какие специфические функции выполняет воображение
Воображение
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов. [1]
Разновидность творческого воображения — фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи. [2]
Содержание
Классификация процессов воображения
По степени целенаправленности:
По приёмам воображения:
По степени волевых усилий:
Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса
Механизмы воображения
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.
Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:
Развитие воображения у детей
Развитию воображения способствуют:
Развитию воображения препятствуют:
Воображение и реальность
Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.
Функции воображения
Воображение и когнитивные процессы
Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.
Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.
И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.
В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.
Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе — или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.
Функции воображения. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образахи иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем Способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Вопросы для повторения и закрепления материала:
1. Дайте характеристику воображения как психического процесса.
2. Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции организма. Каково его значение?
3. Каковы физиологические механизмы воображения?
4. Какие виды воображения вы знаете? Приведитеих классификацию.
5. Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.
6. Как проявляется аналитико-синтетическая деятельность мозга в работе воображения?
7. Какие механизмы формирования воображаемых образов вы знаете?
8. Расскажите об основных закономерностях и процессах агглютинации.
9. Привидите примеры гиперболизации.
10 В чем заключаются функции воображения?
Задания для самостоятельной работы:
1. Укажите отличие воображения от восприятия.
Ответ: образы воображения не всегда соответствуют реальности.
2. Укажите, на что направлены память и воображение.
Ответ: основная тенденция памяти – возобновление образов в максимальном приближении к эталону, а основная тенденция воображения – преобразование образов, обеспечивающее создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникшей.
3. Укажите сходство и отличие воображения от мышления.
Ответ: сходство – воображение возникает в проблемной ситуации, оно мотивируется потребностями личности. Отличие – воображение происходит в конкретно – образной форме, в виде ярких представлений, а мышление происходит путем оперирования понятиями.
Дата добавления: 2015-10-05 ; просмотров: 1379 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Функции воображения и его развитие
Функции воображения. Воображение и творчество
Связь воображения с реальностью. Между образами воображения и отражаемыми в них явлениями действительности нет однозначного соответствия, поскольку воображение не является копией настоящего. Воображение представляет собой модель предполагаемого, основанную на опыте субъекта, который исходит из знания прошлого и настоящего состояния воссоздаваемой системы. Однако любые образы фантазии детерминированы. Нет, и не может быть бессодержательной фантазии, в которой бы так или иначе не отразился объективный мир: природный или социальный. Тем не менее, степень адекватности отражения действительности в фантазии может быть разной. На этом основании даже была предпринята попытка расклассифицировать фантазию (воображение) на следующие виды: 1) рациональная фантазия, отражающая существенные стороны объекта, 2) иллюзия, в которой видимость принимается за сущность, и 3) мистификация, в которой сознательно искажается объективная реальность. |
Воображение многофункционально. Называют следующие важнейшие функции воображзения:
Функции воображения и его развитие
Разум человека не может находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди такмного мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в негоне поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно вэто время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своемужеланию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфическихфункций (рис.2), первая из которых состоит в том, чтобы представлятьдействительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решаязадачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в неговключена.Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворятьмногие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненноважная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлениипсихологии, как психоанализ.Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляциипознавательных процессов и состояний человека. С помощью искусносоздаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события,посредством образов он получает возможность управлять восприятием,воспоминаниями, высказываниями.Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего планадействий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.Пятой функцией воображения является планирование и программированиедеятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процессареализации.С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическимисостояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известныфакты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путемчеловек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания,частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат воснове аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
|
Рис.2 Специфические функции воображения При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. Втворческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т.п.,развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видамидеятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путемспециальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием волинаучиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы,туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела,употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода.ЗаключениеПодводя итог данной контрольной работы, следует подчеркнуть, что воображениеявляется основной двигательной силой творческого процесса человека и играетогромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что всяжизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная отприготовления пищи дома до создания литературный произведений илиизобретательства. Без творческого подхода тяжело решить какую-либо задачу, ипоэтому творческие способности необходимо развивать у человека с раннегодетства.Основная роль в плане осуществления развития творческих способностей ребенкапринадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упускатьвремени и заниматься с ребенком постоянно.Учебные заведения также играют важнейшую роль в развитии воображения итворческих способностей человека. От того, насколько профессионально учителяи преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и интересно дляребенка разработана программа обучения, зависит уровень развития конкретногоребенка и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.
ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО
Нельзя лучше выразить, в чем заключается сущность художественного творчества. Даже в портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а преобразует воспринимаемое. Суть этого преобразования заключается в том, что оно не удаляется, а приближается к действительности, что оно как бы снимает с нее случайные наслоения и внешние покровы. В результате глубже и вернее выявляется ее основной рисунок. Продукт такого воображения дает часто по существу более верную, глубокую, более адекватную картину или образ действительности, чем это в состоянии сделать фотографирующее воспроизведение непосредственно данного. Образ, внутри преобразованный идеей художественного произведения так, что во всей своей жизненной реальности он оказывается пластическим выражением определенного идейного содержания, является высшим продуктом творческого художественного воображения. Мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может измышлять, не считаясь с реальными требованиями действительности и идеальными требованиями художественного замысла, а, скорее, по тому, как он умеет преобразовать действительность повседневного восприятия, обремененную случайными, лишенными выразительности штрихами, в соответствии с требованиями действительности и художественного замысла. Воображение создает в наглядных образах, таких похожих и вместе с тем не похожих на наши потускневшие и стертые в повседневной обыденности восприятия, чудесно оживший, преображенный и тем не менее как будто более подлинный мир, чем данный нам в повседневном восприятии. Именно потому, глядя на него, нам, как Вронскому, когда он увидел портрет Анны, кажется, что мы именно таким его всегда видели и знали, хотя лишь воображение художника, преобразующего мир повседневного нашего восприятия, нам его таким показало.
Воображение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика воображения
С окружающей средой человек находится в постоянном контакте и на его органы чувств каждую секунду воздействуют сотни самых разных стимулов. Впечатления, полученные от предметов реального мира, сохраняются в памяти длительное время и подвергаются определенной обработке, таким образом, человек может воздействовать на окружающую среду и целенаправленно её изменять.
Человек в своих целях действует по заранее намеченному плану и потом воплощает его на практике. В создании чего-либо нового проявляется еще один феномен психики человека. Суть этого феномена заключается в том, что сначала в сознании создается образ, не существующий в реальности. Основой создания этого образа служит прошлый опыт человека, а сам процесс создания новых психических образов получил название воображения.
Таким образом, воображение – это процесс преобразования представлений, которые отражают реальную действительность и создают новые представления.
Специалисты считают, что воображение формировалось в процессе трудовой деятельности, потому что существовала потребность в преобразовании предметов реального мира. В ходе исторического развития человека деятельность воображения стала проявляться в фантазиях, мечтах, т.е. тех образах, которые не могли быть созданы на практике в данный момент.
Даже такие сложные формы воображения, которые необходимы в научном, техническом и художественном творчестве, выступают как результат преобразования представлений из реальной действительности.
Память и мышление неразрывно связаны с процессом воображения. Если человек воспроизводит представления вещей или событий из своего опыта, то речь идет о процессах памяти. Если эти же представления воспроизводятся для создания новых представлений, то речь идет о деятельности воображения. Деятельность воображения обязательно присутствует в формировании образов каких-либо объектов или явлений, никогда не воспринимаемых человеком. Например, представления о природных зонах или образе литературного героя.
Очень тесно деятельность воображения связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого вызывает позитивные чувства и может вывести из негативных состояний, а это значит, что воображение играет значительную роль в регуляции поведения.
Налицо связь воображения и волевых действий. В любом виде трудовой деятельности присутствует воображение, но, прежде чем что-то создать, необходимо об этом иметь представление. Значение воображения возрастает с приближением к творческой деятельности.
Актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы составляют физиологическую основу воображения. Возникающие новые образы не совпадают с прежним опытом, но и не отрываются от него. Непредсказуемость воображения, его сложность, дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны с глубоко залегающими структурами мозга. Значительную роль играет здесь гипоталамо-лимбическая система.
Воображение оказывает влияние на функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и на многие другие органические процессы. Например, представление о вкусной еде вызывает сильное слюноотделение, а внушение об ожоге может вызвать его реальные признаки. Таким образом, роль воображения в регуляции процессов организма человека и в регуляции его мотивированного поведения, значительна.
Основные функции воображения
Из всех живых существ только человек обладает активным и продуктивным воображением. Кроме продуктивного воображения есть еще пассивное и репродуктивное. Вся деятельность человека в той или иной степени пронизана воображением, которое сопровождает его во время чтения книги, прослушивания музыки, беседы с коллегой. Воображению человечество обязано всем, считают ученые, что составляет научно-технический прогресс, поэтому функции воображения многочисленны:
Воображение имеет еще две специальные, психологические функции – психодиагностическую и психотерапевтическую:
В жизни каждого человека бывают случаи, когда необходимо обратиться к использованию воображения. Это может быть планирование и управление деятельностью, регулирование процесса удовлетворения потребностей, виды творческой деятельности.
