какие самолеты делают в россии пассажирские
Гражданское самолётостроение России
Материал из Documentation.
Гражданское самолётостроение России — отрасль российского самолётостроения, осуществляющая производство гражданских самолётов.
Россия производит пассажирские ближнемагистральные (SSJ 100), среднемагистральные (Ту-204СМ, Ту-214), дальнемагистральные самолёты (Ил-96), а также грузовые самолёты (Ту-204-120СЕ) и самолёты-амфибии (Бе-200). Ведётся разработка среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21 и регионального пассажирского самолёта Ил-114.
В 2014 году в России было произведено 43 гражданских самолёта, в том числе SSJ 100 — 34 единицы. [1]
Содержание
[править] Типы самолётов
[править] Sukhoi Superjet 100
Sukhoi Superjet 100 — региональный самолёт, способный перевозить 98 пассажиров на расстояние до 3000 км (базовая модель) и до 4500 км (модификация с увеличенной дальностью). [2] [3]
Разработан компанией «Гражданские самолёты Сухого». Производится на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Первый полёт в мае 2008 года. Коммерческая эксплуатация с апреля 2011 года. [4] [5] [6]
[править] Ту-204СМ
Ту-204СМ — среднемагистральный пассажирский самолёт, являющийся продолжением развития семейства самолётов Ту-204/Ту-214. Ту-204СМ — глубоко модернизированный вариант самолёта Ту-204, использующий новый двигатель ПС-90А2 с повышенными показателями ресурса и надёжности, с двухчленным составом лётного экипажа, с модернизированным и вновь установленным оборудованием. [7] Машина способна перевозить 194 пассажира на расстояние до 4800 км, а в двухклассной компоновке в пассажирском салоне самолёта размещаются 174 кресла. [8]
Разработан компанией «Туполев». Производится на ульяновском заводе «Авиастар-СП». Первый полёт в 2010 году. [9] [10]
[править] Ту-214
Ту-214 — магистральный узкофюзеляжный двухдвигательный самолёт. [11] Дальность полёта при максимальной коммерческой нагрузке — 3800 км, максимальная пассажировместимость — 210 человек. [12]
Разработан компанией «Туполев». Производится на Казанском авиационном заводе им. С. П. Горбунова. Первый полёт в 1996 году. [13] Коммерческая эксплуатация с мая 2001 года. [14] [15]
[править] Ту-204-120CE
Ту-204-120СЕ — грузовой самолёт, предназначенный для перевозки грузов до 27 тонн в контейнерах международного класса на воздушных трассах протяжённостью до 3000 км, или грузов массой 10,5 тонн на расстояние до 7400 км. [16]
Производится на ульяновском заводе «Авиастар-СП». [17]
[править] Бе-200
Бе-200 — самолёт-амфибия, базовая конфигурация которого предназначена для тушения лесных пожаров водой или огнегасящими жидкостями с воздуха. [18]
Разработан ТАНТК им. Г. М. Бериева. Первоначально выпускался на «ИАПО», затем производство было перенесено в ТАНТК. Первый полёт в 1998 году. [19] [20] Поставляется конечным заказчикам с 2003 года. [21]
[править] Ил-96
Ил-96 — семейство широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов, предназначенное для перевозки до 300 пассажиров или до 92 тонн груза. Разработано на базе самолёта Ил-86. [22]
Модификации: Ил-96-300 (базовый пассажирский, с салоном на 300 пассажиров), Ил-96М (удлинённый вариант на 375 пассажиров, двигатели — PW-2037), Ил-96-400Т (грузовой, с двигателями ПС-90А1). [23]
[править] МС-21
МС-21 — разрабатываемое семейство пассажирских самолётов, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров. В рамках программы разрабатываются самолёты МС-21-300 (160—211 мест) и МС-21-200 (130—176 мест). [25] Максимальная дальность полёта в 2-классной компоновке — около 6000 км. [26]
Разработка ведётся корпорацией «Иркут» и ОКБ им. А. С. Яковлева. [27]
[править] Производственные площадки
Гражданские самолёты производятся на пяти основных производственных площадках. Все они входят в состав «Объединённой авиастроительной корпорации».
Авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) занимается выпуском ближнемагистрального пассажирского самолёта SSJ 100.
Завод «Авиастар-СП» (Ульяновская область) выпускает самолёты Ту-204СМ и Ту-204-120CE.
[править] Роль на мировом рынке гражданских пассажирских самолётов
В 2014 году в мире заказчикам было поставлено 1558 новых пассажирских самолётов вместимостью более 30 кресел, из которых на ОАК пришлось 33 единицы (2,12 %). [28] [29]
В 2014 году в мире заказчикам было поставлено 177 новых узкофюзеляжных пассажирских самолётов вместимостью 61-120 мест, из которых на ОАК пришлось 33 единицы (18,6 %). [30] [31]
[править] Перспективы
[править] Типы самолётов
Учебно-тренировочный самолёт Як-152. Проходит испытания.
Среднемагистральный пассажирский самолёт МС-21. [32] Проходит лётные испытания.
Турбовинтовой региональный пассажирский самолёт Ил-114-300. Серийное производство начнётся в 2021 году.
Транспортный самолёт Ил-76ТД-90А. Является гражданской модификацией серийно выпускаемого самолёта Ил-76МД-90А. [33]
Ближнесреднемагистральный самолёт Фрегат Экоджет. Полностью негосударственный проект. Самолёт будет обладать фюзеляжем овального сечения, благодаря чему достигается вместимость 276—358 пассажиров (в зависимости от конфигурации) при внешних габаритах, сравнимых с габаритами Boeing 757. [36]
Пассажирский самолёт МС-21-100. По состоянию на август 2017 года в «ОАК» и правительстве России прорабатывается вопрос о создании нового самолета на базе SSJ 100 — на 130 пассажиров с долей локализации не менее 80 % и с учётом технических решений, применяемых в МС-21 (например, установка композитного крыла). [37]
[править] Организации
К 2022 году компания «Иркут» фактически отойдёт от реализации военных программ, сконцентрировавшись исключительно на производстве самолётов типа МС-21. [38]
Современные лучшие самолеты России 2021
Никуда не денется в России отрасль самолетостроения, производство и выпуск авиатехники лишь растет, а инженеры испытывают новые технологии. На данный момент есть 5 основных заводов, из которых выходят лучшие самолеты России и находятся они в Хабаровском крае, Ульяновской области, Воронеже, Татарстане и Ростове. На данный момент у нашей компании полно перспективных разработок, которые в будущем сыграют немаловажную роль. Экспертами были отобраны современные российские самолеты, из которых составили рейтинг ТОП-5.
1. Sukhoi Superjet 100
Входит в лучшие российские гражданские самолеты, которые летают на ближних дистанциях, и перевозит он не более 108 пассажиров за один рейс. Создателями воздушного транспорта являются инженеры с Комсомольска на Амуре. Свой первый полет Sukhoi Superjet 100 совершил в 2008 году, а в эксплуатацию поступил в 2011. На данный момент построено 207 единиц этого самолета для перевозки людей. Уже есть множество заказов зарубежом.
2. Ту-204СМ
Среднемагистральные российские пассажирские самолеты в 2010 году пополнил Ту-204СМ. Сразу после первого полета, уже в 2011 году было запущено серийное производство лайнера. От основной модели отличает модификацию более современное оснащение двигателями, комфортный салон, он резко улучшил свое состояние. Надежность и долговечность остались прежними, вряд ли это нужно было менять. Машина создана для транспортировки пассажиров, причем у нее довольно неплохая вместительность на 194 пассажира.
