какие резервы должны создавать малые предприятия
2 резерва в учете малого предприятия на ОСН
Малым предприятиям дано право применять упрощенный бухучет, отказаться от применения некоторых ПБУ и не формировать некоторые резервы. Вы, конечно, догадались, что речь идет о двух «неспецифических» резервах, которые касаются всех. Это резерв на оплату предстоящих отпусков и резерв по сомнительным долгам. Разберемся, в каком случае они должны быть в учете малого предприятия на общей системе налогообложения.
Резерв на оплату предстоящих отпусков в бухучете
Ответ на вопрос о резерве на оплату предстоящих отпусков в учете малого предприятия зависит от того, какую форму бухучета оно применяет – общую или упрощенную.
Те малые предприятия, которым предоставлено право применять упрощенный способ, не обязаны отражать в учете оценочные обязательства на оплату отпусков.
Такие предприятие могут не применять ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Это предусмотрено пунктом 3 этого ПБУ. Решение его не применять и не формировать резерв на оплату предстоящих отпусков в бухучете нужно прописать в учетной политике малого предприятия, которое ведет упрощенный бухучет.
Но вести бухучет в упрощенном порядке вправе не все представители малого бизнеса.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Если малое предприятие не имеет права на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, то формировать в бухучете резерв на оплату отпусков оно обязано.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Резерв по сомнительным долгам в бухучете
А вот формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете малого предприятия не зависит от способа ведения бухучета. Это резерв, создавать который придется в любом случае.
Все малые предприятия в бухгалтерском учете создают резервы по сомнительным долгам в общеустановленном порядке.
Эта обязанность возложена на все фирмы, если у них имеется сомнительная дебиторская задолженность (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н).
Величина резерва по сомнительным долгам тоже является оценочным значением. Об этом говорится в пункте 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений».
Но в ПБУ 21/2008 нет нормы, которая бы устанавливала льготы по его применения для кого-либо. То есть применять его должны все.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Налоговый учет резервов
Что касается налогового учета, то и резерв на оплату отпусков, и резерв по сомнительным долгам малое предприятие на общей системе формировать вправе, но не обязано (ст. 324.1, 266 НК РФ). НК РФ дает право выбора, поэтому в учетной политике нужно отразить один из вариантов.
Правда, создание резервов в налоговом учете касается только организаций, применяющих метод начисления.
Так, компания на ОСН, которая применяет метод начисления, в налоговом учете может создавать резервы на оплату предстоящих отпусков и учитывать их в составе расходов на оплату труда (п. 24 ст. 255 НК РФ).
А вот при кассовом методе создание резерва на оплату отпусков вообще не имеет смысла. Отчисления в резерв должны относиться к расходам на оплату труда, а расходами на оплату труда при кассовом методе в налоговом учете признаются затраты только после их фактической оплаты, то есть после погашения задолженности перед работниками (подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Всегда есть, что обсудить. Решаем проблемы вместе. Присоединяйтесь к группе ВК Бухгалтерия.ру
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Должны ли малые предприятия создавать резервы в бухгалтерском и налоговом учете?
Отправим материал вам на:
Организация является малым предприятием. Нужно ли в этом случае создавать резервы по сомнительным долгам и другие резервы в бухгалтерском и налоговом учете?
Налоговый учет
В налоговом учете обязательных резервов нет. Налогоплательщик имеет право создавать резервы:
Узнать больше о создании резервов по сомнительным долгам в целях исчисления налога на прибыль можно в справочнике «Налог на прибыль организаций» раздела «Налоги и взносы» на ИТС
Бухгалтерский учет
Для целей бухгалтерского учета все организации должны, при возникновении сомнительной задолженности, создавать резервы сомнительных долгов согласно пункту 70 Положения о бухгалтерском учете и отчетности (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
В пункте 70 указанного Положения о бухгалтерском учете и отчетности для субъектов малого предпринимательства не установлено исключений по созданию резерва по сомнительным долгам.
Прочие резервы в бухгалтерском учете малые предприятия создают, только если принимают решение в своей учетной политике применять ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н.
Подробную информацию о формировании резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете в «1С:Предприятии 8» можно получить в Справочнике «Методическая поддержка «1С:Предприятия 8» раздела «Технологическая поддержка прикладных решений» на ИТС
Пользователи ИТС версий ПРОФ могут получать бесплатные консультации аудиторов по вопросам бухучета и налогообложения, а также консультации специалистов по трудовому праву по кадровым вопросам.
Свои вопросы Вы можете направлять по адресу itsprof@1c.ru.
В письме необходимо указать регистрационный номер программы, на которую оформлен договор 1С:ИТС и подробно описать ситуацию, требующую консультации.
Ознакомиться с другими ответами аудиторов на вопросы пользователей можно здесь
Порядок начисления резервов в бухгалтерском учете
Обязательные бухгалтерские резервы 2020–2021: классификация, виды, нормативные акты
Резервы в бухучете можно разделить на 3 группы:
Первая группа резервов отражается на специально предназначенных для них счетах:
С нюансами сомнительного резерва знакомьтесь с помощью материала «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».
Каждый из указанных видов резервов этой группы подчиняется своим законодательным требованиям:
Порядок работы с резервом под обесценение МПЗ по правилам нового ФСБУ 5/2019 подробно описан в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
Резервы из 2-й и 3-й групп носят название оценочных обязательств и формируются исходя из требований ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (утв. приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н).
В следующих разделах остановимся на нюансах формирования одного из обязательных бухгалтерских резервов — по оплате предстоящих отпусков.
Отпускные обязательства — правила резервирования
Оценочное обязательство по оплате предстоящих отпусков — один из обязательных в бухучете резервов. При его формировании важно помнить, что:
Схема его формирования законодательно не регламентирована, однако при его разработке важно учесть несколько основополагающих правил:
На каких счетах и какими проводками отражается начисленная зарплата — расскажет материал «Учет заработной платы в бухгалтерском учете (нюансы)».
Способы расчета отпускных обязательств
Создающая отпускной резерв фирма свободна в выборе методики расчета суммы отпускного обязательства. Единственное требование — применяемый алгоритм должен обеспечить наиболее достоверный результат.
Среди получивших распространение на практике методик можно назвать (например):
Рассмотрим на примере, как рассчитать отпускное обязательство МСФО-методом.
В структуре ООО «Винзор» 3 подразделения:
Учетной политикой ООО «Винзор» установлено:
ОР = (ФОТ + страховые взносы за месяц) / 28 × 2,33.
К примеру, на 31 октября сделаны проводки в бухучете ООО «Винзор», связанные с зарплатными начислениями и отчислениями в отпускной резерв:
Какие резервы должны создавать малые предприятия
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Какие организации обязаны применять ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»? Какие резервы необходимо создавать в обязательном порядке и каким организациям? Каковы последствия отсутствия этих резервов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» не применяется кредитными организациями, государственными (муниципальными) учреждениями и еще рядом экономических субъектов, очерченных частями 4 и 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Наиболее распространенными оценочными обязательствами, которые должны признаваться путем резервирования, являются резервы: на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, на вознаграждения по итогам года, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, а также резерв на покрытие иных предвиденных затрат.
Отсутствие обязательных резервов при неизбежности исполнения обуславливающих их обязательств может повлечь применение мер ответственности, установленных ст. 120 НК РФ и ст. 15.11 КоАП РФ.
Лица, обязанные применять ПБУ 8/2010
Виды резервов, образуемых в силу ПБУ 8/2010
Наиболее распространенными оценочными обязательствами, которые должны формироваться в организации путем обособления на счете учета резервов начиная с 01.11.2011 являются резервы:
— на оплату отпусков;
— на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
— на вознаграждения по итогам года;
— на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
— резерв на покрытие иных предвиденных затрат (смотрите также п. 20 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016, п. 11 Информации Минфина РФ от 01.11.2012 N ПЗ-3/2012, Рекомендации Р-23/2011 КпР и Р-93/2018-КпР). В качестве примеров оценочных обязательств по таким иным предвиденным затратам можно привести следующие обстоятельства:
— при участии организации в судебном споре, по итогам которого вероятна выплата штрафа, пени, неустойки за нарушение налогового законодательства, в бухгалтерском учете признается соответствующая сумма оценочного обязательства (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год (приложение к письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875);
— сумма оценочных обязательств на демонтаж и утилизацию объекта основных средств и восстановление окружающей среды включается в первоначальную стоимость основных средств, если возникновение таких обязательств непосредственно связано с приобретением, сооружением и изготовлением этих основных средств (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год (приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01)).
К сведению:
Иные мероприятия, включенные в отмененный пункт 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, не отвечая признакам оценочного обязательства, не требуют создания резерва (Вопрос: В I квартале 2017 года есть необходимость создания резерва на ремонты основных средств в налоговом учете. Должна ли организация учитывать суммы предыдущих ремонтов как текущего, так и капитального при расчете максимальной суммы резерва? Как определить совокупную стоимость основных средств на начало календарного года? Должна ли организация учитывать при этом только основные средства, которые задействованы в процессе производства и амортизация по которым начисляется на счете 20 и другие счета прямых расходов, или необходимо учесть стоимость всех основных средств, находящихся на балансе предприятии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2017 г.)).
Ответственность за отсутствие резервов, формируемых в силу ПБУ 8/2010
Непосредственно самим ПБУ 8/2010 ответственность за неприменение данного стандарта бухгалтерского учета в виде отсутствия должных резервов не установлена.
Однако налоговые органы в ходе проверки на основании п. 1 ст. 120 НК РФ имеют право взыскать с организации штраф в размере десяти тысяч рублей за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается, в частности, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций (п. 3 ст. 120 НК РФ). Смотрите также Вопрос: ЗАО не создает резервы по отпускам, по сомнительным долгам и не применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Какая ответственность лежит на ЗАО в случае, если организация должна применять ПБУ, но не применяет его? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2017 г.).
В ходе подготовки ответа мы не обнаружили примеров из судебной практики, касающихся споров с налоговым органом касательно применения ПБУ 8/2010, но считаем возможным в качестве подтверждения своих слов указать на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2020 N А60-61136/2019 (размещено в Архиве судебных решений).
Помимо этого, на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей на основании ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (смотрите также материалы: Вопрос: Организация не является субъектом малого предпринимательства. Согласно ПБУ 8/2010 организации обязаны формировать резерв на предстоящую оплату отпусков начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год. Какие штрафные санкции установлены за нарушение этого требования? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2012 г.); Вопрос: Коммерческая организация, относящаяся к средним предприятиям, не формирует в налоговом учете резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Обязана ли организация создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в бухгалтерском учете? Если обязана, то каковы могут быть последствия, если этого не делать? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2012 г.)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Какие резервы должны создавать малые предприятия
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Какие резервы следует создавать в обязательном порядке в бухгалтерском учете организации, которая является субъектом малого предпринимательства?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ваша организация обязана создать в бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам, который является оценочным значением. Для организаций, являющихся субъектом малого предпринимательства, исключений нет.
Организация, как субъект малого предпринимательства, вправе не применять ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», устанавливающее порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности организаций оценочных обязательств, указав свой выбор в учетной политике организации.
Обоснование вывода:
Ее применение обязательно вне зависимости от того, отразила организация подобное решение в учетной политике или нет. Поэтому с 1 января 2011 года формирование резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете не является элементом учетной политики.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п. 70 Положения N 34н).
Следовательно, организация обязана оценивать задолженность в отношении каждого дебитора. Если организация полагает, что задолженность не является сомнительной, то создавать резерв по ней не нужно.
Отметим, что методика формирования резерва сомнительных долгов, а также критерии оценки сомнительности задолженности нормативно не урегулированы.
Согласно части 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Таким образом, начиная с отчетности за 2011 год все организации обязаны при возникновении сомнительной дебиторской задолженности создавать резервы сомнительных долгов на основании п. 70 Положения N 34н.
Также с 1 января 2011 года приказом N 186н отменен п. 72 Положения N 34н, который предоставлял организации право создавать резервы на:
— предстоящую оплату отпусков работникам;
— выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
— выплату вознаграждений по итогам работы за год;
— ремонт основных средств;
— производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
— предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
— предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;
— гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
— покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России.
Вместе с нормой, ранее существовавшей в п. 72 Положения N 34н, организации утратили право на создание резерва. Вместо понятия «создание резерва» законодатель, руководствуясь положениями МСФО, ввел понятие оценочного обязательства.
Пункт 5 ПБУ 8/2010 определяет, что оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:
— у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;
— уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
— величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.
При этом оценочное обязательство может возникнуть в том числе из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений и договоров (п. 4 ПБУ 8/2010).
Наиболее распространенными оценочными обязательствами, которые должны формироваться в организации, начиная с 1 января 2011 года, являются:
— на оплату отпусков;
— на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
— на вознаграждения по итогам года;
— на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
— резерв на покрытие иных предвиденных затрат.
Поскольку в рассматриваемой ситуации Ваша организация является субъектом малого предпринимательства и не выступает в качестве эмитента публично размещаемых ценных бумаг, то она не обязана вести учет оценочных обязательств. При этом информацию о неприменении ПБУ 8/2010 следует закрепить в учетной политике организации.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.