какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка

Суффиксальный способ образования слов. Примеры

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние про­из­вод­но­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го суф­фик­са. Суффиксальный спо­соб упо­треб­ля­ет­ся для обра­зо­ва­ния суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов, наречий.

Новые сло­ва появ­ля­ют­ся на осно­ве уже суще­ству­ю­щих слов и сло­во­со­че­та­ний с помо­щью раз­лич­ных мор­фем и их ком­би­на­ций. Если в этом про­цес­се попол­не­ния сло­вар­но­го запа­са рус­ско­го язы­ка участ­ву­ет суф­фикс, то речь идет о суф­фик­саль­ном спо­со­бе образования.

Суффикс — словообразовательная морфема

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов заклю­ча­ет­ся в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­ва при­со­еди­ня­ет­ся суффикс.

Различаем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Формообразующие суф­фик­сы, как уже сле­ду­ет из само­го их назва­ния, обра­зу­ют толь­ко фор­мы слов:

Здесь нет сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Слово при­об­ре­та­ет дру­гую грам­ма­ти­че­скую фор­му, оста­ва­ясь по сути одной и той же лек­си­че­ской еди­ни­цей языка.

Словообразовательные суф­фик­сы, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­но­го сло­ва, созда­ют новые лексемы.

Сравним:

какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть картинку какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Картинка про какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка

Суффиксальный спо­соб дей­ству­ет в обра­зо­ва­нии слов всех основ­ных частей речи. Каждой части речи при­су­щи свои сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы. Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии слов внут­ри опре­де­лен­ной части речи. Но чаще он обра­зу­ет сло­ва дру­гой части речи:

Суффиксальный способ образования существительных

Целый ряд сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов созда­ют новые сло­ва на базе про­из­во­дя­щих основ суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и глаголов.

Наименования пред­ме­тов и при­спо­соб­ле­ний, скоп­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов обо­зна­ча­ют суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные с помо­щью суф­фик­са -ник-/-ниц-:

Множество суще­стви­тель­ных, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет, про­цесс дей­ствия или его резуль­тат, обра­зу­ют­ся от гла­голь­ных основ с помо­щью про­дук­тив­но­го суф­фик­са -к-:

Обратим вни­ма­ние, что такие отгла­голь­ные суще­стви­тель­ные име­ют в мор­фем­ном соста­ве при­став­ку, кото­рая доста­лась им от про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Важно пра­виль­но опре­де­лить суф­фик­саль­ный, а не пре­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния, в чем помо­жет состав­лен­ная сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная цепочка:

Множество отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных обра­зу­ет от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов суф­фикс -ни-/ени-:

Суффиксальный способ образования прилагательных

Суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных со зна­че­ни­ем при­зна­ка или свой­ства, отно­ся­ще­го­ся к предмету:

Слова этой части речи актив­но обра­зу­ют­ся от имен суще­стви­тель­ных с помо­щью суффиксов:

Огромный пласт при­ла­га­тель­ных обра­зо­ван суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида:

Суффикс -л- про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии при­ла­га­тель­ных от гла­го­лов, обо­зна­ча­ю­щих процесс:

Суффиксальный способ образования глаголов

От суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных с непро­из­вод­ной осно­вой суф­фик­саль­ным спо­со­бом обра­зо­ва­ны глаголы:

Суффикс -ова-/-ева- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии гла­го­лов от существительных:

Бесприставочные гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют пар­ные им гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

Суффиксальным спо­со­бом от при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

Ряд гла­го­лов обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­сов от меж­до­ме­тий и зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов:

Суффиксальный способ образования наречий

Многие наре­чие явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных и местоимений.

Суффиксальным спо­со­бом обра­зу­ют­ся каче­ствен­ные наре­чия от прилагательных:

От при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ск- обра­зу­ют­ся наре­чия с помо­щью суф­фик­са -и-:

Архаичный суф­фикс -жды обра­зо­вал сле­ду­ю­щие наре­чия от коли­че­ствен­ных числительных:

Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»

Источник

Суффиксальный способ образования слов (100 примеров)

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние про­из­вод­но­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го суф­фик­са. Суффиксальный спо­соб упо­треб­ля­ет­ся для обра­зо­ва­ния суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов, наре­чий.

Новые сло­ва появ­ля­ют­ся на осно­ве уже суще­ству­ю­щих слов и сло­во­со­че­та­ний с помо­щью раз­лич­ных мор­фем и их ком­би­на­ций. Если в этом про­цес­се попол­не­ния сло­вар­но­го запа­са рус­ско­го язы­ка участ­ву­ет суф­фикс, то речь идет о суф­фик­саль­ном спо­со­бе обра­зо­ва­ния.

Суффикс — словообразовательная морфема

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов заклю­ча­ет­ся в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­ва при­со­еди­ня­ет­ся суф­фикс.

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов.

Различаем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы.

Формообразующие суф­фик­сы, как уже сле­ду­ет из само­го их назва­ния, обра­зу­ют толь­ко фор­мы слов:

Здесь нет сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Слово при­об­ре­та­ет дру­гую грам­ма­ти­че­скую фор­му, оста­ва­ясь по сути одной и той же лек­си­че­ской еди­ни­цей язы­ка.

Словообразовательные суф­фик­сы, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­но­го сло­ва, созда­ют новые лек­се­мы.

Сравним:

какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть картинку какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Картинка про какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка

Суффиксальный спо­соб дей­ству­ет в обра­зо­ва­нии слов всех основ­ных частей речи. Каждой части речи при­су­щи свои сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы. Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии слов внут­ри опре­де­лен­ной части речи. Но чаще он обра­зу­ет сло­ва дру­гой части речи:

Суффиксальный способ образования существительных

Целый ряд сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов созда­ют новые сло­ва на базе про­из­во­дя­щих основ суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и гла­го­лов.

Наименования пред­ме­тов и при­спо­соб­ле­ний, скоп­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов обо­зна­ча­ют суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные с помо­щью суф­фик­са -ник-/-ниц-:

Множество суще­стви­тель­ных, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет, про­цесс дей­ствия или его резуль­тат, обра­зу­ют­ся от гла­голь­ных основ с помо­щью про­дук­тив­но­го суф­фик­са -к-:

Обратим вни­ма­ние, что такие отгла­голь­ные суще­стви­тель­ные име­ют в мор­фем­ном соста­ве при­став­ку, кото­рая доста­лась им от про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Важно пра­виль­но опре­де­лить суф­фик­саль­ный, а не пре­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния, в чем помо­жет состав­лен­ная сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная цепоч­ка:

Множество отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных обра­зу­ет от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов суф­фикс -ни-/ени-:

Суффиксальный способ образования прилагательных

Суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных со зна­че­ни­ем при­зна­ка или свой­ства, отно­ся­ще­го­ся к пред­ме­ту:

Слова этой части речи актив­но обра­зу­ют­ся от имен суще­стви­тель­ных с помо­щью суф­фик­сов:

Огромный пласт при­ла­га­тель­ных обра­зо­ван суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида:

Суффикс -л- про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии при­ла­га­тель­ных от гла­го­лов, обо­зна­ча­ю­щих про­цесс:

Суффиксальный способ образования глаголов

От суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных с непро­из­вод­ной осно­вой суф­фик­саль­ным спо­со­бом обра­зо­ва­ны гла­го­лы:

Суффикс -ова-/-ева- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии гла­го­лов от суще­стви­тель­ных:

Бесприставочные гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют пар­ные им гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

Суффиксальным спо­со­бом от при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

Ряд гла­го­лов обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­сов от меж­до­ме­тий и зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов:

Суффиксальный способ образования наречий

Многие наре­чие явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных и место­име­ний.

Суффиксальным спо­со­бом обра­зу­ют­ся каче­ствен­ные наре­чия от при­ла­га­тель­ных:

От при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ск- обра­зу­ют­ся наре­чия с помо­щью суф­фик­са -и-:

Архаичный суф­фикс -жды обра­зо­вал сле­ду­ю­щие наре­чия от коли­че­ствен­ных чис­ли­тель­ных:

Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»


Источник

Тест 10 класс по теме «Состав слова. Словообразование»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Шешелко Надежда Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

ГУО «Средняя школа №4 г. Бобруйска»,

высшей квалификационной категории

Состав слова. Словообразование

1.Отметьте слова, в которых нет окончаний:

2.Отметьте слова, имеющие одинаковое строение:

3. Отметьте слова, которые образованы приставочно-суффиксальным способом:

4. Отметьте слова со словообразовательным суффиксом:

5. Укажите, в каких словах правильно выделены суффиксы:

6. Отметьте слова, образованные путём сложения:

7. Укажите, какие словообразовательные цепочки составлены правильно:

5.купить – закупить – закупочный

8.В каких рядах оба слова имеют одинаковое строение?

1. Законный, безвольный

2. холодноватый, глуховатость

9. Определите морфемный состав слов и установите соответствие между столбцами таблицы:

10.Определите способы образования слов и установите соответствие между столбцами:

3. сложение в сочетании с суффиксальным способом

Ответы к тесту 10 класс

Состав слова. Словообразование

какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть картинку какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Картинка про какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть картинку какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Картинка про какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть картинку какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Картинка про какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть картинку какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Картинка про какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка

Номер материала: ДБ-1104201

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть картинку какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Картинка про какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть картинку какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Картинка про какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть картинку какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Картинка про какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка

Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома

Время чтения: 1 минута

какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть картинку какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Картинка про какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть картинку какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Картинка про какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Смотреть картинку какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Картинка про какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка. Фото какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка

Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Морфемика. Словообразование. Задания повышенной сложности

Нарушевич Андрей

Таганрогский муниципальный

общеобразовательный лицей при ТРТУ

Морфемика. Словообразование. Задания повышенной сложности

Изучение морфемики и словообразования дает ключ к пониманию процессов словообразования и словоизменения, связи между значением и структурой слова, словообразовательных связей родственных слов. Обращение к сложным случаям морфемного и словообразовательного разбора поможет ученикам избежать возможных ошибок, расширит их лингвистический кругозор.

Предлагаемые задания могут быть использованы как при подготовке олимпиад по русскому языку, так и на уроках повторения и обобщения материала по словообразованию.

¨Можно ли с помощью приставки образовать от имени существительного имя прилагательное или глагол?

Ответ. Нет. С помощью приставок образуются слова той же части речи, что и исходное слово. Внук – правнук, человек – сверхчеловек. Ср. в словах других частей речи: бежит – прибежит, убежит, добежит; легкий – нелегкий, сверхлегкий.

¨ Можно ли считать слова луковка, лучник, излучина однокоренными?

Ответ. Нет. Слово луковка образовано от существительного лук1 (растение); лучник – от лук2 (оружие); излучина – от слова лука (дугообразный поворот реки), ср. лукоморье. Таким образом, это слова с омонимичными корнями.

¨Найдите лишнее слово. Объясните ответ.

1) Булочка, козочка, вазочка.

1) Воротник, задачник, ночник.

2) Разодеть, разомкнуть, разобрать.

3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать.

4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать.

1. В слове булочка выделяются корень -булоч (чередование к //ч) и суффикс -к-. В остальных – суффикс -очк-.

2. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночьноч-н-ойноч-н-ик). В других словах – суффикс -ник-.

3. В глаголе разодеть две приставки: раз и о- (ср. на-деть, раз-деть). В остальных словах – одна производная приставка разо-.

4. В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честьчест-вова-ть). В других словах – суффикс -ствова-.

5. В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ыйскромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс -нича-. Например: лентяйлентяй-нича-ть.

¨С помощью словообразовательных цепочек покажите разницу в строении слов:

1) законность, готовность;

2) центральный, вязальный;

3) столярничать, сотрудничать.

Ответ: 1) закон → закон-н-ый → закон-н-ость; готов-ый → готов-ность;

2) центр → центр-альн-ый; вяз-а-ть (ср вяж-у) → вяз-а-льн-ый; 3) столяр → столяр-нича-ть; труд → со-труд-ник → со-труд-нич-а-ть.

Ответ: в косвенных падежах имен существительных мать и дочь появляется суффикс -ер- (мат-ер-и, доч-ер-и; мат-ер-ей, доч-ер-ей и т. д.)

¨ Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н. Демуровой.

Варкалось. Хливкие шорьки

Как мюмзики в мове.

От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте следующие слова:

1) существительное, обозначающее действие;

2) прилагательное со значением ‘склонный, способный к такому действию’;

3) существительное – название лица по его действию.

Ответ: 1) хрюкотание; 2) хрюкотливый; 3) хрюкотун, хрюкотатель, хрюкотальщик.

¨Решите уравнения. Какой пример не имеет решения?

Ответ: 1) бочар, 2) известковый, 3) не имеет решения, 4) гладильный, 5) балалаечник.

¨ Какой корень выделяется в косвенных падежах местоимения он?

Ответ: в местоимениях ты, вы звук [ы] входит в состав корня. На это указывают родственные слова вы-ка-ть, ты-ка-нь-е.

¨Выделите окончания в словоформах дашь, ест, создам.

Ответ: нет. В словах пшеница и пшено выделяются корни –пшен- и –пшениц-. (Пшено получают не из пшеницы, а из проса).

¨ Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов.

Ответ: лежебока (лежать на боку), горемыка (горе мыкать), злободневный (на злобу дня), вековечный (на веки вечные).

¨ написал стихотворение из одного слова: Рекачкачайка. Как образован этот неологизм?

Ответ: слово рекачкачайка представляет собой наложение друг на друга нескольких слов: река, качка, чайка.

Ответ: слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения слов: самооборона без оружия (сам + б + о).

¨Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве’. Как образовано это слово?

Ответ: слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + ушиберуши.

¨Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина? Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.

1. Одиночила в комнате девушка.

Взволновали ее звуки флейты…

2. Художники! Бойтесь «мещанок»:

Оним обездарят ваш дар…

3. Я еду в серебряноспицной коляске..

4. Все звезды мира и все планеты

Жемчужу гордо в свои сонеты…

2. бездарн(ый)о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный – очернить).

Ответ: это нарицательные имена существительные, которые образованы от имен собственных.

Ответ: в существительном доносчик (тот, кто занимается доносами, тайно сообщает о чем-либо властям) выделяется корень -донос-, суффикс -чик- и нулевое окончание.

¨Двумя способами опишите словообразование каждого слова.

Игольчатый, недолговременно, наколенник.

Ответ. Игольчатый: 1) игл(а) → иголь-чат(ый) – суффиксальный способ;

2) игл(а)игол-к(а)игольч-ат(ый) – суффиксальный способ.

Недолговременно: 1) долговременноне-долговременно – префиксальный способ.

2) недолговременн(ый)недолговременн-о — суффиксальный способ.

2) колен(о) → на-колен-ник( ) – префиксально-суффиксальный способ.

¨Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье.

Ответ: дел(о)без-дель-[й]-(е) – приставочно-суффиксальный способ;

весел(ый)весель-[й]-(е) – суффиксальный способ;

бог(а) моли(ть)бог-о-моль-[й]-е – сложение основ с суффиксацией.

¨Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся следующим словом: 1) выигрышно; 2) облицовщик; 3) несмышленыш.

Ответ: играть → выиграть → выигрыш → выигрышный → выигрышно;

лицо → облицевать → облицовывать → облицовщик;

мысль → мыслить → смыслить → смышленый → несмышленый → несмышленыш.

¨Выделите морфемы в словах встать, отворить, смоленский.

Ответ. В приведенных словах морфемы располагаются не последовательно, а накладываются друг на друга. В словообразовании это явление получило название аппликация морфем.

Вс + ста + ть, ср. вс – помнить;

от + твор + и + ть, ср. за-твор-и-ть, при-твор-и-ть;

Смоленск + ск + ий, ср. киев-ск-ий.

¨Определите слова по характеристике морфем.

I 1. Приставка указывает на превышение в чем-нибудь нормы, предела (исконная)

2. Корень обозначает то, что мы слышим, улавливаем органами слуха.

3. Суффикс имен прилагательных со значением ‘свойственный чему-либо, имеющий к чему-либо отношение’.

II 1. Приставка указывает на близость к предмету, на связь с ним.

2. Корень обозначает придаток на заднем конце тела животного.

3. Суффикс выделяется в именах существительных, обозначающих лиц мужского пола по их действиям ( с отрицательной характеристикой).

4. Окончание имен существительных 2 склонения (нулевое) именительного падежа, единственного числа, мужского рода.

III 1. Корень обозначает верхнюю конечность человека.

2. Соединительный гласный.

3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’.

4. Суффикс глагола, обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’.

5. Суффикс (окончание) инфинитива.

Ответ: сверх – звук – ов – ой, при – хвост – ень, рук – о – дель – нича – ть

Источник

Словообразовательный анализ слова: как делать, примеры

Содержание:

Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?

Словообразовательный разбор – это определение, от какого слова и с помощью чего образовано слово.

Для выполнения словообразовательного разбора необходимо:

Непроизводные слова – это слова, которые не образованы от других однокоренных слов и являются исходными, такими, какими они возникли в языке изначально.

Производные слова образуются от однокоренных с помощью морфологических или неморфологических способов.

К производящей основе добавляются словообразующие морфемы, их соединяют и образуют новые сложные слова.

Производная основа – это часть вновь образованного слова без окончания.

Способы словообразования:

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Постфиксальный

Бессуффксальный

Приставочно-постфиксальный

Суффиксально-постфиксальный

Сложение основ

Аббревиатура

Лексико-синтаксический

Лексико-семантический

План словообразовательного разбора (анализа)

Данное для разбора слова необходимо поставить в начальную форму.

Начальная форма слова:

Начальная форма слова необходима для того, чтобы отсечь формообразующие аффиксы, которые не участвуют в образовании новых слов.

Затем выполнить следующие действия:

Примеры словообразовательного анализа

Образец устного разбора

Подоконник существительное, в начальной форме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *