какие скульптуры есть в музее орсе
Орсе: план музея, шедевры, билеты и советы
Музей Орсе сегодня — любимый музей парижан. В нем собрана лучшая в мире и наиболее полная коллекция импрессионистской живописи, графики и скульптуры. Постоянная коллекция содержит бесчисленные известные и не очень известные, но важные работы Моне, Мане, Дега, Ренуара, Курбе, Гогена и Ван Гога.
Изначально здание музея Орсе было железнодорожным вокзалом. Однако просуществовал вокзал только 40 лет — он перестал вмещать поезда, которые становились все длиннее. К 1939 году его ждет неопределенная судьба. На протяжении многих лет вокзал использовался как склад, как съемочная площадка, а во времена Второй мировой войны в нем сортировали посылки, идущие военнопленным. Станция была почти снесена в 1970 году ради постройки новой гостиницы, но была спасена благодаря своевременному вмешательству министра культуры.
Превращение Орсе в музей началось в 1974 году. Идея состояла в том, чтобы создать место для произведений искусства промежуточного периода: между классической коллекцией Лувра и современным искусством Центра Помпиду.
Музей Орсе открыл свои двери в декабре 1986 года.
Здесь вы можете сразу выбрать дату и время и купить билет в Орсе, чтобы не стоять в очередях:
План музея
Коллекция музея Орсе располагается на целых 5 этажах. Посмотреть планы всех уровней можно на официальном сайте музея. Работы представлены в хронологическом порядке и в соответствии с художественными движениями. На самом нижнем этаже представлены скульптуры и именно с него стоит начинать.
Слева и справа от коридора со скульптурами расположены залы с живописными работами второй половины 19-го столетия, до оформления стиля импрессионизм. Правая сторона отдана академической школе, здесь можно увидеть работы Энгра и Делакруа. Левая сторона посвящена реализму и натурализму: обратите внимание на работы Курбе и Милле.
На втором этаже Орсе, отдельно от залов с импрессионистами, находятся произведения Ван Гога и Гогена.
Третий и четвертый этажи заполнены предметами декоративно-прикладного искусства в стиле модерн — зайдите сюда, чтобы полюбоваться интерьерами квартир столетней давности.
И, наконец, пятый этаж — самый важный для Орсе. Именно здесь находятся самые захватывающие шедевры в музее. Основные работы включают картины импрессионистов Дега, Мане, Сера, Сислея, Писарро. Несколько залов полностью посвящены Моне и Ренуару.
Смотрите наше видео о музее Орсе
10 картин, которые нужно обязательно увидеть в музее Орсе
Ренуар — Бал в Мулен де ла Галетт
Относящийся к раннему импрессионизму самый важный шедевр Ренуара отражает безумную и радостную атмосферу популярных танцев на Монмартре. Заведение Мулен де ла Галетт открылось в 1812 году во дворе деревянной мельницы как один из самых важных кабаков на холме. Он функционирует и поныне на улице Лепик, на склонах Монмартра.
Несмотря на свои большие размеры, эта картина была полностью нарисована на месте. На этой работе можно отыскать нескольких друзей Ренуара, которые позировали специально для него. «Бал» Ренуара является одним из самых представительных произведений раннего импрессионизма, где художник пытался запечатлеть движение и впечатления.
Ренуара часто называют «художником счастья», потому что на своих работах он передает радостные и беззаботные моменты жизни.
Моне «Голубые кувшинки»
Эта большая картина — одна из приблизительно 250 картин из серии «Кувшинки» Моне.
Кувшинки были любимыми цветами художника, он выращивал их в своем пруду в Живерни. Его сад был бесконечным источником вдохновения, а кувшинки стали самой известной серией работ. Кстати, в музее Оранжери можно увидеть специально выстроенные для художника две овальные комнаты, в которых по всему периметру растянулись полотна с нарисованным прудом и садом (в общей сложности более 100 метров в длину).
Картина, которую мы видим в Орсе, написана во времена Первой мировой войны, но на ней — желание мира. Здесь нет горизонта, берега или неба. Полотно полностью погружает нас в пруд с кувшинками, в его умиротворяющую атмосферу. А доминирование синих и зеленых цветов создает впечатление, что вы смотрите на абстрактное произведение искусства.
Ван Гог «Автопортрет»
Этот автопортрет Ван Гога является одним из сорока трех его автопортретов и, определенно, самым известным после автопортрета с отрезанным ухом.
Проследите за мазками художника: он не использует классические линии, а рисует «запятыми» и «улитками». Такая манера письма будет позже популярна среди экспрессионистов.
Фон на этой картине полностью контрастирует с лицом Ван Гога и представляет его внутреннюю борьбу — художник перенес много психологических проблем.
Мане «Завтрак на траве»
Несомненно, одна из главных картин в истории импрессионизма и, возможно, самая известная картина Мане. «Завтрак на траве» — яркое изображение того, как Мане не хотел следовать классическим правилам живописи.
Вдохновленный картиной Тициана «Сельский концерт» (вы могли видеть ее в Лувре), художник лишает ее аллегорий и четко переносит сюжет в современную ему эпоху (это видно, например, по одежде героев).
Что, собственно, и послужило причиной скандала вокруг работы: присутствие обнаженной женской фигуры в компании двух одетых джентльменов, без иносказательной или мифологической на то причины, вызвало самые возмущенные реакции критиков.
Тем не менее, эта картина вошла во все учебники по истории искусства, потому что отлично отражает ранние стадии импрессионизма. Простая сцена, пойманная в действии или даже нарисованная на натуре и освещенная естественным светом, — все это основные характеристики нового движения.
Курбе «Происхождение мира»
Если вы только что были шокированы «завтраком на траве», будьте готовы к перевороту! «Происхождение мира» Курбе является настолько грубым, простым и столь бесспорным в своем воплощении произведением искусства, что оно до сих пор, спустя сотню лет, шокирует некоторых людей. Даже всемирная известная социальная сеть facebook удалила это изображение из соображений цензуры, так как системой оно было идентифицировано как порнографическое.
Однако нет ничего проще, чем то, что здесь написал Курбе. «Происхождение мира» фронтально показывает гениталии женщины, иронично отвечая на вопрос, откуда произошло человечество.
Интересно, что долгое время господствовала гипотеза о том, что модель на холсте — это любовница Курбе и одновременно подруга его ученика, что и послужило разрывом отношений между учителем и учеником. Однако в 2018 году в переписке Александра Дюма-сына с писательницей Жорж Санд было обнаружено, что действительной натурщицей была балерина Констанс Кеньё, любовница турецкого дипломата, который и был заказчиком данной работы.
Мане «Олимпия»
Эдуара Мане тоже преследовали скандалы один за другим. Его «Олимпия» вошла в историю как одна из самых скандальных работ автора. Эту картину открыто критиковали, а некоторые даже пытались ее уничтожить. Негодование зрителей было вызвано тем, как Мане переработал традиционную тему обнаженной женской фигуры в живописи.
Ссылаясь на такие иконографические полотна, как, например, «Венера Урбинская» Тициана, Мане на своей картине не изображает ни богиню, ни героиню мифа. Наоборот, девушка на холсте — вполне конкретная девушка того времени (что видно по ее угловатой фигуре, ведь на полотнах классиков женское тело изображено по другим канонам) с вполне конкретной древней профессией (на это намекает спрятанная в волосах девушки орхидея, которая считалась афродизиаком). Таким образом, Венера на картине Мане превратилась в девушку легкого поведения, которая бросала вызов своим расчетливым взглядом, направленным прямо на зрителя.
Дега «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица»
Оригинальная скульптура этой молодой танцовщицы изначально была сделана из воска, что придавало больше схожести с человеческой кожей. Версия, представленная в Орсе, из бронзы.