3. Ту-214
Попробуем вспомнить, какие российские самолеты были разработаны в СССР, но даже сегодня продолжают совершать полеты. Например, Ту-214 отличный пример, летает он на средние дистанции и является глубокой модернизацией Ту-204-100. По сравнению со своим предшественником, этот вариант получил улучшение дальности полета и увеличенную взлетную массу. Максимально они сегодня летают на дистанции в 5 000 километров. Он входит в российские пассажирские самолеты, имеющие сертификаты на полеты в другие страны мира, а значит, соответствует по всем критериям. В салоне все выглядит просторно, полки для груза, полностью освещаемое пространство, для развлечения пассажиров есть мультимедийная система и естественно позаботились об обслуживании.
4. Ил-96
Далеко не самый современный, был создан во времена СССР, а первый полет совершил в 1988 году. Но даже, несмотря на все это, он продолжает отвечать всем требованиям полетов на сегодняшний день. К тому же, он входит в лучшие самолеты России 2021, летающие на дальние дистанции и вмещающие много пассажиров. Ил-96 очень часто проходит через улучшения, поэтому отвечает нормам. Еще стоит упомянуть о том, что это один из самых надежных и безопасных самолетов на сегодняшний день. Отвечая на вопрос, какие российские самолеты с вместительностью больше 400 пассажиров есть, можно смело называть Ил-96.
5. МС-21
Как мы уже говорили, российские гражданские самолеты продолжают разрабатывать на разных заводах и МС-21 становится одной из главных новинок. Впервые среднемагистральный летательный аппарат совершил полет в 2017 году. На данный момент было выпущено 7 единиц, и они будут отправлены для работы на международных и внутренних авиалиниях. МС-21 входит в лучшие самолеты России как минимум, потому что с легкостью может конкурировать с европейскими единицами. Уже известны все характеристики, а некоторым даже удалось посмотреть на него на выставке.
У России наконец появляется полноценная линейка гражданских самолётов
2020 год принёс немало авиационных событий, которые сформировали более-менее окончательный облик перспективной линейки пассажирских самолётов российского производства на ближайшие 10-20 лет. Также стало очевидно, что рассчитывать России нужно только на себя, сотрудничества с Западом, Украиной, Узбекистаном в области авиастроения не получается. Во всех перечисленных ниже проектах стоит задача минимизировать зависимость от импорта, и эта задача достаточно успешно решается. Вся линейка так или иначе курируется госкорпорацией «Ростех».
Местная авиация
Лёгкий многоцелевой самолёт «Байкал». Самолёт предназначен для замены Ан-2. Фото самолёта разработчик пока не опубликовал, ждём выкатки самолёта в 2021 году.
Один из вариантов замены Ан-2, представленный на МАКС-2019. По имеющейся информации «Байкал» тоже будет монопланом, но с 2 двигателями.
Количество пассажиров: 9-12
Дальность полёта: до 1500 км
Двигатель: ВК-800 производства ОДК-Климов (Санкт-Петербург)
Разработка, проектирование: Байкал Инжиниринг, дочерняя структура Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), Екатеринбург
Первый полёт: планируется в июле 2021 года
Сертификация: 2022 год
Производство: с 2023 года, Улан-Удэнский авиазавод
Перспективы: спрос оценивается в 750 самолётов, в том числе 250 для России
В прошлом чехословацкий, а теперь российский самолёт для местных авиалиний. Взлетает практически с любых аэродромов и полос.
Л-410 производства УЗГА на МАКС-2019
Количество пассажиров: 17-19
Дальность полёта: 675 км
Двигатель: GE H80-200 (Чехия-США). В 2021 году планируется замена на российский ВК-800С производства ОДК-Климов (Санкт-Петербург)
Разработка, проектирование: Чешская Aircraft Industries (ранее Let Kunovice), владелец компании – УГМК (Россия)
Первый полёт: 16.04.1969
Сертификация, эксплуатация: с 1971 года, самолёт сертифицирован в России, Европе и США
Производство: с 2018 года, Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), Екатеринбург. Выпущено 19 самолётов.
Перспективы: Идёт постоянный процесс модернизации и импортозамещения узлов и агрегатов самолёта. К концу 2021 года уровень локализации должен быть доведён до 72%. Спрос до 2030 года оценивается в 150-200 самолётов, в том числе 100-150 для России.
Региональная авиация
Закрытый в 2006 году проект чехословацкого самолёта, который УЗГА планирует модернизировать и запустить в производство по аналогии с модернизацией самолёта Л-410.
Вернуть к жизни проект Л-610 планируется в России
Количество пассажиров: 40-48
Дальность полёта: 2420 км
Двигатель: не выбран
Разработка, проектирование: Чешская Aircraft Industries (ранее Let Kunovice), владелец компании – УГМК (Россия)
Первый полёт: 28.12.1988
Производство: с 2024 года, Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), Екатеринбург
Перспективы: Интерес к проекту проявляет Казахстан. Спрос до 2030 года оценивается в 100 самолётов. 10 самолётов заказала авиакомпания «Полярные авиалинии».
Ил-114-300
Модернизированная версия советского регионального самолёта Ил-114-100 с новыми двигателями и системами. Производство было перенесено из Узбекистана (Ташкент) в Россию в 2014 году, когда исчезли последние иллюзии насчёт сотрудничества с Украиной.
Первый полёт Ил-114-300, выполненный 16 декабря 2020 года
Количество пассажиров: 52-68
Дальность полёта: 1400 км
Двигатель: ТВ7-117СТ-01 производства ОДК-Климов (Санкт-Петербург)
Разработка, проектирование: «Ильюшин» в составе ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация)
Первый полёт: 16.12.2020
Производство: с 2018 года, Луховицкий авиазавод, филиал РСК «МиГ», Луховицы (Московская область). Выпущен 1 самолёт.
Перспективы: Спрос до 2030 года оценивается в 150-200 самолётов. Со слов разработчика общий спрос может достигнуть 500 самолётов.
Магистральная авиация
Суперджет 100
Первый после развала СССР, разработанный в России ближнемагистральный самолёт. В настоящее время идёт работа над вторым поколением самолёта, которое будет полностью избавлено от зарубежных комплектующих и санкционных рисков.
Сухой Суперджет 100
Количество пассажиров: 98-103
Дальность полёта: 3000-4500 км
Двигатель: SаM 146 (Россия-Франция). В 2023 году планируется замена на российский ПД-8 производства ОДК-Авиадвигатель и ОДК-Пермские моторы (оба – Пермь)
Разработка, проектирование: «Гражданские самолёты Сухого» в составе ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация)
Первый полёт: 19.05.2008
Сертификация, эксплуатация: с 2011 года, самолёт сертифицирован в России и Европе
Производство: с 2007 года, авиазавод имени Гагарина, Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край). Выпущено 205 самолётов.
Перспективы: Спрос до 2030 года оценивается в 200-250 самолётов. В 2023 году ожидается сертификация новой обновлённой версии Суперджета, не зависящей от импортных комплектующих.
Среднемагистральный самолёт, который является реальным конкурентом А-320нео и Б-737 MAX. Санкции против самолёта и его производителя наглядно это демонстрируют. 15 декабря 2020 года самолёт успешно взлетел с помощью российских двигателей ПД-14.
МС-21 на авиасалоне МАКС-2019
Количество пассажиров: до 211
Дальность полёта: до 6000 км
Двигатель: российский ПД-14 производства ОДК-Авиадвигатель и ОДК-Пермские моторы (оба – Пермь), PW1400G (Пратт-Уитни, США)
Разработка, проектирование: «Иркут» и ОКБ им. А.С. Яковлева в составе ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация)
Первый полёт: 28.05.2017
Сертификация: 2018-2021, самолёт проходит сертификацию в России и Европе
Производство: с 2015 года, «Иркут», Иркутск. Выпущено 7 самолётов.
Перспективы: Спрос до 2030 года оценивается минимум в 500 самолётов. Потенциально МС-21 может войти в тройку самых массовых отечественных самолётов.
CR929
Проект дальнемагистрального широкофюзеляжного самолёта, известного ранее как ШФДМС, решено разрабатывать и производить совместно с Китаем. Новые подробности проекта вероятно будут объявлены на авиасалоне МАКС-2021.
Макет CR929 на авиасалоне МАКС-2019
Количество пассажиров: 250-320
Дальность полёта: 10000-14000 км
Двигатель: не выбран. Планируется российский ПД-35.
Разработка, проектирование: CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corp.) – совместное предприятие ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) и Китайской корпорации гражданского авиастроения (СОМАС).
Первый полёт: планируется в 2023 году
Производство: с 2025 года, сборочное производство в Шанхае (Китай). В России производство крыла, оперения, двигателей и других систем.
Перспективы: Спрос до 2045 года оценивается в 1000 самолётов.
Состав российских авиапарков
Авиапарки по брендам компаний
«АЗУР эйр». Эта компания использует пять видов боингов. В ее распоряжении:
Посмотреть другие параметры (размах крыла, длина ВС, его крейсерская скорость, дальность полета) и схему салона, а также возможный дизайн корпуса самолетов данной авиакомпании можно на ее сайте.
«Аэрофлот» Среди авиакомпаний с пассажирским парком более 100 единиц воздушных судов «Аэрофлот» обладает одним из самых молодых парков в мире. Большая часть самолетов компании – это судна семейства Airbus А320 (78 штук), Airbus А330 (22 единицы этой модели прибавилось в авиапарке с 2008 года) и Sukhoi SuperJet 100, которые через некоторое время возьмут верх над A320 по доле в авиапарке. Сейчас самолетов Sukhoi Superjet 100 (SS100) 49, но с 2019 по 2026 год в авиапарк поступит еще 100 таких самолетов, согласно заключенному в 2018 году соглашению. Кроме этого, у «Аэрофлота»:
«Нордавиа». Парк целиком состоит из узкофюзеляжных реактивных пассажирских самолётов Boeing 737:
Эти самолеты надежны и отвечают высочайшим техническим требованиям безопасности по международным стандартам. Все они оборудованы салонами полного экономического класса.
«НордСтар» . Парк компании состоит из трех моделей ВС:
«Победа» . Авиакомпания верна современной модели Boeing 737-800 – ее парк целиком состоит из таких боингов. Всего у компании их 30 штук, поставленных непосредственно от производителя. Самолеты комфортные и безопасные. В салоне – Sky Interior: он оборудован вместительными багажными отсеками, удобными кожаными креслами, освещением, меняющим цвет.
Вся серия Airbus 320 отличается просторным салоном, вместительными полками для ручной клади, большой грузовместимостью нижней палубы. Производятся эти суда в Германии и Франции.
Авиакомпания «Россия» . В парке компании суммарно 62 воздушных судна. Это:
Среди этих ВС есть как судна вместимостью около 130 мест, так и судна на 450, 520 кресел. Поэтому самолеты компании могут летать как маленькими, так и более крупными рейсами.
«РОЯЛ ФЛАЙТ». На начало 2019 года у компании насчитывалось 12 лайнеров и еще 3 были заказаны. Средний возраст судна компании – 19 лет ровно. Старше всех – судно Boeing 767-300 под бортовым номером VP-BRE возрастом 23 года, новейшее судно авиакомпании – Boeing 737-800 с бортовым номером VQ-BRF (12 лет). В 2014 году в распоряжение компании поступил Boeing 757-200, а в мае 2015 года – Boeing 737-800. Из чего состоит авиапарк Royal flight:
«РусЛайн». Как частная компания, специализирующаяся на VIP-перевозках, «РусЛайн» пользуется небольшим воздушным судном всего на 50 мест. Это Bombardier CRJ 100/200 ER/LR (Canadair Regional Jet) – бизнес-джет канадского производства (разработчик – Bombardier Regional Aircraft) из семейства региональных самолетов. На ВС этой модели пассажиры компании путешествуют по России и за ее пределами, чаще всего – из нескольких крупных аэропортов Москвы (Домодедово), Санкт-Петербурга (Пулково), Екатеринбурга (Кольцово) и Волгограда (Гумрак). Порт приписки авиакомпании – Москва, Домодедово.
«Северный ветер» . Авиакомпания с гордым и романтичным названием «Норд винд» с 2008 года (момент основания) до начала 2019 года обзавелась 30 лайнерами, а на 2019 год запланировала расширение парка до 50 воздушных судов. На начало 2019 года авиапарк содержал:
S7 . Легкоузнаваемые самолеты броского салатового цвета принадлежат к одному из самых современных авиапарков на рынке Российской Федерации. Парк составляет 101 воздушное судно ведущих мировых производителей: Airbus (61 лайнер), Boeing (23 лайнера) и Embraer (17 лайнеров). S7 Airlines стремится первой на российском рынке эксплуатировать новейшие модели самолетов: так было с самым тихим в своем классе экологичным Airbus A320neo в 2017 году и в 2018 году со среднемагистральным современным лайнером Boeing 737 MAX. Сейчас в эксплуатации компании находятся такие модели самолетов, как:
«Уральские авиалинии» . На условиях операционного лизинга авиакомпания эксплуатирует на российских и международных маршрутах 47 современных лайнеров Airbus:
«Ютэйр». В распоряжении компании 65 самолетов и 151 вертолет. На июль 2019 года в авиакомпании эксплуатировались модели:
«Ямал» . Авиапарк компании представлен:
Выдающиеся иностранные авиапарки
Пример одного из самых дорогих авиапарков, конечно же, компания из Арабских Эмиратов. Это одна из крупнейших мировых компаний, созданная высшим руководством страны ещё в 1985 году, базируется она в Дубае.
«Эмирейтс» . Авиакомпания располагает новейшим парком воздушных судов «Эмирейтс A380» и Boeing 777s, а также отдельным парком малых самолетов для частных перелетов премиум-класса по всему миру.
Летчики назвали самые надежные пассажирские самолеты РФ
Президентский Ил-96 ни разу не попадал в катастрофы
Самыми безопасными российскими пассажирскими самолетами являются Ил-96 и Ил-86. Об этом URA.RU сообщили экс-президент Федерации любителей авиации, заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский и заслуженный пилот РФ, командир воздушного судна Сергей Кругликов.
«Ни разу не попадал в катастрофы, по-моему, Ил-96, в нем очень высокая степень безопасности, потому что, помимо электродистанционного управления, в нем сохранено и механическое», — заявил Заболотский.
Он пояснил, что в случае отказа систем автоматического управления, пилоты могут управлять самолетом вручную, именно поэтому на Ил-96 летает президент РФ. По словам эксперта, надежность самолетов старой школы связана с особой технологией конструирования и многоэтапной проверкой. Когда вводили в строй первую серию до 10 машин, вперед выпускали лидировщиков — лоцманов, помогающих летчику вести самолет, они ловили все отказы, потому что неисправности не всегда проявляются в первых полетах. Сейчас, по словам Заболотского, эта система введения в строй самолетов нарушена.
Сергей Кругликов согласился, что самые надежные самолеты — это Ил-86 и сделанный на его базе Ил-96. На Ил-86 он пролетал восемь лет и не зафиксировал ни одного отказа. За 49 лет пилотного стажа Кругликов также управлял самолетами Ил-62, Boeing 777, Boeing 767, а также А310 и А330, и на них «иногда случались какие-то приключения».