какие соединения могут служить реактивом на ионы бария ва2
Практическая работа «Ионные реакции»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
По теме: «Формирование экспериментальной компетенции на уроках химии у выпускников основной школы»
Формирование у обучающихся практических умений и навыков по решению экспериментальных задач на распознавание неорганических веществ, определению ионов в растворе.
— научить анализировать, планировать ход эксперимента, описывать и объяснять наблюдаемые явления.
Обучающийся научится планированию экспериментальной работы по определению ионов в растворе, распознаванию неорганических веществ; описывать наблюдения и делать соответствующие выводы по работе
Обучающиеся получат возможность выработать практические умения и навыки проведения химического эксперимента с соблюдением правил ТБ и ОТ
Обучающиеся научатся систематизировать полученную информацию, использовать информацию для практического применения, планировать ход эксперимента (пути достижения цели), прогнозировать результаты. Грамотно оформлять результаты исследования
Обучающиеся получат возможность выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, находить алгоритм выполнения поставленной задачи
Обучающиеся убедятся в том, что сформируют представление о значимости темы при знакомстве с профессией лаборант химического анализа
Обучающиеся получат возможность развивать любознательность и интерес к самостоятельной исследовательской деятельности
основные положения теории электролитической диссоциации; качественные реакции на катионы и анионы;
штатив с тремя пронумерованными пробирками с растворами сульфата натрия, хлорида натрия, карбоната натрия; растворы сульфата натрия, хлорида бария, нитрата серебра, соляной кислоты; тетрадь для практической работы, учебная карта (приложение №1).
Этапы урока и его психолого-педагогическое обоснование
1.Организация учебной деятельности
2.Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.
Создает комфортную обстановку. Настраивает на учебную деятельность.
Организует деятельность учащихся по актуализации алгоритма выполнения практической работы:- предлагает сформулировать цель работы;
— предлагает вспомнить общие правила безопасной работы в химической лаборатории; учитель предлагает по вопросам:
1. Что такое ионы? Какие ионы называются катионами и анионами? Приведите примеры.
2. Какие реакции называются реакциями обмена?
Объявление темы урока, предоставление учащимся возможности предположить цели и задачи урока.
Организует деятельность учащихся по подготовке к проведению эксперимента. Предлагает изучить инструкцию (Приложение №1)
Совместно подводит итоги практической работы, анализирует и оценивает деятельность обучающихся на уроке, в соответствии с поставленной целью в начале урока
Готовятся к практической работе
Формулируют цель практической работы (научиться экспериментально определять ионы в растворе).Озвучивают правила безопасной работы в химической лаборатории
Записывают тему урока в тетрадь, предполагают цели и задачи на данный урок.
Изучают инструкцию проведения практической работы. Выполняют задания в соответствии с инструкцией.
Анализируют свою деятельность на уроке (Самоанализ, самооценка)
Оформить практическую работу в тетради.
строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
Проводить наблюдение под руководством учителя.
Использовать знаково-символические средства для решения задач.
Планировать эксперимент, самостоятельно находить алгоритм выполнения поставленной задачи
Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками
Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.
Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.
Грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
Обучить грамотной химической речи
Инструктаж по ТБ и ОТ. С техникой безопасности знаком (а) ___________________________
Цель: при помощи известного реактива обнаружить в растворе данный ион.
В пробирку налейте 1—2 мл раствора сульфата калия и по каплям добавьте раствор хлорида бария. Объясните наблюдаемое.
Составьте уравнение реакции обмена. Запишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции.
В чем сущность обнаружения ионов с помощью реактива?
Опыт 2. Обнаружение хлорид-ионов Cl — .
В одну пробирку налейте 1—2 мл раствора хлорида калия и по каплям прибавьте раствор нитрата серебра. Объясните наблюдаемое.
Составьте уравнение реакции обмена. Запишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции.
Какие соединения могут служить реактивом на ионы серебра?
В чем сущность обнаружения ионов с помощью реактива?
В одну пробирку налейте 1—2 мл раствора карбоната калия и по каплям прибавьте раствор соляной кислоты. Объясните наблюдаемое.
Составьте уравнение реакции обмена. Запишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции.
Какие соединения могут служить реактивом на ионы водорода?
В чем сущность обнаружения ионов с помощью реактива?
Цель: с помощью качественных реакций распознать выданные вещества.
В выданных пробирках находятся растворы веществ: карбоната натрия,
хлорида натрия, сульфата натрия.
Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ. Сделайте выводы по практической работе.
Химический эксперимент выполняет важнейшие функции: образование, воспитание (нравственное, духовное, трудовое, эстетическое, экономическое и др.) и развитие (в том числе памяти, мышления, эмоций, воли, мотивов и др.).
Химический эксперимент выполняет и некоторые частные функции – информативную, эвристическую, критериальную, корректирующую, исследовательскую, обобщающую и мировоззренческую.
Химический эксперимент невозможен без соблюдения правил техники безопасности и соответственно инструктажа по технике безопасности.
В своей работе я использую различные виды учебного химического эксперимента. Практические работы провожу обычно в конце изучения одной или нескольких тем курса, достигая тем самым определенных целей.
– это закрепление знаний по химии, в том числе основного экспериментального материала, путём самостоятельного выполнения определенных опытов учащимися. При этом практические занятия, проводимые в заключение ряда тем, дают возможность удачно обобщить экспериментальный и теоретический материал, что не всегда возможно на обычном уроке.
– происходит дальнейшее развитие практических навыков и овладение техникой химического эксперимента.
– реализуется творческое применение знаний в процессе экспериментального решения задач и практических вопросов, что имеет большое значение для формирования умений пользоваться знаниями в активной форме, для расширения кругозора учащихся о применении химии в жизни.
8 класс
Ионные реакции
Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, пронумерованные капельницы с растворами, вода дистиллированная; гвоздь железный, растворы хлорида магния, сульфата цинка, нитрата серебра, сульфата алюминия, хлорида бария, хлорида натрия, хлорида аммония, карбоната натрия, соляной кислоты, сульфата меди(II), гидроксида натрия.
Опыт 3. Обнаружение сульфат-ионов SO4 2– и хлорид-ионов Сl –
Опыт 4. Подтверждение качественного состава вещества
а) хлорида аммония; б) сульфата меди(II);
в) карбоната натрия. Для выполнения этого опыта используйте приложение 2 «Kачественное определение ионов»
Практическая работа 7.
Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками; растворы сульфата меди(II), хлорида магния, сульфата алюминия, гидроксида натрия, сульфата цинка, хлорида бария, сульфита натрия, карбоната натрия, азотной, соляной и серной кислот, фенолфталеина.
Опыт 1. Образование осадков
Опыт 3. Реакция нейтрализации
Практическая работа 8.
Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, нагреватель для пробирок, штатив с муфтой, прибор для получения газов; мрамор (кусочки), гвоздь железный, оксид меди(II), растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия, хлорида железа(III), сульфата меди(II), карбоната натрия, нитрата серебра, известковой воды, лакмуса.
Задание 1. Свойства кислот
Проделайте реакции, характеризующие свойства раствора соляной кислоты.
Проделайте реакции, характеризующие свойства раствора серной кислоты
Задание 2. Свойства оснований
Проделайте реакции, характеризующие свойства раствора гидроксида натрия.
Получите гидроксид железа(III) реакцией обмена и проделайте реакции, характеризующие его химические свойства
Задание 3. Свойства оксидов
Получите оксид углерода(IV) и проделайте реакции, характеризующие его свойства.
Проделайте реакции, характеризующие свойства оксида меди(II)
Задание 4. Свойства солей
Практическая работа 9.
Решение экспериментальных задач
Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, нагреватель для пробирок; гвоздь железный, цинк, алюминий, медь, оксид меди(II), вода хлорная, вода сероводородная, растворы серной кислоты, хлорида магния, гидроксида натрия, сульфата алюминия, карбоната натрия, сульфата цинка, фосфата натрия, хлорида натрия, соляной кислоты, сульфида натрия, азотной кислоты, сульфита натрия, сульфата меди(II), хлорида бария, хлорида железа(III), йодида калия.
Практическая работа № 6
Ионные реакции
Опыт 1. Обнаружение сульфат-ионов 
В одну пробирку налейте 1—2 мл раствора сульфата натрия, а в другую — 1—2 мл раствора сульфата калия. В обе пробирки по каплям добавьте раствор хлорида бария. Объясните наблюдаемое.
Составьте уравнения электролитической диссоциации взятых солей и уравнение реакции обмена. Запишите полное и сокращённое ионные уравнения реакции.
В чём сущность обнаружения ионов с помощью реактива?
Составьте уравнения диссоциации солей, реакции обмена и полные и сокращённые ионные уравнения проведённых реакций.
В двух пробирках содержатся растворы хлорида калия и сульфата магния. С помощью каких реакций можно доказать, что в одной пробирке находится раствор хлорида калия, а в другой — раствор сульфата магния?
Раствор из первой пробирки разделите пополам и перелейте в две пробирки. Прилейте в одну пробирку раствор нитрата свинца (II), в другую — раствор хлорида бария. В какой из пробирок выпал осадок? Какая из солей — КСl или MgSO4 — содержится в первой пробирке?
Раствор из второй пробирки испытайте на присутствие аниона, не обнаруженного в первой пробирке. Для этого к испытуемому раствору прилейте раствор нитрата свинца (II). Объясните наблюдаемое.
Составьте уравнения реакций обмена проведённых вами реакций и полные и сокращённые ионные уравнения реакций обнаружения ионов.
Опыт 4
Проделайте реакции, подтверждающие качественный состав следующих веществ: а) хлорида бария; б) сульфата магния; в) карбоната аммония. Для выполнения этого опыта используйте таблицу 12.
Таблица 12
Определение ионов
Ионные реакции
Опыт 1
Обнаружение сульфат-ионов 
В одну пробирку налейте 1—2 мл раствора сульфата натрия, а в другую — 1—2 мл раствора сульфата калия. В обе пробирки по каплям добавьте раствор хлорида бария. Объясните наблюдаемое.
Составьте уравнения электролитической диссоциации взятых солей и уравнение реакции обмена. Запишите полное и сокращённое ионные уравнения реакции.
В чём сущность обнаружения ионов с помощью реактива?
Опыт 2
Составьте уравнения диссоциации солей, реакции обмена и полные и сокращённые
Опыт 3
В двух пробирках содержатся растворы хлорида калия и сульфата магния. С помощью каких реакций можно доказать, что в одной пробирке находится раствор хлорида калия, а в другой — раствор сульфата магния?
Раствор из первой пробирки разделите пополам и перелейте в две пробирки. Прилейте в одну пробирку раствор нитрата свинца (II), в другую — раствор хлорида бария. В какой из пробирок выпал осадок? Какая из солей — КСl или MgSO4 — содержится в первой пробирке?
Раствор из второй пробирки испытайте на присутствие аниона, не обнаруженного в первой пробирке. Для этого к испытуемому раствору прилейте раствор нитрата свинца (II). Объясните наблюдаемое.
Составьте уравнения реакций обмена проведённых вами реакций и полные и сокращённые ионные уравнения реакций обнаружения ионов.
Опыт 4
Проделайте реакции, подтверждающие качественный состав следующих веществ: а) хлорида бария; б) сульфата магния; в) карбоната аммония. Для выполнения этого опыта используйте таблицу 12.
Ионные реакции
Опыт 1
Обнаружение сульфат-ионов 
В одну пробирку налейте 1—2 мл раствора сульфата натрия, а в другую — 1—2 мл раствора сульфата калия. В обе пробирки по каплям добавьте раствор хлорида бария. Объясните наблюдаемое.
Составьте уравнения электролитической диссоциации взятых солей и уравнение реакции обмена. Запишите полное и сокращённое ионные уравнения реакции.
В чём сущность обнаружения ионов с помощью реактива?
Опыт 2
Составьте уравнения диссоциации солей, реакции обмена и полные и сокращённые
Опыт 3
В двух пробирках содержатся растворы хлорида калия и сульфата магния. С помощью каких реакций можно доказать, что в одной пробирке находится раствор хлорида калия, а в другой — раствор сульфата магния?
Раствор из первой пробирки разделите пополам и перелейте в две пробирки. Прилейте в одну пробирку раствор нитрата свинца (II), в другую — раствор хлорида бария. В какой из пробирок выпал осадок? Какая из солей — КСl или MgSO4 — содержится в первой пробирке?
Раствор из второй пробирки испытайте на присутствие аниона, не обнаруженного в первой пробирке. Для этого к испытуемому раствору прилейте раствор нитрата свинца (II). Объясните наблюдаемое.
Составьте уравнения реакций обмена проведённых вами реакций и полные и сокращённые ионные уравнения реакций обнаружения ионов.
Опыт 4
Проделайте реакции, подтверждающие качественный состав следующих веществ: а) хлорида бария; б) сульфата магния; в) карбоната аммония. Для выполнения этого опыта используйте таблицу 12.