какие решения принимаются по результатам педагогического мониторинга
Педагогический мониторинг как способ управления качеством образовательного процесса в школе
Педагогический мониторинг как способ управления качеством образовательного процесса в школе
Развитие и образование ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто
желает к ним приобщиться, должен достигнуть
этого собственной деятельностью, собственными
силами, собственным напряжением.
А. Дистервег (19 век) Немец. педагог
Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.
И современному учителю важно не только овладеть надежными и объективными методиками контрольно-оценочной деятельности учащихся, но и видеть перспективы применения диагностических методик, которые вписываются в современное понятие «педагогический мониторинг».
Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить успешность освоения предмета учащимися.
Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе, обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями(на внедрении педагогического мониторинга).
Что же такое мониторинг?
Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений аналитической оценки прогноза состояния целостной системы.
Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, о качестве образовательного процесса, обеспечение непрерывного развития образовательной системы, корректировка и прогнозирование развития.
Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность:
а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;
б)обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.
– помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность;
– определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения;
– насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся.
– отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике;
– определение эффективности управления качеством обучения.
– непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную достоверную информацию о нем;
–своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их;
– предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;
–осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса;
– оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.
Для успешного внедрения педагогического мониторинга обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практического и аналитического.
1) Этапы мониторинга.
На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект, направление исследования, разрабатывается единый инструментарий сбора информации, критерии и их показатели, сроки представления информации и ответственных.
Второй этап основной (практический). Он включает методы сбора и систематизации информации:
- наблюдения, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование; экспертный опрос; анкетирование.
В ходе практического этапа отрабатывается технология мониторинговых исследований, сбор информации и ее свертывания на различном уровне: учитель, классный руководитель, специалист, руководитель МО, заместитель директора по УВР.
Третий этап – аналитический. Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения. Своевременность, точность, структурированность, синтез – это те требования, без которых мониторинг эффективным быть не может.
Мониторинг осуществляется в следующих формах:
1.Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения технологии сбора и обработки материалов диагностики.
2.Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах:
– календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока;
– этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.
Внутришкольный мониторинг является системой, включающей:
Объектом мониторинга является класс, учитель, учащийся, а также отдельные направления образовательного процесса.
Мониторинг как технология управления качеством обучения
Для того чтобы создать целостную систему мониторинга учебного процесса, позволяющую не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива, в школе создано Положение о мониторинге, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации Программа «Управление качеством образования в школе».
Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.
Как видим, это замкнутая система. Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.
Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых ближних и дальних целей.
Более подробно хочется остановиться на внутришкольном мониторинге.
Школа работает над созданием банка данных, полученных в ходе мониторинга, по многим направлениям, в частности:
Уровень успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся. Организация процесса обучения (посещаемость учебных занятий, использование ИКТ, работа с мотивированными учащимися, со слабоуспевающими учащимися, с учащимися, обучающимися на дому). Уровень профессионального мастерства педагогов. Участие учеников школы и учителей в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Участие учеников школы и учителей в научно-исследовательской деятельности.
Эти данные используются педагогическим коллективом при разработке и мониторинге Программы развития школы, составлении учебного плана, постановке задач учебно-воспитательной работы.
Накопленный опыт работы школы в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы.
Мониторинг успеваемости учащихся позволяет видеть динамику (возрастание и убывание) основных показателей успешности каждого класса и принимать управленческие решения в зависимости от этой динамики: брать классы на классно-обобщающий контроль, включать необходимый контроль в план ВШК.
1. Учебный мониторинг включает достижения по дисциплинам учебного плана (уровень обученности и уровень обучаемости).
2. Психологическое развитие. Здоровье.
3. Социализация личности, адаптация; воспитанность.
4. Физическое развитие. Здоровье.
5. Мониторинг мотивации обучения.
Механизм реализации мониторинга:
1.Изучение удовлетворенности учащихся, родителей образовательным процессом в школе.
2. Изучение личности обучающихся, его учебных возможностей, здоровья.
3. Диагностика учебных достижений по дисциплинам.
В процессе мониторинга выявляются следующие вопросы:
– достигается ли цель образовательного процесса;
–существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущими результатами диагностики;
– соответствует ли уровень требований и уровень сложности учебного материала учебным возможностям обучающихся;
– существуют ли предпосылки для совершенствования работы учителя.
Эта задача может быть решена путем проведения срезов и анализа их результатов.
Результаты срезов оформляется в виде таблиц сводных данных, что позволяет установить динамику успешности освоения предмета как отдельным учащимся так и класса в целом, провести сравнение учебных достижений по годам обучения по предметам, сравнение оценок административного среза с оцениванием знаний учащихся по учебным четвертям, а также преемственность в обучении. По таким данным виден и реальный уровень квалификации педагогических кадров.
С целью выявления пробелов в знаниях учащихся, корректировки учебно-воспитательного процесса, учителя вместе с руководителями школы отслеживают закономерности обученности школьников, осуществляют совместную аналитическую деятельность, используя при этом различные способы оценки знаний учащихся. Эти исследования определяют основные вопросы для обсуждения на педагогических советах, родительских собраниях, классных часах.
Мониторинг может быть представлен двумя уровнями:
Индивидуальным (осуществляет учитель отслеживание различных сторон учебного процесса: уровень развития обучающихся, состояние успеваемости, качество ЗУН).
Внутришкольным – мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения в виде административных контрольных работ.
Педагогический мониторинг с целью оперативной коррекции хода усвоения учебного материала включает в себя:
Ежегодно, в начале каждого учебного года, мы осуществляем входной контроль(стартовый) качества знаний учащихся с целью определения уровня знаний обучающихся на начало учебной деятельности. Проводится он в середине сентября. На этом этапе выявляются положительные и отрицательные симптомы учебно-воспитательного процесса. Выясняются причины потери знаний за летний период, намечаются меры по устранению пробелов. Анализ результатов входного контроля дают возможность преподавателю внести необходимые коррективы в образовательный процесс.
Для того чтобы оценить учебные достижения учащихся в определенной предметной области и правильность выбранных методик и технологий обучения проводится промежуточный контроль качества знаний учащихся (тематический, четвертной, полугодовой). Отслеживается динамика обученности обучающихся, корректируется деятельность учителя и учеников.
Итоговый контроль позволяет учителю проанализировать результаты образовательного процесса и успешность освоения учащимися программного материала на завершающемся этапе обучения. Выявляются недостатки в работе, планируется ВШК на следующий учебный год по предметам и классам, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга.
Диагностические задания разрабатываются и проводятся учителями –предметниками, руководителями методических объединений, заместителями директора.
Результаты контрольных работ рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре, ШМО. Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.
Выявление отношения учащихся к школе позволяет нам изучить мотивацию учения, сферу познавательных интересов, уровень адаптации учащихся к школе. По результатам исследований намечается система педагогических мероприятий. Коллектив нашей школы стремится к созданию адаптивной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника.
Модель мониторинга качества обучения учащихся.
Диагностика усвоения и качества знаний учащихся на отделении должна проводиться в течение учебного года по основным учебным дисциплинам, по классам. Обработка и анализ полученных результатов.
По результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, сопоставление входных и итоговых показателей каждого этапа с результатами административных контрольных работ.
Коррекция. Меры по коррекции включают в себя:
- Встречи с родителями с указанием не только результатов обучения учащихся на каждом этапе и его текущих оценок, но и рейтинга по классу и тенденции успеваемости; обсуждение проблем учащихся на классных часах; обсуждение на заседаниях малого педагогического совета с приглашением родителей; формирование учебной мотивации; развитие профессиональных интересов; проведение дополнительных занятий по дисциплине с целью белее доступного изложения трудного материала; прогнозирование конечных уровней учебных достижений учащихся.
Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием содержания и технологии обучения. При мониторинге успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и учащихся, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Этот позволяет представить учащихся не только как объект учебных действий, но и как субъект в организации учебного процесса.
Выводы и рекомендации.
Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию учащихся, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.
Качественный мониторинг можно провести в следующих условиях: 1.Тестовые задания должны быть составлены в соответствии с образовательными стандартами, программой изучения данного предмета, соответствующими учебниками.
Итоговый мониторинг должен проводиться после того, как изучен весь учебный материал за текущий учебный год. Все задания обучающиеся должны выполнять самостоятельно, для этого должны быть созданы необходимые (1 ученик за партой, наличие необходимого количества различных вариантов).
Количество заданий в тестах должно быть таким, чтобы «средний» ученик свободно уложился в отведённое время. Присутствующие ассистенты не должны мешать обучающимся разговорами, передвижениями по классу во время проведения мониторинга.
Бланки для выполнения заданий должны быть достаточно простыми для их заполнения, особенно учащимися начальных классов.
2. Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса.
4. Объективность данных, полученных в ходе мониторинга, зависит: · от добросовестности людей, отвечающих за его исполнение; · от присутствия или отсутствия некоторых обучающихся в школе на момент проведения мониторинга (сильные ученики увеличивают средний балл, слабые – уменьшают)
Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой.
Статья: «Педагогический мониторинг»
Малон Л.В. методист КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж», г. Риддер, Восточно-Казахстанская область
Понятие, принципы, функции, цели мониторинга
Методы, виды мониторинга
Алгоритм проведения мониторинга
1.ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ МОНИТОРИНГА
Мониторинг – это регулярное отслеживание и наблюдение заданных объектов.
Мониторинг – специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки (диагностика) состояния, выявления тенденций развития.
Мониторинг – система сбора, обработки, хранения, распространения информации, позволяющая судить о состоянии объекта, обеспечивающая прогноз развития.
Мониторинг в образовании – постоянное наблюдение за какими-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Мониторинг – научно-обоснованное наблюдение за состоянием и развитием объектов педагогической действительности.
Педагогический мониторинг – важнейший элемент системы информационного обеспечения образовательного процесса, определяющий принятие адекватных управленческих и педагогических решений.
— адекватность (учет изменяющихся условий)
— прогностичность (прогнозирование будущего, оценка возможных тенденций)
— учет особенностей объекта изучения и условий проведения
— диагностирование состояния данного процесса
— внесение своевременных коррективов в цели, содержание, технологии преподавания
— проектирование хода и результатов личностного развития студентов в образовательном процессе
— определение состояния образования на каждом этапе
— рациональность использования педагогических средств, их соответствие заданным целям
— эффективность педагогических технологий
— определение тенденций изменения педагогических явлений, выявление зависимости их от определенных факторов
— учет изменения условий жизни общества
мониторинг должен быть динамичным
Педагогическая диагностика – одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне деятельности учащегося, педагога.
Диагностирование (диагностическое обследование) – алгоритм действий педагогов для регулярно повторяющегося изучения с помощью специально разработанных и адаптированных методик изучения различных элементов педагогической системы для анализа их состояния, тенденций развития и необходимой коррекции.
Виды педагогического анализа
-анализ итогов учебного труда
-сопоставление запланированных и достигнутых результатов
-анализ состояния учебных возможностей учащихся
2.МЕТОДЫ, ВИДЫ МОНИТОРИНГА
— социологические опросы (учащихся, родителей, преподавателей, потребителей)
-моделирование и проектирование образовательного процесса
— экспертиза (оценка уроков, самоанализ)
1 . Результативный мониторинг
— анализ продуктов деятельности
— анализ качества, уровня образования
2. Процессуальный мониторинг
-условия протекания педагогического процесса
— анализ опросов, анкет, результатов наблюдений, экспериментов
3. Комплексный мониторинг
-необходимая корректировка педагогической деятельности
-прогнозирование и развитие объекта
по масштабу целей образования
По этапам обучения
Мониторинг динамики личностного развития студента
Диагностика по 3 направлениям:
Академические успехи (традиционный контроль знаний, на основе тестирования, компьютерного тестирования, анализа педагогических, психологических и производственных ситуаций)
Творческий потенциал личности (степень личного участия студентов в разнообразных творческих конкурсах, олимпиадах, научных конференциях и т.д.)
