состав молекул углеводов
Какова общая формула углеводов?
На какие группы делятся углеводы?
Какие функции выполняют углеводы в клетке?
В каких продуктах питания содержится большое количество углеводов?
Какие вещества относятся к липидам?
Соединения молекул каких веществ образует молекулы жира?
Объясните причины нерастворимости (гидрофобности) молекул жира и жировых веществ.
На какие группы делятся липиды?
Какое строение имеют нейтральные жиры?
Раскройте взаимосвязь строения и функции жира.
Какие функции выполняют жир?
В каких клетках наибольшее количество жиров?
Какие функции выполняют углеводы на организменном уровне организации живой материи
Организму для нормальной работы необходимы три основные группы питательных веществ: белки, жиры и углеводы. При этом, чтобы обмен веществ не замедлялся, белки, жиры и углеводы должны поступать в организм в определенных пропорциях.
Но в чем же польза белков, углеводов и жиров? Давайте разбираться с каждой группой этих веществ по порядку
Белки — сложные вещества, состоящие из аминокислот. Это главный строительный материал, без которого невозможен рост мускулатуры и тканей в целом. Белки подразделяются на 2 категории:
Главные функции белков:
Жиры – один из важнейших компонентов живой клетки. Они необходимы как для поддержания энергетического баланса, так и для усвоения некоторых групп витаминов и минеральных веществ. Жиры необходимы организму. Они являются элементом строительства тканей, транспортерами питательных веществ и энергетическими запасами.
Подразделяются они на две большие группы:
Животные жиры – вещества, получаемые от продуктов животного мира. Они содержат в себе высокий процент холестерина и достаточно медленно усваиваются.
Растительные жиры – вещества, источником которых служат исключительно растения. Это большинство видов, масел злаковых и семян, авокадо и оливки. Такие жиры усваиваются легче, чем животные, однако не способны в полной мере их заменить.
Главные функции жиров:
Углеводы – органические вещества, выполняющие строительную, энергетическую и защитную функцию для организма. Они содержатся во всех фруктах и овощах, а также в крупах.
Выделяют простые и сложные углеводы.
Сложные относятся к категории полезных, дающих организму энергию на длительное время и рекомендуемых к регулярному потреблению. Сложные углеводы можно найти в крупах, овощах и несладких фруктах.
Простые, напротив, легко усваиваются и вызывают резкий подъем глюкозы в организме. Это приводит к избытку сахара, получению чрезмерной энергии и образованию излишков жиров, приводящих к избыточному весу. Простые углеводы содержатся в сладостях, мучных изделиях, сладких фруктах, сухофруктах. Если вы хотите перейти на правильное питание, то приучайте себя есть крупы: овсяная, гречневая, ячневая, перловая, пшенная. Они являются источником сложных углеводов, которые дают длительное насыщение и не провоцируют голод.
Главные функции углеводов:
Тест Химический состав клетки в формате ЕГЭ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест № 5 Химический состав клетки
1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы АТФ. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка.
вещество нестойкое, средняя продолжительность жизни одной молекулы менее одной минуты
в состав молекулы входит азотистое основание урацил
молекула является мономером нуклеиновых кислот
по структуре молекула является нуклеотидом
фосфатные группы, входящие в состав молекулы, соединены между собой макроэргическими связями
2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания ферментов. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка.
входят в состав клеточных мембран и органоидов клетки
играют роль биологических катализаторов
имеют активный центр
оказывают влияние на обмен веществ, регулируя различные процессы
3. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания т-РНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка.
способно к редупликации
обеспечивает транспорт аминокислот к рибосомам
короткая молекула, состоит из 70—80 нуклеотидов
входит в состав рибосом
5) имеет форму «клеверного листа» за счёт образования водородных связей между некоторыми нуклеотидами
4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы Р НК. Определите два признака, выпадающих» из общего списка.
вещество нестойкое, средняя продолжительность жизни одной молекулы менее одной минуты
в состав входит азотистое основание урацил
не способна к репликации
по структуре молекула является полимером
фосфатные группы, входящие в состав молекулы, соединены между собой макроэргическими связями
5. Какие функции в клетке выполняют углеводы?
1) каталитическую 4) энергетическую
2) двигательную 5) структурную
3) сократительную 6) запасающую
6. Какие углеводы относятся к полисахаридам?
1) глюкоза 4) сахароза
2) хитин 5) гликоген
3) лактоза 6) крахмал
7. Какие функции выполняет ДНК?
1) переносит генетическую информацию от хромосом к месту синтеза белка
2) хранит наследственную информацию в виде последовательности нуклеотидов
3) является матрицей для синтеза и-РНК
4) участвует в синтезе белка
5) транспортирует аминокислоты к месту синтеза белка
6) передает наследственную информацию из поколения в поколение
8. Каково биологическое значение ферментов?
1) специфические белки
2) выполняют сигнальную функцию
4) активны при высокой температуре
5) неспецифические белки
6) активны при определенной температуре и рН среды
9. Какие функции выполняет вода в живом организме?
6) участвует в образовании секретов и соков в организме
10. Какие функции выполняют липиды на организменном уровне организации живой материи?
1) энергетическую 4) защитную
2) резервную 5) каталитическую
3) регуляторную 6) двигательную
11. Какие функции выполняют белки на клеточном уровне организации живой материи?
1) структурную 4) транспортную
2) запасающую 5) рецепторную
3) пищевую 6) защитную
12. Что из перечисленного входит в состав молекулы АТФ?
1) рибоза 4) три остатка фосфорной кислоты
2) аденин 5) один остаток фосфорной кислоты
13. Каковы особенности строения и функционирования и-РНК?
1) не способна к самоудвоению
2) имеет двойную полинуклеотидную спираль
3) хранит и передает наследственную информацию
4) способна к редупликации
5) имеет одинарную полинуклеотидную цепочку
6) переносит генетическую информацию из ядра в цитоплазму
14. Какие особенности строения характерны для белков?
1) при формировании первичной структуры образуются пептидные связи
2) вторичная структура представляет собой глобулу
3) при формировании третичной структуры образуются дисульфидные «мостики»
4) вторичная структура представляет собой спираль или гармошку
5) для всех белков характерна четвертичная структура
6) при формировании третичной и четвертичной структур образуются пептидные связи
15. Какие из перечисленных химических соединений являются полимерами?
2) целлюлоза 5) холестерин
3) полиэтилен 6) м-РНК
16. Какие функции выполняют углеводы на организменном уровне организации живой материи?
1) входят в состав нуклеиновых кислот и АТФ
2) участвуют в фиксации углекислого газа
3) служат источником энергии в клетке
4) крахмал и гликоген являются резервными углеводами для растений, грибов и животных
5) хитин образует покровы тела членистоногих, муреин образует клеточную стенку у бактерий
6) камеди, выделяющиеся в местах повреждения стволов и ветвей, защищают деревья и кустарники от проникновения инфекции через раны
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-1276690
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.