Однозначного соответствия между образами воображения и явлениями действительности, которые в них отражаются, нет, потому что воображение не есть копия настоящего. Воображение – это модель предполагаемого образа, основанная на опыте субъекта. Любые образы фантазии детерминированы. Бессодержательной фантазии, в которой не отразился бы природный или социальный объективный мир, нет, и не может быть. Степень адекватности отражения действительности в фантазии может быть разной.
Исходя из этого, была предпринята попытка классифицировать фантазию, т.е. воображение на виды:
Функции воображения показаны на схеме ниже.
Функции воображения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основное понятие о процессе воображения
В психологии под воображением понимают процесс формирования образов, предметов и явлений с помощью изменения уже имеющихся у человека представлений.
Образы, возникающие в процессе воображения, могут не всегда соответствовать окружающей человека действительности, в них могут присутствовать элементы фантазии и вымысла.
Под фантазией понимается созданная воображением человека картина, в которой ничего или лишь малая часть соответствует окружающей его реальной действительности.
В случае, когда воображение рисует сознанию картины будущего это называется мечтой.
Постоянными спутниками процесса воображения являются психические процессы памяти и мышления, которые обеспечивают его возникновение и сохранение созданных новых образов.
Основные виды воображения
В современной психологии выделяют несколько видов воображения. Рассмотрим некоторые из них:
Основные функции воображения
Как уже упоминалось ранее человеку свойственны несколько видов проявления воображения. Из всех живых существ на нашей планете только для человека свойственны активное и продуктивное воображение. Данные виды воображения являются прямыми продуктами высшей деятельности нервной системы человека и его сознания.
Готовые работы на аналогичную тему
Практически вся жизнедеятельность человека так или иначе связана с процессом воображения. Оно сопровождает человека во время чтения, прослушивания музыкальных произведений, разговоров с другими людьми. Именно воображение по мнению психологов и ученых из других областей научного знания, является источником прогресса в различных сферах жизни человека и общества. Происходит это благодаря многочисленным функциям, которые выполняет воображение в жизни человека. Рассмотрим их более подробно.
Одной из основных функций воображения человека является познавательная функция, основное содержание которой заключается в расширении и углублении знаний человека. Выделяют две разновидности данной функции воображения:
В результате появившиеся новые образы приводят к уникальным открытиям и изобретениям человечества. Именно поэтому воображение является психическим процессом, который обеспечивает поиск творческих действий.
Следующая функция, на которую необходимо обратить внимание – это функция предвосхищения, которая обеспечивает нормальное протекание процессов прогнозирования результатов какой – либо деятельности человека в вязи с возникновениями новых образов, идей и явлений.
Регулирующая функция, предполагающая, что роль образов воображения, заключается в их побудительном значении и влиянии на процесс организации деятельности человека. Связанные с потребностями, интересами и другими компонентами личности, они становятся психологическим фактором творческого вдохновения;
Контрольно-корректирующая функция, сущность которой заключается в том, что благодаря ее осуществлению человек имеет возможность исправить возникающие ошибки и недочеты и корректировать используемые методы и приемы деятельности в процессе достижения определенной цели;
Функции эмоционального воздействия, обеспечивающие стимулирующее действие на эмоциональный фон и настроение человека в процессе осуществления деятельности. Благодаря действию данной функции воображения настроение человека способно изменяться в соответствии с условиями и способствовать увлеченности работой либо наоборот сдерживать её.
Психологические функции воображения
Помимо вышеперечисленных функций у воображения есть две специфические психологические функции:
Сущность психодиагностической функции заключается анализе продуктов воображения человека и в соответствии с результатами исследования диагностике его психического состояния и особенностей личности.
Благодаря осуществлению психотерапевтической функции возможно оказание положительного влияния на человека и его психику путем произвольного воспроизведения определенных образов. Данная функция очень широко используется во многих методах практической психологии, таких как аутогенная тренировка, гештальт терапия, нейролингвистическое программирование. например, в аутогенной тренировке, в гештальт терапии, в нейролингвистическом программировании.
Каждый человек в своей жизни чувствует необходимость в обращении к своему воображению. Ситуации, в которых этот процесс просто не заменим случаются с каждым:
Несмотря на то, что однозначного совпадения между возникающими у человека в результате работы воображения образами и реальными явлениями действительности практически не бывает, воображение является одним из самых важных познавательны процессов психики человека.