какие слова характеризуют основную тему
Какие слова характеризуют основную тему
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
В каких фрагментах стихотворения «В полном разгаре страда деревенская. » создаётся образ тяжёлой «долюшки женской»? Назовите их, прочитайте строки из стихотворения.
Фрагменты стихотворения, в которых создаётся образ тяжёлой «долюшки женской»:
Какие слова характеризуют основную тему?
Слова характеризующие основную тему: «всевыносящее» и «многострадальное». В этих словах особо подчёркивается поэтом страдание русской женщины, смысл и звучание их служат раскрытию темы.
Найдите в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская. » и «Великое чувство! у каждых дверей. » риторические фигуры и объясните их художественную роль.
Риторические фигуры в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская. «:
«Что же ты встала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать. » – горько иронизирует Некрасов над всевыносящим и терпеливым русским народом.
“Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам. ”
Используя риторические фигуры автор передал искреннее сострадание русской женщине. Риторические вопросы и восклицания привносят интонацию причитания. Всё это придаёт стихотворению фольклорные черты.
Риторические фигуры в стихотворении «Великое чувство! у каждых дверей. «:
«Но в муках мы мать вспоминаем!»
При помощи риторических восклицаний автор подчёркивает любовь к матери.
Какое местоимение повторяется в стихотворении «Великое чувство! у каждых дверей. «? Какую смысловую нагрузку несёт это местоимение?
Местоимение «мы» повторяется в стихотворении «Великое чувство! у каждых дверей. «. Мне кажется, что используя данное местоимение, автор в стихотворении подчеркивает, что особое святое чувство к матери присуще всем людям.
Назовите главную мысль стихотворения «Великое чувство! у каждых дверей. «.
Тема стихотворения – вечное «великое чувство» любви к матери. Автор показывает, что как бы человек не хранил теплые воспоминания к родственникам, ближе матери он найти не может.
Какие слова характеризуют основную тему?
Какие слова характеризуют основную тему?
Стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская.
долюшка, труднее, вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых,
Жалит, щекочет, жужжит!
Надо ребенка качать.
Чему посвящено стихотворение некрасова?
Чему посвящено стихотворение некрасова?
Определите его основную темую Стихотворение » Размышления у парадного подъезда».
Помогите плииз?
)))) Тут вопрос : Выпишите риторические фигуры из стихотворения В полном разгаре страда деревенская.
Скажите еще что значит риторические фигуры?
Определите Стихотворный размер : Куда уехал цирк?
Определите Стихотворный размер : Куда уехал цирк?
В полном разгаре страда деревенская.
Доля ты, русская долюшка женская!
Какой размер в стихотворение В полном разгаре страда деревенская?
Какой размер в стихотворение В полном разгаре страда деревенская.
В каких фрагментах стихотворения в полном разгаре страда деревенская создается образ тяжелой долюшки женской прочитайте строки из стихотворения?
В каких фрагментах стихотворения в полном разгаре страда деревенская создается образ тяжелой долюшки женской прочитайте строки из стихотворения.
Помогите пожалуйста)))читательский дневник?
Помогите пожалуйста)))читательский дневник.
В полном разгаре страда деревенская, 1)главные герои, 2)чем понравилось, 3)чему учит?
В голову ничего не лезет(помогите ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.
Анализ стихотворения Некрасова «В полном разгаре страда деревенская»?
Анализ стихотворения Некрасова «В полном разгаре страда деревенская».
Какое жанровое своеобразие в стихотворении в полном разгаре страда деревенская?
Какое жанровое своеобразие в стихотворении в полном разгаре страда деревенская.
Как вы думаете, кому посвятил своё стихотворение Некрасов?
Как вы думаете, кому посвятил своё стихотворение Некрасов?
«В полном разгаре страда деревенская».
Нужен анализ стихотворения Некрасова «Мысль» Основная мысль стихотворения, идея?
Нужен анализ стихотворения Некрасова «Мысль» Основная мысль стихотворения, идея.
(Золушка)В Произведении Говорится О Девушке Которая Потеряла На Балу Туфлю.
Напиши тип что сегодня понял что надо быть ещё лучше, и сегодня я захотел заняться новым видом спорта.
Ну смотри тупо напиши о чем ты задумался и опиши это и все.
Вася боялся своего отца, и всячески старался избегать его. Возможно был обижен на него, из за того что отец не уделял Васе достаточного внимания. Он считал его строгим.
Какое произведение? Скажи.
Почему стрела Ивана царевича попала в лягушку? Почему иван царевич взял лягушку.
Надо уметь понять себя и других и достичь того чтобы понимали тебя.
Какие слова характеризуют основную тему
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
Вспомните определения стихотворения из учебников 5 и 6 классов. Прочитайте приведённое ниже определение. Что нового о стихотворении вы узнали?
Определение стихотворения из учебников 5 и 6 классов: Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
Мы узнали о том, что т ермин «стихотворение» объединяет разнообразные стихотворные жанры: оду, элегию, послание и др. О том, что такое рифмовка и какие виды рифмовок бывают.
Какие значения слов сонм, мзда, внимать на ваш взгляд, наиболее уместны при осмыслении стихотворения Г.Р. Державина?
Определите тему стихотворения.
Письменно сформулируйте идею произведения.
Стихотворение звучит, как упрек властителям об отсутствии правосудия. Поэт напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и, следовательно, рано или поздно предстанут перед божьим судом.
По мнению автора, никто не останется безнаказанным: возмездие придет, и неправедные правители будут наказаны.
Идея стихотворения: указать на пороки, нечестность судей и чиновников, призвать к честному выполнению гражданского долга.
В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы, защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников. Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа
Как характеризуют Г.Р. Державина высказанные им мысли? Подберите ключевые слова для ответа на данный вопрос.
Ключевые слова: честный, порядочный, смелый, принципиальный, отважный, заступник, защитник.
Как вы понимаете концовку стихотворения?
Последние строфы библейского стиха призывают Бога вместо несправедливого людского суда утвердить свой суд. Мы слышим призыв лирического героя к Богу карать нечестных и быть единым царем земли.
Найдите в тексте стихотворения риторические фигуры. Объясните их выразительную роль.
Использование риторических фигур для обличения пороков общества.
Риторическое обращение, риторический вопрос, восклицание:
…Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Цари! Я мнил, вы боги властны…
Стихотворение «Властителям и судиям» начинается с риторического вопроса: Всевышний, собравшись судить «земных богов», то есть людей, имеющих власть, обращается к ним: «…Доколе, рек, доколь вам будет / щадить неправедных и злых?» Этот вопрос по сути своей — утверждение: если вам дана власть, значит, вы должны её употреблять для того, чтобы наказывать «неправедных и злых» и помогать несчастным.
Обратите внимание на художественные средства поэтической речи Г.Р. Державина: повторы, сравнения, метафоры, эпитеты. Выпишите их. Какую художественную функцию они выполняют?
Изобразительно-выразительные средства языка оды «Властителям и судиям»:
— эпитеты: всевышний Бог, земной бог (метафорический эпитет, так как властители образно названы земными богами), боги властны, вы страстны, вы смертны, увядший лист.
— сравнения: «Но вы, как я подобно, страстны, / И так же смертны, как и я». «И вы подобно так падете, / Как с древ увядший лист падет! / И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!»
Попробуйте сформулировать тезис о сходстве и различии стихотворения Г.Р. Державина и оды М.В. Ломоносова.
Найдите элементы классицизма в стихотворении.
ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 58-79
1. Сформулируйте основные идеологические и эстетические принципы классицизма.
В европейской культуре классицизм возник в 17 веке и достиг своего высшего развития в произведениях французских классицистов. Главные эстетические и мировоззренческие принципы классицизма тоже были формулированы французским поэтом классицистом Никола Буало. Он строго настаивал на том, что классицисты должны следовать образцам античной литературы. Их произведения должны были представить идеи и дела государственных деятелей. В поступках героя классицистического произведения всегда побеждает разум.
2. В чём своеобразие русского классицизма? Ответ подготовьте в виде тезисного плана.
Основный особенности русского классицизма:
1. Обращение поэтов и писателей к образам античности.
2. В основе сюжета лежит любовный треугольник.
3. Четкое разделение героев на положительных и отрицательных.
4. В конце произведения добро побеждает зло.
5. Человек — гражданин, патриот, который должен приносить пользу обществу.
