какие характеристики трудовой деятельности человека не являются объективными
Типология отношения к труду
Типология отношения к труду определяется факторами, его формирующими. Все факторы формирования отношения к труду можно разделить на: объективные и субъективные. Объективные факторы, условия и обстоятельства образуют независимые от субъекта труда (наемного работника) предпосылки его деятельности, связанные с особенностями производственной и непроизводственной среды. Субъективные факторы связаны с отражением внешних условий в сознании и психике работника, с его индивидуальными способностями.
Объективные характеристики труда являются внешними по отношению к работнику, но, тем не менее, воздействуют на работника и оцениваются им. В результате у человека складывается определенная внутренняя позиция по отношению к труду как к типу деятельности. Так как объективные факторы являются внешними по отношению к человеку, то они являются стимулами трудовой деятельности. Напротив, субъективные факторы – мотивами, внутренними побудительными силами конкретной личности.
Объективные факторы бывают общими и специфическими. К общим факторам относятся социально-экономические и иные социальные условия трудовой деятельности. Поэтому к общим факторам можно отнести трудолюбие, как деятельность внутренних побуждений, проявляющихся при сознательном сочетании личных и общественных интересов. Специфические факторы – это обстоятельства и условия конкретной трудовой деятельности: содержание труда, его производственные условия, организация и оплата, социально-психологический климат коллектива, система семейного и школьного воспитания, средства массовой информации и пропаганды, самостоятельность деятельности и степень участия в управлении.
Большое влияние на формирование отношения человека к труду оказывают субъективные факторы: предшествующий опыт, общая и профессиональная культура, психологические, демографические и социально обусловленные особенности человека (пол, возраст, образование, стаж работы, способности, наклонности, степень осознания значимости своей трудовой деятельности). Внешние социальные воздействия, преломляясь через внутренний мир человека (жизненные идеалы, мотивы трудовой деятельности, психологический настрой и др.), становятся влиятельной силой, которая позволяет понять, почему в одной трудовой организации, на одних и тех же участках работы люди по-разному относятся к труду. Одни трудятся инициативно, с полной отдачей сил и способностей, другие – с ленцой, допускают потери рабочего времени, не соблюдают требования производства, нарушают дисциплину труда.
Такая типология достаточно условна, но изучение и анализ групп работников, различающихся отношением к труду, позволяет преодолеть их апатию, равнодушие к труду, и развить интерес и творческий подход к трудовой деятельности.
Трудовая деятельность — определение, виды, структура, особенности
В простом понимании “трудовая деятельность” (ТД) – это действия, выполняемые непосредственно вручную. Но в экономике этот термин означает не только ручной, но и умственный труд. Другими словами, ТД включает в себя как физическую, так и умственную активность, выполненную за денежное вознаграждение. Таким образом, рабочие, врачи, юристы и преподаватели вступают в трудовые отношения.
Определение труда
А. Маршалл: “Любая физическая или умственная трудовая деятельность, которая частично или полностью выполнена с целью получить определенный положительный результат, кроме удовольствия, получаемого непосредственно от работы”.
У.С. Джевонс: “Трудовая деятельность – это любое усилие ума или тела, предпринятое частично или полностью с целью получения какой-то пользы, кроме удовольствия, получаемого непосредственно от работы”.
Рис. 1. Основные характеристики трудовой деятельности
Поэтому важными фактами в отношении ТД являются:
Что не относится к трудовым отношениям?
Например, услуги садовника на участке являются ТД, потому что он получает за нее доход. Но такая же услуга, проделанная им в собственном саду, не будет трудом, поскольку ему за это не платят.
Как пример можно привести ситуации, когда мать воспитывает своего ребенка, учитель помогает сыну с уроками или врач ухаживает за больной женой. Это не считается “трудом” в экономике, поскольку не предназначено для получения дохода.
Рис. 2. Виды трудовой деятельности человека
Трудовую деятельность условно принято группировать по следующим категориям труда:
Физический и умственный
ТД, в которой на первом месте стоит сила, называется физической. Например, грузчики в порту или носильщики багажа в аэропортах.
Во время умственной деятельности работает мозг, при этом моральная нагрузка на организм кажется более тяжелой. чем физическая. Например, услуги юриста, преподавателя, врача, бухгалтера.
Квалифицированный и неквалифицированный
Для выполнения квалифицированной работы необходимы специальные знания, обучение, курсы и навыки. Например, деятельность инженера, доктора, учителя или ученого относится к квалифицированной.
Неквалифицированная работа – деятельность без дополнительных обязательных навыков и образования. Например, грузчик или подсобник относится к этой категории. Оплата услуг квалифицированного персонала обычно выше, чем неквалифицированного.
Производительный и непроизводительный
Производительный труд – тот, который добавляет чистую стоимость продукта. В то время как непроизводительный не добавляет. Производительной считается эффективная ТД, производящая материальные блага. Деятельность, производящая “скоропортящиеся товары”, включая услуги обслуживания, учителей, врачей, юристов, считается непроизводительной.
Но, по словам профессора А. Маршалла, весь труд производителен. Он утверждал, что нет никакого различия в работе пекаря, который печет хлеб, и повара, который варит рис и картофель.
Рис. 3. Организация труда на предприятии
Производительной не является также незаконная деятельность.
ТД, используемая в строительстве зданий, мостов, является производительной, потому что рабочие за нее получали заработную плату.
В связи с этим, профессор Л. Роббинс написал: “Является ли труд продуктивным или непродуктивным — не зависит от его физического или умственного характера работы. Скорее это зависит от его относительной нехватки по отношению к требованию. Все виды трудовой деятельности, которые пользуются спросом и оплачиваются, считаются производительными”.
Важность труда в производстве
Трудовая деятельность — основополагающий активный фактор производства. Она имеет невероятно важное значение в производстве абсолютно всех товаров. Это деятельность разума и тела, выполненная для получения прибыли (кроме удовольствия, полученного непосредственно от работы). В отличие от товаров, ТД нельзя хранить на рынке и снимать с продажи на время понижения заработной платы.
Кроме того, она неотделима от рабочей обстановки. Высокое значение также имеют условия ТД и окружающая среда. Она имеет слабую торговую силу, поэтому все трудовые переговоры и уровень заработной платы обычно регулирует работодатель.
Важно! Предложение рабочей силы не может быстро адаптироваться к изменению спроса. Заработная плата иногда ниже, чем нужно, поскольку обычный безработный не может рассчитать действительную стоимость своего труда. Ему приходится мириться с низкими зарплатами и плохими условиями.
Карл Маркс сказал: “Капитал – это коллективная форма труда, выполненная в прошлом”. Значит — важность труда в экономике игнорировать нельзя.
Предлагаем также просмотреть видео, где подробно рассмотрена технология трудовой деятельности.
Трудовая деятельность человека: понятие, составляющие и особенности
Социальное поведение каждого человека включает такой элемент, как трудовая деятельность. Этот процесс строго фиксированный, и включает в себя ряд функций, которые должен совершать человек. Эти функции являются его обязанностями и регулируются конкретной организацией.
Трудовая деятельность и ее сущность
Специалисты сферы трудоустройства и управления персоналом занимаются решением таких задач, как:
Кроме того, трудовая и рабочая деятельность имеет ряд определенных свойств. В первую очередь, она содержит ряд конкретных трудовых операций. В каждом предприятии они могут быть разными, свойственными лишь этой компании. Кроме того, все предприятия различаются материально-техническими условиями реализации продукции либо оказания услуг. Это касается также временных и пространственных рамок.
Понятие трудовой деятельности включает два основных параметра:
От этих параметров зависят нагрузки во время выполнения работы. Физические обусловлены технологической оснащенностью предприятия, а психические – объемами обрабатываемой информации. Необходимо учитывать риски, которые возникают в случае выполнения монотонной работы, а также взаимоотношений, которые складываются между сотрудниками.
Сейчас очень многие функции переданы автоматике. Таким образом, основной задачей определенной категории работников является управление техникой и ее перепрограммирование в случае необходимости. В результате количество затрат физической силы уменьшается, и все больше людей отдают предпочтение интеллектуальному труду. Еще одним преимуществом автоматизации некоторых процессов является вывод работников из зоны, где они могут быть подвержены вредному воздействию окружающей среды или другим рискам.
Существует и негативная сторона автоматизации производственных процессов – снижение двигательной активности, которое в результате приводит в гиподинамии. Из-за больших нервных нагрузок может произойти аварийная ситуация, а сотрудник становится больше подвержен нервно-психическим расстройствам. Также слишком активно растет скорость обработки данных благодаря новейшему оборудованию, и в результате человек не успевает принимать необходимые решения.