Одежда четырнадцатилетней балерины сделана из текстиля, а в оригинальной версии даже парик был сделан из натуральных волос, что придавало скульптуре предельную реалистичность. Скандал не обошел и работу Дега, который был крайне увлечен балетной тематикой в своих работах. Но если к нарисованным балеринам публика относилась благосклонно, то эта натуралистичная работа, представленная в витрине, в свое время подверглась резкой критике. У зрителей складывалось впечатление, что маленькая девочка — это животное в клетке.
Курбе «Похороны в Орнане»
Курбе, новатор и даже революционер в живописи, известный нам уже по работе «Происхождение мира», рисовал и огромные реалистичные работы, которые также вызывали много споров.
С виду сцена довольно тривиальна и не шокирует нас, как это было с «Происхождением мира». Мы видим очень жизненное событие: похороны в небольшой деревне Орнан. Но именно такой выбор и сделал эту работу новаторской. Если мы переместимся в контекст 19-го столетия, мы увидим, что на многофигурных картинах такого размера не могли изображать простых людей. Обычно холсты такого размера отдавались для исторических или религиозных изображений. Здесь Курбе нарушает правила и изображает общую, неидеализированную ситуацию размером во всю стену.
Стоит обратить внимание на нижний край картины: место захоронения, открытая погребальная яма, изображена на работе наполовину, она как бы выходит наружу и распространяется на зрителей. Так Курбе хоронил смотрящих на работу критиков.
Моне «Улица Монторгей»
Самым главным для импрессионистов было стремление изобразить впечатление. И во всем музее Орсе нет ни одного произведения искусства, которое бы лучше всего это отражало, чем работа Моне «Улица Монторгей».
Эта картина с изображением сотен французских флагов, развевавшихся на окнах улицы Монторгей во время празднования мира и труда 30 июня 1878 года, является прекрасным примером импрессионизма. Линии нечеткие, мазки быстрые. Тем не менее передано общее ощущение праздника и ликования.
Ошибочно считать эту работу патриотической — Моне на этой работе не выражал свои политические взгляды, а только хотел передать настроение этого безумного дня.
Кстати, эта работа написана с натуры: находясь на улице, Моне выбрал здание, с которого, по его мнению, было бы удобно нарисовать оживленную сцену, и просто постучался в дом к незнакомцам с просьбой пустить его на балкон. Ему не отказали.
Сера «Цирк»
Жорж Сёра известен тем, что подходил к живописи с научной точки зрения: изучал психологическое воздействие цветов и оптические приемы смешения различных красок. Эта картина полностью нарисована точками и «чистыми» цветами, основными из которых являются красный, желтый и синий. Эффект смешивания цветов происходит уже у нас в голове, благодаря чему мы видим картину целостной. Обратите внимание на расположение персонажей: чтобы передать зрелищность цирка, Сёра выстраивает композицию по диагонали — таким образом она приобретает внутренний динамизм.
Это последняя работа автора, он умер от дифтерии через несколько дней после открытия выставки.
Лайфхаки
Чтобы ваш визит в музей Орсе был максимально полезным и интересным, мы собрали для вас несколько советов.
1. Избегайте толп
Музей Орсе является важной достопримечательностью и одним из самых посещаемых музеев Парижа — более 3,5 миллионов посетителей каждый год! Поэтому пустым вы его вряд ли застанете. Но у вас будет больше шансов получить удовольствие от созерцания работ, а не от стояния в очереди, если вы выберете лучшее время для посещения музея. Итак, Орсе, как правило, наименее переполнен:
во время низкого туристического сезона (с ноября по март)
со времени открытия (9:30) до полудня
Также не забудьте, что для посетителей с электронными билетами отдельная очередь на вход, поэтому мы рекомендуем покупать билет заранее, на этом сайте.
2. Сосредоточьтесь на определенном периоде или направлении
По сравнению с Лувром, музей Орсе может показаться вам крошечным. Но все же его коллекции расположены на 5 этажах! Чтобы ваш визит был наиболее продуктивным — советуем заранее познакомиться с тем, как устроена коллекция музея. Познакомьтесь с некоторыми из художников и выберите, кто интересен более других.
Если вам больше интересна живопись импрессионистов, отведите на просмотр скульптуры на первом этаже минимальное количество времени и сразу поднимайтесь на 5 этаж. Если вы хотите больше узнать про Ван Гога, исследуйте второй этаж (а если будете в Амстердаме, загляните к нему в музей).
Для искусства очень важно неторопливое созерцание!
3. Сделайте перерыв в самом музее
Чтобы избежать утомления, сделайте перерыв во время своего визита. Тем более, что в самом музее есть для этого несколько приятных кафе и даже ресторан. Обратите внимание на маленькое кафе на первом этаже: пройдите полностью коридор со скульптурами, слева от вас будет небольшой прилавок, где можно выпить кофе и перекусить свежей выпечкой. Эспрессо здесь стоит 2 евро, цена чашки на пятом этаже будет в несколько раз выше.
4. Первый раз в музее Орсе? Возьмите экскурсию
Если вы впервые посещаете Орсе, один из лучших способов получить наиболее полное и интересное представление о шедеврах коллекции — это заказать экскурсию. На сайте музея представлено расписание групповых экскурсий на различных языках. Также можно заказать увлекательные экскурсии от местных русскоговорящих гидов по этой ссылке или здесь.
5. Не забывайте про временные выставки и специальные мероприятия
Постоянная коллекция Орсе — это именно то, что привлекает основную массу посетителей. Но в музее регулярно проходят временные выставки, которые позволяют посетителям по-новому взглянуть на живопись того периода.
В дополнение Орсе регулярно организует специальные мероприятия, концерты, показы фильмов и фестивали, ноктюрны и другие. Зайдите на сайт музея Орсе перед посещением и посмотрите календарь временных выставок и событий — дополните свой визит уникальными впечатлениями.
Бонус: как и многие музеи в Париже, Орсе можно посетить бесплатно в первое воскресенье каждого месяца. Желающих обычно очень много, поэтому время ожидания в очереди увеличивается в несколько раз.
Музей Оранжери
Часть коллекции музея Орсе представлена в другом здании, в музее Оранжери. Билеты в Оранжери можно найти здесь.
Как следует из названия, музей Оранжери расположен в бывшей королевской оранжерее сада Тюильри, построенной в 1852 году.
Этот музей наиболее известен тем, что является постоянным домом для знаменитых «Кувшинок» Моне. Для серии работ с водяными лилиями были специально созданы два овальных зала в здании оранжереи. Картины Моне, высотой два метра и общей протяженностью больше 100 метров как бы полностью окружают зрителя и погружают его в атмосферу знаменитых садов художника в Живерни.
Эта серия создавалась четыре года во время Первой мировой войны как своего рода обнадеживающее желание мира после периода беспрецедентного варварства.
Помимо «Кувшинок», в Оранжери расположена импрессионистская коллекция Жана Вальтера и Поля Гийома, где представлены замечательные работы Сезанна, Ренуара, Матисса, Модильяни и Пикассо.
Музей Орсе в Париже
» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_3754″>
Свыше 3 млн. посетителей в год, более 2 тыс. скульптур, примерно 13 тыс. фотографий и около 500 картин – вот, что выделяет музей Орсе или Muse Orsay (как его еще называют) среди других достопримечательностей французской столицы, ставя его на 3 место в рейтинге популярности.
История и концепция
Музей занимает помещение бывшего вокзала. Построенное к открытию Всемирной выставки в 1900 г. здание благодаря архитектору Виктору Лалу замечательно гармонировало с самим кварталом и продолжало традиции Лувра, восхищая своей роскошью и новаторством. Несмотря на то, то это был первый электрифицированный вокзал, он очень быстро устарел и уже в 1939 г. обслуживал поезда только пригородного направления.