6. Разум преобладает над чувствами.
7. Соблюдение принципа трех единств: времени (не более суток), места (действие происходит в одном месте), действия.
8. Строгая иерархия жанров: высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (комедия, сатира, басня).
3*. Назовите основные жанры русского классицизма.
1. Высокие: трагедия, эпопея, ода.
2. Низкие: комедия, сатира, басня.
Михаил Васильевич Ломоносов
Возвращаясь к теме
Ваше знакомство с творчеством М.В. Ломоносова началось ещё в 5 классе. Назовите изученные вами произведения. К каким жанрам они относятся?
1. Какие научные открытия сделаны Ломоносовым?
Деятельность М. Ломоносова составила целую эпоху в развитии русской науки. Многие научные открытия Ломоносова опередили его время и были признаны лишь много позже. Развитие теории газов, предвидение законов сохранения вещества и энергии, оригинальная теория света, первые эскизы физической химии, технология изготовления стекла, конструирование оптических инструментов, астрономические, геологические и географические изыскания, труды по теории поэзии, грамматике, русской истории увековечили имя Ломоносова.
Ломоносов является одним из создателей современного русского языка.
Ломоносов вывел, скажем так, в общих чертах закон сохранения массы.
К числу научных открытий Ломоносова относится открытие, например, атмосферы на Венере. Это такое, достаточно важное открытие в области астрономии.
2. Как вы понимаете слова Ломоносова «стихотворство — моя утеха; физика — мои упражнения»? В чём он видел цель своего поэтического творчества?
1. Запишите синонимы к следующим словам, употреблённым в оде М.В. Ломоносовым: благословенны, дерзайте, ободренны, раченье.
2. В каких строках оды выражена мысль о таланте русских людей?
Мысль о таланте русских людей выражена в следующих строках:
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рожать.
3. В своей оде М.В. Ломоносов воспел науку, создал своеобразный гимн в её честь. Выучите наизусть этот отрывок и прочитайте его выразительно. Послушайте фрагмент в исполнении чтеца.
4. Найдите элементы классицизма в оде.
2) преклонение перед разумом человека; Ломоносов восхваляет науку
3) деление на высокие и низкие жанры («штили»); ода принадлежит к высокому жанру
4) схематическое изображение характеров (положительный/отрицательный); Елизавета изображена чисто положительной
1. Выясните по словарю значения непонятных вам слов.
2*. Определите, к каким «штилям» должны относиться произведения известных вам жанров.
Теория трёх — штилей-это систематизация стилей риторики и поэтики, создание стилистической классификации русского языка и литературы. Автор теории М. Ломоносов, формировал литературный язык и укоренял в нём се ценности. Ломоносов разделил произведения на жанры и определил лексику, характерную для каждого из жанров.
Теория Ломоносова вызвала много споров и трений, в отношении становления русской беллетристики, но доказывала ценность старославянских слов, как культурного наследия народа.
3*. Познакомьтесь с другими произведениями М.В. Ломоносова. К какому «штилю» относится каждое из произведений?
Оба отрывка из произведения Ломоносова, приведенные в учебнике, относятся к высокому «штилю».
Главная мысль надписи «К статуе Петра Великого» такова: о человеке говорят его дела, его достижения, памятник ничего не значил бы, если бы не было тех деянии, которые совершил Петр I.
В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА М.В. ЛОМОНОСОВА
1. Какому значительному событию и значительному лицу посвящает поэт свою оду?
Торжественность, одический (возвышенный) стиль произведению придают различные элементы, в частности «высокая» лексика и частое употребление риторических фигур.
М. В. Ломоносов написал эту оду, когда Россия собиралась развязать войну. Сначала он прославляет страну, наполненную миром и покоем, затем затрагивает силу нашей страны. Гений (Михаил Васильевич Ломоносов) в своей оде чуть ли не прямым текстом показывает, что России война со Швецией не нужна. Творец посвящает это произведение императрице, но, скрытно, припоминает талант управлять страной Петра Великого, намекая, что ей есть чему у него поучиться.
2. Выпишите из прочитанного вами отрывка оды слова, относящиеся к «высокому штилю».
Отечество, благословенны, ободрены, отраду
3. Вспомните их определения из учебника 5 класса.
4. Какие риторические фигуры и художественные средства использованы М.В. Ломоносовым в данной строфе?
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Вы, наглы вихри, не дерзайте
Реветь, но кротко разглашайте
Прекрасны наши времена.
В безмолвии внимай, вселенна:
Се хощет лира восхищенна
Гласить велики имена.
Молчите, пламенные звуки;
Вы, наглы вихри, не дерзайте;
В безмолвии внимай, вселенна.
колебать престаньте свет;
хощет лира восхищенна гласить велики имена.
прекрасны наши времена
5. Определите выразительную роль художественных средств в отрывке «О вы, которых ожидает. ».
1. Составьте тезисный план фрагмента из книги В.Ф. Ходасевича о Г.Р. Державине.
4. Под словом народ он склонен был разуметь всю нацию. пока русский народ противополагался какому-нибудь иному. Но. только взор Державина обращался во глубину страны, непосредственное чувство тотчас побуждало его звать народом лишь обездоленную, бесправную часть нации.
2. Какие взгляды Г.Р. Державина вызывают у вас наибольшее сочувствие и уважение? Свой ответ аргументируйте.
Творчество Державина высоко ценилось современниками, поскольку автор в своих творениях открыто демонстрировал свои мысли и взгляды. Он первым, если так можно сказать, вдохнул жизнь в лирические произведения, сделав акцент на личности автора.
Уважения заслуживают не столько его высоко патетические, полные патриотизма и любви к родине произведения, сколько его реакция, отклик на происходившие события. Литературоведы говорят о том, что творчество Державина подготовило почву для развития русского реализма.
Несмотря на то, что ода априори относилась к высоким жанрам, Державин не боялся шутить в своих одах, доводить до читателя свои собственные мысли и идеи. Он превратил жесткий классический жанр в красочные произведения, наполненные описаниями не только великих дел, но и описаниями красоты и богатства русской природы, дополнив сказанное личными впечатлениями и мыслями.
Как минимум, за его патриотические взгляды и за новаторские идеи, которыми он обогатил русскую литературу, этот великий человек достоин уважения.
1. Вспомните определения стихотворения из учебников 5 и 6 классов. Прочитайте приведённое ниже определение. Что нового о стихотворении вы узнали?
2. Какие значения слов сонм, мзда, внимать, на ваш взгляд, наиболее уместны при осмыслении стихотворения Г.Р. Державина?
Поскольку это стихотворение бичует властных, то, по моему, «сонму власти» наиболее подходит «бездушное сборище»
3. Определите тему стихотворения.
Главная тема данного стихотворения – это то, что все люди равны. Ни один государь не должен ставить себя выше народа, тем более – Бога, поскольку все люди будут преданы земле, вне зависимости от социального положения. А ключевая идея данного стихотворного произведения – это нарушение правителями своих должностных обязанностей и справедливости. Но, вскоре, их всех постигнет кара.
4. Письменно сформулируйте идею произведения.
Стихотворение Г. Р. Державина «Властителям и судиям» – это произведение, в котором автор поднимает животрепещущие вопросы. Поэт здесь попытался призвать вышестоящих людей смотреть на своих граждан – подопечных справедливо и с уважением.
5. Помимо основной темы в стихотворении есть ещё и микротемы — мотивы. Назовите их.
В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы, защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников. Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа
6. Как характеризуют Г.Р. Державина высказанные им мысли? Подберите ключевые слова для ответа на данный вопрос.
Ключевые слова: честный, порядочный, смелый, принципиальный, отважный, заступник, защитник.
7. Как вы понимаете концовку стихотворения?
Последние строфы библейского стиха призывают Бога вместо несправедливого людского суда утвердить свой суд. Мы слышим призыв лирического героя к Богу карать нечестных и быть единым царем земли.
8. Найдите в тексте стихотворения риторические фигуры. Объясните их выразительную роль.
Использование риторических фигур для обличения пороков общества.
Риторическое обращение, риторический вопрос, восклицание:
…Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Цари! Я мнил, вы боги властны…
Стихотворение «Властителям и судиям» начинается с риторического вопроса: Всевышний, собравшись судить «земных богов», то есть людей, имеющих власть, обращается к ним: «…Доколе, рек, доколь вам будет / щадить неправедных и злых?» Этот вопрос по сути своей — утверждение: если вам дана власть, значит, вы должны её употреблять для того, чтобы наказывать «неправедных и злых» и помогать несчастным.
9. Обратите внимание на художественные средства поэтической речи Г.Р. Державина: повторы, сравнения, метафоры, эпитеты. Выпишите их. Какую художественную функцию они выполняют?
Изобразительно-выразительные средства языка оды «Властителям и судиям»:
— эпитеты: всевышний Бог, земной бог (метафорический эпитет, так как властители образно названы земными богами), боги властны, вы страстны, вы смертны, увядший лист.
— сравнения: «Но вы, как я подобно, страстны, / И так же смертны, как и я». «И вы подобно так падете, / Как с древ увядший лист падет! / И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!»
10*. Попробуйте сформулировать тезис о сходстве и различии стихотворения Г.Р. Державина и оды М.В. Ломоносова.
11*. Найдите элементы классицизма в стихотворении.
12. Выучите стихотворение Г.Р. Державина «Властителям и судиям» наизусть и прочитайте его выразительно. Послушайте стихотворение в исполнении чтеца.
Контрольно-измерительные материалы по литературе. 9 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А2. Какое литературное направление было основным в 30-е годы 18 века?
А3. Какой принцип является «лишним» для классицизма:
б) единство времени;
в) единство действия;
А4. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на лоне природы:
а) жанр литературы, большое сюжетно-разветвлённое повествование;
б) малый литературный жанр, который носит аллегорический характер и заключает в себе моральное или религиозное поучение;
в) прозаический жанр непостоянного объёма, который стремится к сюжету, отражающему естественное течение жизни;
г) жанр лирической поэзии: торжественное, возвышенное, прославляющее произведение.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его –
В похвалу трудам его и ранам –
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И, встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака
И трубила славу Ярославу,
Пела древний киевский престол,
Поединок славила старинный,
Где Мстислав Редедю заколол
Перед всей косожскою дружиной,
И Роману Красному хвалу
Пела лебедь, падая во мглу
«Слово о полку Игореве»
А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) житие; 3) поучение;
2) летопись; 4) воинская повесть.
А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведения?
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) играет роль вставного эпизода.
A8. Главной темой данного фрагмента является:
1) описание битвы с половцами;
2) причины похода Игоря;
3) характеристика Бояна;
4) изображение древних русских князей.
А9. Что лежит, по мысли автора, в основе его повествования?
2) былины времени сего;
3) фантастические события;
А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание старинных песен, созданных Бояном?
1) выявить отсутствие у Бояна серьезного отношения к жизни;
2) описать созданные Бояном произведения;
3) выявить особенности данного повествования и показать его отличие от произведений Бояна;
4) показать, что автор отрицательно относится к Бояну и его творчеству.
В1. Укажите лексическое средство, с помощью которого в произведении характеризуются предметы и явления далекого прошлого («деянья», «сего», «мыслию по древу»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действии (со слов: «Тот Боян. »)
В3. Из фрагмента выпишите эпитет, который характеризует князя Игоря.
В4. В тексте отрывка найдите имена всех перечисленных русских князей и выпишите их.
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Какова основная тематика произведений древнерусской литературы?
А2. Назовите литературное направление России конца 18 века:
А3. какой жанр классицизма не относится к «высоким»?
а) сатира; в) трагедия;
А4. Для какого литературного направления характерно тяготение к экзотике, интерес к истории:
А5. Что такое элегия?
а) лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.
б) малый литературный жанр, который носит аллегорический характер и заключает в себе моральное или религиозное поучение;
в) прозаический жанр непостоянного объёма, который стремится к сюжету, отражающему естественное течение жизни;
г) жанр лирической поэзии: торжественное, возвышенное, прославляющее произведение.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
Властителям и судиям
Восстал всевышний Бог,
да судит Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Г.Р. Державин «Властителям и судиям»
А6. К какому жанру классической поэзии относится стихотворение Г. Р. Державина «Властителям и судиям»?
1) элегия; 3) послание;
А7. Ведущей в стихотворении является тема:
2) законности и беззакония;
3) природы и родины;
4) свободы и одиночества.
A8. Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в строках: «И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!»?
1) метафора; 3) сравнение;
2) метонимия; 4) эпитет.
А9. Какое чувство вызывают у лирического героя современные властители?
1) грусти; 3) умиления;
2) радости; 4) негодования.
А10. Лирический герой стихотворения:
1) уходит от реальной жизни в мир иллюзий;
2) заботится о крепостных крестьянах;
3) напоминает властителям об их долге;
4) мечтает о революционном перевороте.
В1. В строке: «Покрыты мздою очеса. » использован синтаксический прием, основанный на нарушении традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот прием.
В2. Найдите словосочетание в первой строфе, объясняющее, кто вправе судить царей.
В3. Укажите название лексического средства, использованного в следующих словах и словосочетаниях: «мздою очеса», «злодействы», «зыблет».
В4. Определите размер, которым написано стихотворение.
9 класс, 1 четверть
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Что характерно для реализма?
б) конфликты строятся на столкновении разума, чувства и долга; главный герой имеет одну преобладающую черту характера и является исключительно положительным или отрицательным;
в) язык произведений отличается величавостью, пышностью и яркостью; необычность сюжета, обстановки и героев;
А2. Из какого стихотворения А.С.Пушкина эти строки?
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;»
А3. Каким стихотворным размером написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
А4. Какой герой не является действующим лицом романа М.Ю. Лермонтова «Герои нашего времени»?
А5. Что такое фабула?
а) краткое высказывание персонажа, как правило, произносимое в ответ на слова другого;
б) употребление слова в переносном значении;
в) цепь событий произведения, о которых повествуется в сюжете в их логической последовательности;
г) малый литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог;
Его пример другим наука:
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) играет роль лирического отступления;
2) открывает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) является завязкой сюжетного действия.
A8. Главной темой данного фрагмента является:.
1) портрет дяди Онегина;
3) знакомство Онегина с автором ;
4) воспитание Онегина.
А9. Какое чувство, по мысли Онегина, овладеет им, когда он будет сидеть у постели больного дяди?
А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание мыслей Онегина?
1) выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;
2) показать внутренний мир героя, его образ мыслей;
3) охарактеризовать отношение Онегина к дяде;
4) показать жадность Онегина.
В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать образ и выразить свое отношение к нему («честных», «низкое»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его мыслей.
В3. В строках: «Он уважать себя заставил / И лучше выдумать не мог. » использовано нарушение традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот синтаксический прием.
В4. Во фрагменте найдите словосочетание, с помощью которого Онегин характеризует заботу о больном дяде.
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Что такое лирика?
а) малая форма эпической прозы, сопоставляемая с повестью как более развёрнутой формой повествования;
б) жанр лирической поэзии и музыки; торжественное, возвышенное, прославляющее произведение;
в) род литературы, предметом изображения которого является содержание духовной жизни;
г) устное народное творчество, которое отражает жизнь народа, его воззрения и идеалы.
А2. Из какого стихотворения А.С.Пушкина эти строки?
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
в) «Сожженное письмо»;
А3. Сколько строк в «онегинской строфе»?
А4. Какая повесть из составляющих роман М.Ю. Лермонтова «Герои нашего времени» является последней в хронологическом отношении?
А5 Что такое фабула?
а) заключительная часть произведения, коротко сообщающая о судьбе героев после описанных в нём событий;
б) употребление слова в переносном значении;
в) способ развёртывания, последовательность и мотивировка передачи описываемых событий;
г) малый литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) является экспозицией;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) является завязкой сюжетного действия.
A8. Главной темой данного фрагмента является:
1) характеристика Печорина;
2) описание человеческой доброты;
3) описание Грушницкого;
А9. Какова цель жизни Грушницкого?
1) вскружить голову молоденькой девушке;
2) сделаться героем романа;
А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание внешности Грушницкого?
1) очернить героя в глазах читателей;
2) показать отношение Печорина к внешности Грушницкого;
3) охарактеризовать психологическое состояние героя;
4) заинтриговать читателя.
В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («пышные», «прекрасное», «исключительные»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Он хорошо сложен. »).
В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Он довольно. », выпишите объяснение, почему эпиграммы Грушницкого никогда не бывают метки и остры.
В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Он довольно. », найдите эпитет, характеризующий храбрость Грушницкого.