какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

Образовательный сайт

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

Поразмышляем над прочитанным.

1. Чем характеры героев этого произведения напоминают некоторых сказочных персонажей?

Если вспоминать произведения Салтыкова-Щедрина, то головотяпы стали прообразом всех чиновников и начальников из сказок писателя. Они такие же беспомощные, жадные, глупые и бесполезные.

Князь, который стал править головотяпами, напоминает морского царя из сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». Он в меру жесток, обладает большой мудростью и всегда «возьмет свое».

Вор-новотор — это своеобразный союз 2 излюбленных сказочных героев — лисы и волка. Лиса отличается хитростью ума и острым языком, а волк злостью и жестокостью.

2. Какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность «деяний» градоначальников?

Гибербола — преувеличение при описании какого-либо объекта или события (за 6 верст комара ловить ходили).

Сравнение — выделение общих значимых особенностей предмета или живого существа (Батьку на кобеля променяли).

3. Подумайте, как мог страдать город от «деятельности» глуповских градоначальников? Какими пословицами оправдывали они свою деятельность?

Градоначальники глуповцев делали все, кроме того, что нужно было делать. Главная опасность их деяний для города заключалась в том, что они препятствовали нормальной жизни горожан, снаряжая их в походы за комаром, или заставляя толокном Волгу месить.

Какого «порядка» добивались головотяпы, когда собрали воедино соседние племена? Каким словом начались «исторические времена»?

Судя по действиям головотяпов, они лишь хотели быть главными среди других народов, сосредоточив власть в своих руках. Все это помысли прикрывались вполне благочестивыми намерениями: избавить свою землю от насилия, восстановить порядок и наладить совместную работу для процветания своего города.

Исторические времена начались, когда князь, повелевающий глуповцами, устал от творившегося беспорядка, и прокричал:

4. Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России? Что предполагает писатель «разбудить» в обществе?

Салтыков-Щедрин изображает градоначальников тогдашней России такими глупыми и жадными, чтобы показать, что сказка не так далека от реальности. Выезжая на «подневольных мужиках», Россия не могла стать процветающей страной. Писатель понимал это как никто другой.

Он хотел пробудить в русском человеке свободу собственного мнения, свободу действий и желание жить, освободившись от рабских оков.

Читать Салтыкова-Щедрина «История одного города» и понимать его идеи — значит проникнуться одним из лучших произведений русской литературы и отчасти понять события современности.

5. С помощью каких художественных средств удается Щедрину показать глуповцев?

Салтыков-Щедрин пользовался такими средствами, как заострение образов, художественное преувеличение, фантастика и гротеск.

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

Почему народ, о котором рассказывается в романе, называют головотяпами? Как называются соседние народы? Перечислите их. Как можно объяснить их названия?

Головотяпы назывались так потому, что постоянно тяпались головами обо все, что бы ни встретилось им на пути. Соседние народы имели разные названия:

Все эти племена Салтыков-Щедрин назвал так по территории, на которой они жили. К примеру, гущееды — это новгородцы, вертячие бобы — муромцы. Кособрюхими он назвал рязанцев, куралесами — брянцев, рукосуями — чухломцев, ряпушниками — тверитян. Эти названия племен взяты из словаря пословиц и поговорок русского народа, составленного Далем.

6. Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения. Какие из этих художественных средств, т.е. тропов, используются Щедриным? Приведите примеры.

Гипербола — значительное преувеличение.

Гротеск — такое фантастическое преувеличение, которое показывает события реальной жизни в причудливом образе. Однако это помогает ярче раскрыть их суть.

Фантастика — описание несуществующих вещей, явлений.

Читать Салтыкова-Щедрина «История одного города» лучше целиком. Только так можно полностью понять, как автор смог мастерски описать глуповцев.

7. Какие произведения (басни, сказки) напоминает вам эта глава из романа М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города»?

Отрывок из романа напоминает басню «Как лягушки царя просили», за основу которой была взята басня Эзопа. Князь в Истории одного города напоминает журавля, которому подчинялись лягушки.

Развивайте дар слова

Могли ли влиять сатирические произведения Щедрина на общественное мнение и общественные порядки тогдашней России? Подготовьте небольшое сообщение-рассуждение.

Источник

Какие сатирические приёмы помогают понять реальную сущность «деяний» (см.)?

Салтыков-Щедрин «История одного города»

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

«Деяния» этих горе-градоначальников смешны, потому что автор мастерскио использует приемы создания комичного. В арсенале автора и гротеск, и пародия, и гипербола. Он утрирует, выпячивает до анекдотичности «достижения» градоначальников.Это помогает читателям разобраться в том, чего стоят такие » деяния», дать им правильную оценку.

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

В «Истории. » Щедрин использовал практически все известные нам сатирические приемы. Беглого взгляда на табл. ниже достаточно, чтобы подтвердить сказанное. Но давайте обратимся к примерам.

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

1) Capкaзм. Посмотрите, как едко и горько высмеивает писатель градоначальников, имевших обыкновение сечь жителей города:

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

2) Гpoтecк: один из градоначальников смог «утопить в peкe экономии» директора.

3) Фантастика: встречается повсеместно, например, в описании «деяний» градоначальника Маркиза де Санглота:

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

4) Гипербола: описывая любвеобильность одного из персонажей, Щедрин виртуозно использует гиперболу:

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

Думаю, достаточно примеров,для начала. Остальные найдете самостоятельно.

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

Сатирические приёмы, которые помогают понять реальную сущность «деяний» градоначальников в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города», это конечно же «гротеск» и «гипербола». Именно эти приёмы использует М.Е.Салтыков-Щедрин в своём бессмертном произведении для изображения градоначальников города Глупова.

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

Жанр произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» можно охарактеризовать как пародия, карикатура или гротеск. Автор использует такой прием выразительности, как гипербола описывая характеры градоначальников. Он неумеренно возвышает одни их качества и совершенно уничтожает другие. Образы градоначальников выходят карикатурами на живых людей, мы понимаем, что такого просто не может быть, но именно в этом и состоял замысел автора.

Поступки градоначальников выходят за всякие рамки логики и здравого смысла, но именно этого требует гротеск, в котором воедино соединено смешное и ужасное, фантастическое и реалистическое.

В целом у Салтыкова-Щедрина получилась карикатура на общество, в котором процветают невежество и глупость.

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

В этом известном произведении получилась этакая карикатура, в которой расцвели пышным цветом невежество и глупость. Автор умело играет с таким приемом как ирония. В произведение он в открытую смеется над градоначальниками. Хорошо автор использует гиперболу. То есть, так раздувает ситуацию, что она просто кажется выдуманной. И еще автор произведения хорошо высмеивает людей с помощью фамилий. Например, Негодяев.

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

В произведении «История одного города» автор, Салтыков-Щедрин, использует следующие литературно-художественные приемы для отображения истиной сути деяний градоначальников:

Все эти приемы относятся к числу сатирических приемов.

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

В «Истории одного города» совмещены несколько взглядов на реальность:

1) пародированный взгляд летописца;

2) такой же пародированный взгляд историка;

3) взгляд человека, который пишет о современности.

В изображении событий присутствует гротеск (такой же прием используется, например, в повести Н.В. Гоголя «Нос»).

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

господин Преображенский, описанный в произведении Булгакова «Собачье сердце», мировое светило, просившее такую броню, чтобы была всем броням броня, имел в своем распоряжении семь комнат, но добавлял, что не мешало бы ему еще иметь и восьмую, так как книги некуда складывать

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

В начале своей литературной деятельности Антон Павлович писал короткие рассказы для юмористических журналов. Главное для бедного студента медицинского факультета было добыть средства для существования. Поэтому, многие рассказы начинающий писатель создавал в спешке, нужно было успеть отправить материал до выхода очередного номера.

За первые 5 лет Чехов написал больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Став известным писателем, он уже мог позволить себе тщательно работать над произведением. Во-первых, гонорары существенно выросли, а во-вторых, Чехов уже не мог печатать «сырые» произведения, дорожа репутацией.

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

Что значит настоящая любовь? Здесь можно ответить несколькими словами: это забота, уважение и взаимопонимание. Иногда кажется, что ты просто не можешь жить без этого человека.

