какие слова имеют словообразовательные суффиксы занести бочка
Суффиксальный способ образования слов. Примеры
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Суффиксальный способ образования слов (100 примеров)
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Тест 10 класс по теме «Состав слова. Словообразование»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Шешелко Надежда Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа №4 г. Бобруйска»,
высшей квалификационной категории
Состав слова. Словообразование
1.Отметьте слова, в которых нет окончаний:
2.Отметьте слова, имеющие одинаковое строение:
3. Отметьте слова, которые образованы приставочно-суффиксальным способом:
4. Отметьте слова со словообразовательным суффиксом:
5. Укажите, в каких словах правильно выделены суффиксы:
6. Отметьте слова, образованные путём сложения:
7. Укажите, какие словообразовательные цепочки составлены правильно:
5.купить – закупить – закупочный
8.В каких рядах оба слова имеют одинаковое строение?
1. Законный, безвольный
2. холодноватый, глуховатость
9. Определите морфемный состав слов и установите соответствие между столбцами таблицы:
10.Определите способы образования слов и установите соответствие между столбцами:
3. сложение в сочетании с суффиксальным способом
Ответы к тесту 10 класс
Состав слова. Словообразование
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-1104201
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035
Время чтения: 1 минута
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Морфемика. Словообразование. Задания повышенной сложности
Нарушевич Андрей
Таганрогский муниципальный
общеобразовательный лицей при ТРТУ
Морфемика. Словообразование. Задания повышенной сложности
Изучение морфемики и словообразования дает ключ к пониманию процессов словообразования и словоизменения, связи между значением и структурой слова, словообразовательных связей родственных слов. Обращение к сложным случаям морфемного и словообразовательного разбора поможет ученикам избежать возможных ошибок, расширит их лингвистический кругозор.
Предлагаемые задания могут быть использованы как при подготовке олимпиад по русскому языку, так и на уроках повторения и обобщения материала по словообразованию.
¨Можно ли с помощью приставки образовать от имени существительного имя прилагательное или глагол?
Ответ. Нет. С помощью приставок образуются слова той же части речи, что и исходное слово. Внук – правнук, человек – сверхчеловек. Ср. в словах других частей речи: бежит – прибежит, убежит, добежит; легкий – нелегкий, сверхлегкий.
¨ Можно ли считать слова луковка, лучник, излучина однокоренными?
Ответ. Нет. Слово луковка образовано от существительного лук1 (растение); лучник – от лук2 (оружие); излучина – от слова лука (дугообразный поворот реки), ср. лукоморье. Таким образом, это слова с омонимичными корнями.
¨Найдите лишнее слово. Объясните ответ.
1) Булочка, козочка, вазочка.
1) Воротник, задачник, ночник.
2) Разодеть, разомкнуть, разобрать.
3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать.
4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать.
1. В слове булочка выделяются корень -булоч— (чередование к //ч) и суффикс -к-. В остальных – суффикс -очк-.
2. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночь→ ноч-н-ой→ ноч-н-ик). В других словах – суффикс -ник-.
3. В глаголе разодеть две приставки: раз— и о- (ср. на-деть, раз-деть). В остальных словах – одна производная приставка разо-.
4. В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честь→ чест-вова-ть). В других словах – суффикс -ствова-.
5. В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ый →скромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс -нича-. Например: лентяй → лентяй-нича-ть.
¨С помощью словообразовательных цепочек покажите разницу в строении слов:
1) законность, готовность;
2) центральный, вязальный;
3) столярничать, сотрудничать.
Ответ: 1) закон → закон-н-ый → закон-н-ость; готов-ый → готов-ность;
2) центр → центр-альн-ый; вяз-а-ть (ср вяж-у) → вяз-а-льн-ый; 3) столяр → столяр-нича-ть; труд → со-труд-ник → со-труд-нич-а-ть.
Ответ: в косвенных падежах имен существительных мать и дочь появляется суффикс -ер- (мат-ер-и, доч-ер-и; мат-ер-ей, доч-ер-ей и т. д.)
¨ Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н. Демуровой.
Варкалось. Хливкие шорьки
Как мюмзики в мове.
От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте следующие слова:
1) существительное, обозначающее действие;
2) прилагательное со значением ‘склонный, способный к такому действию’;
3) существительное – название лица по его действию.
Ответ: 1) хрюкотание; 2) хрюкотливый; 3) хрюкотун, хрюкотатель, хрюкотальщик.
¨Решите уравнения. Какой пример не имеет решения?
Ответ: 1) бочар, 2) известковый, 3) не имеет решения, 4) гладильный, 5) балалаечник.
¨ Какой корень выделяется в косвенных падежах местоимения он?
Ответ: в местоимениях ты, вы звук [ы] входит в состав корня. На это указывают родственные слова вы-ка-ть, ты-ка-нь-е.
¨Выделите окончания в словоформах дашь, ест, создам.
Ответ: нет. В словах пшеница и пшено выделяются корни –пшен- и –пшениц-. (Пшено получают не из пшеницы, а из проса).
¨ Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов.
Ответ: лежебока (лежать на боку), горемыка (горе мыкать), злободневный (на злобу дня), вековечный (на веки вечные).
¨ написал стихотворение из одного слова: Рекачкачайка. Как образован этот неологизм?
Ответ: слово рекачкачайка представляет собой наложение друг на друга нескольких слов: река, качка, чайка.
Ответ: слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения слов: самооборона без оружия (сам + б + о).
¨Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве’. Как образовано это слово?
Ответ: слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + уши → беруши.
¨Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина? Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.
1. Одиночила в комнате девушка.
Взволновали ее звуки флейты…
2. Художники! Бойтесь «мещанок»:
Оним обездарят ваш дар…
3. Я еду в серебряноспицной коляске..
4. Все звезды мира и все планеты
Жемчужу гордо в свои сонеты…
2. бездарн(ый) → о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный – очернить).
Ответ: это нарицательные имена существительные, которые образованы от имен собственных.
Ответ: в существительном доносчик (тот, кто занимается доносами, тайно сообщает о чем-либо властям) выделяется корень -донос-, суффикс -чик- и нулевое окончание.
¨Двумя способами опишите словообразование каждого слова.
Игольчатый, недолговременно, наколенник.
Ответ. Игольчатый: 1) игл(а) → иголь-чат(ый) – суффиксальный способ;
2) игл(а) → игол-к(а) → игольч-ат(ый) – суффиксальный способ.
Недолговременно: 1) долговременно → не-долговременно – префиксальный способ.
2) недолговременн(ый) → недолговременн-о — суффиксальный способ.
2) колен(о) → на-колен-ник( ) – префиксально-суффиксальный способ.
¨Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье.
Ответ: дел(о) → без-дель-[й]-(е) – приставочно-суффиксальный способ;
весел(ый) → весель-[й]-(е) – суффиксальный способ;
бог(а) моли(ть) → бог-о-моль-[й]-е – сложение основ с суффиксацией.
¨Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся следующим словом: 1) выигрышно; 2) облицовщик; 3) несмышленыш.
Ответ: играть → выиграть → выигрыш → выигрышный → выигрышно;
лицо → облицевать → облицовывать → облицовщик;
мысль → мыслить → смыслить → смышленый → несмышленый → несмышленыш.
¨Выделите морфемы в словах встать, отворить, смоленский.
Ответ. В приведенных словах морфемы располагаются не последовательно, а накладываются друг на друга. В словообразовании это явление получило название аппликация морфем.
Вс + ста + ть, ср. вс – помнить;
от + твор + и + ть, ср. за-твор-и-ть, при-твор-и-ть;
Смоленск + ск + ий, ср. киев-ск-ий.
¨Определите слова по характеристике морфем.
I 1. Приставка указывает на превышение в чем-нибудь нормы, предела (исконная)
2. Корень обозначает то, что мы слышим, улавливаем органами слуха.
3. Суффикс имен прилагательных со значением ‘свойственный чему-либо, имеющий к чему-либо отношение’.
II 1. Приставка указывает на близость к предмету, на связь с ним.
2. Корень обозначает придаток на заднем конце тела животного.
3. Суффикс выделяется в именах существительных, обозначающих лиц мужского пола по их действиям ( с отрицательной характеристикой).
4. Окончание имен существительных 2 склонения (нулевое) именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
III 1. Корень обозначает верхнюю конечность человека.
2. Соединительный гласный.
3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’.
4. Суффикс глагола, обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’.
5. Суффикс (окончание) инфинитива.
Ответ: сверх – звук – ов – ой, при – хвост – ень, рук – о – дель – нича – ть
Словообразовательный анализ слова: как делать, примеры
Содержание:
Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?
Словообразовательный разбор – это определение, от какого слова и с помощью чего образовано слово.
Для выполнения словообразовательного разбора необходимо:
Непроизводные слова – это слова, которые не образованы от других однокоренных слов и являются исходными, такими, какими они возникли в языке изначально.
Производные слова образуются от однокоренных с помощью морфологических или неморфологических способов.
К производящей основе добавляются словообразующие морфемы, их соединяют и образуют новые сложные слова.
Производная основа – это часть вновь образованного слова без окончания.
Способы словообразования:
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Постфиксальный
Бессуффксальный
Приставочно-постфиксальный
Суффиксально-постфиксальный
Сложение основ
Аббревиатура
Лексико-синтаксический
Лексико-семантический
План словообразовательного разбора (анализа)
Данное для разбора слова необходимо поставить в начальную форму.
Начальная форма слова:
Начальная форма слова необходима для того, чтобы отсечь формообразующие аффиксы, которые не участвуют в образовании новых слов.
Затем выполнить следующие действия:
Примеры словообразовательного анализа
Образец устного разбора
Подоконник – существительное, в начальной форме.