Сегодня должна быть решена одна из главных проблем, которая возникает во время трудовой деятельности, а именно – оптимизация взаимодействия человека и техники. При этом должны учитываться психические и физические характеристики работников, а также разработан ряд нормативов.
Особенности и функции трудовой деятельности
Трудовая деятельность предусматривает некоторые особенности, в частности, касающиеся таких процессов, как продуктивный и репродуктивный. При этом первый вид процессов доминирует над вторым.
Суть репродуктивного процесса состоит в том, чтобы изменять один вид энергии в другой. При этом часть энергии расходуется на выполнение задачи. Таким образом, каждый человек старается как можно меньше расходовать свои силы и при этом получать удовлетворительный результат.
Продуктивный процесс кардинально отличается от репродуктивного. Благодаря этому процессу осуществляется превращение энергии из внешнего мира в результат творческой работы. При этом человек практически не расходует свою энергию, либо быстро восполняет ее.
Среди функций, которые выполняет трудовая деятельность, следует выделить следующие.
Социально-экономическая
Суть социально-экономической функции заключается в том, что субъект труда, каковым является работник, воздействует на ресурсы окружающей среды. Результат этой деятельности – материальные блага, в задачу которых входит удовлетворение потребностей всех членов общества.
Контролирующая
Контролирующая функция, которую выполняет трудовая деятельность человека, заключается в создании сложной системы отношений между членами трудового коллектива, которые регулируются нормами поведения, санкциями, стандартами. Сюда входит трудовое законодательство, различные нормативы, уставы, инструкции и другая документация, цель которой – контролировать социальные связи в коллективе.
Социализирующая
Благодаря социализирующей функции перечень социальных ролей непрерывно обогащается и расширяется. Совершенствуются образцы поведения, нормы и ценности сотрудников. Таким образом, каждый отдельный член персонала чувствует себя полноценным участником в жизни общества. В итоге сотрудники получают не только какой-либо статус, но и способны ощутить социальную идентичность.
Развивающая
Проявляется в том, что каждый работник способен получить опыт, на основе которого совершенствуются навыки. Это возможно благодаря творческой сути каждого человека, которая развита в той или иной мере. Поэтому время от времени повышаются требования к уровню знаний и умений членов трудового коллектива с целью улучшить результаты трудовой деятельности.
Продуктивная
Продуктивная функция направлена на реализацию у работников их творческих способностей, а также самовыражения. В результате данной функции появляются новые технологии.
Стратификационная
Задача стратификационной функции, которая также входит в особенности трудовой деятельности, состоит в оценке потребителями результатов труда, а также в вознаграждении за проведенную работу. При этом все виды трудовой деятельности делятся на более и менее престижные. Это приводит к формированию определенной системы ценностей и созданию лестницы престижа профессий и стратификационной пирамиды.
Сущность элементов трудовой деятельности
Любая трудовая деятельность делится на отдельные элементы, касающиеся разных направлений.
Организация труда
Одним из таких элементов является организация труда. Это ряд мероприятий, необходимых для обеспечения рационального использования трудового коллектива в целях совершенствования результатов производства.
Разделение труда
Успешное протекание всех производственных процессов зависит от членов персонала, каждый из которых в течение рабочего времени должен находиться на своем месте. Все сотрудники имеют собственные трудовые функции, которые выполняют согласно договору, и за которые получают заработную плату. При этом происходит разделение труда: каждый отдельный работник выполняет поставленные ему задачи, которые являются частью общей цели, на достижение которой направлена деятельность компании.
Существует несколько видов разделения труда:
Кооперирование
Каждый отдельный филиал или цех может самостоятельно выбрать персонал, который будет выполнять те либо иные задачи. Элементы трудовой деятельности включают и другое понятие – кооперирование труда. Согласно данному принципу, чем больше осуществляется дробление выполняемых работ на разные части, тем больше сотрудников необходимо объединить для выполнения поставленных задач. В кооперирование входит такое понятие, как специализация производства, то есть сосредоточение выпуска конкретного вида продукции в данном подразделении.
Обслуживание рабочих мест
Поскольку от эффективности работы оборудования зависит работоспособность и результативность работников, нанимаются сотрудники, которые занимаются обслуживанием устройств, применяемых в целях производства.
Норма времени
Этот элемент регулирует время, затрачиваемое на выполнение работы. Этот показатель непостоянен: человек может выполнять больше нормы за определенный период времени. Даже если сотрудник продолжительное время работает согласно определенной норме, он в любое время может заняться улучшением эффективности своей деятельности и справляться с задачами значительно быстрее.
Оплата труда
Одним из важнейших элементов и удерживающих факторов на рабочем месте является заработная плата. Если работник справляется со своими задачами лучше, чем требуется, его могут повысить либо выдать материальное поощрение. Таким образом, желание заработать становится причиной повышения производительности работника.
Способы повышения эффективности работы
Итог деятельности предприятия зависит не только от увеличения штата сотрудников и улучшения материально-технической базы, но и от повышения квалификации уже имеющихся работников. Это достигается благодаря проведению обучения на предприятии. Такое обучение, по сути, является приспособлением организма к новым психофизиологическим функциям, которые должен в дальнейшем выполнять работник.
Чтобы достичь цели трудовой деятельности, работник нуждается в отдыхе. Один из самых эффективных способов повысить качество результата деятельности персонала – оптимизация режима работы и отдыха. Как правило, смена работы и отдыха должна быть соблюдена в определенные отрезки времени, а именно на протяжении:
Конкретное время, выделяемое на отдых, зависит от условий, в которых работает сотрудник, а также от условий трудового договора. Это относится как к кратковременным перерывам (в течение рабочего дня), так и к продолжительным (в течение года). Так, для большинства профессий установлена норма кратковременного отдыха 5-10 мин. в течение часа. Благодаря этому перерыву можно восстановить психофизиологические функции организма, а также снять напряжение.
Мотивация трудовой деятельности
Кроме основной мотивации в форме материального вознаграждения работник может иметь и другие мотивы, которые обусловлены определенными обстоятельствами и причинами. Например, одним из основных мотивов является потребность находиться в коллективе, а не вне его. Этот фактор влияет на другой мотив – стремление самоутвердиться, которое в большинстве случаев свойственно специалистам высокой квалификации, стремящихся получить руководящую должность.
Среди других не менее важных мотивов следует назвать стремление к приобретению чего-либо нового, к состязательности, к стабильности. Человек может иметь несколько мотивов, объединенных в одно мотивационное целое, которое определяет трудовая деятельность. Как правило, выделяют три вида ядра, которые характеризируются стремлением к:
Первая группа связана с желанием получения стабильного благополучия, вторая заключается в попытках реализовать себя в качестве успешного сотрудника, суть третьей – показать свою значимость и продемонстрировать социальную руль, принимая активное участие в общественной деятельности.
Определившись с мотивами, работник может достичь определенных успехов, а также удовлетворить свои потребности путем выполнения поставленных руководством задач. Таким образом, рекомендуется тщательно изучить мотивацию работников, а на ее основе выработать систему стимулов, которая повысит работоспособность трудового коллектива.
Система стимулирования будет действовать эффективней, если работодатель применит комплексный подход в его разработке. Стимулирование должно опираться на традиции, установившиеся в компании, с учетом общего направления деятельности предприятия. При этом желательно, чтобы сотрудники предприятия также участвовали в разработке системы стимулирования.
Особенности индивидуальной деятельности
Совсем иначе обстоит дело с индивидуальной трудовой деятельностью. Законодательство Российской Федерации разрешает, помимо создания предприятия как юридического лица, проведение индивидуальной деятельности. Как пример – частное преподавание предметов, подготовка детей к школе, репетиторство. Однако такая индивидуальная деятельность имеет свои преимущества и недостатки, из-за чего многие не решаются заняться репетиторством.
Такой преподаватель не обязан оформлять лицензию, которая давала бы ему право осуществлять преподавательскую деятельность. Также значительно проще вести собственный бухгалтерский учет. Однако существуют некоторые нюансы, при которых репетитор обязан выплачивать больший процент налога в сравнении с организациями.
Индивидуальную педагогическую трудовую деятельность можно причислить к интеллектуальному труду. Как и любая другая работа, этот вид деятельности направлен на получение определенного дохода, а поэтому должен быть зарегистрирован.
Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность может быть связана не только с проведением занятий по внешкольной программе. Она включает также продажу товаров, связанных с образовательной сферой, а именно: учебников, ручек, тетрадей и т.д. Кроме того, любой индивидуальный предприниматель может заниматься разработкой методик и программ обучения.
Регистрация должна проходить в соответствии с законодательством Российской Федерации. Процесс регулируется Гражданским кодексом и рядом других документов. При регистрации необходимо подать фото, удостоверяющий личность документ, а также свидетельство, подтверждающее уплату регистрационного сбора.
Основные характеристики трудовой деятельности
Характеристиками трудовой деятельности можно обозначить:
17. Энергетические затраты (10.5 – 18 МДж) – уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряжённости выполняемой работы.
Эта энергия частично расходуется на совершение полезной работы и частично рассеивается в виде теплоты, нагревая тело человека и окружающую среду. Основной обмен – характеризуется величиной энерг. затрат в состоянии полного мышечного покоя в станд. условиях. Изменение позы, интенсивности мышечной деятельности, информ. насыщенности труда, степени эмоц. напряжения и других факторов приводят к доп. затратам энергии.
— люди умств. труда (инженеры, врачи) 10,5 – 11,7 МДж
— работники механиз. труда (рабочие, операторы) 11,7 – 12,5 МДж
— работники, выполн. работу сред. тяжести (сельскохоз. работники, литейщики, хирурги) 12,5 – 15,5 МДж
— работники, выполн. тяж. физ. работу () 16,3 – 18 МДж
18. Физическая тяжесть труда – это нагрузка на организм, требующая, преимущественно, мышечных усилий. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учётом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.
Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. Работа с преимущ. участием мышц рук и плечевого пояса: до 2500кгм – оптимальная (легкая); до 5000кгм – допустимой (средней); а при превышении последней величины условия труда считаются вредными (тяжелый труд). Статическая нагрузка связана с затратой человеком усилий без перемещения тела и его частей. При легкой физ. нагрузке (оптим. класс условий труда) величина стат. нагрузки за смену при удержании груза двумя руками не должна превышать 18000кгс, при удержании груза с участием мышц корпуса и ног – 43000кгс, а при работе средней тяжести – соответственно 36000 и 100000кгс.
19. Напряжённость труда – характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм, требующей, преимущественно, интенсивной работы мозга. При оценке степени напряжённости учитывают эргономические показатели – сменность труда, поза, число движений и т.д. Наиболее легким считают умственный труд, в котором отсутствует необходимость принятия решения. Такие условия труда считаются оптимальными. Если же оператор работает и принимает решения в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым. К напряженным вредным условиям 1-ой степени относят труд, который связан с решением сложных задач по известным алгоритмам или работой с использованием нескольких инструкций. Творческая деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения, должна быть отнесена к напряженному труду 2-ой степени тяжести.
20. Классификация гигиен. условий труда.
Условия труда– совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. В основу гигиенической классификации положены наличие и выраженность вредных факторов производственной среды, уровни тяжести и напряженности трудового процесса.
1) Оптимальные (1-й класс) – обеспечивают макс. производительность и мин. напряжённость организма человека. Оптим. нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса.
2) Допустимые (2-й класс) – характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных значений. Изменение функц. состояния организма восстанавливается во время реглам. отдыха, неблаг. воздействие на здоровье работающего не оказывается. Оптим. и допуст. классы соответствуют безопасным условиям труда.
3) Вредные (3-й класс) – характеризуются уровнями вредных произв. факторов, превышающих гигиен. нормативы и оказывающих неблаг. воздействия на организм работающего и его потомство. Подразделяются на 4 степени вредности:
a. 1я – характеризуется такими отклонениями от гигиен. нормативов, которые вызывают обратимые функц. изменения и обуславливают риск развития заболевания.
b. 2я – характеризуется такими уровнями произв. факторов, которые могут вызвать стойкие функц. нарушения, приводящие к росту заболеваемости, временной утрате трудоспособности, появлению признаков функц. патологии.
c. 3я – воздействие уровней вредных факторов приводит к развитию професс. патологии.
d. 4я – могут возникать выраженные формы проф.заболеваний и высокий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
4) Экстремальные (4-й класс) – характеризуются такими уровнями произв. факторов, воздействие которых в течение раб. смены создаёт угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжёлых форм острых проф. заболеваний и поражений.
Эффективность трудовой деятельности зависит от предмета и орудия труда, работоспособности организма, организации раб. места, гигиенических факторов произв. среды.
21. Работоспособность – величина функциональных возможностей организма, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определённое время.
22. Фазы работоспособности:
2) Фаза высокой устойчивости работоспособности, для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей (2-2.5 часа);
3) Фаза снижения работоспособности, характеризующаяся снижением функц. возможностей основных работающих органов человека и сопровождающаяся чувством усталости.