Так бывает, когда любишь по настоящему, без показных эмоций и чувств. Можно сказать, что полностью отдаешься любви, и она кружит тебе голову. То ощущение, что испытываешь от настоящей любви, не передать словами.

Нужно просто видеть таких людей, которые влюблены друг в друга. Они светятся от счастья, у них нет поводов для ссор. И все суждения, которые возникают вокруг них, рассыпаются о стену плотного круга любви и понимания.

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

я бы предложила такие варианты:

Выбирайте любой вариант.

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

Источник

Приемы сатирического изображения в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»

История создания

Замысел романа Салтыков-Щедрин вынашивал довольно долго. Образ вымышленного города Глупова как воплощение самодержавно-помещичьего строя в России впервые возник в очерках писателя в начале 60-х годов, когда на просторах российской империи переживала подъём освободительная борьба.

В 1867 году писатель опубликовал свой фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», который позднее лёг в основу главы «Органчик». Спустя год Михаил Евграфович приступил к работе над полномасштабным романом, который завершил в 1870 году. Писатель на некоторое время приостанавливал работу над «Историей одного города» ради сказок и литературно-критических статей.

Первоначально роман имел другое название – «Глуповский Летописец», однако затем автор изменил его на «Историю старого города». Литературный труд был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки», в котором Салтыков-Щедрин был главным редактором. В том же 1870 году книга вышла отдельным изданием.

После публикации романа на писателя обрушилась волна негодующей критики. Салтыков-Щедрин был обвинён в искажении отечественной истории и оскорблении всего русского народа, интерес к его творчеству заметно пошёл на спад. Отображение реалий жизни русского народа и давно назревших проблем в обществе, практически ничем не прикрытая критика самодержавия откровенно пугала, и далеко не все были готовы принять правду в её истинном свете.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Образы градоначальников

Образы градоначальников разные, но схожи в своей ограниченности и нелепости. Глуповец Брудастый деспотичен, ограничен в своем уме и осознании действительности, он представляет собой точнейший образец самодержавной системы, поглощающей людские чувства и души на своем пути.

А градоначальник Прыщ, имя которого говорит само за себя, представлен образом «головы, живущей отдельно от тела». Салтыков-Щедрин символически показал, как однажды его голова была съедена чиновником.

Деятельность другого градоначальника – Угрюм-Бурчеева – автор гротескно высмеивает в организованных им «военных населений» и образе мышления, который представлял собой «что хочу, то и ворочу».

Decadence

Читать Салтыкова-Щедрина «История одного города» — значит вникать в суть происходивших событий в современной автору России. Гениальный писатель смог точно передать образы тогдашних градоначальников.

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

Поразмышляем над прочитанным…

1. Чем характеры героев этого произведения напоминают некоторых сказочных персонажей?

Если вспоминать произведения Салтыкова-Щедрина, то головотяпы стали прообразом всех чиновников и начальников из сказок писателя. Они такие же беспомощные, жадные, глупые и бесполезные.

Князь, который стал править головотяпами, напоминает морского царя из сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». Он в меру жесток, обладает большой мудростью и всегда «возьмет свое».

Вор-новотор — это своеобразный союз 2 излюбленных сказочных героев — лисы и волка. Лиса отличается хитростью ума и острым языком, а волк злостью и жестокостью.

2. Какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность «деяний» градоначальников?

Гибербола — преувеличение при описании какого-либо объекта или события (за 6 верст комара ловить ходили).

Сравнение — выделение общих значимых особенностей предмета или живого существа (Батьку на кобеля променяли).

3. Подумайте, как мог страдать город от «деятельности» глуповских градоначальников? Какими пословицами оправдывали они свою деятельность?

Градоначальники глуповцев делали все, кроме того, что нужно было делать. Главная опасность их деяний для города заключалась в том, что они препятствовали нормальной жизни горожан, снаряжая их в походы за комаром, или заставляя толокном Волгу месить.

Какого «порядка» добивались головотяпы, когда собрали воедино соседние племена? Каким словом начались «исторические времена»?

Судя по действиям головотяпов, они лишь хотели быть главными среди других народов, сосредоточив власть в своих руках. Все это помысли прикрывались вполне благочестивыми намерениями: избавить свою землю от насилия, восстановить порядок и наладить совместную работу для процветания своего города.

Исторические времена начались, когда князь, повелевающий глуповцами, устал от творившегося беспорядка, и прокричал:

4. Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России? Что предполагает писатель «разбудить» в обществе?

Салтыков-Щедрин изображает градоначальников тогдашней России такими глупыми и жадными, чтобы показать, что сказка не так далека от реальности. Выезжая на «подневольных мужиках», Россия не могла стать процветающей страной. Писатель понимал это как никто другой.

Он хотел пробудить в русском человеке свободу собственного мнения, свободу действий и желание жить, освободившись от рабских оков.

Читать Салтыкова-Щедрина «История одного города» и понимать его идеи — значит проникнуться одним из лучших произведений русской литературы и отчасти понять события современности.

5. С помощью каких художественных средств удается Щедрину показать глуповцев?

Салтыков-Щедрин пользовался такими средствами, как заострение образов, художественное преувеличение, фантастика и гротеск.

какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Смотреть картинку какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Картинка про какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников. Фото какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников

Почему народ, о котором рассказывается в романе, называют головотяпами? Как называются соседние народы? Перечислите их. Как можно объяснить их названия?

Головотяпы назывались так потому, что постоянно тяпались головами обо все, что бы ни встретилось им на пути. Соседние народы имели разные названия:

Все эти племена Салтыков-Щедрин назвал так по территории, на которой они жили. К примеру, гущееды — это новгородцы, вертячие бобы — муромцы. Кособрюхими он назвал рязанцев, куралесами — брянцев, рукосуями — чухломцев, ряпушниками — тверитян. Эти названия племен взяты из словаря пословиц и поговорок русского народа, составленного Далем.

6. Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения. Какие из этих художественных средств, т.е. тропов, используются Щедриным? Приведите примеры.

Гипербола — значительное преувеличение.

Гротеск — такое фантастическое преувеличение, которое показывает события реальной жизни в причудливом образе. Однако это помогает ярче раскрыть их суть.

Фантастика — описание несуществующих вещей, явлений.

Читать Салтыкова-Щедрина «История одного города» лучше целиком. Только так можно полностью понять, как автор смог мастерски описать глуповцев.

7. Какие произведения (басни, сказки) напоминает вам эта глава из романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»?

Отрывок из романа напоминает басню «Как лягушки царя просили», за основу которой была взята басня Эзопа. Князь в Истории одного города напоминает журавля, которому подчинялись лягушки.

Развивайте дар слова

Могли ли влиять сатирические произведения Щедрина на общественное мнение и общественные порядки тогдашней России? Подготовьте небольшое сообщение-рассуждение.

Продолжение статьи (сообщение-рассуждение) вы можете прочитать, перейдя по следующей ссылке — https://decadenz.ru/publ/studentu/istorija_odnogo_goroda_razvivajte_dar_slova/2-1-0-171

Источник: Читать «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Характеристика героев, Размышляем над прочитанным.

Источник

Приемы сатирического изображения градоначальников в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыков-Щедрин – признанный мастер сатиры. Именно сатира помогала писателю по-новому осветить исторические события и взглянуть на современность. В романе “История одного города” автору было важно раскрыть суть каждой эпохи, определить закономерности развития общества, причины политического насилия.

Именно поэтому повествование в романе ведет не автор, а летописец, целиком подчиняющийся жестокой государственной машине.
В начале романа летописец приводит краткую опись всех градоначальников Глупова, обозначая их роль

Вся история этого города – это история деспотизма, угнетения, бессмысленной жестокости.
Среди двадцати двух градоначальников летописец выделяет только самых выдающихся. Их биографии занимают в романе целые главы. Первым перед читателем предстает образ Дементия Варламовича Брудастого. В памяти глуповцев он остался под именем Органчик.

