какие русские писатели изображали в своих произведениях детские годы персонажей и с какой целью

«Тема детства в произведениях русских писателей»

Так, в рассказе « Белый пудель» А. И. Куприна двенадцатилетний мальчик Серёжа, старик Лодыжкин и сопровождающий их верный пудель вынуждены бродить по Крыму и добывать себе на пропитание. Мальчику Серёже противопоставлен избалованный молодой пан, который привык получать все, что он захочет, и в этот раз он захотел, чего бы ему это не стоило, заполучить собаку Арто. Старик Лодыжкин не раз предупреждал, что пудель не продаётся, но её украли и Серёже пришлось спасать верного друга.

Также в рассказе « Гуттаперчивый мальчик» мы знакомимся с судьбой Пети, который очень рано лишился матери и был отдан на учение к акробату, однако, тот обращался с ним очень сурово. Во время выступления Петя срывается с большой высоты и разбивается насмерть. Социально противоположностью судьбы Пети являются дети из благополучной семьи графа Листомирова. Дети графа присутствовали во время выступления Серёжи и были поражены увиденным.

Автобиографический повесть « Детство Тёмы» Н. Гарина – Михайловского запоминается описанием радостей и несчастий маленького ребёнка. Жизнь Тёмы показана в кругу семьи и гимназии. Первый ужас для Тёмы случился тогда, когда он случайно сломал любимый цветок отца и целый день был в ожидании наказания. Когда мальчик спасает Жучку, то понимает, что преодолел свой страх и боль, которые ему причинили ранее.

С другими проблемами сталкиваются дети двадцатого века. Так, в рассказе « Уроки французского» В. Г. Распутина повествуется о мальчике – рассказчике, который обучается со своими сверстниками и учится добру и злу. Преодолевая все препятствия, он приобретает жизненный опыт. Мальчик отказывается от «подачек» своей учительницы французского, осознавая то, что просто так в жизни ничего не дается. Когда Лидию Михайловну увольняют из-за игр с рассказчиком, он уже понимает причины этого и приобретает такие качества, как добро, отзывчивость, самопожертвование и человечность.

В заключение хочется сказать, что во всех этих произведениях показано становление личности. Все рассказы объединяет то, что ребёнок выступает в них как формирующаяся личность, познающая мир, и взрослые люди, читатели, начинают понимать, что от воспитания ребёнка зависит его будущее и то, как он будет там жить поэтому данной теме и сегодня уделяют особое внимание.

Источник

Образ детства в литературе второй половины 19 века.

«Образ детства в литературе второй половины 19 века».

Тема детства в произведениях А.П. Чехова

«Детский мир» в творчестве В.Г. Короленко

Своеобразие раскрытие темы детства в произведениях И.А. Куприна

Список используемых источников

Детство как предмет художественного изображения в русской литературе классического и последующих периодов оказалось в фокусе исследовательского внимания уже довольно давно. Литературоведами изучается феномен детства в творчестве разных писателей.

В первой половине XIX века «создавался образ детства с четкими национальными чертами, растворялись признаки сословной принадлежности ребенка». Сформировались каноны образа русского детства — изображение зимы, деревенской жизни и народных забав, чувствительного и доброго ребенка.

Во второй половине 19 века детство, как лирическая тема, открытая в творчестве Жуковского, Пушкина, Лермонтова, получила окончательное утверждение. При этом божественные, ангельские черты в образе ребенка сменяются чертами сугубо реалистическими, хотя образ ребенка не утрачивает своей идеальности.

К концу 19 века в отдельное тематическое направление выделяются рассказы о детях-сиротах, бедняках, маленьких тружениках. Писатели стремятся привлечь внимание к катастрофическому положению детей, погибающих духовно и физически в тисках буржуазно-капиталистического века. Эта тема звучит в произведениях таких писателей, как Мамин-Сибиряк, Чехов, Куприн, Короленко, М. Горький, Л. Андреев. Тема тяжелого детства проникает и в популярные святочные рассказы, либо подчиняясь идее благотворительности, либо опровергая ее. Привлекают внимание писателей и психологические проблемы детей, растущих в так называемых «приличных» семьях. Лев Толстой, Чехов, Достоевский, Куприн, Короленко в своих произведениях проводят подробнейший анализ возрастной психологии детей, факторов воспитательного влияния, обстановки, окружающей ребенка.

Тема детства занимала не только русских писателей ХIХ в., но и писателей ХХ и ХХI вв. В начале ХХ в. ребенок стал восприниматься как знаковая фигура эпохи. Он оказался в центре творческих исканий многих художников слова Серебряного века. Достаточно даже поверхностного взгляда на литературу того времени, чтобы отметить всю серьёзность и принципиальность обращения к этой теме. Мир детства привлёк И.А. Бунина и Л.Н. Андреева, Б.К. Зайцева и И.С. Шмелёва, А.И. Куприна и А.М. Горького, Е.И. Чирикова и А.С. Серафимовича, А.М. Ремизова и М.И. Цветаеву.

Детство представляется писателями как пора невинности и чистоты. Дети несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по происхождению. У детей нужно учиться пониманию истинного добра и правды. Героев произведений воспитывает окружающий мир во всех его проявлениях: сломанный цветок, несчастная собачка Жучка, непосильный труд крестьян, чудесные сказки на ночь, чистая детская дружба…

Тема детства неразрывно связана с темой русского народа. Во всех произведениях воссоздается сложная жизнь детей, которые мечтают о лучшей жизни, которая сделала бы их счастливыми.

Тема детства в произведениях А.П. Чехова

Антон Павлович Чехов (1860—1904) вошел в историю русской и мировой литературы как мастер психологического анализа. Он умел выявить тончайшие нюансы человеческой личности, скрытые мотивы поступков и слов. Не выделяя для себя отдельно детской темы, А. П. Чехов ввел ребенка в круг своих персонажей. Наиболее интенсивно он писал рассказы о детях во второй половине восьмидесятых годов: «Детвора», «Ванька», «Событие», «Кухарка женится», «Беглец», «Дома», «Гриша», «Мальчики», «Спать хочется», «Житейская мелочь», «На страстной неделе» и другие. В 1889 г. вышел сборник под названием «Детвора», куда вошли рассказы «Детвора»», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», а также повесть «Степь». Эти рассказы неоднородны, в них действуют дети разного возраста и социального положения, создается разный эмоциональный тон.

Развивая тему «маленького человека», традиционную для русской прозы XIX века, Чехов делал акцент на ответственности самого человека за свое унижение. Чехов считал, что лучше не писать специально для детей, а «выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений». От этих взглядов Чехов не отступал на протяжении всего творческого пути, но все-таки два его рассказа были предназначены специально для детей — «Белолобый» и «Каштанка». Да и многие другие его рассказы вскоре после публикации во «взрослых» журналах входили в детское чтение.

Как и во всем, что написано Чеховым, в его рассказах о детях отражалась подлинная жизнь того времени. В рассказах о детях с особой силой проявилось умение писателя видеть за внешним благополучием невидимую миру душевную драму, неустроенность, смятение чувств. Чехов показывает, как взрослые вымещают на маленьких досаду, обиду за свои неудачи, унижения и т.п. Душевная черствость и эгоизм взрослых мешают им вглядеться в своего ребенка, понять, что происходит в его душе. Леность ума, забвение насущных истин препятствуют ответственным, нравственно активным поступкам, которые сблизили бы взрослых со своими детьми.

Чехов исследовал все решающие стадии взросления ребенка — от младенца до подростка. В рассказе «Гриша» (1886) маленький пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев назад, гуляет с няней по бульвару. Он едва умеет говорить и не способен передать те впечатления, которые поразили его во время прогулки, да взрослые и не пытаются его понять. До этой прогулки Гриша знал «только четырехугольный мир», в котором бывают няня, мама и кошка. Выход в большой мир потрясает малыша настолько, что вечером он не может уснуть и плачет.

«Дети и детская душа выходят у г-на Чехова поразительно», — писал критик после появления рассказа «Детвора» (1886). У детей, изображенных здесь писателем, были реальные прототипы; наблюдения над ними и легли в основу рассказа. Дети в отсутствие родителей играют в лото; играют они на деньги, но реальной их цены не представляют: копейка для них дороже рубля. Возраст у детей разный — от шестилетней Сони до ученика пятого класса Васи. Перед читателем проходит целая гамма детских переживаний, ярко вырисовываются психологические портреты героев. Для одного игрока интерес сосредоточен исключительно на деньгах; для другого это вопрос самолюбия; у третьего нет «ни корыстолюбия, ни самолюбия. Неоднократно переиздававшийся чеховский сборник о детях был назван по заглавию этого рассказа: «Детвора». Лев Толстой и его относил к числу лучших произведений писателя.

Своеобразие психики ребенка пристально исследовано Чеховым в рассказе «Дома» (1887). Отец изыскивает средства воздействия на семилетнего Сережу, замеченного в курении. Внимание писателя сосредоточено на том, как взрослый, разумный человек, искренне желающий контакта с сыном, никак не может найти с ним общего языка. Из ежедневных наблюдений за сыном отец понял, что у детей свои художественные воззрения. И отец наконец находит действенное средство в борьбе с вредным увлечением сына: он рассказывает сказку о царевиче, который умер от курения в расцвете лет и оставил старика отца и государство на верную гибель. После этого мальчик обещает больше не курить.

Изображение тончайших проявлений детской психики дано в рассказе «Мальчики» (1887). Характеры и обстоятельства рассказа типичны для чеховских времен. Незадолго до его написания Чехов отмечал, что еще недавно, начитавшись рыцарских романов, уходили в Дон Кихоты, а теперь под влиянием книг Майн Рида и Купера мальчишки удирают в Америку. Нравственные качества героев — «Володички» и его товариша, «господина Чечевицына», — испытываются как раз в подобном приключении. Несмотря на несходство их натур и внешности, мальчиками владеет одна и та же страсть — к далеким и опасным путешествиям. Задуманный побег создает невидимую стену между ними и остальными членами семейства. Мальчики сосредоточены на своих мыслях, молчаливы и лишь иногда произносят «странные фразы», как, например: «А в Калифорнии вместо чаю пьют джин». Но в решающий момент дает о себе знать разница характеров. Володя готов отказаться от задуманного побега — ему «маму жалко». Чечевицын же тверд и непреклонен. Когда гостя увозят домой после неудачного побега, лицо его остается «суровым и надменным».