Внепрофессиональные интересы (спорт, искусство, туризм, наличие интересов и увлечений студентов)
Мониторинг деятельности преподавателей
— другие виды деятельности
Показатели мониторинга по реализации образовательной программы
Обученность учащихся по отдельным предметам
Сформированность общеучебных умений и навыков
Уровень развития креативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной сфер личности обучающихся
Состояние здоровья, здоровье сберегающий потенциал
Технологичность образовательной программы
Системность, современность содержания
Уровень полноты реализации инноваций
Мониторинг качества образования
1.Количественные показатели (количество учащихся, возрастной состав)
2.Результаты учебной деятельности
3. Уровень успеваемости учащихся, причины пробелов в знаниях; уровень сформированности общеучебных умений и навыков; уровень обученности учащихся, общий тест умственного развития
4. Характеристика состояния здоровья (физическое здоровье учащихся, уровень физической подготовленности)
5. Результаты исследования психического развития учащихся
( исследование по типу характера; анализ психологического единства группы; выявление отношений учащихся к колледжу, мотивация учения, сфера познавательных интересов и уровень адаптации)
Критерии для определения учебных возможностей учащихся
1.Уровень развития психологических процессов и свойств мышления, умение выделять существенное в изучаемом, самостоятельность мышления
2.Сформированность навыков и умений учебного труда, умение рационально планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, в должном темпе выполнять учебные действия.
3.Отношение к учению, ведущие интересы и склонности
4.Настойчивость при выполнении учебных требований
6.Образовательная подготовленность по ранее пройденному материалу.
При определении учебных возможностей учащихся необходимо учитывать два параметра – обучаемость и учебную работоспособность.
— быстрота усвоения учащимися программного материала
-активный фонд знаний
-сформированность умений и навыков
-умение выделения и абстрагирования существенных признаков
-работоспособность как физиологическое качество
-отношение к учению
-сознательность и настойчивость в учебной деятельности
-интерес и склонность
— В любой ситуации учебного процесса демонстрируют высокие знания ранее изученного материала
— свободно пользуются ранее изученным при анализе нового материала, для выделения существенных признаков, обобщения, выделения новых понятий, усвоения новых знаний
-свободно опираются на знания при анализе нового материала
— не всегда располагают определенным фондом действенных знаний при анализе нового материала
-испытывают затруднения при выведении новых понятий
-имеют ограниченный фонд действенных знаний
— не могут успешно анализировать новый материал
— не могут выводить понятия
-не могут выводить закономерности
Сформированность интеллектуальных умений
-свободно анализируют материал
-выделяют существенные признаки
— быстро обобщают материал
-легко выводят новые понятия
-испытывают некоторые затруднения при анализе материала с весьма сложной структурой
-свободно отделяют существенные признаки от несущественных
-Испытывают трудности при анализе материала
-трудности в выделении существенных признаков ( с помощью учителя справляются с заданиями)
испытывают большие трудности:
-в анализе материала
-в выделении существенных признаков
Навыки планирования учебной деятельностью
-успешно владеют навыками планирования
— менее успешно владеют навыками планирования
-не вполне владеют учебными операциями, испытывают трудности в организации самостоятельной работы с учебниками, книгами, приборами
-не обладают навыками планирования
Уровень самостоятельности мышления, сформированность умений, навыков умственного и учебного труда
-обладают самостоятельностью мышления
-сформированность умения планировать
-есть навыки самоконтроля
-свободно совершают разные учебные операции
-нет самостоятельности мышления
-слабое владение учебными навыками и умениями
-не умеют рационально планировать
— не умеют осуществлять самоконтроль
— очень слабо владеют или совсем не обладают умениями
-выполняет задание быстро, четко не проявляя усталость
-способность работать без всяких побуждений со стороны учителя
Работает успешно, но не всегда быстро, временами устают, допускают
Работает медленно, на второй половине занятий допускает описки как результат нарастающей усталости
Часто жалуются на усталость, головные боли, проявляют рассеянность, слабо сосредоточиваются для работы на длительные промежутки времени
-высокий интерес к изучаемому
-интерес только в определенных ситуациях
отрицательное отношение к учебе
Отношение к учению
-положительное отношение к учению
-упорство в достижении учебной цели на основе высоких стержневых мотивов, интересов и склонностей
— положительное отношение к учению не всегда находится в зависимости от стержневых интересов