Его бессмысленную автоматическую деятельность автор описывает с помощью гротеска и гиперболы.
Гротеск позволяет создать художественное преувеличение, доходящее до абсурда. Деятельность Органчика по сути бесполезна и жестока. Сущность этого правителя выражена всего в двух словах: “разорю”, “не потерплю”. Неудивительно, что жители подозревают в нем не человека, а механизм.

Народ уже не верит ни одному из них, он по-прежнему ждет возвращения своего “батюшки”. Суть Органчика раскрывается постепенно: сначала летописец использует гиперболу, затем она перерастает в гротеск и завершается фантастикой. Эти приемы позволяют дать читателю полное представление о ничтожности всех нововведений Органчика, его механической сущности.
Сатирически показан в романе градоначальник Петр Петрович Фердыщенко, в прошлом бригадир, денщик князя Потемкина (глава “Соломенный город” и “Фантастический путешественник”). Сначала его деятельность на посту главы города была ничем не примечательна. Но власть обнаружила суть этого правителя – эгоизм, алчность, глупость.

Своим любострастием, попустительством он чуть было не уничтожил город.
Для характеристики этого героя летописец использует не только сатиру, он включает в изображение любовную интригу. Его любовные похождения изображаются с помощью приема градации. Вначале его симпатии относятся к посадской жене Алене Осиповне, славившейся своей красотой.

Завершает любовную линию грубая, грязная стрельчиха Домашка.
Фердыщенко в итоге остановился на выборе себе подобной. Голод и пожары обрушились на глуповцев. Эти бедствия летописец изображает с помощью гиперболы.

Фантастика и ирония пронизывают описание нелепого путешествия бригадира. Он задумал облагодетельствовать своей милостью подданных, вызвать своим благодеянием урожай.
Используя сатиру и иронию, летописец в красках показывает выгон для скота, по которому из одного конца в другой совершает свое путешествие Фердыщенко вместе со своей свитой – двумя инвалидными солдатами. Так М. Е. Салтыков-Щедрин парадирует знаменитые путешествия по югу Росси графа Орлова. Суть подобных путешествий – пустое времяпрепровождение и пышные приемы, обеды.

Именно обед венчает все путешествие бригадира. После поросенка в сметане “какая-то административная жилка” на его лице дрожала, дрожала и вдруг “замерла”. Фердыщенко умер от обжорства.

Таков итог его бесславной жизни.
Завершает глуповскую историю Угрюм-Бурчеев (главы “Подтверждение покаяния”, “Заключение”). Его правление является самым трагичным для всего города. Несмотря на то, что летописец изображает его как человека, Угрюм-Бурчеев уже давно утратил свою человеческую сущность.

Для характеристики этого образа ведущим приемом является гипербола. Гиперболичен его портрет: “деревянное лицо”, “конический череп”, “развитые челюсти”, готовые “раздробить и перекусить пополам” все. На всех картинах он предстает неизменно в солдатской шинели на фоне пустыни.

Это очень символично, потому что Угрюм-Бурчеев ненавидел все живое. “Он спал на голой земле”, сам отдавал приказы и сам же исполнял их. Он превратил всех членов своей семьи в бессловесных, забитых существ, которые томились в подвале его дома.
Это “нивеллятор” в высшей степени, стремящийся уравнять, обезличить все вокруг. Гиперболично описывается муштра глуповцев, их грандиозные усилия, направленные на уничтожение города ради выполнения приказа Угрюм-Бурчеева. Использование гиперболы достигает высшей точки, когда глуповцы пытаются перекрыть течение реки с помощью дамбы.

Здесь на первый план выходят образы-символы реки и образ самого градоначальника. Непослушная его воле река олицетворяет здесь жизнь, которую нельзя остановить по воле мрачного ничтожества.
Угрюм-Бурчеев – символ разрушения, смерти, насилия, которое, в конечном счете, обречено на самораспад. Жизнь взяла верх над произволом “прохвоста”. Стихия гротеска и фантастики первых глав романа перерастает в гиперболизацию, не менее страшную и трагическую.

Таким образом, с помощью богатого арсенала сатирических приемов М. Е. Салтыков-Щедрин раскрывает перед читателем сущность каждого градоначальника.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *