какие сказки рассказывали обломову
И.А.Гончаров: русский герой и русская сказка
К сожалению, научная биография Гончарова пока еще не написана, причем особенно темным периодом для исследователей является детство Гончарова. В частности, мы почти ничего не знаем о том, как шло соприкосновение будущего писателя с устным народным творчеством в этот чрезвычайно важный период его жизни. Ведь именно в детстве писатели, как правило, органично усваивают «золотой запас» народного творчества. В автобиографиях писатель никак не акцентирует знакомство с фольклором, но все-таки отмечает в одной из них, что находил «в лакейской дома у себя сказки о Еруслане Лазаревиче, Бове Королевиче и другие, читал и их» (VIII. 221). [5] Сказки эти были чрезвычайно популярны в то время. Брат Ф. М. Достоевского А. М. Достоевский вспоминал: «В наше время, т. е. во время нашего детства, были очень распространены так называемые лубочные издания сказок: про «Бову королевича», «Еруслана Лазаревича» и т. п. Это были тетради в четвертушку, на серой бумаге, напечатанные лубочным способом или славянскими, или русскими буквами, с лубочными картинками вверху каждой страницы. Таковые тетрадки и у нас дома не переводились». [6] Очевидно, с этими изданиями имел дело и мальчик Гончаров. Между прочим, сказка о Еруслане Лазаревиче эхом отзовется в романе «Обломов»: «Он любит вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит» (Ч. 1, гл. VI).
Ясно, что лакейская никогда не была для писателя единственным или, тем более, главным источником познания народного творчества. Несомненно, главную роль в этом сыграла его няня. О ней романист упомянул в воспоминаниях «На родине», а также в письмах к родным. Звали ее Аннушкой, Анной Михайловной. Она оказала на маленького Ваню Гончарова огромное влияние, о чем, к сожалению, совершенно умалчивает академическая наука. Именно она открыла для будущего писателя сокровищницу русского фольклора. На всю жизнь Гончаров сохранил к няне сердечную любовь. Это глубокое благодарное чувство к Анне Михайловне отмечают мемуаристы. Так, племянник писателя М. В. Кирмалов пишет: «Иван Александрович нежно любил свою няню Аннушку. Я хорошо помню эту старушку, нянчившую и меня и жившую в то время на покое у бабушки моей Александры Александровны в Хухореве. В ее слабом, иссохшем теле жила кристально чистая душа ребенка, полная до краев любовью к детям и ко всем домашним. «. [7] Перед нами вполне классический со времен Арины Родионовны образ своеобразной «литературной няни»: чем-то оказалась она слишком дорога писателю, помнившему ее до конца своей жизни. И это «что-то», думается, верно обозначено в воспоминаниях Г. Н. Потанина: «волшебные сказки»! В отличие от Пушкина, автор «Обломова» не посвящал своей няне отдельных литературных произведений, но заслуживает внимания образ няни, например, в «Сне Обломова». Здесь явно чувствуются личные впечатления автора. Няня дает маленькому Илюше сказочное, мифологическое объяснение мира, которым довольствуется сама. При этом она развивает в ребенке воображение и поэтическое мировосприятие:
— Оттого, батюшка, что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится; а ужо, как завидит издали, так и просветлеет.
Можно не сомневаться, что эти перлы народного воображения и поэзии Гончаров узнал от своей няни, Аннушки. В романе он как бы вспоминает, как он «в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода». В «Сне Обломова» указан репертуар, видимо, близкий репертуару реальной няни Гончарова: «Она повествует ему. об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем». Здесь же сказка о Жар-птице, Емеле-дураке, Медведе на деревянной ноге. Въяве видим мы и манеру Анны Михайловны рассказывать чудные народные сказки: «Рассказ лился за рассказом. Няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно, потому что сама вполовину верила рассказам. Глаза старухи искрились огнем: голова дрожала от волнения; голос возвышался до непривычных нот». Свое восприятие этих рассказов Гончаров также описывает: «Ребенок, объятый неведомым ужасом, жался к ней со слезами на глазах. ребенок не выдерживал: он с трепетом и визгом бросался на руки к няне; у него брызжут слезы испуга, и вместе хохочет он от радости, что он не в когтях у зверя, а на лежанке, подле няни».
В творческом сознании писателя сказка присутствует постоянно и проявляется порою очень неожиданно. Как ассоциативный фон она ясно ощущается в описании кругосветного путешествия в книге «Фрегат «Паллада»». Так, при посещении Японии Гончаров восклицает: «9-го августа, при той же ясной, но, к сожалению, чересчур жаркой погоде, завидели мы тридесятое государство. Вот этот запертой ларец, с потерянным ключом. » (Ч. 2, гл. I). Или: «Мне не верилось, что всё это делается наяву. В иную минуту казалось, что я ребенок, что няня рассказала мне чудную сказку о неслыханных людях, а я заснул у ней на руках и вижу всё это во сне. Да где же это я в самом деле?» (Ч. 2, гл. III). Гончаров может вспомнить сказку и в дружеском письме: «. Я духом не смутился, а только, обращаясь мысленно к автору, вспомнил одно место из древних сказок: «дурень ты, дурень, неразумный ты бабин, то же бы слово, да не так бы молвил». » [8]
Еще Н. Д. Ахшарумов, несколько сузивший образ Ильи Обломова параллелью с Емелей-дурачком, призывал читателей вглядеться попристальнее в Обломова: «. и вы увидите, что он недалеко ушел от Емели-дурачка. Обломов больше развит, и потому идеал его гораздо сложнее; но если внимательно сверить его с идеалом Емели, то едва ли окажется какое-нибудь существенное различие». [9] Разговор о бессильном богатырстве Ильи Обломова окрашен в романе в сказочные тона. То же касается и Тарантьева: «В петербургской службе ему нечего было делать с своею латынью и с тонкой теорией вершить по своему произволу правые и неправые дела; а между тем он носил и сознавал в себе дремлющую силу, запертую в нем враждебными обстоятельствами навсегда, без надежды на проявление, как бывали запираемы, по сказкам, в тесных заколдованных стенах духи зла, лишенные силы вредить» (Ч. 1, гл. III).
Сам Гончаров, судя по «Сну Обломова», в детстве выслушал от няни Анны Михайловны немало волшебных сказок. Впрочем, упомянул здесь писатель всего несколько: сказку «о Емеле-дурачке» («Емеля-дурак», «По щучьему велению»), сказку «о Жар-птице» («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»), сказку «о медведе с деревянной ногой» («Медведь»). Последнюю сказку о медведе Гончаров подробно цитирует, приводя из нее слова медведя, отправившегося на поиски своей ноги: «Скрипи, скрипи, нога липовая; я по селам шел, по деревне шел, все бабы спят, одна баба не спит, на моей шкуре сидит, мое мясо варит, мою шерстку прядет». Судя по этой цитате, романист не пользовался сборником сказок Афанасьева, а скорее всего просто хорошо помнил сказки своего детства, приводя какой-то поволжский вариант текста сказки о медведе на липовой ноге.
Емеля-дурак, а вместе с ним и Обломов делают установку не на здравый смысл, не на «земное» разрешение проблем жизни, а на «запредельное», на «Божий промысел». И в этом главную роль играет то обстоятельство, что сказочный дурак живет не умом, а сердцем. Им-то, сердцем и постигается запредельное, внелогичное, неземное. Кто из умных братьев Емели поверил бы обещаниям щуки и отпустил ее?
Работа выполнена при поддержке РГНФ. Грант 08-04-00079а «И.А.Гончаров и мировой литературный процесс».
Какие сказки рассказывала няня Обломову?
Данный вопрос является иной формулировкой одной из тем для написания сочинения по литературе, а именно фольклорные мотивы в романе Обломов (при переходе по ссылке будет открыто хорошее сочинение на данную тему).
Если ответить вкратце, то няня Обломова рассказывала ему русские народные сказки про Емелю, Илью Муромца, Жар-птицу и др.
И по сути, сказка «По щучьему велению» является отражением реальной жизни Обломова, который больше ленился, чем делал что-либо в своей жизни! И не смогли его «вытащить» из «сказочного мира» ни Штольц, ни Ольга Ильинская, ни Агафья Пшеницына.
А ведь Ольга пыталась поначалу (как и Штольц) изменить Обломова и научить уму разуму. И у нее неплохо получалось. Но лень Обломова все же одержала победу.
Какие сказки рассказывала няня Обломову?
Няня рассказывала Обломову только русские сказки такие как: о Добрыне Никитиче, о Емеле-дураке, о Алеши Поповиче, о Жар-птице, про Илью Муромца, о Медведе на деревянной ноге и много других.
Няня рассказывала Обломову всегда только волшебные сказки, которые на самом деле были очень далеки от реальной жизни.
Это были и народные сказки, да и сказки собственного сочинения, про Емелю-дурочка и про царевну-щуку, про неслыханную царевну-красавицу Милитрису Кирбитьевну, а так же были про славную троицу, состоящую из богатырей Ильи, Добрыни и Алёши, и никомк не известном Полкане-богатыре.
«Она повествует ему… об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем». Здесь же сказка о Жар-птице, Емеле-дураке, Медведе на деревянной ноге.
Няня Обломову рассказывала очень добрые, волшебные русские сказки. Среди них были такие: былины о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, о Жар-птице, о Емеле дураке и многие другие русские необычные сказки.
Она ему рассказывала очень хорошие и добрые сказки об «добрых волшебниц»,медовых и молочных рек»,о Алеши Поповиче,о Жар-птице,о Колечище прохожем,о Емеле-дураке, Добрыне Никитиче,и о других богатырях,а так же другие интересные сказки.
Данный вопрос является очередной темой для написания сочинения по русскому языку. Поэтому в сочинение стоит написать о том, что няня рассказывала Обломову сказки об Илье муромце, Добрыне Никитиче, жар Птице и такая русская народная сказка как «по щучьему веленью» хорошо отображает не только поведение, повадки самого главного героя, но и его образ жизни в который он даже не стремится поменять.
Оболомову его няня рассказывала простые русские народные сказки. Это были такие сказки как: сказка о трех богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче), о жар-птице, о Емеле, медведе с деревянной ногой и другие волшебные сказки.
Обломову няня рассказывала сказки, которые мы все, абсолютно точно, хоть раз в жизни, да слышали. Это русские сказки, такие как: по щучьему велению, жар-птица, три богатыря. И другие. Может быть именно они заложили жизненную модель Обломова. Ведь всё в нас из детства. Я давно приметила, что многие старые русские сказки часто восхваляют лень и глупость. Слава Богу, что не все.
Синквейны к рассказу Е. Чарушина «Кабан»:
приглашает, вдохновляет, удивляет.
В зоосаде обитают много животных.
рисует, наблюдает, пугается
Художник хотел нарисовать оленя.
пришли, напугали, побежали
Диких кабанов можно приручить.
пришел, позвал, удивил
Когда читаешь Юрия Казакова, то особое отношение, просто какое-то трепетное, нежное, с каким и сам автор и писал эти рассказы, возникает к этим двум рассказам, связанным с сыном писателя.
Я не знаю в литературе ещё такого удивительного текста.
Такого нежного, трепетного, потрясающе внимательного отношения к маленькому своему сыну. Разве что сравнить можно с портретом сына, написанным художником Тропининым. Сравнить с тем же впечатлением от огромной любви отца к своему сыну.
Но и при всей схожести с этой историей рассказы Юрия Казакова тоньше, волнительнее и просто гениальнее в своей простоте, в своей бесконечной любви к маленькому существу, за которое отвечаешь, болеешь, за которым с таким изумлением наблюдаешь ежесекундно.
Эти рассказы надо читать обязательно, читать и перечитывать.
Мне кажется, современным детям лучше идут современные писатели. У них сюжет динамичный, длинных описаний нет, подростки воспринимают куда лучше, чем авторов, писавшие 50-70 лет назад. Та же Дж.Роулинг. «Гарри Поттер» весьма хорош, все семь книг, можно начинать и не с первой книги, там в начале дается краткое содержание, и понятно, о чем речь, даже если фильм ребенок не видел и предыдущие книги не читал.
Лукьяненко пишет очень увлекательно, собственно для детей у него «Непоседа» и «Недотепа», но вот мой 12-летний мальчик читает и, к примеру, «Квази», все вполне пристойно, любовная линия есть, но все нормально для такого возраста. Так что Лукьяненко в 12 лет можно, я думаю, практически все читать.
Тамара Крюкова пишет очень интересно, язык хороший, для этой возрастной группы у нее «Ловушка для героя», «Волшебница с острова гроз».
Ну и, конечно, Терри Пратчетт. Вполне можно читать в 12 лет. «Стража, стража» можно вполне, но собственно из детского у него подцикл про Тиффани Болен из цикла «Плоский мир». Как раз девочка главная героиня. Интересно и с юмором.
Простой деревенский мальчишка, он может и похулиганить и прихвастнуть, но характер у него твердый, как у настоящего сибиряка, уверен в себе, считает себя уже взрослым и вполне самостоятельным человеком, хотя ему всего тринадцать лет. Характер мальчишки автор раскрывает в его поступках. Однажды Васютка заплутался в лесу, но не растерялся, сосредоточился, оценил ситуацию, проявил мужество, находчивость, стремление во что бы то ни стало выжить и таким образом, преодолев все трудности, выбрался к людям. Рассказ поучительный, он учит смелости, мужеству, находчивости и терпению.
Главному герою рассказа «Васюткино озеро» 13 лет.
Да любые произведения Григория Алексеевича Скребицкого можно читать детям, если чувствуете, что ребенку это нравится. Они ведь вместе, Скребицкий с Верой Васильевной Чаплиной писали специально для детей. Их произведения печатали в детском журнале «Мурзилка». Конечно может быть только кроме его одного из первых произведений «Остров белых птиц». Это больше научная работа и ребенку она вряд ли будет интересна.
Какие сказки рассказывала няня Обломову?
Ответов: 11
Данный вопрос является иной формулировкой одной из тем для написания сочинения по литературе, а именно фольклорные мотивы в романе Обломов (при переходе по ссылке будет открыто хорошее сочинение на данную тему).
Если ответить вкратце, то няня Обломова рассказывала ему русские народные сказки про Емелю, Илью Муромца, Жар-птицу и др.
И по сути, сказка «По щучьему велению» является отражением реальной жизни Обломова, который больше ленился, чем делал что-либо в своей жизни! И не смогли его «вытащить» из «сказочного мира» ни Штольц, ни Ольга Ильинская, ни Агафья Пшеницына.
А ведь Ольга пыталась поначалу (как и Штольц) изменить Обломова и научить уму разуму. И у нее неплохо получалось. Но лень Обломова все же одержала победу.
Няня рассказывала Обломову всегда только волшебные сказки, которые на самом деле были очень далеки от реальной жизни.
Это были и народные сказки, да и сказки собственного сочинения, про Емелю-дурочка и про царевну-щуку, про неслыханную царевну-красавицу Милитрису Кирбитьевну, а так же были про славную троицу, состоящую из богатырей Ильи, Добрыни и Алёши, и никомк не известном Полкане-богатыре.
Какие сказки рассказывала няня Обломову?
Няня рассказывала Обломову только русские сказки такие как: о Добрыне Никитиче, о Емеле-дураке, о Алеши Поповиче, о Жар-птице, про Илью Муромца, о Медведе на деревянной ноге и много других.
Данный вопрос является очередной темой для написания сочинения по русскому языку. Поэтому в сочинение стоит написать о том, что няня рассказывала Обломову сказки об Илье муромце, Добрыне Никитиче, жар Птице и такая русская народная сказка как «по щучьему веленью» хорошо отображает не только поведение, повадки самого главного героя, но и его образ жизни в который он даже не стремится поменять.
Обломову няня рассказывала сказки, которые мы все, абсолютно точно, хоть раз в жизни, да слышали. Это русские сказки, такие как: по щучьему велению, жар-птица, три богатыря. И другие. Может быть именно они заложили жизненную модель Обломова. Ведь всё в нас из детства. Я давно приметила, что многие старые русские сказки часто восхваляют лень и глупость. Слава Богу, что не все.
Оболомову его няня рассказывала простые русские народные сказки. Это были такие сказки как: сказка о трех богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче), о жар-птице, о Емеле, медведе с деревянной ногой и другие волшебные сказки.
Она ему рассказывала очень хорошие и добрые сказки об «добрых волшебниц»,медовых и молочных рек»,о Алеши Поповиче, о Жар-птице, о Колечище прохожем, о Емеле-дураке, Добрыне Никитиче, и о других богатырях, а так же другие интересные сказки.
Няня Обломову рассказывала очень добрые, волшебные русские сказки. Среди них были такие: былины о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, о Жар-птице, о Емеле дураке и многие другие русские необычные сказки.
«Она повествует ему… об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем». Здесь же сказка о Жар-птице, Емеле-дураке, Медведе на деревянной ноге.
Анализ эпизода «Сон Обломова» из романа Гончарова «Обломов» 10 класс
Сон Обломова
Но отчего сложился таким образом характер Обломова? Отчего жизнь его, по собственному его выражению, «началась с увядания»? В чем причина его бессилия и неспособности? Ответом на все эти вопросы является знаменитый сон Обломова, который в то же время служит ключом к пониманию всего романа. Детские воспоминания Обломова в его «Сне» слагаются из трех последовательных моментов. Во-первых, вспоминает он себя совсем маленьким, бойким и любознательным мальчиком.
Гончаров пользуется этими воспоминаниями Обломова для того, чтобы нарисовать картину целого дня в Обломовке, показать среди каких повседневных явлений проходило детство Ильи Ильича, какие впечатления западали в его ум, который «напитывался этими живыми примерами и бессознательно чертил себе программу своей жизни по жизни, его окружающей». Затем-другой момент: вспоминаются Обломову сказки его старой няни в долгие зимние вечера; сказки эти также пропитаны духом «обломовщины»: они переносят фантазию ребенка в волшебную страну, с медовыми реками и кисельными берегами, где вечный праздник, где избранному герою во всем удача, где все дается ему без усилий и хлопот, потому, что о нем заботится щука-волшебница или какая-нибудь благодетельная колдунья; и хотя ребенок узнает впоследствии, что нет этой волшебной страны, но все-таки «он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка, и его невольно все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него всегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, не заработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».
Наконец, вспоминается Обломову и более поздняя пора его детства, когда уже началось его учение и он из Обломовки ездил «в науку» к немцу Штольцу. «Обломовцы» понимали лишь внешнюю выгоду образования, знали, что без него нельзя поступить на службу, нельзя «выйти в люди», но о внутреннем достоинстве просвещения они не имели никакого понятия. Поэтому они относились К воспитанию своего сына чисто формально, как к отбыванию неприятной, но необходимой повинности, и не только не содействовали успешному и правильному ходу воспитания, но и нередко мешали ему, отрывая мальчика от дела по разным, иногда совершенно ничтожным поводам. Конечно, такое отношение родных не могло содействовать развитию в молодом Обломове усидчивости и прилежания, но, наоборот, только поощряло его природную лень.
Развитию лени еще более способствовало то обстоятельство, что с детства ребенку ничего не позволяли делать самому, следили за каждым его шагом, предупреждали малейшее желание: Захар одевал его и причесывал, слуги бросались исполнять всякое его приказание, родные окружали его своими попечениями; все это убивало в нем всякую самостоятельность, приучало во всем полагаться на других, на чужую помощь, делало его апатичным и безвольным, не способным к живой деятельности, приводило его к «жалкому состоянию нравственного рабства», по выражению Добролюбова.
В этом «Сне» Гончаров нарисовал широкую картину деревенской помещичьей жизни в провинциальной глуши. Картина эта, на первый взгляд, напоминает идиллию, изображенные в ней лица отличаются добродушием, мягкостью, гостеприимством, отношение к ним автора проникнуто симпатией, но если вдуматься глубже в общий смысл этой картины, то идиллическое впечатление постепенно рассеивается и заменяется иными, более серьезными и грустными думами, и раскрывается глубоко-трагическое значение «обломовщины» как того «безымянного» зла, от которого погиб «добрый, умный, нежный, благородный» Обломов (слова Ольги).
Сон Обломова краткое содержание
Глава 9 «Сон Обломова» Гончарова является одним из ярких эпизодов романа «Обломов», написанного в 1859 году. Сон Обломова, состоящий из нескольких периодов жизни главного героя, помогает лучше раскрыть его характер, понять мотивы поступков.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сон Обломова» на нашем сайте, а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ отрывка будет полезен при подготовке к уроку литературы.
Главные герои
Илья Ильич Обломов – мужчина средних лет, дворянин, который во сне попадает в свое детство и отрочество.
Другие персонажи
Родители Ильи – добродушные, любящие родители, которые всячески оберегали сына от внешних проявлений жизни. Няня – старушка, которая на всю жизни привила Илюше любовь к сказкам. Штольц – немец, учитель Ильи, строгий и требовательный человек.
Краткое содержание
Обломову снился чудный край, который «представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Казалось, все там сулило счастье, мир и спокойствие. Уголок тот состоял из нескольких деревушек, и среди местных крестьян царили «тишина и невозмутимое спокойствие», не нарушаемые никакими мирскими страстями. Дважды в год они ездили на ярмарку, и больше ни с кем не имели никаких связей. Крестьяне «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы», а дальше следовал мрак, населенный чудовищами, великанами и «людьми о двух головах».
Именно в этот удивительный край и перенесся в своем сне Обломов. Две деревеньки – Сосновка и Вавиловка – «были наследственной отчиной рода Обломовых», и часто их называли Обломовкой. Илья Ильич проснулся ранним утром в своей детской постельке, ему было всего семь лет. Добрая няня тут же принялась его одевать, умывать и причесывать. Мать осыпала любимого сына поцелуями, после чего все отправились пить чай. За столом маленький Илюша был в центре внимания многочисленных родственников, каждый из которых старался приласкать мальчика и угостить его чем-то вкусненьким.
Затем любознательный, живой мальчик отправлялся на прогулку под строгим надзором няни. Женщине приходилось целый день бегать за резвым воспитанником, который так и норовил оказаться в самых «опасных» местах. Она любила Илюшу всем сердцем, и эта ежедневная суматоха не утомляла ее. Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним. Родители Илюши также не сидели без дела: старик Обломов, сидя у окна, контролировал каждый шаг челяди, а мать давала им бесконечные поручения. Ее «главною заботою была кухня и обед», подготовка к которому начиналась сразу после утреннего чая. В Обломовке большое внимание уделяли заботе о пище. Здесь выращивали самых жирных гусей и индюшат, пекли самые вкусные пироги, делали лучшие в округе соленья и варенья.
После обеда наступал «час всеобщего послеобеденного сна». Весь дом словно впадал в оцепенение, и этим неизменно пользовался Илюша. Он беспрепятственно взбирался на голубятню, исследовал сад, канаву, выбегал за ворота. После сна все домашние собирались к чаю, а затем занимались своими делами. С наступлением сумерек наступало время ужина, после которого дом погружался в сладостный, безмятежный сон.
Сон Обломова краткое содержание
Глава 9 «Сон Обломова» Гончарова является одним из ярких эпизодов романа «Обломов», написанного в 1859 году. Сон Обломова, состоящий из нескольких периодов жизни главного героя, помогает лучше раскрыть его характер, понять мотивы поступков.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сон Обломова» на нашем сайте, а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ отрывка будет полезен при подготовке к уроку литературы.
Главные герои
Илья Ильич Обломов – мужчина средних лет, дворянин, который во сне попадает в свое детство и отрочество.
Другие персонажи
Родители Ильи – добродушные, любящие родители, которые всячески оберегали сына от внешних проявлений жизни. Няня – старушка, которая на всю жизни привила Илюше любовь к сказкам. Штольц – немец, учитель Ильи, строгий и требовательный человек.
Краткое содержание
Обломову снился чудный край, который «представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Казалось, все там сулило счастье, мир и спокойствие. Уголок тот состоял из нескольких деревушек, и среди местных крестьян царили «тишина и невозмутимое спокойствие», не нарушаемые никакими мирскими страстями. Дважды в год они ездили на ярмарку, и больше ни с кем не имели никаких связей. Крестьяне «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы», а дальше следовал мрак, населенный чудовищами, великанами и «людьми о двух головах».
Именно в этот удивительный край и перенесся в своем сне Обломов. Две деревеньки – Сосновка и Вавиловка – «были наследственной отчиной рода Обломовых», и часто их называли Обломовкой. Илья Ильич проснулся ранним утром в своей детской постельке, ему было всего семь лет. Добрая няня тут же принялась его одевать, умывать и причесывать. Мать осыпала любимого сына поцелуями, после чего все отправились пить чай. За столом маленький Илюша был в центре внимания многочисленных родственников, каждый из которых старался приласкать мальчика и угостить его чем-то вкусненьким.
Затем любознательный, живой мальчик отправлялся на прогулку под строгим надзором няни. Женщине приходилось целый день бегать за резвым воспитанником, который так и норовил оказаться в самых «опасных» местах. Она любила Илюшу всем сердцем, и эта ежедневная суматоха не утомляла ее. Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним. Родители Илюши также не сидели без дела: старик Обломов, сидя у окна, контролировал каждый шаг челяди, а мать давала им бесконечные поручения. Ее «главною заботою была кухня и обед», подготовка к которому начиналась сразу после утреннего чая. В Обломовке большое внимание уделяли заботе о пище. Здесь выращивали самых жирных гусей и индюшат, пекли самые вкусные пироги, делали лучшие в округе соленья и варенья.
После обеда наступал «час всеобщего послеобеденного сна». Весь дом словно впадал в оцепенение, и этим неизменно пользовался Илюша. Он беспрепятственно взбирался на голубятню, исследовал сад, канаву, выбегал за ворота. После сна все домашние собирались к чаю, а затем занимались своими делами. С наступлением сумерек наступало время ужина, после которого дом погружался в сладостный, безмятежный сон.
Затем Обломову приснилась иная пора. Зимними снежными вечерами, когда за окном бушевала метель, няня рассказывала ему изумительные сказки, которые на всю жизнь овладели его воображением. Уже будучи взрослым, Илья Ильич нередко грустил от того, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Далее Обломов «увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати». Он учился в пансионе немца Штольца, который не только учил его грамоте, но и пытался перевоспитать изнеженного барчука. «Немец был человек дельный и строгий», и, возможно, у него Илюша набрался бы ума-разума, если бы родная Обломовка не находилась недалеко от пансиона. Мальчик перенимал неспешный образ жизни своих родителей, которые ни к чему не стремились, не ставили перед собой никаких целей. «Другой жизни и не хотели и не любили бы они». В воспитании сына они переживали лишь о том, «чтоб дитя было всегда весело и кушало много».
Отправляя Илюшу на неделю в пансион, мать снабжала его всевозможными яствами, и все потому, «что у немца не жирно кормят». При каждом удобном случае, будь то праздник, приезд гостей или плохая погода, она надолго оставляла сына дома.
Осознав, что приобрести чины, кресты и деньги можно «не иначе, как только путем ученья», любящие родители хотели «добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства». Так и рос Илья, будто цветок в теплице. Он стремился жадно познавать мир, резвиться, играть в снежки вместе с деревенскими мальчишками, но родители видели в этой славной живости характера лишь угрозу его здоровью, и тщательно кутали мальчика в теплые одеяла.
Цитаты из 9 главы сон обломова
«Обломов». «Сон Обломова». Глава 9. Краткое содержание с цитатами.
Край, в котором прошло детство Обломова, автор называет «чудным», «благословенным уголком земли».
В нём нет моря и гор. Но они и не нужны. «Дикое, грандиозное» море наводит грусть на человека. «Сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины». Горы и пропасти тоже «грозны, страшны», держат человека в страхе за жизнь.
«Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой».
Небо там словно оберегает человека от невзгод, «как надёжная родительская кровля». Солнце светит жарко и ярко, даря любимому месту тёплые и ясные дни. А на отлогих холмах так приятно кататься и смотреть на заходящее солнце. Река бежит весело. Вокруг одни «улыбающиеся» пейзажи. Так и хочется спрятаться, закрыться в этом уголке и «жить никому неведомым счастьем».
Правильно и невозмутимо одно время года сменяет другое. Каждое встречается здесь с радостью. Ни морозы, ни грозы, ни дожди не страшны в этом краю. Нет в нём ни страшных бурь, ни разрушений, ни небесных знамений. «Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок!» «Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях».
Их обитатели жили далеко от других людей, соприкасались с ними редко – продавали хлеб на пристани да два раза в год ездили на ярмарку. О белом свете они знали мало. «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех».
Сон Обломова
Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»
«Сон Обломова». Истоки одной личности и всей страны. К концу первой части Обломов готов изменить прежнюю жизнь. Героя вынуждают внешние обстоятельства (необходимость переезда, снижение доходности имения). Однако важнее оказываются внутренние побуждения. Но прежде чем мы увидим результаты усилий Ильи Ильича подняться с дивана, Гончаров вводит особо озаглавленную новеллу о детстве героя – «Сон Обломова». Автор стремится найти ответ на терзающий Обломова вопрос, почему «тяжелый камень брошен на тропе его существования», кто «украл принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища».
Литературные герои часто видят сны… Сон помогает нам понять характер персонажа, предсказать дальнейшую судьбу или раскрыть философские раздумья автора. Так и Обломов не просто дремлет. Сон рисует нам идеал героя. Но идеал не абстрактный: он когда-то был воплощен в родительском доме, в Обломовке. Поэтому сон есть в то же время воспоминание счастливого детства, оно видится сквозь призму взволнованного умиления (особенно образ покойной матушки). Однако и этот идеал, и это воспоминание более реальны для Обломова, чем настоящее. Заснув печальным сном, «тревожимый» жизненными заботами в чужом для него Петербурге, Илья Ильич проснулся семилетним мальчиком – «ему легко, весело». Герой Гончарова телесно присутствует в столице, но его душа здесь сворачивается, мертвеет. Духовно персонаж все еще живет в родной Обломовке.
В Обломовке, как и в Грачах, живут люди с патриархальным сознанием. «Норма жизни была готовой преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки. Как что делалось при отцах и дедах, так делалось при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается еще и теперь в Обломовке». Оттого-то всякое проявление личной воли и интересов, даже самое невинное, вроде письма, наполняет ужасом души обломовцев.
Сама природа, кажется, поддерживает их: «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю», не водится там ядовитых гадов, саранча не залетает туда; нет ни львов рыкающих ни тигров ревущих…» Сравнительно мягкий климат делает излишним противостояние природе, готовность отразить ее атаки, (как бы мы сказали, «катаклизмы»). Природа помогает жить в Покое, «на авось»: «Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времен, стоя одной ногой в воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней. Кажется, курице страшно было войти в нее, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своем жилище». Но может быть, у крестьянина Онисима просто нет денег, чтобы починить свое жилище? Автор вводит парный эпизод: то же самое происходит на барском дворе, где ветхая галерея «вдруг обрушилась и погребла под развалинами своими наседку с цыплятами…». «Все дались диву, что галерея обрушилась, а накануне дивились, как это она так долго держится!» И здесь проявляет себя эта психология «авося»: «Старик Обломов озаботится мыслью о поправке: призовет плотника», да тем и кончится.
К историческим истокам «обломовщины» Гончаров относит также сказки, былины, страшные рассказы о мертвецах, оборотнях и т.п. Писатель видит в русском фольклоре не просто «преданья старины глубокой». Это свидетельства определенного этапа развития человеческого общества: «Страшна и неверна была жизнь тогдашнего человека; опасно было ему выйти за порог дома: его того гляди запорет зверь, зарежет разбойник, отнимет у него все злой татарин, или пропадет человек без вести, без всяких следов». Перед человеком стояла первостепенная задача: выжить физически, пропитаться. Оттого в Обломовке царит культ Еды, идеал сытого, полненького дитяти – «стоит только взглянуть, каких розовых и увесистых купидонов носят и водят за собой тамошние матери». Первостепенную важность для людей приобретают не индивидуальные события (любовь, карьера), а те, которые способствуют продолжению Семьи – рождения, похороны, свадьбы. При этом имелось в виду не личное счастье новобрачных, а возможность через извечный ритуал подтвердить вечность Рода: «Они (обломовцы) с бьющимся от волнения сердцем ожидали обряда, церемонии, а потом, женив человека, забывали самого человека и его судьбу…»
Непонимание законов окружающего мира ведет к расцвету фантазии: «Ощупью жили бедные предки наши; не окрыляли и не сдерживали они своей воли, а потом наивно дивились или ужасались неудобству, злу и допрашивались причин у немых, неясных иероглифов природы». Запугивая самих себя действительными и мнимыми опасностями, люди воспринимали далекий мир как изначально враждебный, и всячески старались укрыться от него в своем Доме. Гончаров был уверен, что «обломовский» период прошли все страны мира. Признаки обломовской пугливой замкнутости писатель обнаружил на Японских островах. Но каким же образом Обломовка сохранила прежний уклад сквозь века и десятилетия? По-своему она тоже располагалась на далеких островах – «крестьяне возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми Столпами и более никаких сношений ни с кем не имели». «Сон Обломова» рассказывает о непроглядной российской глуши. Всего два века назад поволжские, заволжские земли были последним форпостом цивилизации (почти как фронтира в Америке). Далее простирались уже пространства, населенные полудикими нецивилизованными племенами – казахами, киргизами.
К тому времени, когда Гончаров писал эти строки, Обломовка далеко еще не исчезла с карты России. Исчезала плоть, а дух оставался. Слишком уж правила бытия Обломовки приспособлены к укладу русской жизни, мировоззрению русского человека. Дружинин полагал, что «Сон Обломова» тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого русского читателя». Старый мир был хранителем вечных ценностей, заботливо отделяя добро от зла. Здесь царствует любовь, здесь каждому обеспечены тепло и ласка. Кроме того, «обломовский» мир – неиссякаемый источник поэзии, из которого Гончаров щедро черпал краски на протяжении всего творческого пути. Писатель часто прибегает к сказочным сравнениям, противопоставлениям, формулам (чтобы войти в избу к Онисиму, необходимо попросить стать к лесу задом, а к нему передом; испуганный Илюша «ни жив ни мертв мчится» к нянюшке; когда галерея рухнула «начали упрекать друг друга в том, как это давно в голову не пришло: одному – напомнить, другому – велеть поправить, третьему – поправить»). Исследователь Ю. Лощиц назвал творческий метод писателя сказочным реализмом.
Какие сказочные персонажи упоминаются во сне обломова
Одним из выдающихся произведений литературы XIX столетие есть роман и. А. Гончарова «Обломов». Произведение появилось своеобразным зеркалом своей эпохи. «Обломов» стал для российского общества «книгой итогов». Именно поэтому Добролюбов поздравил произведение Гончарова. Роман вскрыша страшную силу традиции, показал такое существование, при которому «норма жизни была готовая и препредставленная… родителями, а те приняли ее, тоже готовые, от дедушки, а дедушка от прадеда…». Образование Гончарова убеждало читателей, которые для живого жизни имело одной преемственности – ей необходимое восстановление
Краткое содержание
Обломову снился чудный край, который « представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей ». Казалось, все там сулило счастье, мир и спокойствие. Уголок тот состоял из нескольких деревушек, и среди местных крестьян царили « тишина и невозмутимое спокойствие », не нарушаемые никакими мирскими страстями. Дважды в год они ездили на ярмарку, и больше ни с кем не имели никаких связей. Крестьяне « слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы », а дальше следовал мрак, населенный чудовищами, великанами и « людьми о двух головах ».
Именно в этот удивительный край и перенесся в своем сне Обломов. Две деревеньки – Сосновка и Вавиловка – « были наследственной отчиной рода Обломовых », и часто их называли Обломовкой. Илья Ильич проснулся ранним утром в своей детской постельке, ему было всего семь лет. Добрая няня тут же принялась его одевать, умывать и причесывать. Мать осыпала любимого сына поцелуями, после чего все отправились пить чай. За столом маленький Илюша был в центре внимания многочисленных родственников, каждый из которых старался приласкать мальчика и угостить его чем-то вкусненьким.
Затем любознательный, живой мальчик отправлялся на прогулку под строгим надзором няни. Женщине приходилось целый день бегать за резвым воспитанником, который так и норовил оказаться в самых «опасных» местах. Она любила Илюшу всем сердцем, и эта ежедневная суматоха не утомляла ее.
Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним.
Родители Илюши также не сидели без дела: старик Обломов, сидя у окна, контролировал каждый шаг челяди, а мать давала им бесконечные поручения. Ее « главною заботою была кухня и обед », подготовка к которому начиналась сразу после утреннего чая. В Обломовке большое внимание уделяли заботе о пище. Здесь выращивали самых жирных гусей и индюшат, пекли самые вкусные пироги, делали лучшие в округе соленья и варенья.
После обеда наступал « час всеобщего послеобеденного сна ». Весь дом словно впадал в оцепенение, и этим неизменно пользовался Илюша. Он беспрепятственно взбирался на голубятню, исследовал сад, канаву, выбегал за ворота. После сна все домашние собирались к чаю, а затем занимались своими делами. С наступлением сумерек наступало время ужина, после которого дом погружался в сладостный, безмятежный сон.
Далее Обломов « увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати ». Он учился в пансионе немца Штольца, который не только учил его грамоте, но и пытался перевоспитать изнеженного барчука. « Немец был человек дельный и строгий », и, возможно, у него Илюша набрался бы ума-разума, если бы родная Обломовка не находилась недалеко от пансиона. Мальчик перенимал неспешный образ жизни своих родителей, которые ни к чему не стремились, не ставили перед собой никаких целей. « Другой жизни и не хотели и не любили бы они ». В воспитании сына они переживали лишь о том, « чтоб дитя было всегда весело и кушало много ».
Отправляя Илюшу на неделю в пансион, мать снабжала его всевозможными яствами, и все потому, « что у немца не жирно кормят ». При каждом удобном случае, будь то праздник, приезд гостей или плохая погода, она надолго оставляла сына дома.
Так и рос Илья, будто цветок в теплице. Он стремился жадно познавать мир, резвиться, играть в снежки вместе с деревенскими мальчишками, но родители видели в этой славной живости характера лишь угрозу его здоровью, и тщательно кутали мальчика в теплые одеяла.
Краткое содержание с цитатами.
Край, в котором прошло детство Обломова, автор называет «чудным», «благословенным уголком земли».
В нём нет моря и гор. Но они и не нужны. «Дикое, грандиозное» море наводит грусть на человека. «Сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины». Горы и пропасти тоже «грозны, страшны», держат человека в страхе за жизнь.
«Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой».
Небо там словно оберегает человека от невзгод, «как надёжная родительская кровля». Солнце светит жарко и ярко, даря любимому месту тёплые и ясные дни. А на отлогих холмах так приятно кататься и смотреть на заходящее солнце. Река бежит весело. Вокруг одни «улыбающиеся» пейзажи. Так и хочется спрятаться, закрыться в этом уголке и «жить никому неведомым счастьем».
Правильно и невозмутимо одно время года сменяет другое. Каждое встречается здесь с радостью. Ни морозы, ни грозы, ни дожди не страшны в этом краю. Нет в нём ни страшных бурь, ни разрушений, ни небесных знамений. «Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок!» «Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях».
Их обитатели жили далеко от других людей, соприкасались с ними редко – продавали хлеб на пристани да два раза в год ездили на ярмарку. О белом свете они знали мало. «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех».
«Сосновка и Вавиловка были наследственной отчиной рода Обломовых и оттого известны были под общим именем Обломовки».
Илье Ильичу 7 лет.
Он проснулся, ему легко и весело. «Какой он хорошенький, красненький, полный!» Няня натягивает ему чулочки, умывает, причёсывает. Мать осыпает его поцелуями, интересуется, не болит ли что, хорошо ли спал. Потом читают молитву, идут к отцу, пьют чай. Там же живут престарелая тётка, три пожилые родственницы отца, старушки, старички. Все они начинают осыпать Илюшу ласками, поцелуями. «…начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками.» Потом его отпускают гулять, но строго наказывают няне не оставлять одного.