-периодами проявляется положительное отношение к учению
-не имеют особых интересов и склонностей
— не проявляют или почти не проявляют положительного отношения к учению
-не интересуются или почти не интересуются изучаемым материалом, процессом, учебной деятельностью
Уровень настойчивости в достижении поставленных целей
-настойчивость в учебной деятельности
-максимум энергии и упорства в преодолении трудностей
-недостаточная настойчивость в учебной деятельности
-соблюдение дисциплины по требованию педагога
— не проявляет настойчивость в достижении цели
— не соблюдают дисциплину
Используя данные критерии можно провести мониторинг учебных возможностей учащихся
Самостоятельность, учебные умения
Отношение к учению. интерес
Мониторинг показателей компетенций студентов
Умение ставить цель
Планирование своей деятельности
Умение работать самостоятельно и выполнять задание в срок
Умение работать в группе
Умение получать и обрабатывать информацию
Планирование способов деятельности
Активность включения в самостоятельную работу
Активность и рефлексия результатов деятельности
Умение отстаивать свою точку зрения
Умение анализировать и делать выводы
Практическое применение результатов деятельности
Заинтересованность в практическом применении полученных знаний
Самооценка студентов 1 курса готовности к обучению
Умеете ли вы пользоваться справочной литературой?
Умеете ли вы готовиться и выступать с докладами?
Умеете ли вы писать реферат?
Умеете ли вы готовиться к семинару?
Умеете ли вы составлять конспекты?
Умеете ли вы записывать лекции?
Умеете ли вы пользоваться Интернетом?
Имеете ли вы навыки подготовки к зачету, экзамену?
Имеете ли вы навыки пользования ПК?
Принимали ли вы участие в научно-практических конференциях?
Участвовали ли вы в конкурсе творческих работ?
Принимали ли вы участие в олимпиадах, и марафонах?
Мониторинг знаний, умений
(все признаки оцениваются в двухуровневой шкале – единицами и нулями)
Понимание терминов – если учащийся не испытывает затруднений на уроках по разным предметам
Пересказ текстов – если учащийся свободно пересказывает текст средней трудности после одноразового прочтения
Логичность пересказа – если учащийся может самостоятельно составить план большого учебного материала, с последующим его пересказом без смысловых искажений
Лаконичность речи – если учащийся в состоянии точно и кратко выразить суть какой-либо идеи, ситуации, события
Конспектирование – если учащийся знает правила конспектирования и умеет, слушая объяснение учителя, составить легко читаемый конспект
(с учетом значений в 0, 01)
Высокий интерес к личности – более низкий
Высокая организованность – более низкая
Склонность к планированию – склонность к экспромту
Высокая эмоциональная устойчивость – более низкая
Склонность к индивидуальным действиям- склонность к коллективным действиям
Выделение главного – ниже уровень
Высокая эмоциональность – рациональность
Потребность достижения – потребность в хорошем отношении
Высокий уровень воли – ниже уровень
Образные представления – ниже уровень
Хорошая словесная память – ниже уровень
Общительность – ниже уровень
Ответственность – ниже уровень
Инициативность – ниже уровень
Высокий уровень притязания – ниже уровень
Диагностика творческой одаренности учащихся
Интерес к литературе, эрудиция, выделение главного, умение анализировать
Выявление интереса к предмету
Повышенный интерес; без интереса, иногда проявляет интерес
работа над рефератом, овладение исследовательскими умениями
Участие в научно практической деятельности
Проект (тема), овладение методами синтеза, анализа, создания нового
Участие в практической деятельности
Участие в качестве консультанта в коллективных формах работы, участие в дебатах, преодоление психологического барьера
Характеристика деятельности студента
Сам выбирает, просит тему, сам её решает
Работает по предложению учителя
Работает ровно, систематически
Работает неровно, но дело до конца доводит
Характер выполненных работ
Полутворческие (копии с незначительными изменениями)
Нетворческие (копии работ)
Сложные (выше требований)
Средние (по программе)
Простые (ниже требований)
Диагностика творческой одаренности учащихся
Участие в практической деятельности
-Интерес к литературе
-иногда проявляет интерес
— работа над рефератом
Овладение методами синтеза, анализа, создания нового
-Участие в качестве консультанта в коллективных формах работы
-преодоление психологического барьера перед ошибками
Уровни развития учебно-познавательных умений учащихся
Умение выделять существенное в изучаемом материале
Легко и быстро выделяет существенные особенности изучаемого материала. Коротко рассказывает самое главное содержание текста, делает вывод
В основном справляется с выделением существенных особенностей изучаемого материала, допуская при
этом незначительные ошибки, которые не сказываются отрицательно на дальнейшем усвоении главного содержания материала.
Обычно не справляется с выделением существенных особенностей материала, концентрирует внимание преимущественно на его второстепенных свойствах и фактах.
Умение мыслить самостоятельно
Умеет сам найти задачу и способы её решения, активно рассуждает, высказывает предположения, стремится дополнить ответы, вносит самостоятельные элементы в содержание сочинений, в решение задач, проявляет оригинальность, элементы рационализации и изобретательности при выполнении заданий и упражнений
Стремится самостоятельно выполнять учебные задачи, выдвигаемые учителем, решает задачи, несмотря на встречающиеся трудности, не обращается сразу к ответам, составляет задачи по аналогии
Стремится заимствовать готовые решения, при первых же затруднениях обращается за помощью, нуждается в постоянной опеке, не может составлять задачи даже по аналогии
Умение рационально организовать учебную работу
Правильно распределяет время для выполнения заданий, начинает работу с наиболее трудных, интересных заданий. С изучения теории, а затем выполняет упражнения; всегда имеет при себе необходимые принадлежности, рационально располагает их, быстро готовит их к работе, оперативно включается в выполнение заданий
В основном выполняет перечисленные выше требования. Но допускает такие отклонения, которые не складываются существенно на результатах работы
Не обладает большинством перечисленных признаков организованной учебной работы
Умение в темпе группы читать, писать и т.п.
Темп чтения, письма у данного учащегося выше, чем у большинства других учащихся группы
Темп чтения, письма у данного учащегося тот же, что и у большинства учащихся группы
Темп чтения, письма, простейших вычислений, работы с книгой у данного учащегося существенно ниже, чем у большинства других учащихся группы
Самоконтроль при изучении учебного материала
Самоконтроль учебной работы стал привычным, всегда проверяет усвоение изученного дома, при необходимости сжато пересказывает изученное, проверяет правильность вычислений, оценивает жизненную реальность получаемых результатов
В основном выполняет названные выше требования, допуская
такие отступления, которые не сказываются существенно на усвоении знаний, умений и навыков
Практически не применяет приемов самоконтроля в учебной деятельности
Мониторинг учебной деятельности для усвоения на различных уровнях
В результате усвоения на этом уровне учащийся может
Характер исполнительских действий
Характер действий учащегося в ходе выполнений
Узнавать изученные процессы, объекты, явления, способы действия
Прослушать, воспринять, понять, запомнить настолько, чтобы узнать
(процесс, явление, способ действия)
Воспроизводить изученную информацию, повторять усвоенные действия, операции
Воспроизводить изученную информацию, отрепетировать воспроизведение
Воспроизвести изученную информацию, выполнить усвоенные действия, решить типовые задачи
Выполнять действия(операции), методика и форма(алгоритм) которых изучены
Выполнять действия(операции), методика и форма(алгоритм) которых изучены при обучении, приобрести опыт путем групповых или самостоятельных тренировочных действий
Выбрать целесообразную последовательность действий, правильно их осуществить
Участвовать в выполнении исследований, решать творческие задачи, участвовать в изобретательской работе
Участвовать в выполнении исследований, пройти обучение
по специальной методике
Выполнять продуктивную творческую деятельность, имеющую характер субъективной или объективной новизны.
Шкалирование – это применение шкалы измерений.
Не слишком активный – 4
Полностью пассивный – 0
Достаточно любит – 5
Дисциплинированность 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 недисциплинированность
ярко выраженная ярко выраженная
Внимательность на уроках
Очень слабая средняя выше намного
Слабая среднего выше среднего
Отношение к авторитету
поддается влиянию любого авторитета
Семестровый график контроля усвоения