Во всех произведениях А. П. Чехова дети – самые активные защитники справедливости. Они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых. Они умеют быть благодарными за доставленную радость, умеют и сами заботиться о тех, кто слаб и нуждается в помощи. В каждом своем произведении автор поднимает важные вопросы: как правильно воспитывать ребёнка, чтобы он не обманывал, не брал чужого, не курил? Как обуздать гимназиста – вымогателя и шантажиста? Что делать, если взрослый человек нарушает данное ребёнку честное слово и подводит его? Эти и многие другие нравственные проблемы поднимаются в произведениях А. П.Чехова.

«Детский мир» в творчестве В.Г. Короленко

В ряду писателей, которые особое внимание уделяли детям, обделенным любовью, заботой взрослых и не имеющим необходимых условий для благополучной жизни, стоит В.Г. Короленко. В своих произведениях он создал целостные, неподдельные образы детей, лишенных детства. Однако внутренний мир этих детей отличается богатством и глубиной.

Если в начальной стадии своего развития в произведениях русских писателей тема детства звучала в ее связи с проблемой социального неравенства, то в творчестве В.Г. Короленко она получила более полное раскрытие. В его работах неравенство уже не представляет нечто сугубо абстрактное, некоторую дилемму, противостояние образов богатого ребенка с бедным ребенком. Взаимоотношения богатого ребенка с бедным не замыкаются и не ограничиваются сферой благотворительности. Образы детей становятся более сложными. Они теперь не связаны с оценкой поведения детей как хорошего или плохого. Сфера проявления добродетельности для бедного и богатого ребенка становится шире. Не только бедный ребенок становится способен к помощи, но и богатый тоже оказывается способен на проявление сложных чувств и благородных поступков.

Дружба с Валеком и Марусей раскрыла глаза мальчику на жизнь. Став взрослыми, Вася и Соня клялись на могиле Маруси помогать бедным и обездоленным.

Тема детства отражена и в повести «Слепой музыкант». В ней говорится о том, как мальчик, слепой от рождения благодаря вниманию и участию окружающих почувствовал в себе талант и, укрепив его, стал мужественным и сильным человеком, способным бороться за счастье для себя и для других людей.

Спокойные годы детства, когда в твоей жизни все решают взрослые, сменяются волнениями и тревогами, когда приходится все понять самому. Герой повести узнает неясные стремления и желания, он будет мучительно трудно определять свое отношение к себе, к окружающему миру. На пороге юности в его душе одновременно с ощущением радости и счастья все чаще будет возникать неудовлетворенность собой, подниматься какие-то смутные опасения. Перед ним встанет множество вопросов, они будут теснить душу, требовать ответа, рождать беспричинную грусть, повлекут к одиночеству и долгим раздумьям.

В. Г. Короленко особенно внимателен к этому переходному возрасту, когда его герои на рубеже «вполне сознательного существования», «на рубеже деятельной жизни», когда они переживают «в большей или меньшей мере состояние душевного кризиса».

В.Г. Короленко изображает мудрых, взрослых не по годам детей, которых сделала такими жизнь и обстоятельства того времени. Дети лишены детства. Это делает их закаленными, серьезными, такими, как взрослые. В свои детские годы они задумываются не только о судьбах друг друга, но и о жизни, где царит несправедливость.

В. Г. Короленко был великим гуманистом. В своих художественных произведениях он обращает взгляд на тех, кто больше всего страдал от жестокости и зла, кто нуждался в правде, справедливости, и писателя глубоко волнуют вопросы: что такое счастье? каковы пути к нему?

Своеобразие раскрытие темы детства в произведениях И.А. Куприна

С постоянным интересом и вниманием обращался к проблеме детства Александр Иванович Куприн. Так же как Чехова, его глубоко волновала мысль о разобщенности двух миров — мира «больших» и мира «маленьких». Настоящим социальным протестом проникнуты его рассказы о детях, обреченных обществом на непосильную работу, на нищету и вымирание. Маленькая Сашенька напоминает «чахлую травинку в расщелинах старых каменных построек» («Детский сад»); измучен, изнурен работой прекрасный деревенский паренек Васька, шахта для него «странное, непонятное, чудище» («В недрах земли»).

Обращаясь с рассказами к детям, в самом поэтическом свете писатель изображает мир животных. Всегда справедливы, добры, самоотверженны и особенно любят маленьких друзей Слон, Сапсан, Барбос и Жулька. Так, тяжело заболевшей девочке, которой никто не мог помочь, принес спасение день, проведенный с настоящим живым слоном («Слон»).