Позже здесь размещалась театральная студия, проводились аукционы, он служил почтовым центром и даже декорациями для психологических фильмов, и наконец просто стоял заброшенным. Огромное здание в центре Парижа не могли оставить в таком состоянии. После долгих споров о его возможном применении, было решено разместить в нем музей. Вокзалу предстояло стать музеем для экспозиции работ II пол. XIX – начала XX вв.
Выпадавшему пласту искусства, которому не нашлось достаточного места ни в Лувре, ни в Центре Помпиду, признавая его значимость, выделяли отдельный музей. Ему надлежало связать эпохи, поэтому в экстерьере и интерьере здания, которое должны были превратить в дворец искусств, предполагались минимальные изменения. Уже в 1980 г. началась реконструкция, которая длилась 6 лет.
Структура
Реставраторы использовали все, что оставалось от покрытой слоем камня и стекла громадной металлической конструкции. Лепнина, балки, колонны – все вписалось в стиль нового интерьера.
Центральный зал решено было разделить на две части, между которыми оставался широкий неф. Протянувшийся на всю длину зала он создавал иллюзию бесконечности экспозиции, которая сочетала живопись, скульптуру и архитектуру. В свою очередь каждая часть состоит из отдельных залов или блоков для тематических выставок. Все помещения созданы панелями, т.е. не имеют потолка, что позволяет проникать естественному свету.
Под самым куполом разместилась длинная галерея, освещение которой стало настоящей находкой для выставленных здесь работ импрессионистов и скульптур. Однако, ошибочно было бы называть д᾽Орсе просто музеем. Это еще одно культурно-образовательное пространство, где проводят встречи, конференции, лекции. К тому же атмосфера здания настолько монументальна, а акустика подходяща, что в помещении часто проводят концерты и шоу.
Музей располагается на 3 этажах (кроме него в здании находятся кафе и ресторан, книжный магазин и сувенирная лавка). Особенность каждого яруса в сочетании живописи, графики, скульптур, мебели и фотографии определенного периода. Причем работы известных мастеров чередуются с теми, чьи имена не вошли в историю. Несмотря на то, что коллекция музея представлена более чем 6 тыс. экспонатов, для ежедневного просмотра доступна примерно половина. Оставшаяся часть находится на выставках в других музеях, выставляются периодически или просто лежат в хранилище.
Экспозиция первого этажа
Экспонаты музея разделены по трем этажам, каждому из которых соответствует свой промежуток времени. На цокольном и первом этаже выставлены работы 1840-1860 –х гг. Первое, что производит впечатление на посетителей – это огромный неф, уставленный лучшими образцами скульптуры сер. XIX в. Преимущественно это работы Карпо: полная драматизма «Уголино», оригиналы провокационной скульптуры «Танец» и фонтанные «Четыре части света» и др. Есть здесь и произведения других авторов: статуи Кавельера, Бари и Клезингера, бюсты Кордьера, медальоны Прео.
Живопись выставлена в боковых залах. Экспозицию составляют работы Делакруа, Моро, Милле, Домье, Курбе и других предшественников импрессионизма. Толпы посетителей всегда привлекают залы с картинами раннего Моне и Мане, Сезанна и Дега. Обнаженная натура на картинах «Олимпия» и «Завтрак на траве» Мане в свое время вызвали негодование и скандал. Для экспозиции фотографий были выделены отдельные залы. В них нет освещения и подсвечены только работы – такой прием позволяет не отвлекаться на интерьер музея.
Экспозиция второго этажа
Если следовать хронологической последовательности, то экскурсию необходимо продолжить на верхнем ярусе, а затем спуститься на второй. Этаж отражает веяния к. XIX – н. XX вв, т.е промежуток времени с 1880 по 1914 гг. Здесь выставлены работы постимпрессиониста Кагановича, которые помещены в 2 залах. Террасу Лилль занимает экспозиция Боннара и Вюйяра, которых относятся к ар-нуво. В их картинах прослеживается влияние как импрессионистской значимости цвета, так и японской живописи. Это можно заметить в панно «Общественные сады» Вюйара и картине «Партия в крокет» Боннара.
Завершает ряд представленных направлений живописи символизм, наиболее ярко отображенный у Климта и Мунка. Их работы следует искать на террасе Сены. Там же можно встретить и менее известных художников Бланша, Кормона и Детайя. Картина последнего «Сон» неизменно вызывает интерес посетителей. Параллельно террасы разместили Роденовские шедевры, среди которых «Мимолетная любовь» и «Уголино» (последняя кажется еще мрачнее статуи Карпо). Здесь же выставлены и работы ученицы Родена – Клодель, такие как «Зрелый возраст».
Завершают выставку этажа залы с мебелью, посудой и произведениями прикладного искусства в стиле нуво. Посетители редко видят расставленные здесь международные экспонаты, т.к. обычно сил на последние помещения не остается. Если же полностью пройти этаж, можно восторгаться уникальными витражами, мебелью Бугатти и Кварти мюллеровскими вазами и многим другим.
Экспозиция третьего этажа
На верхнем этаже разместилась коллекция импрессионистов, которая по праву считается жемчужиной музейной сокровищницы. Открывает ее зал, где выставлены картины из частного собрания – подарок коллекционера Моро-Нелотона. Следующие выставочные помещения знакомят со светскими портретами в исполнении Ренуара, работами мастера пейзажа Сислея, контрастной живописью Мане и творчеством первой женщины импрессиониста Моризо.
Работы Дега и Моне, расположенные в одном зале, наглядно демонстрируют торжество жизни в движениях танцовщиц первого, в то время как полотна второго отличает игра света, делая их жизнеутверждающими. Абсолютно несхожими кажутся пейзажи Писсарро и Сезанна, написанные с одной натуры. Из-за различия манеры и акцентов, только внимательный глаз заметит, что там, где у Писсарро доминирует человек, Сезанн отдает предпочтение природе.
Неоднозначные чувства вызывают работы Ван Гога, особенно его «Звездная ночь над Роной». Завершают экспозицию полотна постимпрессионистов Руссо, Гогена и Тулуз-Лотрека. Из-за особенностей изображения особняком стоят Жорж Сера и его последователь Синьяк.
Кафе и летняя терраса
В д᾽Орсэ разместилось несколько кафе и ресторан. У башни Сена возле статуи «Белого медведя» находится недорогое Café de l’ours, где посетителям предлагаются легкие закуски, десерты и напитки. Исторический ресторан, который впервые открылся еще в 1900 г., расположен на втором этаже. Среди блеска позолоты и изящных люстр подают блюда традиционной французской кухни.
Большим вниманием пользуется размещенное на верхнем этаже Café Campana с открытой террасой. Это брассери отличает уютный интерьер в стиле ар-нуво и замечательные виды. Незатейливый фастфуд, булочки и салаты легко компенсируются возможностью сделать панорамные фото района и всего города с высоты.
Время работы и стоимость билетов
Закрыт: понедельник, 01.05 и 25.12. Цена: 12 € – полная стоимость. 9 € – для граждан ЕС от 18 до 25 лет, – с 18.00 в четверг и с 16.30 остальные дни.
Бесплатный вход для посетителей младше 18 лет, первое воскресенье месяца.
Где находится и как добраться
На левом берегу Сены неподалеку от Лувра, Садов Тюильри, Латинского квартала и аббатства Сен-Жерме на улице Лилль 62 расположен музей д᾽Орсэ. Это самый центр Парижа, поэтому сюда можно легко добраться следующим транспортом: