какие события предшествуют названному эпизоду
Из повести Н. В. Гоголя «Портрет»
(визит аристократической дамы к Чарткову)
1. Перечитайте фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Портрет», в котором рассказывается о визите аристократической дамы к Чарткову и работе художника над портретом ее дочери. Можно ли назвать данный эпизод кульминационным моментом в судьбе Чарт-кова? Был ли он важнее, чем приобретение им портрета и нахождение денег? Обоснуйте свой ответ.
2. Какие события предшествуют названному эпизоду? Можно ли говорить о том, что Чартков готов к подобному повороту в своей карьере? Подтвердите свой ответ примерами из текста повести.
3. Охарактеризуйте аристократическую даму, ее отношение к искусству, ее взгляды на мастерство художника, ее отношение к его личности. Можно ли говорить о том, что ее взгляды — выражение мнения света?
4. Охарактеризуйте дочь аристократической дамы. Что заинтересовало в ней художника? Процитируйте отрывок, в котором автор раскрывает ее внутреннюю сущность. Какие чувства испытывает автор к этой девушке? Можно ли говорить об авторской иронии? Обоснуйте свой ответ.
5. Прочитайте, как Чартков начинает работать над портретом. Какие сильные и слабые стороны его как художника подчеркивает автор? Почему он не смог увидеть истинного лица своей натуры, а увидел в ней то, что хотел, с точки зрения начинающего художника. Почему его интересует не психология предмета, а фактура?
6. Можно ли говорить о том, что, когда работу Чарткова с чувством превосходства прерывает заказчица, у него мелькает последнее сожаление об утраченной свободе? Подтвердите свой ответ текстом.
7. Как вы думаете, сделан ли уже в этот момент выбор Чарткова? О чем думает художник, ожидая следующего визита? Подтвердите свой ответ текстом.
8. Что становится окончательно ясно во время второго сеанса? Подтвердите свой ответ текстом.
9. Найдите в тексте момент внутренней борьбы Чарткова. Почему он погружается в работу над головкой Психеи? Можно ли говорить о том, что автор подробно и детально описывает все, что происходит в душе героя за это время, потому что именно этот момент интересен ему с психологической точки зрения? Проследите, как происходит постепенная смена авторской интонации: все меньше в ней симпатии к герою, постепенно появляется та ирония, с которой будет потом рассказываться о преуспевании Чарткова.
10.
Почему Чартков не сопротивляется, когда аристократическая дама хочет увидеть в Психее свою дочь? Процитируйте, что он в этот момент думает. Чувствует ли он угрызения совести, испытывает ли страх? Обоснуйте свой ответ. Что окончательно примиряет его с создавшимся положением вещей?
11. Обозначьте композиционные элементы внутри этого эпизода: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
12. Сделайте вывод о том, какую роль этот эпизод играет в дальнейшем развитии сюжета. Какое значение он имеет для постижения авторского замысла?
Вопросы и задания для анализа пятого действия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
1. Прочитайте пятое действие пьесы «Гроза». В каком душевном состоянии находится Катерина (явление 2-е)? Как это передано в тексте?
2. Обратите внимание на ключевые слова «смерть» и «могила». О чем свидетельствует частое повторение этих слов?
3. Хочет ли Катерина избежать трагического выхода из положения? Возможен ли он? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.
4. На что надеется Катерина при встрече с Борисом? Оправдались ли ее надежды?
5. Как раскрывается образ Бориса в сцене прощания?
6. К какому решению в конце концов приходит Катерина?
7. Что значило для нее пойти на самоубийство? Победа это или поражение?
8. Какова реакция окружающих на действия Катерины?
9. Действительно ли пятое действие «составляет апофеозу характера Катерины» (Н.А.Добролюбов)? Как вы понимаете эти слова?
Вопросы и задания для анализа главы
«Сон Обломова» из романа И.А.Гончарова
«Обломов»
1. Вспомните, какое место занимает в романе глава «Сон Обломова». Для чего она введена в роман? Перечитайте ее.
2. Какова композиционная роль этой главы?
3. Что нового вносит глава «Сон Обломова» в раскрытие образа Обломова?
4. Как выражается в данной главе авторское отношение к Обло-мову?
5. Почему для Обломова мир Обломовки является воплощением рая на земле?
6. Для чего автор использует прием антитезы, изображая пейзаж Обломовки?
7. Какую роль выполняют риторические вопросы, эпитеты, многочисленные отрицания, отрицательные сравнения?
8. Продумайте вывод-обобщение к своему анализу главы «Сон Обломова». (В чем смысл данной главы в контексте всего произведения, какова значимость и необходимость главы, связь с основным сюжетом, как в этом эпизоде отражено мастерство писателя.) Составьте подробный план ответа.
Вопросы и задания для анализа эпизода главы X
(«схватка» Базарова с Кирсановым
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Какие события предшествуют названному эпизоду
Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело
ДИОЗГО | Дата: Четверг, 21.11.2019, 13:51 | Сообщение # 1 | |
Итоговое сочинение на тему: Герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: «Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого? 2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. СТАТГРАД. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов. Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года. Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: ««Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого? 1. перечитайте фрагмент из повести н. в. гоголя «портрет», в котором рассказывается о визите аристократической к чарткову и работе художника над портретом ее дочери. можно ли назвать данный эпизод кульминационным моментом в судьбе чарт-кова? был ли он важнее, чем приобретение им портрета и нахождение денег? обоснуйте свой ответ. 2. какие события предшествуют названному эпизоду? можно ли говорить о том, что чартков готов к подобному повороту в своей карьере? подтвердите свой ответ примерами из текста повести. 5. прочитайте, как чартков начинает работать над портретом. какие сильные и слабые стороны его как художника подчеркивает автор? почему он не смог увидеть истинного лица своей натуры, а увидел в ней то, что хотел, с точки зрения начинающего художника. почему его интересует не психология предмета, а фактура? 6. можно ли говорить о том, что, когда работу чарткова с чувством превосходства прерывает заказчица, у него мелькает последнее сожаление об утраченной свободе? подтвердите свой ответ текстом. | Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 2 по теме: Герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: ««Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого? В романе «Герой нашего времени» Лермонтов ставит перед собой задачу описать характер главного героя. Эту задачу автор открыто формулирует в предисловии к «Журналу Печорина»: «История души человеческой едва ли не интереснее истории целого народа». Раскрывая характер Печорина, Лермонтов сталкивает его с самыми разными людьми, которые должны оттенить сильные и слабые черты характера героя. В литературе XIX века герой чаще всего проверяется в чрезвычайных ситуациях (приключения Печорина в повестях «Тамань» и «Фаталист»), в дружбе (взаимоотношения Печорина с Грушницким и Максимом Максимовичем) или в любви (любовные истории есть в четырёх из пяти повестей, исключение составляет «Максим Максимович»), В романе герой встречает немало женщин, которые привлекают его скучающий взор. В «Тамани» это девушка-контрабандистка, в «Фаталисте» Настя — дочка сотника, в доме которого Печорин жил несколько дней, в «Бэле» черкесская княжна, в «Княжне Мери» Вера и Мери. Если две первые героини только мелькнули в жизни Печорина, то три другие станут его серьёзными увлечениями. Эти три женщины полюбят его по-настоящему и будут страдать от своего безответного чувства. Причём в истории несчастной любви каждая из них будет вести себя очень достойно: они не будут жаловаться окружающим на холодность Печорина, не будут устраивать ему скандалы, донимать преследованиями, хотя для каждой любовь к герою будет искренним, сильным чувством, которое перевернёт их жизнь. Черкешенка Бэла погибнет в конечном счёте из-за равнодушия Печорина к ней; аристократка Мери Литовская заболеет от расстроенных чувств; умная и проницательная Вера умирает от чахотки, причиной которой, возможно, была и несчастная любовь. Надо признать, что Печорин умел выбирать для своих любовных похождений замечательных женщин, что свидетельствует о его уме, вкусе, наблюдательности, опытности, хотя и противоречит его собственному признанию, что он не любит «женщин с характером: их ли это дело!» («Княжна Мери»). Однако заводить роман с пустой и глупой барышней для него невыносимо скучно. Таким образом, Печорина любят разные женщины, любят от всей души, самозабвенно, и все истории любви кончаются трагически. Почему? Потому что Печорин, желающий обладать душой влюблённой женщины, требующий у неё всяческих жертв и доказательств любви, сам не способен на долгую, преданную любовь. У него сложилась даже собственная философия на этот счёт: если любовь приносит страдание, она никогда не забывается, и, значит, женщина будет навек связана с человеком, который причинил ей эти любовные страдания. Парадоксально, но герой, для которого покорять женские сердца — одно из главных занятий в жизни, сам не верит в любовь. Вот его размышления перед дуэлью с Грушницким: знакомые дамы, узнав о смерти Печорина, в объятиях другого мужчины будут клеветать на мёртвого любовника, чтобы успокоить ревность теперешнего возлюбленного. В дневнике Печорин признаётся: «Как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даёт только почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости любовь! (. ) Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту. но свободы своей не продам!» («Княжна Мери»). Иными словами, в любви Печорин демонстрирует крайний эгоизм, он говорит, что дорожит своей свободой. Но для чего она ему? Одновременно Лермонтов показывает, что герой является страдающим эгоистом, что все несчастливые истории любви он переживает глубоко и искренне. Он доставляет страдания влюблённым в него героиням, но и сам страдает тяжело. Получив прощальное письмо от Веры, он пытается догнать её карету, чтобы «одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку. ». Во время погони он понял, что Вера стала для него «дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!». Когда же конь пал, не выдержав бешеной скачки, Печорин горько рыдает от отчаяния и бессилия. Во время последнего объяснения с княжной Мери ему до глубины души жаль её, он едва удерживается от порыва сделать ей предложение. После того как Бэла умирает на руках Печорина, Максим Максимович хочет утешить его, но Печорин так странно смеётся, что добрый штабс-капитан не на шутку пугается, не сошёл ли Печорин с ума. Итак, все истории любви в жизни Печорина кончаются трагично, потому что сам он не верит в любовь. Можно предположить, что герой боится ответственности за женщину, которая ему доверится, или не хочет поступаться ни в чём своей свободой, не хочет ничем ограничивать собственные желания. «Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озарённых южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утёса на утёс», — признаётся он сам себе в дневнике («Княжна Мери»). Наверное, в юности он испытал немало разочарований (об этом он туманно намекает в разговоре с Мери) и разуверился в настоящей любви. На место искреннего чувства он ставит зависть к счастливому сопернику (у колодца в Пятигорске княжна Мери ласково поглядела на Грушницкого, не обратив внимания на Печорина) или скуку, которую приятно развеять любовным приключением (история с девушкой-контрабандистской, а потом с Бэлой). Разуверившись в любви, Печорин делает свою жизнь ограниченной, лишает себя душевных переживаний, которые обогащают и украшают жизнь. Своим поведением он обрекает себя на одиночество, но сохраняет, как Евгений Онегин, «постылую свободу» (8, XXXII). Хотя искренние чувства переполняют его душу, он умеет логикой, доводами рассудка подавить их. Когда он плачет на дороге, не догнав карету Веры, его грудь разрывается от рыданий, его обычное хладнокровие исчезает как дым. Но вот его «мысли пришли в обычный порядок»: «Чего мне ещё надобно? — её видеть? — зачем? не всё ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться». Во всех историях любви проявляются не только сильные черты характера героя (знание жизни и людей), но и ущербность его жизненной позиции, страх перед окружающим миром, который Печорин успешно скрывает, но который явно заметен в его отношении к любви. Он умудряется пройти через многочисленные любовные приключения и остаться гордым, свободным и одиноким. Но не находит в этом счастья. Разработка практического задания№2 по дисциплине «Литература»Просмотр содержимого документа |