Героями рассказов Куприна чаще всего становятся дети «из низов». Им отдает он предпочтение, в них видит людей, способных на благородные поступки, бескорыстных и добрых. Как бы на две половины делится мир в рассказе «Белый пудель»: на одной его стороне находятся барыня-миллионерша и ее сын, на другой — старый шарманщик, дедушка Лодыжкин, маленький акробат Сережа и пудель Арто. Тем более острым, полным настоящего драматизма становится конфликт, возникший между ними из-за белого пуделя. Конфликт этот подчеркивает разницу в психологии, в этических и нравственных принципах представителей той и другой сторон. Для барыни пудель является лишь вещью, которая продается и покупается. Для дедушки и Сережи Артошка их друг, ради спасения которого мальчик готов рисковать жизнью.

На каждом шагу писатель подчеркивает контраст между детьми: он виден и в том, как по-разному воспринимают мальчики природу: один — с полным равнодушием, другой — с восторгом; контраст этот и в их внешности — изнеженный, истеричный Трилли и ловкий, сильный и здоровый Сережа; речь Трилли, невозможная для слуха, кажется только и состоит из слов «Хоч-у-а-а!», «Мне!», ни одно слово Сережи не сказано зря, все что он говорит, свидетельствует об уме, выдержке, обстоятельности мальчика.

Тонкий психолог детства, Куприн завершает рассказ счастливым финалом, удовлетворяя справедливое чувство маленького читателя и утверждая вместе с тем победу человеческого; нравственного начала.

Способность откликаться на красоту жизни подчеркивает в своих маленьких героях-тружениках А. И. Куприн («Белый пудель», «В недрах земли»). Нередко сила, чистота нравственного чувства ребенка является для писателя единственным положительным началом, противопоставленным злу жизни (Васька из рассказа А. И. Куприна «В недрах земли»).

А.И. Куприн, обращаясь к детской теме, учитывает развлекательную функцию массовой праздничной литературы, которая должна, прежде всего, создавать радостное настроение.

Вряд ли будет большим преувеличением сказать, что ни одна область художественного творчества рубежа 19 века не представляла картины более противоречивой и пестрой, чем детская литература. Это резко обозначилось на фоне возросшего в обществе, особенно после первой русской революции, всестороннего интереса к личности ребенка, его социальному положению, воспитанию и образованию (недаром к многочисленным названиям нового, XX в. прибавилось еще одно — «век ребенка»). Ребенок не дает возобладать злу, возвращает к высшим ценностям бытия, восстанавливает сердечную теплоту христианской любви и веры.

Одной из ведущих тем прогрессивной реалистической литературы становится тема тяжелого детства при капитализме, отражавшая реальные факты, социально-экономические процессы. Образ ребенка-пролетария начинает выступать на страницах книг наравне с образами других маленьких тружеников. При этом подчас сосредоточенность на описании условий общественного труда, быта, положения детей отвлекала авторов от создания характера, показа внутренних движений детской души. К тому же, несмотря на остроту социальных конфликтов, характерную для многих произведений, в них продолжают преобладать мотивы скорби, безнадежности.

Список используемых источников

1. Емец Д., «Произведения для детей и о детях в творчестве русских писателей второй половины XIX века (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн) », http://literatura1.narod.ru/texts2/posl_tr.html

2. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. М, 1977

3. Короленко В.Г. «Дети подземелья», Искатель, 2014г.

4. Короленко В.Г. «Слепой музыкант», Искатель, 2015г.

5. Куприн А.И. «Слон и другие истории», Эскмо, 2014г.

Источник

Исследовательский проект: «Образы детей в литературе писателей XIX века»

Министерство общего и профессионального образования

Муниципальный орган «Управление образования городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

Образовательная область: филология

Исследовательский проект

«Образы детей в произведениях русских писателей 19 века»

учитель русского языка и

литературы I категории

I .Теоретическая часть

1.1. Тема детства в русской литературе 19 века 5

II . Практическая часть

2.1. Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева

2.2. Николенька Иртеньев из повести Л.Н.Толстого «Детство» (1852г.) 12

2.3. Н.Г.Гарин – Михайловский. «Детство Тёмы» (1892г.) 14

2.4. «Мальчики» из романа Ф.М.Достоевского

«Братья Карамазовы» (1880г.) 17

2.5. «Дети подземелья» В.Г.Короленко (1886) 22

2.6. Характеристика героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики» (1887) 24

Список литературы 28

Приложение 1. «Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Приложение 2. «Характеристика Николеньки Иртеньева»

Приложение 3. «Характеристика Тёмы»

Приложение 4. «Коля Красоткин и Илюша Снегирёв»

Приложение 5. «Характеристика Васи и Валека»

Приложение 6. «Образ Володи и Чечевицына»

Приложение 7. «Собирательный образ «Маленького героя»

Приложение 8. Таблица «Образы детей в русской литературе 19 века»

Приложение 9. Буклет «Образы детей в литературе XIX века»

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная неповторимая жизнь.

Изучая на уроках литературы художественные произведения великих русских писателей И.С.Тургенева, А.П.Чехова, Л.Толстого и других, я окунулся в мир детей – моих ровесников. Несмотря на то, что эти произведения были написаны в XIX веке, мне, как читателю XXI века, глубоко понятны их детские переживания, и я в полной мере разделяю вместе с ними их горечь от поражений и радость их побед.

Эти произведения никогда не утратят своей актуальности , потому что они талантливо и мощно раскрывают суть становления личности ребенка. Детство – самый важный период в жизни человека. В нем происходит формирование главных качеств личности ребенка.

Героев произведений воспитывает окружающий мир во всех его проявлениях: сломанный цветок, несчастная собачка Жучка, непосильный труд крестьян, чудесные сказки на ночь, чистая детская дружба…

Заинтересовавшись этой мыслью, я избрал объектом исследования образы детей в литературе писателей 19 века. А предметом исследования – характер, поступки героев, их влияние на формирование личности подростка.

Целью моей работы является стремление проникнуть в эти поступки и отношения, осмыслить их и понять.

Я считаю, что данное исследование будет интересно для моих сверстников в качестве дополнительного материала для изучения человеческих взаимоотношений. Чувства и поступки маленьких «героев» XIX века способны удивлять и восхищать нас, поколение XXI века.

В нашей работе мы попытаемся определить, какие черты характерны для образа «героя» в определенный период, а какие он постепенно приобретает, и в чем причины этих изменений.

С этим связана гипотеза нашего исследования: образ маленького «героя» в литературе этого периода (вторая половина 19 века) имеет особые черты.

Дать характеристику образам героев, выбранных для исследовательского проекта.

На основе сопоставительного анализа проследить, как писатели изображают мир детства и становление личности ребёнка.

Соотнести роль образа с идейно-художественным своеобразием всего произведения.

Подвести итог проделанной работы и сделать выводы.

Выводы оформить в виде сравнительной таблицы.

Методы исследования: исходя из задач исследования, были определены следующие методы исследования, т.е. способы достижения цели исследования:

общие методы (теоретические) – изучение и сопоставление литературных произведений и документов, сравнение эпизодов (т.к. позволяет установить сходство и различие предметов и явлений; выявление общего, повторяющегося в явлениях);

метод целенаправленной выборки ;

обобщение материала (выводы на разных этапах исследования и в работе в целом).

I .Теоретическая часть.

1.1. Тема детства в русской литературе 19 века.

Детство — сквозная тема русской литературы, тема, к которой равнодушным не оставался, пожа­луй, ни один русский писатель или поэт. Как развивалась детская тема в русской литературе XIX века?

«Будущее человечества» — так называет детей один из героев Ф. Достоевского. Каким может пред­стать завтра это «будущее человечества», во многом зависит от духовно зрелой любви к детям, основанной на понимании своеобразия их внутреннего мира и на способности чему-то научиться у них. Об этой способ­ности, заставляющей самосовершенствоваться лю­дей, задумывались проницательные психологи, рус­ские писатели.

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора дет­ства! — восклицал Л. Толстой — Как не любить, не ле­леять воспоминания о ней? Воспоминания эти осве­жают, возвышают мою душу и служат для меня ис­точником лучших наслаждений». Дети, замечал Достоевский в «Дневнике писателя», «учат нас мно­гому и. делают лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними, они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами». И опять, словно перекликаясь с Достоевским, Тол­стой напоминает не только о временном, но и об иде­альном смысле словосочетания «будущее человечест­ва»: «Во всех веках и у всех людей ребенок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты».

Вспомним пробуждение Николеньки в самом нача­ле повести «Детство». Толстой пристально вглядыва­ется в его внутренний мир, подробно анализирует все чувства мальчика к Карлу Ивановичу. Писатель рас­крывает сложную «диалектику души» ребенка, выде­ляя в теме детства психологический аспект.

Еще одно открытие Толстого — «двойной взгляд»: мы видим мир глазами ребенка, в то же время наблю­даем за детской душой с позиции взрослого человека.

У Н. А. Некрасова заострен социальный аспект темы, его волнует проблема детского труда, отноше­ние общества к ребенку.

С.Т. Аксаков создает еще один прекрасный дет­ский образ. Его маленький Сережа Багров — больной ребенок. Но его сердце открыто любви, ему присуще подлинное христианское мироощущение: огромная жалость ко всему страдающему, желание жить в ду­шевном согласии и единении со всем миром.

Совершенно по-иному решает проблему ребенка Достоевский. Он изображает детей страдающих, уни­женных, задумавшихся. Страдания ускоряют взрос­ление. Писателю важен чистый, цельный, «сердеч­ный» взгляд. Для Достоевского принципиально важ­но, что в детстве все происходящее запечатлевается не в событиях, а в переживаниях.

Сохранение детскости во взрослом — это, по Досто­евскому, путь спасения. Идеи Достоевского имеют христианские основа­ния: «Сих есть Царство Божье на земле»; «Если не бу­дете как дети, не войдете в царство».

Тема детства позволяет оценить состояние общест­ва. Литературу XIX века интересует социально-нрав­ственный аспект. Поиск гармонии ведет к миру детст­ва, ибо там цельность, чистота, гармония.

II . Практическая часть.

2.1. Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». (1851г.)

«Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками- каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа…»

И. Смольников «Середина столетия»

Каким же пред­ста­вил И.С.Тургенев мир кре­сть­ян­ских де­тей 19 века? Чем он на­пол­нен? Как они жи­ли?

В рассказе « Бежин луг » перед нами предстает галерея портретов крестьянских ребятишек, которые на лугу в жаркую летнюю ночь стерегли табун лошадей. Мальчиков пятеро: Павлуша, Федя, Ильюша, Костя и Ваня.

Все знал Павел о природе, все мог объяснить просто, доступно.

— Что это? — спросил вдруг Костя, приподняв голову. Павел прислушался.

— Это кулички летят, посвистывают.

— А туда, где, говорят, зимы не бывает.

— А разве есть такая земля?

— Далеко, далеко, за теплыми морями.

Павлуша уверен, что судьбы своей не миновать, поэтому смело набирает воду из реки даже тогда, когда ему чудится голос утонувшего товарища, что, по словам ребят, предвещало его гибель. Не минул своей судьбы Павлуша: в том же году он умер, упав с лошади.

Старшему из всех ребят, Феде, можно было дать лет четырнадцать. «Это был стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок».

С уверенностью можно утверждать, что Федя из богатой семьи: новая красивая одежда, сапоги с низкими голенищами принадлежали ему, а не отцу. Ив поле он выехал «не по нужде, а ради забавы». Он увлеченно слушал рассказы других мальчиков, при этом сам очень мало говорил (как сын богатого крестьянина, боясь уронить свое достоинство).

Двенадцатилетний Илюша слыл лучшим рассказчиком. Внешность его была непривлекательной: горбоносое, вытянутое, подслеповатое лицо, выражающее «какую-то тупую, болезненную заботливость». Мальчик постоянно щурился, словно от огня. Обеими руками он то и дело надвигал себе на уши низкую войлочную шапочку, из-под которой постоянно выбивались его желтые, почти белые волосы. Мальчик знал много народных поверий, и, судя по рассказам о домовом, о Ермиле, о Тришке, искренне верил во все необычное. Героев своих рассказов он никогда не видел, «да и сохрани Бог. видеть; но а другие видели».

В отличие от Павлуши, Ильюша во всем находил проявление потусторонних сил. В его фантазиях появляется домовой, который двигает предметы, кашляет, шумит; баран начинает говорить человеческим голосом. Свой страх Ильюша, подражая взрослым, заговаривал: «С нами крестная сила!»; «Не бранись, смотри [леший] услышит».

Костя отличался ото всех задумчивым, печальным взглядом. Его глаза производили странное впечатление: «они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов». Косте принадлежала история о русалке.

Мифическая русалка удивительно чиста и соткана из самых различных природных стихий. Русалка «светленькая, беленькая, словно плотичка какая или пескарь». И «голосок. у ней такой тоненький и жалобный». Так же задумчиво и печально Костя повествовал об утонувшем мальчике Васе. И уже не русалка плачет, а мать утонувшего Васи «плачет, плачет, горько Богу жалится».

Самого младшего, семилетнего Ваню, можно было и не заметить: «он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову». Мальчик, не шевелясь и затаив дыхание, слушал рассказы старших, лишь единожды обратив внимание всех ребят на звездочки, В воображении Вани звездочки роились на небе, словно пчелки. (Приложение 1)

В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером. Какие они?

Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится, как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)

Образы ребят выписаны в рассказе ярко, они глубоко индивидуальны, каждый по-своему интересен, глубок, как это может быть только у профессионала такого класса, как И. С. Тургенев.

Все эти ребятишки очень по-разному рассуждают о людях и деревенских событиях, но все они искренне верят в чудеса, готовы разгадывать неведомые загадки жизни. У мальчиков немало предрассудков и суеверий — это следствие темноты и забитости их отцов и матерей.

Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.

2.2. Николенька Иртеньев из повести Л.Толстого «Детство» (1852г.).

В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны. ». [7,86-93 c ]

Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина — Наталья Савишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека.
Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.

Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».

Отношение Николеньки к Иленьке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Иленька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

Это маленький десятилетний мальчик с добрым, чутким сердцем, живой и впечатлительной душой. Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них оставляют в сердце мальчика неповторимый след, оказывающий влияние на душевное состояние, мысли и чувства Николеньки. Отзывчивый и впечатлительный ребенок внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Эта внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы. Мне кажется, что в будущем из Николеньки вырастет добрый, наблюдательный, отзывчивый и честный человек. (Приложение 2)

2.3. Н.Г.Гарин –Михайловский. «Детство Тёмы» (1892г.)

Великое произведение «Детство Темы» вошло в историю как повесть о самой важной поре в жизни каждого человека – о детстве. В ней повествуется история о взрослении мальчика, о том, как он получает уроки от жизни и набирается мудрости. Характеристика главного героя Темы довольно сложная и противоречивая. Он представляет собой многогранную личность, которая, как и все совершает ошибки. [2, 3-4 c.]

Действия повести разворачиваются в семье отставного генерала Николая Карташева. Суровый характер, приобретенный вследствие военной службы, накладывает отпечаток на воспитание сына. Тема является самым старшим из большой семьи Карташевых, и его поступкам и шалостям уделяется пристальное внимание, ведь он может служить примером для младших детей.
Но мать восьмилетнего мальчика имеет свое видение на воспитание детей. Она осуждает жестокие меры генеральского воспитания, и пытается достучаться к детям при помощи доброты. Таким образом, Тема оказывается между двух огней, с одной стороны он должен подчиняться строгим порядкам отца, а с другой ему хочется тянуться к доброте матери.

Тема представляется читателю добрым и шаловливым мальчишкой, который время от времени совершает ошибки и не находит смелости их исправить. Воспитание отца делает мальчика в какой-то степени трусливым. Сломав его любимый цветок, главный герой боится признаться в содеянном. Остальные его проступки в виде разбитого сундука и украденного сахара также не находят чистосердечного признания, которому учила мама.

Суровые наказания отца делают мальчика ожесточенным и враждебно настроенным. Даже спустя много лет, вернувшись в родной дом, он хранит только неприятные воспоминания об отце. И только любовь Аглаиды Васильевны смогла растопить сердце мальчика. Главный герой постоянно совершает необдуманные поступки, впоследствии которых он горько раскаивается.
Тема способен и на отважные поступки, что ярко проявляется в спасении собачки Жучки. Несмотря на то, что его подвиг впоследствии превратился для героя в тяжелую болезнь, он нисколько не жалеет о спасении и готов был совершить это снова и снова.

Тёма Карташев наделен благородными задатками: в нем живет и не затухает чувство справедливости, он предельно самоотвержен в своих стремлениях к добру и правде, он искренен в своем раскаянии, когда совершает какой-нибудь проступок. Но почему же ему так трудно «выделяться», говоря словами Достоевского, в человеке? Почему на его долю выпадает столько срывов и падений, иногда таких глубоких, что они и через многие годы не изгладятся из его воспоминаний? Быть может, потому, что Тёме, как считает его мать, недостает «твердости и воли в минуты страха и опасности»?

Среди испытаний, предложенных юному герою, два наиболее ответственных Гарин-Михайловский сопоставляет и противопоставляет.

Тёма спасает Жучку. На рассвете, тайком от взрослых Тёма выбирается из дома в сад, находит в каретном сарае двое вожжей и длинную веревку и, рискуя жизнью, спускается на дно колодца. Преодолевая страх, Тёма ободряет себя: «Не надо бояться, не надо бояться. Стыдно бояться! Трусы только боятся! Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня и мама, и папа за это похвалят». Тёма выдерживает испытание: ему хватило и воли, и твердости.

А вот другое окончилось для него катастрофически: он выдает товарища. Когда директор гимназии впился в него горящими глазами, Тёма «почувствовал, как он точно погружался куда-то… И вот… зазвучали в его ушах и посыпались его бессвязные, слабеющие слова о пощаде, слова мольбы, просьбы и опять мольбы о пощаде и еще… ужасные, страшные слова, бессознательно слетавшие с помертвелых губ… ах! более страшные, чем кладбище и черная шапка Еремея (так перепугавшие Тёму во время спасения Жучки), чем розги отца, чем сам директор, чем все, что бы то ни было на свете. Что смрад колодца?! Там, открыв рот, он больше не чувствовал его…» Он возвращается в класс ябедой и доносчиком: «Неудержимой болью охватила его мысль о том светлом, безвозвратно погибшем времени, когда и он был чистым и незапятнанным… Что-то забытое, напомнившее Тёме Жучку в колодце, мелькнуло в его голове…» И боль от содеянного была тем острее и невыносимее, что другой гимназист, кроткий, нашел в себе силы для достойного ответа директору: «Делайте со мной, что хотите, я приму на себя всю вину, но я не могу выдать…»

Что же сломило Тёму? Чего не хватает еще ему, чтобы сохранить себя чистым и незапятнанным? Что предстоит ему еще развить и укрепить в себе? Что же придает человеку нравственную стойкость и гражданское мужество?

Решение этих вопросов составляет важнейший этап в процессе нравственного самоопределения каждого человека. Поисками ответов на эти вопросы и определяется замысел повести «Детство Тёмы» (1892). Гарин-Михайловский говорил: «…в моей беллетристике выдуманных образов совсем нет: все взято прямо из жизни». Прямо из жизни, большею частью из жизни самого автора, «взята» и повесть.

Личность мальчика Темы близка любому мальчишке, который имеет сложности в воспитании, жесткое воспитание отца сказалось на его характере, но все же он остался добрым и отзывчивым ребенком.

2.4. «Мальчики»-глава из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1880г.)

История с Жучкой, которую Коля привел к умирающему Илюше, характеризует его как человека большой души, выдержки, терпения и ясного понимания границ добра и зла.

Как смело он себя повёл, оставшись водиться с детьми! Он, такой взрослый и серьезный, играл с «пузырями».

«Красоткин гордо отпарировал это обвинение, выставив на вид, что со сверстниками, с тринадцатилетними, действительно было бы позорно играть «в наш век» в лошадки, но что он делает это для «пузырей», потому что их любят, а в чувствах его никто не смеет у него спрашивать отчета. Фамилия у Коли «говорящая». Коля не рассуждает, он живет с красотой.

Конечно, позже Коля раскаялся в своем поступке. Он пришел к постели умирающего друга и чуть не расплакался, увидев худенького бледного Илюшу. Красоткин нашел Жучку, дал себе обещание проводить с больным мальчиком много времени.

Но, как показывает автор, Илюшу уже не спасти. И во многом в этом был виноват Коля Красоткин, который считал себя выше других, считал себя вправе играть чувствами людей.

2.5. «Дети подземелья» В.Г.Короленко (1886г.).

Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.

Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменилось. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятием справедливости, верности и человеческой любви. Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания.

Можно составить целый список человеческих качеств, которые проявляет Вася- это любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

2.6. Характеристика героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики» (1887г.)

Писатель также поднимает в рассказе проблему настоящих семейных ценностей, рассуждая о взаимоотношениях детского и взрослого миров.

В отличие от краткого описания внешности Володи («пухл и бел», «пухлый, как укушенный пчелой»), Чечевицын описан более подробно: «…худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив…». Если Володя – «всегда веселый и разговорчивый», то Чечевицын был «… угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся…». Писатель в этом противопоставлении показывает различие характеров мальчиков: Володя – добросердечный ребенок, очень привязанный к своей дружной семье, Чечевицын – «герой, решительный, неустрашимый человек», лидер по натуре, стремящийся быть первым. Не зря он называет себя взятым из приключенческого романа именем Монтигомо Ястребиный Коготь. Он стремится добиться своих целей любыми способами: убеждением, уговорами, шантажом.

Речевая характеристика Чечевицына соответствует портретным: он «сурово кашлянул», «сердито спрашивал», «гордо отвечал». Володя же ведет себя не так, как обычно: за некой маской соответствия своему другу он прячет свою привязанность к родителям и мягкую, добрую душу. Поэтому Володя в свой приезд «вовсе не улыбался», «говорил мало», «расплакался». Мальчик не желает причинить боль другим, сомневаясь в своем решении («Мне хочется дома пожить»); ему трудно расстаться с родными, которых он очень любит.

Неудачу своего замысла герои пережили по-разному. Володя был подавлен произошедшими событиями и глубоко раскаивался в них. Чечевицын, не привязанный к семейным ценностям и не обладающий чувством ответственности, напротив, был горд, так и не поняв, что заставил страдать близких людей.

Чехов призывает взрослых бережно и внимательно относиться к своим детям, помогая им разбираться в людях, не слепо поддаваться чужому влиянию, а отстаивать собственную точку зрения.

Этот рассказ учит нас тому, что нужно соблюдать семейные ценности. Семья важнее детских причуд. Все мы в детстве хотим быть взрослыми, но очень сильно зависим от родителей и привязаны к ним.

В ходе нашей работы был проанализирован ряд произведений, написанных во второй половине 19 века. Центральным образом рассмотренных рассказов и повестей является образ ребёнка.

И трудно найти такого писателя, который не обращался бы памятью к детству. Именно поэтому, перелистывая знакомые страницы любимых книг, мы убеждаемся в том, что лучшие из них о самой удивительной и прекрасной поре жизни – детстве. Ведь для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и равнодушные, злые и добрые.

Образы героев понятны и близки нам, их сверстникам. И мы вместе с ними переживаем их горечь от поражений и радость их побед.

Несмотря на разные подходы к созданию образов детей, писатели отмечают одно – ребёнок по духовной природе своей, ищет гармонии и согласия, ему претят ненависть и ожесточение, он весь открыт для любви. И как важно, чтобы из детства ребенок вступал в юность с чистой и ясной душой, верующей и любящей, и чтобы память сердца не омрачалась тягостными воспоминаниями и хранила те, которые благодатно отзовутся на всей его последующей судьбе.

Сопоставив образы героев, мы пришли к таким выводам:

В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского народа, его живую связь с родной природой.

Н.Г.Гарин-Михайловский и Л.Толстой уделяют преимущественное внимание внутреннему миру своих героев, они пристально следят за возникновением и развитием душевных движений, воспроизводя даже самые незначительные из них.

Уроки доброты и сострадания мы находим в главе «Мальчики» из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» и повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Чехов рассказом «Мальчики» призывает взрослых бережно и внимательно относиться к своим детям, помогая им разбираться в людях, не слепо поддаваться чужому влиянию, а отстаивать собственную точку зрения.

Окунувшись в мир моих ровесников, я понял, что те чувства, мысли, переживания, которые испытывают маленькие герои, присущи мне и моим ровесникам. Ребёнок всегда остаётся ребёнком, 19 век это или 21.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *